Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы филологии»




Скачать 499.59 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины «Основы филологии»
страница1/5
Дата публикации20.02.2014
Размер499.59 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
zadocs.ru > Литература > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение


высшего профессионального образования

«Челябинский государственный университет» (ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»)

Миасский филиал

Кафедра филологии


Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы филологии» по направлению

подготовки 032700.62 Филология профилям Отечественная филология (Русский язык и литература), Зарубежная филология (Английский язык) ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»


Версия документа - 1



стр. из


Первый экземпляр __________


КОПИЯ № _____





УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

____________Н.А. Мамаев

«____»_____________2011 г.

Учебно-методический комплекс

«Основы филологии»


^

Направление подготовки:

032700.62 – Филология




Профили подготовки:

«Отечественная филология (Русский язык и литература)»,

«Зарубежная филология (Английский язык)»

Присваиваемая квалификация (академическая степень):

бакалавр

Форма обучения:

очная


Миасс 2011 г.

Содержание

  1. Программа учебной дисциплины……………………………

3

    1. Вводная часть…………………………………………...

3

      1. Цель и задачи освоения учебной дисциплины

3

      1. Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата………………………………………………...

4

      1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины…………………………

5

    1. Структура и содержание учебной дисциплины………

8

    1. Рабочая учебная программа……………………………

12

      1. Разделы дисциплины, виды учебной работы, объем занятий и формы контроля…………………………

12

      1. Лекции…………………………………………..

14

      1. Практические занятия………………………….

16

      1. Самостоятельная работа студентов……………

19

    1. Список литературы…………………………………….

22

    1. Электронная коллекция………………………………..

25

  1. Методические рекомендации преподавателю……………..

26

  1. Методические рекомендации студенту…………………….

30

  1. Требования к уровням освоения программы……………….

31

  1. Фонды оценочных средств…………………………………..

32

  1. Программа учебной дисциплины

    1. Вводная часть

Первичное представление о широте проблемного поля филологии необходимо будущему специалисту для успешной деятельности как в процессе обучения, так и в профессиональной сфере. Владение информацией о мультидисциплинарности и интегративности современной филологии поможет студенту адекватно ориентироваться во взаимосвязях учебных дисциплин общепрофессионального и профессионального циклов, правильно выбирать направление и тематику учебно-научных работ, эффективно применять полученные знания на учебной и производственной практике. Уяснение взаимосвязи филологии и других гуманитарных наук (философии, истории, логики, культурологии, семиотики, герменевтики и др.) расширяет общекультурный и профессиональный кругозор бакалавров филологии. Таким образом, учебная дисциплина «Основы филологии» является пропедевтической и обеспечивает подготовку студентов к изучению частных филологических дисциплин при сохранении целостного представления о филологии как системе теоретико-прикладного знания о языке, речи, тексте.

Программа учебной дисциплины «Основы филологии» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО – 03) по направлению подготовки 032700.62 Филология (квалификация «бакалавр»).

      1. ^ Цель и задачи освоения учебной дисциплины

Цель учебной дисциплины «Основы филологии» – сформировать у студентов представление о филологии как гуманитарной научной дисциплине, объединяющей теоретическое знание и практическую деятельность, обращенные к языку, речевой коммуникации и создаваемым посредством их текстам; заложить у студентов мировоззренческие основы для осмысления отдельных отраслей филологии как компонентов целого.

Задачи дисциплины:

1) сформировать у студентов первоначальное представление о филологии как научной отрасли и направлении высшего профессионального образования;

2) познакомить студентов с историей возникновения и основными этапами развития филологии;

3) разъяснить студентам роль филологических наук в современном обществе;

4) ознакомить студентов с основными объектами филологии;

5) охарактеризовать проблему метода в филологии;

6) рассмотреть со студентами особенности научного исследования в области филологии.
1.1.2. Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Данная дисциплина входит в базовую часть общепрофессионального цикла (Б. 2. Б. 3.).

Структура ООП бакалавриата (Выписка из ФГОС ВПО)

Код УЦ ООП

Учебные циклы и проектируемые результаты их освоения

Трудоемкость (зачетные единицы)

Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий

Коды формируемых компетенций

Б. 2

Общепрофессиональный цикл

40–45










^ Базовая часть

В результате изучения базовой части цикла студент должен

знать: основные понятия и термины филологической науки, ее внутреннюю стратификацию; понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества;

уметь: использовать основные методы защиты производственного персонала и населения от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; применять на практике базовые навыки сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий;

владеть: основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией; навыками работы с информацией в глобальных компьютерных сетях.

20–25

Безопасность жизнедеятельности

Информатика

Основы филологии

Введение в языкознание

Введение в литературоведение

Введение в теорию коммуникации

Классические / древние языки

ОК1-1

ОК-4

ОК-5

ОК-8

ОК-10

ОК-11

ОК-12

ОК-14
ПК2-1

ПК-2

ПК-4

ПК-7

ПК-8



Для изучения дисциплины «Основы филологии» необходимы знания, умения и компетенции, полученные выпускниками средних общеобразовательных школ и получаемые студентами в процессе изучения смежных учебных дисциплин базовой части общепрофессионального цикла: «Введение в языкознание» (1 семестр), «Введение в литературоведение» (1 семестр), «Старославянский язык» (1 семестр) «Введение в теорию коммуникации» (3 семестр). В дальнейшем углублению и расширению филологической компетентности должны способствовать другие дисциплины общепрофессионального и профессионального циклов («Общее языкознание», «Теория литературы», «Принципы организации научного текста», «Основы лингвистического анализа текста», «История лингвистических / литературоведческих учений» и др.), а также гуманитарного, социального и экономического цикла («Философия», «Профессиональная этика», «Риторика» и др.).


      1. ^ Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины «Основы филологии» студент должен:

Знать:

– социально-культурные предпосылки и условия возникновения филологии;

– основные этапы исторического развития филологии;

– структуру филологии как системы теоретико-прикладного знания о языке, речи, тексте;

– место и роль филологических наук в современном обществе;

– точки соприкосновения филологии и других гуманитарных наук;

– объекты современной филологии, связанные с ними понятия и термины;

– методологический арсенал филологической науки;

– принципы и этапы научного исследования в области филологии;

– основные библиографические источники и поисковые системы.

Уметь:

– соотносить информацию, получаемую при освоении разных учебных дисциплин, и использовать ее в учебном процессе, а также на практике;

– выбирать направление учебно-научного исследования с учетом объективных и субъективных факторов;

– определять актуальность тематики учебно-научной работы, ее новизну и перспективы;

– определять источники и способы сбора языкового или литературного материала для учебно-научной работы;

– выбирать методы и приемы исследовательской и практической работы в соответствующей области филологии;

– составлять план-проспект учебно-научной работы.

^ Иметь навыки:

– составления библиографии по тематике проводимого исследования;

– конспектирования, реферирования и аннотирования учебной, научной, справочной литературы по заданной теме;

– составления тезисов и текста учебно-научного сообщения;

– создания компьютерной презентации для сопровождения устного сообщения, доклада;

– публичного выступления с сообщением, докладом;

– участия в научных дискуссиях.

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ООП ВПО по направлению подготовки 032700.62 Филология (для дисциплин базовой части общепрофессионального цикла):

а) общекультурных (ОК)

– владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

– владение нормами русского литературного языка, навыками практического использования системы функциональных стилей речи; умение создавать и редактировать тексты профессионального назначения на русском языке (ОК-2);

– осознание социальной значимости своей профессии, высокая мотивация к профессиональной деятельности (ОК-8);

– способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);

– владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);

– способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12);

– владение навыками использования иностранного языка в устной и письменной форме в сфере профессиональной коммуникации (ОК-13);

дополнительных общекультурных компетенций (Приказ ФГБОУ ВПО «ЧелГУ» № 508-2 от 06.06.2011):

– владеет культурой системного и творческого мышления, способен критически подходить к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, владеет теорией и практикой решения интеллектуальных задач (ОК-1*);

– обладает навыками эффективного общения и активного слушания, владеет русским языком, умеет логически верно, аргументированно, четко и ясно выражать мысли в устной и письменной форме, полностью осознавая смысл изложенного (ОК-2*);

– обладает навыками управления информацией, владеет базовыми знаниями компьютерных технологий как средством (инструментом) управления информационными процессами (получения, хранения, передачи и обработки информации) (ОК-4*);

– владеет одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-7*);

б) профессиональных (ПК)

общепрофессиональные:

– способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии (ПК-1);

– владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий (ПК-2);

– свободное владение основным изучаемым языком в его литературной форме (ПК-3);

– владение основными методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на основном изучаемом языке (ПК-4);
по видам деятельности с учетом профиля подготовки:

в научно-исследовательской деятельности

– владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем (ПК-7);

– владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований (ПК-8).


    1. ^ Структура и содержание учебной дисциплины


Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, общий объем часов 72, в том числе:

– лекции 18 ч.;

– практические занятия 18 ч.;

– самостоятельная работа студентов 36 ч.

Форма контроля – зачет.

Семестр 1.

^ Содержание дисциплины

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы филологии» iconУчебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Основы антропологии» Специальность
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Биология размножения и развития» составлен в соответствии с требованиями Государственного...

Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы филологии» iconУчебно-методический комплекс Минск Изд-во миу 2011
Учебно-методический комплекс предназначен для оказания методической помощи в изучении дисциплины «Основы экологии и энергосбережения»...

Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы филологии» iconУчебно-методический комплекс дисциплины Б3 Б. 5 «гражданское право»
...

Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы филологии» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Философия»
Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден и утвержден на заседании общеуниверситетской кафедры философии июня 2009 года, протокол...

Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы филологии» iconУчебно-методический комплекс дисциплины История и теория конституционализма...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки

Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы филологии» iconУчебно-методический комплекс дисциплины вв «социология»
Учебно-методический комплекс дисциплины «Социология» разработан с учетом требований Федерального государственного образовательного...

Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы филологии» iconУчебно-методический комплекс дисциплины История и теория конституционализма...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки

Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы филологии» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Восток в мировой политике»
Учебно-методический комплекс предназначен для преподавания учебной дисциплины вариативной части профессионального цикла магистрантам...

Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы филологии» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины психология делового общения 100200. 62 «Туризм»
Учебно-методический комплекс одобрен методической комиссией факультета социального управления

Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы филологии» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Международное право»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов