Французская культура пронизывала жизнь высшего общества в России через французский язык, через французскую литературу; дворянские дети часто воспитывались




Скачать 210.75 Kb.
НазваниеФранцузская культура пронизывала жизнь высшего общества в России через французский язык, через французскую литературу; дворянские дети часто воспитывались
Дата публикации03.04.2014
Размер210.75 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Литература > Документы
ГОДЫ УЧЕНИЯ

Французская культура пронизывала жизнь высшего общества в России – через французский язык, через французскую литературу; дворянские дети часто воспитывались французскими гувернерами и гувернантками, а позже их учителями также нередко становились французы. Раскаты французской революции то там, то здесь отзывались в русской культуре… Французская культура, французская литература очень рано входит в жизнь И.С. Тургенева.

Маленькому Ивану дарили книги. Например, на 10-летие ему преподнесли труд Адама «Римские древности» (1818) по-французски с надписью: «А. Jean Тourgueneff, 1828». В библиотеку юного Тургенева входили произведения многих французских авторов: Корнеля, Расина, Вольтера, Руссо, Дидро и др. У него были особые литературные пристрастия, как, например, книги Лафонтена, Вольтера, и были авторы, к которым он относился прохладно, и даже критиковал их произведения. Этот список французских книг пополняется в 30-е годы. Будучи в Берлине, Тургенев покупает труды философов, в том числе – французских: П.Ж. Прудона, М. Шевалье, Ф. Ламенне, П. Леру, Ж.Мишле. Тургенев знакомится с сочинениями писателей О.де Бальзака, П-Ж. Беранже, В. Гюго, П. Мериме, А. Мюссе, Ж. Санд, А. Дюма и др



Братья Николай и Иван Тургеневы 1824 г. Вивьен Н.Е. – художник,

учитель рисования И.С. Тургенева


В письме к М.Д. Хмырову от 8/20 октября1868 г. И.С. Тургенев писал: «В 1822 году вместе с родителями совершил путешествие в Германию, Швейцарию и Францию. (…) Языкам французскому и немецкому выучился сызмала, английскому в на 15-ом году… Воспитывался сперва дома, потом в Москве в частном пансионе Вейденгаммера; жил также пансионером у директора Армянского Лазаревых института. Дома имел гувернеров, большей частью французов…».

Пансион Вейденгаммера

«- …Гувернантка со мной есть и тут.

- Францюзенка?
- Француженка.
Пунин почесал у себя за ухом.
- Сиречь мамзель?
- Да; ее зовут мадмуазель Фрикэ. –

Мне вдруг показалось постыдным, что у меня,

двенадцатилетнего мальчика,

не гувернер, а гувернантка, точно у девочки!

– Да я ее не слушаюсь, - прибавил я с пренебрежением.

– Мне что! Пунин покачал головою. –

– Ох, дворянчики, дворянчики! Полюбились вам иностранчики!

От российского вы отклонилися, - на чужое преклонилися,

к иноземцам обратилися…» («Пунин и Бабурин».)

^ КУРТАВНЕЛЬ: «КОЛЫБЕЛЬ ЛИТЕРАТУРНОЙ ИЗВЕСТНОСТИ»

В Куртавнель И.С. Тургенева привела любовь. 28 февраля 1843 году в день своего 25-летия Тургенев знакомится с певицей Полиной Виардо. Она гастролировала в то время в Санкт-Петербурге. Любовь к ней во многом определит его дальнейшую жизнь. В мае 1845 г. Тургенев выходит в отставку, а летом 1845 года он уже гостит у Виардо в Куртавнеле, в ее имении в шестидесяти километрах от Парижа.

Тургеневу подходил Куртавнель. Самый воздух Иль де Франса, голубая дымка полей - именно для него. Полина Виардо выбрала для него такую комнату, где было прохладно, нежно. Здесь Тургенев написал большую часть «Записок охотника». Он назвал Куртавнель «колыбелью своей славы». Но здесь и колыбель его любви.



Тургенев в возрасте 26 лет. Полина Виардо-Гарсиа.

Художник Э. Лами. 1844 год Художник Т. А. Нефф

«[В 1843 году П. Виардо приехала на гастроли в Петербург.] 28 октября, в день своего рождения, Тургенев охотился где-то под Петербургом… Некий майор Комаров, маленький и смешной человечек, познакомил его на охоте с господином Луи Виардо. Очевидно, Тургенев произвел хорошее впечатление. 1 ноября, утром, тот же майор представил его уже самой певице, в квартире ее против Александринского театра. Тургеневу только что исполнилось двадцать пять лет, Полине шел двадцать третий. В то туманное-белое, мокрое петербургское утро с летящим снегом юная знаменитость ласково-равнодушно принимала у себя русского медведя. С ним только что познакомился муж. Его преподносили как «молодого помещика, хорошего стрелка, приятного собеседника и плохого стихотворца» - за восторгами таких медведей она сюда и приехала. Могла ли подумать тогда, что этот «молодой помещик и плохой стихотворец» станет русским классиком и в славе свой далеко превзойдет ее? Что на сорок лет будет он прикреплен к ней? Что ее собственная жизнь переплетется с его жизнию? Что господину Луи Виардо так до конца дней своих и охотиться с этим помещиком и мирно беседовать с ним о разных домашних делах?» (Б. Зайцев. Литературная биография И.С. Тургенева)



Полина Гарсиа в роли Розины
в «Севильском цирюльнике». (1839г.).
Литография Жюльена.

Тургенев познакомился с П. Виардо во время ее гастролей в Петербурге, которые певица открыла «Севильским цирюльником»: она пела партию Розины.

Дом на месте Демидовской гостиницы. Невский пр. 54 (угол Малой Садовой ул. и Несвского пр.). На месте дома (углового слева), построенного в начале XX века, находилась гостиница, где И.С. Тургенев познакомился с певицей Полиной Виардо. «Я вас встретил в первый раз в Петербурге в доме Демидова. Я помню этот визит, как будто это произошло вчера. Это было утром. Пришел я не один, со мною был маленький майор Комаров».

(Из письма И.С. Тургенева к П. Виардо)

«C той самой минуты, как я увидел ее в первый раз — с той роковой минуты я принадлежал ей весь, вот как собака принадлежит своему хозяину. Я уж не мог жить нигде, где она не жила; я оторвался разом от всего мне дорогого, от самой родины, пустился вслед за этой женщиной. Я не мог отвести взора от черт ее лица, не мог наслушаться ее речей, налюбоваться каждым ее движением; я, право, и дышал-то вслед за нею», — писал Тургенев о своей первой встрече с Полиной Виардо в 1843 году.

Дом на месте Демидовской гостиницы. Невский пр. 54


И.С. Тургенев.
Рисунок П. Виардо (1870-е гг).

«Полина Виардо была дочерью знаменитого испанского тенора Мануэля Гарсиа. Мать ее, Джоваккина Сичес, тоже пела, как и старшая сестра Мария, по мужу Малибран – прославленная певица. Полину с детства учил властный и суровый отец. Первые уроки – на парусном судне, шедшем в Мексику – с голоса, без рояля. Ноты писал сам отец. Она пела с ним по вечерам, на мостике, «к большому удовольствию всего экипажа».

(Б. Зайцев. Литературная биография И.С. Тургенева)



Мануэль Висенте дель Пополо Мануэль Гарсиа Джоваккина Гарсиа, Мария Малибран

Гарсиа-старший, отец П. Виардо. в роли Отелло. мать П. Виардо в роли Дездемоны,

Портрет работы Библиотека Оперы Фото Пьера Пети сестра П. Виардо.

неизвестного художника Литография Ф. Эллиаса.

(начало XIX века).

«В 1841 году она вышла замуж за директора Парижской оперы, господина Луи Виардо – вряд ли по любви, скорее для жизненного укрепления. Виардо был на двадцать лет старше ее, по-видимому, человек смирный, просвещенный, малозаметный – муж знаменитости». (Б. Зайцев. Литературная биография И.С. Тургенева)





Луи Виардо, муж П. Виардо.

Фотография (1870-е гг. ) «Золушка». Гравюра, изображающая мадам Виардо в роли Валентины

Опера Полины Виардо. и Марини в роли Марселя а в опере Мейербера

Афиша «Гугеноты» в Королевской Итальянской опере

Лондон, август 1848 г.




Полина Виардо в образе святой Цецилии Полина Виардо в роли Нормы Полина Виардо в роли Орфея

за органом. Художник Арии Шеффер. в опере В. Беллини «Норма». в опере К.В. Глюка «Орфей».

Гравюра Джакопо Бернарди Фотография (конец 1850-х гг.) Фотография (1859 г.)

Музей в Дордрахте.



Полина Виардо в роли Амины Полина Виардо в роли Фидес Полина Виардо за пианино.

в опере В. Беллини «Сомнамбула». в опере Дж. Мейербера «Пророк» Рис. Жорж Санд

Рисунок К. Брюллова. (1844) Рисунок неизвестного художника (1850-е гг.).

«…Зиму 44 – 45 годов Виардо вновь пела в Петербурге, вновь виделась и «дружила» с Тургеневым. Летом он ухитрился уехать за границу, разумеется, в Париж и, разумеется, из-за нее. Тем же летом гостил в Куртавенеле, парижской «подмосковной» Виардо. Это и были первые шаги по пересадке нашего писателя на иноземную почву». (Б. Зайцев. Литературная биография И.С. Тургенева)





Дом Виардо в Куртавенеле.

Рисунок П. Виардо
Дом Виардо в Куртавенеле

(вид со стороны сада).

Рисунок П. Виардо

«Старинный замок, времен Франциска I. Массивный, с пепельно-серыми стенами, большими окнами, замшелой крышей, он окружен рвами и каналами с водой – по ним даже ездили на лодке. Перед главным фасадом чудесные цветники, каштаны, тополя. С другой стороны парк и оранжерея. А вокруг мягкий, разнообразный пейзаж средней Франции, не поражающий, но уютный и благородный». (Б. Зайцев. Литературная биография И.С. Тургенева)

Замок Куртавнель.
Рис. Мориса Санда. 1849.г

«Куртавнель… есть, говоря цветистым слогом, колыбель моей литературной известности. Здесь, не имея средств жить в Париже, я с разрешением любезных хозяев провел зиму в одиночестве, питаясь супом из полкурицы и яичницей, приготовляемых мне старухой ключницей. Здесь, желая добыть денег, я написал большую часть своих «Записок охотника». (И.Тургенев).



Тургенев на охоте. Луи Виардо

Шарж А.П. Боголюбова. в охотничьем костюме.

декабрь 1879 г Худ. К. Шульц. 1847 г.

^ ТРИ ЗИМЫ В ПАРИЖЕ

Зиму с 1847 г. по 1848 год И.С. Тургенев прожил в Париже: снимал комнату в квартире на ул. Де ля Пэ, потом на Итальянском бульваре близ парка Тюильри и набережной Сены, на улице Тронше №1.

Он усердно занимался изучением испанского языка с сеньором Кастеляром; с г-жой Гарсиа, матерью Полины, и ее братом Санчесом разговаривал на благородном кастильском языке, посещал семью Тучковых, Герценов, ходил в театры с Анненковым.

В феврале 1848 года Тургенев наблюдал в Париже революционные события, что навсегда отвратило его от всякого рода революций. Живя во Франции, знакомясь с творческими людьми И.С.Тургенев дышал воздухом великой культуры. И сам много трудился. За три года в Париже и Куртавнеле Тургенев написал пятую часть всего своего творчества! Как писатель он глубоко поэтично и любовно изобразил жизнь России, лучше ощутил и понял родину издалека.

24 июня 1850 года Тургенев отправился в Россию, которую тогда называл «огромным и мрачным облаком, неподвижным и туманным, как Сфинкс». Его ожидали неотложные домашние дела…



Rue de la Paix (картина Жана Беро)

«Всю зиму с 1847 г. по 1848 год я прожил в Париже. Квартира моя находилась недалеко от Пале-Рояля, и я почти каждый день ходил туда пить кофе и читать газеты» (И.С. Тургенев, «Литературные воспоминания»).
^ Виды Пале-Руайяль




Пале –Руаль

Это площадь, дворец и парк,

расположенные в Париже

напротив северного

крыла Лувра


«Тургенев любил Тюильрийский сад. Любил веселых, скакавших там детей, зарумяненных морозцем важных нянек, краснеющее сквозь каштаны закатное солнце, гладь и спокойствие вод в бассейнах, серую громаду Дворца. «Все это очень нравится мне, успокаивает, освежает после работы целого утра. Там я мечтаю…» (Б. Зайцев «Литературная биография»)

Парк Тюильри в Париже Скульптура на пл. Согласия
«Лев, убивающий змею»
(скульптор Антуан-Луи Бари)

«В юго-западном углу Тюильри, недалеко от оранжереи и площади Согласия, на террасе вдоль Сены стоит каменный лев – Бари. Он наступил на змею, жалящую его в лапу, исказился весь от боли, извивается, и не то он ее раздави, не то сам погибнет, неизвестно. Тургенев очень любил этого льва. Каждый раз в саду заходил к нему». (Б. Зайцев «Литературная биография»)

Площадь Согласия в Париже.

Французская революция 1848 г. и Тургенев:
«Тургенев находился в Брюсселе [столица Бельгии]. Настал день, когда вдруг не пришли газеты из Парижа. Все волновалось, на улицах, на площадях народ. 26 февраля! Тургенев в шесть утра лежал еще в постели, когда с шумом отворилась дверь номера и кто-то крикнул:
- Франция стала республикой!
Гарсон ветром несся по коридору, распахивал поочередно двери и сообщал новость.
Тургенев никогда воинственностью не отличался. Но тотчас бросился в Париж. Не закреплять, разумеется, завоевания революции, а смотреть. Это он всегда любил: знать, видеть…
(…) В Париже сразу он попал в лихорадку. Вооруженные блузники разбирали камни баррикад. Всюду пестрели трехцветные кокарды. Очевидно, как и всегда в первые дни революций, заниматься будничным было нельзя». (Б. Зайцев «Литературная биография»)

Революционный Париж 1948 года.
Иллюстрация к роману В. Гюго
«Отверженные» (худ. П.Н. Пинкисевич.
- М., 1972)

«На мою долю выпало счастье личного знакомства с Жорж Санд – пожалуйста, не примите этого выражения за обычную фразу: кто мог видеть вблизи это редкое существо, тот действительно должен почесть себя счастливым.
   …Когда лет восемь тому назад, я впервые сблизился с Жорж Санд, восторженное удивление, которое она некогда возбудила во мне, давно исчезло, я уж не поклонялся ей; но невозможно было вступить в круг ее частной жизни – и не сделаться ее поклонником, в другом, быть может, лучшем смысле. Всякий тотчас чувствовал, что находился в присутствии бесконечно щедрой, благоволящей натуры, в которой все эгоистическое давно и дотла было выжжено неугасимым пламенем поэтического энтузиазма, веры в идеал, которой все человеческое было доступно и дорого, от которой так и веяло помощью, участием… и надо всем этим какой-то бессознательный ореол, что-то выскокое, свободное, героическое… Поверьте мне: Жорж Санд – одна из наших святых; вы, конечно, поймете, чт? я хочу сказать этим словом». (И.С. Тургенев. Письмо к издателю «Нового времени», 1876 г.)

Жорж Санд (Амандина Аврора Люсиль Дюпен;
1804—1876) известная
французская писательница

^ ПАРИЖ: КРУГ ЗНАКОМСТВ

21 июля 1856 года на пароходе из Штеттина И.С. Тургенев выехал во Францию. Как и шесть лет тому назад, он посетил милый его сердцу Куртавнель.

В ПарижеТургенев поселился сначала на улице Риволи № 206, потом снял квартиру на улице де л’Аркад № 11. Из французских коллег, профессиональных писателей, он привязался к Гюставу Флоберу, с которым был знаком уже с начала 60-х годов, и считал его своим настоящим другом. Он посещал дом Флобера в Круассе и в Париже на улице Мурильо, близ парка Монсо. Тургенев любил эту небольшую квартирку писателя, изящно обставленную в алжирском вкусе.

По воскресеньям, днем у Флобера бывали Альфонс Доде, Эмиль Золя, братья Гонкуры, Жюль и Эдмон, Ги де Мопассан, которые входили в «Группу пяти» или «освистанных авторов» (у каждого из них был в прошлом театральный неуспех). Их всех сближала литература. На этих встречах Тургенев много рассказывал о России. От него они узнали о Пушкине, Толстом и других русских писателях.

[30 октября 1856 г.] «Я не более десяти дней, как переехал в Париж, долго не мог найти порядочной квартиры – и был, как говорится, en l’air; теперь, наконец, нанял себе комнату в Rue de Rivoli № 206 и собираюсь приняться за работу…» (Письмо И.С. Тургенева А. Дружинину).

Ул. Риволи в Париже Эдмон и Жюль

(Братья Гонкур)
«В начале шестидесятых годов Тургенев познакомился с Флобером – и сдружился. Настолько он к Флоберу привязался, что считал – только и было у него два друга настоящих: Флобер да Белинский (в юности)». (Б. Зайцев «Литературная биография»)


- Флобер писал: “Чем дальше, тем больше искусство будет научным, равно как наука станет художественной”.
- “Вся ценность моей книги — если таковая у неё есть — будет в том, что я сумел пройти по волоску между двумя безднами — возвышенного и пошлого”.
«У французских писателей я был: раза три-четыре, не более, у Эмиля Золя, раз или два у Виктора Гюго, раз или два у Альфонса Доде; но у кого я бывал действительно часто, потому что чувствовал к нему самую искреннюю симпатию, это у Флобера, но именно симпатию не столько как к писателю, а как к человеку». (И.С. Тургенев)



Гюстав Флобер (1821 – 1880) — французский романист




Эмиля Золя (1840 – 1902) Золя

– французский писатель, один из самых значительных представителей реализма второй половины XIX века, вождь и теоретик так называемого натуралистического движения


Альфонс Доде (1840 – 1897)

- французский романист и драматург.

В 70-е гг. сблизился с возглавляемой Э. Золя натуралистической школой и создал проникнутые острой критической тенденцией романы, в которых представлена широкая панорама нравов аристократических и парламентских кругов, состоятельной буржуазии, артистической богемы и полусвета, а отчасти и рабочей среды того времени.


Ги де Мопассан (1850—1893) —

французский писатель, образование получил в руанском лицее, юность провел в Нормандии. В начале творческого пути испытал влияние Г. Флобера.Принадлежал к Меданскому кружку молодых писателей, собиравшихся в загородном доме Э. Золя в Медане, близ Парижа.



Доде, Флобер, Тургенев и Мопассан.

Дружеский шарж Ги де Мопассана

О^ БЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТУРГЕНЕВА

В 70-е годы во Франции жило множество русских – художников, музыкантов, писателей, революционеров-семидесятников, с которыми общался Тургенев, в это время большей частью живший зимой в Париже на улице Дуэ.

Тургенев был всегда в гуще событий, происходивших в русской колонии. Он стал одним из учредителей и наиболее деятельным членом «Общества взаимного вспоможения и благотворительности русских художников» (1877 г.), а также секретарем Общества и до конца жизни исполнял добросовестно свои обязанности, принимал участие во всех мероприятиях: выставках, вечерах, музыкально-литературных концертах, на которых часто читал свои произведения.



«[Rue de Douai] – это маленькая, довольно грязная улица со старыми домами и множеством лавочек. Entre cour et jardin на самом углу какой-то площади стоит домик.

Черырехэтажный с прямой крышей». (Л. Олсуфьева. Воспоминания)
По инициативе Г.А. Лопатина и при непосредственной деятельности Тургенева, в начале 1875 года в Париже была устроена Читальня для русской колонии. После смерти Тургенева, с 1883 года библиотека получила его имя. Деятельность Тургенева в эти и последующие годы была чрезвычайно разнообразна: он помогал французским писателям. Их произведения стали переводить и публиковать в «Вестнике Европы»; всячески содействовал русским деятелям культуры, знакомя французскую публику с русской культурой.

Его имя уже имело значительный вес не только во Франции, но и в Европе. На Международном литературном конгрессе 1878 года в Париже Тургенева выбрали сопредседателем В.Гюго. Они по очереди говорили на открытии конгресса. Речь Тургенева о русской литературе имела большой успех. Никогда ранее русская литература еще не занимала такого места в Европе – ее вознес И.С. Тургенев!

«В Париже ожидала Тургенева некая торжественная усыпальница. Он поселился вновь с Полиною, на rue de Douai в верхнем этаже особняка, стоявшего entre la cour, et le jardin (между двором и садом – фр.). Низ принадлежал Виардо. Большой салон, гостиная. Картинная галерея – устроено все было удобно и даже с роскошью. Здесь Полина давала уроки, устраивала музыкальные вечера, принимала. Наверх вела лестница темного дерева, в четырех комнатах жил Тургенев – более скромно, но все же с удобствами. (Он любил аккуратность: тщательно убранный стол, порядок в предметах – ненавидел бумажки, зря валявшиеся и т. п.) Стоял у него небольшой рояль, много книг, портреты любимых людей, картины». (Б. Зайцев «Литературная биография»)




Салон Мадам Виардо в Париже

« 27 февраля (1875 г.) в доме г-жи Виардо дается литературно-музыкальное утро… Вырученные деньги будут употреблены на основание русской читальни для неимущих студентов» (Письмо И.С. Тургенева Г. Выробову).
ул. Дуэ, фотография

О музыкально-литературном утре в пользу русской библиотеки-читальни в Париже (из «Письма к издателю» И.С. Тургенева): «…Писавший эту корреспонденцию сам, очевидно, не присутствовал на чтении, ибо ни один из передаваемых им фактов не согласен с истиной. Чтение происходило в пользу здешней русской читальни, а не «в пользу молодых людей, прибывших в Париж для образования в музыке и живописи». Г-жа Виардо пела не «французские романсы на народные русские темы», а два собственных романса по-русски; …я читал по-русски отрывок из «Записок охотника»; наконец, г. Золя не только не потерпел «полнейшего фиаско» - но его и встретили и проводили сочувственными рукоплесканиями. Г-н Золя был одет не «небрежно» - а в черный фрак и в белый галстух, как все мы; наружность у него не «неприятная» - а, напротив, выразительная и умная; читал он несколько тихо (в этом зале он в первый раз в жизни читал перед публикой), но уж не «нескладно». Словом, тут извращение истины полное. Мне, признаюсь, это особенно больно в отношении к г. Золя. Он с такой благодушной готовностью пришел на помощь нашему «доброму делу», на которое г-ну корреспонденту вздумалось набросить незаслуженную тень!».



Читатели, ожидающие открытия Библиотеки Интерьер Библиотеки Тургенева в Париже в 1875 г.
Тургенева в Париже на улице Валь де Грас

Из Речи И.С. Тургенева на Международном Литературном конгрессе 5/17 июня 1878 г.:

«…Я ограничусь несколькими сопоставлениями, доказывающими постоянно существовавшую связь между нашими двумя народами и то большое влияние, которое французский гений оказывал во все времена на Россию. (…) Двести лет тому назад, еще не очень понимая вас, мы уже тянулись к вам; сто лет назад мы были вашими учениками; теперь вы нас принимаете как своих товарищей и происходит факт необыкновенный и новый в летописях России, - скромный простой писатель, не дипломат и не военный, не имеющий никакого чина по нашей табели о рангах, этой своего рода общественной иерархии, имеет честь говорить перед вами от лица своей страны и приветствовать Париж и Францию, этих зачинателей великих идей и благородных стремлений».



И.С. Тургенев (И. Репин, 1874 г.)

Виктор Мари Гюго (1802 – 1885) — французский писатель (поэт, прозаик и драматург), глава и теоретик французского романтизма. В 1878 году В. Гюго открывал вместе с И.С. Тургеневым Международный Литературный конгресс в Париже.

Тургенев за шахматами в Парижском «Caffe de la regence». Гравюра Ф. Моллера с рисунка А. Мирана. В глубине за четвертым столиком справа – Тургенев. «L`Illustration» от 22 февраля 1873 г



«Встреча Нового года русскими художниками у Боголюбова в Париже». Рисунок Н.Д. Дмитриева-Оренбургского (сепия). Париж, 1875. Среди присутствующих изображен Тургенев (в центре).

БУЖИВАЛЬ (1880-е гг.)

Летом 1875 года Тургенев и Виардо купили виллу, которая называлась «Les Frenes» («Ясени»), недалеко от Сен-Жермен, на берегу Сены с Виардо жили в главном доме, Тургенев себе построил дом (шале) в швейцарском духе.

На первом этаже – столовая и гостиная, на втором – большой кабинет, где много книг, картин, мебель обита темно-красным сафьяном. Из углового окна видна Сена и зеленые луга, коровы. Еще выше - спальня и комната для гостей. Тургенев и Виардо приезжали сюда каждую весну и жили до ноябрьских первых холодов.

Тургенев, как всегда, работал. В Буживале были написаны «Сон», «Рассказ отца Алексея», «Клара Милич», позднейшие «Стихотворения в прозе». Здесь переписывал Тургенев в 1876 году «Новь», писал многочисленные письма. Сюда приезжали соотечественники, близкие знакомые и, конечно, друзья И.С. Тургенева.

^ Его мучила болезнь (рак спинного мозга), но он до последней возможности продолжал работать.

Весной 1883 года И.С. Тургеневу стало хуже. Он умер 22 августа. Из Буживаля тело великого русского писателя перевезли в Париж, а оттуда торжественно проводили в Россию, в Санкт-Петербург.


«С течением времени все нападки и упреки, все старые счеты и полемические выходки незаметно рассеялись и провалились, а на виду у всех остались только доброе имя, неумирающая слава и огромная популярность этого наиболее близкого, понятного и наиболее дорогого для всей русской публики писателя, единственный упрек, с которым можно бы к нему обратиться, - это его несколько преждевременный отдых на лаврах, на что и намекает портретист нашего альбома» (редакционное примечание «Стрекозы»).

И.С. Тургенев. Шарж А.И. Лебедева.
Литография.

(«Карикатурный альбом современных
русских деятелей, изд. Журнала «Стрекоза»,
вып. III, СПб., 1879)



И.С. Тургенев. Гравюра В.В. Матэ, 1893. С фотографии 1883 г.



Полина Виардо. Портрет работы А.А. Харламова (1875)



Сама усадьба существует с XVIII века, но громкая биография этого места начинается по сути с 1813 года. Тогда жена Наполеона Жозефина купила эту усадьбу, чтобы присоединить ее к своему имению Мальмезон, находящемуся по соседству. В середине XIX века Буживаль стал любимым прибежищем художников-импрессионистов. Полина Виардо и Тургенев купили "Ле Френ" ("Ясени") - дом и восемь гектаров парка Тургенев - в пользование, Виардо - в собственность.


«Мы с Виардо приобрели здесь прекрасную виллу – в трех четвертях от Парижа…»


Вилла Полины Виардо в Буживале.



Тургенев построил там "Шале", которое Е. Ардов-Апрелева, гостившая в Буживале по приглашению П. Виардо, опишет так:
"Меня поразил дом Тургенева, такой грациозный, изящный как игрушка, украшенный деревянной резьбой. Швейцарский и русский стили удачно соединились во внешнем виде летнего приюта писателя, а внутри все дышало строгой простотой и комфортом".


Шале Тургенева в Буживале



Шале Тургенева, 1 этаж. (Фото Вилль де ля Сель). Рабочий кабинет Тургенева в Буживале.  (Фото Вилль де ля Сель).

«[Весной 1882 года] …недвижного в карете - перевезли [Тургенева] в Буживаль. Думали: весна, природа, воздух оживят. Но в майском Буживале, при всех бабочках, цветах, при всем дыхании голубизны и света лишь острее он почувствовал. Что дело плохо. Боли росли, становились невыносимыми» (Б. Зайцев «Литературная биография»).

Спальня Тургенева в Буживале.  (Фото Вилль де ля Сель)



Тургенев в последние дни своей жизни на даче «Ясени» в Буживале.

Рис. Клоди  Шамеро-Виардо, 1883
^ В последний раз я видел этого <…> великого человека на смертном одре. Он был прекрасен<…> в своем покое» (Э.Липгарт).

«Умер он 22 августа. Отошедши, весь преобразился. И не только не осталось на лице следов страданий, но, кроме красоты, по-новому в нем выступившей, удивляло выражение того, чего при жизни не хватало: воли, силы – мягкой, даже ласковой, но силы. Сохранилась фотография с него в гробу: действительно прекрасен. Может быть, и никогда красив так не был» (Б. Зайцев «Литературная биография»).



И.С. Тургенев на смертном одре.
Гравюра с рисунка Э.К.Липгарта.
Буживаль, 4 сентября 1883 г.
«Le Monde illustre», 22 сентября 1883 г.
Церемония прощания с телом Тургенева на Северном вокзале в Париже 19 сентября/1 октября 1883 г. Э. Ренан произносит речь. Гравюра с рисунка К.О. Брожа

прямоугольник 40 Стр.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Французская культура пронизывала жизнь высшего общества в России через французский язык, через французскую литературу; дворянские дети часто воспитывались iconТрадиционная культура любого общества основана на единстве физической...
Национально-культурная идентификация осуществляется через различные проявления традиционной культуры, в том числе и через рукопашные...

Французская культура пронизывала жизнь высшего общества в России через французский язык, через французскую литературу; дворянские дети часто воспитывались iconБиблиографический список новых поступлений за 1 полугодие 2013 г....
...

Французская культура пронизывала жизнь высшего общества в России через французский язык, через французскую литературу; дворянские дети часто воспитывались iconD в определенных категориях и терминах, т е. через своеобразный язык науки
Предмет социологии как науки раскрывается: d в определенных категориях и терминах, т е через своеобразный язык науки

Французская культура пронизывала жизнь высшего общества в России через французский язык, через французскую литературу; дворянские дети часто воспитывались iconМетодические указания по выполнению контрольных работ по дисциплине «Деловой иностранный язык»
«Деловой иностранный язык» (английский язык, немецкий язык, французский язык) для студентов специальности 080507. 65 (061100) заочной...

Французская культура пронизывала жизнь высшего общества в России через французский язык, через французскую литературу; дворянские дети часто воспитывались iconВопросы для подготовки к зачету по дисциплине «Русский язык и культура речи»
Язык и речь. Культура речи как наука. Нормативный, этический, коммуникативный аспекты к р. Литературный язык. Кодификация нормы....

Французская культура пронизывала жизнь высшего общества в России через французский язык, через французскую литературу; дворянские дети часто воспитывались iconФизическая культура часть общечеловеческой культуры
Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности...

Французская культура пронизывала жизнь высшего общества в России через французский язык, через французскую литературу; дворянские дети часто воспитывались iconТемы лекций. Первобытная культура Культура Древнего Востока. Античная культура
Культурная картина мира. Межкультурные коммуникации. Этническая культура. Язык культуры

Французская культура пронизывала жизнь высшего общества в России через французский язык, через французскую литературу; дворянские дети часто воспитывались iconМузей Редкой Книги vk com/museum book Дети и театр Элементы игры
Прежде всего мы остановимся на подражательности, которая является преобладающим элементом дошкольных игр. Дети имити­руют окружающий...

Французская культура пронизывала жизнь высшего общества в России через французский язык, через французскую литературу; дворянские дети часто воспитывались iconС 8 апреля этого года записать детей в садик можно через интернет...

Французская культура пронизывала жизнь высшего общества в России через французский язык, через французскую литературу; дворянские дети часто воспитывались iconБудущее Пятница, 15 июля 1988 года Рэнкеллор-стрит, Эдинбург
Каждый свою. Что произойдет с ними через год? А через два? Через три, семь… двадцать? Роман Дэвида Николса одновременно грустная...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов