Носачёв Г. Н., Баранов В. С. Семиотика психических заболеваний (общая психопатология)




НазваниеНосачёв Г. Н., Баранов В. С. Семиотика психических заболеваний (общая психопатология)
страница1/11
Дата публикации17.07.2013
Размер2.23 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Медицина > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
См. стр. 74 (в кн. - стр. 86, удивление)
Носачёв Г. Н., Баранов В. С.

Семиотика психических заболеваний (общая психопатология): Уч. пособие. - Самара, СГМУ. - 1998., 228 с.
От авторов
Психиатрия занимает особое положение среди клинических дисциплин. Это определяется специфичностью ее методов и объекта познания (больного субъекта - болезненно измененной психики человека) и необходимостью использования методик психофизиологического, психологического и социологического исследований. Однако психиатрия при всей своей социальной и социально-психологической направленности остается медицинской наукой, опирающейся на достижения общей патологии и тесно связанной с другими клиническими дисциплинами. Идет интеграция знаний психиатрии с другими клиническими дисциплинами, например, психосоматическая медицина.

Отсюда становится ясным, что совершенствование знаний семиотики психических заболеваний диктуется не только требованиями каждодневной психиатрической практики и необходимостью повышения качества подготовки специалистов, включая последипломное усовершенствование, но и подготовку врача широкой практики, семейного врача.

В учебном пособии показаны роль и место общей психопатологии в диагностическом процессе, упорядочены и систематизированы сведения о семиотике психических заболеваний - от симптомов до позитивных и негативных синдромов, личности и основных формах ее патологии. Без нее невозможно изучение частной психиатрии, единство диагностического, терапевтического и социально- реабилитационного процессов в психиатрии.

Клиническая медицина, в частности клиническая психиатрия, относится к интегративной науке о человеке - антропологии или человековедению. Антропология, в понимании Л. Фейербаха, есть универсальная наука о человеке, включающая комплекс человековедческих знаний. К сожалению, антропологический подход, в частности место медицинской антропологии в медицинском образовании, ещё представлен фрагментарно, например, студенты медицинских вузов весьма скупо получают знания по общей и медицинской психологии, социологии.

С учётом вышесказанного во 2-е издание учебного пособия включены в большем объёме вопросы общей и медицинской психологии, а весь материал разделён на два раздела: "Симптоматология" и "Синдромология". Добавлены описания основных симптомов и синдромов детского и подросткового возраста.

В пособии обобщен богатый опыт наших предшественников работавших на кафедре психиатрии Самарского (Куйбышевского) государственного медицинского университета (института), и наш личный многолетний клинический и педагогический опыт.
Раздел 1. Симптоматология.

Глава 1. Общая психопатология в свете современной методологии диагностики психических заболеваний.

Психиатрия - клиническая дисциплина, изучающая распространение, клинику, диагностику и лечение психических заболеваний, их этиологию, патогенез, организацию психиатрической помощи, социальные аспекты (вопросы реабилитации, психопрофилактики психических болезней и т. д.).

Традиционно психиатрию подразделяют на общую психиатрию (общую психопатологию, семиотику психических заболеваний), исследующую основные, свойственные многим психическим заболеваниям, закономерности проявлений и развития патологии психической деятельности (например, бред, галлюцинации, депрессию и т. п.), принципы классификации, методы исследования; и частную психиатрию, изучающую клинику, диагностику, лечение отдельных психических заболеваний, их этиологию и патогенез, организационные и социальные вопросы.

Диагностика психических заболеваний невозможна без методологического определения понятий. Различают целый ряд понятий в общем подходе к диагностике душевных заболеваний: норма, патология, болезнь (психическое заболевание), психоз, психическое расстройство (нарушение), невроз, расстройства личности.

Определение понятия "норма" (психическая норма) наиболее сложное и противоречивое. Наверное, правильнее говорить о патологии и болезни, чем искать четкое определение нормы. В широком и узком смысле применяются понятия "норма", "здоровье", а также "патология" и "болезнь". Понятие "здоровье" шире, чем понятие "норма"; последнее предполагает лишь идеальное состояние оптимального функционирования. "Патология" не всегда означает "болезнь" (например, полидактилия), так как здоровье не исключает патологию, не достигающую степени заболевания. Конечно, в таких случаях более уместно говорить о "практическом здоровье". В психиатрии нередко отождествляют понятия "психическое заболевание" и "психоз". Психозы составляют только часть психических заболеваний и обозначают выраженные качественные расстройства психической деятельности (бред, галлюцинации, помрачение сознания и т. п.). Так, шизофрения является психическим заболеванием, но только обострение заболевания может быть названо психозом. К психическим заболеваниям относятся и неврозы, проявляющиеся преимущественно количественными и неглубокими качественными (фобии, сенестопатии и т. п.) нарушениями психической деятельности. Возможны и другие легкие психические расстройства (например, астенический или невротические синдромы при гипертонической болезни, атеросклерозе), расстройства личности (психопатии, акцентуации характера), в том числе обусловленные органическими поражениями головного мозга, интоксикациями и т. п.; умственное недоразвитие (олигофрении). С. С. Корсаков в свое время писал, что психиатрия представляет собой учение о душевных расстройствах вообще, а не только о выраженных психозах.

Стереотип развития болезни может выступать в качестве общепатологического, свойственного всем болезням, в том числе психическим, и стереотипа нозологического, присущего отдельным болезням (Давыдовский И. В., 1962).

Но стереотип соматической болезни более прост, при психическом заболевании стереотип касается не только "заболевания головного мозга, но и всего организма", но и функции головного мозга - психики, создавая вместе клинический стереотип болезни, но и включает еще психологические (патопсихологические), личностные и даже микросоциальные нарушения.

Вот как представляет себе меру вероятности возникновения того или иного заболевания С. Б. Семичов (1987) (схема 1).
Идеальная норма (вероятность болезни - 0)

Индивидуальная устойчивость

Гетеротипические акцентуации характера

(с предрасположенностью к другим заболеваниям)

Гетеротипические конституциональные варианты

(не располагающие к данному заболеванию)

Среднестатистическая норма

Предпочтительный конституциональный тип,

предрасполагающий к данному заболеванию

Предпочтительная акцентуация характера,

предрасполагающая к данному заболеванию

Патос. Повышенный риск. Индивидуальное предрасположение

Предболезнь (вероятность болезни - 100%)

Болезнь (конкретная нозологическая форма)
Диагностика психических расстройств начинается с выделения ведущих симптомов, складывающихся в синдром, синдромы в нозологическую клиническую единицу - в болезнь. Без правильной диагностики невозможна правильная терапевтическая стратегия и тактика, реабилитационные и реадаптационные мероприятия. А без них невозможно правильное лечение, выздоровление, а, следовательно, от них зависит судьба, а нередко и жизнь больного.

По мнению К. Е. Тарасова (1965), диагностику составляют три основных, неразрывно связанных друг с другом аспекта распознавания болезни: логический - специфика мышления врача в процесс установления диагноза; технический - разработка различных специфических методов обследования больного и семиотический - изучение диагностического значения симптомов и синдромов.

Выделение признаков болезни (симптомов) - первый этап диагностики. Признак болезни - понятие клиническое, он связан, с одной стороны, с непосредственным восприятием врачом ее отдельных свойств и качеств у конкретного пациента. Выделение отдельных признаков и качеств у конкретного больного отражает эмпирически, чувственный уровень познания. Но выделение симптомов только начало диагностического процесса, далее следует их классификация, группирование, познание их взаимосвязи, т. е. они подвергаются клиническому анализу; терминологическому типированию и систематизации (выделению синдрома) - второй этап диагностики.

На третьем этапе диагностики формируется представление о синдромогенезе, синдромокинезе, синдромотаксисе. На этом уровне синдромы клинического уровня сопоставляются с синдромами соматического, неврологического, иммунологического, метаболического и других уровней и формируют не только клиническую "картину болезни", но и раскрывают многие звенья патогенеза, что позволяет объединить их в диагностическую гипотезу.

На четвертом этапе на основании диагностической гипотезы идет уточнение как клинических, ранее "незамеченных" или невыявленных симптомов, так и параклинических феноменов, т. е. сопоставление причинно-следственных связей между особенностями психопатологической симптоматики и возможными этиопатогенетическими факторами - эндогенными, экзогенными, психогенными, следовыми, личностными, позволяющими не только провести завершающую диагностику, но и выстроить полностью обоснованную терапевтическую тактику.

На пятом этапе происходит анализ особенностей видоизменения симптоматики (усиление, углубление или послабление, смена ведущих синдромов) в процессе течения и лечения заболевания. Наконец, на последнем этапе уточнение диагноза по данным катамнестических наблюдений, установление возможных изменений личности, определение прогноза, выработка социальных и реадаптационных мероприятий, вторичной и третичной профилактики.

Симптом - начало всех начал в клинической медицине и в психиатрии, в частности. Симптом - это единичный, частный признак нарушения функций организма в общем клиническом проявлении психического заболевания, неблагополучия в психической сфере человека. Еще известный немецкий психиатр К. Крафт-Эбинг писал: "Отдельный симптом и его подробный анализ не могут привести нас к желаемой цели - к распознаванию болезни. Отдельный симптом приобретает значение только в совокупности и взаимосвязи с остальными симптомами - в симптомокомплексе". Целостное, качественно новое представление о характере болезненного процесса может дать только совокупность симптомов (синдром), базирующихся на единых патогенетических механизмах.

Психопатологические симптомы делятся на позитивные и негативные. Позитивные обозначают признаки патологической продукции психической деятельности, появление признаков, которые не встречаются при нормальной психической деятельности (сенестопатии, галлюцинации, бред, тревога, страх, тоска, мания, психомоторное возбуждение и т. д.). Негативные соответствуют признакам обратимого или стойкого, прогрессирующего или регрессирующего ущерба, изъяна, потери, дефекта, утраты того или иного психического процесса из целостной психической деятельности, минус-симптом (гипомнезия, амнезия, гипобулия, абулия, апатия и т. п.). Позитивные и негативные симптомы в клинической картине болезни выступают в единстве, сочетании и имеют, как правило, обратно пропорциональное соотношение: чем более выражены негативные симптомы, тем менее - позитивные (фрагментарнее и бледнее).

До настоящего времени идет дискуссия между психиатрами о субъективности психопатологических симптомов. И. Н. Осипов и П. В. Копнин полагали, что наиболее правильной и логически оправданной является классификация симптомов по способу их обнаружения и достоверности. Авторы выделили субъективные (жалобы пациента, его анамнестические сведения о болезни и их субъективная интерпретация) и объективные (информация о больном, полученная врачом с помощью объективных методов исследования) симптомы. Субъективные и объективные симптомы, в свою очередь, подразделили на достоверные и вероятные, а последние - на достаточно вероятные и маловероятные, считая, что субъективные симптомы в значительной мере должны быть отнесены к категории вероятных, но недостоверных, так как они не могут быть объективно проверены и воспроизведены. Но то, что правильно для соматических болезней (симптомов), верно, но не полностью отражают субъективные симптомы психической болезни. Анализ субъективных симптомов психической болезни осуществляется на совершенно другой методологической и теоретической основе.

Психопатологические симптомы не регистрируются с помощью существующих методик (что возможно только в отношении физиологических, биохимических и других компонентов психопатологических явлений), а также не воспроизводятся экспериментально. Они субъективны, хотя и являются производным страдающего материального субстрата (головного мозга). Следовательно, в психиатрической практике познающий субъект (врач-психиатр) исследует преимущественно субъективные проявления (психопатологические симптомы), но наряду с этим и объективную (соматоневрологическую) симптоматику другого.

Психическая болезнь проявляется не единичным симптомом, а их набором. Структура и характеристика симптома зависят от рода заболевания (экзо-, эндо-, психо- и соматогенное происхождение или их сочетание), характера повреждения (воспаление, интоксикация, дегенерация и др.), особенностей нейрогуморальных механизмов, связанных с формированием комплекса признаков болезни, от особенностей личности и ее реагирования на отдельные симптомы и т.д. За каждым клиническим психопатологическим симптомом, выявляемым клинико-психопатологическим методом (глава 2), скрывается ряд симптомов другого более низкого уровня (физиологического, иммунологического, биохимического и др. (табл. 1).
Патологические признаки и методы их выявления

( по Бухановскому А.О. с соавт.).
Иерархия уровней Признак соответствующих Метод

функционирования уровней патологического

организма функционирования организма
Психический Психопатологический Клинический: наблюдение,

беседа, осмотр, изучение результатов творчества, анамнез, экспериментально- психологические и

нейропсихологические исследования и др.
Физиологический Отражающий Клинический и

патофизиологические параклинический:

явления (в т.ч. ВНД) физикальный (аускультация),

неврологический, ЭЭГ, реоэнцефалогический, термометрия и др.
Иммунологический и Отражающий патоиммунные Иммунологический, метаболический процессы нарушения биохимический и др.

метаболизма
Структурный (образование Структурный ( на уровнях Гистохимический,

и функционирование белков) молекулярном, органелл, радиоизотопный,

клеточном, тканей, органов, микроскопический,

систем) ультразвуковой,

рентгенологический, физикальный (пальпация, перкуссия), антропометрический, эндоскопический, цитологический и др.
Генетический Обнаруживающий мутацию Генетический,

генов или хромосом цитогенетический,

генеалогический, близнецовый и др.
Совокупность симптомов, выявленных в процессе обследования конкретного пациента, образует симптомокомплекс (синдром). Синдром - это строго формализованное описание симптомов, которые связаны между собой патогенетически, и соотнесенное с определенными нозологическими единицами. Симптомокомплекс может не совпадать по количеству симптомов с синдромом, включать симптомы, не входящие пока ни в один синдром, а также представлять собой сочетание нескольких позитивных и негативных синдромов (психопатологических, вегето-висцеральных, неврологических, соматических). Особенности психопатологического синдрома связаны с характером и уровнем поражения определенных функциональных систем головного мозга, т. е. материального субстрата, и, естественно, с нарушением социально выработанных форм адаптации. Особенности психопатологического синдрома представляют собой следствие взаимодействия причинного патогенного фактора с защитными и адаптационными механизмами организма и личности и поэтому должны отражать их особенности и особенности их взаимодействия. Симптомы и синдромы - теоретические понятия - позволяют описать болезнь строго формализовано, что дает возможность врачу при формировании диагноза перейти от констатации наличия патологии вообще к распознаванию патогенеза и этиологии болезни, т. е. к пониманию ее сущности. Для более глубокого понимания структуры психопатологического синдрома следует разделять их на обязательные (среди них выделяются ведущие), дополнительные и факультативные симптомы.

Ведущие симптомы характеризуют принадлежность данного психопатологического синдрома к определенной группе. Без этих симптомов не существует данного синдрома, его отнесения к данной классификационной группе. Например, к ведущим относят симптом тоски при депрессивных синдромах. Обязательные симптомы, как и ведущие, имеют прямое отношение к патогенетическим механизмам развития болезни и тесно с ним связаны. Именно они также позволяют выделить из группы синдромов конкретный синдром, диагностировать его типичный вариант и отделить от других сходных состояний. Например, ведущий симптом - витальная тоска - позволяет отнести феномен болезни к группе депрессивных синдромов, а обязательные симптомы - двигательная и интеллектуальная заторможенность- отнести к классическому варианту депрессивного синдрома. К дополнительным симптомам относят признаки, которые закономерно встречаются в рамках данного синдрома, но могут и отсутствовать. Например, при депрессивном синдроме могут присутствовать или отсутствовать депрессивные бредовые идеи самообвинения, виновности, греховности, суицидальные мысли и действия. Факультативные симптомы еще меньше связаны с базисным патогенезом синдромообразования, но могут отражать патопластические факторы ("почвы", личностные особенности и др.). Например, при депрессивном синдроме в качестве факультативных симптомов могут наблюдаться фобии, обсессии, галлюцинации и др.

Следовательно, разделение симптомов, образующих синдром, на ведущие, обязательные, дополнительные и факультативные позволяет отнести конкретное синдромальное образование к той или иной классификационной группе, а также выделить его в конкретный вид, определить форму, выраженность, типичный или атипичный вариант синдрома.

Психопатологические синдромы ни что-то застывшее, однообразное, а изменяющиеся структуры, что обозначается как синдромокинез (раздел семиотики). Но кроме возникновения, становления, развития и регресса психопатологического синдрома имеется и взаимосвязь синдромов (синдромотаксис). Каждое заболевание имеет свой предпочтительный синдромотаксис.

До настоящего времени остаются актуальными выводы, сформулированные в 30-е годы А. С. Кронфельдом, в результате критического анализа многочисленных работ наиболее известных то время психиатров:

1. Синдромологические исследования целесообразны и плодотворны лишь постольку, поскольку они ведутся в рамках клинико-нозологической систематики. Противопоставление концепции "эндогенных процессов" (Э. Крепелин) и концепции "экзогенных типов реакций" (К. Бонгеффер) теоретически и клинически ошибочно, так как психопатологический синдром является результатом взаимодействия фило- и онтогенетической реактивной предрасположенности (по Э. Крепелину), "преформированных механизмов" и внешних болезнетворных факторов.

2. Различные клинические формы психических болезней могут иметь один и тот же синдром, возникновение которого в определенной степени обусловлено своеобразием течения или локализации патологического процесса, дисгармоничностью конституциональных особенностей личности.

3. При одной и той же клинической форме психического заболевания в различных случаях синдром может иметь различную структуру. Один и тот же синдром при одном и том же заболевании может вызываться патологическим процессом или возникать как реакция на него личности.

4. Хотя психопатологический синдром не специфичен для определенной психической болезни, т. е. его появление не всегда обусловлено одним и тем же заболеванием. Но все же он принимает специфическую окраску того заболевания, при котором он возникает. Не синдром как таковой (он неспецифичен), а особенности его структуры в отдельных случаях позволяют определить, какая болезнь лежит в его основе. Эти особенности лишь относительно патогномичны, но свидетельствуют о том, что структура синдрома имеет или может иметь отношение к ведущим психическим расстройствам, обусловленным заболеванием. Клиническая проблема синдрома состоит в распознавании его структуры и в отношении этой структуры к болезненному процессу в целом.

5. Одинаковые синдромы могут быть обусловлены не только конституцнональными особенностями личности, но и экзогенным процессом. Ни один синдром не может возникнуть лишь в результате эндогенных нарушений. Однако вопрос о существовании исключительно экзогенно обусловленных синдромов остается еще открытым.

6. Индивидуально унаследованная патологическая реактивная предрасположенность может влиять на патогенез психозов, но никогда не становится определяющим (фактором этого патогенеза). Основа синдрома различна при различных ситуациях и формах заболеваний. Причем она "никоим образом не может быть исключительно наследственной, индивидуально-конституциональной", хотя ее и следует учитывать наряду с другими факторами.

7. Клиническое выражение психопатологического синдрома не всегда специфично в отношении вызванной его причины. Ведь в ряде случаев причина психопатологического синдрома лишь предполагаема, а его особенности зависят еще от быстроты (темпа) развития патологического процесса и многих других факторов. Например, по данным К. Джексона, клиническая форма психопатологического синдрома и его нозологическая типичность определяются четырьмя факторами: степенью глубины расстройства дифференциации "функциональной системы" ("диссолюция" более высоких функций и растормаживание менее дифференцированных), индивидуальными особенностями личности, темпом нарушения дифференциации функций и всеми остальными соматическими или экзогенными условиями.

Вопрос о нозологической типизации психопатологических синдромов до настоящего времени не решен. Это особенно ярко проявляется в так называемом сужении или расширении диагностики отдельных психозов, например, шизофрении, в отсутствии четких дифференциально-диагностических критериев понятий "психоз", "непсихотические состояния", "невроз", в возникновении в диагностике взаимоисключающих тенденций - к нозологическому догматизму или единому психозу. Психопатологические синдромы не существуют вне нозологически самостоятельных болезней.

Модель соотношения позитивных и негативных синдромов и нозологических форм А. В. Снежневским представлена в виде девяти кругов (слоев) психопатологических расстройств, включенных друг в друга: позитивных: эмоционально-гиперэстетические (в центре - астенический синдром, присущий всем болезням) (I); аффективные (депрессивные, маниакальные, смешанные) (II); невротические (навязчивые, истерические, деперсонализационные, сенестопатически-ипохондрические (III); паранойяльные, вербальный галлюциноз (IV); галлюцинаторно-параноидные, парафренные, кататонические (V); помрачения сознания (делирий, аменция, сумеречное состояние) (VI); парамнезии (VII); судорожные припадки (VIII); психоорганические расстройства (IX); негативные: - истощаемость психической деятельности (1), субъективно и объективно осознаваемые изменения "Я" (II-III), дисгармония личности (IV), снижение энергетического потенциала (V), снижение уровня и регресс личности (VI-VII), амнестические расстройства (VIII), тотальное слабоумие и психический маразм (IX). Им же сопоставлены укрупненные позитивные синдромы с нозологически самостоятельными болезнями. В рамках 1 уровня рассматриваются наиболее общие позитивные синдромы с наименьшей нозологической предпочтительностью и свойственные всем психическим и многим соматическим заболеваниям. Синдромы 1-III уровней соответствуют клинике типичного маниакально-депрессивного психоза; 1-IV - сложного (атипичного) маниакально-депрессивного психоза и краевым психозом (промежуточным между маниакально-депрессивным психозом и шизофренией); 1-V - шизофрении, 1-VI - экзогенным психозам, 1-VII - клинике заболеваний, занимающих промежуточное положение между экзогенными и органическими психозами, 1-VIII - эпилептической болезни, 1-IX уровни соответствуют синдромальному спектру динамики психических заболеваний, связанных с грубой органической патологией головного мозга.

Таким образом, А. В. Снежневский весьма схематично (на уровне семиотики) представил современные взгляды на соотношение психопатологических симптомов и синдромов в структуре различных нозологических единиц. Что в значительной мере облегчило понимание проблемы синдромологии и нозологии в психиатрии, но только на уровне психопатологических расстройств. Что же касается сомато-неврологической и другой симптоматики, которая входит в клиническую картину каждой психической болезни, то автором она лишь подразумевается, но не учитывается. А ведь в качестве этиологических факторов психических болезней могут выступать инфекции, интоксикации, механические и психические травмы, соматические заболевания, а также наследственная предрасположенность при провоцирующей роли экзогенных и соматогенных воздействий. За ними скрываются, помимо синдромокинеза и синдромотаксиса, индивидуально-личностные особенности, биохимические, иммунологические, патоморфологические, физиологические и другие звенья патогенеза.

По этиологической принадлежности выделяют следующие группы психических заболеваний:

1. Эндогенные - хромосомные, наследственные или с наследственным предрасположением (мультифакториальные) болезни, патогенез которых формируется, в основном, изначально внутренними механизмами, сформированными генетически.

2. Экзогенные заболевания, при которых этиологический фактор, действуя из внешней среды (инфекции, интоксикации, механические травмы и др.), при взаимодействии с организмом вызывает его повреждение, в том числе головного мозга, обусловливая патогенез болезни.

3. Психогенные заболевания, где этиологическим фактором выступает психотравма - взаимодействие с личностью с неприемлемой для нее ситуацией в системе межличностных отношений.

Диагностика основывается на установлении различия между сходными по симптоматике и течению психическими заболеваниями с учетом явлений патоморфоза, в том числе лекарственного (патометаморфоз). Дифференциально-диагностические критерии:

  1. особенности данных анамнеза;

  2. возраст к началу болезни;

  3. тип дебюта и темп его развития (острое, подострое, постепенное);

  4. особенности клинических проявлений (ведущий синдром и его динамика, типичность и специфичность симптомов);

  5. тип течения (прогредиентное, приступообразное, по типу реакции, развития, эпизода);

  6. особенности выхода из болезненного состояния (ремиссия, светлый промежуток, дефектное состояние, его тип);

  7. данные лабораторных исследований (биохимических, патопсихологических, электроэнцефалографических и др.);

  8. данные сомато-неврологического исследования;

  9. особенности отношения больного к своей болезни.

Патоморфоз - видоизменение клиники психических заболеваний. Различают: интерпатоморфоз - изменение соотношений между отдельными нозологическими единицами; интранозоморфоз - изменение клиники определенной болезни в пределах свойственных ей синдромов, последовательность их развития, соотношения между формами течения; интрасиндромальный патоморфоз - изменение симптоматики и ее выраженности; патометаморфоз - изменение клиники заболеваний вследствие использования современных методов лечения. Считают, что патоморфоз, помимо лечения, обусловлен комплексом социальных и биологических факторов. Однако в настоящее время успешно распознаются начальные нередко выраженные проявления психических заболеваний, в том числе так называемые атипичные, замаскированные, скрытые их формы.

В развитии заболевания различают дебют, инициальный период, этап развернутой клинической картины, этап ее стабилизации и исход. Дебют болезни - это первые признаки болезни, чаще кратковременные, невыраженные, но могут быть и ярко представлены в виде четкого психопатологического синдрома. Инициальный период - наличие неспецифических, непсихотических общесоматических, вегетативных, неврозоподобпых, психопатоподобных или аффективных расстройств с трудно выявляемой их нозологической предпочтительностью. На этапе развернутой клинической картины имеют место характерные для данной нозологической единицы синдромогенез, синдромокинез, синдромотаксис. Исходом может быть: полное выздоровление, светлый промежуток (интермиссия), ремиссия (редукция части позитивной симптома тики при сохранении негативной), глубокий дефект (необратимый негативный симптомокомплекс), смерть.

Типы течения психических заболеваний:

  1. процессуальный -характеризуется прогредиентным развитием симптоматики с образованием дефекта психической деятельности - деменции (слабоумия), специфичной для данной нозологической формы (например, шизофрения - апатико-абулическое слабоумие, церебральный атеросклероз - тотальное органическое слабоумие и др.); возможны различные клинические варианты процессуального развития симптоматики - непрерывно-прогредиентный, ремиттирующий, рекуррентный (периодический), стационарный; процессуальное течение заболевания не исключает возможности остановки процесса, компенсации нарушенных функций (регредиентный тип течения), особенно вследствие применения современных средств патогенетической терапии;

  2. циркулярный (по типу приступов, фаз) - характеризуется чередованием психотических состояний длительностью от нескольких недель до нескольких месяцев и "светлых промежутков" от нескольких месяцев до нескольких лет; фаза начинается и заканчивается постепенно с выходом в доболезненное состояние; в основе фазовых состояний лежат нарушения эффективности, связанные с особенностями преморбидной почвы, отражающей предрасположение к заболеванию (например, маниакально-депрессивный психоз);

  3. течение по типу реакции - характеризуется прямой зависимостью развития психического расстройства от действия внешней причины (чаще ситуационного характера) ; на формирование клинической картины и длительность реакции оказывают влияние особенности личности, возраст, соматическое состояние (например, при психогенных заболеваниях);

  4. течение по типу развития (астенического, ананкастического, ипохондрического, сутяжного, параноического и др.) обусловлено сочетанным влиянием медленно и нерезко действующих психогенно-травматических причин и преморбидной характерологической, чаще психопатической, почвы; характеризуется постепенным, медленным накоплением психопатологических признаков (бредообразования, астенических, истерических черт и т. и.) без образования слабоумия. У лиц с последствием черепно-мозговой травмы, органического заболевания головного мозга возможны синдромы развития;

  5. течение по типу эпизода - характеризуется острым началом, чаще с расстройством сознания, кратковременным течением и выходом в доболезненное состояние (например, сумеречное состояние).

В диагностическом процессе участвуют два субъекта - врач и больной. От правдивости второго и клинического мышления первого зависит правильная диагностика болезни. Определить сущность врачебного мышления пытались многие видные клиницисты.

А. В. Снежевский (1974) обращает внимание на то, что клинический метод "принято трактовать как субъективный, описательный, феноменологический. Но при этом забывается, - пишет он, - следующее:

  1. С возникновением кибернетики функциональный метод исследования в отрыве от субстрата получил научное обоснование.

  2. Пользуясь почти одним клиническим методом, психиатры прошлого создали психиатрию как самостоятельную научную дисциплину.

  3. Решающий для будущей психиатрии прогресс биологических исследований субстрата психических болезней с целью раскрытия этиологии и патогенеза находится в полной зависимости от дальнейшего развития клинического метода".

"Под клиническим мышлением, - пишут А. С. Попов и В. Г. Кондратьев, - понимается специфическая умственная деятельность практического врача, обеспечивающая наиболее эффективное использование данных теории и личного опыта для решения диагностических и терапевтических задач относительно конкретного больного. Наиболее важной чертой клинического мышления является способность к умственному воспроизведению синтетической и динамической внутренней картины болезни".

В качестве общих требований к клиническому мышлению они выдвигают следующие:

  1. Творческий подход к каждому конкретному больному, недопустимость упрощенного подхода в диагностике и лечении (применения различного рода шаблонных схем лечения).

  2. Целенаправленность мышления - умение создавать диагностические гипотезы, основываясь на клинических фактах, стремление к наиболее обоснованной оценке характера заболевания и выбору адекватных методов его терапии, без предвзятости суждения и подгонки фактов под заданную схему.

  3. Концентрированность - умение выделять главное, несмотря на полиморфизм клинических проявлений болезни, с целью ее диагностики и лечения.

  4. Гибкость- способность к быстрой мобилизации своих знаний и клинического опыта, к изменению хода своих рассуждений в связи с динамикой болезненного процесса.

  5. Объективность - способность к правильной оценке клинических проявлений болезни, критическое отношение к своим предыдущим выводам, исключающее субъективизм оценки и игнорирование фактов, противоречащих диагностической гипотезе.

  6. Решительность (самостоятельность) - умение принимать диагностические и терапевтические решения, несмотря на довольно частый в клинической практике дефицит информации, и проводить их в жизнь.

К общим условиям, обеспечивающим эффективность врачебного мышления, указанные авторы относили высокий уровень знаний врача, их систематическое совершенствование и пополнение.

Таким образом, врачебное мышление - это творческий процесс, значительно отличающийся от мыслительных операций, выполняемых в своей профессиональной деятельности другими специалистами.

Этапы диагностики схематично представлены в алгоритме диагностического процесса (табл. 2).
Алгоритм диагностического процесса
Задача Способ решения Уровень Результат

диагноза
Обнаружение и Клинический метод Констатация Решение о необходимости

выделение явных обследования: факта проведения процесса

признаков наблюдение, изучение заболевания диагностики

феномена болезни продуктов творчества,

анамнез, знакомство с

медицинской

документацией
Определение Клинический анализ Синдромаль- Планирование

симптомов, признаков феномена ный диагноз направленного

первичного болезни, дифференц. дополнительного

симптомокомплекса, диагностика на уровне обследования, решение

синдрома, симптомов, синдромов, неотложных социальных

синдромогенеза, их терминологического вопросов,

синдромокинеза типирования и симптоматическая терапия

систематизация

Выделение скрытых Направленное Диагности- Планирование параклинич.

признаков феномена дополнительное ческая обследования, назначение

болезни: симптомы, клиническое гипотеза симптоматического лечения

синдромы, их дообследование,

типирование, клинич. анализ

синдромокинез, признаков феномена

распознавание, болезни с уточнением

синдромотаксиса, типа синдрома,

предположение о структурно-

роде болезни диагностический

анализ всей

психопатологической

симптоматики
Выявление полного Параклинич. Нозологи- Проведение лечения

синдрома, определение обследование, ческий на основе общих принципов

вида болезни и ее типа дифференциальная диагноз с терапии данной нозологической

диагностика на типированием единицы

уровне формы течения

диагностических

гипотез
Формирование Обобщение Всеобъемлю- Проведение дифференц.

индивидуального полученной щий индиви- индивидуальной терапии,

всеобъемлющего информации с учетом дуальный вторичной и третичной

диагноза предиспозиционных методологи- профилактики, личностных и чески реадаптации и реабилитации,

ситуационных полный решение социально-

факторов нозологи- правовых вопросов и т.п.

ческий диагноз

с прогнозом

В. Х. Васильченко выделял два вида диагноза болезни: диагноз узнавания и диагноз методический. Диагноз узнавания опирается на память, интуицию, на аналогию из своего прошлого опыта, из учебников, статей, монографий. Методический диагноз базируется на изучении всех характерных симптомов, симптомокомплекса, позитивных и негативных синдромов, синдромокинеза, синдромотаксиса, особенностей течения болезни в целом.

Диагноз есть отражение наших знаний и умений на данном этапе науки. До сих пор остаются справедливыми слова С. П. Боткина: "Диагноз больного есть более или менее вероятная гипотеза, которую необходимо постоянно проверять... Могут появиться новые факты, которые могут изменить процесс или увеличить его вероятность". Правильная диагностика - это правильная терапия и социально-реабилитационный процесс в психиатрии.

Овладение принципами диагностики - профессиональный долг врача- невозможно без овладения семиотикой психических болезней - общей психопатологией - психиатрической "азбукой", которая является базисом диагностического процесса.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Носачёв Г. Н., Баранов В. С. Семиотика психических заболеваний (общая психопатология) icon4. Исследование воздействия лекарств на патоморфоз психических заболеваний
Психиатрия (греч psyhe – душа, iatrea – лечение) – клиническая дисциплина, занимающаяся изучением распространенности, этиологии,...

Носачёв Г. Н., Баранов В. С. Семиотика психических заболеваний (общая психопатология) iconВ. А. Жмуров Психопатология. Часть II
Заболевание, по мнению автора, проявляется различными сочетаниями симптомокомплексов и определенной последовательностью их смены...

Носачёв Г. Н., Баранов В. С. Семиотика психических заболеваний (общая психопатология) iconВ. А. Жмуров Психопатология. Часть II
Заболевание, по мнению автора, проявляется различными сочетаниями симптомокомплексов и определенной последовательностью их смены...

Носачёв Г. Н., Баранов В. С. Семиотика психических заболеваний (общая психопатология) iconМ. Е. Литвак общая психопатология
Издательство лечебно-реабилитационного научного центра «Феникс» Издательство «Феникс»

Носачёв Г. Н., Баранов В. С. Семиотика психических заболеваний (общая психопатология) iconОбщая психопатология
Эта книга обзор общей психопатологии как целостной области науки со своим набором фактов и точек зрения. Кроме того, она может служить...

Носачёв Г. Н., Баранов В. С. Семиотика психических заболеваний (общая психопатология) iconКарл Ясперс Общая психопатология
Эта книга обзор общей психопатологии как целостной области науки со своим набором фактов и точек зрения. Кроме того, она может служить...

Носачёв Г. Н., Баранов В. С. Семиотика психических заболеваний (общая психопатология) iconПсихические состояния понятие и классификации психических состояний....
Понятие и классификации психических состояний. – Детерминанты психических состояний. – Сон как психическое состояние. – Стресс, его...

Носачёв Г. Н., Баранов В. С. Семиотика психических заболеваний (общая психопатология) iconПрограмма развития ассертивности у подростков
Кроме того, подросток вступает во «взрослый», самостоятельный мир, где неуверенное поведение может стать причиной не только психических...

Носачёв Г. Н., Баранов В. С. Семиотика психических заболеваний (общая психопатология) iconЮ. А. Александровский Психические расстройства во время и после чрезвычайных ситуаций
Результатом этого стало введение в различные классификации психических заболеваний диагностических и синдромальных оценок, по существу,...

Носачёв Г. Н., Баранов В. С. Семиотика психических заболеваний (общая психопатология) iconСправочник для подго­товки к егэ / П. А. Баранов, А. В. Воронцов, св. Шев­ченко
П24 Обществознание : полный справочник для подго­товки к егэ / П. А. Баранов, А. В. Воронцов, св. Шев­ченко; под ред. П. А. Баранова....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов