Педагогика детства




НазваниеПедагогика детства
страница1/18
Дата публикации15.08.2013
Размер2.99 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Медицина > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


МАРИЯ МОНТЕССОРИ


ДЕТИ - ДРУГИЕ
СТАТЬИ, СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ




ПЕДАГОГИКА ДЕТСТВА

Издательский дом «КАРАПУЗ»

Москва • 2004 •
Издательский дом «КАРАПУЗ» Москва • 2004 •

ББК 74 00

Переводчик Я НЕФЕДОВА

М. Монтессори

М 77 Дети - другие /Пер. с нем./ Вступ. и закл. статьи, коммент. К.Е. Сумнительный. - М.: Карапуз, 2004. - 336 с. -(Педагогика детства)

ISBN 5-8403-0783-1
Известный итальянский педагог М. Монтессори посвятила всю свою жизнь созданию специальной методики воспитания детей. В настоящее время по сис­теме Монтессори работают во всем мире.

В этой книге М. Монтессори подробно рассказывает о том, каким путем шла она к созданию своего метода. Работая с детьми, она постепенно пришла к выводу, что ребенок сам является творцом своей личности, что в нем самом заложено стремление и энергия к саморазвитию. Задача взрослого - только помочь ребенку действовать самостоятельно. Для этого необходима специаль­ная среда и подготовленный учитель, уважающий личность ребенка.

На протяжении всей книги звучит тревожный голос М.Монтессори, кото­рая, болея всей душой за ребенка, стремится объяснить читателям, что дети-другие. Только признав это, взрослые могут пытаться избежать конфликтов с детьми и всевозможных отклонений от естественного пути развития ребенка, а в конечном итоге и всего человечества.

СОДЕРЖАНИЕ:
ТАЙНА МОНТЕССОРИ....................................................................……………………… 4

Преодоление............................................................................…………………………...…. 4

Секрет успеха...........................................................................…………………………….. 5
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.............................................................................…………………….... 7

Глава 1. ВЕК РЕБЕНКА.....................................................................………………....... 7

Глава 2. ВЗРОСЛЫЙ КАК ОБВИНЯЕМЫЙ.....................................…………………... 9

Глава 3. БИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ИГРА .............………………... 11

Глава4. НОВОРОЖДЕННЫЙ. НАДПРИРОДНОЕ ОКРУ­ЖЕНИЕ .........……....... 13

Глава 5. ЕСТЕСТВЕННЫЕ ИНСТИНКТЫ ..................................…………………….. 16

Глава 6. ДУХОВНЫЙ ЭМБРИОН. СТАНОВЛЕНИЕ ПЛОТИ .......…………………. 17

Глава 7. ПОСТРОЕНИЕ ДЕТСКОЙ ДУШИ.......................................…………………. 21

Глава 8. ЧУВСТВО ПОРЯДКА .....................................................…………………….. 27

Глава 9. ИНТЕЛЛЕКТ ...................................................................…………………….... 32

Глава 10. БОРЬБА НА ПУТИ РОСТА. СОН...................................…......………………. 37

Глава 11. ХОДЬБА.....................................................................………………………......... 39

Глава 12. РУКА...............................................................................…………………….….... 41

Глава 13. РИТМ..........................................................................………………………......... 44

Глава 14. СУБСТИТУЦИЯ ЛИЧНОСТИ ..................................………………………....... 45

Глава 15. ДВИЖЕНИЕ ..............................................................………………………........ 47

Глава 16. НЕПОНИМАНИЕ ........................................................………………………..... 49

Глава 17. СИЛА ЛЮБВИ ................................................................………………………... 50

КОММЕНТАРИЙ ..............................................................................………………………. 52

Сам себе режиссер?....................................................................……………………………. 52

ЧАСТЬ ВТОРАЯ....................................................................…………………...……....... 54

Глава 18. ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА ......................................…..………………………... 54

Глава 19. ПОВТОР УПРАЖНЕНИЯ ............................................………………………..... 59

Глава 20. СВОБОДНЫЙ ВЫБОР ...................................................……………………….. 60

Глава 21. ИГРУШКИ........................................................................………………………... 60

Глава 22. ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ ....................................…………………….…. 61

Глава 23. ТИШИНА ........................................................................……………………….... 61

Глава 24. ДОСТОИНСТВО ............................................................……………………….... 62

Глава 25. ДИСЦИПЛИНА ...............................................................………………………. 64

Глава 26. НАЧАЛО ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ И ЧТЕНИЮ ..............…………………….... 64

Глава 27. ПАРАЛЛЕЛИ В ФИЗИЧЕСКОМ И ДУХОВНОМ РАЗ­ВИТИИ …...….….... 66

Глава 28. ВЫВОДЫ .......................................................................…………………..……... 67

Глава 29. ДЕТИ ИЗ ПРИВИЛЕГИРОВАННЫХ СОСЛОВИЙ .........……….…………… 70

Глава 30. ЛИЧНОСТНАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ ....................………….……….… 72

Глава 31. ОТКЛОНЕНИЯ В РАЗВИТИИ .......................................…………….………..... 75

Глава 32. БЕГ ОТ РЕАЛЬНОСТИ ........................................................………….…….….. 75

Глава 33. ЗАДЕРЖКИ В РАЗВИТИИ ...........................................……………….……...... 76

Глава 34. ИСЦЕЛЕНИЕ ..................................................................……………….………... 77

Глава 35. ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ВЗРОСЛОГО ................................……………….……..... 79

Глава 36. ЖЕЛАНИЕ ОБЛАДАНИЯ ..............................................……………….……...... 79

Глава 37. ЖАЖДА ВЛАСТИ ............................................................……………….…….… 80

Глава 38. КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ .............................……………….….…... 81

Глава 39. СТРАХИ .........................................................................………………….….…... 83

Глава 40. ЛЖИВОСТЬ ......................................................................………………….……. 84

Глава 41. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ И ТЕЛО .......................................………………….…..... 86

КОММЕНТАРИЙ ....................................................................………………………............ 88

Свободный ребенок ................................................................……………………………...... 88

От руки к интеллекту ..............................................................………………………………. 89

Нормализованный ребенок .....................................................………………………………. 91
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ ...............................................................................……………………...... 95

Глава 42. БОРЬБА МЕЖДУ ВЗРОСЛЫМ И РЕБЕНКОМ.............……………………….. 95

Глава 43. ИНСТИНКТ НА РАБОТУ...............................................………………………... 96

Глава 44. ДВА ВИДА РАБОТЫ..............................................................……………………. 97

Глава 45. ВЕДУЩИЕ ИНСТИНКТЫ .............................................………………………... 101

Глава 46. РЕБЕНОК - НАШ УЧИТЕЛЬ ........................................……………………….... 105

Глава 47. ЗАДАЧИ РОДИТЕЛЕЙ ................................................……………………….... 106

Глава 48. ПРАВА РЕБЕНКА .........................................................…………………...…..... 107
КОММЕНТАРИЙ .............................................................................………………………. 111

Трудно быть хорошим ребенком ..........................................……………………………...... 111

Что значит быть хорошим родителем?.................................……………………………….. 112

Что значит помогать детям? ....................................................……………………………… 112

Дом для вашего малыша..........................................................………………………………. 113
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................…………………...…..114

Педагогическая система М.Монтессори в поле российского образования ........................ 114

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ...........................………………….... 117
^ ТАЙНА МОНТЕССОРИ
«Вернемся к школе уважаемой мадам Монтессори. Самое важное то, что дети не чувствуют тяжес­ти учения, так как они учатся всему играя. Во-вто­рых, цель состоит в том, чтобы развить все органы и чувства ребенка. Очень мало места отводится про­стому заучиванию».

Махатма ГАНДИ

ПРЕОДОЛЕНИЕ



Если бы Мария и не стала педагогом, имя ее оста­лось бы в истории. Родившись в 1870 году в ма­леньком портовом городке Италии, она, как дочь го­сударственного чиновника, могла разделить судьбу тысяч девочек из приличных семей. Но твердость характера и нежелание быть, как все, проявились еще в отрочестве. В 12 лет она решает, что будет учиться в технической школе для мальчиков, и не только попадает туда, но с успехом ее заканчивает. И тут же принимает другое «вздорное реше­ние», которое изменяет ее жизнь. Мария увлекается ес­тествознанием и делает профессиональный выбор. Ее путь - медицина, и в очередной раз, преодолев все пре­пятствия, она становится первой женщиной-врачом, пос­ле окончания Римского университета получает частную практику.

Но тут судьба сводит ее с «идиотами», так в то время назывались все дети с отклонениями от нормы. Монтессори окунается в изучение этой темы и находит книги двух французов Жана Батиста Гаспара Итара и Эдуарда Сегена. Мария самостоятельно переводит их работы, тщатель­но переписывая в толстые тетради. Именно от Сегена Ма­рия узнает о том, что если проводить занятия по особой методике, то «из ста идиотов двадцать пять становятся по сути нормальными людьми». Это открытие настолько по­ражает Монтессори, что она добивается открытия Ортофренической школы «для укрепления умственных способ­ностей» и становится ее директором. Она разрабатывает десятки пособий и требует от персонала разговаривать с подопечными с полным почтением и даже проводить для них специальные уроки. Двухлетняя работа заканчивает­ся педагогической сенсацией. В 1900 году на школьной олимпиаде в Риме ее воспитанники превосходят детей из обычных школ по письму, счету и чтению. Как вспомина­ла позже сама Мария, после этого к ней ночью стал яв­ляться святой Павел и убеждать ее посвятить себя делу развития способностей обычных детей.

Это ее желание не находит понимания со стороны Ми­нистерства образования Италии. Тем не менее Мария в очередной раз резко меняет свою жизнь и вновь поступа­ет в Римский университет, где изучает эксперименталь­ную психологию и педагогическую антропологию. В 1904 году она получает звание профессора антропологии. Воз­главляет кафедру гигиены в Высшей женской школе, пре­подает в Римском университете. Но то, что кто-то мог посчитать победой, - для нее почти поражение. Мария не сдается, и ее упорство в очередной раз вознаграждается.

В 1907 году у Марии Монтессори появляется возмож­ность проверить действие своей системы на здоровых, хотя и запущенных детях. На смелый педагогический экспери­мент решается не Министерство образования, а итальянс­кий миллионер Эдуардо Таламо. В кварталах, где живут рабочие его текстильных фабрик, открывается дом ребен­ка (Casa dei Bambini). В классы дома устремляются 50 ма­леньких дикарей, сквернословящих и ломающих мебель и дидактические пособия. Всего через несколько месяцев этих детей можно было показывать самой взыскательной комиссии. Они так спокойно и сосредоточено работали, что некоторые наблюдатели посчитали это признаком же­сткой деспотии и совершенно не могли поверить, что та­кое поведение - результат предоставления ребенку свобо­ды действий.

Удивительно то, что в основу практики домов ребенка легли идеи, которые буквально носились в воздухе. Уже в 1900 году шведская писательница и педагог Э. Кей напи­сала книгу «Век ребенка», главным лозунгом которой ста­ло: «Исходи из ребенка». Кей выступила за создание ус­ловий для самовыражения и свободного развития инди­видуальности ребенка при минимуме педагогического руководства. Американский педагог и психолог Д. Дьюи пишет о «коперниковской революции в педагогике», смысл ее — превращение ребенка в астрономический центр педа­гогической вселенной. Но в отличие от других детоцентристов Монтессори ищет способы организации педаго­гического процесса. Не приемля классно-урочную систе­му, она предлагает поместить ребенка в развивающую среду и именно в ней дать ему свободу. Развиваться и рас­пространяться ее метод смог именно потому, что Мария в ходе научного изучения и долгих наблюдений за детьми выделила закономерности их развития и, опираясь на них, создала дидактический материал, организованный в спе­циальной среде. Ее первая книга, переведенная в России, вышла под названием «Метод научный педагогики, при­меняемый в домах ребенка» и сразу привлекла внимание отечественных педагогов — сторонников свободной шко­лы. Дочь Льва Николаевича Толстого Татьяна Сухотина пишет статью об идейной близости школы ее отца и Ма­рии Монтессори.

Но пока вокруг ее метода идут ожесточенные споры, Мария буквально покоряет Америку. После ее триум­фальных лекций в том же 1913 году изобретатель теле­фона Александер Белл и его жена основывают в Вашин­гтоне Образовательную Монтессори-ассоциацию, попе­чителем которой становится дочь президента США Вильсона. Во время второго путешествия в Америку Монтессори выступает в Карнеги-холле и получает две золотые медали Панамско-тихоокеанской выставки в сфере образования.

После этого Европа наконец-то признает значимость ее дела. В 1922 году правительство Италии назначает ее го­сударственным инспектором школ. А в 1923 году ее сын Марио обращается к Муссолини, после чего школы Мон­тессори получают государственную поддержку и дотации. Популярность метода Монтессори в Европе растет. Ее при­глашают в Испанию, где Мария основывает институт, в котором занимается проблемой религиозного воспитания. В Лондоне открываются курсы по подготовке педагогов. Именно там она знакомится с Ганди, посетившим курс в 1932 году. К этому времени отношения Монтессори с фа­шистским правительством Италии окончательно испорти­лись. Тоталитарной стране не нужны свободные, самоопределяющиеся дети. В 1934 году Мария покидает родину и перебирается в Испанию, из которой ее выгоняет граж­данская война. Начало мировой войны застает ее в Анг­лии, из которой ее интернируют как гражданина государ­ства-противника. Спасает приглашение теософского об­щества посетить Индию. Именно там она проводит годы войны. Здесь она не только развивает свои идеи, но стро­ит следующую школьную ступень своего метода для де­тей 6-12 лет. Она уже разработала свою периодизацию дет­ского развития, правда, очень созвучную идеям Жана Пи­аже, с которым дружила. Мария считает, что на смену сенсорному исследованию у детей 6-12 лет приходит раз­витие логического мышления. Ребенку важно узнать не столько «что это», а «почему это так». Дети способны вос­принять целостную картину больших и сложных явлений и, ведомые силой воображения, могут погрузиться в ис­следование того, что «зацепило», заставило задуматься. Ди­дактический материал возникает из конкретных жизнен­ных ситуаций. Так, например, Мария постоянно сталки­вается в Индии с непомерной гордостью, с которой индийцы относятся к древности своей цивилизации, и рож­дается знаменитая «Черная лента». Это многометровая лента, охватывающая время существования жизни на на­шей планете. Учитель долго разворачивает ее, рассказы­вая о том, когда и какая жизнь господствовала на Земле. Только в самом конце многометрового полотнища откры­вается тонкая красная полоска. Именно она показывает, как недолго живет на Земле человек.

С этой лентой, притороченной к двум велосипедам, и другими материалами Мария с сыном Марио колесит по Индии и читает лекции. А еще она пишет свои замеча­тельные книги, обращаясь то к закономерностям разви­тия ребенка от 6 до 12 лет («Космическое воспитание», «От детства к юношеству», «Развитие потенциальных воз­можностей человека»), то к развитию ребенка до 3 лет («Впитывающий ум»). Только в 1946 году Монтессори воз­вращается в Европу, в Голландию, где обосновывается штаб-квартира Международной Монтессори-ассоциации, основанной ею еще в 1929 году. Именно здесь, окружен­ная почитанием сторонников ее педагогики и любовью внучек и внуков, она и умирает в мае 1952 года.

^

СЕКРЕТ УСПЕХА



История педагогики сохранила сотни имен, но по паль­цам одной руки можно пересчитать реальные школы, со­хранившиеся после смерти авторов. Мария Монтессори стоит в этом почетном ряду. Произошло это не только по­тому, что многие ее прозрения нашли научное подтверж­дение, но и потому, что Мария нашла ключ к воплощению своих идей в повседневной педагогической практике.

Ее система строилась не один день. Она дружила с ос­нователем генетической психологии Жаном Пиаже (неко­торое время он лично возглавлял Монтессори-общество Женевы), переписывалась с детским психологом Анной Фрейд. Под их воздействием она уточняет выводы своих наблюдений за закономерностями детского развития. Но во многом она остается врачом и исходит из физиологии детей. Даже в понятие свободы она вкладывает биологи­ческий смысл и понимает под ней прежде всего независи­мость.

На примерах из собственной педагогической практи­ки Мария доказывает, что взрослый должен не делать что-то за ребенка, а помогать ему действовать самостоятель­но. Это особый труд. Ведь малыш, попадая в наш мир, видит его чуждым и неприспособленным для его жизни.

У ребенка плохая координация движений, он не уверен в себе и не знает, что делать с окружающими его предме­тами. Малыш зависим от великанов, которые называют­ся взрослыми и которые, не задумываясь о нем, кроят мир под себя. Крохе трудно расстегнуть пуговицы на курточ­ке, завязать шнурок на ботинке, перенести свой стул в удобное место.

Монтессори предлагает уже в 2,5-3 года дать ребенку возможность сделать это и многое другое. Учитель (взрос­лый) только помогает ему. Он создает порядок в тех ве­щах, которые нужны для развития ребенка, а их очень мно­го. Все эти чашечки, подносики, губки и щеточки, а также палки и кубики, бусины и стерженьки, карточки и коро­бочки, положи их в беспорядке, могут вызвать только чув­ство бессилия перед хаосом мира. Монтессори предложи­ла расположить их в определенной строгой логике, а ма­лышей с первого дня в классе приучать поддерживать установленный порядок. Не только и не столько потому, что этого хотят взрослые, а потому, что так удобнее самим детям.

Монтессори вообще считает, что порядок органичен для ребенка, но он не всегда умеет сам его организовывать. Взрослый может создать условия, в которых порядок прост и естественен. Он не проводит с малышом долгие и изну­рительные беседы, не пользуется образными иносказани­ями, мораль которых выскакивает, как чертик из коробки, оставляя лишь чувство недоумения. Учитель предлагает ребенку принять только несколько четких правил, одно из которых: «Взял, поработал, положи на место». Но чтобы работа приносила пользу, учитель дает малышу короткий (2-3 минуты) урок, показывая, как обращаться с предме­тами, чтобы достичь результата, а не отчаяться и не поте­рять интерес. Интерес - первое, что Монтессори выделяет в своей педагогике. Второе - индивидуальный подход. Это, конеч­но, не означает, что у каждого ребенка появляется отдель­ный учитель. Все несколько иначе. Каждый ребенок во вре­мя свободной работы выбирает то, что ему нравится де­лать, и учитель именно ему показывает, как справиться с заданием. Дальше ребенок работает сам, потому что мате­риал без постороннего вмешательства покажет ему допу­щенную ошибку.

Свобода выбора появляется у малыша сразу после того, как он переступает порог класса, потому что только он сам точно знает, что ему нужно развивать именно сейчас. Хотя и здесь есть некоторые ориентиры. Так, М.Монтессори об­ратила внимание, а современная психология подтвердила, что у каждого ребенка от 0 до 6 лет есть сензитивные пе­риоды, в которые он легко и естественно учится опреде­ленным вещам. Если опоздать и не воспользоваться по­явившимися у детей возможностями, то они могут поте­рять интерес к этому на всю жизнь или вернуть ошибки и случайности этих периодов в самых неожиданных и не­приятных формах уже после шести лет.

Монтессори призывает нас не ускорять развитие ребен­ка, но и не упустить момент и вовремя раскинуть перед ним скатерть-самобранку, на которой откроется уменьшен­ная безопасная модель всего нашего мира. Сначала глаза малыша разбегутся, а потом найдут то, что ему нужно здесь и сейчас. Надо только помнить, что на нашей скатерти не простые предметы, а отобранные долгим наблюдением за тем, что и как помогает детям в развитии.

Удивительно, но если учитель делает все правильно, и родители ему не очень мешают, у ребенка возникает внут­ренняя потребность осваивать и узнавать мир вокруг себя. Оказывается, для того чтобы ребенок учил (а лучше образовывал) себя, его уже не надо наказывать или поощрять, нужно только вовремя подкидывать «уголек» в топку его ума, а еще лучше - показать, как и где этот уголек нахо­дить. Сама Мария пишет: «Неверно, что Монтессори-учитель бездеятелен, когда обыкновенный учитель активен: вся деятельность обеспечивается активной подготовкой и руководством учителя, его последующая «бездеятель­ность» - знак успеха».

Главная задача взрослого - помочь детям научиться со­средоточиваться на интересной для них работе. В этом сложном деле учитель проходит через три этапа. Первый -подготовка привлекательной для малыша и удобной для его работы среды. Второй - разрушение той деятельности отдельных детей, которая мешает продвижению и разви­тию остальных. На этом сложном этапе учитель показы­вает шалуну, что его любят даже таким, беспокойным и несносным, и вместе с тем без устали помогает ребенку найти то, что заинтересует его и поможет сконцентриро­ваться на работе. Энергия ребенка перераспределяется с беспорядочного расплескивания к конструктивной дея­тельности, направленной на развитие. На третьем этапе учителю важнее всего не мешать малышу, не нарушать его поисков и его работы.

Большая часть воздействий учителя происходит косвен­но, через среду или с помощью правил, которые он приду­мывает вместе с детьми. Весь внешний вид взрослого и его увлеченность захватывает детей и помогает учителю наладить доверительные отношения с каждым ребенком, создать ту уникальную атмосферу, которой так отличают­ся классы Монтессори.

В Россию педагогика Монтессори возвратилась только в 1992 году. Несколько команд одновременно взялись за подготовку учителей для дошкольных Монтессори-классов. Но только Центру Монтессори удается наладить кон­такты с AMI-курсом, который проводит в Мюнхене Монтессори-тренер Мария Рот. Этот курс с 1993 по 1998 год закончило восемь посланцев нашей страны. Они и стали преподавательским костяком курса, организованного Цен­тром Монтессори. В 1998 году заместитель директора Цен­тра София Сумнительная встретилась в Мюнхене с гене­ральным секретарем AMI Ренильдой Монтессори и полу­чила одобрение на открытие в Москве Ассоциативного AMI-курса по подготовке учителей для дошкольных клас­сов. Так российские педагоги окончательно вошли в евро­пейское сообщество.
ЧАСТЬ 1
Глава 1
^

ВЕК РЕБЁНКА



Прогресс, достигнутый за немногие годы в деле вос­питания и ухода за детьми, объясняется пробуждением совести общества. Речь идет не о про­грессе детской гигиены последних десяти лет девятнад­цатого века. Самое главное - появление нового взгляда на личность ребенка.

Сегодня невозможно познать какую-либо область на­уки - медицину, философию или социологию, игнорируя знания, накопленные о жизни ребенка. Поэтому так важ­но изучать влияние эмбриологии на общие знания в обла­сти биологии и развития живых существ. Остановимся лишь на том, что непосредственно связано с ребенком, так как это неизмеримо влияет на все человечество.

Ребенок интересен нам в первую очередь не как физи­ческое, а как психическое существо, способное дать начало совершенствованию человека. Духовный его мир бу­дет, возможно, способствовать действительному продви­жению человека по пути прогресса к развитию новой куль­туры.

Шведская писательница и поэтесса Элен Кей назвала наше время веком ребенка. Если набраться терпения и по­рыться в документах, то обнаружится, что эта же мысль прозвучала в тронной речи короля Италии Виктора Эмма­нуила III, произнесенной в 1900 году. При своем вступле­нии на трон после убийства отца король говорил о новой эре, которая должна вывести двадцатый век на новую пря­мую, обозначив ее как «век ребенка».

Эти взгляды представляют собой отражение тех науч­ных знаний конца девятнадцатого века, которые показа­ли нам ребенка, страдающего в десять раз больше, чем взрослый, терзаемого школой и инфекционными болез­нями.

Но никто не мог тогда знать, что в природе ребенка со­крыта особая жизненная тайна, способная сдернуть заве­су с мистерии души человеческой, что ребенок несет в себе нечто неизведанное, что может дать нам, взрослым, воз­можность решить наши личные и социальные проблемы. Эта точка зрения открывает новое направление в изуче­нии ребенка. Она представляется нам очень важной в пла­не влияния на всю социальную жизнь.

Психоанализ открыл для нас не изученное доселе ис­следовательское поле. Он не решил насущных жизненных проблем, но внес большой вклад в подготовку понимания тайн природы ребенка.

Психоанализ проник под оболочку сознания, которое было закрыто от психологов, как геркулесовы столпы в античной истории. Без его открытий было бы трудно объяс­нить духовную жизнь ребенка, которая, в свою очередь, могла бы способствовать углубленному изучению обще­человеческих проблем.

Известно, чем стал психоанализ позже. Но вначале он был не чем иным как новым методом лечения душевных заболеваний. Он положил начало новой области медици­ны. Истинный вклад психоанализа состоял в открытии влияния подсознания на действия человека. Он изучал определенные психические реакции той стороны созна­ния, которая обнаруживала скрытые факты и неожидан­ные реалии, отодвинув тем самым все прежние представ­ления. Таким образом, нам открылось существование не­известного, обширного мира, с которым тесно связана судьба индивида. Но психоанализ не смог полностью ис­следовать этот неизвестный мир. Страх, сравнимый с суе­верием греков, удержал 3. Фрейда в пределах исследова­ния заболеваний.

В некоторых случаях под давлением мощного внутрен­него напряжения, вызванного сочетанием различных фак­торов, развиваются тяжелые душевные недуги. Странные проявления подсознания очень контрастируют с проявле­ниями сознания. Долгое время их считали просто симпто­мами заболевания. Фрейд прошел обратный путь: с помо­щью тщательно отработанной методики он получил воз­можность проникать в подсознание. Но ограничился лишь сферой исследования болезней. Какой же нормальный че­ловек был бы готов подвергнуть себя болезненным обсле­дованиям, похожим на оперативное вмешательство в душу? Основные положения новой психологии базирова­лись на наблюдениях.

Поэтому теории Фрейда не могут удовлетворить нас, так же как и его методы лечения, так как они никоим об­разом не ведут к исцелению душевных болезней. Тради­ции и обычаи общества восстали против некоторых обобщений фрейдистских теорий. Эти традиции позволили нам увидеть реальность. Исследование этой чудовищной ре­альности - больше, чем методика клинического лечения или обоснование теорий.

Задача освоения этого неисследованного поля совпа­дает, возможно, с задачами других наук и предполагает другую терминологию. Речь идет об изучении людьми сво­его происхождения, о расшифровке души ребенка при стол­кновении его с окружающим миром, о драматической и трагической тайне его борьбы, которую необходимо опи­сать, ведь понимание души человека остается пока иска­женным и неясным.

Психоанализ уже коснулся этой тайны. Самым впечат­ляющим открытием стало утверждение о происхождении психозов. Из обремененного воспоминаниями подсозна­ния исследователи узнали о диковинных страданиях дет­ства. Это открытие стало выдающимся революционным знаком психоанализа. Выяснилось, что длительные и по­стоянные страдания чисто душевного свойства в детстве могут привести к психическим заболеваниям во взрослом состоянии и являются результатом подавления спонтан­ной деятельности ребенка. Это подавление идет от взрос­лого, а именно от матери, которая имеет огромное влия­ние на свое дитя.

Следует различать два пласта, с которыми сталкивался психоанализ. Один из них лежит на поверхности. Это кон­фликт, который разыгрывается между инстинктом инди­вида и условиями внешнего мира, к которому этот инди­вид должен приспособиться. Этот конфликт может разря­диться, если причины его, не находя своего разрешения, уносятся в поле подсознания. Но есть и еще один глубоко залегающий пласт — детские воспоминания. Они встают не между вырастающим человеком и окружающей социальной средой, а между ребенком и его матерью - или, обобщая, между ребенком и взрослым.

Вышеупомянутый конфликт стоит в тесной связи с тя­жело излечиваемыми болезнями; большое значение при­давалось не ему, а простому анамнезу или разъяснению предполагаемых причин заболевания.

И все же психоанализ указал на то, что болезни, причи­ны которых закладывались в детстве, трудно или незначи­тельно поддаются лечению. Итак, можно сказать, что дет­ство - это мастерская по производству предрасположен­ности к болезням.

Уже во время исследования психических заболеваний получили свое развитие новые области науки, которые вы­зывали социальное движение с ориентировкой на физи­ческое оздоровление детей. Психоанализ не нацеливался на подобные результаты, а только предписывал определен­ную методику зондирования подсознания. Эта методика в отношении ребенка наталкивается на препятствие. Ему не нужно овладевать этой методикой, не нужно вспоминать о своем детстве. Ребенок пребывает в нем. Прежде чем зондировать подсознание, необходимо раскрыть конфликт, через который ребенок познает социум. Ясно, что такой подход выводит нас из поля психоаналитических методов и ведет к новому - наблюдению социального бытия ре­бенка.

Речь идет не о сложных пассажах описания больного индивида, а о широком движении к душе ребенка. Еще неизвестны такие страницы в книге человеческой истории, которые рассказывают о приключениях души человека. Сензитивный ребенок, наталкиваясь на первые препятствия и возражая, оказывается в непреодолимом конфликте со взрослым, который сильнее ребенка и господствует над ним, не понимая его. На этих неисписанных листах не обозначены страдания, которые вскипают в нежной душе ре­бенка. В его подсознании формируется униженный чело­век, отличный от того, которого задумывает и желает при­рода.

Этот трудный вопрос освещается психоанализом в об­щем, но не состоит с ним в прямой взаимосвязи. Вопрос о сущности детской души отклонен психоанализом, так как речь идет об отношениях только с одной частью человече­ства, с ребенком. Но эти отношения должны внести вклад в последующее преодоление трудностей и конфликтов, а также в предохранение ребенка от нарушений обыкновен­ного морального равновесия - от духовных заболеваний, которыми страдает почти все человечество. Таким обра­зом вокруг ребенка создается новое поле научных изыс­каний, не зависимое от психоанализа, но родственное с ним. Главенствующим становится требование о помощи детской душе, о помощи в области воспитания. С одной стороны, необходимо обосновать не известные до того факты психического проявления, а, с другой, - разбудить взрослых, ошибочно противостоящих ребенку, поведение которого определяется подсознанием.
Глава 2

^ ВЗРОСЛЫЙ KAК ОБВИНЯЕМЫЙ
Фрейд говорит о подавлении ребенка как об исто­ке нарушений психики у взрослых. Ребенок не может свободно развиваться, как это делают все растущие живые существа, потому что взрослый подавля­ет его. Ребенок изолирован от человеческого общества. Влияние на ребенка оказывают только представители мира взрослых. На первом месте стоит мать, за ней отец и, на­конец, все учителя и воспитатели.

Задача, которую вверяет взрослым общество, обратна подавлению. Они должны продвигать ребенка вперед. Так в ходе исследований роли взрослых вырастает обвинение против тех, кто должен служить хранителем и благодете­лем человеческого рода. Они все становятся обвиняемы­ми. На всех людей - отцов, матерей, большинство учите­лей и воспитателей - распространяется обвинение. В нем есть нечто апокалиптическое, похожее на таинственный и ужасный глас последнего суда: «Что вы сделали с вверен­ными вам детьми?» Протест против этого обвинения выдвигает защиту: «Мы сделали все возможное! Мы любим детей, мы жерт­вуем собой ради них!» Итак, здесь друг другу противосто­ят два мнения. Одно из них опирается на сознание, а дру­гое - на подсознание. Мы знаем аргументы, с помощью которых взрослый защищает себя. Они древние, глубоко укоренившиеся и оттого неинтересные. Намного интерес­нее обвинение, или лучше сказать, сам обвиняемый - тот взрослый, который усердно делает все, чтобы улучшить воспитание и уход за детьми, все глубже теряясь в кругу неразрешимых проблем. Это происходит потому, что он не знает о заблуждении, которое несет в себе самом.

Все, кто вступается за ребенка, должны принять эту об­винительную позицию против взрослых. При этом взрос­лые не имеют права на снисхождение и исключения.

Это обвинение становится центром чрезвычайного ин­тереса и направлено против неосознанных заблуждений. Таким образом, оно служит широкому самопознанию и делает людей богаче. Так обогащается все существо чело­века, идущее к каким-нибудь открытиям в духовной обла­сти.

Человечество воспринимало свои ошибки во все вре­мена двояко. Досадуя на них, мы ощущаем притяжение и очарование неосознанных заблуждений. Они - путь к со­вершенству, они поднимают самопознание на более высо­кий уровень. Рыцарь средних веков в ответ на малейшее обвинение, касающееся его сознательных действий, имел повод вызвать на поединок. Но одновременно он смирен­но падал ниц перед алтарем и признавался: «Я - грешник и признаю мою вину перед всем миром». Библейская ис­тория дает интересные примеры такого поведения чело­века. Что дало повод народу Ниневии столпиться вокруг пророка Ионы, что вызвало воодушевление, с которым все, от царя до нищего, вняли проповеди? Иона указал им на застарелые грехи и провозгласил, что Ниневия погибнет, если они не покаются. Как обратился Иоанн Креститель к народу на берегу Иордана? Какие слова он сказал толпе? Он назвал ее «порождением ехидниным».

Что за духовный феномен: есть люди, которые торо­пятся услышать, как кто-то обвиняет их, и с энтузиазмом признают свою собственную вину. Существуют твердые и настойчивые обвинения, которые вытаскивают бессоз­нательное из своих глубин и сливают с сознательным. Все духовное развитие состоит из таких завоеваний сознатель­ного, которое вбирает в себя нечто такое, что прежде было вне его. Так по пути новых открытий идет прогресс циви­лизации.

Мы хотим, чтобы ребенок развивался иначе, чем рань­ше. Мы хотим охранять его от конфликтов, которые вре­дят его духовной жизни. Для этого нам необходимо сде­лать основополагающий шаг, от которого зависит все даль­нейшее: взрослым нужно измениться. Ведь взрослый утверждает, что он сделал все возможное, чтобы любить ребенка, жертвуя всем. Таким образом, он признает, что дошел до предела в применении своих осознанных воз­можностей и ему ничего не остается, как попытаться шаг­нуть за пределы своих познаний, помыслов и сознания.

Непознанное есть и в ребенке. Часть его духовной жиз­ни была скрыта от нас до нынешнего дня, и мы должны ее изучать, делая существенные открытия. Кроме наблюдае­мого и изучаемого психологами и воспитателями ребенка есть еще один, никем не замеченный. Его, скрытого и не­познанного, - необходимо отыскать. Здесь требуется воо­душевление и самопожертвование золотоискателя, устрем­ляющегося в самые далекие страны. Взрослые всех поло­жений, рас и национальностей должны участвовать в открытии детства как непременного элемента прогресса человечества.

Не понимая детей, взрослый состоит с ними в постоян­ной борьбе. Это нельзя изменить, не овладев новыми зна­ниями, не устранив некоторые недостатки образования. Нет, речь не идет о том, чтобы отыскивать совершенно другие исходные позиции. Взрослый должен открыть в себе самом заблуждение, которое мешает ему правильно видеть ребенка. Невозможен ни один шаг вперед до тех пор, пока мы не обрели эти знания и не выработали пове­дение, которое из них следует.

Это внутреннее самоуглубление вовсе не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Ведь наше заб­луждение не осознается нами, но создает некое постоян­ное, болезненное угнетение, указывающее путь. Если кто-то вывихнул палец, то чувствует потребность держать его вытянутым, так как инстинктивно знает, что не может пользоваться этим пальцем, покуда боль не уляжется. Мы чувствуем стремление выправить нашу совесть, как толь­ко узнали, что вели себя неправильно. В нас просыпается понимание, что мы переоценили себя и слишком уверова­ли в то, что достигли многого. Для нас возникает возмож­ность понять характерные черты детских душ, отличные от наших.

Взрослый в своем отношении к ребенку эгоцентричен. Не эгоистичен, а эгоцентричен. Все, что касается души ребенка, он оценивает по собственной мерке, а это ведет к все большему непониманию. С точки зрения взрослого ре­бенок - пустое существо, которое необходимо чем-то за­полнить. Существо инертное и неумелое, за которое все надо переделывать, которому необходимо предводитель­ство взрослого. В итоге взрослый чувствует себя творцом и оценивает добро и зло в действиях ребенка по отношению к себе самому. Так взрослый становится мерилом добра и зла. Сам он безгрешен, дитя должно следовать его образцу, и все в ребенке, что отклоняется от характера взрослого, - ошибка, которую взрослый жаждет в спешке исправить.

Таким своим поведением взрослый полагает, что он, наполненный любовью и готовностью жертвовать, усерд­но заботится о благе ребенка. Но в действительности по­давляет личность ребенка.

Глава 3
^

БИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ИГРА



Опубликовав свое открытие о делении клетки, К. Вольф показал процесс возникновения живого организма и доказал посредством прямых наблюде­ний, что в зародыше должна быть целеустремленная уста­новка на заранее определенную форму. Вольф поведал нам о изначальном существовании готовых форм в зародыше. Современные философские школы понимают, что ab ovo (из яйца), то есть изначально, должно развиться совершен­но определенное существо. Это представление появилось благодаря наблюдениям за семечком растения, в котором скрыто полноценное растение. В ростке уже узнаваемы корень и листья, они продолжают развиваться, пока семя вызревает в почве. Предполагается, что у животных и че­ловека происходит тот же процесс.

Когда после изобретения микроскопа К. Вольф мог на­блюдать, как в действительности образуется живое суще­ство (он начал с изучения эмбриона птицы), он обнаружил простую клетку, в которой, как теперь уже известно, не заметно никаких изначально образованных форм. Клетки зародыша (возникшие от слияния двух клеток) состоят ис­ключительно из оболочки, протоплазмы и ядра, как и лю­бые другие клетки. Итак, клетка проста, имеет примитив­ную форму без видимого следа какого-либо дифференци­рования. Каждое живое существо, будь то растение или животное, развивается из таких простых клеток. То, что мож­но было наблюдать до изобретения микроскопа, а именно -росток из семени, явилось в действительности эмбрионом, который уже развился из зародыша и прошел первую фазу в своем развитии, когда семя поместили в почву.

Но зародыш имеет присущее ему высочайшее качество: он быстро делится на все новые и новые части по предоп­ределенному плану. Ядро клетки содержит хромосомы, являющиеся носителями наследственности.

Если проследить ступени развития живого существа (исходная клетка которого делится пополам, а половин­ки в свою очередь также делятся пополам и так далее), то можно увидеть, что посредством продолжающегося размножения, скопления и дифференциации клеток об­разуется сложный организм с многочисленными органа­ми и тканями. Вся простая и ясная структура зародыша работает и выдает с послушной точностью нематериаль­ное указание, которое он носит в себе, словно верный слуга. Зародыш, знающий наизусть свою задачу, претво­ряет ее без описаний, которые могли бы выдать его тай­ную задачу. План построения обнаруживается, когда тво­рение уже создано.

Первый орган, который формируется в эмбрионе жи­вотного и человека, - сердце. Лучше сказать, орган, кото­рый должен стать сердцем, - пузырек, тут же начинаю­щий пульсировать в заранее заданном ритме. Сердечко бьется в два раза быстрее, чем сердце матери. Оно будет неустанно биться, потому что это - мотор жизни, который защищает все образующиеся ткани, подводя к ним необ­ходимые питательные вещества.

Чудо этой таинственной строительной работы состоит в том, что она совершается сама собой. Фактически здесь мы имеем дело с чудом созидания. Мудрые жизненные клетки никогда не ошибаются и имеют способность пре­образовываться совершенно, будь то клетки хряща, или клетки кожи, или нервные клетки; каждая ткань занимает свое надлежащее место. Это чудо сотворения образует тай­ну Универсума.

Но новорожденное создание - не только материальное существо. Оно является со своей стороны неким видом зародыша, который заключает в себе латентную, уже за­ранее определенную духовную функцию. Это тело функ­ционирует не только с помощью своих органов. У него есть и другие задачи: образование в уже родившимся теле функций, которые не присущи зародышу и младенцу. Каж­дый зародыш несет в себе строительный план всего орга­низма, без которого он не мог бы утвердиться. Каждое но­ворожденное живое существо, принадлежащее всегда к ка­кому-либо виду, в строительном плане имеет функции, помогающие образовать связи с внешним миром.

Чудесные инстинкты пчел, с помощью которых они спо­собны создавать такие сложные социальные организации, начинают действовать лишь в самой пчеле, а не в яйце личинки. Инстинкт летать проявляется у подросшего птен­ца, но не раньше.

Как только образуется новое живое существо, оно ста­новится неким складом таинственных руководящих позы­вов, которые поведут в свое время к формированию ха­рактерных черт и достижений.

Внешний мир не только поставляет средства для физи­ологического бытия, но и стимулы для таинственных за­дач, которые несет в себе каждое живущее существо. Эти стимулы призывают не просто жить, но и выполнять фун­кцию по сохранению мира в необходимой гармонии.

Форма тела соизмерима с той духовной «сверхфунк­цией», с которой данное существо должно принимать уча­стие в жизни Вселенной. То, что эти высшие функции уже заложены в новорожденном, является очевидным у животных. Известно, что одно насекомое будет неутоми­мо работать по неизменному образцу, потому что это — муравей, а другое насекомое не будет делать ничего дру­гого, как стрекотать в одиночестве, потому что это - свер­чок.

Новорожденный ребенок - не только тело, но и духов­ный эмбрион с латентными духовными руководящими си­лами. Было бы бессмысленно отрицать, что как раз чело­век, будучи единственным в своем роде духовным суще­ством, отличается от всех других созданий тем, что он носит в себе план духовного развития.

Дух в человеке скрыт так глубоко, что не сразу стано­вится очевидным, пока ему не представится случай про­явиться, как это происходит с инстинктами у животных. То, что новорожденный человек с самого начала не владе­ет, как животные, твердыми и неукротимыми инстинкта­ми, является знаком, что он в некоторой мере владеет сво­бодой действий. Поэтому каждому индивиду необходимо построить себя, и результат этого непредсказуем. Итак, в душе ребенка есть секрет, который мы не можем открыть, потому что сам ребенок не открыт нами и потому что он строит себя постепенно. Мы снова имеем дело с явлени­ем, похожим на деление клеток. Здесь, как и там, совер­шается развитие по невидимому плану, который невозможно уловить и который обнаруживается лишь тогда, когда образование организма во всех деталях проходит спонтан­но. Ребенок может раскрыться нам только сам, свободно претворяя свой естественный план построения.

И нет ничего более нежного и чувствительного, чем но­ворожденное создание. Духовная жизнь новорожденного создания и окружающий его мир нуждаются в защите, как и оболочка, покрывающая физический эмбрион.

И услышали на земле трепещущий голос, который до этого не слышали.

Он вырвался из уст, из которых не раздавалось еще ни одного звука.

Об одном человеке слышала я, жившем словно в зат­мении. Ни одного проблеска света не видели глаза его, словно он находился в глубине ущелья.

Об одном человеке слышала я, жившем в тиши. Ни один звук не достигал ушей его.

Об одном человеке слышала я, жившем долго под во­дой, под странной теплой водой, и который потом махом окунулся в леденящий холод.

И он развернул свои легкие, которыми он раньше ни­когда не дышал (танталовы муки были легки в сравнении с его муками!) И он жил. Одним вздохом наполнились его легкие, которые были вначале свернуты.

Потом этот человек закричал.

И тогда на земле услышали его трепетный голос. Он вырвался из уст, не произносивших до этого ни одного звука.

Это был человек, который соблаговолил явиться.

Кому хотелось бы поразмышлять над тем, что есть пол­ная тишина?

Тишине не нужна пища, потому что за нее ест кто-то другой.

Все волокна тела расслаблены, потому что другие тка­ни рождают тепло, необходимое для жизни; внутреннос­ти не нуждаются в защите от ядов и ростков зла, потому что это берут на себя другие ткани.

Одно-единственное сердце его работает в нем. Оно уже стучало, прежде чем он был. Да, он еще не суще­ствовал, когда сердце его уже билось. И это было сердце человека.

И теперь.. .он вышел наружу.

Раненный светом и звуком, изнуренный до последней фибры, он принимает на себя всю работу бытия.

И он испустил громкий крик: «Почему ты оставила меня?»

Это первый случай, когда человек отражает в своем существовании умирающего Христа и Христа Воскрес­шего!


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Педагогика детства iconПедагогика детства
М 77 Дети другие /Пер с нем./ Вступ и закл статьи, коммент. К. Е. Сумнительный. М.: Карапуз, 2004. 336 с.(Педагогика детства)

Педагогика детства iconСтатья М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. М.: Издат дом «Карапуз»,...
М. Монтессори. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ статья М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. – М.: Издат дом «Карапуз»,...

Педагогика детства iconСтатья М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. М.: Издат дом «Карапуз»,...
М. Монтессори. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ статья М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. –М.: Издат дом «Карапуз»,...

Педагогика детства iconСтатья М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. М.: Издат дом «Карапуз»,...
М. Монтессори. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ статья М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. –М.: Издат дом «Карапуз»,...

Педагогика детства iconОбщее и специфическое в содержании родственных наук (дефектология,...
Кор пед можно рассм-ть как преемницу дефектологии в связи с заменой терминов, так и в кач-ве самостоятельной науки

Педагогика детства iconУчебно-методическое пособие Барнаул 2011 удк колмогорова Н. С., Сивцова...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневного и заочного отделений агау, изучающих курсы «Психология и педагогика»,...

Педагогика детства iconПедагогика
Педагогика: методич рекомендации по подготовке к семинарским занятиям / В. Л. Лозицкий. – Пинск: ПолесГУ, 2010

Педагогика детства iconРабочая программа дисциплины «Педагогика»
Педагогика (модуль «Введение в педагогическую деятельность. История образования и педагогической мысли»)

Педагогика детства iconУчебно-методическое пособие Барнаул 2009 удк психология и педагогика. Раздел «Педагогика»
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Педагогика детства iconПроблематика наиболее часто встречаемых текстов егэ
Проблема памяти о своих истоках, о своём детстве (Почему, повзрослев, человек ощущает связь с домом своего детства, с миром своего...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов