Изучается в течение 5 часов, практическое занятие состоит из 3 частей




НазваниеИзучается в течение 5 часов, практическое занятие состоит из 3 частей
страница1/4
Дата публикации06.07.2013
Размер0.62 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Медицина > Документы
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общественного здоровья и здравоохранения


Т.М. ШАРШАКОВА, Н.П. ПЕТРОВА, Л.Г. СОБОЛЕВА
МЕТОДЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОРГАНИЗАЦИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ.

ОРГАНИЗАЦИЯ СТАТИСТИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ. ЭТАПЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ. ГРАФИЧЕСКИЕ

ИЗОБРАЖЕНИЯ В СТАТИСТИКЕ


Учебно-методическое пособие для студентов 4 курса высших

медицинских учебных заведений всех факультетов


Гомель 2008

УДК 63:31

ББК 5+60.5

Ш 26
Автор:

^ Шаршакова, Т.М., Петрова, Н.П., Соболева, Л.Г.
Рецензенты:

кандидат медицинских наук, доцент, кафедры общей гигиены,

экологии и радиационной медицины Гомельского государственного

медицинского университета ^ С.М. Дорофеева.


Шаршакова, Т.М., Петрова, Н.П., Соболева, Л.Г.

Ш 26 Методы статистического анализа здоровья населения и деятельности организаций здравоохранения. Организация статистического исследования. Этапы статистического исследования. Графические изображения в статистике: Учебно-методическое пособие для студентов 4 курса медицинских учебных заведений всех факультетов / Т.М. Шаршакова, Н.П.Петрова, Л.Г.Соболева ― Гомель: Учреждение образования «Гомельский государственный медицинский университет». 2008. ― с.

ISBN
Предназначено для проведения практических занятий на кафедре общественного здоровья и здравоохранения с целью получения знаний, умений и навыков по данной теме. Cодержит современные материалы по организации статистического исследования. Соответствует учебному плану и типовой учебной программе по дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение», утвержденной Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Утверждено и рекомендовано к изданию Центральным учебным научно-методическим советом Учреждения образования «Гомельский государственный медицинский университет» 2008 г., протокол № …

УДК 63:31

ББК 5+60.5
ISBN

© Учреждение образования

«Гомельский государственный

медицинский университет», 2008

ВВЕДЕНИЕ
Тема изучается в течение 5 часов, практическое занятие состоит из 3 частей.

В первой части занятия определяется исходный уровень знаний студентов, проводится разбор и обсуждение основных вопросов темы. Во второй части студенты под руководством преподавателя определяют этапы статистического исследования, составляют план и программу статистического исследования в соответствии с индивидуальным заданием. В третьей части проводится контрольное тестирование студентов, подводятся итоги занятия.

В настоящее время становятся все более актуальными корректное применение статистических методов, научный подход к планированию медицинских исследований. Это связано с развитием концепции и практики доказательной медицины, постепенной интеграцией отечественной науки в мировую, развитием грантовой системы поддержки науки и, следовательно, с повышением требований к методологическому качеству исследования.

Знания и умения, полученные при изучении данной темы, будут необходимы студентам при изучении ряда тем курса общественного здоровья и здравоохранения, а также в будущей практической и научной работе.
^ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ
Приобретение студентами теоретических знаний и практических навыков, связанных с организацией сбора, систематизацией, обработкой и анализом информации, правильным представлением и интерпретацией результатов такого анализа. Уметь внедрить в практическое здравоохранение разработанные мероприятия, направленные на улучшение состояния здоровья населения и работы органов и учреждений здравоохранения.
^ ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ
Показать определяющую роль статистического анализа при планировании исследования и анализе его результатов.

Изложить основные подходы к подготовке статистического исследования и статистическому анализу данных, а также представлению результатов исследования.

Овладеть методикой проведения статистического исследования.
^ ТРЕБОВАНИЯ К ИСХОДНОМУ УРОВНЮ ЗНАНИЙ
Студент должен уметь:

— определять цель и задачи исследования;

  • составлять план, программу статистического исследования здоровья населения, деятельности медицинских организаций и врачей;

  • составлять макеты статистических таблиц;

— использовать графические изображения для анализа явлений.

^ Студент должен знать:

— основы медицинской статистики;

методы статистического анализа здоровья населения и деятельности организаций здравоохранения;

— определение статистической совокупности, ее структуры;

— виды статистической совокупности; требования, предъявляемые к выборочной совокупности;

— методы отбора выборочной совокупности;

— определение единицы наблюдения, классификацию ее учетных признаков;

— принципы составления программы и плана статистического исследования;

  • этапы статистического исследования их содержание;

  • требования при составлении таблиц и графических изображений;

  • формы внедрения, его стадии, уровни, виды.



^ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИЗ СМЕЖНЫХ ДИСЦИПЛИН
1. Роль Н.А.Семашко и З.П.Соловьева в становлении и развитии общественного здоровья и здравоохранения.

2. Принципы здравоохранения.

3.Определение статистики как науки.

4. Этапы развития статистики как науки.

5. Построение графических изображений.
^ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ
1. Медицинская статистика, ее содержание, задачи.

2. Методы статистического анализа здоровья населения и деятельности организаций здравоохранения.

3. Организация статистического исследования.

4. Этапы статистического исследования.

5. Графические изображения в статистике, виды графических изображений, их использование для анализа явлений.
^ УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ
Общественное здоровье и здравоохранение как самостоятельная медицинская наука изучает воздействие социальных условий и факторов внешней среды на здоровье населения с целью разработки профилактических мер по оздоровлению его и совершенствованию медицинского обслуживания. Общественное здоровье занимается изучением широкого круга различных медицинских аспектов, социологических, экономических, управленческих, философских проблем в охране здоровья населения в конкретной исторической обстановке.

Для разработки различных проблем общественного здоровья и здравоохранения используются следующие методы:

^ 1. Статистический метод.

Статистический метод широко распространен в повседневной деятельности медицинских работников. Он включает единую систему учета, разработки материала, отчетности по всем видам медицинской помощи населению, что позволяет сделать обобщения, выявить те или иные закономерности уровня здоровья населения и качества медицинской помощи.

^ 2. Социологический метод.

Социологический метод используется для получения информации непосредственно от населения (опрос, анкетирование). С помощью этого метода выявляют особенности отношения людей к разным видам медицинской деятельности, потребности в медицинской помощи и ее результативность.

3. Хронометраж.

Хронометраж является методом, позволяющим измерять время, затрачиваемое на разные виды медицинской деятельности. Он позволяет выявить резервы рационального использования рабочего времени, обосновать оптимальную его структуру.

^ 4. Организационно-экспериментальный метод.

Организационно-экспериментальный метод основан на создании экспериментальной модели (отдельных видов работы), на которой отрабатывается какой-либо эталон более совершенных приемов и форм работы. Такие эксперименты используются для обоснования новых организационных форм деятельности с целью последующего широкого внедрения их в практику здравоохранения.

Например, разработка новых организационных форм и методов ежегодной диспансеризации всего населения осуществлялась сначала в порядке эксперимента на базе лечебно-профилактических учреждений.

^ 5. Метод экспертных оценок.

Метод экспертных оценок предусматривает получение заключений (мнений) от специалистов-экспертов по отдельным вопросам. Например, о потребности в стационарном лечении, рациональных сроках лечения и др.

^ 6. Метод экономического анализа.

Метод экономического анализа основан на расчетах затрат и доходов от ряда мер по здравоохранению.

7. Исторический метод.

Исторический метод используется при изучении процессов общественного здоровья и здравоохранения в различные исторические периоды и складывается из анализа следующих компонентов: возникновение, развитие, современное состояние, прогноз процессов здравоохранения.

^ 8. Медико-географический метод.

Медико-географический метод предусматривает изучение каких-либо явлений в территориальных зонах и географических районах страны. Этот метод особенно важен для целенаправленной борьбы с природной очаговостью некоторых болезней, обоснования региональных особенностей потребности населения в медицинской, помощи.

^ 9. Системный анализ.

Системный анализ — всесторонний комплексный метод изучения. Он предусматривает разработку той или иной системы здравоохранения, построение структурных компонентов модели и функциональных ее связей, информационного и математического обеспечения, а также расчета ожидаемых результатов при изменении вариантов ее структуры и функций. Общественное здоровье и здравоохранение использует сочетание указанных методов и стоит на пути разработки новых комплексных методик на базе современной электронно-вычислительной техники.

Медицинская статистика, ее содержание, задачи.

Термин «статистика» (от латинского слова status — состояние).

Статистика — наука, изучающая количественную сторону массовых общественных явлений и процессов в неразрывной связи с их качественной стороной в конкретных условиях места и времени. Она позволяет выявить закономерности массовых явлений, используя обобщающие показатели.

Статистика, изучающая вопросы, связанные с медициной носит название медицинской, или санитарной статистики.

Медицинская (санитарная) статистика наука, изучающая общественное здоровье и здравоохранение, которая с помощью математических приемов и методов способствует разработке мер по оздоровлению населения.

Задачи медицинской статистики — изучение важнейших проблем медицины, гигиены, здравоохранения, в частности:

― определение показателей здоровья населения;

― оценка влияния социально-биологических факторов на здоровье населения;

― анализ данных о сети, кадрах, деятельности ЛПО;

― определение эффективности лечебно-профилактических мероприятий;

― использование статистических методов в экспериментальных, клинико-биологических, социально-гигиенических исследованиях.

Разделы медицинской статистики:

Статистика общественного здоровья разрабатывает методы сбора, обработки и анализа данных (о численности и составе населения, естественном движении, физическом развитии, распространенности различных заболеваний, продолжительности жизни и т.д.), характеризующих уровень и изменения в состоянии здоровья населения, вскрывает важнейшие закономерности показателей общественного здоровья.

Статистика здравоохранения занимается сбором, обработкой и анализом данных о ресурсном обеспечении, лечебно-профилактической, финансово-хозяйственной деятельности системы здравоохранения.

Важнейшим принципом статистики является применение ее для изучения не единичных, а массовых явлений, объединенных в группы (совокупности) для выявления общих свойств и закономерностей.

Например, о результатах того или иного метода операции нельзя судить по осложнениям у одного — двух больных. Только наблюдение за группой оперированных больных (достаточной численности) позволит выявить и измерить уровень постоперационных осложнений как важный критерий качества работы хирурга и его операционной сестры.

Методы статистического анализа здоровья населения и деятельности организаций здравоохранения.

Статистическая методология представляет собой совокупность общих правил (принципов) и специальных приемов и методов.

Перечень статистических методик, необходимых для выявления закономерностей изучаемого явления.

  1. . Статистические величины: абсолютные, относительные (интенсивный показатель, экстенсивный показатель, показатель соотношения, показатель наглядности).

  2. . Средние величины (вариационный ряд, мода (Мо), медиана (Ме), средняя арифметическая (М) или (Х), взвешенная средняя арифметическая, среднеквадратическое отклонение).

3. Динамические ряды (моментный, интервальный).

4. Метод стандартизации

5. Оценка достоверности результатов исследования.

6. Параметрические методы (оценка достоверности с помощью ошибок репрезентативности, определение доверительных границ, оценка достоверности разности результатов исследования).

7. Корреляционный анализ.

8. Регрессионный анализ.

9. Графические изображения в статистике.

Этапы статистического исследования.

Чтобы получить представление о том или ином явлении и сделать о нем правильные выводы, необходимо провести исследование.

Строгая методическая последовательность выполнения элементов статистической работы складывается из 4 этапов:

I этап. Составление программы и плана статистического исследования.

II этап. Организация и проведение сбора статистического материала.

III этап. Группировка разработка и сводка статистического материала.

IV этап. Анализ полученных данных, выводы и предложения.

Перед началом статистического исследования необходимо сформировать цель и задачи исследования, сформулировать тему.

Цель исследования определяется на основании глубокого знания изучаемого вопроса (после изучения литературных данных и на основании собственного опыта). Цель исследования должна быть актуальной для медицинской науки и практики здравоохранения, определять пути решения данной проблемы. Целью санитарно-статистического исследования может быть изучение различных сторон здоровья населения, деятельности системы здравоохранения для обоснования конкретных управленческих решений. Она должна быть сформулирована четко, и быть ясной не только автору, но и другим специалистам.

Название темы должно соответствовать цели исследования.

Задачи исследования — конкретизированное, расширенное и уточненное определение цели. Обычно число задач может быть от трех до пяти.

Пример.

Цель исследования: разработка мер профилактики и борьбы с курением у студентов-медиков.

Задачи исследования:

1. Изучение распространенности курения среди студентов-медиков в начале и в конце обучения в вузе.

2. Изучение причин и возраста курения.

I^ ЭТАП СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯсоставление программы и плана статистического исследования.

Программа и план статистического исследования подчиняются единой цели исследования. ^ Программа исследования указывает, в каком направлении должно проводиться исследование. План исследования предусматривает организацию исследования, то есть, каким образом осуществляется вся работа.

Программа статистического исследования предусматривает решение следующих вопросов:

1. Определение единицы наблюдения и составление программы сбора материала.

2. Составление программы разработки материала.

3. Составление программы анализа собранного материала.

1. Определение единицы наблюдения и программа сбора материала.

Единица наблюдения (счетная единица) — каждый первичный элемент статистической совокупности, наделенный признаками сходства и различия.

Статистическая совокупность — группа, состоящая из относительно однородных элементов, взятых вместе в известных границах времени и пространства в соответствии с поставленной целью.

Пример: студент, обучающийся 6 лет в вузе.

Различают два вида совокупности: генеральная и выборочная.

Структура статистической совокупности: статистическая совокупность состоит из единиц наблюдения.

Схема 1
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Изучается в течение 5 часов, практическое занятие состоит из 3 частей iconИзучается в течение 5 часов и состоит из 3 частей
Динамические ряды. Способы их выравнивания и анализа: Учебно-методическое пособие для студентов 4 курса медицинских учебных заведений...

Изучается в течение 5 часов, практическое занятие состоит из 3 частей iconМетодические разработки и контрольные задания по курсу «философия»
Философия. Курс состоит из двух частей и изучается в течение года. В первом семестре студенты осваивают историю философии, во втором...

Изучается в течение 5 часов, практическое занятие состоит из 3 частей iconКаждое занятие состоит из теоретической и практической частей + домашнее задание. 1 занятие
Интенсивный курс рассчитан на 15 занятий по 4 академических часа и включает в себя

Изучается в течение 5 часов, практическое занятие состоит из 3 частей iconВопросы Общие: Из каких основных частей состоит вагон
Из каких основных частей состоит вагон: кузова, ходовых частей, ударно-тяговых приборов и тормозной системы

Изучается в течение 5 часов, практическое занятие состоит из 3 частей iconДоска форм Сегена (Seguin Form Board) — методика исследования уровня...
Ами. В доску №1 врезаны 10 разных цельных фигур, в доску №2 — 2 фигуры, каждая из которых состоит из двух частей, в доску №3 — 2...

Изучается в течение 5 часов, практическое занятие состоит из 3 частей iconПрактическое занятие Тема: Общество как целостная динамически развивающаяся система. Вопросы
Практическое занятие Тема: Общество как целостная динамически развивающаяся система

Изучается в течение 5 часов, практическое занятие состоит из 3 частей iconСобрание 33
Технология хранения и транспортирования непродовольственных товаров (практическое занятие)

Изучается в течение 5 часов, практическое занятие состоит из 3 частей iconПрактическое занЯТие №7
Прогнозирование себестоимости и цены на этапах разработки и освоения новых изделий

Изучается в течение 5 часов, практическое занятие состоит из 3 частей iconЗаболевания
Механизм передачи возбудителя инфекции фекально-оральный; аспирационный. (Полиовирус появляется в отделяемом носоглотки больного...

Изучается в течение 5 часов, практическое занятие состоит из 3 частей iconКафедра мировой литературы
Практическое занятие № Анализ повести Дж. Фаулза «Башня из черного дерева»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов