73. Конкурентная среда и маркетинговая стратегия фирмы




Скачать 251.86 Kb.
Название73. Конкурентная среда и маркетинговая стратегия фирмы
Дата публикации11.07.2013
Размер251.86 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Маркетинг > Документы
73. Конкурентная среда и маркетинговая стратегия фирмы.

Конкурентоспособность — способность определённого объекта или субъекта превзойти конкурентов в заданных условиях.

Объекты, обладающие конкурентоспособностью, можно разбить на 2 группы:

- товары,

- предприятия

В связи с этим принято говорить о таких её видах как:

  • Конкурентоспособность товара

  • Конкурентоспособность предприятия

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ товаров - способность товаров отвечать требованиям конкурентного рынка, запросам покупателей в сравнении с другими аналогичными товарами, представленными на рынке. Конкурентоспособность определяется, с одной стороны, качеством товара, его техническим уровнем, потребительскими свойствами и, с другой стороны, ценами, устанавливаемыми продавцами товаров. Кроме того, на конкурентоспособность влияют мода, продажный и послепродажный сервис, реклама, имидж производителя, ситуация на рынке, колебания спроса.

Конкурентоспособность предприятия — это его свойство, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке, считает Филипп Котлер.

Конкурентоспособность предприятия можно определить как относительную характеристику, отражающую отличие процесса развития данного продуцента от конкурента как по степени удовлетворения своими товарами (услугами) потребности потребителей, так и по эффективности производственной деятельности, считает Т. Г. Философова.

^ Можно констатировать тот факт, что в настоящее время отсутствует общепринятое экономистами определение конкурентоспособности предприятия.

В 1991 г. Майкл Портер опубликовал исследование "Конкурентные преимущества стран". Успех на внешнем рынке зависит от правильно выбранной конкурентной стратегии.

1. Стратегия конкурентного преимущества

Основной единицей конкуренции по М. Портеру является отрасль. На выбор конкурентной стратегии фирмы в отрасли влияют два главных момента.

1. На конкуренцию в отрасли оказывают воздействие пять факторов (или сил по М. Портеру):

1) появление новых конкурентов; (новые производственные мощности)

2) появление товаров или услуг-заменителей; (ограничивается цена)

3) способность поставщиков торговаться; (снижению прибыли фирмы)

4) способность покупателей торговаться; (снижению прибыли фирмы)

5) соперничество уже имеющихся конкурентов между собой. (дополнительные расходы, либо снижение цены, а в результате - сокращение прибыли)

^ 2. Фирма опережает своих соперников, если:

1) более низкие издержки,

2) дифференциация товаров, (немецкие станкостроители)

3) сфера конкуренции, или широта цели, на которую ориентируется фирма.

Для того чтобы достичь конкурентного преимущества, необходимо либо предлагать покупателям товар примерно с такой же ценностью, что и у конкурентов; но производить его с меньшими издержками (стратегия меньших издержек), либо предлагать покупателям товар с большей ценностью, за который можно получить большую цену (стратегия дифференциации).

^ Наиболее типичными причинами новаций, позволяющими достичь конкурентного преимущества, являются:

новые технологии (производство рентгеновской аппаратуры в Германии);

новые или изменившиеся запросы покупателей (американские компании быстрого питания);

появление нового сегмента отрасли (производство малогабаритных многоцелевых автопогрузчиков в Японии);

изменение стоимости или компонентов производства (изменение соотношения стоимости рабочей силы в странах);

регулирование на уровне правительства (стандарты, охрана окружающей среды, торговые ограничения и др.).

Продолжительность удержания конкурентного преимущества зависит:

• от источников конкурентного преимущества. (дешевая рабочая сила пл. – технологии хор)

• от количества имеющихся у фирм явных источников конкурентного преимущества;

• от постоянной модернизации производства и других видов деятельности.

Факторы конкурентоспособности – это те явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социально-экономической жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной величины затрат на производство, а в результате изменение уровня конкурентоспособности предприятия. Факторы могут изменять конкурентоспособность предприятия в сторону повышения и в сторону уменьшения.

К факторам конкурентоспособности относят: финансовое положение предприятия; состояние базы для собственных НИОКР и уровень расходов на них; наличие передовой технологии; обеспеченность высококвалифицированными кадрами; способность к продуктовому и ценовому маневрированию; наличие сбытовой сети; состояние технического обслуживания; возможность кредитования; действенность рек-ламы и средств стимулирования сбыта; платежеспособность основных покупателей.

Конкурентоспособность предприятия складывается из следующих факторов:

ресурсного – затраты ресурсов на единицу готовой продукции;

ценового – уровень и динамика цен на все используемые ресурсы и готовую продукцию;

«фактора среды» – в данный фактор входят: экономическая и политическая обстановка в стране и степень воздействия государства на рыночного контрагента.

Вся совокупность факторов конкурентоспособности предприятия по отношению к нему подразделяется на внешние и внутренние.
^ 74. Сегментация рынка

Сегментация рынка – деление (дифференциация) любого рынка на отдельные части (сегменты) с учетом множества критериев и факторов.

Сегмент рынка – группа потребителей, продуктов или предприятий, обладающих общими характеристиками.

Признаки сегментации рынков – это способы выделения сегментов рынка (например, географические сегменты, ценовые сегменты, сегмент рынка по уровню доходов потребителей и т.п.).

Основными признаками сегментации рынка по группам потребителей являются географические, демографические, личностные, поведенческие и др. характеристики. Сегмент рынка по группам потребителей определяется по совпадению у определенных групп потребителей нескольких признаков. В идеальном случае сегмент рынка – это группа потребителей, которые сходны по своим специфическим нуждам и потребностям и одинаково реагирующие на комплекс маркетинга.

Признаками сегментации рынка по группам продуктов могут быть функциональные и технические параметры продукта, цена и т.п.

Признаками сегментации рынка по предприятиям-конкурентам являются величина предприятия, качественные показатели продукта, цена, каналы сбыта, продвижение продукта на рынке и т.п. Признаками сегментации предприятий-покупателей (промышленные рынки, рынки товаров производственного назначения) могут выступать организационно-провавая форма предприятия, отрасль или сфера деятельности, география и т.п.

Сегментация рынка по потребителям, по продуктам и предприятиям взаимно дополняют друг друга и все полученные результаты рассматриваются в комплексе, что позволяет правильно выбрать наиболее эффективный сегмент рынка.

Критерии сегментации и отбора рынков – способы оценки выбора того или иного сегмента рынка

Наиболее распространенными критериями сегментации являются:

– емкость сегмента, по которой определяется число потенциальных потребителей и, соответственно, необходимые производственные мощности;

– каналы распространения и сбыта продукции, позволяющие решить вопросы о формировании сети сбыта;

– устойчивость рынка, позволяющая сделать выбор о целесообразности загрузки мощностей предприятия;

– прибыльность, показывающая уровень рентабельности предприятия на данном сегменте рынка;

– совместимость сегмента рынка с рынком основных конкурентов, позволяющая оценить силу или слабость конкурентов и принять решение о целесообразности и готовности внесения дополнительных затрат при ориентации на таком сегменте;

– оценка опыта работы конкретного персонала предприятия (инженерного, производственного или сбытового) на выбранном сегменте рынка и принятие соответствующих мер;

– защищенность выбранного сегмента от конкуренции.
Недифференцированный маркетинг не предусматривает деления рынка на сегменты. Фирма игнорирует различия сегментов рынка и выходит на рынок в целом с каким-то одним предложением, сосредоточивает свое внимание и усилия на том общем в потребностях клиентов, что их объединяет, а не на том, что их различает. Подразумевается охват как можно большего количества покупателей.

Дифференцированный маркетинг зародился в 60-е годы, когда сегментация рынка приобрела значение важнейшего атрибута маркетинга. Применяя стратегию дифференцированного маркетинга, фирма ориентирует свою деятельность на несколько сегментов рынка и разрабатывает отдельные предложения для каждого из них.

Концентрированный маркетинг. Смысл заключается в углублении целевого характера не на всех рыночных сегментах, а на одном (нескольких) из них. Вместо поисков малой доли большого рынка фирма добивается большой доли одного или нескольких малых рынков. Особенно привлекателен для компаний с ограниченными ресурсами. Прибегая к концентрированному маркетингу, фирмы добиваются сильной рыночной позиции в обслуживаемых ими сегментах благодаря лучшему знанию потребностей этих сегментов.

Позиционирование на рынке представляет собой направление маркетинговой деятельности по выбору целевых рынков, предполагающее анализ элементов комплекса маркетинга и позиций продуктов на выделенных сегментах рынка с целью выявления тех их параметров, которые способствуют завоеванию конкурентных преимуществ.
^ 75. Маркетинговые коммуникации и комплекс маркетинговых коммуникаций

Маркетинговые коммуникации представляют собой процесс передачи информации о товаре целевой аудитории. Целевая аудитория представляет собой группу людей, которые получают маркетинговые обращения и имеют возможность реагировать на них («Diet Coke» предназначена для худеющих)

Товар, его цена и способ распространения могут нести потребителям важную рыночную информацию. Эти три элемента, наряду с маркетинговыми коммуникациями, образуют маркетинг-микс.

Маркетинговые коммуникации наряду с тремя другими элементами маркетинга-микс являются ключевым фактором принятия стратегических решений на основе плана маркетинга. План маркетинга представляет собой документ, в котором отражается анализ текущей маркетинговой ситуации, идентифицируются рыночные возможности и связанные с ними опасности, устанавливаются цели развития и намечается план действий, направленных на их достижение. Каждая из областей маркетинга-микс имеет собственные цели и стратегии.

Все маркетинговые коммуникации направлены на то, чтобы предоставить целевой аудитории определенную информацию или же убедить ее изменить свое отношение или поведение. Например, компания Kraft хотела бы заставить потребителей поверить в то, что ее сыры превосходят по качеству сыры всех прочих производителей. Фирма Hallmark стремится к тому, чтобы покупатели вспоминали о ней «всякий раз, когда они хотели бы послать самую лучшую открытку».

Все маркетинговые коммуникации ориентированы на решение определенных задач, которые, в свою очередь, должны соответствовать целям коммуникационной программы. Обычно в число этих целей входит создание у покупателей осведомленности о торговой марке, распространение информации, повышение культуры рынка, формирование положительного образа компании или ее торговой марки. Конечная цель любой стратегии маркетинговых коммуникаций состоит в том, чтобы помочь фирме продать ее товар и таким образом сохранить свой бизнес.

Целевая аудитория включает в себя не только потенциальных потребителей. Участником маркетингового процесса называется любое лицо, которое содействует успеху компании или продвижению ее товаров. Таким образом, к участникам маркетингового процесса могут быть отнесены сотрудники фирмы, продавцы ее продукции, поставщики, жители территорий, на которых производятся и реализуются товары, средства массовой информации, органы государственного регулирования коммерческой деятельности, а также покупатели.

Для доставки потребителю запланированных обращений используются следующие инструменты коммуникаций:

·

Реклама — любая оплаченная конкретным лицом форма коммуникаций, предназначенная для продвижения товаров, услуг или идей. Хотя некоторые виды рекламы (например, прямая почтовая рассылка) ориентированы на конкретного индивидуума, все же большинство рекламных посланий предназначены для больших групп населения, и распространяются такими средствами массовой информации, как радио, телевидение, газеты и журналы. ·

Стимулирование сбыта — различные виды маркетинговой деятельности, которые на определенное время увеличивают исходную ценность товара или услуги и напрямую стимулируют покупательную активность потребителей (например, купоны или пробные образцы), работу дистрибьюторов и торгового персонала.

Паблик рилейшнз (связи с общественностью) — координированные усилия по созданию благоприятного представления о товаре в сознании населения. Они реализуются путем поддержки определенных программ и видов деятельности, не связанных напрямую с продажей товаров: публикации в прессе важной с коммерческой точки зрения информации, «паблисити» на радио и телевидении.

Прямой маркетинг — интерактивная система маркетинга, позволяющая потребителям легко получать интересующие их сведения и приобретать товары с помощью использования различных каналов распространения информации. Включает в себя прямую почтовую рассылку, использование заказов по печатным каталогам и продажу по каталогам в режиме он-лайн.

Личная продажа — установление личного контакта с одним или несколькими потенциальными покупателями с целью продажи товара. Примерами таких контактов могут служить телефонные переговоры региональных представителей фирмы-производителя с местными компаниями или предприятиями розничной торговли, выборочные звонки потенциальным покупателям непосредственно на дом или продажа товаров по телефонным заказам.

Специальные средства для стимулирования торговли или рекламно-оформительские средства для мест продажи — подразумевается использование средств, доставляющих маркетинговое обращение непосредственно в места продажи и повышающих вероятность приобретения товаров покупателями. Такие средства, в частности внутренние купоны магазина, напоминают покупателю об определенном товаре, доставляют ему маркетинговое обращение компании или информируют о выгодах будущей покупки.

Упаковка — помимо основной функции служит местом расположения маркетингового коммуникационного обращения. Поэтому разработкой упаковки товара занимаются как технологи и дизайнеры, так и специалисты по планированию маркетинговых коммуникаций. Поскольку именно маркетинговое обращение на упаковке посетитель магазина видит перед собой в момент принятия решения о покупке, оно играет исключительно важную роль в процессе убеждения потребителей.

Специальные сувениры — бесплатные подарки, служащие напоминанием о компании, производящей товар, и о ее фирменной марке.

Спонсорство — финансовая поддержка, оказываемая компанией некоммерческим организациям при проведении различных мероприятий в обмен на право установления с ними особых отношений. Спонсорская деятельность может повысить престиж компании и сформировать позитивное представление о ее деятельности. В качестве примера спонсорства можно привести материальную поддержку проведения теннисных турниров или передачу финансовых средств благотворительным общественным фондам.

Предоставление лицензии — практика продажи права на использование фирменных символов компании или ее товара. Когда университет разрешает производителю футболок использовать в качестве надписи на них свое название, то это разрешение обязательно оформляется в виде специального контракта.

Сервисное обслуживание — важная часть поддержания маркетинговых коммуникаций, заключающаяся в послепродажном обслуживании покупателя. Программы сервисного обслуживания нацелены на удовлетворение текущих потребностей клиентов. Важным инструментом поддержания положительного восприятия фирмы в послепродажный период является также предоставление гарантий на проданный товар.
^ 76. Цены и ценовая политика в маркетинге

Концепция «4P», согласно которой комплекс маркетинга состоит из четырех элементов (инструментов), каждый из которых в английском языке начинается с буквы «Р»: продукт (product), цена (price), доведение продукта до потребителя, до места (place), продвижение (promotion).

Цена - это гибкий инструмент маркетинга, поскольку цены можно быстро и легко изменить, учитывая факторы спроса, издержек или конкуренции.Из-за ценовой эластичности спроса цена является одним из ключевых инструментов маркетинга. Это происходит по следующим причинам:

1) Изменения цены сильно влияют на объем продаж.

2) Изменение цены, в отличие от любых других маркетинговых составляющих, имеет самый быстрый эффект.

3) Потенциальные потребители быстрее реагируют на изменение цены, чем на предложенные им изменения в товарах или услугах.

4) Изменение цены с целью привлечения новых клиентов эффективно только в сочетании с мерами продвижения, направленными как на торговых посредников, так и на потенциальных клиентов.

^ Постановка задач и целей ценообразования. Прежде всего фирме необходимо определиться с целями ценовой политики. Обычно этих целей несколько. Среди них:

- обеспечение существования фирмы на рынках. Проблемы могут возникнуть из-за конкуренции или изменившихся запросов потребителей. Чтобы обеспечить работу предприятий и сбыт своих товаров, фирмы вынуждены устанавливать низкие цены в надежде на благожелательную ответную реакцию потребителей. При этом прибыль может терять свое первостепенное значение. Но пока цена покрывает издержки, производство может продолжаться.

- максимизация прибыли. Многие предприниматели хотели бы установить на свой товар цену, которая обеспечивала бы максимум прибыли. Для этого определяют возможный спрос и предварительные издержки по каждому варианту цен. Из альтернатив выбирается та, которая принесет в краткосрочной перспективе максимальную прибыль. В реализации данной цели ориентируются на краткосрочные ожидания прибыли и не учитываются долгосрочные перспективы, определяемые использованием всех Других элементов маркетинга, политикой конкурентов, регулирующей деятельностью государства;

- максимальное расширение оборота. Цену, направленную на максимизацию оборота, применяют тогда, когда продукт производится корпоративно и сложно определить всю структуру и функции издержек. Здесь же важно оценить спрос. Реализовать данную цель можно посредством установления процента комиссионных от объема сбыта.

- оптимальное увеличение сбыта. Предприниматели, считают, что увеличение объема сбыта приведет к снижению издержек на единицу продукции и к увеличению прибыли. Исходя из возможностей рынка устанавливают цену как можно ниже, что именуется “ценовая политика наступления на рынок''. Фирма снижает цены на свою продукцию до минимально допустимого уровня, повышая долю своего рынка, добивается снижения издержек единицы товара и на этой основе может и дальше снижать цены. Но такая политика приносит успех только если чувствительность рынка к ценам велика, если реально уменьшить издержки производства и распределения в результате расширения объемов производства и, наконец, если снижение цен отодвинет конкурентов в сторону;

- “снятие сливок.'' благодаря установлению высоких цен. Фирма устанавливает на каждое свое производственное нововведение максимально возможную цену благодаря сравнительным преимуществам новинки. Когда сбыт по данной цене сокращается, фирма снижает цену, привлекая к себе следующий слой клиентов, достигая в каждом сегменте целевого рынка максимально возможного оборота;

- лидерство в качестве. Фирма, которая способна закрепить за собой такую репутацию, устанавливает высокую цену, чтобы покрыть большие издержки, связанные с повышением качества и необходимыми для этого затратами. Скажем, фирма “Катерпиллар” предлагает строительные машины высшего качества и отличное сервисное обслуживание. Она может себе позволить достижение цели лидерства, в качестве при более высоких ценах, чем у ее конкурентов.

Указанные цели ценовой политики соотносятся между собой, далеко не всегда совпадая. На разных этапах фирма может уделять приоритетное внимание различным целям.

I. Стратегии ценообразования от уровня цен выделяют:

-стратегию высоких цен; Цель— получение сверхприбыли путем «снятия сливок» с тех покупателей, для которых новый товар имеет большую ценность

- стратегию низких цен (стратегия ценового прорыва)- с целью проникновения на рынок

- стратегию средних цен. (нейтральное ценообразование)

II. от разных рынков, их сегментов и покупателей

- Стратегия дифференцированных цен (сезонные скидки)

- Стратегия льготных цен (увеличение объемов продаж)

- Стратегия дискриминационных цен

III В зависимости от степени гибкости цен выделяют стратегию единых цен и стратегию гибких, эластичных цен.

Ценообразование с учётом психологических факторов — маркетинговый метод, основанный на теории о том, что у определенных цен есть психологическое воздействие. Розничные цены часто бывают «нечётными»: немного меньше, чем круглое число, например, 19,99$ или 6,95£ (но не обязательно математически нечётными, может быть и 2.98). Теория заключается в том, что эти особенности побуждают к совершению покупок более, чем если бы потребители были совершенно рациональны.

Стимулирующее ценообразование основано на использовании различного рода скидок и зачетов.

Группа ассортиментных стратегий ценообразования применяется предприятиями, фирмами, реализующими определенный ассортимент взаимозаменяемых, взаимодополняемых товаров или услуг. Наиболее распространенной и понятной является стратегия ценообразования товарных наборов.
^ 77. Диагностическая модель управления персоналом

В настоящее время сложились пять моделей управления компанией.

В первой – инновационной – существует минимум инструкций, регламентов; почти нет так называемых «формальных» правил. Такой стиль управления характерен для небольших коллективов, где главное – креативность и выдумка.

В предпринимательской модели управления полностью отражается суть названия. В ней имеется структура управления, иерархия полномочий, но имеется так называемый эффект «бутылочного горла» - «Мы посоветовались, и Я решил…». То есть, собственник компании принимает все решения самостоятельно. При такой модели управления компания имеет мало возможностей для роста и развития, то есть имеется в наличии синдром «отсутствия роста».

Для крупных российских компаний характерна бюрократическая модель управления. Название говорит само за себя. Имеется строгая функциональная управленческая структура, четкая субординация, строгие правила принятия решений. В такой бюрократической модели присутствует характерный синдром «усталой лошади».

В административно-командной модели управления имеется единоначалие властных полномочий и принятия решений. Такая модель распространена во многих государственных учреждениях, когда от сотрудника не зависит ничего, а заработная плата не зависит от качества выполненной работы. Это приводит к незаинтересованности в результатах своего труда, когда тысячи работников только делают вид что работают. В таких организациях присутствует синдром «пофигизма».

Одной из наиболее демократичных моделей управления является процессная. В ней присутствует вертикаль власти, однако основное управление идет по горизонтали, каждый сотрудник знает, что он должен делать, и для чего. Руководство в таких компаниях не только ставит цели, но и контролирует качество выполненной работы. Зарплата напрямую зависит от результата работы.
Диагностическая модель представляет собой структурную схему, позволяющую специалисту увидеть проблему как в целом, так и в наиболее важных ее деталях.

Обычно модель включает три главных объекта анализа: люди, внешние и внутренние условия; собственно предприятие или организация.



^ ЛЮДИ В ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

Человек со всеми его качествами - важнейший элемент диагностической модели. Люди разнятся своими возможностями, подходами, вкусами. У каждого из них свой стиль, интеллектуальные способности, способы выполнения работы. Рассмотрим эти характеристики немного подробнее.

Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, необходимые для освоения определённой деятельности и её успешного осуществления.

Способности как свойство личности могут быть классифицированы на механи¬ческие, двигательно-координационные, умственные и творческие. Многие из этих способностей обусловливаются генетическими факторами и мало поддаются тренировке (пример - беглость пальцев и быстрота реакции).

Мотивация - внутреннее состояние, направляющее поведение человека; позиция, предрасполагающая субъекта действовать определенным целесообразным образом.

Мотивация работников есть совокупность причин, побуждающих человека действовать тем или иным целенаправленным образом. Мотивация, таким образом, есть внутреннее состояние, которое побуждает, направляет и сохраняет у человека стремление достичь определенных целей.

Каждый работник - уникальная, неповторимая личность. Поэтому вряд ли можно рассчитывать на то, что один и тот же подход к разным работникам будет равно успешным.

Индивидуальность - характерный способ мышления и поведения человека во внешней среде. Эта характеристика включает черты характера, личностные ценности, мотивы, генетические особенности (задатки), позицию, взгляды, эмоциональную возбудимость, возможности, склонность к саморефлексии, умственные способности индивида и т.п. Она же включает, помимо того, и явные для окружающих стандарты поведения индивида.

Специалисты в области психологии считают, что:

1. Работник проявляет как рациональные, так и интуитивно-эмоциональные черты склада характера в своем поведении. Его решения и поведение определяются не только рациональными (сознательными), но и эмоциональными (подсознательными) факторами, которые чаще всего выступают совместно.

2. Личность действует, с одной стороны, в соответствии со своими внутренними склонностями и решениями, а с другой - в соответствии с внешней обстановкой.

3. Любой человек уникален. Он действует и думает определенным образом, в зависимости от:

а) особенностей своей личности;

б) возможностей, данных ему природой либо развитых в процессе обучения;

в) имевшихся или сложившихся взглядов и вкусов;

г) мотивации деятельности, присущей ему от рождения или развитой.

Опытный руководитель понимает, что природа человека является решающей переменной в деятельности по управлению персоналом и важна для эффективности работы организации.

^ 78. Кадровый потенциал организации и кадровая политика

Кадровый потенциал - это общая (количественная и качественная) характеристика персонала как одного из видов ресурсов, связанная с выполнением возложенных на него функций и достижением целей перспективного развития предприятия.

Кадры - это постоянный списочный состав работников различных профессий и квалификаций, занятых основной производственной и вспомогательной деятельностью.

Персонал включает всех постоянных и временных работников, работающих в организации по найму. Кадровый потенциал определяют трудовые ресурсы, а его структуру – состав и соотношение групп и категорий работников. Количественными показателями трудового ресурса являются штатная, явочная и средняя численность работников. Штатная (списочная) численность определяется количеством персонала на конкретную дату. Явочная численность включает только ту часть списочной численности, которая находится на работе или в командировках в день подсчета, т.е. фактически выполняет сменные производственные функции. Средняя численность периода (месяца, квартала, года) определяется делением суммарной списочной численности за каждый рабочий, выходной и праздничный день этого периода на количество календарных дней.

Изменения структуры трудового ресурса характеризуют коэффициенты его динамики: оборота по приему и выбытию, общего оборота, стабильности, закрепленности, текучести кадров.

При анализе структуры кадрового потенциала также учитываются количественные соотношения:

- работников, занятых основной производственной деятельностью, и работников вспомогательных подразделений;

- производственного и непроизводственного персонала;

- рабочих и служащих;

- ИТР и работников системы управления;

Качественный анализ структуры кадрового потенциала оценивается соотношением неквалифицированных, малоквалифицированных, квалифицированных и высококвалифицированных работников, уровнем образованности, общей и корпоративной культуры, профессиональной компетентностью и интеллектуальным потенциалом.

На отдел по работе с персоналом возложены следующие ФУНКЦИИ:

-Подбор персонала.

-Адаптация новых сотрудников.

-Организация обучения (как внутреннего, так и внешнего).

-Организация информирования.

-Развитие персонала: работа с кадровым резервом, планирование карьеры работников университета.

-Оценка персонала.

-Организация и проведение конкурса «Сотрудник месяца».

-Ведение научного рейтинга профессорско-преподавательского состава университета.

-Организация и проведение корпоративных мероприятий.

Маркетинг персонала организации предполагает определение потребности этой организации в персонале, как в количественном (количество штатных единиц той или иной должностной позиции), так и в качественном (образовательный и квалификационный уровень, компетенции, знания, умения и навыки сотрудников) аспектах. При этом обязательно проведение анализа внешних и внутренних факторов, без которого построение эффективной системы маркетинга персонала не возможно, а именно: внешние факторы, оказывающие влияние на маркетинг персонала: ситуация на рынке труда, развитие технологии, особенности социальных потребностей, развитие законодательства, кадровая политика организаций-конкурентов; внутренние факторы, воздействующие на стратегию маркетинга персонала: цели организации, ее финансовые ресурсы, кадровый потенциал, источники покрытия кадровой потребности.

Контроллинг персонала (КП) – это система внутрифирменного планирования и контроля в сфере работы с человеческим ресурсом, которая помогает «преобразовывать » стратегии в плановые величины и конкретные мероприятия, а также формировать основные положения по управлению сотрудниками. Контроллинг персонала подразумевает разработку и предоставление инструментов для обеспечения потенциала производительности труда на предприятии.Важнейшими функциями КП являются: функция управления и контроля, координационная функция, функция подготовки информации.

Лизинг персонала (от англ. personal-leasing) — управленческая технология, разновидность аутсорсинга, позволяющая обеспечить бизнес-процесс компании необходимыми трудовыми ресурсами, используя услуги сторонней организации.

^ 79. Планирование персонала

Планирование персонала (или кадровое планирование), это:

кадровая программа, которая нацелена на оценку как количественной, так и качественной потребности в персонале;

важнейший элемент кадровой политики и составная часть планирования на предприятии;

процесс, который позволяет обеспечить предприятие необходимыми кадрами в количественном и качественном составе;

процесс, который заключается в обеспечении людей рабочими местами в нужное время и в необходимом количестве, в соответствии с их способностями, склонностями и требованиями производства.

Руководству любой организации (предприятия) необходимо иметь персонал необходимой квалификации в соответствии с созданных рабочих мест, что позволит решить производственные задачи. При этом, планирование персонала должно создать условия для мотивации более высокой производительности и эффективности труда, удовлетворение работников от работы.

Планирование персонала должно удовлетворить потребности организации (предприятия), которая заключается в следующем:

потребность в замещении персонала по возрасту и годами вследствие выхода сотрудников на пенсию, увольнения, переходом на инвалидность и другую работу и т.п.;

потребность в снижении численности персонала вследствие различных причин (внедрением нового (высокопроизводительного) оборудования, сокращением объемов производства, простой, старение кадров и т.д.);

потребность в увеличении численности персонала в связи с расширением производства и (или) развитием производства.

При этом, удовлетворение потребностей предприятия (организации) и достижение ее целей невозможно без реализации 4 элементов планирования персонала (или кадрового планирования) (рис. 1).

Реализация мероприятий планирования персонала и проведение кадровой политики предусматривает последовательные действия, которые подразделяются на пять этапов (табл. 1).

Таблица 1 Этапы реализации кадрового планирования (планирование персонала)№ этапа

№ этапа

Название этапа

Характеристика этапа

1

Информационный

Сбор и обработка необходимой информации об имеющемся персонале и его развитии в перспективе.

2

Разработка проектов кадрового плана

Анализ кадровых ситуаций и перспектив их развития, разработка альтернативных вариантов проектов кадрового плана.




3

Принятие решений

Утверждение одного из вариантов плана, как обязательного ориентира для деятельности кадровой службы.

4

Определение затрат

Расчет затрат на содержание персонала.

5

Кадровый контроль

Осуществление контроля и выполнения кадровых решений на основе плановых и текущих данных предприятия (организации); корректировки кадровых целей на основе изменения целей организации (предприятия).



^ 80. Оценка результатов эффективной деятельности по управлению персоналом.

Оценка персонала- процесс определения эффективности выполнения сотрудниками организации своих должностных обязанностей и реализации организационных целей.

Оценка деятельности подразделений управления персоналом — это систематический, четко организованный процесс, направленный на соизмерение затрат и результатов, связанных с деятельностью кадровых служб, а также на соотнесение этих результатов с итогами деятельности организации в прошлом, с итогами деятельности других организаций.

Оценка деятельности кадровой службы организации базируется на определении того, насколько кадровая составляющая способствует достижению целей организации и выполнению соответствующих задач.

Результаты оценки служат итоговыми индикаторами, фокусирующими внимание на основных проблемах работы с персоналом, таких как качество выполненной работы, удовлетворенность работников, исполнительская дисциплина, текучесть кадров.

Показатели оценки эффективности деятельности подразделений управления персоналом:

Показатели собственно экономической эффективности деятельности служб управления персоналом предполагает обязательное определение затрат, необходимых для реализации кадровой политики организации. При этом следует учитывать расходы, как на содержание персонала, так и на его пополнение и обучение.

При оценке эффективности отдельных кадровых программ определяется воздействие данной программы на результативность деятельности работников и организации в целом (повышение производительности труда, улучшение качества продукции, экономию ресурсов и др.).

Показатели оценки деятельности служб управления персоналом, а именно укомплектованность кадрового состава, оценивается количественно — путем сопоставления фактической численности работников с требуемой (расчетной) величиной по трудоемкости операций или с плановой численностью и численностью, предусмотренной штатным расписанием; а также качественно — по соответствию профессионально-квалификационного уровня, профиля образования, практического опыта работников требованиям занимаемых рабочих мест (должностей).

Показатели степени удовлетворенности работников оценивается на основе анализа мнений работников. Такие мнения выявляются с помощью обследования путем анкетирования или интервьюирования для выражения реакции на кадровую политику организации и отдельных ее направлений.

Косвенными показателями эффективности деятельности служб управления персоналом являются показатели текучести кадров и абсентеизма.

Абсентеизм — это ситуация, когда при установленной стандартной продолжительности рабочего времени работник стремится его уменьшить и уклониться от работы.

^ Аудит персонала – это система консультационной поддержки, аналитической оценки и независимой экспертизы кадрового потенциала организации. Он позволяет выявить: соответствие кадрового потенциала организации ее целям и стратегии развития; соответствие деятельности персонала существующей нормативно-правовой базе; причины возникающих в организации социальных проблем и возможные пути их разрешения; эффективность и производительность деятельности персонала как одного из факторов, обеспечивающих прибыльность организации.

В менеджменте аудит персонала является способом наблюдения и инструментом управления, который позволяет решить проблему, возникающую в трудовых отношениях. Основными принципами аудита персонала являются: профессионализм, независимость, достоверность, честность и объективность, сопоставимость с международным правом.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

73. Конкурентная среда и маркетинговая стратегия фирмы iconВопросы к зачету по теме: конкурентная разведка
Конкурентоспособность продукции фирмы может быть определена следующими элементами…

73. Конкурентная среда и маркетинговая стратегия фирмы iconВопросы для подготовки студентов к экзамену по изучаемой дисциплине
Конкурентная среда: характерные черты, условия возникновения, способы создания и поддержания

73. Конкурентная среда и маркетинговая стратегия фирмы icon2. Рынок и маркетинговая среда
Классификация рынков в зависимости от степени участия потребителя в процессе продажи

73. Конкурентная среда и маркетинговая стратегия фирмы iconОчень схожие товары – функциональная; Принципиально различные товары...
Адекватной парой «предмет конкуренции форма конкуренции» является…1-в; 2-а; 3-б

73. Конкурентная среда и маркетинговая стратегия фирмы iconСс сущностное состояние, которое доступно при полном раскрытии Архетипа. Стратегия
Стратегия Стратегия, которая успешна, если Архетип полностью раскрыт (проявлен)

73. Конкурентная среда и маркетинговая стратегия фирмы icon1. Теории фирмы. Цели фирмы Производственная функция. Изокванта
П фирма, мксимизация прибыли фирмы, рыночные структуры. Рынки факторов производства. Общее равновесие

73. Конкурентная среда и маркетинговая стратегия фирмы iconМаркетинговый подход к разработке новых товаров и проблема жизненного...
Товар создается при поддержке различных инструментов маркетинга, вводится на рынок, при необходимости модифицируется и при экономической...

73. Конкурентная среда и маркетинговая стратегия фирмы iconСостязательность на рынке очень большого количества независимых друг...
М производства совершенно конкурентной фирмы по сравнению с размерами рынка ничтожно мал. От того, будет ли она производить больше...

73. Конкурентная среда и маркетинговая стратегия фирмы icon4. Стратегическое планирование в международных корпорациях
Стратегия — это объединенный план, который связывает все составные элементы фирмы и разные аспекты ее деятельности. Все составные...

73. Конкурентная среда и маркетинговая стратегия фирмы iconФирменный стиль и его
От фирмы информации Его внутреннего и внешнего оформления таким образом основные цели: идентификация изделий фирмы и указание на...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов