Федеральный институт развития образования




НазваниеФедеральный институт развития образования
страница1/14
Дата публикации19.02.2014
Размер3.09 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
zadocs.ru > Медицина > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

ХИРУРГИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Министерство образования и науки РФ

Рекомендовано ГОУ ВПО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова» для студентов учреждений высшего профессионального образования, обучающихся по специальности 060101.65 «Лечебное дело» по дисциплине «Хирургические болезни»

Регистрационный номер рецензии 060 от 17 февраля 2011 г. ФГУ «Федеральный институт развития образования»



^ ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ГРУППА

« ГЭОТ АР-Медиа» 2011


УДК 616-089(076)(086.76)(075.8)

ББК54.5я73-5

Х50

Авторский коллектив:

д-р мед. наук, чл.-кор. РАМН, проф. кафедры факультетской хирургии ле­чебного факультета ГОУВПО«Российскийгосударственный медицинский университет им. Н.И. Пирогова»(РГМУим. Н.И. Пнрогова) А. И. Кириенко; д-р мед. наук, проф., зав. кафедрой факультетской хирургии № 2 лечебного факультета ГОУ ВПО «Первый Московский государственный медицинс­кий университет им. И.М. Сеченова» (Первый МГМУ им. И.М. Сечено­ва) A.M. Шулутко; д-р мед. наук, проф. кафедры факультетской хирургии № 2 лечебного факультета ГОУ ВПО «Первый МГМУ им. И.М. Сече­нова» В.И. Семиков; канд. мед. наук, доц. кафедры факультетской хи­рургии лечебного факультета ГОУ ВПО «РГМУ им. Н.И. Пирогова» В. В. Андрияшкин.

Х50 Хирургические болезни : учеб.-метод, пособие /А. И. Кириенко, А. М. Шулутко, В. И. Семиков, В. В. Андрияшкин. — М. : ГЭОТАР- Медиа, 2011. - 192с.

ISBN 978-5-9704-2039-3

Пособие рассчитано на самостоятельную внеаудиторную работу, во вре­мя которой студент с помощью учебника и дополнительной литературы дол­жен усвоить основные сведения об изучаемой патологии. В каждой из тем представлены ключевые моменты этиологии и патогенеза, диагностики, способов лечения, реабилитации и профилактики заболеваний, относящих­ся к компетенции хирурга и составляющие комплекс обязательных знаний. Поскольку основная цель преподавания клинических дисциплин заключа­ется в получении студентами практических навыков постановки диагноза и решения вопросов лечебной тактики, в каждом разделе приведен перечень необходимых умений.

В составе электоронной библиотечной системы «Консультант студен­та. Электронная библиотека медицинского вуза» (
www.studmedlib.ru/extra) размещены интерактивная история болезни, варианты тестового контроля, ситуационные задачи, с помощью которых студенты смогут самостоятельно проверить свои знания.

УДК 616-089(076)(086.76)(075.8) ББК54.5я73-5

Права на данное издание принадлежат ООО Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа». Воспроизведение и распространение в каком бы то ни было виде части или целого изда­ния не могут быть осуществлены без письменного разрешения ООО Издательская груп «ГЭОТАР-Медиа».

© Коллектив авторов, 2011

© ООО Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», 2011 ISBN 978-5-9704-2039-3 © ООО Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», оформ­ление, 2011


СОДЕРЖАНИЕ

Зведение. 5

Предисловие. 6

Сак работать с пособием? 7

Хирургические болезни. Номенклатура модулей 8

^ МОДУЛЬ 1. ЗАБОЛЕВАНИЯ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОГО ТРАКТА . 1 1

Заболевания пищевода 11

Осложнения язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной

кишки 13

Опухоли ободочной и прямой кишки 22

Хронические воспалительные заболевания кишечника 24

Неопухолевые заболевания анального канала и перианальной

области 25

Острый аппендицит и его осложнения 27

^ МОДУЛЬ 2. ЗАБОЛЕВАНИЯ ГЕПАТОПАНКРЕАТОБИЛИАРНОИ

ЮНЫ 31

Желчно-каменная болезнь. 31

Острый холецистит. 33

Острый панкреатит. 34

Хронический панкреатит. 37

Новообразования 38

Механическая желтуха 40

^ УЮДУЛЬ 3. ЗАБОЛЕВАНИЯ ЩИТОВИДНОЙ ЖЕЛЕЗЫ 42

Доброкачественные заболевания щитовидной железы .42

МОДУЛЬ 4. ЗАБОЛЕВАНИЯ МОЛОЧНОЙ ЖЕЛЕЗЫ 46

Рак молочной железы 47

^ МОДУЛЬ 5. ЗАБОЛЕВАНИЯ ЛЕГКИХ, ПЛЕВРЫ

И СРЕДОСТЕНИЯ 49

Нагноительные заболевания легких и плевры 49

Рак легкого 51

Опухоли и кисты средостения 52

^ МОДУЛЬ 6. ОСТРЫЕ И ХРОНИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

СОСУДОВ 55

Острая артериальная непроходимость 55

Хронические облитерирующие заболевания аорты

и ее ветвей 57

Аневризмы аорты и магистральных артерий 59

Острые венозные тромбозы 61


4

^ Хирургические болезни

Тромбоэмболия легочных артерий 63

Хроническая венозная недостаточность. 65

Острые нарушения мезентериального кровообращения 67

Нарушения мозгового кровообращения 69

^ МОДУЛЬ 7. ЗАБОЛЕВАНИЯ СЕРДЦА 72

Врожденные пороки 72

Приобретенные пороки 74

Хирургическое лечение нарушений коронарного кровотока 76

^ МОДУЛЬ 8. НЕОТЛОЖНЫЕ СОСТОЯНИЯ

В АБДОМИНАЛЬНОЙ ХИРУРГИИ 78

Перитонит. 78

Острая кишечная непроходимость. 80

Желудочно-кишечные кровотечения 83

^ МОДУЛЬ 9. НАРУЖНЫЕ БРЮШНЫЕ ГРЫЖИ

И ИХ ОСЛОЖНЕНИЯ 86

Осложнения грыж 87

Приложение. 90

Схема истории болезни 90

Ситуационные задачи по изучаемым модулям 106


ВВЕДЕНИЕ

Уважаемые студенты, дорогие коллеги!

Небольшая книга, которую вы открыли, представляется мне очень важной и нужной для студентов, изучающих курс хирургических болезней в медицинском вузе. В настоящее время вышли из печати и стали доступными несколько учебников, ряд руководств и много­численные монографии по различным вопросам клинической хирур­гии. Но ориентироваться в этом обилии специальной литературы начинающему медику очень сложно. Какие сведения принципиально важны и их нужно запомнить на всю свою врачебную жизнь, а что второстепенно и может измениться уже в ближайшие годы? Важно, что авторы акцентируют внимание обучающихся на главных, узловых вопросах, предлагают широкий набор программ для самоконтроля.

С их помощью студент может объективно оценить уровень своих познаний, подготовиться к экзамену. Конечно, успешная сдача экзаме­на не самоцель, но опыт показывает — прочный институтский багаж знаний абсолютно необходим для успешной врачебной практики.

Это пособие — результат совместной работы двух коллективов авторов, двух кафедр факультетской хирургии лечебного факультета: Первого Московского медицинского университета им. И.М. Сеченова и Российского государственного медицинского университета им. Н.И. Пирогова. Многолетние товарищеские отношения и деловое сотрудничество связывают работников этих кафедр. Они возникли еще в то время, когда кафедру Сеченовского института возглавлял мой большой друг, замечательный хирург, ученый и педагог про­фессор Генрих Ильич Лукомский. Я рад, что наши дружеские связи помогли студентам. Уверен, коллективный труд представителей двух хирургических школ будет востребован студентами-медиками, он также станет полезным пособием преподавателям, позволяя им опти­мизировать занятия со студентами.

Руководитель клиники факультетской хирургии им. СИ. Спасокукоцкого РГМУ академик B.C. Савельев


ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебно-методическое пособие «Хирургические болезни» призва­но помочь студентам в изучении курса факультетской хирургии. Для успешного овладения этой важной клинической дисциплиной, помимо учебника и дополнительных учебных материалов (руко­водств, монографий, анатомических и хирургических атласов), необ­ходима своеобразная «лоция», которая бы точно указывала, что будущий врач должен знать, какими практическими навыками ему следует овладеть, где найти необходимую информацию. Именно эти сведения представлены в данном пособии. Составляющей частью пособия служит приложение, размещенное в составе электронной библиотечной системы «Консультант студента. Электронная библио­тека медицинского вуза» (www.studmedlib.ru/extra) с помощью кото­рого студент сможет написать курсовую историю болезни, само­стоятельно проверить усвоение учебного материала путем ответа на специальные тесты и решения ситуационных задач. Подготовиться к экзамену по хирургии помогут варианты тестовых экзаменационных работ с автоматически проставляемой оценкой. Авторы надеются, что предлагаемое пособие позволит активизировать самостоятельную работу студентов для получения глубоких знаний и приобретения необходимых практических навыков по хирургии.

Особую благодарность авторы приносят своим коллегам- преподавателям, без участия которых невозможно было бы появле­ние этого пособия: профессорам А.О. Вирганскому, В.А. Петухову, М.И. Филимонову и О.О. Ясногородскому, доцентам В.Г. Агаджанову,

Н.В. Антроповой, В.Е. Васильеву, А.Ю. Моисееву, Ф.Н. Насирову и П.В. Подачину, ассистентам А.В. Андрияшкину, А.В. Балашову, С.Г. Гаврилову, А.В. Миронову, Е.И. Селиверстову, ДА. Сону, СМ. Юмину.


^ КАК РАБОТАТЬ С ПОСОБИЕМ?

Эта книга не заменяет учебник, она должна быть использована вместе с ним. Во время подготовки к занятиям сначала целесообраз­но ознакомиться с перечнем главных вопросов по разбираемой теме и практическими навыками, которыми вы должны овладеть. Затем, читая пособие, следует в соответствующем разделе найти ответы на эти вопросы. Если вы не смогли разобраться в каком-то из них или захотели получить более широкую информацию по заинтересовав­шей вас проблеме, вам необходимо воспользоваться дополнительной литературой. Ее список помещен в конце каждого раздела. После того как вы сочли, что узнали достаточно, вы можете проверить свои знания с помощью тестов и ситуационных задач, тексты которых приведены в печатном виде, и в он-лайн приложении. Тесты и задачи помогут вам объективно оценить уровень своей подготовки и понять, что из изучаемого материала вы не усвоили.

Курсовую работу по истории болезни вам поможет написать спе­циальный файл в интернете (www.studmedlib.ru/extra). Для этого вы должны отвечать на вопросы, помещенные в этом разделе. При рас­печатке документа эти вопросы не будут отражены в тексте.

Подготовиться к экзамену вам помогут варианты тестовых экзаме­национных работ. Компьютерная программа не только выставит вам оценку, но и отметит неправильные ответы.


^ ХИРУРГИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ. НОМЕНКЛАТУРА МОДУЛЕЙ

(Организационные формы реализации программы)



^ Название модуля, модульные единицы

Лекции,

часы

Занятия прак­тические, часы

1. Заболевания пищеварительного тракта




Модульная единица

1.1. Заболевания пищевода

2

6




1.2. Заболевания желудка

4

18




1.3. Заболевания кишечника

  1. Заболевания ободочной кишки

  2. Заболевания прямой кишки

4

18




1.4. Острый аппендицит

2

6

2. Заболевания гепатобилиарной зоны




Модульная единица

2.1. Заболевания печени и желчных

путей. ЖКБ. Острый холецистит

4

6




2.2. Заболевания поджелудочной железы. Острый панкреатит

2

6

3. Заболевания щитовидной железы

4

12

4. Заболевания молочной железы

2

12

5. Заболевания легких, плевры и средостения




Модульная единица 5.1. Неспецифические заболевания лег­ких

1

6




5.2. Неспецифические заболевания плев­ры

1

6




5.3. Рак легкого

2

6




5.4. Заболевания средостения

2

6

6. Острая и хроническая окклюзия кровеносных сосудов




Модульная единица 6.1. Заболевания артерий

2

6




6.2. Заболевания вен

2

6

7. Заболевания сердца

2

6

8. Неотложные состояния в хирургии




Модульная единица 8.1. Перитонит

2

6
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Федеральный институт развития образования iconПлан работы Пензенского института развития образования
Является приложением к государственному заданию гаоу дпо «Пензенский институт развития образования»

Федеральный институт развития образования iconФгаоу впо «Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова»...
Психолого-педагогическое образование профиль психология и педагогика профессионального образования 25

Федеральный институт развития образования iconПрограмма в процессе образования задействованы статусы обучающий...
Типы социальных институтов a институт семьи и бракаB политическийC институт религии d институт образованияE экономический

Федеральный институт развития образования iconМосковский институт открытого образования
Основные этапы становления и развития отечественного детского движения стр

Федеральный институт развития образования iconФедеральное государственное автономное образовательное учреждение...
Рекомендовано Учебно-методической комиссией Института массовых коммуникаций и социальных наук

Федеральный институт развития образования iconМеждународный молодежный русскоязычный лагерь в болгарии-2013
Организаторы: Центр межнационального образования «Этносфера» и Московский институт открытого образования (факультет международного...

Федеральный институт развития образования iconИнститут управленческих кадров
Суд возникает вместе с государством, но выделяется в самостоятельный орган по мере развития государственного механизма и образования...

Федеральный институт развития образования iconИнститут государства и права российской академии наук
Тамбовский филиал негосударственного образовательного частного учреждения высшего профессионального образования «академический правовой...

Федеральный институт развития образования iconЗафиксировано, что в ведении РФ находятся федеральный бюджет, федеральные...
В ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении РФ находятся федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды...

Федеральный институт развития образования iconУчебная программа факультативных занятий для V -хi классов учреждений...
«Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов