Ошибки семейного воспитания: что мы делаем не так?




Скачать 42.38 Kb.
НазваниеОшибки семейного воспитания: что мы делаем не так?
Дата публикации16.12.2013
Размер42.38 Kb.
ТипВопрос
zadocs.ru > Математика > Вопрос

Ошибки семейного воспитания: что мы делаем не так?


Как стать другом своему ребенку
Какой родитель не хочет быть другом своему ребенку? К сожалению, получается это далеко не у каждого. Почему со временем дети перестают говорить, что их мамы и папы – самые умные, добрые и понимающие? Почему подрастающие дети все меньше и меньше рассказывают родителям о своих бедах и неприятностях? Почему родители так часто жалуются на непослушание и сложный характер своих чад? Почему взрослые сетуют на отсутствие контакта со своими подросшими детьми? «Что мы сделали не так?!» – спрашивают они.

Конечно, чтобы найти ответ на такие вопросы, нужно анализировать жизнь конкретной семьи и взаимоотношения конкретных людей. Здесь же мы поговорим о наиболее частых и максимально вредных стереотипах взаимодействия родителя с ребенком.
Угрозы

Как реагируете Вы сами, когда Вам начинают угрожать? Вряд ли начинаете испытывать к собеседнику симпатию. Обычно угрозы вызывают страх, обиду, враждебность. При этом не обязательно говорить: «Если ты меня не послушаешься, то я сделаю с тобой что-то нехорошее (отшлепаю, не куплю мороженое, поставлю в угол)…». Угрозы часто содержатся в нашей интонации, выражении лица: «Попробуй только…» или «Если ты сейчас же…». Сколько раз ребенок слышит от взрослых подобные фразы? Стоит ли удивляться, что в какой-то момент вместо немедленного выполнения требований в ответ звучит: «Ну и что? Что ты сделаешь?». Мы сердимся еще больше, но действительно, что же дальше? А дальше жалобы родителей, что «ребенок абсолютно неуправляем…», «он совершенно не слушается…». Важно помнить, что послушание, основанное на страхе недолговечно. Страх прошел, и результат не заставил себя ждать.

Немногие отдают себе отчет, что за угрозами, как правило, скрывается наше собственное бессилие. Мы не можем заставить ребенка выполнить наши требования и пытаемся его запугать. Стоит ли удивляться, что со временем угрозы теряют силу?

Что же делать? Готового рецепта, конечно, не существует, а вот попробовать разные варианты поведения и выбрать подходящий для себя и своего ребенка может каждый, было бы желание. Один из самых универсальных способов – учить ребенка тому, что у каждого действия есть последствия: за разлитым чаем/супом следует уборка, за двойкой по математике – работа по ее исправлению (дополнительные занятия в ущерб развлечениям). Тут важно абсолютное спокойствие родителей и готовность помочь: мама подсказывает малышу где взять тряпочку или вытирает стол/пол вместе с ним, папа садится с ребенком разбирать и решать примеры/задачи…
Приказы

Это тот случай, когда мы прибегаем к своей власти над другими, чтобы добиться желаемого эффекта. Приказывая ребенку, мы забываем одну деталь: приказы начальника или старшего по званию неизбежны, но кому приятно услышать то же самое от своих близких? Кто предпочел бы в кругу семьи вместо «сделай, пожалуйста» услышать «выполняй немедленно»?

Что же делать? То, что взрослые стараются делать, если хотят сохранить хорошие отношения друг с другом: исключить из своей речи императивы, добавить слово «пожалуйста», бесконечно объяснять, чем вызваны ваши просьбы/требования и быть готовым к тому, что просьба может остаться невыполненной.

^ Критика вместо ожидаемой похвалы

Наверное, не найдется человека, который бы хоть раз делая что-то хорошее и рассчитывая на похвалу, не столкнулся бы с неожиданными упреками.

Представим такую ситуацию:

Ребенок сделал уборку. Приходит мама, видит результат…

… окидывает строгим взглядом помещение и «заводится»: «А пыль кто будет вытирать? Это, по-твоему, уборка? А под диваном пол мыть не надо? Ничего толком сделать не можешь, все приходится переделывать!» В следующий раз ребенок постарается вообще не делать уборку. Результат-то один и тот же: не убираешь - мама ругает, убираешь - все равно ругает.

И другой вариант: приходит мама, видит результат…

… и радуется: «как чисто, как красиво, спасибо, сынок (доченька), ты мне так здорово помогаешь! Давай еще вместе вытрем пыль, а то она весь вид портит». После этого пыль, обычно, вытирается быстро и весело.

Речь не о том, что нельзя делать замечания. Просто их можно делать, что называется, «в позитивном ключе». В обоих примерах есть упоминания о недочетах, но насколько по-разному они звучат! В одном случае признаются очевидные заслуги ребенка, а недоделки указываются как нечто незначительное, но, тем не менее, нуждающееся в исправлении. В другом случае позитивные достижения игнорируются, все внимание уделено недочетам. В результате ребенок говорит: «убирайте сами!»

« Родители все время находят к чему придраться»,- жалуются подростки. Может быть, отчасти они правы?
^ Обидные прозвища

«Ну, ты и тупица!» – восклицают родители, третий час подряд объясняя ребенку математику. Такие слова ни на миллиметр не приблизили ребенка к пониманию сложного для него материала, однако ответную реакцию, безусловно, вызвали:

- ребенок расстроился/обиделся и окончательно перестал воспринимать наши объяснения;

- ребенок согласился с нами и опять же перестал воспринимать под предлогом «я все равно этого не пойму».

С человеком, от которого можно услышать «ты глуп/непрофессионален/неуспешен и т.п.» мы не чувствуем себя комфортно. Более того, нам крайне неприятно общаться с людьми, которые всем своим видом и речами дают понять: «я лучше (умнее, богаче, успешнее) тебя». В то же время по отношению к детям мы позволяем себе именно такую позицию…
^ Несвоевременные оценки и советы

К сожалению, это общая беда большинства родителей. Мы не можем просто выслушать, нам обязательно надо дать ценные указания, да еще и прокомментировать: «Я ж тебе говорил…», «А я тебя предупреждала…», «Какая ерунда, нашел из-за чего расстраиваться». После таких слов у ребенка пропадает желание чем-то с нами делиться. Зато появляется стойкое ощущение, что его никто не понимает и не поддерживает.

Что же делать? Здесь ответ простой: быть готовым бесконечно слушать и постоянно поддерживать своего ребенка. Только надо помнить, что поддерживать и во всем без исключения одобрять – вовсе не одно и то же. Первое жизненно необходимо большинству из нас, второе может испортить даже самый прекрасный характер.
О том, как можно и как нельзя вести себя с ребенком, написано много. Но жизнь, безусловно, сложнее маленькой статьи. Если Вы не нашли в этой статье ответы на свои вопросы, Вы всегда можете обратиться к психологу чтобы обсудить свою жизненную ситуацию и найти ответы на вопросы, которые волнуют лично Вас. Главное помнить, что все можно поправить - было бы желание!

Демаховская Марина



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ошибки семейного воспитания: что мы делаем не так? iconАлексеевна Бутакова «Нужная информация о здоровье»
Это очень колоссальная ошибка, потому что то, что мы делаем в нашей жизни, это целый ряд неправильно совершаемых действий, которые...

Ошибки семейного воспитания: что мы делаем не так? iconЦикл лекций «Медицина для каждого» нужная
Это очень колоссальная ошибка, потому что, то что мы делаем в нашей жизни это целый ряд неправильно совершаемых действий, которые...

Ошибки семейного воспитания: что мы делаем не так? iconТак вот, эти вопросы
У нас не так много времени для того что бы делать что то не добросовестно, так будьте же благоразумны не совершайте те же ошибки,...

Ошибки семейного воспитания: что мы делаем не так? iconСтили семейного воспитания и зрр
Они указывают, что родители маленьких детей должны быть осторожными в проявлениях внешней мотивации к речи; их ожидания и требования...

Ошибки семейного воспитания: что мы делаем не так? iconТосол или антифриз – делаем правильный выбор
Такая беспечность напрасна. Ведь от правильного выбора между тосолом и антифризом зависит дальнейшее техническое обслуживание всего...

Ошибки семейного воспитания: что мы делаем не так? iconОглавление оглавление 1 предисловие 2
Как там говорят — «"браком" хорошее дело не назовут»? Ну, наверное. Хотя брак — это ведь то, что мы сами делаем, своими руками Так,...

Ошибки семейного воспитания: что мы делаем не так? iconИскусство актера в его настоящем и будущем
Он давал мне ценные указания (кому? — Станиславскому! — М. Л.), ма­териалы, примеры, — пишет Станиславский, — он высказы­вал мне...

Ошибки семейного воспитания: что мы делаем не так? iconИскусство актера в его настоящем и будущем
Он давал мне ценные указания (кому? — Станиславскому! — М. Л.), ма­териалы, примеры, — пишет Станиславский, — он высказы­вал мне...

Ошибки семейного воспитания: что мы делаем не так? iconИскусство актера в его настоящем и будущем
Он давал мне ценные указания (кому? — Станиславскому! — М. Л.), ма­териалы, примеры, — пишет Станиславский, — он высказы­вал мне...

Ошибки семейного воспитания: что мы делаем не так? iconРассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера
Процесс воспитания представляет собой органическую часть целостного деятельно-воспитательного процесса. Достижение заданных воспитательных...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов