Методические рекомендации по проведению мероприятий в рамках акции «Стоп сигарета!»




Скачать 128.91 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по проведению мероприятий в рамках акции «Стоп сигарета!»
Дата публикации06.04.2014
Размер128.91 Kb.
ТипМетодические рекомендации
zadocs.ru > Медицина > Методические рекомендации

Методические рекомендации по проведению мероприятий

в рамках акции «Стоп сигарета!»

Методические рекомендации для педагогов-организаторов, социальных педагогов, педагогов-психологов и руководителей волонтерских отрядов. Сборник включают в себя материалы, помогающие в организации и проведении мероприятий направленных на борьбу с курением и пропаганду здорового образа жизни среди подростков и молодежи.

Урок-конференция «О вреде курения»



Изучив такие темы, как «Нервная система», «Кровообращение», «Пищеварение», «Дыхание», можно провести урок-конференцию о вредном влиянии курения на различные системы органов. К этому уроку ребята готовятся группами по 2–3 человек по разным «специальностям» – журналисты, ученые-биохимики, врачи (стоматологи, гастроэнтерологи, терапевты, педиатры, невропатологи, наркологи), используя рекомендованную педагогом литературу, вырезки из газет. Перед проведением урока педагог вместе с ребятами просматривает подготовленный материал и обсуждает вопросы, вызвавшие затруднения. В процессе урока участники конференции предлагают свои меры по борьбе с курением.

Оформление: расположены таблицы с информацией «О вреде курения». «Курить или не курить: каждый выбирает для себя» (и девиз – «Усилим борьбу с курением»). Желательно иметь подходящие слайды и проектор. На столах ребят находятся таблички с указанием «специальности» группы.

В ходе конференции каждый «специалист» раскрывает свой аспект проблемы, а педагог выступает в роли организатора. Изложение научных данных оживляют поэтические строки: чувства человека, отказавшегося от дурной привычки табакокурения, прекрасно выразил В. В. Маяковский.

Я счастлив!

Я сегодня дышу как слон,

Походка моя легка, и ночь пронеслась,

Как чудесный сон без единого кашля и плевка...

Я стал определенный весельчак и остряк -

Ну, просто — душа общества.

Я порозовел и пополнел,

Забыл и гриппы, и кровать.

Граждане, вас интересует рецепт?

Открыть, или.. не открывать?

Сообщаю: граждане — я сегодня бросил курить!
В заключение педагог зачитывает меры борьбы с курением, предложенные участниками конференции:

  • в рекламах по телевидению необходимо сообщать о вреде курения;

  • больше писать в прессе о вреде курения; 

  • усилить антиникотиновое воспитание в начальных и средних классах; 

  • врачи должны чаще выступать перед детьми, рассказывая о вреде курения; 

  • в детском сатирическом журнале “Ералаш” критиковать курильщиков; 

  • педагоги и старшие товарищи не должны курить и этим подавать пример детям.
    (Или другие – смотря, что было предложено на предварительном обсуждении.)

Занятие психолога или социального педагога по предупреждению табакокурения у подростков  ^ «НЕ НАЧИНАЙ КУРИТЬ!»

Цель: в результате анализа стимулов к курению и некурению и обсуждения проблемы сформировать отрицательное отношение к табаку (прийти к решению не начинать курить).

Подросток должен проявить умение:
- обсуждать вредные последствия курения для здоровья

- сравнивать причины того, почему одни люди курят, а другие отказываются от курения. 

Необходимые материалы: литература о курении; рабочий лист «Причины курения», «Причины некурения»; Листок факторов «Никотин». 

План занятия.

1. Беседа с подростками: что они знают о курении, его воздействии на человека. 

2. Заполнение рабочих листов. 

3. После заполнения листов и подсчета баллов проводится беседа. Примерные вопросы для беседы: 

  • Трудным ли вам показалось перечисление причин в пользу курения? Почему?

  • Трудным ли вам показалось перечисление причин в пользу воздержания от курения? Почему?

  • Какая причина курения оказалась наиболее важной?

  • Какая причина воздержания от курения оказалась наиболее важной?

  • Можете ли вы придумать альтернативы любой из причин курения? 

  1. Подведение итога. Общий вывод: лучше не начинать курить, чем потом мучиться!


Полезные советы бросающему курить

«Если ты бросаешь курить, как к этому готовиться?»

1. Решительно настроить себя на отказ от курения. Хватит быть рабом этой привычки. Вы достаточно сильны и справитесь с ней.
2. Составьте себе список доводов в пользу вашего отказа (польза и преимущества от прекращения курения). Периодически прочитывайте их и дополняйте.
3. Объявите о своем решении членам семьи и вашему окружению. Когда запомните, повторяйте мысленно или вслух несколько раз в течение дня.
4. Объявите о своем решении членам семьи и вашему окружению. Предложите им присоединиться. Заключите пари с кем-нибудь из них, что вы достигнете своей цели.
5. Дома и на рабочем месте сделайте уборку.
6. Начните день с физкультуры (гимнастика, бег, прогулка).
7. Постарайтесь максимально занять свое свободное время (кино, театр, музеи, книги…). Старайтесь не уставать.
8. Заведите копилку и откладывайте в нее деньги, которые вы ежедневно тратили на сигареты. Составьте список вещей, которые вам хотелось бы приобрести, и покупайте их по мере накопления денег.
9. Сдайте в чистку или выстирайте одежду.
10. Купите цветы, поставьте их дома и на работе.
11. Чистите зубы не менее двух раз в день. Заметьте, когда они избавятся от желтизны.
12. Избегайте общения с курильщиками хотя бы в течение одного месяца.
13. Старайтесь, чтобы ваши руки были заняты какими-нибудь предметами (четки, эспандер, брелок, карандаш).
14. Периодически кладите в рот что-нибудь вместо сигареты (морковь, семечки, мятную карамель, жевательную резинку). Полощите рот зубным эликсиром.
15. Увеличьте примерно вдвое количество потребляемой жидкости (минеральная вода, сок, некрепкий чай), это поможет более быстрому выведению токсинов из организма.

16. Питайтесь регулярно, чтобы не испытывать чувства голода, которое легко принять за желание курить.

17. Старайтесь не попадать в напряженные ситуации. Занимайтесь делами, которые вам по душе.

18. Если вас больше обычного клонит в сон или вы стали более раздражительны, чем обычно, не беспокойтесь – это скоро пройдет.

19. Каждый новый день начинайте с осознания, что вы уже давно не курите.

Материалы в помощь педагогу-организатор «Антитабачная викторина».

Викторина может проводиться в «День некурения» (правильные ответы отмечены звездочкой).

1. Когда, кем и откуда был впервые завезен табак в Европу?
1. В XVI веке испанцами из Америки.*
2. В XVII веке китайцами.
3. В XVIII веке англичанами из Индии. 

2. Существуют ли сигареты, которые не приносят вреда?
1. Сигареты с фильтром.
2. Сигареты с низким содержанием никотина.
3. Нет.* 

3. Сколько веществ содержится в табачном дыме?
1. 20-30.
2. 200-300.
3. Свыше 300.*

4. Сколько процентов вредных веществ способен задержать сигаретный фильтр?
1. Не более 20%.*
2. 40%.
3. 100%. 

5. Как курение влияет на работу сердца?
1. Замедляет его работу.
2. Заставляет учащенно биться.*
3. Не влияет на его работу. 

6. Какое заболевание наиболее связано с курением?
1. Аллергия.
2. Рак легкого.*
3. Гастрит.

7. Что происходит с физическими возможностями человека, который курит?
1. Они повышаются.
2. Они понижаются.*
3. Не изменяются.

8. Сколько микрочастиц сажи содержится в 1 куб.см. табачного дыма?
1. До 3 миллионов.*
2. До 10 000.
3. До 1000. 

9. Зависит ли возможность бросить курить от стажа курения?
1. Стаж не имеет значения.
2. Чем дольше куришь, тем сложнее бросить.*
3. Чем больше куришь, тем легче бросить курить.

10. Верно ли, что в большинстве стран модно курить?
1. Курить никогда не было модно.
2. Курить модно.
3. Мода на курение прошла.* 
11. Что такое пассивное курение?
1. Нахождение в помещении, где курят.*
2. Когда куришь за компанию.
3. Когда активно не затягиваешься сигаретой. 

12. Что вреднее?
1. Дым от сигареты.*
2. Дым от газовой горелки
3. Выхлопные газы. 

13. Какая профессия менее доступна для курящих?
1. Спортсмен-профессионал.*
2. Токарь.
3. Врач. 

14. При каком царе табак появился в России?
1. При Иване Грозном.*
2. При Петре I.
3. При Екатерине II.

 15. Какой русский царь ввел запрет на курение?
1. Алексей Михайлович.*
2. Петр I.
3. Екатерина II. 

16. Как курение влияет на массу человека?
1. Снижает.
2. Повышает.
3. Не изменяет.*

17. Каково основное действие угарного газа?
1. Образование карбоксигемоглобина.*
2. Вызывает кашель.
3. Влияет на работу печени. 

18. На сколько лет раньше умереть рискуют женщины, мужья которых курят?
1. На 4 года.*
2. На 10 лет.
3. На 15 лет.

19. Как много взрослых мужчин в нашей стране курит?
1. 10%.
2. 30%.
3. Около 50%.* 

20. Много ли мужчин осуждает курение женщин?
1. 10-20%.
2. 40-60%.
3. Более 80%.*

 21. Если человек начал курить в 15 лет, на сколько в среднем уменьшается продолжительность его жизни?
1. На 1-2 года.
2. На 5-6 лет.
3. На 8 лет и более.*

22. Из тысячи подростков начавших курить, как много умрут от болезней, связанных с курением?
1. Не менее 100 человек.
2. Менее 200 человек.
3. Около 250 человек.* 

23. Каков процент желающих бросить курить?
1. 25%.
2. 65%.
3. 85%.*
4. 100%.

24. У кого наибольшая зависимость от табака
1. У тех, кто начал курить до 20 лет.*
2. У тех, кто начал курить после 20 лет.
3. Табачная зависимость не связана с возрастом, в котором человек начал курить.


Информация для оформления стенда «День против табакокурения»

Данные Всемирной организации здравоохранения свидетельствуют: “Табак стоит гораздо дороже, чем вы думаете”! Сколько же мы платим за табак?

В настоящее время:

  • в мире 1,1 миллиарда курильщиков;

  • в развитых странах курят около 40% мужчин и 15% женщин, в развивающихся странах – около 50% мужчин и 10% женщин;

  • они выкуривают 6.000 млрд. сигарет ежегодно;

  • в развитых странах потребление сигарет снизилось у взрослых с 2.800 млрд. в 1980 году до 2.400 млрд. в 1990 году;

  • в развивающихся странах потребление сигарет выросло с 1.150 млрд. до 1.400 млрд. в год;

  • 3 миллиона человек в год убивает табак в настоящее время, а в 2020 году от курения погибнут около 10 миллионов человек в возрасте от 30 до 40 лет при сохранении нынешней распространенности курения;

  • сигареты являются причиной свыше 20% смертей в развитых странах;

  • дополнительное потребление 1.000 тонн табака приводит к 650 дополнительным смертям в год.

По оценке экономистов Всемирного Банка, табак наносит мировой экономике ежегодный ущерб в 200 млрд. долларов. Что же позволило табачной индустрии так разрастись?

1. Производство табачных продуктов не требует больших затрат: сырье для одной пачки обходится производителю всего в 3-6 центов, расходы на производственный процесс уменьшаются в связи с высокой автоматизацией. Расходы на транспортировку и хранение минимальны.

2. В торговле табаком господствуют несколько богатейших компаний, которые благодаря развивающейся зависимости от определенного сорта табака, рекламе расширяют свой рынок.

3. Огромные прибыли табачных компаний позволяют оказывать большое влияние на рекламные агентства, средства массовой информации.

4. При всем этом табачная индустрия субсидируется государством.

В Российской Федерации за период 1985-1990 годы 42% мужчин и 7% женщин возрасте от 35-69 лет погибли от табака, в 1995 году — 43 % мужчин и 7% женщин. В связи с курением в 1990 году на 20 лет в среднем сократилась жизнь россиян в возрасте от 35 до 70 лет.

Можно сказать, что курение – это конфликт человека с самим собой; конфликт власти, которая так долго спокойно взирала на курение человека; конфликт частный, надоевший – между отдельными педагогами и учениками или между родителями и непослушными детьми. В любом случае конфликт выявляет меру ответственности человека перед собой, перед детьми, учениками, соседями, обществом. Во многих странах мира не побоялись этого конфликта и этой ответственности. И на всех уровнях государственной жизни начали борьбу с вредной привычкой – курением. 

Однако лучший способ борьбы с табаком – никогда не брать сигарету в рот. Последуем доброму примеру бросивших курить! 



 Тест “Что мешает бросить курить?”

На вопрос “Что мешает бросить курить?” многие затрудняются ответить. Но чтобы бросить курить, нужно узнать, в чем же состоит основная мотивация курения. 

Итак, попробуйте для начала ответить на вопрос “Что привлекает меня в курении?” (ответов может быть несколько!)

  1. Это помогает мне держать себя в рабочей форме. 

  2. Мне доставляет удовольствие держать сигарету в руках. 

  3. С сигаретой мне легче расслабиться, у меня появляется чувство раскованности. 

  4. Закуриваю, если чем-нибудь расстроен. 

  5. Мне просто не по себе, когда под рукой нет сигареты. 

  6. Курю автоматически, не задумываясь о причинах. 

  7. Курю, чтобы собраться, сосредоточиться. 

  8. Сам процесс прикуривания доставляет мне удовольствие. 

  9. Мне приятен запах табака. 

  10. Закуриваю, когда волнуюсь. 

  11. Когда я не курю, мне будто чего-то не хватает. 

  12. У меня такое ощущение, что я курю одну сигарету: пока старая догорает в пепельнице, я, не замечая, прикуриваю новую. 

  13. Когда я курю, мне кажется, что я становлюсь бодрее. 

  14. Смотреть на дым от сигареты доставляет мне удовольствие. 

  15. Чаще всего я курю, когда мне хорошо, я спокоен и умиротворен. 

  16. Курю, когда мне скучно или не хочется ни о чем думать. 

  17. Если я какое-то время не курю, то начинаю испытывать неудержимое желание сделать это. 

  18. Иногда случается, что я закурил автоматически, несознательно.


Результаты теста.

Итак, определите, к какой группе Вы относитесь.


Группа

мотивов


Номера

ответов


Наименование мотива


Группа А


1, 7, 13


Мотив стимулирования




2, 8, 14

Удовольствие от самого процесса курения




3, 9, 15

Снятие напряжения, придание бодрости


Группа В


4, 10, 16


Снятие напряжения, придание бодрости




5, 11, 17

Неконтролируемое желание закурить, психофизиологическая зависимость




6, 12, 18

Привычка


И сделайте выводы!

Группа А. Ваша зависимость от табака, скорее, психологического, чем физиологического характера. В принципе, занимая руки чем-то более “безопасным”, чем сигарета (карандаш, ручка), Вы легко могли бы избавиться от курения. У Вас очень высокие шансы, что Вам будет нетрудно отказаться от курения. 

Группа В. Если Вы действительно захотите бросить курить, Вам будут необходимы сила воли, готовность преодолеть себя. Вам придется нелегко. Но здоровье и здоровье близких того стоит.


 Тест для курящих «Проблема табакокурения» (Н. Горн)

Цель: определение мотивов курения.

Этот тест можно использовать, чтобы разобраться, зачем люди курят, и помочь им избавиться от вредной привычки. Подумайте и вы над ним. Тест составлен профессором Н. Горном.

На каждый пункт возможны 5 вариантов ответа: «всегда», «часто», «от случая к случаю», «редко», «никогда».

    1. Курение помогает мне держать себя в рабочей форме.

    2. Мне доставляет удовольствие держать сигарету в руках.

    3. С сигаретой мне легче расслабиться, у меня появляется чувство раскованности.

    4. Закуриваю, если чем-либо расстроен.

    5. Мне просто не по себе, когда под рукой нет сигареты.

    6. Курю автоматически, не задумываюсь о причинах.

    7. Курю, чтобы собраться, сосредоточиться.

    8. Сам процесс прикуривания доставляет мне удовольствие.

    9. Мне приятен запах табака.

    10. Закуриваю, когда волнуюсь.

    11. Когда я не курю, мне, будто чего-то не хватает.

    12. У меня такое ощущение, что я курю одну сигарету: пока старая догорает в пепельнице, я не замечая, прикуриваю новую.

    13. Когда курю, мне кажется, я становлюсь бодрее.

    14. Смотреть на дым от сигареты мне доставляет удовольствие.

    15. Чаще всего я курю, когда мне хорошо, я спокоен и умиротворен.

    16. Курю, когда мне скучно и не хочется ни о чем думать.

    17. Если я какое-то время не курю, то начинаю испытывать неудержимое желание сделать это.

    18. Иногда случается, что я закурил автоматически.


Сгруппируйте ваши ответы следующим образом:



      • первая группа мотивов:


А+Ж+Н – мотив стимулирования;

Г+К+Р – снятие напряжения, придание бодрости;

Б+З+О – удовольствие от самого процесса курения.



      • вторая группа мотивов:


Д+Л+С – неконтролируемое желание закурить;

В+И+П – расслабление, удовольствие, поддержка;

Е+К+Т – привычка.

А теперь подсчитайте очки. За ответ «всегда» запишите себе 5 очков. За ответ «часто» – 4, «от случая к случаю» – 3, «редко» – 2, «никогда» – 1.

Сложите очки по каждому из мотивов группы.

Результат от 11 очков и выше говорит о высокой значимости мотива, от 8 до 20 очков – средняя значимость, менее 7 очков – невысокая.

Если высокие суммы очков приходятся в основном на первую группу, это значит, что ваша зависимость от табака не такая уж сильная. В принципе, занимая руки чем-то более безопасным, чем сигарета (карандаш, ручка), вы легко могли бы избавиться от курения.

Дело принимает более серьезный оборот, если вы получили высокие баллы по мотивам второй группы. Надо чтобы вы действительно захотели бросить курить, так как вам будут необходимы сила воли и готовность преодолеть себя. Вам придется нелегко, но здоровье того стоит.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по проведению мероприятий в рамках акции «Стоп сигарета!» iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению Весенней Недели Добра (внд-2013)
«Далматовский Дом детского творчества» информирует Вас о том, что в связи с проведением Общероссийской добровольческой акции «Весенняя...

Методические рекомендации по проведению мероприятий в рамках акции «Стоп сигарета!» iconМетодические рекомендации по организации и проведению практики студентов...
Методические рекомендации по организации и проведению практики по специальности «Налоги и налогообложение» (повышенный уровень) предназначены...

Методические рекомендации по проведению мероприятий в рамках акции «Стоп сигарета!» iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины Методические...
Программа спецкурса предназначена для студентов 4-го курса (8-й семестр) отделений олигофренопедагогика, тифлопедагогика, сурдопедагогика,...

Методические рекомендации по проведению мероприятий в рамках акции «Стоп сигарета!» iconВ. И. Козлов программа педагогической практики и методические рекомендации...
Программа педагогической практики и методические рекомендации к организации и проведению педагогической практики

Методические рекомендации по проведению мероприятий в рамках акции «Стоп сигарета!» iconПлан основных мероприятий отдела по делам молодежи администрации...
Обеспечение участия молодежной делегации города Мончегорска в фестивале клубного танца и брейк-данса «Пит-Стоп» (в рамках регионального...

Методические рекомендации по проведению мероприятий в рамках акции «Стоп сигарета!» iconМетодические рекомендации по организации и проведению практики по...
Программа и методические рекомендации практики по профилю специальности курсантов 4 курса факультета экспертов-криминалистов регламентируют...

Методические рекомендации по проведению мероприятий в рамках акции «Стоп сигарета!» iconПрограмма по организации и проведению тематических лекций бесед с...
Цикл мероприятий, в рамках фестиваля «Мир вокруг нас» среди детей и подростков дворовых отрядов

Методические рекомендации по проведению мероприятий в рамках акции «Стоп сигарета!» iconМетодические рекомендации по проведению соревнований по спортивному...
Пср, а также при подготовке участников к этим соревнованиям рекомендуется ис­пользовать данные Методические рекомендации, которые...

Методические рекомендации по проведению мероприятий в рамках акции «Стоп сигарета!» iconМетодические рекомендации по проведению в музеях социокультурной...
Рекомендации предназначены для руководителей музеев, специалистов по работе с инвалидами, обслуживающих инвалидов экскурсоводов,...

Методические рекомендации по проведению мероприятий в рамках акции «Стоп сигарета!» iconМетодические рекомендации по проведению и задания муниципального...
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов