Учебно-методическое пособие / сост. Каюмова А. Ф., Тупиневич Г. С., Киселева О. С., Курмаева А. О., Шафиева Л. Н. Изд-во гоу впо «бгму росздрава»




НазваниеУчебно-методическое пособие / сост. Каюмова А. Ф., Тупиневич Г. С., Киселева О. С., Курмаева А. О., Шафиева Л. Н. Изд-во гоу впо «бгму росздрава»
страница1/10
Дата публикации17.07.2013
Размер1.13 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
zadocs.ru > Медицина > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Башкирский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

ФИЗИОЛОГИЯ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ

Учебно-методическое пособие

для аудиторной и внеаудиторной работы студентов

Уфа – 2011

УДК 612.281.8(07)

ББК 28.707 я 7

Ф50
Рецензенты:

д.м.н., зав. кафедрой патологической физиологии БГМУ,

профессор Д.А. Еникеев

д.б.н., профессор кафедры морфологии и физиологии человека

и животных БГУ - ^ Шамратова В.Г.
Физиология сенсорных систем: учебно-методическое пособие / сост. Каюмова А.Ф., Тупиневич Г.С., Киселева О.С., Курмаева А.О., Шафиева Л.Н. - Изд-во ГОУ ВПО «БГМУ Росздрава», 2011 – 115с.

Учебное пособие подготовлено в соответствии с требованиями ГОС ВПО по специальностям: 040100 – Лечебное дело, 040200 - Педиатрия, 040 300 – Медико-профилактическое дело, 040400 - Стоматология, 040 500 – Фармация.
Учебное пособие является дополнением к основному учебнику. В пособии представлены материалы, позволяющие ознакомиться с общими закономерностями функционирования сенсорных систем организма, структурно-функциональными особенностями отдельных анализаторов, а также с методами исследования их функций для оценки функционального состояния анализатора и диагностики заболеваний.

Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальностям: 040100 – Лечебное дело, 040200 - Педиатрия, 040 300 – Медико-профилактическое дело, 040400 - Стоматология, 040 500 – Фармация.

Рекомендовано в печать Координационным научно-методическим советом и утверждено решением Редакционно–издательского совета ГОУ ВПО «БГМУ Росздрава».
УДК 612.281.8(07)

ББК 28.707 я 7
© А.Ф. Каюмова, Г.С. Тупиневич, О.С. Киселева,

А.О. Курмаева, Л.Н.Шафиева

© Изд-во ГОУ ВПО «БГМУ Росздрава», 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………….. 5

I. Общая физиология сенсорных систем ……………….. ………………7

II. Частная физиология сенсорных систем …………………………….. 18

  1. Система зрения ……. …………………………………………………18

  2. Слуховая сенсорная система …………………………………………49

  3. Вестибулярная сенсорная система …………………………………..64

  4. Сенсорные системы вкуса и обоняния ……………………………... 77

  5. Соматосенсорная система …………………………………………… 91

  6. Болевая сенсорная система ……….………………………………….102

Ш. Приложение …………………………………………………………. 110

3.1. Ответы на ситуационные задачи ………………………………….. 110

3.2. Рисунок Мариотта (исследование слепого пятна) ……………….. 114

IV Список литературы …………………………………………………..115

ВВЕДЕНИЕ
Живые организмы непрерывно получают информацию о бесконечном многообразии изменений, которые происходят во внешней и внутренней среде, через органы чувств. Но каждый из данных органов воспринимает только определенный параметр изменений. Поэтому раздражитель предстает как комплекс различных признаков, при оценке которых у человека возникает определенное ощущение формы, цвета, температуры, запаха и других свойств раздражителя. Такое разделение раздражителя на составляющие его характеристики представляет собой физиологический анализ. Он осуществляется благодаря наличию в организме специализированных структур, которые получили название анализаторы (сенсорные системы).

Под анализаторами понимают совокупность образований, которые обеспечивают восприятие энергии раздражителя, ее трансформации в специфические процессы возбуждения, их проведение по структурам ЦНС к специфическим зонам коры, где происходит высший анализ и синтез, в результате которого у человека формируется ощущение. Учение об анализаторах было создано И.П.Павловым. Он рассматривал анализаторы как систему, состоящую из трех отделов: периферического, проводникового и коркового, построенных по общему принципу и выполняющих строго определенные функции.

В настоящее время понятие «анализатор» сменяется понятием «сенсорная система», которая понимается как совокупность всех структур ЦНС, связанных с рецепторами и включающих в себя механизмы регуляции деятельности отделов анализатора с помощью обратных связей. Выделяют четыре основные группы сенсорных систем:

- сенсорные системы внешней среды, возбуждение которых вызывает формирование субъективных ощущений (зрение, слух, обоняние, вкус, температурная и тактильная чувствительность). Роль данных систем – познание внешнего мира, приспособление к окружающей среде, поддержание тонуса ЦНС;

- сенсорные системы внутренней среды, воспринимающие и анализирующие изменения внутренней среды организма, и показатели деятельности различных органов. Их роль – регуляция функций внутренних органов, поддержание гомеостаза, обеспечение приспособления организма в разных условиях жизнедеятельности;

- сенсорные системы положения тела, осуществляющие восприятие и анализ изменения положения тела в пространстве и частей тела относительно друг друга (вестибулярная, проприоцептивная). Роль этих систем – регуляция мышечного тонуса, поддержание естественной позы, ее восстановление при нарушении, координация движений;

- система боли, которая информирует организм о повреждающих действиях и патологических процессах.

Вся информация о внешней и внутренней среде организма, получаемая от сенсорных систем, используется для регуляции гомеостаза, адаптации, поведения и процессов познания. В этом и состоит физиологическая роль данных систем.

Знание физиологических механизмов, составляющих основу специфических ощущений человека, и умение проводить простые клинические пробы позволяют врачу дифференцировать физиологические и патологические явления, связанные с восприятием определенного раздражителя.


^ I. ОБЩАЯ ФИЗИОЛОГИЯ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ

Все сенсорные системы состоят из следующих отделов (рис. 1):

- периферический, включающий рецепторный и дорецепторный (у некоторых сенсорных систем, таких как зрение и слух);

- спинально-стволовой;

- таламический;

- корковый.

Исключение составляет только обонятельная система, большая часть путей которой идет в кору головного мозга, минуя таламус.



Рис.1. Схема организации сенсорных систем. Сплошные стрелки – афферентные связи, пунктирные – эфферентные.
Каждый из отделов выполняет свою специфическую функцию.

Дорецепторный отдел отвечает за предобработку раздражителя в его первоначальном виде, еще не преобразованном в электрические сигналы, (например, фокусирование световых лучей преломляющими средами глаза; усиление звуковых колебаний с помощью слуховых косточек среднего уха).

Рецепторный отдел отвечает за преобразование энергии раздражителя в электрический сигнал (рецепторный и генераторный потенциалы, потенциал действия). Сенсорное преобразование протекает в несколько этапов: воздействие специфического раздражителя, активация рецепторных белков мембраны, открытие (или закрытие как у фоторецепторов) ионных каналов, возникновение местного потенциала (рецепторный потенциал), генерация потенциала действия (ПД) на афферентном нерве.

В зависимости от вида рецептора данные процессы происходят по-разному. В первичных рецепторах, которые представляют собой окончания чувствительных нейронов (температурные, тактильные, болевые, обонятельные рецепторы), при действии раздражителя возникает рецепторный потенциал, который вызывает генерацию ПД в афферентном нерве. Во вторичных рецепторах, которые представляют собой специализированные рецепторные клетки, синаптически связанные с окончаниями афферентных нервов (например, фоторецепторы, вкусовые рецепторы), возникший рецепторный потенциал вызывает выделение из клетки медиатора, который действует на окончание нервного волокна. В результате развивается возбуждающий постсинаптический потенциал, который называется генераторным потенциалом. Именно он и будет вызывать генерацию ПД в нервном волокне.

^ Спинально-стволовой отдел отвечает за первичное реагирование (например, поворот головы и глаз в сторону раздражителя, рефлекс отдергивания конечности) и управление вспомогательными системами органов чувств (например, изменение просвета зрачков, кривизны хрусталика, степени сокращения мышц среднего уха).

^ Таламический отдел отвечает за сенсорную фильтрацию – отбор информации, поступающей в кору головного мозга. Поскольку в этом процессе большую роль играет память, поэтому сенсорная фильтрация происходит под контролем коры и таламус связан с ней как прямыми (таламокортикальными), так и обратными (кортикоталамическими) связями.

^ Корковый отдел отвечает за ощущение и восприятие раздражителя, т.е. отражение и субъективное опознание сенсорного образа. В коре происходит высший анализ и синтез поступившей информации от рецепторов, в результате которого мы различаем действующие раздражители и узнаем известные или формируем образы впервые встречаемого явления или предмета.

Восприятие включает не только передачу информации от рецепторов к мозгу, но и переработку этой информации, которая происходит во всех отделах сенсорных систем и требует управления со стороны высших нервных центров, то есть эфферентного контроля. Он осуществляется с помощью путей, идущих от коры к таламусу (кортикоталамических), к стволу мозга, к спинному мозгу; от ствола мозга или спинного мозга к периферическому отделу (рис.1).

. Эфферентный контроль со стороны коры обеспечивает управление:

- процессами переработки сенсорной информации в таламическом и спинально-стволовом отделах;

- процессами первичного реагирования (например, корковый контроль сторожевого рефлекса);

- вспомогательными системами органов чувств (просвет зрачка, кривизна хрусталика, тонус мышц среднего уха и т.д.).

^ Свойства сенсорных систем

Сенсорные системы, обеспечивая приспособление организма к окружающей среде и ее познание, способны функционировать в широком диапазоне интенсивности раздражений. Высокая чувствительность сенсорных систем к адекватному раздражителю – важнейшее свойство, которое обеспечивает восприятие очень слабых раздражителей. Прежде всего, такой чрезвычайно высокой возбудимостью обладают рецепторы.

Другим свойством сенсорных систем является способность к адаптации. Она заключается в основном в понижении абсолютной и повышении дифференциальной чувствительности при длительном действии раздражителя постоянной силы. Адаптационные процессы осуществляются на всех уровнях систем: в периферическом отделе это проявляется в изменении возбудимости и импульсации рецепторов, их функциональной мобильности (числа функционирующих рецепторов в зависимости от функционального состояния организма и окружающей среды); в проводниковом отделе и в коре – в виде уменьшения числа активированных волокон и нервных клеток.

^ Способность к сенситизации – повышению чувствительности сенсорных систем – может наблюдаться при возбуждении симпатической нервной системы, при увеличении количества катехоламинов, тироксина в крови, в условиях действия слабых раздражителей (например, повышение чувствительности слухового анализатора при действии звука в тишине). Данное свойство также повышает разрешающую способность сенсорных систем.

^ Инерционность сенсорных систем – отставание возникновения ощущений от начала действия раздражителя и их продолжение после выключения раздражения. Отставание связано с наличием латентного периода возбуждения рецепторов, временем, необходимым для передачи возбуждения в синапсах нейронов, возбуждением ретикулярной формации и генерализации возбуждения в коре больших полушарий. Сохранение ощущения после действия раздражителя объясняется явлением последействия в ЦНС, которое, в основном, связано с циркуляцией возбуждения.

^ Системный механизм восприятия обеспечивает улучшение оценки действующих на органы чувств объектов и явлений и иногда может сопровождаться угнетением возбуждения другой сенсорной системы. Данный механизм заключается во взаимодополнении, взаимовлиянии сенсорных систем, зависимости от функционального состояния организма.

Взаимодополнения выражаются в оценке действующих на организм раздражителей с помощью различных сенсорных систем, благодаря чему формируется целостное представление о предметах и явлениях внешнего мира.

Взаимовлияния сенсорных систем выражаются в изменении возбудимости одной системы при возбуждении другой, что проявляется либо в понижении, либо в повышении соответствующих ощущений (например, шум ухудшает зрительное восприятие; при слабом освещении хуже воспринимается речь). Взаимовлияния сенсорных систем могут проявляться на разных уровнях. Особенно большую роль в этом играют кора большого мозга и ретикулярная формация. В основе данного физиологического процесса лежит принцип доминантных очагов возбуждения в ЦНС, а также активация нейронов вторичных сенсорных зон коры.

При утрате одной из систем может повыситься чувствительность другой. Например, у слепых повышается чувствительность системы слуха.

^ Критерии оценки чувствительности сенсорных систем.

Чувствительность анализаторов оценивается тремя основными показателями.

Порог ощущения (абсолютный порог) – это минимальная сила раздражения, вызывающая такое возбуждение анализатора, которое субъективно воспринимается в виде ощущения.

^ Порог различения (дифференциальный порог) – минимальное изменение силы действующего раздражителя, воспринимаемое субъективно в виде изменения интенсивности ощущения (Э.Вебер,1834). При этом отношение прироста силы раздражения (∆I) к силе действующего раздражителя (I) есть величина постоянная (const): ∆I/I= const.

^ Интенсивность ощущений при одной и той же силе раздражителя может быть различной, так как это зависит от возбудимости анализатора на всех уровнях. Данную закономерность изучил Г.Фехнер (1969), установив, что интенсивность ощущения (Е) прямо пропорциональна логарифму силы раздражения (I): Е= aℓogI+b, где а и b – константы, различные для разных анализаторов.

^ Кодирование информации в сенсорных системах

Кодирование – процесс преобразования информации в условную форму (код), удобную для передачи по каналу связи. Кодирование информации в организме осуществляется с помощью нервных импульсов, при этом содержание информации определяется частотой импульсов (интервалами времени между отдельными импульсами), объединением их в пачки, числом импульсов в пачке, интервалами между пачками. Передача сигнала от одной клетки к другой во всех отделах анализатора осуществляется с помощью химического кода, т.е. различных медиаторов. Для хранения информации в ЦНС кодирование осуществляется с помощью структурных изменений в нейронах (механизмы памяти).

В анализаторах кодируются качественная характеристика раздражителя (например, свет, звук) за счет специфичности рецепторов; сила раздражителя путем изменения частоты импульсов, т.е. их общим количеством в единицу времени (частотное кодирование); время его действия с момента начала возбуждения рецептора и окончания (временное кодирование), а также пространство или место действия раздражителя, которое кодируется величиной площади возбужденных рецепторов (пространственное кодирование), локализация раздражителя в среде, которое кодируется тем, что рецепторы различных участков тела посылают импульсы в определенные зоны коры большого мозга.

В проводниковом отделе кодирование осуществляется только при передаче сигнала от одного нейрона к другому. Импульсы в отдельном нервном волокне формируются в пачки (паттерны), между которыми могут быть различные интервалы, в пачках – разное число импульсов, между пачками разные интервалы. В таламусе информация может кодироваться за счет изменения объема импульсации на входе и выходе и за счет пространственного кодирования, т.е. связи определенных нейронов с определенными рецепторами.

В корковом отделе происходит частотно-пространственное кодирование, нейрофизиологической основой которого является пространственное распределение ансамблей специализированных нейронов и их связей с определенными рецепторами.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методическое пособие / сост. Каюмова А. Ф., Тупиневич Г. С., Киселева О. С., Курмаева А. О., Шафиева Л. Н. Изд-во гоу впо «бгму росздрава» iconРуководство к практическим занятиям по разделу «Гигиена воздуха»
Гигиена воздуха: Учебно-методическое пособие к практическим занятиям для студентов лечебного факультета /Авторы: Т. Р. Зyлькaрнаев,...

Учебно-методическое пособие / сост. Каюмова А. Ф., Тупиневич Г. С., Киселева О. С., Курмаева А. О., Шафиева Л. Н. Изд-во гоу впо «бгму росздрава» iconУчебно-методическое пособие для студентов ||| курса
Обследование больного и оформление истории болезни. Учебно-методическое пособие для студентов III курсов. / Сост.: коллектив сотрудников...

Учебно-методическое пособие / сост. Каюмова А. Ф., Тупиневич Г. С., Киселева О. С., Курмаева А. О., Шафиева Л. Н. Изд-во гоу впо «бгму росздрава» iconУчебно-методическое пособие по самостоятельной работе студентов на...
Заведующий кафедрой неврологии гоу впо «Саратовский государственный медицинский университет им. В. И. Разумовского Росздрава», доктор...

Учебно-методическое пособие / сост. Каюмова А. Ф., Тупиневич Г. С., Киселева О. С., Курмаева А. О., Шафиева Л. Н. Изд-во гоу впо «бгму росздрава» iconУчебно-методическое пособие Специальность
Одобрено редакционной комиссией Института педагогики и психологии гоу впо чгу, протокол № от

Учебно-методическое пособие / сост. Каюмова А. Ф., Тупиневич Г. С., Киселева О. С., Курмаева А. О., Шафиева Л. Н. Изд-во гоу впо «бгму росздрава» iconМетодические рекомендации по написаиню курсовых работ 139 тематика...
Информационное право России: Учебно-методическое пособие / Е. В. Ильгова, Н. Н. Ковалева, Ю. М. Тугушева. Саратов: Изд-во гоу впо...

Учебно-методическое пособие / сост. Каюмова А. Ф., Тупиневич Г. С., Киселева О. С., Курмаева А. О., Шафиева Л. Н. Изд-во гоу впо «бгму росздрава» iconРуководство к выполнению контрольных работ по фармацевтической химии...
Печатается по рекомендации Координационного научно-методического совета по оптимизации учебного процесса и решению редакционно-издательского...

Учебно-методическое пособие / сост. Каюмова А. Ф., Тупиневич Г. С., Киселева О. С., Курмаева А. О., Шафиева Л. Н. Изд-во гоу впо «бгму росздрава» iconПравовые и организационные основы противоэпидемических мероприятий...
Правовые и организационные основы противоэпидемических мероприятий в очагах инфекционных заболеваний: Учебное пособие/ Ефимов Г....

Учебно-методическое пособие / сост. Каюмова А. Ф., Тупиневич Г. С., Киселева О. С., Курмаева А. О., Шафиева Л. Н. Изд-во гоу впо «бгму росздрава» iconСборник тестов по дисциплине «Биология»
Сборник тестов по дисциплине Биология / Составители: Викторова Т. В., Лукманова Г. И., Данилко К. В., Волкова А. Т. – Уфа: Изд-во...

Учебно-методическое пособие / сост. Каюмова А. Ф., Тупиневич Г. С., Киселева О. С., Курмаева А. О., Шафиева Л. Н. Изд-во гоу впо «бгму росздрава» icon1. учебно–методическое обеспечение дисциплины
Зеер, Э. Ф. Психология профессий: Учебное пособие. 2-е изд. Екатеринбург: Изд во Урал гос проф пед ун-та, 1999. 280 с

Учебно-методическое пособие / сост. Каюмова А. Ф., Тупиневич Г. С., Киселева О. С., Курмаева А. О., Шафиева Л. Н. Изд-во гоу впо «бгму росздрава» iconУчреждение высшего профессионального образования
Учебно-методическое пособие по курсу культурологии. 2-е изд дополн. / Н. С. Юлаева, Л. Г. Апёнышева, О. П. Пономаренко. – Барнаул:...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов