Изучается в течение 5 часов и состоит из 3 частей




Скачать 434.66 Kb.
НазваниеИзучается в течение 5 часов и состоит из 3 частей
страница1/3
Дата публикации12.07.2013
Размер434.66 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Медицина > Документы
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общественного здоровья и здравоохранения


Л.Г. СОБОЛЕВА, В.М.ДОРОФЕЕВ, Т.М.ШАРШАКОВА
СТАТИСТИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИХ В МЕДИЦИНЕ.

ДИНАМИЧЕСКИЕ РЯДЫ. СПОСОБЫ

ИХ ВЫРАВНИВАНИЯ И АНАЛИЗА.


Учебно-методическое пособие для студентов 4 курса высших

медицинских учебных заведений всех факультетов

Гомель 2008

УДК 614.2:31

ББК 51.1(2)+60.5

С 54


Рецензент:

кандидат медицинских наук, доцент, кафедры общей гигиены,

экологии и радиационной медицины Гомельского государственного

медицинского университета ^ С.М. Дорофеева

Соболева Л.Г.

С 54 Статистические величины. Использование их в медицине. Динамические ряды. Способы их выравнивания и анализа: Учебно-методическое пособие для студентов 4 курса медицинских учебных заведений всех факультетов /, Л.Г.Соболева, В.М. Дорофеев, Т.М. Шаршакова ― Гомель: Учреждение образования «Гомельский государственный медицинский университет». 2008. ― 25 с.

ISBN

Предназначено для проведения практических занятий на кафедре общественного здоровья и здравоохранения с целью получения знаний, умений и навыков по данной теме. Соответствует учебному плану и типовой учебной программе по дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение», утвержденной Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Утверждено и рекомендовано к изданию Центральным учебным научно-методическим советом Учреждения образования «Гомельский государственный медицинский университет» 2008 г., протокол №

УДК 614.2:31

ББК 51.1(2)+60.5

ISBN

© Учреждение образования

«Гомельский государственный

медицинский университет», 2008

ВВЕДЕНИЕ
Тема изучается в течение 5 часов и состоит из 3 частей.

В первой части занятия проводится изучение и обсуждение основных вопросов темы. Во второй части студенты под руководством преподавателя выполняют индивидуальные задания и решают ситуационные задачи по расчету относительных показателей, вычислению показателей и анализу динамических рядов. Рассматривают методики составления взвешенных и сгруппированных вариационных рядов, правильного расчета средних величин, критериев разнообразия, коэффициента корреляции. Третья часть занятия посвящена самостоятельной работе студентов с конкретными статистическими документами по составлению вариационных рядов и вычислению средних величин и других характеристик ряда. Контроль полученных знаний и практических навыков, подведение итогов.
^ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ

Изучить виды статистических величин, освоить методику их расчета. Овладеть основными навыками анализа статистического материала путем использования относительных величин, анализа динамического ряда и способами его выравнивания. Обучить студентов основам вариационной статистики, находящей применение, как в практической, так и научной деятельности врача. При изучении этой темы студенты должны усвоить правила составления и обработки вариационного ряда, виды средних величин и способы их вычисления,.
^ ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ

Использование статистических величин для оценки здоровья населения и деятельности организаций здравоохранения;

― освоить основы вариационной статистики;

― усвоить основные свойства статистической совокупности;

―овладеть методикой составления сгруппированных и несгруппированных вариационных рядов, вычисления средних величин, критериев разнообразия.
^ ТРЕБОВАНИЯ К ИСХОДНОМУ УРОВНЮ ЗНАНИЙ

Студент должен уметь:

рассчитывать относительные величины;

проводить выравнивание уровней динамического ряда;

анализировать динамический ряд, рассчитывать и давать характеристику показателям динамического ряда;

  • построить график, который отражает суть того или иного показателя.

― составлять простой и сгруппированный вариационные ряды;

― вычислять средние величины;

― вычислять и оценивать критерии разнообразия признака.

^ Студент должен знать:

— виды относительных величин;

методику расчета показателей (интенсивных, экстенсивных, соотношения, наглядности);

— определение динамического ряда;

виды динамических рядов;

методы выравнивания уровней динамического ряда;

методику анализа динамического ряда;

— понятие вариационного ряда;

― виды вариационных рядов;

― средние величины, их применение в практической работе врача;

критерии оценки разнообразия количественных значений, изучаемых признаков.
^ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИЗ СМЕЖНЫХ ДИСЦИПЛИН

    1. Что такое абсолютная величина?

    2. Как рассчитать отношение одной величины к другой?

    3. Как рассчитать процентное соотношение величин?

    4. Как рассчитать долю, часть одной величины в другой?

    5. Что такое среднее арифметическое и как оно вычисляется?

    6. Какие ещё средние величины используются в математике?

    7. Свойства средних величин?


^ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ

  1. Величины, используемые для характеристики статистической совокупности?

  2. Применение относительных величин. Методика их расчета?

  3. Определение динамического ряда. Виды динамических рядов?

  4. Анализ динамического ряда, методика расчёта показателей?

  5. Выравнивание уровней динамического ряда?

  6. Определение вариационного ряда?

  7. Виды вариационных рядов?

  8. Характеристики вариационного ряда?

  9. Средняя величина?

  10. Виды средних величин?

  11. Определение моды (Мо), медианы (Ме) и средней арифметической (М)?

  12. Способы вычисления средней арифметической?

  13. Среднее квадратичное отклонение?



^ УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ
АБСОЛЮТНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ, ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В МЕДИЦИНЕ

Абсолютная величина — это величина, характеризующая размах или единичность явления.

Из определения вытекают случаи применения абсолютных величин в медицине и здравоохранении. Абсолютные величины — это, например, численность населения, число лечебно-профилактических учреждений, число врачей, число инфекционных заболеваний, число больных и вирусоносителей СПИД и т.д.

Сравнивая размеры явлений или изучая изменение явлений во времени, следует абсолютные числа, выражающие эти размеры, привести к одному знаменателю, чаще всего — численность населения.
^ ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ, ИХ ВИДЫ, МЕТОДИКА РАСЧЕТА, ПРИМЕНЕНИЕ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

Относительные величины (показатели, коэффициенты) — это величины, полученные путем отношения двух абсолютных величин, выраженных через третью абсолютную величину.

Виды относительных величин:

  1. Экстенсивный показатель;

  2. Интенсивный показатель;

  3. Показатель соотношения;

  4. Показатель наглядности.

Экстенсивный показатель (показатель распределения, состава явления, удельного веса) — показатель структуры явления.

К таковым, например, относятся: показатель структуры причин смертности, показатель структуры причин младенческой смертности, показатель структуры заболеваемости, показатели распределения населения по полу, образованию, месту жительства, возрастной состав населения, удельный вес детей в структуре населения и т.д.

Методика расчета: э.п. = (часть явления / целое явление) основание.

Основание — чаще всего 100, экстенсивный показатель выражается в %.

Например: в 2006 году число всех заболеваний детей в детском саду составило 102 случая, в том числе 50 случаев энтеритов и 52 случая дизентерии. Если принять все случаи за 100 %, заболеваемость энтеритом составит 50/102 100% = 49%, а заболеваемость дизентерией 52/102 100% = 51%.

Интенсивный показатель показатель частоты явления в среде, которая данное явление продуцирует.

Методика расчета: и.п. = (явление / среда, кот. данное явление продуцирует) основание.

Среда чаще всего численность населения.

Общий интенсивный показатель тот, при расчете которого средой выступает численность населения.

Может быть определенная группа населения, часть численности населения.

Специальный интенсивный показатель тот, при расчете которого средой выступает определенная часть (группа) населения. Пример специального интенсивного показателя: показатель общей плодовитости, показатель брачной плодовитости, показатель повозрастной плодовитости. Показатель общей плодовитости = (число рождений у женщин фертильного возраста (15–49 лет) / число женщин фертильного возраста (15–49 лет) 1000.

Основание:

100 так рассчитываются, например, показатель летальности, показатель мертворождаемости, которые выражаются в %.

Показатель летальности = (число умерших / число больных) 100.

Показатель мертворождаемости = (число детей, родившихся мертвыми / число детей, родившихся живыми и мертвыми) 100.

На 100 работающих рассчитываются и выражаются показатели заболеваемости с временной потерей трудоспособности.

Показатель частоты дней временной нетрудоспособности = (число дней временной нетрудоспособности / число работающих) 100.

Показатель частоты случаев временной нетрудоспособности = (число случаев временной нетрудоспособности / число работающих) 100.

1000 это основание, которое чаще всего используется при расчете санитарно-статистических показателей. Так рассчитываются, например, показатели заболеваемости, болезненности, рождаемости, смертности, младенческой смертности, естественного прироста и др. Они выражаются в %о (промилях).

Рождаемость = (число родившихся за год / среднегодовая численность населения) 1000.

Смертность = (число умерших за год / среднегодовая численность населения) 1000.

Первичная заболеваемость = (совокупность заболеваний, зарегистрированных впервые в жизни в данном году / среднегодовая численность населения) 1000.

10000 так рассчитываются, например, показатели заболеваемости и смертности по отдельным причинам. На 10 000 населения рассчитываются показатели инвалидности. Названные показатели выражаются в %оо (продецимилях).

Показатель первичной инвалидности = (число лиц, которым впервые в жизни установлена группа инвалидности / среднегодовая численность населения) 10 000.

100000 на 100 000 детей, родившихся живыми, например, рассчитывается и выражается показатель материнской смертности.

Материнская смертность = (число женщин, умерших во время беременности, родов и в первые 42 дня послеродового периода / число детей, родившихся живыми) 100 000.

Показатель соотношения это показатель частоты явления в среде, которая данное явление не продуцирует. Он характеризуется отношением двух статистических совокупностей, не связанных между собой, а сопоставимых только логически, по их содержанию.

Методика расчета: п.с. = (явление / среда, кот. данное явление не продуцирует) основание.

Пример: показатель обеспеченности населения врачами, средним медицинским персоналом, койками. Они рассчитываются на 10 000 населения.

Показатель наглядности показатель, который используется для того, чтобы охарактеризовать изменения явления в динамике.

Методика расчета: первоначально исходный или конечный (либо любой другой) уровень принимают за 1 или 100, а затем путем составления пропорций для каждого уровня находят, во сколько раз или на сколько процентов произошло уменьшение либо увеличение.

К другим относительным величинам могут быть отнесены: показатель координации, коэффициент правдоподобия.

Показатель координации характеризует отношение частей целого между собой. Пример: показатели отношения между численностью мужчин и женщин, показатели отношения между числом врачей и средних медицинских работников.

Показатель координации = (число мужчин / число женщин) 1000.

Коэффициенты правдоподобия характеризуют соотношения одноименных относительных показателей структуры, рассчитанных на двух разных совокупностях.
^ СРЕДНИЕ ВЕЛИЧИНЫ В СТАТИСТИКЕ

Средние величины — это обобщающие показатели, характеризующие величину того или иного признака, варьирующего у отдельных единиц качественно однородной совокупности.

Вариация — изменение значения варьирующего признака у отдельных единиц совокупности.

Ряд распределения — упорядоченное распределение единиц совокупности по значению варьирующего признака. Если варьирующий признак имеет качественную меру, то такую вариацию называют качественной, а ряд распределения атрибутивным (распределение больных по нозологическим формам заболеваний, по полу, профессии и т.п.). Если же варьирующий признак имеет количественное выражение, такую вариацию называют количественной, а ряд распределения — вариационным.

Вариационный ряд — это статистический ряд, показывающий распределение изучаемого явления по величине какого-либо количественного признака. Например, больных по возрасту, по срокам лечения, новорожденных по весу и т.п.

Варианта — отдельные значения признака, по которому проводится группировка (обозначается V).

Частота число, показывающее, как часто встречается та или иная варианта (обозначается P). Сумма всех частот показывает общее число наблюдений и обозначается n. Разность между наибольшей и наименьшей вариантой вариационного ряда называется размахом или амплитудой.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Изучается в течение 5 часов и состоит из 3 частей iconИзучается в течение 5 часов, практическое занятие состоит из 3 частей
Графические изображения в статистике: Учебно-методическое пособие для студентов 4 курса медицинских учебных заведений всех факультетов...

Изучается в течение 5 часов и состоит из 3 частей iconМетодические разработки и контрольные задания по курсу «философия»
Философия. Курс состоит из двух частей и изучается в течение года. В первом семестре студенты осваивают историю философии, во втором...

Изучается в течение 5 часов и состоит из 3 частей iconВопросы Общие: Из каких основных частей состоит вагон
Из каких основных частей состоит вагон: кузова, ходовых частей, ударно-тяговых приборов и тормозной системы

Изучается в течение 5 часов и состоит из 3 частей iconДоска форм Сегена (Seguin Form Board) — методика исследования уровня...
Ами. В доску №1 врезаны 10 разных цельных фигур, в доску №2 — 2 фигуры, каждая из которых состоит из двух частей, в доску №3 — 2...

Изучается в течение 5 часов и состоит из 3 частей iconЗаболевания
Механизм передачи возбудителя инфекции фекально-оральный; аспирационный. (Полиовирус появляется в отделяемом носоглотки больного...

Изучается в течение 5 часов и состоит из 3 частей iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы...
Состоит из 20 заданий (А1–А20). К каждому заданию дается 4 варианта ответа, только один из которых верный

Изучается в течение 5 часов и состоит из 3 частей iconРешение. Часть 1
Конституции РФ. Тест состоит из двух частей: первая часть состоит из 20 простых вопросов, на которые предусмотрен только один ответ;...

Изучается в течение 5 часов и состоит из 3 частей icon200 уроков жизни
Большинству людей достаточно 6 часов сна для хорошего состояния здоровья. Попробуйте в течение 21 дня вставать на час раньше, и это...

Изучается в течение 5 часов и состоит из 3 частей iconУчебное пособие Владивосток 2011 Гавриленко О. В., Ильинцева А. В.,...
Пособие состоит из трех частей, каждая из которых состоит их 4-5 уроков. Данные уроки включают в себя тексты для чтения и обсуждения,...

Изучается в течение 5 часов и состоит из 3 частей iconУчебное пособие является частью учебно-методического комплекта и...
Предлагаемое учебное пособие является частью учебно-методического комплекта и разработано для студентов педагогических специальностей....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов