Учебно-методический комплекс дисциплины «Русский язык и культура речи»




НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины «Русский язык и культура речи»
страница1/11
Дата публикации04.02.2014
Размер1.91 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
zadocs.ru > Литература > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
ПРИЛОЖЕНИЕ 2

к приказу от «__»______ 2011 г.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования


«Самарская государственная областная академия (Наяновой)»
Кафедра русского языка



Принят на заседании кафедры

протокол от «___» __________20__ г. № ___
Зав. кафедрой _________________________

Утвержден на заседании

учебно-методичского совета СГОАН

«___» __________ 20__ г., протокол №___
Председатель УМС_____________________


^ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«Русский язык и культура речи»
Направление подготовки бакалавра: Управление качеством
^ Форма обучения: очная


Составитель:

ст.преп. Лапина О.Н.

Внесены изменения

ст.преп., кфн Таумов И.Д.
Самара

2013
Настоящий учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки Управление качеством.
1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к содержанию и результатам освоения дисциплины
^ 1.1. Цель и основные обобщенные задачи изучения дисциплины
Курс “Русский язык и культура речи” нацелен на повышение уровня практического владения современным русским литературным языком в разных сферах функционирования русского языка, в письменной и устной его разновидностях. Овладение новыми навыками и знаниями в этой области и совершенствование имеющихся неотделимо от углубления понимания основных характерных свойств русского языка как средства общения и передачи информации, а также расширения общегуманитарного кругозора, опирающегося на владение богатым коммуникативным, познавательным и эстетическим потенциалом русского языка.
Цель дисциплины – развить умение студентов оптимально использовать средства русского языка при устном и письменном общении в сфере профессиональной и бытовой коммуникации.

Задачи курса состоят в формировании у студентов следующих основных навыков, которые должен иметь профессионал любого профиля для успешной работы по своей специальности и каждый член общества – для успешной коммуникации в самых различных сферах – бытовой, юридически-правовой, научной, политической, социально-государственной:

Задачами дисциплины является следующее:

-ознакомить студентов с необходимыми сведениями о сущности языка, его месте в жизни общества и основных функциях, о структуре речевой деятельности, правилах общения и речевом этикете;

-снабдить студентов сведениями об основных видах языковых норм;

-выработать необходимые каждому образованному человеку навыки работы с различными лингвистическими словарями и справочниками;

-повысить уровень общей культуры и гуманитарной образованности студентов;

-развить их коммуникативные способности и психологическую готовность эффективно взаимодействовать с партнерами по общению.
^ 1.2. Требования к результатам освоения дисциплины студентом

Студенты, завершившие изучение данной дисциплины, должен обладать следующими компетенциями:

общекультурные компетенции:

- владение навыками культуры мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

- способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

- обладание культурой поведения, готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе;

- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;

- способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;

- способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества;

- владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации.
профессиональные компетенции:

в нормотворческой деятельности:

- способность участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности;

в правоприменительной деятельности:

- владение навыками подготовки юридических документов;

в правоохранительной деятельности:

- способность правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации;

в экспертно-консультационной деятельности:

- способность толковать различные правовые акты;

- способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности;

в педагогической деятельности:

- способность преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне;
^ В т.ч. в результате изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» студент должен:

1) знать:

- нормативные трудности СРЛЯ (орфоэпические, акцентологические, лексико-фразеологические, морфологические, синтаксические);

- критерии оценки качеств хорошей речи (точности, логичности, правильности, чистоты, богатства, экспрессивности);

2) уметь:

- продуктивно пользоваться нормативными лексикографическими источниками, академической грамматикой СРЛЯ, ортологическими рекомендациями лингвистов и методистов;

- следить за точностью, логичностью и выразительностью речи;

- определять цель и понимать ситуацию общения;

3) владеть навыками:

- адекватного, свёрнутого или развёрнутого пересказа текста (в устной и письменной речевых формах).

- создания текстов различных стилей речи;

- трансформировать вербальный и невербальный материал в соответствии с коммуникативной задачей.

- продуцирование связных, правильно построенных монологических текстов на разные темы в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и ситуацией общения;

- участие в диалогических и полилогических ситуациях общения, установление речевого контакта, обмен информацией с другими членами языкового коллектива, связанными с говорящим различными социальными отношениями.

Этими навыками носитель современного русского языка должен свободно владеть и в устной, и в письменной форме. Они охватывают не только собственно принципы построения монологического и диалогического текста, но и правила, относящиеся ко всем языковым уровням, - фонетическому (орфоэпия, орфография), лексическому (сочетаемость слов, выбор синонимов и др.), грамматическому (словообразование, морфология, синтаксис и пунктуация). Знание того или иного элемента системы языка включает его правильное употребление (выбор и комбинацию с другими элементами) при продуцировании речи и интерпретацию – при понимании речи.
В ходе изучения курса “Русский язык и культура речи” студенты должны не просто укрепить знания в перечисленных областях, но научиться практически применять их для построения текстов, продуктивного участия в процессе общения, достижения своих коммуникативных целей.

Таким образом, курс “Русский язык и культура речи” одновременно формирует у студентов-нефилологов три вида компетенции: языковую, коммуникативную (речевую) и общекультурную - с акцентом на коммуникативной компетенции.
Основными формами изучения данной дисциплины являются лекции, практические занятия и самостоятельная работа студентов. Поскольку в отличие от таких гуманитарных курсов, как философия или психология и педагогика, курс русского языка и культуры речи подразумевает овладение практическими навыками, освоение программы “Русский язык и культура речи” предполагает практические занятия, обеспечивающие обратную связь между преподавателем и студентами, и предпочтительно должно осуществляться в форме таких практических занятий, а не сводиться к поточному лекционному курсу.

Каждому студенту необходимо основательно закреплять полученные знания и вырабатывать навыки самостоятельной научной работы. С этой целью студентам рекомендуется подготовка к промежуточной аттестации (тестовые задания) и выполнение реферата.
^ 1.3. Место дисциплины в учебном процессе.
Приступающий к изучению дисциплины студент должен обладать следующими компетенциями (при наличии):

• общекультурные компетенции:

- владение навыками культуры мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;

- владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации.

- бережное отношение к культуре своего народа, к его языковым традициям.
• профессиональные компетенции:

- желание научиться логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

- желание научиться эффективному общению в любых коммуникативных ситуациях.

До начала освоения дисциплины студент должен освоить школьный курс «Русский язык».

Связь с последующими дисциплинами:

  1. Судебная речь

  2. Конфликтология

  3. Этика



Межпредметные связи учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» как средство расширения общекультурного фона развития речи студентов

(Примерная текстово-лексическая тематика)
Психология. Логика

1. Язык и национальная психология.

2. Логичность речи и «логичность» поведения.

3. Интеллект человека и животных.

4. Речевая деятельность и проблемы социальной психологии.

5. Составляющие интеллектуального и духовного потенциала личности.

6. Искусство речевого и неречевого воздействия на человека.
Педагогика. Образование

1. Выдающиеся педагоги о языке.

2. Проблемы лингвистического образования в России.

3. Молодёжь и лингвистическое образование.

4. Языки и самообразование.

5. Воспитание словом.
Политика

1. Языковая политика в Российской Федерации.

2. Национальные языки и межнациональные отношения.

3. Стиль в языке и стиль в политике.

4. Культура речи и культура политического мышления.

5. Молодёжь и политика.
Право

1. Нормы языка и нормы права.

2. На консультации у юриста.
Этика. Мораль. Нравственность

1. Нравственный потенциал русского народа.

2. Этические проблемы межличностных отношений.

3. Молодёжь: смысл жизни и ценностные ориентации.

4. Речевая культура личности и речевая культура народа в системе общечеловеческих ценностей.
Естественные науки. Техника

1. Язык и неязыковые знаковые системы (звуковые).

2. Язык и неязыковые знаковые системы (графические).

3. Языковые и неязыковые симметрия и асимметрия.

4. Графические языковые системы и искусственные языки.

5. Грамматика языка и «грамматика» естественных наук, техники.

6. Грамматика языка и искусственные языки.

7. Наука, техника и искусство.

8. Наука и религия.

9. Научно-технический прогресс и нравственность.

12. Точность в языке, науке, технике, искусстве.

^ 2. Содержание дисциплины
2.1. Государственные требования к минимуму содержания дисциплины

Учебный курс «Русский язык и культура речи» для направления подготовки 030900 Юриспруденция не относится к федеральному компоненту.
^ 2.2. Виды учебной работы, бюджет времени и форма контроля в соответствии с учебным планом направления подготовки (специальности)



п.п

Вид работы

Распределение трудоемкости по семестрам

^ Итого по дисциплине

I семестр

II семестр





зачетных единиц

ак. часов

зачетных единиц

ак. часов







зачетных единиц

ак. часов

1

Лекции

0,39

14

0

0







0,39

14

2

Практические занятия всех видов

0,61

22

0

0







0,61

22




Всего:

1

36

0

0







1

36

3

Промежуточная аттестация (с указанием вида)

зачет

0,186

6,7

0

0







зачет

0,186

6,7




ИТОГО

1,186

42,7

0

0







1,186

42,7


^ 2.3. Тематическое распределение видов учебной работы


п.п

Учебный модуль, тематический раздел дисциплины

Семестр

^ Трудоемкость и содержание отдельных видов работы

Лекции

Практические занятия

Занятия в инновац. форме

^ Самостоятельная работа

Текущий контроль

1

Язык и речь

1

2

0

1

2

балл-рейт

2

Коммуникация

1

2

1

0

4

балл-рейт

3

Лексикография

1

2

2

0

2

балл-рейт

4

Ортологический аспект культуры речи

1

2

4

2

6

балл-рейт тесты

5

Функциональные стили СРЛЯ

1

2

3

1

6

балл-рейт реферат

6

Коммуникативные качества речи

1

2

3

1

6

балл-рейт

7

Культура общения

1

2

2

2

6

балл-рейт

8

Подготовка к зачету

0

0

0

0

4

зач

ИТОГО

14

15

7

36





^ 2.4. Содержание учебных модулей (тематических разделов дисциплины)

Модуль 1 Язык и речь

Лекционный курс

Понятие язык. Условия овладения языком. Язык вообще и конкретные языки. Функции языка. Единицы языка и разделы языкознания их изучающие.

Язык как знаковая система. Знаковые единицы языка. Смысл и значение знака.

Формы существования языка.

Речь Единицы речи. Формы речи. Коммуникативные качества речи.

^ Практические занятия

Фонетика. Словообразование – морфемика и собственно словообразование (деривация). Морфология. Лексика. Синтаксис. Фонология, орфоэпия, акцентология, орфография, пунктуация, фразеология, семантика, лексикография, ономатология, семасиология, ономастика.

Единицы языка – фонема, морфема, слово, словосочетание, предложение.

Единицы речи – звук, слог, фонетическое слово, речевой такт, фраза.

Особенности устной и письменной речи.
^ Занятия, проводимые в интерактивной форме с применением инновационных образовательных технологий

Включение элементов культуродиалоговой методики в преподавание учебного курса – это мозговая атака, направляемая дискуссия, использование схем и других наглядных пособий (диапроекторов, распечаток, доски).

При любом из этих методов на всех стадиях учебного процесса общение построено в живой манере, аудитория вовлекается в образовательный процесс, и студент становится активным участником. У обучающихся параллельно вырабатываются и практические навыки.

^ Направляемая дискуссия: Ключом к обсуждению является умение задавать дискуссионные вопросы. Задача преподавателя помочь группе выделить определенную проблему, и направить ход обсуждения в сторону прояснения и разрешения этой проблемы. Используя ответы и соображения, высказанные студентами, с тем чтобы сделать акцент на правильном положении, преподаватель привлекает студентов к работе над материалом и повышает их заинтересованность в обсуждаемом вопросе.

^ Мозговой штурм представляет собой эффективный метод вовлечения всех студентов в группе в анализ поставленной задачи. Преподаватель задает вопрос всей группе и просит студентов предлагать различные варианты. Каждая идея должна записываться концентрированно, при необходимости в видоизмененной форме. Все идеи должны приветствоваться, никакую идею нельзя критиковать или отвергать. Занятия должны быть ограничены по времени 10-15 минутами. Результатом мозговой атаки становится список творческих решений или ариантов решения проблемы, созданный благодаря участию студентов. Так как студентов просят активно участвовать в процессе критического мышления, ни могут лучше понять и запомнить обсуждавшуюся информацию.

^ Ролевые игры - это эффективный метод обучения студентов практическим навыкам работы, так как они основаны на принципе обучения в процессе игры: студентам предоставляется возможность применить теорию - то, что они изучали на занятиях и по учебникам - на практике. Используя интерактивные методы, мы ставим перед собой задачу не только дать студентам общие знания, но и сформировать определенный уровень умений и навыков с тем, чтобы при работе они могли чувствовать уверенность в себе и демонстрировать зрелость и здравый смысл.
^ Самостоятельная работа студента

Русский язык как язык государственный.

Выдающиеся педагоги о языке.

Проблемы лингвистического образования в России.

Молодёжь и лингвистическое образование.

Лингвистическое образование за рубежом.
Модуль 2 Коммуникация

Лекционный курс

Коммуникация. Речевая коммуникация. Невербальные компоненты коммуникации. Основные единицы речевого общения.

Речевая деятельность. Этапы речевой деятельности.

^ Практические занятия

Речевая коммуникация. Невербальные компоненты коммуникации. Неязыковые системы общения.

Самостоятельная работа студента

Воспитание словом.

Этические проблемы межличностных отношений.
Модуль 3 Лексикография.

Лекционный курс

Разновидности словарей, особенности работы с ними

^ Практические занятия

Практическая работа по теме «Ортологический аспект культуры речи»
Модуль 4 Ортологический аспект культуры речи

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины «Русский язык и культура речи» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Русский язык и культура речи»
Настоящий учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта...

Учебно-методический комплекс дисциплины «Русский язык и культура речи» iconПигарева Т. П., Муратова М. Д. Русский язык и культура речи: учебно-методический...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Учебно-методический комплекс дисциплины «Русский язык и культура речи» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Введение в языкознание»
Филология профилю Отечественная филология (Русский язык и культура речи) фгбоу впо «ЧелГУ»

Учебно-методический комплекс дисциплины «Русский язык и культура речи» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Основы филологии»
Филология профилям Отечественная филология (Русский язык и литература), Зарубежная филология (Английский язык) фгбоу впо «ЧелГУ»

Учебно-методический комплекс дисциплины «Русский язык и культура речи» iconУчебно-методический комплекс (специальность 032700. 62 филология)...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Учебно-методический комплекс дисциплины «Русский язык и культура речи» iconВопросы для подготовки к зачету по дисциплине «Русский язык и культура речи»
Язык и речь. Культура речи как наука. Нормативный, этический, коммуникативный аспекты к р. Литературный язык. Кодификация нормы....

Учебно-методический комплекс дисциплины «Русский язык и культура речи» iconКоллектив авторов Русский язык и культура речи: Учебник
«Русский язык и культура речи». Мотив очевиден: коммуникативная компетенция многих выпускников нефилологических вузов, в которых...

Учебно-методический комплекс дисциплины «Русский язык и культура речи» iconУчебно-методический комплекс дисциплины Б3 Б. 5 «гражданское право»
...

Учебно-методический комплекс дисциплины «Русский язык и культура речи» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Философия»
Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден и утвержден на заседании общеуниверситетской кафедры философии июня 2009 года, протокол...

Учебно-методический комплекс дисциплины «Русский язык и культура речи» iconМ. Б. Серпикова русский язык и культура речи
Серпикова М. Б. Русский язык и культура речи. Практикум. М.: Миит, 2011. – 129 с

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов