Учебное пособие Омск 2012 удк 616. 8(075) ббк 56. 12я73




НазваниеУчебное пособие Омск 2012 удк 616. 8(075) ббк 56. 12я73
страница1/15
Дата публикации29.07.2013
Размер1.87 Mb.
ТипУчебное пособие
zadocs.ru > Медицина > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

РУКОВОДСТВО К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

ПО НЕВРОЛОГИИ
Учебное пособие

Омск – 2012
УДК 616.8(075)

ББК 56.12я73

Р 85
Рецензент:

профессор, д.м.н., заслуженный врач РФ, лауреат Государственной премии в области науки и техники Ю.Н. Савченко


Под общей редакцией

д.м.н. Ларькина В.И.

Р 85

Руководство к практическим занятиям по неврологии / Савченко А.Ю., Потемкин И.М., Иванова Н.В., Ларькин В.И., Лалов Ю.В., Захарова Н.С., Степанов И.Н., Кидалов М.Б. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2011. – 124 с. – ISBN 978-5-8149-1155-1
Данное пособие переиздается в третий раз и несет в себе лучшие традиции кафедры неврологии и нейрохирургии в современной интерпретации. В пособии даны схема истории болезни с подроб­ной методикой исследования больного, основные методы параклинических исследований. Приводятся при­меры контрольных задач по топической диагностике и ситуационных задач.

Учебное пособие предназначено для студентов старших курсов медицинских вузов.

ISBN 978-5-8149-1155-1


© Савченко А.Ю., Потемкин И.М.,

Иванова Н.В., Ларькин В.И.,

Лалов Ю.В., Захарова Н.С.,

Степанов И.Н., Кидалов М.Б.

© Омский государственный

технический университет, 2011
Профессор, д.м.н., Заслуженный врач РФ,

лауреат Государственной премии

в области науки и техники Ю.Н. Савченко
^ Предисловие к изданию методического пособия
Издание «Руководство к практическим занятиям по неврологии», четверть века спустя после появления аналога, обусловлено по инициативе д.м.н. Валерия Ивановича Ларькина прежде всего практической необхо-димостью, что соответствует информации из библиотеки Омской государственной медицинской академии.

Учебное руководство, выполненное в свое время А.Ю. Савченко, И.М. Потемкиным, Н.В. Ивановой – опытными, профессионально подготовленными, научно образованными специалистами – не противопоставляется сегодня известным учебным пособиям по неврологии. Дополнения касаются лишь специфики Сибирского Региона и современных требований здравоохранения.

В руководстве подчеркиваются рекомендации, следующие из проек- тов индивидуальной медицины, более широко используются сведения относительно основных составляющих болезненный процесс по Леноксу с учетом основополагающих выводов академика С.Н. Давиденкова, основателя клинической генетики в России, и заслуженного деятеля науки профессора Н.И. Савченко основателя комплексной клиники неврологии и нейрохирургии в Омске, а также влияния внешней среды.


Авторами установлена зависимость влияния геофизических и химических факторов на возникновение и развитие экспрессивности заболеваемости. В Омском регионе за тридцатилетний период отмечено снижение плотности озонового слоя на 15,9%, а также превышение концентрации химических мутогенов в атмосферном воздухе.

Новое издание дополнено информацией о результатах осуществленных научных исследований клиники неврологии с перечнем основных монографий. Предлагаемое руководство может быть полезным в процессе практических занятий в условиях клиники неврологии, нейрохирургии, нейрогенетики, медицинской реабилитации, дневного стационара, а также в условиях специализированного центра по проблемам эпилептологии.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………… ….5

Историческая справка……………………………………………… …6

Схема истории болезни и методика исследования

неврологического больного……………………………………… ……9

Реферат к истории болезни. Рекомендуемая для написания

реферата литература……………………………………………………30

Параклинические методы исследования…………………………… .35

Методы лучевой диагностики……………………………………… …44

Синдромы поражения нервной системы………………………………66

Контрольные задачи по топической диагностике

заболеваний нервной системы……………………………………… …75

Ситуационные задачи……………………………………………..… …82

Ответы на задачи по топической диагностике

заболеваний нервной системы……………………………………… …89

Ответы на ситуационные задачи……………………………………….91

Основные лекарственные средства, применяемые в неврологии……93

Терминологический словарь………………………………………… 112

Литература……………………………………………………………...118

Приложение…………………………………………………………….120

ВВЕДЕНИЕ
Цель настоящего пособия – способствовать закреплению студентами практических навыков неврологического исследова­ния больных, правиль-ному формированию топического диагно­за как решающего фактора лечения, реабилитации, и на основе сопоставления с данными некоторых параклинических методов облегчить понимание существа клинического диагноза в невро­логии.

Первая часть пособия представляет собой схему истории болезни с описанием методики неврологического исследования больного, в которой даны материалы, концентрирующие знания в области семиотики основных неврологических симптомов и синдромов, акцентирующие внимание на узловых вопросах анамнеза, соматического и неврологического статуса. Эта часть пособия рассчитана на 2-3 уровень познания.

Для закрепления знаний по одной из нозологических форм неврологии и в качестве учебно-исследовательской работы сту­дентам предлагается написать реферат, являющийся логическим продолжением истории болезни. Приводится схема реферата и список рекомендуемой литературы.

Вторая часть предлагаемого пособия включает описание основных па-раклинических методов электрофизиологического, биофизического, рентгенологического исследований в невроло­гии, в том числе компьютерную томографию. Приводятся иллю­стративные примеры, касающиеся нормы и патологии (1-2 уро­вень познания).

Третья часть пособия содержит контрольные задачи по то­пической диагностике, основанные на знаниях анатомо-физиологических особенностей нервной системы, связанных с клини­ческими проявлениями болезни соответственно локализации по­ражения. Цель использования задач по топической диагностике сводится к выявлению уровня подготовки студентов по пропе­девтике нервных болезней (2 уровень познания). В процессе изучения конкретной темы студенты могут осуществлять само­контроль с помощью прилагаемых ответов. Далее приводятся примеры более сложных ситуационных задач, в которых наряду с клиническими данными имеются сведения об анамнезе и результатах параклинических исследований. Применение на практических занятиях ситуационных задач сводится к попытке установить клинический диагноз (3 уровень познания).

Завершают пособие рекомендации по применению лекарственных средств в неврологии.

Надеемся, что использование настоящего пособия окажется полезным студентам при подготовке к практическим занятиям и экзамену и позволит повысить качество знаний по предмету «неврология» – важному этапу под-готовки врача общего профиля.
^ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Открытие клиники нервных болезней Омского медицинского института состоялось в 1921 году. Ее основатель – директор клиники, профессор Василий Васильевич Корелин 4 июля 1921 г. был избран на должность про­фессора кафедры нервных болезней.


^ Коллектив кафедры в 1922-1925 годах.
Основные научные работы В.В. Корелина посвящены мине­ральному обмену при прогрессивном мышечном окостенении, экс­периментальной психологии, совместному обучению детей, невра­стении и туберкулезу, белому дермографизму, «травматическому неврозу».


^ Профессор Штаркер В.А. с сотрудниками в 1931 году.
Осенью 1926 г. на должность заведующего кафедрой был из­бран профессор Вячеслав Анатольевич Штаркер. Изучались проблемы краевой патологии: нейробруцеллез, клещевой энцефалит совместно с институтом природно-очаговых инфекций, омская геморрагическая лихорадка, а также проблемы эпилепсии и лечения нервных болезней. Совершенствовалась методика преподавания. С января 1952 г. заведование кафедрой было поручено доценту Владимиру Александровичу Зудову.

Новые страницы в истории развития кафедры связаны с приездом в Омск Заслуженного деятеля науки, профессора ^ Николая Ивановича Савченко (1953-1970). Под его влиянием происходит становление нейрохирургической службы в Омске; изучаются проблемы профессиональной патологии в условиях нефтеперерабатывающих производств и нефтехимической промышленности; получают новое звучание лечебно-оздоровитель-ные мероприятия в условиях местных санаториев.


Династия профессоров Савченко: Николай Иванович,

Юрий Николаевич и Андрей Юрьевич.
Преемник Н.И.Савченко – Юрий Николаевич Савченко, доктор медицинских наук, профессор, лауреат Государственной премии в области науки и техники России, Заслуженный врач РФ, Почетный профессор ОмГМА (1970-1996). Основные направления деятельности касаются комплексности и структурной организации клиники и кафедры, вопросов медицинской генетики в изучении ряда наследственных заболеваний нервной системы, природно-очаговых, сосудистых, травматических, онкологических, воспалительных заболеваний нервной системы, эпилепсии, медицинской реабилитации, подготовки кадров, внедрения результатов научных исследований на местах и за пределами Омска.



^ Коллектив кафедры в 1987 году.

Создан межобластной специализированный центр по лечению эпилепсии для населения Сибири и Дальнего Востока. Результаты этой работы отмечены Государственной премией РФ в области науки и техники. Создана уникальная клиника неврологии, нейрохирургии, клинической генетики и реабилитации на базе областной клинической больницы. Решением коллегии Минздрава клиника признана школой передового опыта. Открыты курсы повышения квалификации для врачей неврологов, нейрохирургов. Имеются научные контакты с зарубежными странами.

С 1997 г. руководство кафедрой перешло к доктору медицинских наук, профессору ^ Андрею Юрьевичу Савченко (1997-2008). Под его руководством разрабатываются и изучаются проблемы экстремальных состояний в неврологии, вопросы нейроонкологии, хирургического лечения эпилепсии, травматических повреждений нервной системы, сосудистой патологии, вертебрологии и реабилитации.

В августе 2008 г. в связи с безвременной кончиной профессора А.Ю. Савченко на должность заведующего руководством академии рекомендован доктор медицинских наук В.И. Ларькин.


Кафедра неврологии и нейрохирургии в 2012 году.
^ СХЕМА ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ

И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ

НЕВРОЛОГИЧЕСКОГО БОЛЬНОГО
История (от греческого historia) – рассказ о прошедшем, об узнанном. История болезни – медицинский документ, в ко­тором фиксируются сведения о больном и его состоянии.

В процессе курации, предусмотренной на кафедре невроло­гии и нейрохирургии учебным планом, студент составляет историю болезни, активно приобщается к изложению и систематизации методических приемов и оценке добываемых фактов, что, по общему мнению, способствует приобретению практических навыков в объеме, необходимом для того, чтобы ориентироваться в основных невропатологических проявлениях при различных и, в частности, при первичных заболе­ваниях нервной системы.

Краткое вступление к схеме истории болезни имеет целью еще раз подчеркнуть особую значимость данного раздела учеб­ного пособия для подготовки будущего врача общего профиля.

Образец титульного листа истории болезни:
^ ОМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ

АКАДЕМИЯ КАФЕДРА НЕВРОЛОГИИ И

НЕЙРОХИРУРГИИ С КУРСОМ

МЕДИЦИНСКОЙ ГЕНЕТИКИ

Заведующий кафедрой _______________________

Преподаватель ______________________________

^ ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ БОЛЬНОГО (Ф.И.О.)

Куратор: студент ____________________________

Группа, курс, факультет ______________________

Паспортная часть

Фамилия, имя, отчество

Возраст

Пол

Семейное положение

Место рождения

Место жительства

Профессия

Место работы

Дата поступления в клинику

Клинический диагноз
^ Жалобы и их систематизация

Жалобы, высказанные непосредственно больным без наво­дящих вопросов.

Уточненные жалобы по системам организма: кожные по­кровы и слизистые, терморегуляция, дыхание, лор-сфера, кро­вообращение, кроветворение, пищеварение, эндокринная, мочевыделительная, половая, опорно-двигательная системы.

Нервная система. Головная боль. Обоняние, зрение, слух, вкус, речь, мышечная сила, координация движений, походка, ощущения и боли, сон, память, раздражительность, слезли­вость, утомляемость, обмороки, припадки и др.
^ Анамнез болезни

Начало заболевания: острое, постепенное. Причины, кото­рые могли, по мнению больного, вызвать заболевание: травма физическая или психическая, инфекция, интоксикация, охлаж­дение, перегревание, переутомление и т. п.

Течение заболевания: острое, постепенно нарастающее. Экзацербации (обострения, резкие ухудшения в течении болезни, временные усиления симптомов заболевания).

Ремиссии (временные облегчения или даже полные исчез­новения болезненных явлений).

Рецидивы (возвраты болезни, т.е. повторения ее в типич­ной форме или в неполно выраженной форме непосредственно после выздоровления или в период выздоровления, новые вспышки болезни).

Характерные признаки заболевания и последовательность их возникновения.

Характер проводимого до поступления в клинику лечения, реакция на лечение и его результаты.

Уровень реабилитации. Реабилитация – восстановление для полезно-трудовой деятельности, возвращение к профессиональ­ному труду лиц с пониженной работоспособностью вследствие заболевания (например, туберкулеза, гемиплегии, полиомиели­та и др.) или инвалидности (ранения, несчастные случаи и т.д.); осуществляется путем перевода на подходящую форму труда, обучения, переквалификации, проведения стационарного или амбулаторного лечения (физиотерапия, массаж, ортопеди­ческая гимнастика, механотерапия, бальнеотерапия, спортивные игры и т.д.).

Последние обострения заболевания перед поступлением в клинику (описать более подробно).
^ Анамнез жизни

Наследственность. Составить родословную таблицу и легенду (свод условных знаков и пояснений) к ней. Условные обозначения, необходимые для их составления, даны в таблице 1. Определить тип наследования (доминантный, рецессивный, связанный с полом, табл.2-4). На основании анализа родословной дать предположительную оценку пенетрантности (наличия и отсутствия предполагаемого заболевания у родственников независимо от степени выраженности симптомов, выражается в процентах по отношению к общему количеству родственников) и экспрессивности (различных степеней проявления патологических феноменов, отражающих изменчи­вость генотипа и вредоносное влияние внешней среды), уточнить возможность гетерозиготного носительства по конкретному заболеванию у родственников больного (наличие скрытых признаков патологии у фенотипически здоровых родственников).

Заболевания и травмы в период беременности матери больного. Рождение больного. Роды: срочные, преждевременные, запоздалые, патологические. Асфиксия в родах. Родовая травма. Особенности развития по возрастным этапам и в условиях дошкольных учреждений. Успеваемость в школе. Заболевания детского возраста. Инфекции, интоксикации, сердечно-сосудистые, эндокринные, нервные, психические, венерические заво­евания, травмы.

Аллергологический анамнез. Сексуальная сфера. У женщин – акушерский и гинекологический анамнез. Вредные привычки.

Таблица 1

Условные обозначения при составлении родословных




Таблица 2

^ ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ СХЕМА РОДОСЛОВНОЙ ТАБЛИЦЫ

Родословная больного эпилепсией

(рецессивный тип наследования)



Легенда
I 1 – дедушка пробанда по линии отца страдает алкоголизмом.

I 4 – бабушка пробанда по линии матери страдает мигренью.

II1 – у дяди пробанда по линии отца отмечались снохождения в детском и юношеском возрасте.

II3 – у тети пробанда по линии отца отмечаются генерализованные судорож­ные припадки.

II5 – мать и тетя пробанда страдают мигренью.

II9 – у тети пробанда по линии матери — шизофрения.

III4 – двоюродный и родной братья пробанда страдают ночным энурезом.

III9 – у двоюродного брата по линии матери имеется логоневроз.
Таблица 3

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебное пособие Омск 2012 удк 616. 8(075) ббк 56. 12я73 iconУчебное пособие удк 159. 9(075) Печатается ббк 88. 2я73 по решению Ученого Совета
Зоопсихология и сравнительная психология: Учебное пособие. Ставрополь: скси, 2005. 272 с

Учебное пособие Омск 2012 удк 616. 8(075) ббк 56. 12я73 iconУчебное пособие санкт-Петербург 2011 удк 330. 01 (075. 8) Ббк
Экономика: учебное пособие / Е. Г. Гужва, М. И. Лесная; под ред. М. И. Лесной; спбгасу. – спб. 2011. – 203 с

Учебное пособие Омск 2012 удк 616. 8(075) ббк 56. 12я73 iconУчебное пособие Тамбов 2008 удк 371 (075. 32) Ббк 74. 00я73 Печатается по решению
П 86 Психология и педагогика: учебное пособие / под ред. Л. Н. Макаровой, И. А. Шаршова; Федеральное агентство по образованию; Тамб...

Учебное пособие Омск 2012 удк 616. 8(075) ббк 56. 12я73 iconУчебное пособие • проспект* Москва 2011 удк 343. 2/. 7(075. 8) Ббк...
Уголовное право России в схемах и определениях: учебное по- у26 собие. — Москва: Проспект, 2011. — 200 с. 18Вм 978-5-392-01691-4

Учебное пособие Омск 2012 удк 616. 8(075) ббк 56. 12я73 iconУчебное пособие т амбов 2009 удк 616-002. 9
Пучнин А. М., д с. Х н., проф., Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина

Учебное пособие Омск 2012 удк 616. 8(075) ббк 56. 12я73 iconУчебное пособие Москва, 2008 удк 621. 395. 34 Ббк 32. 881 Баскаков...
...

Учебное пособие Омск 2012 удк 616. 8(075) ббк 56. 12я73 iconУчебно-методическое пособие Краснодар 2008 удк 340 (075) ббк 67. Оя73
Основы государства и права: Учебно-методическое пособие. – Краснодар: КубГУ, 2008. – 108 с

Учебное пособие Омск 2012 удк 616. 8(075) ббк 56. 12я73 iconЭкспериментальная и теоретическая физика “ аналоговые и цифровые...
М 54. Аналоговые и цифровые электроизмерительные приборы / сост. В. В. Черный [и др.] – Мн.: Бнту, 2012. – 28 с

Учебное пособие Омск 2012 удк 616. 8(075) ббк 56. 12я73 iconУчебное пособие Омск
П64 Магистерская диссертация: методика написания, правила оформления и порядок защиты: учеб пособие / В. И. Потапов, Д. В. Постников....

Учебное пособие Омск 2012 удк 616. 8(075) ббк 56. 12я73 iconУчебное пособие красноярск 2006 удк ббк д рецензенты
Охватывает все стороны нашего бытия, харак

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов