Литература выше остальных искусств




НазваниеЛитература выше остальных искусств
страница1/6
Дата публикации20.06.2013
Размер0.71 Mb.
ТипЛитература
zadocs.ru > Литература > Литература
  1   2   3   4   5   6
1. Поэтика и теория литературы. Теория литературы как наука выделяется во второй половине 19 в. Складывается как наука в конце, а как учебная дисциплина - в начале 20 в. (в Западной Европе) и в сер. 20 в. (в СССР). Науч. Дисциплина предполагает наличие каких-то законченный теорий, которые принимаются на веру. Появление научных пособий.
Основная предшественница теории литературы - эстетика. Она изучает категорию прекрасного и формируется в 17 в. А активно развивается как науч. дисциплина с начала 18 в. Здесь складывается понимание, что такое искусство, она изучает законы и основные категории искусства, формирует классификацию и теорию искусств вообще.
В основном сходились на том, что литература выше остальных искусств, и она начинает "отпочковываться" от остальных видов искусств. Словесное искусство, т.о., приобретает особый статус. Впервые было проанализировано то, как эстетически художественное произведение воздействием на читателя. Здесь проводится черта между искусством и наукой. В рамках теории эстетика закрадываются основные принципы подхода к анализу литературного произведения. Происходит разделение литературы на 3 рода.

Колыбелью теории литературы в древности была Поэтика (это НЕ наука!!!). Это размышления в свободной форме о том, что такое художественное произведение и о том, как написать хорошее худ. произведение и кто является хорошим писателем. (Об этом размышляет Аристотель, Поуп, Сумароков). С 19 в. эти размышления начинают уходить в отдельную область - Литературная Критика. Основная ее задача - выделить сильные и слабые стороны произведения и понять, стоит ли читателю к ней обращаться. Глубокий анализ здесь не обязателен. Если Теория Л. ориентировала больше на профессионала. Литературная Критика ориентирована на широкий круг читателей-непрофессионалов.

3 основные ветви восточных литератур:

~ Ближневосточная (Персидская, Арабская, Турецкая)
~ Индийская (там очень развиты все роды литературы, существует мощная эпическая традиция, достаточно рано в Индии развивается театр (учебная дисциплина "натьяшастра" - нечто среднее между литературоведением и театроведением, большое внимание уделялось сценической постановке, анализу персонажей), формируются поэтологические школы, которые не всегда совпадали в своих воззрениях, поэтика сложилась там как наука: "аламкарашастра" + "натьяшастра" = поэтика)
~ Дальневосточная (Китайская, Японская, Инденезийская, Камбоджийская и тд)

Основные достижения арабской литературы обязаны завоеваниею Персии. Особенно активные контакты арабской и испанской литературы происходили в Средние века. Из арабской заимствовались лирические жанры. Традиция придворной поэзии и куртуазного романа в Европе возникает во многом под влиянием Востока.

Японская литература во многом развивалась под влиянием Китая. Китай и Япония были довольно закрытыми ареалами, и даже контакты с Индией у них были очень ограничены. Поэтому лит. традиция развивалась там по-иному. В Китае до 18 в. существовала только лирическая поэзия!!! В Японии была та же ситуация. Контакты с Европой начинаются с 18 (по большей части с 19 в.). Западные лит. тенденции начинают пронизать в Китай и Японию, постепенно трансформируясь.

В 13-15 вв. до н.э. - складывание литературной традиции
5-7 в до н.э. - складывание поэтики. Огромный временной разрыв - в европейской традиции поэтика складывалась одновременно с формированием литератур. традиции.

На Востоке мир бесконечен, вечен и безграничен. На Западе - мир меняется, то есть существует заданный вектор, и человек может на этот вектор влиять. Восточный человек знает свое место в мире и понимает, что нарушать сложившийся порядок нельзя. Западный человек ориентирован на действие, восточный - на созерцание. Мышление западного человека более ориентировано на научный подход (рационализаторы и классификация).
Когда же количество накопленного лит. материала становится огромным, для его осмысления необходима определенная система, и на Востоке появляется поэтика.

На Западе поэтика связана с философией.

Основное понятие в китайской философии - перемена. Мир стабилен и вечен, но в то же время он каждое мгновение меняется (целиком). Это своего рода океан, в котором постоянно что-то происходит. Вмешаться в этот процесс невозможно. Перемены надо переживать и определенным образом устраиваться в эту волну перемен. В мире нет ничего четкого, раз и на всегда данного. Глобально мир не меняется, но в деталях меняется постоянно. Изменения все время идут в разных направлениях, и пред угадать их невозможно. Человеческое общество тоже подвержено определенным изменениям. Нет линейного развития ни со знаком +, ни со знаком -. Для них важна, с одной стороны, преемственность, а с другой, они понимают, что полное следование древним традициям невозможно. На писателя влияет эпоха: меняется эпоха - меняется литература => каждая эпоха ценна.
Мир дуален. С моральной, ценностной и любой другой точек зрения, это равно правая оппозиция, и нельзя допустить доминирования какой-либо одной из сторон. В чистом виде ни одно, ни другое начало не встречается нигде. Позиция - минимальное вмешательство в то, что происходит. Вмешательство может происходить с единственной целью - восстановления гармонии. Когда в мире начинаются плохие события - природные катаклизмы, войны, - это сигнал того, что гармония нарушена. Иногда повлиять на положение нельзя, но нужно верить в то, что она восстановится. Нужно принять во внимание, что абсолютная гармония невозможна.
Литература и поэтика в Китае активно взаимодействует в период И-Дзын (?). Это отражается в комментариях. В кит. поэзии есть понятие "искажение" - для периода упадка характерны искажение чувства. У них есть представления об искаженных жанрах и искаженных стиле. Но искажение в порядке вещей, тк без упадка нет расцвета, а в расцвете уже начало увядания.
Китайская живопись тоже должна отражать перемены. Дымка, туман, добра жжение порыва ветра - статика в динамике. Текст обязательно должен сопровождается картину и должен содержать в себе основное зерно перемен. При этом не обязательно, чтобы он был привязан в данному изображению. Одна из основным тем - природа (как мир в его вечном изменении).
В Китае теория поэзии формируется очень поздно. Но раньше формируется теория музыки. Теория поэзии выделяется из нее.

В Японии эти тенденции так же имели место, хоть и не были столь ярко выражены.

В Индии вся литература была связана с придворной традицией. Царь - образец. На него надо определенным образом воздействовать, поэтому должность притворного поэта - самая важная. Основная функция его - писать по 3 оды царю. Поэт следил за режимом дня царя: первая ода посвящалась побуждению и настраиванию его на деятельность. Поэзия считалась магическим искусством, поэтому ода должна была наполнять царя жизненной энергией, которую постоянно нужно возобновлять. Конечно же, царя необходимо было проставлять. Царю необходимо говорить, когда нужно идти к обеду. Все основные дела из-за климата совершались в первой половине дня. Последняя ода посвящалась отходу ко сну. Нельзя было повторяться в оборотах.

Для поэтики бал важен акцент на словесное изображение (как сказать одно и то же по-разному). Существовали сборники, содержавшие разнообразные фигуры, синонимические обороты, разнообразные определения и тд. Индийские сравнения превращаются в сложные развернутые описания.

В Индии достаточно рано складываются учебники по тому, как писать оды, и даются различные практические руководства. Развиваются различные стилистические приемы.


В ближневосточной традиции поэтика складывается под влиянием индийской традиции и исследований Аристотеля.

Теория литературы не сложилась практически ни в одном из восточных регионов! Классифицировать все многообразие явлений невозможно, да и не совсем понятно, зачем.

В Иранской литературе существует мощная придворная традиция, но в отличие от Индии, царь выступал меценатом, поддерживают им искусство. "Шахнаме" - самый известный иранский эпос в 4 томах. Нужно воспеть деяния царя, его отца, деда и тд. Царь - особый человек => предки его были боги, поэтому необходимо подчеркнуть божественное начало. Писать о том, что реально было - не интересно, история должна мифологизироваться. Отсюда победы над драконами и другими хтоническими чудовищами. Смешение реальных фактов и вымышленных событий - нормально. Но для историков - головная боль. Имел ли каждый подвиг или климатическое явление какую-то историческую подоснову, сказать трудно.
Поэт и чиновник - нормальное совмещение. Поэт не ученый - по меньшей мере странно. Самые образованные люди - поэты. Питерская традиция развита, хоть и не так, как в Индии, она связана с фольклорной традицией. Мшист чешское начало невозможно вывести из произведений, это именно часть традиции.

Лика на Востоке была куда более развита, чем на Западе. Существовала развернутся система лирических жанров (более 50). В Китае указ императора тоже был лирическим жанром.
2-3. Эмоциональная доминанта в искусстве. Романтическое/драматическое. Этот круг умонастроений во многом определил эмоциональную тональность высоких жанров искусства, упрочившихся в русле христианской традиции. Атмосфера благоговейного созерцания мира в его глубинной упорядоченности и приятия жизни как бесценного дара свыше присутствует в таких разных творениях, как «Троица» Рублева, «Сикстинская мадонна» Рафаэля, «Цветочки» Франциска Ассизского, ода «Бог» Г.Р. Державина, «[Из Пиндемонти]» А.С. Пушкина (напомню: «По прихоти своей скитаться здесь и там,/ Дивясь божественным природы красотам,/ И пред созданьями искусств и вдохновенья/ Трепеща радостно в восторгах умиленья,/ Вот счастье! вот права…»), и «Ветка Палестины» М.Ю. Лермонтова (вспомним завершающие строки «Все полно мира и отрады/ Вокруг тебя и над тобой»). Подобного рода эмоциональность нередко обозначается словом «умиление», значимым, в частности, у Ф.М. Достоевского. Вот слова героя-рассказчика о Макаре Ивановиче (роман «Подросток»): «Больше всего он любил умиление, а потому и все на него наводящее, да и сам любил рассказывать умилительные вещи». По словам Н.С. Арсеньева, русского философа-культуролога первой половины нашего века, на высотах духоносной жизни сияет «дар умиления,умиленных благодатных слез»[188].

Исполненное благодарности мироприятие неразрывными узами связано в христианской культурной традиции с сердечным сокрушением и просветляющим покаянием, главное же — с состраданием, простирающимся на все и вся. По словам С.С. Аверинцева, «обнимающая весь мир слезная жалость» понимается здесь «не как временный аффект, но как непреходящее состояние души и притом как путь борения, «уподобления Богу»[189].

Эмоциональная атмосфера, о которой идет речь, едва ли не доминирует в житиях и родственных им жанрах. Она органически сопряжена с темой праведничества в литературе и живописи и, в частности явственна в ряде произведений отечественной классики XIX в. Живые мощи» И.С. Тургенева, «Тишина» Н.А. Некрасова, «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Соборяне» Н.С. Лескова, «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского, «Святою ночью» и «Студент» А.П. Чехова). Присутствует эта атмосфера (для ее обозначения мы, к сожалению, не располагаем соответствующим термином) и в русской литературе XX в., наиболее ощутимо — в прозе И.С. Шмелева («Лето Господне» и, в особенности, «Богомолье») и позднем творчестве Б.Л. Пастернака. Это и роман «Доктор Живаго», и стихотворения «В больнице», «Рождественская звезда», «Когда разгуляется». В последнем мы читаем: «Природа, мир, тайник вселенной, / Я службу долгую твою, / Объятый дрожью сокровенной, / В слезах от счастья отстою».
4. Эмоциональная доминанта в искусстве. Идиллическое. Наряду с героикой, истоки которой в эпосе древности, и эмоциональностью, восходящей к христианскому средневековью, в искусстве присутствуют такие формы жизнеутверждения, как идиллическое, а в Новое время также сентиментальность и романтика.

Идиллическим в искусстве и литературе называют радостную растроганность мирным, устойчивым и гармоничным сложением жизни, где находят себе место спокойное семейное бытие и счастливая любовь («Герман и Доротея» Гете, ряд эпизодов в «Войне и мире» Л.Н. Толстого), единение человека с природой, его живой, творческий труд (первая часть пушкинского стихотворения «Деревня»). Идиллический мир далек от бурных страстей, от всяческой розни, от каких-либо преобразующих жизнь действий[190]. При этом идиллическое бытие не защищено, уязвимо, подвластно вторжениям враждебных ему сил. В художественной литературе настойчиво заявляет о себе тема разрушения идиллических очагов[191]. Вспомним «Старосветских помещиков» Н.В. Гоголя или историю любви Мастера и Маргариты в романе МА Булгакова.

По словам современного автора, «идея счастливого и естественного бытия, лежащая в основе идиллии, общечеловечна и универсальна»[192]. Идиллическое в литературе составляет не только сравнительно узкую область изображения жизни безмятежной, созерцательной и счастливой, но и бескрайне широкую сферу активной, действенной, порой жертвенной устремленности людей к осуществлению идиллических ценностей, без чего жизнь неминуемо скользит в сторону хаоса. Вспомним слова Н.А. Некрасова о труде, который несет «воздаянье» семье крестьянина («Мороз, Красный нос»).

Идиллические ценности широко и многопланово запечатлены русской литературой XIX в. Глубоко значимы они и в творчестве крупных писателей нашего столетия — Б.К. Зайцева, И.С. Шмелева, М.М. Пришвина, Б.Л. Пастернака.

Сентиментальность — это чувствительность, порождаемая симпатией и состраданием к разного рода «униженным и оскорбленным», прежде всего — к низшим слоям общества. Здесь поэтизируется открытое, бесхитростно-доверительное, теплое человеческое чувство. Этот вид эмоциональности получил широкое распространение и даже возобладал в культуре и художественной жизни ряда европейских стран, включая Россию) во второй половине XVIII в., породив соответствующее литературное направление — сентиментализм. Сентиментальностью отмечен и ряд произведений русской литературы XIX в., например «Бедные люди» Ф.М. Достоевского. Подобная эмоциональность избирательно и неполно наследует христианское «умиление», как бы освобождая его от общебытийных (онтологических) основ.

Романтикой принято называть умонастроение, связанное с подъемом чувства личности, полнотой душевного бытия, верой человека в собственные безграничные возможности, с радостным предчувствием явления самых высоких, сокровенных желаний и намерений. Говоря о романтике как уделе юности, Л.Н. Толстой в «Казаках» замечал, что Олениным владел «тот неповторяющийся порыв, та на один раз данная человеку власть сделать из себя все, что он хочет, и, как ему кажется, и из всего мира все, что ему хочется».

В сознании общества романтические умонастроения активизируются и выдвигаются на первый план в моменты намечающихся культурно-исторических сдвигов, в периоды ожиданий и надежд. Свидетельства тому — творчество немецких предромантиков и ранних романтиков рубежа XVIII–XIX вв. (Ф. Шиллер, Новалис), столетием позже — произведения раннего Блока и раннего Горького. В качестве сторонника и горячего защитника романтических умонастроений (называя их «романтизмом» и понимая весьма широко) в 1840-е годы выступил В.Г. Белинский. Во второй статье о Пушкине говорится: «Где человек, там и романтизм <…> Сфера его <…> —вся внутренняя, задушевная жизнь человека, та таинственная почва души и сердца, откуда подымаются все неопределенные стремления к лучшему и возвышенному, стараясь находить себе удовлетворение в идеалах, творимых фантазиею»[193].

Романтика разнородна. Она может иметь религиозную окраску, сближаясь с тем умонастроением, которое мы назвали умилением (поэзия В.А. Жуковского), обретать характер мистический (ранние циклы стихотворений А. Блока) либо социально-гражданский, сближаясь в последнем случае с героикой (стихотворение Пушкина 1818 г. «К Чаадаеву», мотив веры в светлое будущее русского народа в поэзии Н.А. Некрасова).

Романтические умонастроения часто сопряжены с рефлексией, с погруженностью человека в себя и его изолированностью от многообразия, сложности, противоречивости мира. Гегель не без оснований утверждал: «Романтическое искусство <…> находится во власти противоречия, в том, что бесконечная внутри себя субъективность несоединима сама по себе с внешним материалом <…> Уход внутренней жизни в себя составляет содержание романтического»[194]. Не удивительно, что погруженность человека в мир романтических настроений нередко подается писателями и поэтами в отчужденно критическом освещении. Вызывают иронию (пусть и сочувственную) Ленский у Пушкина, Адуев-племянник у Гончарова в начале романа «Обыкновенная история», Петя Трофимов в чеховском «Вишневом саде»…

При этом романтические умонастроения, как правило, не обладают устойчивостью. За ними тянется шлейф разочарований, драматической горечи, трагической иронии. Знаменательно в этом отношении творчество Лермонтова, в особенности исполненная высокой романтики и одновременно глубочайшего трагизма поэма «Мцыри». По словам современного исследователя, «поздний романтизм — это культура отнятых целей, уничтоженных иллюзий, культура несостоявшегося будущего»[195].
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература выше остальных искусств iconПушкин совершенно удивительно писал прописную букву «Я», чуть выше...
Пушкин совершенно удивительно писал прописную букву «Я», чуть выше остальных и в конце с лишним завитком. И у него совершенно удивительная...

Литература выше остальных искусств iconУтверждено решением Президиума Общероссийской общественной спортивной организации
В каждом из остальных классов мастерства и в каждой из остальных возрастных групп разрешается проводить соревнования

Литература выше остальных искусств iconПрограмма V молодёжного межвузовского научно-практического семинара...
Особенности «иконографических программ» в ранних изданиях комедий Теренция (конец XV начало XVI вв.)

Литература выше остальных искусств iconII. понятие о кормах, кормовых средствах и их классификация
...

Литература выше остальных искусств iconЭту территорию делят на 3 большие части
Токийской. В остальных странах уровень урбанизации ниже, чем в Мексике. У коренных жителей, а это индейцы Ацтеки и Аймара местные...

Литература выше остальных искусств iconПрограмма всеобщая история искусств
Рекомендовано методической комиссией исторического факультета для студентов ннгу, обучающихся по направлению подготовки 035400 «История...

Литература выше остальных искусств iconПролог
Высоко над водной гладью трясины в фиолетовом небе кружила птица, её острые глаза постоянно искали еду. От воды поднимался теплый...

Литература выше остальных искусств iconП. П. Гнедич всемирная история искусств
Текст печатается по изданию: Гнедич П. П. История искусств с древнейших времен. Спб.: Изд. А. Ф. Маркса, 1885

Литература выше остальных искусств iconП. П. Гнедич всемирная история искусств
Текст печатается по изданию: Гнедич П. П. История искусств с древнейших времен. Спб.: Изд. А. Ф. Маркса, 1885

Литература выше остальных искусств iconПоложение о I республиканском детском конкурсе рисунков и фотографий
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов