Москва




НазваниеМосква
страница1/10
Дата публикации14.07.2013
Размер1.66 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Медицина > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10




Допущено Министерством просвещения СССР

в качестве учебного пособия для студентов

дефектологических факультетов

педагогических институтов

Под редакцией кандидата педагогических наук

О. Н. Усановой

МОСКВА

«ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1983

ББК 74.3 И76

Рецензенты

Кафедра психопатологии и логопедии ЛГПИ им А И Герцена (завед. кафедрой доктор медицинских наук Иванов Е С) Кандидат педагогических наук Чевелева Н. А. (МГЗПИ).

Ипполитова А. Г.

И76 Открытая ринолалия: Учеб. пособие для студентов де-фектол. фак. пед. ин-тов/Под ред. О Н. Усановой.— М.: Просвещение, 1983.— 95 с, ил.

В пособии излагаются основные вопросы программы курса «Логопедии» по теме «Ринолалия» (расстройство артикуляции звуков и фонации)

В книге приводится методика логопедической работы в дооперационнып и послеоперационный период по воспитанию правильной речи

Пособие рассчитано на студентов дефектологических факультетов педвузов и логопедов специальных >нрежденин

,4309022100—345

И 266—83

103(03)—83

ББК 74.3 371 9

Издательство «Просвещение», 1983 г.

^ ОТ РЕДАКТОРА

Настоящее учебное пособие предназначено студентам де­фектологических факультетов педагогических институтов. В нем рассматриваются вопросы изучения и коррекции речевого нару­шения у детей с ринолалией.

В основу пособия легли материалы статей и рукописей вид­ного советского логопеда А. Г. Ипполитовой, одной из первых посвятившей себя работе с этим нарушением речи. Эффектив­ность изложенной в пособии методики доказана ею в практиче­ской работе с большим количеством детей.

Пособие состоит из шести глав и приложения. В нем изла­гаются основные вопросы программы по теме «Ринолалия». Однако главное внимание уделяется описанию одной из самых распространенных и труднопреодолимых форм — открытой ри-нолалии (хотя ею не исчерпывается многообразие ринолалий). Именно эта форма нарушения в логопедической практике пред­ставляет наибольшую сложность (см. главу 2 «История изуче­ния ринолалий»).

В главе 3 (автор проф. Л. Ф. Гаврилов) рассматриваются анатомофизиологические особенности развития лица и ротовой полости в онтогенезе.

Материалы главы 4 (§ 1, 2, 3) показывают, как врожденные расщелины влияют на физическое и речевое развитие ребенка, здесь же описываются особенности речи при ринолалий, приво­дятся данные о психологических особенностях детей, т. е. дает­ся представление о формировании речевой деятельности у этих детей. Глава заканчивается § 4, в котором рассматриваются возможности коррекции дефекта при ринолалий.

Выводы, сформулированные в главе 4, определяют направ­ленность психолого-педагогического и логопедического воздей­ствия на формирование речи и личности больного с ринолалией.

Логопедическая работа при ринолалий описана в главе 5.

Выделены два периода работы: дооперационный и послеопе­рационный.

Описывая методику логопедического воздействия, автор ука­зывает, что правильное ее применение позволяет добиться практически нормальной речи, в частности правильной артику­ляции звуков, еще до операции.

Расщелина неба — врожденный дефект. Ребенок с расщели­ной овладевает речью в патологических условиях. Несомненно, важной задачей логопедической помощи таким детям является профилактика речевых расстройств (см. главу 5, § 4).

Конкретный речевой материал, приведенный в этой главе, с
нашей точки зрения, намечает пути профилактической работы
с детьми. ,

В главе 6 «Обследование детей с ринолалией» приводится схема обследования, отдельные основные моменты которой ил­люстрируются наблюдениями.

В «Приложении» помещен материал, который окажет поль­зу в практической деятельности логопеда: оформление тетради ребенка, примерный речевой материал, дневники работы с детьми.

Пособие дополнено выводами и списком литературы.

Работа над пособием проводилась в течение длительного времени и заканчивалась редактором, когда А. Г. Ипполитовой уже не стало. Мы надеемся, что эта книга будет памятью о ней и окажет помощь в сложной и кропотливой работе с больными, имеющими врожденные дефекты неба.

О. Усанова.

^ СУЩНОСТЬ РИНОЛАЛИИ И ЕЕ ФОРМЫ

Ринолалия — речевое нарушение, выражающееся в расстрой­стве артикуляции и фонации звуков речи. Для ринолалии ха­рактерно патологическое изменение резонирования носовой полости во время фонации, следствием чего является назальность речи.

В классификациях речевых расстройств ринолалия рассмат­ривается либо как самостоятельное нарушение (М. Е. Хватцев), либо как форма механической дислалии (О. В. Правдина, В. Олтушевский). Иногда ринолалия описывается под назва­нием ринофония (Зееман). С нашей точки зрения, последний термин неоднозначен с понятием ринолалия, так как он указы­вает лишь на специфически назальный оттенок голоса, в то время как термин ринолалия говорит о нарушении артикуля­ционной и акустической характеристики звука.

Мы трактуем ринолалию как самостоятельное речевое нару­шение, характеризующееся своеобразным сочетанием рас­стройств голоса и неправильной артикуляции звуков. В отличие от механических дислалии при ринолалии страдает произноше­ние не только согласных, но и гласных звуков. В отличие от нарушений голоса при ринолалии страдает произношение и звонких и глухих согласных звуков.

Ринолалия проявляется в трех формах — открытой, закры­той и смешанной и по этиологии может быть органической и функциональной.
^ Открытая ринолалия характеризуется дефектной артикуля­цией и аномальным акустическим эффектом речевых звуков: во время речи воздушная струя проходит одновременно через рот и нос, вследствии чего возникает носовой резонанс при произ­несении всех звуков. Аномальный акустический эффект созда­ется и специфическим тембром голоса.

Открытая органическая ринолалия чаще всего является следствием врожденного дефекта неба — расщелин. Наличие расщелины обусловливает полное или частичное соединение двух резонаторов: полостей рта и носа. В результате этого во время речи нарушается направление воздушной струи и, следовательно, при образовании звуков речи возникает специфический назальный акустический эффект.

^ Ринолалия при расщелинах неба характеризуется своеоб­разным комплексом симптомов.

1. Изменение положения и активности языка.

Язык стабилизируется в следующем положении: все тело его оттянуто кзади1 (западает назад, к глотке), а корень и спинка с силой приподняты кверху (отмечается повышенный тонус). Кончик языка обычно развит плохо, часто паретичен. В резуль­тате оказываются доступными только самые элементарные дви­жения, которые между собой мало дифференцированны. Изме­нение положения языка является своеобразным приспособле­нием ребенка к своему дефекту.

2. Нарушение деятельности мышц, осуществляющих движе­
ние мягкого неба.

Функция всех мускулов, поднимающих мягкое небо и обра­зующих разделение носовой и ротовой полостей, резко ограни­чена не только при речи, но и при актах жевания и глотания. Мягкое небо либо пассивно, либо мало подвижно и не выпол­няет своей функции разделения ротовой и носовой полости. У больных с открытой ринолалией нарушается существующее переплетение мышц неба по средней линии и необходимое их физиологическое натяжение и отмечается ассиметрия мышц мягкого неба слева и справа. Эта асимметрия проявляется к 4—5 годам и с возрастом прогрессирует. Слизистая оболочка глотки становится бледной, вялой, атрофичной. Смыкание мяг­кого неба и задней стенки глотки не осуществляется.

3. Изменение взаимодействия мышц всего периферического
конца речедвигательного анализатора.

Прежде всего обращает на себя внимание нарушение взаи­мосвязи артикуляторных и мимических мышц, что выражается в излишних движениях лицевых мышц в процессе артикуляции, наличии синкинезий, а в ряде случаев тикообразных и хореиче­ских движений лицевых мышц.

У лиц с врожденной расщелиной даже после хирургического вмешательства трудности в этом плане не исчезают. При сквоз­ных расщелинах после хейлопластики остаются рубцы, ограни­чивающие подвижность мышц. Чем значительнее деформации губы, тем больше вовлекаются в артикуляцию звуков лицевые и мимические мышцы, что вырабатывает у ребенка стойкий стереотип напряженности речи.

Нарушение взаимодействия между артикуляционными и ды­хательными мышцами приводит к специфическим проявлениям особенностей речевого дыхания. Нарушение дыхания при ринолалии отмечалось рядом ис-следователей (Г. Гутцман, 1924; 3. Г._ Нелюбова, 1938; И М. Готь, 1971; Н. Н. Останин, 1969 и др.). Отдельные иссле­дования указанных авторов показывают, что при ринолалии дыхание ускоренное, поверхностное и учащенное. Это связано с тем, что количество воздуха, выдыхаемого через нос, возрас­тает до 77% от всего количества выдыхаемого воздуха. Речевой выдох неравномерно распределяется на протяжении произноси­мого слова: к середине слова воздух иссякает (В. Н. Яковенко, 1966). В случаях искусственного устранения утечки воздуха через нос (зажимание крыльев носа) повышается количество воздуха, выдыхаемого через рот, но спирометрические показа­тели при этом так и не достигают нормы (Т. Н. Воронцова, 1966; А. В. Коваль, 1968; А. К. Арифджанов, 1974).

Страдает направленность и плавность выдоха, а также рит­мичность речевого дыхания.

Чаще всего дыхание при ринолалии оказывается поверх­ностным (грудным), наблюдается асинхронность грудного и диафрагмального дыхания, нарушается соотношение между вдохом и выдохом (А. Митринович-Моджеевска и др.). Такой тип дыхания создает особые трудности для реализации речи.

4. Тотальное нарушение звукопроизношения.

Все звуки произносятся с носовым оттенком, причем наибо­лее дефектными в этом отношении являются гласные звуки (для них нужен самый сильный велофарингеальный (небно-глоточный) затвор (Р. Хейджерти, Б. Ньюмен, 1961). Артику­ляция согласных звуков сдвигается к месту отсутствующего небно-глоточного затвора, в результате чего звуки искажаются и приближаются ~ к храпящему звучанию, иногда напоминаю­щему отдельные звуки. Реже отмечаются звуковые замены, причем звуки-субституты являются также искаженными. Зна­чительно нарушенными оказываются те согласные, которые требуют наиболее высокого ротового давления (Мак Дональд и Д. Хесс, 1960).

При достаточном ротовом давлении артикуляционных изме­нений у детей не наблюдается. Исключение составляют щеле­вые звуки, искажения которых могут быть обусловлены нару­шением прикуса. У детей, имеющих недостаточное внутриротовое давление, страдает артикуляция и соноров.

Больные с ринолалией в качестве определенного компенса­торного средства образуют сужение на пути выдыхаемого воздуха в области гортани. При этом щипящие и свистящие звуки произносятся с резким неприятным оттенком (М. Зееман). Резкие звуки получаются при трении воздуха о край напряженных голосовых складок, между которыми образуется шум при резком и коротком выдохе.

Итак, при органической открытой ринолалии расщелина является фактором, влекущим за собой ряд других патологи­ческих изменений в функции артикуляционного аппарата, усугубляющих речевой дефект. В частности, наиболее ярким пато­логическим изменением является дефектное положение языка в полости рта и нарушение мышечной взаимосвязи всего артику­ляционного аппарата. Таким образом, органический дефект — расщелина — ведет к функциональному нарушению праксиса артикуляционного аппарата.

При врожденных расщелинах анатомические изменения от­мечаются только в верхнем отделе периферического конца речедвигательного анализатора (наличие самой расщелины, недоразвитие мышечного комплекса неба, изменения в зубочелюстной системе). Однако эти относительно немногочисленные анатомические изменения приводят к стойким функциональным дефектам всех трех систем речепроизводства: энергетической, генераторной и резонаторной. Это сказывается на характере речевого дыхания, на особенностях голоса и на специфике его артикуляции. Таким образом, открытая ринолалия и ее харак­тер оказываются зависимыми от компенсаторных нарушений: патологической стабилизации тела языка в полости рта, нару­шения деятельности мышц мягкого неба и нарушения взаи­модействия всех мышечных групп периферического конца рече­двигательного анализатора.
^ При функциональной открытой ринолалии дефект речи обусловлен чаще всего гипокинезом мягкого неба (при частых заболеваниях носоглотки и слабости нервных импульсов или общей мышечной вялости), нарушением контроля за собствен­ной речью при сниженном слухе или при подражании назаль­ной речи.

В практике случаи функциональной открытой ринолалии встречаются несколько реже, чем органическая открытая рино­лалия. Причины гиперназализации при открытых формах рино­лалии трактуются по-разному. Большинство исследователей склонны считать, что гиперназализация зависит от недостаточ­ности небно-глоточного затвора, что приводит к чрезмерному резонированию носовой полости по сравнению с ротовой. Рече­вой сигнал, поглощаясь в носовой полости, теряет силу и модулированность (Дж. Сэбтелни, 1970, Дж. Эндрюс, 1972). Однако, как показали исследования проблемы назализации, зависи­мость между назализацией и велофарингиальной недостаточ­ностью — не линейная.

При полном замыкании небно-глоточного затвора наблю­дается отсутствие назализации, при небольшом открытии (0,5—3 мм)—умеренная назализация, при расстоянии 3,5— 7 мм — гиперназализация, а при расстоянии от 7,5 до 18 мм заметного усиления назализации не происходит. Большое зна­чение имеют показатели соотношения расстояний между мяг­ким небом и задней стенкой глотки и между мягким небом и спинкой языка. Если первое расстояние меньше второго, то возможна речь без носового оттенка.
^ Закрытая ринолалия. Закрытая ринолалия (гнусавость) обусловлена направленностью речевого выдоха только через рот при всех звуках, в результате чего страдают артикуляцион­ная и акустическая характеристика носовых звуков м, н, м\ «' и тембр голоса.

Закрытая ринолалия является следствием нарушения дея­тельности носового резонатора при анатомических дефектах в носо-глоточной или носовой полости или при гиперфункции мягкого неба. Различают две ее формы: органическую и функ­циональную. При органической форме речевое нарушение обус­ловлено анатомическими дефектами областей зева, носа, носо­глотки. При функциональной форме наблюдается гиперфункция мягкого неба: мягкое небо всегда приподнято и преграждает в той или иной степени путь воздушной струе в нос.
^ Смешанная ринолалия. Смешанная ринолалия обусловли­вается утечкой воздуха через нос при патологически уменьшен­ном, носовом резонансе, в результате чего страдает артикуля­ционная и акустическая характеристика всех речевых звуков, значительно искажается тембр голоса.

Смешанная ринолалия возникает при комбинации факторов, вызывающих открытую и закрытую ринолалию; характер проявления речевого расстройства зависит от преимуществен­ного нарушения.

Выводы.

1. В классификации речевых расстройств ринола­лию можно представить как самостоятельное речевое наруше­ние, так как она характеризуется своеобразным комплексом симптомов и может быть противопоставлена другим наруше­ниям.

  1. При ринолалии ведущим расстройством является нару­-
    шение артикуляции и фонации звуков.

  2. Формы ринолалии выделяются по характеристике направ-­
    ленности выдыхаемой воздушной струи во время речи и по
    характеру анатомического дефекта.

  3. Наиболее распространенным речевым нарушением явля­-
    ется открытая ринолалия, возникающая при врожденном де­-
    фекте неба — расщелине.

  4. На дефекты речи при открытой ринолалии, обусловленной
    расщелинами неба, влияют вторичные компенсаторные нару­-
    шения: патологическая стабилизация языка в полости рта,
    нарушение взаимодействия всех мышечных групп перифериче­-
    ского конца речедвигательного анализатора и нарушение дея­ельности мышцамя нёба.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Москва icon20. 05. 13 в 10-00 «Рылеев» отправление срв. Москва Санкт-Петербург Москва 12 дн
«Мамин-Сибиряк» отправление срв. Москва Соловецкие острова Кижи Белозерск Москва 12 дн

Москва iconЗайковская Дана Саксон Ольга, Ганзенко Игорь. Москва Иванова Мария....

Москва iconМосква «Физкультура и спорт» 1982 москва 3 Введение 3
I. морфологические, физиологические и психические особенности юношеского организма. 5

Москва iconГ. Москвы (115191 Россия, г. Москва, ул. Большая Тульская, д. 17)
Министерство транспорта Российской Федерации (109012, Москва, ул. Рождественка, д. 1, стр. 1)

Москва iconФедеральная служба исполнения наказаний РФ калинин Юрий Иванович,...

Москва iconНепристойное предложение
Аст, аст москва, Транзиткнига; Москва; 2006; isbn 5-17-033915-1, 5-9713-1159-Х, 5-9578-3040-2

Москва iconБашня шутов
Аст, аст москва, Хранитель; Москва; 2007; isbn 5-17-023105-9, 5-9713-0365-1, 5-9762-1864-4

Москва icon-
Аст, аст москва, Транзиткнига, Харвест; Москва; 2005; isbn 5-17-029085-3, 5-9713-0384-8, 5-9578-1557-8, 985-13-6254-9

Москва icon05 – 09 сентября 2013 г. (заезд 04 сентября с 14. 00 до 19. 30) Москва,...

Москва iconИнн 7715859587 кпп 771501001
Декабря, Москва-Минск. Сбор группы на Белорусском вокзале. Отправление в 23 ч 34 мин поездом №131 Москва-Минск

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов