7. Міжнародні маркетингові дослідження Особливості міжнародних маркетингових досліджень




Скачать 165.66 Kb.
Название7. Міжнародні маркетингові дослідження Особливості міжнародних маркетингових досліджень
Дата публикации18.06.2013
Размер165.66 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Маркетинг > Документы

Тема 7. Міжнародні маркетингові дослідження





  1. Особливості міжнародних маркетингових досліджень.

  2. Стадії процесу міжнародного маркетингового дослідження.

  3. Типи міжнародних досліджень ринку.


Теми рефератів


  1. SWOT аналіз та етапи його проведення в міжнародному маркетингу.

  2. Методичний підхід та особливості застосування матриці “Мак-Кінсі  Дженерал Електрік” у міжнародному маркетингу.


Тема:

МЕЖДУНАРОДНЫЕ МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ



1. Особенности международных маркетинговых исследований
МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ – систематический сбор, обобщение и анализ данных по разным аспектам маркетинговой деятельности.
МИ – набор операций, связывающих посредством информации маркетологов с рынками, чтобы способствовать принятию адекватных маркетинговых решений. Единой классификации МИ не существует, со временем изменяется актуальность отдельных направлений МИ. Чаще всего МИ являются комплексными, поскольку нельзя строго отделить друг от друга отдельные направления.
Наиболее распространенные направления МИ в международном маркетинге:

  1. комплексное изучение зарубежных рынков;

  2. изучение международной маркетинговой среды;

  3. изучение поведения, потребностей и предпочтений иностранных потребителей;

  4. изучение товарного ассортимента внешних рынков;

  5. изучение конкурентов, действующих на внешних рынках;

  6. изучение торговых посредников, реализующих товары на международном рынке.


Поскольку ММИ в первую очередь направлены на изучение вненациональных аспектов, интересующих субъектов рынка, и решение стоящих перед ними задач, целесообразно выделять следующие объекты МИ с последующей детализацией: внешняя предпринимательская среда; зарубежный рынок; потребитель; конкуренты.
В зависимости от поставленной цели МИ подразделяются на ТЕКУЩИЕ (оценка ситуации на данный момент) и ПРОГНОЗНЫЕ (получение перспективных значений маркетинговых параметров, используются для разработки стратегии маркетинговой деятельности).
^ СПЕЦИФИКА ММИ:

1) обширное поле деятельности - необходима обширная и разнообразная информация, чтобы оценить с высокой степенью точности последствия своей деятельности (см. рисунок). Единственная цель – сокращение рынка.

2) технические трудности сбора информации – невозможно использовать навыки МИ, полученные на национальном рынке из-за специфических особенностей иностранного рынка.

Отсутствие информации.

Ненадежная статистическая информация.

Ограничение доступа к информации.

Языковые трудности.

Поведение респондентов.

3) высокая стоимость исследований (первичных) – предполагается более глубокое понимание причин, по которым определенные финансовые ресурсы выделяются на проведение МИ. Наиболее острая эта проблема, если ресурсы для изучения внешних рынков сильно ограничены.
! Не стоит сильно урезать расходы на МИ в связи с экономией средств, т.к. потери, вызванные неверным решением, могут быть во много раз большими. Затраты на маркетинг – это инвестиции в будущее. Самые дорогие МИ редко достигают суммы 500 тыс. долл., (в то время как неудача компании ФОРД с выпуском автомобиля Edsel – 350 млн.долл.; убыточная разработка сверхзвукового самолета КОНКОРД – продано 16 вместо 200 машин – 3 млрд. долл.
Положение осложняется, если приходится делать выбор между множеством стран, товаров и рынков, и трудно избежать неоправданных расходов. Поэтому при проведении ММИ необходимо соблюдать следующие требования:


  • выбор наиболее выгодных проектов исследования – для экономии ресурсов фирме следует выработать принципы отбора среди потенциальных проектов МИ с помощью экспертных оценок. Изучение рынков пяти стран, предложение на трех сегментах трех моделей товаров – 45 проектов!;

  • сопоставимость полученных результатов – национальные отличия, в том числе по отношению к отдельным товарам, могут привести к несопоставимости полученных результатов. Это относится к обработке результатов опроса, когда одинаковые ответы респондентов разных стран на одни и те же вопросы не означают одинаковой реакции на продукт

Япония: продукт покупателю нравится

Голландия: продукт довольно хороший.

Отношение же к товару примерно одинаковое.
Для обеспечения сопоставимости результатов МИ необходимо учесть следующие различия:

  • языковые – следует убедиться, что термины, используемые в коммуникации с потребителями, имеют одни и те же значения на всех языках;

  • в культурных ценностях – очень важно в тех случаях, когда нужно определить отношения потребителей к товару по определенной шкале. Такие различия определяются предварительно и на их основе вводятся поправочные коэффициенты с тем, чтобы привести ответы в соответствие с принятой системой оценки;

  • в моделях покупательского поведения, обусловленных социальными, психологическими и экономическими факторами– учесть различия покупательской реакции потребителей различных стран на одни и те же побудительные стимулы;

  • в особенностях источников информации – определить степень сопоставимости данных статистической отчетности разных стран.


Широта исследований и технические трудности вызывают серьезные опасения у фирм, предполагающих проведение ММИ. Альтернативный вариант – обращение к услугам внешних исследовательских организаций – неизбежно оборачивается большими расходами.
^ 2. Система сбора международной маркетинговой информации
Маркетинговая информация является основным источником для проведения маркетингового исследования, как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

МаркИссл – одна из функций маркетинга, которая содействует уменьшению коммерческого риска фирмы, подсказывая возможности и пути улучшения положения фирмы на внешнем рынке.
Используемую в ММ информацию можно разделить на несколько групп:

  1. информация о рынках и рыночной конъюнктуре;

  2. информация о методах и формах международной торговли;

  3. информация собственно о предприятии (цели и потенциал).


При этом создаваемый информационный массив (база рыночной и маркетинговой информации) может организовываться в соответствии со структурой маркетинговых исследований и по мере расширения ВЭД предприятия расширяться и углубляться. База данных маркетинговой информации должна также иметь несколько уровней (разрезов), чтобы проводить маркетинговые исследования по соответствующей мировой отрасли в целом или по отдельным ее регионам (отраслевой и страновой аспекты).
На этапе принятия общего решения о выходе на международные рынки и создании информационной базы ММ предприятие должно собрать информацию об общем состоянии и тенденциях развития

  • отрасли, к которой относится продукция, выпускаемая предприятием;

  • стран, являющихся потребителями и производителями этой продукции;

  • отдельных фирм-производителей, потребителей и продавцов продукции.


При проведении МИ используется информация, полученная на основе вторичных и первичных данных.
Вторичной является информация, которая уже где-то существует, будучи собранной для других целей.

Источниками ее служат внутренние и внешние данные. Вторичные данные не являются результатом проведения специальных маркетинговых исследований.

Внутренними источниками служат:

  • отчеты компании

  • беседы с сотрудниками отделов сбыта

  • руководителями и сотрудниками других отделов

  • маркетинговая информационная система

  • бухгалтерские и финансовые отчеты

  • сообщения торгового персонала

  • обзоры жалоб и рекомендаций потребителей

  • планы производства и НИОКР

  • деловая корреспонденция фирмы и др.


Система сбора внешней текущей маркетинговой информации представляет собой поступление и анализ документов, данных периодической печати (газет, специализированных журналов и т.д.), а также оперативных сведений, полученных от поставщиков, торговых партнеров, клиентов и др., о новых событиях, произошедших на рынке.
Внешними источниками являются:

  • данные международных организаций (МВФ, Европейская организация по сотрудничеству и развитию, ООН)

  • законы, указы, постановления государственных органов

  • выступления государственных, политических и общественных деятелей

  • официальная статистика

  • периодическая печать

  • результаты научных исследований и т.п.

  • выставки, ярмарки, совещания, конференции, презентации, дни «открытых дверей»,

  • рекламные публикации;

  • коммерческие базы и базы данных.


Эти источники доступны каждому. Главное – внимательно наблюдать, собирать и оценивать информацию. При этом выводы не должны опираться на единственный источник, ибо не все документы, попадающие в поле зрения, являются нетенденциозными. Только сравнение нескольких источников может привести к выводам, имеющим ценность.
! В странах с развитой экономикой публикуются путеводители, в которых указываются источники получения маркетинговой информации для различных видов бизнеса.

Кроме того, практически во всех промышленно развитых странах вторичную информацию можно получить из следующих источников:

  • государственная статистика и правительственные отчеты;

  • журналы торговых и исследовательских ассоциаций;

  • отчеты Торговых палат;

  • банковские отчеты;

  • синдикативные стандартизированные источники информации.

В тех странах, где получение вторичной информации затруднено вследствие неразвитого рынка информационных услуг, одним из источников как ретроспективной вторичной, так и текущей актуальной информации становятся универсальные стандартизированные технологии исследования потребителей, адаптированные к условиям локальных рынков (TGI Группа Комкон, MMI (Gallup))/
Достоинства использования вторичных данных:

  1. быстрота получения по сравнению со сбором первичной информации;

  2. дешевизна по сравнению с первичными данными;

  3. легкость использования;

  4. повышают эффективность формирования и использования первичных данных


Недостатки:

1) возможная нестыковка единиц измерения

2) использование различных определений и систем классификации

3) разная степень новизны,

4) невозможность оценить их достоверность и др.
! Помнить, что вторичные данные о многих зарубежных рынках могут быть неполными или устаревшими. При их использовании необходимо учитывать:

  • какие товары включены в статистическую отчетность;

  • кто занимается сбором сведений, с какой целью, не было ли причин для их искажения;

  • от кого эти сведения получены и не содержат ли они искажений вследствие заинтересованности лиц и организаций, дающих сведения;

  • каким способом получены сведения и модно ли эту методологию сбора информации считать надежной;

  • насколько статистические данные соответствуют другим местным или международным публикациям, могут ли разночтения быть достаточно убедительно обоснованы.


К внешней информации относится синдикативная информация, недоступная в отличие от традиционной вторичной информации для широкой публики, а издаваемая специально отдельными организациями и распространяется по подписке, за деньги.

Выделяют два вида услуг, основанных на получении синдикативных данных:

  • мониторинг рыночной ситуации

  • сбор данных, облегчающих фирме проведение маркетинговых исследований.


Достоинства синдикативных данных:

  • возможность долевой стоимости, разделение общей стоимости получения данных между подписчиками;

  • высокое качество

  • использование хорошо отработанных систем сбора и обработки данных

  • быстрая передача информации подписчикам.


Недостатки:

  • подписчики практически не могут влиять на собираемую информацию;

  • поставщик синдикативных данных обычно старается заключить контракт на длительный период (обычно на год)

  • стандартизированные, синдикативные данные доступны любой фирме-конкуренту данной отрасли.


Сбор вторичной информации обычно предшествует сбору первичной информации. Вторичные данные помогают исследователю более глубоко ознакомиться с ситуацией в отрасли, с тенденциями изменения объема продаж и прибыли, конкурентами, последними достижениями науки и техники.

^ Первичные данные получают в результате специально проведенных исследований для решения конкретной маркетинговой проблемы. Их сбор осуществляется путем наблюдений, опросов, экспертных оценок и экспериментов, выполняемых над частью общей совокупности исследуемых объектов – выборкой.

Для обеспечения необходимой полноты и качества поступающей информации руководство фирм проводит обучение служащих в этом ключе. Имеют специальные отделы по сбору и распространению текущей маркетинговой информации.
В успешно функционирующих компаниях маркетинговая информация собирается и анализируется и распределяется в рамках маркетинговой информационной системы (МИС) являющейся частью информационной системы управления организацией.
МИС – это совокупность (единый комплекс) персонала оборудования процедур и методов предназначенная для сбора обработки анализа и распределения в установленное время достоверной информации необходимой для подготовки и принятия маркетинговых решений.
МИС – это концептуальная система помогающая решать как задачи маркетинга, так и задачи стратегического планирования. МИС трансформирует данные, полученные из внутренних и внешних источников, в информацию, необходимую для руководителей и специалистов маркетинговых служб.

^ 3. Основные этапы процесса ММИ
Любое маркетинговое исследование включает следующие этапы:

1. Определение проблемы и целей исследования.

2. Разработка плана исследования:

2.1. выбор типа исследования

2.2. определение источников получения информации

2.3. определение методов сбора информации

3. Сбор информации

4. Анализ информации

  1. Интерпретация полученных результатов и подготовка отчета.


1. Определение проблемы и целей исследования.

Четкое изложение проблемы – ключ к проведению успешного маркетингового исследования.
^ Джон Дьюн, философ:

«Правильно определенная проблема – уже наполовину решенная проблема»
Для выполнения проблем управления маркетингом используются такие подходы, как:

  1. Анализ результатов производственной и сбытовой деятельности организации. Исходные данные – сведения о состоянии рассматриваемого предприятия, соответствие этого состояния целям организации в целом и маркетинга в частности, отчетная, нормативная и статистическая документация.

  2. Экспертный опрос руководителей и специалистов организации, внешних источников (поставщиков, потребителей, торговых посредников);

  3. Наблюдение за выполнением маркетинговых функций и/или непосредственное участие в их реализации специалистов-консультантов, которые выявляют проблемы совершенствования управления маркетингом в организации.

Основные составляющие:

  1. Получение базовых знаний об организации, ее продуктах и рынках.

  2. ознакомление с ситуацией, в которой находится лицо, принимающее решение, с его целями и ресурсами.

  3. Прояснение симптомов проблемы.

  4. Выявление предполагаемых причин возникновения проблемы (базовых проблем).

  5. Определение действий по смягчению проблемы.

  6. Определение ожидаемых последствий действий по смягчению проблемы.

  7. Выявление предположений менеджеров относительно ожидаемых последствий

  8. Оценка адекватности имеющейся информации.


Один из методов определения целесообразности проведения МИ состоит в том, чтобы выяснить, приведут ли разные результаты МИ к разным маркетинговым решениям.

Дополнение к этапу 1
Разработка рабочей концепции проведения исследования осуществляется независимо от того, будет ли исследование проводиться собственными силами или же будет привлекаться специализированная организация. Рабочая гипотеза проведения исследования включает в себя следующие разделы.
Продукт, номенклатура продуктов, система установки – обратить внимание, имеются ли на рынке такие товары или выводятся на рынок новые товары аналогичного назначения.
Определение главного назначения товаров: инвестиционного или производственного назначения, средства потребления длительного пользования (авто, стирмашины,) и краткосрочного пользования (продукты питания, услуги)
Система обеспечения качества: уровень техники, показатели производительности, дизайн, цены, отношение цен и производительности и др.
Потенциальные потребители (покупатели): промышленность, торговля, общественные заказчики, включая конечных пользователей товара, потребительские группы, отдельных покупателей
Характеристика снабжения рынка: время ввода на рынок и вывода с рынка товаров с учетом динамики процесса их производства
Система сбыта товара – пути сбыта, сбытовые организации: самостоятельная поставка конечному потребителю, торговля в розницу, оптовая торговля. Характеристика специалистов или предприятий сбыта, отраслевая направленность сбыта, система распределения, региональные трудности и проблемы сбыта.
Конкуренция: общая ситуация конкурентной среды, положение на рынке основных конкурентов
Приведенная структура рабочей гипотезы может быть рекомендована при проработке проекта исследования рынка. Но могут быть и другие схемы разработки рабочей конкуренции. Задача состоит в том, чтобы облегчить собственной фирме формирование эффективных связей с рынком или окружающей средой, со всеми субъектами маркетинговой системы.
Необходимым может быть изучение таких вопросов: общая экономическая, политическая и социально-демографическая ситуация в экономике; влияние развития технологии в основных отраслях экономики; воздействие программ по развитию инфраструктуры на состояние и перспективы образования и науки, медицины и охраны окружающей среды; уровень и оценка объемов спроса на рынке ведущих отраслей экономики; рыночная доля и место на рынке партнеров и конкурентов.
!! Следует иметь в виду, что всякая схема процесса построения рабочей концепции может облегчить выработку предварительных предложений и методических положений, которые формируют представление о текущих и перспективных потребностях и затратах.
После положительного согласования рабочей концепции и утверждения дизайна исследования руководством (заказчиком) переходят к формированию информации.


2. Разработка плана исследования:

2.1. выбор типа исследования

  1. разведочный (предварительные исследования) – сбор предварительной информации, предназначенной для уточнения проблем и проверки выдвигаемых предположений (гипотез), уточнения терминологии и приоритетности задач исследования, определение коммерческого интереса, который может представлять какой-либо зарубежный рынок.

  2. ^ Описательный (дескриптивный) – объединяет исследования, заключающиеся в простом описании тех или иных объектов, явлений и процессов, влияющих на маркетинг.

  3. Казуальный – объединяет исследования, направленные на обоснование гипотез, основывающихся на выявлении причинно-следственных связей.

2.2. определение источников получения информации
Первичные источники информации («мягкая» информация) – в результате проведения полевых исследований.

Методы сбора:

  1. количественные методы – опросы большой выборки респондентов; панельный метод обследования; эксперименты.

  2. Качественные методы – сбор и интерпретацию данных путем наблюдения; глубинное интервью.


Вторичные источники информации («жесткая» информация) – путем проведения кабинетных маркетинговых исследований.
2.3. определение методов сбора информации
При освоении нового рынка используются разведочный тип исследований или предварительные исследования. Они объединяют исследования, направленные на сбор предварительной информации о внешнем рынке, определение коммерческого интереса. Часто используется децентрализованная частная информация.

При недостатке вторичных данных используется метод полевых исследований: анкетирование, опрос, наблюдение, эксперимент. Основная проблема – высокая стоимость и обеспечение сопоставимости результатов исследований по отдельным рынкам.

Особое место занимает Интернет.

Важным механизмом по изучению и освоению зарубежных рынков являются Международные торговые информационно-деловые центры – Trade Point – как программа ЮНКТАД, направленная на развитие мировой торговли.

Выявляются ограничения исследования – препятствия, обусловленные характером и важностью этой проблемы
3. Сбор информации

Марк Твен:

«Собирать информацию – это все равно, чот собирать мусор. Вначале вам надо решить, что вы будете делать с этим хламом, а потом уже собирать его»
Альтернативные подходы к сбору маркетинговой информации:


  1. осуществлять своими силами – нужен большой штат сотрудников.

Но: Проблематично проведение сбора данных в широком (национальном) диапазоне – используется очень редко! Нет достаточных ресурсов и возможностей для самостоятельного проведения полноценных МИ.

  1. осуществлять сбор данных путем создания специальной временной исследовательской группы – комплектуется из небольшого числа квалифицированных экспертов и большого числа работников не очень высокой квалификации для экономии средств на оплату их труда.

Но: Тренировочные занятия. Контроль качества собираемой информации. Мотивация труда!!

  1. привлечь коммерческие компании, специализирующиеся на сборе данных – международные сетевые агентства, оказывающие полный цикл исследовательских услуг на рынках разных стран; международные компании, занимающиеся исследованиями одного рынка в разных странах; локальные компании, оказывающие полный цикл исследовательских услуг на рынке или конкретном сегменте рынка; локальные компании, занимающиеся каким-либо типом исследования рынка (количественными или качественными); аналитические и консалтинговые компании, осуществляющие синдикативные исследования на основе агрегированной информации из различных источников, в том числе исследований других компаний.

Достоинства – большой опыт проведения подобных исследований высококвалифицированным персоналом; быстрота проведения исследования; контроль качества как стандартная процедура процесса сбора данных.

Но: стоимость услуг в 3-5 раз превышает стоимость других подходов. Необходимо убедиться в компетентности фирмы в данном регионе. Обращаться к фирмам в данной изучаемой стране.
При сборе информации придерживаться норм и правил «Международного кодекса по практике маркетинговых и социальных исследований» (Международная торговая палата МТП и Европейское общество по изучению общественного мнения и маркетинга ЕСОМАР).
4. Анализ и обработка информации

Обработка информации осуществляется в тесной связи с целями исследования и применяемых методов оценки. По надобности усиливается количественный или качественный аспект анализа информации, чтобы она стала исходным базисом для осуществления прогнозов. Обработанная информация должна быть готова для введения в компьютерные системы с целью детальной обработки и дальнейшего хранения на тех или иных информационных носителях.
Собранная информация анализируется с помощью статистических, ЭММ и экспертных методов: регрессионный анализ, дисперсионный анализ, вариационный анализ; дискриминантный анализ; факторный анализ; кластерный анализ; метод Дельфи.

5. Интерпретация полученных результатов и подготовка отчета.

Подведение итогов, обобщение предполагает проведение причинно-следственного анализа полученной информации, который позволяет сделать оценку достижений главной цели исследования, а именно достаточность полученной информации и ее достоверность. Обсуждается вопрос о необходимости дополнительной информации.
Отчет о проведенном исследовании составляется по произвольной форме, но его структура может формироваться с учетом следующих рекомендаций;


  • указатель содержания отчета – для облегчения поиска отдельных разделов, включает наиболее значимые этапы исследования


–реферат – краткое содержание важнейших и базовых результатов, показываются важнейшие показатели объектов исследования;

– постановка задач и обоснование целей исследования – указываются заказчик, исходная ситуация, основания и цели исследования, время его проведения, оценочные показатели и их размерность;

– представление отдельных результатов исследования – согласно с содержанием осуществляется описание важнейших результатов, рекомендации комментируются в соответствии с методикой исследования. Методические выводы, большие числовые таблицы и схемы используются при необходимости доказательства спорных вопросов, в противном случае их приводят в приложении;

– приложение – весь исходный и результативный цифровой материал, таблицы, схемы, рисунки, методы исследования, используемые опросные анкеты и средства, статистические таблицы о состоянии объектов исследования, указатель употребляемых сокращений и понятий, список встреч и интервью с респондентами, перечень приложений по вторичному исследованию.
Для эффективной презентации результатов маркетингового исследования уже на стадии его дизайна предусматривается сценарий ее проведения. Обязателен протокол, подготовка и рассылка благодарственных писем докладчикам и руководителям презентации, подготовка отчета о проведении презентации, определение фактических общих затрат на презентацию и источников их покрытия.

Снижение риска в постоянно меняющихся условиях рынка требует сбора и анализа информации на постоянной основе.

Оценка результатов:

1) анализ самого решения – сравнение фактических результатов с плановыми и показателями успеха, установленными на начальном этапе. Если результаты отстают от целевых установок – предпринять соответствующие корректирующие действия.

2) анализ процесса принятия решения – изменение конкретных действий на одном или нескольких этапах принятия решения.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

7. Міжнародні маркетингові дослідження Особливості міжнародних маркетингових досліджень icon2. Системний підхід до вивчення міжнародних відносин
Термін Міжнародні відносини (МВ) з'явився після ІІ світової війни, але ще до цього періоду Бентам (ІІ половина XVIII початок XIX...

7. Міжнародні маркетингові дослідження Особливості міжнародних маркетингових досліджень iconМетодика и техника социологических исследований
Поняття, концептуальна будова І організація компонентів програми соціологічного дослідження

7. Міжнародні маркетингові дослідження Особливості міжнародних маркетингових досліджень icon1. Культурні цінності та проблеми їх визначення в нормативно-правових...
Тема Культурні цінності та проблеми їх визначення в нормативно-правових актах України та міжнародних конвенціях – 2 години

7. Міжнародні маркетингові дослідження Особливості міжнародних маркетингових досліджень iconКонспект лекцій з дисципліни «методологія та організація наукових досліджень»
Усі цитати, цифровий та фактичний матеріал, бібліографічні відомості перевірені, запис одиниць відповідає стандартам

7. Міжнародні маркетингові дослідження Особливості міжнародних маркетингових досліджень icon4. Соціальні небезпеки, їхні види та особливості. Соціальні та психологічні...
Тема Соціальні небезпеки, їхні види та особливості. Соціальні та психологічні чинники ризику. Поведінкові реакції населення у надзвичайних...

7. Міжнародні маркетингові дослідження Особливості міжнародних маркетингових досліджень iconНаразі проводиться дослідження з метою встановити вплив різних чинників...
Наголосимо, що Ви берете участь в опитуванні перш за все з власних інтересів. Заповнивши анкету, Ви маєте змогу більше дізнатися...

7. Міжнародні маркетингові дослідження Особливості міжнародних маркетингових досліджень iconТема джерелознавство первісної історіі поняття „історичні джерела”....
Систематизація, аналіз та синтез джерел – послідовні ступені реконструкції історичного процесу

7. Міжнародні маркетингові дослідження Особливості міжнародних маркетингових досліджень iconМіжнародне право в галузі охорони праці (оон, моп, єс: декларації,...
Україна приймає участь в міжнародній співпраці І адаптує своє законодавство до міжнародних норм в галузі охорони праці

7. Міжнародні маркетингові дослідження Особливості міжнародних маркетингових досліджень iconМіністерство освіти та науки україни маріупольський державний університет...
Навчально-методичні вказівки до виконання контрольних робіт з курсу “Основи менеджменту та маркетингу (для студентів спеціальності...

7. Міжнародні маркетингові дослідження Особливості міжнародних маркетингових досліджень icon1. Виникнення міжнародних економічних відносин
Каждая страна, кроме общих с другими странами черт, имеет свои особенности экономического, социального и культурного развития. Это...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов