Литература для самостоятельной работы 20




НазваниеЛитература для самостоятельной работы 20
страница1/43
Дата публикации20.06.2013
Размер6.77 Mb.
ТипЛитература
zadocs.ru > Литература > Литература
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   43


Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с.


Раздел I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИКИ 9

Глава 1. ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА, ЕЕ ВЫДЕЛЕНИЕ В ОСОБУЮ ОТРАСЛЬ ЗНАНИЯ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ 10

1. Социально-экономические потребности общества в подготов­ке подрастающих поколений к жизни как объективная предпо­сылка возникновения и развития педагогической теории 10

2. Вычленение педагогики в особую отрасль научного знания и её виднейшие деятели 13

3. Влияние политики и идеологии общества на развитие педаго­гической теории 16

4. Предмет педагогики и важнейшие проблемы ее исследования 19

Литература для самостоятельной работы 20

^ Глава 2. РОЛЬ МЕТОЛОЛОГИИ, СВЯЗИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ И МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ПЕДАГОГИКИ 21

1. Методологические основы педагогических исследований как фактор развития педагогической теории 21

2. Связь педагогики с другими науками и использование их идей о развитии человека и воспитании 22

3. Развитие методов исследования как условие совершенствова­ния педагогической теории 24

4. Дифференциация педагогики на отдельные научные дисцип­лины и расширение границ ее исследования 28

5. Педагогика как теоретическая наука и педагогическая дея­тельность как искусство 28

Литература для самостоятельной работы 30

^ Глава 3. РАЗРАБОТКА В ПЕДАГОГИКЕ ПРОБЛЕМЫ ЦЕЛЕЙ ВОСПИТАНИЯ. ФОРМИРОВАНИЕ ВСЕСТОРОННЕ И ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ КАК ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО ВОСПИТАНИЯ 30

1. Значение целей воспитания для разработки педагогической теории и методических основ воспитания 30

2. Абстрактно-философский подход к определению целей воспи­тания в различные периоды развития общества 31

3. Социально-экономическая обусловленность одностороннего воспитания в эпохи домашинного производства и зарождение идеи о всестороннем развитии личности 32

4. Развитие машинного производства и возникновение объек­тивных предпосылок, обусловливающих необходимость всесто­роннего и гармоничного развития личности 34

5. Формирование всесторонне и гармонично развитой личности как основная цель (идеал) современного воспитания и его со­ставные части 35

6. Конкретизация в педагогике содержания воспитания всесто­ронне и гармонично развитой личности 37

7. Реализация целевых установок в практической работе школы и учителя 38

Литература для самостоятельной работы 39

^ Глава 4. ЛИЧНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ВОСПИТАНИЯ, ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ 40

1. О разработке в педагогике проблемы развития и воспитания личности. Понятия: личность, ее развитие и формирование 40

2. Анализ преформистских теорий развития личности 43

3. Идеи прогрессивных мыслителей прошлого о развитии лич­ности 46

4. Научная трактовка проблемы об основных факторах развития личности 47

5. Роль активности самой личности в собственном развитии. Внешние и внутренние факторы развития личности. Понятие о саморазвитии личности и персонификации воспитания 50

Литература для самостоятельной работы 52

^ Глава 5. СУЩНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА, ЕГО ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ 52

1. Воспитание как специально организованный и сознательно осуществляемый педагогический процесс 52

2. Направленность воспитания на овладение личностью общест­венным опытом как его глубинная сущностная характеристика 54

3. Понятие воспитания в широком и узком смысле 55

4. Понятие о закономерностях воспитания 57

5. Общие закономерности воспитания и их психолого-педагоги­ческие основы 57

6. Переход закономерностей воспитания в принципы воспита­тельной работы 64

Литература для самостоятельной работы 64

^ Глава 6. ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ 65

1. Проблема возрастных и индивидуальных особенностей разви­тия и воспитания личности в педагогике 65

2. Особенности развития и воспитания младших школьников 65

3. Особенности развития и воспитания учащихся среднего школьного (подросткового) возраста 68

4. Особенности развития и воспитания старших школьников 71

5. Индивидуальные особенности развития учащихся и их учет в процессе воспитания 74

Литература для самостоятельной работы 75

Раздел II. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ (ДИДАКТИКА) 75

^ Глава 7. ОБУЧЕНИЕ КАК ПРОЦЕСС ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ И ЕГО ИССЛЕДОВАНИЕ В ДИДАКТИКЕ 75

1. Понятие о дидактике и ее исследование в педагогике 75

2. Сущность образования как отражение единства развивающей и воспитательно-формирующей функций обучения 76

3. Важнейшие проблемы, которые разрабатывает дидактика 77

4. Выделение из дидактики частных методик и ее влияние на их развитие 77

Литература для самостоятельной работы 78

^ Глава 8. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 78

1. Понятие «содержание образования» и необходимость разра­ботки его научных основ 78

2. Важнейшие объективные и субъективные факторы, влия­ющие на разработку содержания образования 78

3. Теории формального и материального образования и их одно­сторонность 79

4. Разработка в педагогике научных основ определения содержа­ния образования и его совершенствования 81

Литература для самостоятельной работы 86

^ Глава 9. СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ, ЕГО ЗАДАЧИ И ВНУТРЕННЯЯ СТРУКТУРА 86

1. Сущность обучения как педагогического процесса и его зада­чи. Понятия: «знание», «умение», «навык», «способности» 86

2. Внутренняя структура процесса обучения и отражение в ней характера учебно-познавательной деятельности учащихся 89

3. Определение целевого компонента обучения 90

4. Формирование у учащихся потребности в овладении знания­ми и мотивов учения. Понятие о движущих силах учения 90

5. Определение содержания учебных занятий 92

6. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению изучаемым материалом (операционно-деятельностный компонент обучения) 92

7. Придание процессу обучения эмоционально-волевого характера 99

8. Регулирование и контроль за ходом учебно-познавательной деятельности 100

9. Оценка и самооценка качества овладения изучаемым материа­лом 101

10. Развитие учащихся в процессе обучения 101

11. Воспитание в процессе обучения 103

Литература для самостоятельной работы 103

^ Глава 10. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ 104

1. Закономерности обучения, присущие ему как органической части воспитания (в широком смысле) 104

2. Специфические закономерности обучения 105

3. Принципы обучения 110

Литература для самостоятельной работы 111

^ Глава 11. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 111

1. Понятие о методах и приемах обучения. Проблема классифи­кации методов обучения 111

2. Методы устного изложения знаний учителем и активизации учебно-познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяс­нение, школьная лекция, беседа; метод иллюстрации и демон­страции при устном изложении изучаемого материала 114

3. Методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником 120

4. Методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, лабораторные занятия 122

5. Методы учебной работы по выработке умений и навыков приме­нения знаний на практике: упражнения, лабораторные работы 126

6. Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащих­ся: повседневное наблюдение за учебной работой учащихся; уст­ный опрос – индивидуальный, фронтальный, уплотненный; вы­ставление поурочного балла; контрольные работы, проверка до­машних работ; программированный контроль, тестирование 129

7. Критерии оценки успеваемости учащихся 132

Литература для самостоятельной работы 134

^ Глава 12. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ИХ РАЗВИТИЕ В ДИДАКТИКЕ. УРОК КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ 134

1. Понятие о формах организации (организационных формах) обучения. Соотношение между формами организации обучения и его методами 134

2. Краткие сведения о развитии организационных форм учеб­ной работы в школе 135

3. Важнейшие формы организации учебной работы в школе 137

4. Урок как основная форма организации учебной работы. Клас­сификация уроков. Нестандартные, инновационные формы урочных занятий 138

Литература для самостоятельной работы 138

^ Глава 13. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УРОКОВ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ 139

1. Смешанные, или комбинированные, уроки 139

2. Уроки изложения нового материала учителем 151

3. Уроки закрепления изучаемого материала и выработки прак­тических умений и навыков 152

4. Уроки повторения, систематизации и обобщения изученного материала 153

5. Уроки-семинары. Уроки-конференции 153

6. Поиски инновационных форм урочных занятий 154

7. Уроки проверки и оценки знаний 155

8. Индивидуальная работа с учащимися на уроках 155

9. Развитие и воспитание учащихся на уроках 156

Литература для самостоятельной работы 157

^ Глава 14. ДРУГИЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ 157

1. Учебные экскурсии 157

2. Факультативные занятия 160

3. Формы внеклассной учебной работы 160

Литература для самостоятельной работы 161

^ Глава 15. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ 161

1. Компьютер как орудие деятельности человека 161

2. Основные проблемы компьютеризации обучения 163

3. Содержание компьютерного обучения 167

Литература для самостоятельной работы 168

^ Глава 16. ДОМАШНЯЯ УЧЕБНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ 168

1. Сущность домашней учебной работы школьников и ее роль в овладении знаниями 168

2. Основные недостатки домашней учебной работы школьни­ков 169

3. Правила домашней учебной работы школьников 170

4. Формирование у учащихся умений и навыков домашней учеб­ной работы 174

Литература для самостоятельной работы 176

Раздел III. Теоретические и методические основы воспитания 177

^ Глава 17. ВОСПИТАНИЕ ОТНОШЕНИЙ КАК ПРОЦЕСС ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ И ЕГО ИССЛЕДОВАНИЕ В ПЕДАГОГИКЕ 177

1. Специфика воспитания в отличие от процесса обучения и не­обходимость разработки его теоретических основ. Формирова­ние отношений как важнейшая задача воспитания 177

2. Содержание отношений, которые необходимо формировать в системе всестороннего развития личности 179

3. Сущность отношений как предмета воспитания и их переход в личностные качества. Структура личностного качества и ее зна­чение для процесса воспитания 180

4. Интегративный и целостный характер формирования лич­ностных качеств. Явление генерализации при формировании личностных качеств 181

5. Реализация общих закономерностей воспитания в процессе формирования отношений (личностных качеств) 182

^ Глава 18. ОБЩИЕ МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ 183

1. Понятие о методах и средствах воспитания. Система общих ме­тодов воспитания 183

2. Утверждение в педагогике гуманного подхода к воспитанию учащихся и преодоление методов авторитаризма 184

3. Убеждение как важнейший метод воспитания 186

4. Метод положительного примера 187

5. Метод упражнений (приучения) 188

6. Методы одобрения и осуждения 191

7. Методы требования и контроля за поведением. Метод пере­ключения. Комплексное использование методов воспитания 193

Литература для самостоятельной работы 195

^ Глава 19. ФОРМИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА И УСИЛЕНИЕ ЕГО ВЛИЯНИЯ НА РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ 195

1. Разработка в педагогике теоретических основ коллективного воспитания 195

2. Понятие о воспитательном коллективе и основные стадии его развития 196

3. Структура воспитательного коллектива в школе 198

4. Важнейшие средства и методические основы воспитания уче­нического коллектива 199

5. Предъявление требований к учащимся как фактор создания и воспитания коллектива 199

6. Организация ученического самоуправления и воспитание ак­тива 200

7. Закон развития (движения) коллектива 201

8. Формирование в коллективе здорового общественного мне­ния 203

9. Накопление и развитие положительных традиций совместной деятельности учащихся 204

Литература для самостоятельной работы 204

^ Глава 20. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ 205

1. Формирование нравственности учащихся – важнейшая зада­ча школы. Мораль как регулятор поведения личности 205

2. Идеи известных деятелей педагогики о роли нравственного воспитания в развитии личности 206

3. Содержание нравственного воспитания. Сущность нравствен­ности личности 207

4. Моральное воспитание как процесс организации разнообраз­ной деятельности учащихся и формирования у них нравствен­ных качеств 209

Литература для самостоятельной работы 210

^ Глава 21. ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА И КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ 210

1. Патриотизм и культура межнациональных отношений – важ­нейшие моральные качества человека; их значение для его лич­ностного развития 210

2. Сущность патриотизма и культуры межнациональных отно­шений, их содержание и внутренняя структура 211

3. Развитие у учащихся потребностно-мотивационной сферы, связанной с патриотизмом и культурой межнациональных отно­шений 213

4. Формирование у учащихся интеллектуально-эмоционального компонента патриотизма и культуры межнациональных отноше­ний 214

5. Воспитание у учащихся взглядов и убеждений по вопросам патриотизма и культуры межнациональных отношений 215

6. Организация практической деятельности учащихся по форми­рованию патриотизма и культуры межнациональных отноше­ний 216

Литература для самостоятельной работы 218

^ Глава 22. ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ 218

1. Воспитание добросовестного отношения к труду и сбереже­нию материальных ценностей как фактор морального форми­рования личности. Функции трудового воспитания 218

2. Сущность трудового воспитания, трудового обучения и про­фессиональной ориентации. Понятие трудолюбия как личност­ного качества и его внутренняя структура 220

3. Основные виды трудовой деятельности школьников 221

4. Воспитание у учащихся потребности в труде, бережном отно­шении к материальным ценностям общества и личным вещам 222

5. Развитие сознательного отношения к труду, взглядов и убеж­дений по вопросам трудолюбия 223

6. Организация трудовой деятельности учащихся и формирова­ние у них трудовых умений и навыков. Обогащение и обновле­ние форм трудовой деятельности школьников 224

7. Воспитательная работа по профессиональной ориентации уча­щихся 226

Литература для самостоятельной работы 227

^ Глава 23. ВОСПИТАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ И КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ 227

1. Формирование дисциплинированности и культуры поведения как важнейшая задача нравственного воспитания 227

2. Различные подходы к разработке проблемы воспитания дисциплины и культуры поведения в педагогике 227

3. Сущность сознательной дисциплины и культуры поведения. Понятие дисциплинированности 228

4. Формирование у учащихся потребности в соблюдении правил дисциплины и культуры поведения 230

5. Воспитание сознательного отношения к соблюдению установ­ленных в школе правил поведения и внутреннего распорядка 231

6. Выработка у учащихся умений и навыков дисциплинированно­го поведения 232

7. Использование общественного мнения воспитательного кол­лектива в процессе формирования у учащихся дисциплиниро­ванности и культуры поведения. Индивидуальная работа с уча­щимися 233

8. Выдвижение и решение ведущих воспитательных задач в процессе формирования у учащихся дисциплины и культуры поведения 234

Литература для самостоятельной работы 235

^ Глава 24. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ 235

1. Роль эстетического воспитания в развитии личности 235

2. Сущность эстетического воспитания и его содержание 236

3. Формирование у школьников художественно-эстетических по­требностей 237

4. Формирование у учащихся эстетических представлений, поня­тий и вкусов 238

5. Приобщение школьников к художественному творчеству и развитие их способностей в области литературы, музыки и изо­бразительного искусства 240

6. Использование эстетического воспитания в целях формиро­вания нравственности учащихся 240

7. Формирование эстетики поведения 241

Литература для самостоятельной работы 242

^ Глава 25. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ 242

1. Физическое воспитание как фактор всестороннего развития личности. Сущность физического воспитания и его содержание 242

2. Основные средства и методы физического воспитания 243

3. Физическое воспитание в процессе учебных занятий 244

4. Внеклассная работа по физическому воспитанию 246

Литература для самостоятельной работы 247

^ Глава 26. ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 247

1. Формирование у учащихся мировоззрения как важнейшая воспитательная задача школы 247

2. Основные виды мировоззрения 249

3. Сущность мировоззрения и его внутренняя структура 250

4. Система знаний и идей в содержании школьного образования, позволяющих формировать у учащихся научное мировоззрение 252

5. Глубокое и прочное овладение знаниями – важнейшая пред­посылка формирования научного мировоззрения 253

6. Дидактические и воспитательные условия, способствующие переводу знаний во взгляды, убеждения и идеалы личности в системе учебных занятий и внеклассной работы 254

7. Критерии сформированности мировоззрения учащихся 258

Литература для самостоятельной работы 258

^ Глава 27. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ 259

1. Стимулирование учащихся к активной работе над собствен­ным развитием и самосовершенствованием – важнейшая задача воспитания. Понятие о самовоспитании и его социальная детер­минация 259

2. Основные факторы, побуждающие личность к самовоспита­нию, и их использование в процессе стимулирования учащихся к работе над собой 261

3. Организация процесса самовоспитания учащихся и его важ­нейшие методы 262

4. Педагогическое руководство самовоспитанием учащихся 265

Литература для самостоятельной работы 266

^ Глава 28. СОВМЕСТНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА ШКОЛЫ, СЕМЬИ И ОБЩЕСТВЕННОСТИ 266

1. Сочетание общественного и семейного воспитания как важ­нейшая предпосылка повышения его эффективности 266

2. Социально-экономические факторы повышения роли школы в организации воспитательной работы семьи и общественности 267

3. Основные вопросы совместной работы семьи и школы по вос­питанию учащихся 268

4. Организационно-педагогическая работа школы с родителями. Органы родительской общественности в школе 270

5. Педагогическое просвещение родителей 272

6. Индивидуальная работа школы с родителями учащихся 272

7. Привлечение родителей к оказанию помощи школе в проведе­нии внеклассной учебно-воспитательной работы 274

Литература для самостоятельной работы 274

Раздел IV. ВОПРОСЫ ШКОЛОВЕДЕНИЯ 275

^ Глава 29. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ ЕЕ РАЗВИТИЯ В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ 275

1. Развитие образовательно-воспитательных учреждений как важнейшая предпосылка осуществления целей и задач общества в области воспитания. Понятие о системе образования 275

2. Основные факторы развития системы образования 276

3. Особенности системы образования и тенденции ее развития в различных странах 277

Литература для самостоятельной работы 280

^ Глава 30. УЧИТЕЛЬ, СТРУКТУРА ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ 280

1. Учитель как центральная фигура в школе и его определяющая роль в осуществлении учебно-воспитательной работы 280

2. Проблема профессиональной пригодности учителя 281

3. Структура педагогической деятельности учителя и сущность ее отдельных видов 282

4. Ступени профессионального роста учителя: педагогическая умелость, мастерство, творчество и новаторство 285

Литература для самостоятельной работы 288

^ Глава 31. КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ В ШКОЛЕ 288

1. Классный руководитель в школе, специфика его работы, основные функции и обязанности 288

2. Работа классного руководителя по изучению учащихся 290

3. Работа классного руководителя по созданию и воспитанию ученического коллектива 292

4. Работа классного руководителя по повышению успеваемости, трудовому и нравственному воспитанию учащихся 293

5. Работа классного руководителя с учителями 294

6. Работа классного руководителя с родителями учащихся 295

7. Планирование классным руководителем воспитательной ра­боты 296

Литература для самостоятельной работы 298

^ Глава 32. УПРАВЛЕНИЕ ШКОЛОЙ И РУКОВОДСТВО УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ 298

1. Совершенствование управления школой и ее учебно-воспита­тельной работой как важнейшая предпосылка повышения каче­ства обучения и воспитания. Структура управленческих органов в школе и основные принципы их деятельности 298

2. Повышение роли совета школы в совершенствовании учебно-воспитательного процесса. Демократизация и гласность в руковод­стве школой 299

3. Функциональные обязанности должностных лиц школы по организации и руководству учебно-воспитательной работой 300

4. Работа директора и педагогического коллектива школы по обеспечению всеобуча 301

5. Организация и совершенствование учебно-воспитательной работы и контроль за ее качеством 302

6. Руководство внеклассной и внешкольной учебно-воспитатель­ной работой 304

7. Организация помощи в деятельности ученического самоуп­равления и общественных организаций в школе 304

8. Организация работы с родителями учащихся 305

9. Годовой план учебно-воспитательной работы школы 305

Литература для самостоятельной работы 305


В основу данного пособия положен курс лекций и учебное посо­бие по педагогике, выпущенные в 1979 г. (Минск: «Университет­ское»), в 1990 г. (М.: Высшая школа), в 1997 г. (М: «Юристъ») и получившие положительную оценку у преподавателей и студен­тов. Курс лекций издан в 1983 г. в Пекине в переводе на китай­ский язык и с одобрением встречен там научно-педагогической об­щественностью.

В 1996 г. эта работа была опубликована в Минске на белорусском языке в качестве учебника для студентов высших педагогических учебных заведений. Естественно, что, готовя к печати новое изда­ние, автор стремился сделать его более содержательным и более совершенным в теоретическом и методическом отношениях. К этому его стимулировали два обстоятельства. Во-первых, если предпринимается переиздание одного и того же пособия или учеб­ника, то каждый раз в него вносятся соответствующие усовершенст­вования. Во-вторых, наше динамичное время заставляет критиче­ски переосмысливать отдельные идеи педагогики как науки и учеб­ной дисциплины, кардинально изменять даже самые устоявшиеся положения и давать им новую трактовку.

^ Уже в 3-м изд. осуществлена определенная перестройка традиционной структуры курса с целью придания ему большей, логической стройности. Так, тема «Сущность воспитания как педагогического процесса, его общие закономерности и принципы», которая обычно освещается в разделе по теории воспитания, перенесена во вступительный раз­дел «Общие вопросы педагогики». Это позволило более убедитель­но показать единство обучения и воспитания как двух сторон в раз­витии и формировании личности и подчеркнуть те общие законо­мерности, которые лежат в основе этих взаимосвязанных процес­сов. Тема же о системе народного образования перенесена в раздел «Вопросы школоведения», где, по существу, она и должна быть. Су­щественно повышен теоретический уровень материала об учителе. Автор впервые в педагогике вводит понятие педагогической уме­лости. В пособие включен ряд новых тем, пополнены списки лите­ратуры ко многим темам.

При переработке пособия серьезное внимание обращалось на повышенш его научного уровня, на более обстоятельное и аргументирован­ное раскрытие теоретических основ воспитания как педагогического процесса и практических подходов к его осуществлению. Этому во многом призвана способствовать опора на деятелъностно-отношенческую концепцию воспитания. С разных сторон в пособии подчеркивается одно из фундаментальных положений современной педагогики о том, что в процессе развития личность становится не только объектом во­спитательных воздействий, но и активным субъектом работы над собой, что ее можно развивать и формировать только путем включе­ния в разнообразные виды деятельности и возбуждения ее собствен­ной активности в выработке и укреплении у себя положительных свойств и качеств. В этой связи через все главы пособия проходит идея о необходимости внутреннего стимулирования и развития потребностно-мотивационной сферы формируемой личности, побуж­дения ее к самовоспитанию и саморазвитию.

Значительная работа проделана по уточнению понятийного аппа­рата педагогики, более основательному его раскрытию, что, на наш взгляд, также содействовало улучшению научного содержания мате­риала. В этом отношении мы стремились реализовать мысль, выска­занную академиком-математиком А.Д. Александровым, о необходи­мости четкого определения используемых в науке терминов. «Науч­ный подход, научная позиция, – писал он, – требуют точности по­нятий, точности употребляемых терминов, тем более что одни и те же слова употребляются сплошь и рядом в разных смыслах»1.

Иногда педагогику обвиняют в том, что она якобы главным об­разом декларирует то, чего должен добиваться учитель (преподава­тель) в воспитании, и не показывает, как это нужно делать. Учиты­вая это, автор стремился к более обстоятельному раскрытию науч­ных закономерностей обучения и воспитания, методов и приемов учебно-воспитательной работы в школе. Это позволило более кон­кретно и обоснованно показать, как нужно осуществлять этот весь­ма сложный процесс, чтобы успешно формировать личность в дет­ском, подростковом и юношеском возрасте. В пособии, на наш взгляд, более четко и последовательно реализуется утвердившаяся в педагогике идея о направленности воспитания на формирование лич­ностных качеств и детально освещается методика этой работы.

К существенным особенностям изложения материала следует от­нести дальнейшее углубление психологических основ воспитания, без чего немыслимо понять внутренние механизмы развития растущей личности и методики воспитательной работы. Экскурсы в психоло­гию делаются почти во всех главах пособия с тем, чтобы более все­сторонне и обстоятельнее уяснить теоретические и методические основы воспитания.

При переработке пособия более широко реализован принцип ис­торизма при освещении различных вопросов развития педагогичес­кой теории. Известный ученый-химик академик Н.Н. Семенов, кри­тикуя в свое время субъективизм академика Т.Д. Лысенко, писал, что отрицание и игнорирование опытов и теорий всей предшест­вующей науки или какой-нибудь ее части является одним из призна­ков различных псевдонаучных обобщений. «На самом деле новое в науке никогда не бывает простым отрицанием старого, а только его существенным изменением, углублением и обобщением в связи с но­выми сферами исследования. Если бы новая теория целиком ликви­дировала старые закономерности и теории, то наука вообще не могла бы развиваться»2. Это в полной мере относится и к теорети­ческим основам обучения и воспитания. «Современные проблемы педагогики, – писал проф. Н.К. Гончаров, – не могут основательно решаться без критического осмысления всей истории педагогики... Сущность процесса или явления раскрывается в историческом раз­витии, само явление становится понятным на общем фоне исто­рии педагогики»3. Это особенно важно при изучении педагогичес­кой теории в университетах, где история педагогики как особая на­учная дисциплина не преподается.

Предметом особой заботы автора было обеспечение логической стройности излагаемого материала, которой зачастую не хватает учеб­ным пособиям по педагогике. Он стремился к тому, чтобы внутрен­няя логика была присуща не только каждой главе, но и характеризо­вала содержательные связи между отдельными главами. В тексте, как правило, подчеркиваются те положения, которые связывают одну главу с другой. Так, в первой главе указывается, что важней­шей проблемой педагогики является определение целевых устано­вок воспитания. Это делает понятной ту логическую связь, которая существует между первой и третьей главой, в которой рассматрива­ются вопросы разработки в педагогике проблемы целей воспитания в различные социально-экономические эпохи. В такой логической взаимосвязи находится материал всех глав.

При подготовке пособия к изданию автор также исходил из того, что, как отмечал известный русский историк С.М. Соловьев, во всякой науке есть своя обязательная таблица умножения, т.е. тот минимум фундаментальных понятий и теоретических идей, без ов­ладения которыми нельзя знать науки вообще. В тексте пособия подчеркивается, что такой обязательной «таблицей умножения» в педагогике является знание органической связи между социально-экономическими отношениями в обществе и целями, содержанием и методами воспитания, глубокое осмысление деятельностно-активного характера воспитания и развития личности, понимание сущ­ности обучения как процесса организации активной познаватель­ной деятельности учащихся, а также глубокое осознание сущности, структуры и методики формирования личностных качеств челове­ка. На этих фундаментальных идеях по существу базируется вся пе­дагогическая теория.

Очень сложной проблемой в преподавании теории и методики воспитания является учет и отражение тех многочисленных взгля­дов и суждений, которые в условиях плюрализма мнений и под вли­янием проводимых у нас реформ высказываются по вопросам депо-литизации и деидеологизации нашего общества, в том числе и рабо­ты школы. Многие из них носят весьма путаный характер и вряд ли заслуживают внимания. Школа всегда несла и несет на себе отпеча­ток политики и интересов общества и выполняет его социальный заказ. Но опыт нашей страны показывает, что чрезмерное педали­рование идеологии и политики в педагогической теории, которое имело место у нас в не столь уж отдаленное время, чаще всего иска­жает ее научную сущность и объективность и лишает ее практичес­кой действенности.

Другое дело – общечеловеческие ценности. В недалеком про­шлом они противопоставлялись социалистическим идеалам и фак­тически игнорировались как в педагогике, так и в других общест­венных науках. Это придавало педагогической теории односторон­ний характер и не учитывало того важного обстоятельства, что об­щество может развиваться только на основе использования достижений всей человеческой культуры, в том числе прогрессив­ной идеологии, морали и духовной жизни вообще. Эти положения нашли свое отражение при переработке материала в темах, кото­рые посвящены раскрытию в педагогике проблемы целей воспита­ния, выработке у учащихся научного мировоззрения, нравственно­му формированию и др.

Возрастающие требования общества к совершенствованию и мо­дернизации школьного обучения и воспитания обусловливают необходимость поиска более эффективных путей и средств их осу­ществления. В связи с этим обострилась потребность в новом зна­нии, развитии инновационных процессов в педагогике. Слово «ин­новация» имеет латинское происхождение и означает обновление, изменение, введение новизны. С этой точки зрения понятие «ново­введение» (инновация) обозначает, с одной стороны, продуцирова­ние новых теоретических и методических идей в области воспита­ния, а с другой – процесс введения этих новшеств в практику4. Ука­занная инновационность в пособии нашла свое отражение в более глубоком раскрытии сущности важнейших педагогических катего­рий, при освещении вопросов активизации учащихся в системе обу­чения и воспитания, а также при изложении материала о взаимосвя­занном (целостном) формировании у учащихся личностных черт и качеств, которое сопровождается явлением генерализации и требу­ет специальной методической инструментовки воспитательного процесса.

Полноценное усвоение курса педагогики немыслимо без побуж­дения студентов к размышлениям и определенной критичности в осмыслении изучаемого материала. С учетом этого автором широко использован дискурсивный подход к изложению теоретических и методических проблем обучения и воспитания. По каждому освеща­емому вопросу во многих случаях приводятся и анализируются раз­личные точки зрения и лишь затем делаются соответствующие вы­воды и научные обобщения. Это должно способствовать развитию у будущих учителей самостоятельности суждений и педагогического мышления.

Большое внимание уделялось тому, чтобы сделать курс педагоги­ки более компактным по содержанию и более популярным по стилю изложения. Автор стремился к более выразительному и сжатому раскрытию материала, сократил многочисленные примеры, чтобы сделать менее громоздким освещение тех или иных теоретических и методических вопросов.

Для удобства самостоятельной учебной работы студентов в каждой главе вначале дается перечень основных вопросов, кото­рые необходимо усвоить, а затем каждый из этих вопросов полу­чает свое детальное освещение. В конце глав помещены вопросы и задания для самоконтроля и список литературы для самостоятель­ной работы.

Все цитаты из научных работ К.Д. Ушинского даются по Собра­нию его сочинений в 11 т. (М., Л., 1948-1952), Н.К. Крупской – по ее Педагогическим сочинениям в 10 т. (М., 1957-1963), А.С. Мака­ренко – по его Сочинениям в 7 т. (М., 1957-1958).

В заключение необходимо сделать еще одно замечание, которое относится к работе преподавателей. Учитывая то, что на преподава­ние педагогики, особенно в университетах, отводится недостаточ­ное количество учебных часов, не обязательно по каждой главе чи­тать лекции. Отдельные темы могут изучаться студентами в порядке самостоятельной работы, а преподаватель в этом случае может ог­раничиться краткими методическими указаниями и раскрытием ос­новных понятий.

Указывая на ту работу, которая проделана по улучшению посо­бия, автор далек от мысли, что ему удалось достичь необходимого совершенства. Поэтому он с благодарностью примет все замечания и пожелания по его улучшению, которые он просит присылать в издательство.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   43

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература для самостоятельной работы 20 iconЗадания для самостоятельной работы студентов
В курсе «Педагогика школы» студентам предлагается выполнить 4 задания для самостоятельной работы, направленные на

Литература для самостоятельной работы 20 iconМетодические указания для обучающихся по выполнению внеаудиторной...
Согласно требований фгос нпо и плана учебного процесса каждый обучающийся обязан выполнить по каждой учебной дисциплине определенный...

Литература для самостоятельной работы 20 iconУчебное пособие для самостоятельной работы студентов Утверждено
Общая химия : учебное пособие для самостоятельной работы студентов / Ю. Ф. Мигаль, С. Б. Булгаревич, В. Н. Доронькин [и др.]; Рост...

Литература для самостоятельной работы 20 iconСамостоятельная работа студентов по учебной дисциплине «Основы права (Правоведение)»
Организация самостоятельной работы производиться в соответствии с графиком учебного процесса и самостоятельной работы. Графика приведен...

Литература для самостоятельной работы 20 iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы Для...
У89 Уход за больными терапевтического и хирургического профиля [Текст] : методические рекомендации по организации самостоятельной...

Литература для самостоятельной работы 20 iconУчебно-методическое пособие для организации самостоятельной работы...
Учебно-методическое пособие предназначено как для индивидуальной самостоятельной работы студентов физического факультета юфу под...

Литература для самостоятельной работы 20 iconРуководство по организации самостоятельной работы студентов предназначено...
Информационные технологии: Руководство по организации самостоятельной работы студентов / С. Г. Михальченко; Томский государственный...

Литература для самостоятельной работы 20 iconПримеры расчета ограждающих конструкций заданий и задания для самостоятельной...
Примеры расчета ограждающих конструкций зданий и задания для самостоятельной работы строительной физике: методические указания /...

Литература для самостоятельной работы 20 iconМетодические указания По организации самостоятельной работы для студентов...
Общая электротехника и электроника [Текст]: методические указания по организации самостоятельной работы для студентов строительных...

Литература для самостоятельной работы 20 iconТ. В. Константинова история россии пособие для самостоятельной работы Ростов-на-Дону
Константинова, Т. В. История России [Текст]: пособие для самостоятельной работы / Т. В. Константинова. – Ростов-на-Дону: Институт...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов