Содержание




НазваниеСодержание
страница1/17
Дата публикации20.06.2013
Размер1.69 Mb.
ТипЛитература
zadocs.ru > Литература > Литература
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
Ю. В. Лебедев, М. Б. Кузнецова





ЛИТЕРАТУРА
10 класс





Методические советы

Пособие для учителя

СОДЕРЖАНИЕ

К читателю

Предисловие

Основные задачи вводных уроков

Письменная и устная работа учащихся на уроках литературы

А. С. Пушкин

М. Ю. Лермонтов

Н. В. Гоголь

А. Н. Островский

И. А. Гончаров

И. С. Тургенев

Н. А. Некрасов

Ф. И. Тютчев

А. А. Фет

М. Е. Салтыков-Щедрин

Н. С. Лесков

Ф. М. Достоевский

Л. Н. Толстой

А. П. Чехов

^ К ЧИТАТЕЛЮ

В книге, обобщающей практический опыт работы учителя на основе учебника Ю. В. Лебедева «Русская литература ХIХ века. 10 класс», прежде всего учитывается духовно-нравственная проблематика отечественной литературы. Предлагаемое вниманию педагогов пособие отличается от изданий подобного типа отсутствием поурочных конспектов. Не сковывая творческой инициативы учителя, ему предлагается тематическая разбивка изучаемого материала и система узловых вопросов внутри каждой из тем, которая поможет раскрыть содержание школьного курса на личностной, творческой основе и в то же время сохранить органическую связь уроков с проблематикой учебника.
      В идеале нам хотелось бы сохранить единство в многообразии, восстановить с помощью этого пособия духовный союз учителя литературы с той учебной книгой, которая адресуется учащимся в качестве утвержденного Министерством образования РФ учебника. К этому призвана и система самых разнообразных форм подачи материала на уроке, предлагаемая в книге, и варианты творческих заданий учащимся (анкеты от лица героев, сочинения-миниатюры, разные виды рецензий, разные формы работы с учебником, составление сравнительных таблиц), и многовариантные формы контроля (урок-семинар, тестирование, письменные и устные зачеты, разные типы сочинений, театрализованный диспут-представление) и т. д.
      Разнообразные методические формы подачи материала призваны помочь учащимся войти в мир тех высоких идеалов, которые утверждает наша литература. Классика — это не развлечение, а напряженный труд.
      Классика никогда не льстит нашему самолюбию, не потакает нашим порокам и слабостям. Она зовет человека вперед, она его тревожит, раздражает, делая явными тайные его грехи и несовершенства. Любовь к великой литературе даром никому не дается: ее нужно заслужить через духовный и трудный путь приобщения к тем ценностям и святыням, которые в ней заключены и которые она утверждает.


Ю. В. ЛЕБЕДЕВ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Курс литературы в 10 классе, построенный на историко-литературной основе, — это новый по сравнению с предыдущими классами этап в изучении русской классической литературы. Он требует огромного напряжения и от учителя, и от учащегося не только потому, что выстроен на принципиально иной основе, но и потому, что чрезвычайно насыщен сложнейшим художественно-литературным материалом.
      Сочетание в программе монографических и обзорных тем позволяет достаточно полно познакомить учащихся с жизнью и творчеством одних писателей, дать представление о других, осветить особенности той или иной литературной эпохи и показать место художественного произведения в историко-литературном процессе.
      В связи с новыми задачами курса 10 класса меняется и сам характер урока литературы, и методика проведения различного вида проверочных работ. Одним из основных типов урока становится урок-лекция, сокращается поурочный опрос, устные и письменные работы учащихся становятся более сложными и разнообразными, возрастают требования к сочинениям и различного вида творческим работам. Кроме того, изменились и сами учащиеся. Это современные юноши и девушки, которые, как правило, уже выбрали свой путь в жизни. И путь этот не всегда связан с литературой.
      Как же сделать уроки литературы в 10 классе и наиболее эффективными, и запоминающимися, и просто интересными? Как помочь учащимся понять, что русская классическая литература с ее мудростью и духовностью не далекое прошлое, без которого можно спокойно прожить, а самая актуальная современность, что именно она является хранительницей непреходящих духовных ценностей, которые связывают прошлое и настоящее и указывают дорогу в будущее? Как спланировать уроки, какие темы выделить, каким образом проверить усвоение разнообразного историко-литературного материала? Как учителю «объять необъятное», а ученику со всем этим справиться и не утратить на долгие годы интереса к «программной» литературе? Вопросы, сомнения, поиски и находки, ошибки и заблуждения, счастье от того, что «нашел», и огорчение от того, что «не получилось»... А может быть, вообще нет определенных ответов на все эти вопросы и нет одного-единственного стандартного решения? Нам думается, что нет, потому что литература (наверное, единственная из всех школьных предметов) дает огромный простор не только работе ума, но и души. Не всякому это под силу, и сразу же возникают проблемы.
      Наша книга методических рекомендаций по литературе ХIХ века не решает всех этих проблем, но пытается сориентировать учителя в многоплановом и обильном литературном потоке, сфокусировать его внимание на главном, которое заключается не столько в освоении учащимися фактов и событий, сколько в постижении глубинной сущности творчества определенного художника, в понимании, зачем создано то или иное произведение и почему оно так гармонично укладывается в яркую мозаику, называемую литературным процессом.
      На уроках литературы в старших классах особенно ясно становится, что каждый русский писатель сообразно своему мировоззрению и душевным склонностям пытается выстроить в своем творчестве модель гармоничного мира или указать путь к этой гармонии, которая пока недостижима.
      Мир русской литературы ХIХ века строится на идее нового гуманизма, отличающегося от западно-европейского, который утверждал в общественном сознании индивидуалистическую идею: человек — «венец творения», а следовательно, равен Богу.
      Молодые люди, стоящие на пороге третьего тысячелетия, не должны забывать нравственных уроков русской классики. Вопросы свободы и несвободы, любви и ненависти, личности и коллектива, индивидуализма и жертвенности, насилия и смирения, прошлого и настоящего, поставленные писателями ХIX  века, до сих пор ждут своих решений. Ответы на эти вопросы в наше время будут несколько другими, потому что изменился мир, изменилось общество, но суть ответов сохранится той же, потому что истинные ценности остаются незыблемыми.
      Вопросы и задания, помещенные в книге, дают учащимся возможность поразмышлять над страницами классики, высказать свою точку зрения, не боясь нетрадиционного ответа — лишь бы он был доказуемым.
      Материалы в книге расположены по разделам, указанным в программе. Каждый раздел открывается общими замечаниями; затем дается тематика уроков по изучению творчества того или иного писателя, включающая краткий перечень проблем, которые необходимо осветить в ходе урока. Тема в книге методических рекомендаций — это не обязательно тема какого-то отдельного урока, а освещение конкретной проблемы, связанной с изучением жизни и творчества писателя. По своему усмотрению учитель может разбивать тему на несколько уроков, включая какие-то дополнительные проблемы, либо давать тему как часть урока, либо пропускать тему, вынося ее на факультативные занятия или для самостоятельного изучения. В конце каждой темы имеется достаточно широкий ряд вопросов и заданий, из которых учитель выберет то, что больше устраивает его и подходит для той аудитории, с которой он работает.
      Итоговые работы, помещенные в конце каждого раздела, дают учителю возможность выбрать ту или иную форму проверки или объединить несколько заданий в одно.
      Формы итоговых работ, предлагаемых в книге, весьма разнообразны. Это и сочинения, и зачеты, и тесты, и анализ текста, и рецензия (подробнее об этом будет рассказано в главе «Письменная и устная работа учащихся на уроках литературы»). Темы сочинений в книге также представлены достаточно широко с тем, чтобы учитель мог выбрать то, что его больше устраивает.
      Книга методических рекомендаций не содержит кратких конспектов уроков (это напоминало бы чужие сочинения, списанные нерадивыми учениками из расплодившихся в последнее время пособий), но дает учителю-словеснику путеводную нить, сохраняя столь дефицитное время, отпущенное ему для подготовки к урокам.


^ ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ВВОДНЫХ УРОКОВ

Приступая к изучению курса истории русской литературы ХIХ в., необходимо сориентировать учащегося в том обширном материале, который ему следует усвоить. Эпоха, история, основные идеи времени, литературная борьба, течения, направления, писательские имена, художественные и критические произведения, литературные герои — все должно сложиться в четкую, развивающуюся систему, в которой одно явление закономерно следует за другим.
      Учащийся ясно должен представить себе место того или иного писателя в литературном процессе, традиции и новаторство в его творчестве, влияние времени на мировоззрение художника и влияние художника на умонастроения поколения. Для того чтобы все эти многообразные явления связать воедино и каждому определить свое место, и существуют вводные уроки.
      Эти уроки охватывают достаточно широкий круг проблем и могут варьироваться в зависимости от целей и задач урока и того материала, который будет излагаться на последующих занятиях.
      Вводный урок не что иное, как развернутый план работы на определенном этапе обучения. Это «каркас» того здания, которое в процессе освоения материала построят учитель и учащиеся. Именно на вводных уроках объясняется, что сцепляет, цементирует элементы этого «каркаса», почему на определенном этапе ему придана именно такая, а не иная форма. В конце вводного урока обязательно делается вывод: для чего вообще необходимо было возводить это здание.
      Основной тип вводного урока в старших классах — это урок-лекция. Но к таким урокам учащиеся уже должны быть подготовлены. Только тогда процесс обучения будет эффективным, если на этих уроках будет задействован не только учитель, но и ученики, работа которых заключается в правильном составлении краткого плана, конспекта урока (такими навыками учащиеся уже должны овладеть и на занятиях по литературе, и на уроках русского языка по развитию речи, составляя краткие и развернутые планы текстов).
      Вводные уроки могут быть различного характера и насыщенности в зависимости от задач, стоящих перед учителем. Их можно разделить на различные типы:
      Вводные уроки общего характера (даются перед изучением какой-либо этапной литературной эпохи, например: «Русская литература 1-й половины ХIХ века»; какого-то серьезного литературного явления, направления, после которого разговор пойдет о писателях, к нему принадлежащих, например: «Классицизм как направление в искусстве»).
      Вводные уроки общего характера наиболее насыщенные и информативные. Их цель — дать понятие об эпохе, целях и задачах литературы на данный период, о литературном явлении, направлении; показать связь с предшествующими явлениями и направлениями и влияние их на последующие; представить писателей данной эпохи или направления.
      Вводные уроки к монографической теме (даются перед изучением творчества какого-либо писателя или поэта).
      Эти уроки не дублируют уроки биографии и творческого пути, а предваряют их, давая яркий личностный и творческий портрет художника. Они как бы приближают к нам писателя, показывая его внутренний мир и тот мир, который он стремился показать в своем творчестве. Этот материал не под силу учащемуся освоить самостоятельно, но он необходим, потому что показывает личность писателя, его творческую индивидуальность.
      На таких уроках важное место принадлежит использованию наглядности разного рода: фотографий, картин, музыкальных записей, книг прошлых лет и современных изданий и т. д.
      Даже если не хватает времени, от таких уроков отказываться нельзя (в крайнем случае, сведения о биографии и творческом пути писателя учащиеся после пояснения учителя могут законспектировать сами по учебнику, в котором этот материал изложен достаточно подробно).
      Цель уроков подобного типа — заинтересовать, даже заинтриговать учащегося личностью писателя или поэта, показать его необычность, своеобразие. На таких уроках, конечно же, будут звучать факты общеизвестные, но заинтересовать можно прежде всего тем, что не лежит на поверхности, что не общедоступно и, безусловно, не изложено в учебнике литературы. Вы делитесь с учащимися этой тайной и делаете их участниками открытия. Например, на уроке, посвященном А. А. Фету, можно сказать, что и его жизнь, и его творчество до сих пор окутано вуалью тайны. Загадка рождения и смерти, загадка первой любви. Если судить по строкам стихотворения «Alter ego»: «Ты стояла над первою песней моей» (а первые песни были созданы поэтом еще в студенческие годы), то первая возлюбленная Фета вовсе не Мария Лазич, с которой он познакомился уже во время службы в армии, а какая-то другая женщина, имя которой он тщательно скрывал. Старшеклассников не может не заинтересовать такое сообщение — и цель достигнута: к изучению творчества Фета они отнесутся не как к еще одному автору, которого надо «пройти», а как к художнику, при изучении творчества которого еще предстоят открытия. И такие открытия совсем рядом, близко — стоит только внимательно вчитаться в строки его произведений.
      Эти уроки менее насыщены и информативны, чем уроки первого типа, но они требуют от учителя особого таланта — таланта исследователя и артиста. Такой урок надо не просто «провести», его надо сыграть.
      Вводные уроки к анализу произведения (даются перед изучением какого-то крупного произведения). Это, собственно, первый урок по анализу произведения, который должен ввести учащегося в его художественный мир. Учитель ведет урок по следующему плану:
      1. Идейная направленность, эмоциональный пафос произведения.
      2. История создания.
      3. Тематика и идейная проблематика.
      Далее учитель знакомит учащихся с планом работы над произведением с тем, чтобы группам учащихся дать конкретное задание по следующим темам:
      1. Жанровое своеобразие.
      2. Центральные и второстепенные персонажи (портрет).
      3. Особенности сюжета и основной конфликт.
      4. Особенности композиции.
      5. Пейзаж, обстановка действия.
      6. Особенности речевого строя произведения (описание, повествование, рассуждение, диалоги, монологи, средства художественной выразительности).
      На уроках, посвященных этим темам, учащиеся делают свои сообщения, доказывая выводы текстом. Эти мини-доклады учащиеся делают в самом начале урока после объявления темы. Затем учитель подытоживает сообщения и продолжает разговор по теме урока.
      Уроки подобного типа настраивают учащихся на последующий анализ, дают им необходимые сведения для самостоятельной работы, а система заданий, полученная в самом начале изучения данной темы, помогает внимательнее и глубже изучить текст произведения.
      Очень эффективным способом закрепления знаний на вводных уроках является домашняя работа по дополнению материала по теме урока, причем эта работа может происходить либо в течение всего года (если это вводный урок по всему курсу), либо во время изучения какой-либо монографической темы (если это вводный урок по творчеству определенного писателя). Для того чтобы проводить такую работу, тетрадный лист делят на две равные части. В одной части будут содержаться сведения, сообщенные учителем, в другой — тот дополнительный материал, который учащиеся (по заданию учителя) найдут сами. Для наглядности можно посоветовать учащимся два поля тетради заполнять ручками разных цветов.
      При такой работе учащимся много раз придется возвращаться к материалам вводного урока, чтобы дополнить, пояснить то место урока, которое требует уточнения.
      Еще одним видом самостоятельной работы являются синхронные таблицы, которые могут быть начаты на первых вводных уроках под руководством учителя и будут заполняться по мере освоения материала в течение года.
      Курс литературы 1-й и 2-й половины ХIХ века обязательно предваряется вводными уроками-лекциями общего характера. На этих уроках учащиеся знакомятся с общей характеристикой эпохи с точки зрения истории и литературы, особо выделяются те поворотные моменты истории России, которые имели решающее влияние на течение литературного процесса. Выделяются социальные, идеологические, философские проблемы эпохи и то, как и почему именно так эти проблемы решались в творчестве ведущих писателей этого времени. На вводных уроках подобного типа говорится о главенствующих литературных течениях и направлениях, о том, что данный период унаследовал от предыдущего и каково значение писательских открытий и предвидений данного времени для русской и мировой литературы.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Содержание iconТематический план и содержание учебной дисциплины «Философия»
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Содержание iconР тест нэр задание Изучите и законспектируйте содержание семинара...
Задание Изучите и законспектируйте содержание семинара Найдите правильный ответ и

Содержание iconСписок новых книг Содержание Отраслевая литература
Г 82 А. С. Грибоедов. Горе от ума : анализ текста : основное содержание : сочинения / авт сост. Э. Л. Безносов. 5-е изд., стер. М....

Содержание iconСодержание содержание 5
Для выхода студента-дипломника на преддипломную практику ректор университета утверждает приказ об этом в срок не позднее 15-ти дней...

Содержание iconОтец Арсений Показать содержание Содержание Предисловие к четвертому...
Воспоминания об отце арсении и его духовных детях, беседы отца арсения, записанные кирой бахмат

Содержание iconРаспространенность в природе
По распространенности в природе кадмий относится к редким и рассеянным элементам: среднее содержание его в земной коре 110-4%(Исидоров,...

Содержание iconМетодические указания по курсовому проектированию для студентов специальности 220301
Содержание курсового проекта "Проектирование автоматизированных систем" (пас) определяется общей задачей данного курса, в результате...

Содержание iconСодержание содержание
Изданий переводов этих упанишад с санскрита на русский до сих пор не было вообще. Данная книга является первой попыткой ввести читателя...

Содержание iconПолучаемый из различных видов зерна с использованием процессов
Содержание спирта — обычно 40—50 об., однако некоторые сорта виски имеют бо́льшую крепость (до 60 об.). Цвет напитка составлен от...

Содержание iconЛитература Боброва Н. А. Конституционный строй и конституционализм в России
Ссср как воплощение суверенитета советского народа. Ростов н/Д, 1974; Он же. Общественный строй развитого социализма. Конституционное...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов