Учебно-методическое пособие для студентов лечебного факультета название дисциплины: биология шифр дисциплины б5 Рекомендуется для направления подготовки( специальности) 060101- лечебное дело Квалификация выпускника: «специалист»




НазваниеУчебно-методическое пособие для студентов лечебного факультета название дисциплины: биология шифр дисциплины б5 Рекомендуется для направления подготовки( специальности) 060101- лечебное дело Квалификация выпускника: «специалист»
страница1/5
Дата публикации25.08.2013
Размер0.7 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
zadocs.ru > Медицина > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
КАФЕДРА МЕДИЦИНСКОЙ БИОЛОГИИ, ГЕНЕТИКИ И ЭКОЛОГИИ.

Авторы Л.Н. Самыкина, И.В. Федосейкина.

«ЭКОЛОГИЯ ПИТАНИЯ».
Учебно-методическое пособие для студентов лечебного факультета

НАЗВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ: БИОЛОГИЯ

ШИФР ДИСЦИПЛИНЫ С2.Б5

Рекомендуется для направления подготовки( специальности)

060101- лечебное дело

Квалификация выпускника: « специалист»

Факультет Лечебный.

Форма обучения Очная


Самара 2012

УДК 6/2.39:574.24]:378(075.8)

Самыкина Л.Н., Федосейкина И.В.

Экология питания: учебное пособие для студентов медицинских вузов, лечебного факультета – Самара: ООО « ИПК « Содружество», 2012.- 53 с.
Пособие посвящено актуальным проблемам медицинской экологии, касающиеся концептуальных вопросов питания. Представлены основные сведения об основных тенденциях в структуре питания населения, как Российской Федерации, так и Самары и Самарской области.

В пособии отражен многолетний опыт авторов, преподавания в медицинском вузе

В пособии использованы самые современные материалы отечественной и зарубежной литературы, а также собственные исследования авторов посвященных изучению йоддефецитных состояний на территории Самары и Самарской области, содержанию йода в воде и основных продуктах питания.

Пособие для студентов лечебного факультета составлено в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки лечебное дело – 060101, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации приказ 1118 от 8 ноября 2010г.

Рецензенты
Заведующий кафедрой общей гигиены СамГМУ, доктор

медицинских наук, профессор И.И. Березин
Заведующий кафедрой

химии фармацевтического факультета,

профессор И.Ф. Шаталаев

ВВЕДЕНИЕ.

Питание – является одним из главных факторов условий жизни, от которого зависят здоровье, долголетие и работоспособность людей..

Несмотря на прогресс в гигиене и технологии производства продуктов питания, до сих пор сохраняются негативные тенденции в состоянии фактического питания как населения Российской Федерации так и жителей Самарской области. Тому есть множество причин:

  1. Индустриализация, урбанизация и высокие темпы жизни привели к усложнению пищевой цепочки и тем самым увеличили вероятность повышения содержания токсикантов естественного и искусственного происхождения; По оценке ученых с пищей в организм человека поступает более 70% всех загрязнителей (ксенобиотиков, контаминантов) . С мясом животных и птиц - нитраты и антибиотики; с овощами – нитраты, пестициды, соли тяжелых металлов; с рыбой и морепродуктами ртуть; с грибами, свиными и говяжьими почками – кадмий. Эти соединения могут оказывать генотоксическое, тератогенное и эмбриотоксическое действие.

  2. Значительное место в структуре питания населения занимают хлеб и хлебобулочные продукты, снизилось потребление мяса и мясопродуктов, овощей и фруктов. Это приводит к разбалансированности рациона питания;

  3. Содержание в пищевых продуктах полезных веществ, в том числе белков и микронутриентов значительно снизилось

  4. Происходит замена натуральных продуктов генетически модифицированными; С новыми генами организм получает целый набор новых качеств появление, которых предсказать невозможно. Вставка чужеродной ДНК может изменить экспрессию соседних генов. Изменение активности одних генов может отразиться на активности других, т.к. и они и кодируемые ими белки связаны в организме сетью регуляторных взаимодействий. В результате изменения на молекулярно-генетическом уровне неизбежно происходят изменения на клеточном, тканевом, органом и организменном уровнях.

  5. Некоторые продукты, особенно дорогостоящие, фальсифицируются;

  6. Недостаточно жестко осуществляется контроль на этапах производства продуктов питания.

Нарушение баланса в структуре питания оказывает пагубное воздействие на здоровье человека и представляет реальную угрозу, затрагивая практически все отрасли здравоохранения. Более чем у половины населения Российской Федерации отмечается дефицит животных белков, полиненасыщенных жирных кислот, большинства витаминов, минеральных веществ. Недостаточное поступление белка особенно в детском возрасте может привести к отставанию в физическом и умственном развитии, т.к. животный белок является источником незаменимых аминокислот. Дефицит витаминов, микроэлементов и ПНЖК приводит к резкому снижению сопротивляемости организма воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, что проявляется нарушением функционирования систем антиоксидантной защиты и развитием иммунодефицитных состояний. Недостаток Ca особенно у пожилых людей сопровождается развитием остеопороза, недостаток Fe приводит к развитию анемии, йода (особенно у детей) приводит к снижению интеллектуальных способностей. Энергонасыщенный рацион и потребление жирной пищи становится главными причинами развития ожирения и как следствие роста инсулинзависимого диабета, сердечно-сосудистой патологии.

Учитывая выше перечисленное и, исходя из значимости здорового питания для нации и для будущих поколений России, были определены приоритеты, призванные улучшить структуру питания населения. На основании этих приоритетов разработана «Концепция государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации».

Целью государственной политики в области здорового питания является сохранение и укрепление здоровья населения и профилактика заболеваний, связанных с нарушением в структуре питания у детей и взрослых. Основной задачей государственной политики в области здорового питания является создание экономической, законодательной и материальной базы.
Основными приоритетами в политике здорового питания являются:

  1. производство в необходимых объёмах продовольственного сырья и пищевых продуктов;

  2. доступность пищевых продуктов для всех слоёв населения;

  3. высокое качество и безопасность пищевых продуктов;

  4. обучение населения принципам рационального и здорового питания;

  5. постоянный контроль за состоянием питания.

Учитывая все выше сказанное необходимо отметить, что в центре внимания экологии питании должна стоять проблема оценки и обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов.


  1. ^ Формируемые компетенции:

Процесс изучения темы « Экология питания» направлен на формирование и развитие следующих компетенций:

- способность и готовность использовать на практике методы медико-биологических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности ( ОК-1);

- способность и готовность анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем ( ПК-16).


^ 3. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Сформировать представление о мониторинге ксенобиотиков в пищевых продуктах растительного и животного происхождения и мерах предупреждения ксеногенной интоксикации в условиях современной специфики среды обитания.
Студент должен знать

- ксенобиотики различного происхождения в пищевых продуктах;

- аккумуляцию ксенобиотиков различного происхождения в пищевых продуктах и последствия ксеногенной интоксикации на организм человека;

- ГМО в пищевых продуктах.

- роль пищевого фактора в этиологии, лечении и профилактике заболеваний обмена веществ, сердечно-сосудистой системы и органов пищеварения;

- значение рационального питания экологически чистыми продуктами для сохранения здоровья человека;

- состав и энергетическую ценность белков, жиров и углеводов в продуктах питания;

- состав микро- и макроэлементов, витаминов в продуктах питания;

Студент должен уметь:

- решать практические ситуационные задачи по данной теме;

- рассчитывать калорийность для различных продуктов питания.

Студент должен владеть

-методикой определения нитратов в продуктах растениеводства тестером « Морион»

^ 4. МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: кафедра медицинской экологии, генетики и экологии.

5. ОБЩЕЕ ВРЕМЯ ЗАНЯТИЯ: 90 минут

6. ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ:

1) Методические разработки для студентов по данной теме,

2) оверхед- проектор Kindermann Famulus 101.04.1

3) слайды: « процесс пищеварения в желудочно-кишечном тракте»; «содержание белков в продуктах питания»; «усвояемость наиболее распространенной белковой пищи»; «содержание белков, жиров, углеводов, микро- и макроэлементов, витаминов в основных продуктах питания»; «суточная потребность в белках, жирах, углеводах и калориях работоспособных мужчин и женщин разных профессий»; «содержание кальция в продуктах питания»; «витамины в продуктах питания»; «классификация пищевых добавок»; «политика в отношении генетически, модифицированных организмов и продуктов (ГМО) в России и в мире»; «влияние пищевых добавок на здоровье человека»; «заболевания человека, вызванные нарушением обмена веществ».

4) тестер « Морион»

5) Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

Интернет ресурсы, отвечающие тематике дисциплины.

^ Поисковые системы:

Http://www.yandex.ru, Http://www.google.com, Http://www.mail.ru

Интернет-ресурсы:

Http://www.studmedlib.ru, http://www.med-edu.ru/ , http://medvuz.info/ ,

http://www.samsmu.ru/
ИСТОКИ:

Теоретический материал следующих разделов биологии:

а) экология

б) молекулярная биология

в) общая биология

г) обществознание

д)экономика

ВЫХОД: В практической деятельности врача для понимания механизмов возникновения заболеваний, вызванных нарушениями в структуре питания и проведения мер, направленных на предупреждение попадания экотоксикантов в виде ксенобиотиков и пищевых добавок с продуктами питания растительного и животного происхождения.

^ Требования рабочей программы по изучаемому материалу.

Эндоэкология. Экосистемы во внутренней организации индивудуума, их роль для организма. Прикладное значение эндоэкологии. Аутэкология, ее предмет, содержание, методы. Аутэкологические понятия и законы. ( реакции организма, состояние его оптимума, адаптация). Прикладные аспекты аутоэкологии. Экология питания.

^ 7.ПЛАН ЗАНЯТИЯ.

Название этапа

Описание этапа

Цель этапа

Время

(мин)

1.Организационный момент



Отметка присутствующих

Мобилизация внимания студентов

1

2. Вводное слово преподавателя

Определение:

- темы занятия

- актуальности темы

- цели занятия

Создание мотивации значимости изучения экологических и медицинских аспектов питания

5

3.Контроль исходного уровня.

1.Проведение входного тестового контроля .

2. Фронтальный опрос по ключевым вопросам темы:

1. Требования предъявляемые к продуктам питания

- безопасность продуктов питания;

- органолептические свойства;

- содержание нутриентов в продуктах питания;

- энергетическая ценность;

- витамины в продуктах питания.

2. Ксенобиотики в продуктах питания. Пути поступления и механизмы токсического действия на организм человека.

3. Кумуляция ксенобиотиков в продуктах питания.

4 Меры предотвращения попадания ксенобиотиков в продуктах питания.

5. Генетически модифицированные организмы. Политика в области ГМО в России.

6.Концепция государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации

7. Подходы к снижению алиментарной чужеродной нагрузки в неблагоприятных экологических условиях.

8.Роль пищевого фактора для сохранения адаптационных способностей человека.


Оценка исходных знаний студентов по изучаемой теме.

Рефлексия студентов в

понимании роли пищевого

фактора в лечении и

профилактике болезней обмена

веществ, сердечно-сосудистой

системы и органов

пищеварения.


10


35

4. Педагогический показ

Разбор обучающей ситуационной задачи 1.1 (приложение)

Умение применять теоретические знания при решении задач

5


^ Педагогический показ. Обучающие задачи.

1.1 Все общие энергетические затраты организма можно определить по количеству тепла, выделившегося организмом во внешнюю среду. Следовательно, освобождающаяся в организме энергия может быть выражена в единицах тепла – калориях, а методы определения количества образовавшиеся энергии в организме калориметрическим. Энергия пищевых веществ эквивалентна теплоте их сгорания. Определить ее можно с помощью калориметрической бомбы.

Колориметрическая бомба – это герметический стальной стакан, внутри которого платиновая проволока. В стакан помещают различные вещества ( жиры, белки или углеводы), заполняют его кислородом и опускают в сосуд с водой. Через платиновую проволоку, пропускают электрический ток и пищевое вещество сгорает. При этом освобождается тепло, которое нагревает воду, окружающую бомбу.

По изменению t воды в калориметре судят и количестве тепла, освобождающего при сгорании 1 г.

При сжигании в бомбе жиров и углеводов тепла образуется столько же, сколько при распаде этих веществ в организме. Калорийность пищевого продукта или блюда приведена в таблицах.

Энергетическая ценность 1 г. углевода =4,1 ккал. 1 г. жира =9,3 ккал.

Что касается белков, то при сжигании в бомбе образуется больше тепла, чем при окислении в организме.

В бомбе 1 г. белка = 5,7 ккал., в организме 1 г. = 4,1 ккал.

Зная энергетическую ценность принятых с пищей белков, жиров и углеводов можно рассчитать калорийность пищевого рациона.

Например, в калориметрическую бомбу поместили бисквитное пирожное массой 100 гр, при этом выделилось 341,525 ккал .

1. Определите сколько белков содержится в данном продукте, если известно, что в его состав входят 9.3 гр жиров и 55.6 гр углеводов.

^ 2. Какая пищевая ценность данного продукта ?

1.Определяем количество ккал, которые выделяются при сжигании 9,3 гр жиров. Калориметрический коэффициент для жиров 9,3

1гр жира--------------------------9,3 ккал

9,3 гр жира-----------------------х ккал

х=86,49 ккал

2. Определяем количество ккал, которые выделяются при сжигании 55,6 гр углеводов. Калориметрический коэффициент для углеводов 4,1

1груглеводов--------------------4.1 ккал

55,6 гр углеводов--------------х ккал

х=227,96 ккал

3. Суммируем количество ккал, выделившихся при сжигании жиров и углеводов. 86,49+227,96= 314,45 ккал.

4. Общее количество ккал 341,525.

5. Определяем сколько ккал выделиться при сжигании белков

341,25-314,45=26,8 ккал.

6.Калориметрический коэффициент для белков, сжигаемых в бомбе 5,7

26,8/5,7=4,7 гр белка.

Ответ: 1. В пирожном массой 100 гр содержится 4,7 гр белка.

2. Пищевая ценность пирожного 4.7 г белка, 9.3 г жиров, 55.6 г углеводов. Такой продукт является не сбалансированным по содержанию белков, жиров и углеводов.

^ 2. Сравните калорийность одинаковых порций жареной свинины, утки, говядины, курицы.

2. Укажите какой продукт наиболее подходит для диетического питания.

3. Выберите какой из продуктов наиболее оптимален по содержанию в нем белка.

1. Известно, что в жареной свинине содержится 20 белков, 24.2 жиров углеводов нет.
2. В жареной утки содержится белков 22,6, жиров 19,5 углеводов нет

3. В жареной говядине белков 28,6 жиров 6.2 углеводов нет.

4. В жареной курице содержаться 26.3 белков 11- жиров, углеводов нет .

Калориметрические индексы для белков 4,1, для жиров 9,3

1. Калорийность 100 гр свинины

Белки 1гр--------- 4,1 ккал

20 гр-------х ккал х=8.2 ккал

жиры 1гр ---------9.3 ккал

24,2 гр-------х ккал х=225,06 ккал

Калорийность свинины 233.26 ккал

2.Калорийность 100 гр утки

Белки 1гр----------- 4,1 ккал

22,6 гр-------х ккал х=92,66 ккал

жиры 1гр ---------9.3 ккал

19,5 гр----------х ккал х=181,35

^ 3. Калорийность утки 274.01ккал

Калорийность 100 гр говядины

Белки 1гр----------- 4,1 ккал

28,6 гр-------х ккал х=117,26 ккал

жиры 1гр ---------9.3 ккал

6,2 гр----------х ккал х=57.66 ккал

Калорийность говядины 174,92 ккал .

Калорийность 100 курицы

Белки 1 гр…………..4.1 ккал

26.3гр-------------х ккал х=107,83 ккал

жиры 1гр ---------9.3 ккал

11 гр----------х ккал х=102,3ккал

Калорийность курицы –210 ккал.

Ответ. 1. Самая большая калорийность жареного утиного мяса.

  1. Из предложенных блюд наиболее подходит для диетического питания говядина.

  2. Мясо говядины является и наиболее оптимальным по содержанию белка.

5.Практическая работа.

Объяснить, используя тестер « Морион», последовательность проведения практической работы по определению:

нитратов и нитритов продуктах растениеводства

Формирование навыков и умений в проведении лабораторных исследований по выявлению ксенобиотиков в пищевых продуктах.

5

6.Самостоятельное решение ситуа-ционных задач

Тренирующие задачи 2.1.

Контролирующие задачи

3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.5

Выработка навыков применять теоретические знания в решении

Задач.

10

7. Проверка оформленных на занятии протоколов

Контроль за правильностью решения и оформления задач.

Умение делать теоретические обобщения при решении задач. Документировать результаты работы для дальнейшего использования.

5

8. Контроль конеч-ного уровня знаний

1. Выполнение выходного тестового контроля.

2. Проверка протокола.

Оценка знаний студентов.

10

8. Заключение

Подведение итогов занятия.

Ориентация студентов на самостоятельную домашнюю подготовку.

4
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методическое пособие для студентов лечебного факультета название дисциплины: биология шифр дисциплины б5 Рекомендуется для направления подготовки( специальности) 060101- лечебное дело Квалификация выпускника: «специалист» iconИнструкция по работе с учебно-методическим пособием Программа дисциплины....
Учебно-методическое указание по изучению дисциплины и выполнению контрольных и практических работ для студентов, всех форм обучения,...

Учебно-методическое пособие для студентов лечебного факультета название дисциплины: биология шифр дисциплины б5 Рекомендуется для направления подготовки( специальности) 060101- лечебное дело Квалификация выпускника: «специалист» iconРабочая программа дисциплины институциональные основы местного самоуправления...
Целью освоения дисциплины является формирование у студентов системы представлений о сущности и формах местного управления (самоуправления)...

Учебно-методическое пособие для студентов лечебного факультета название дисциплины: биология шифр дисциплины б5 Рекомендуется для направления подготовки( специальности) 060101- лечебное дело Квалификация выпускника: «специалист» iconРабочая программа Учебной дисциплины «доказательная медицина»
Фгос впо по направлению подготовки (специальности) 060101 Лечебное дело, утвержденный Министерством образования и науки РФ «8» ноября...

Учебно-методическое пособие для студентов лечебного факультета название дисциплины: биология шифр дисциплины б5 Рекомендуется для направления подготовки( специальности) 060101- лечебное дело Квалификация выпускника: «специалист» iconУчебно-методическое пособие для студентов IV курса по специальности «Лечебное дело»
«башкирский государственный медицинский университет» министерства здравоохранения и социального развития российской федерации

Учебно-методическое пособие для студентов лечебного факультета название дисциплины: биология шифр дисциплины б5 Рекомендуется для направления подготовки( специальности) 060101- лечебное дело Квалификация выпускника: «специалист» iconРабочая учебная программа дисциплины ( syllabus ) для студентов наименование...
Рабочая учебная программа дисциплины составлена преподавателем Алиевой С. А. на основании типовой программы для высших учебных заведений...

Учебно-методическое пособие для студентов лечебного факультета название дисциплины: биология шифр дисциплины б5 Рекомендуется для направления подготовки( специальности) 060101- лечебное дело Квалификация выпускника: «специалист» iconРабочая учебная программа дисциплины ( syllabus ) для студентов наименование...
Рабочая учебная программа дисциплины составлена преподавателем Алиевой С. А. на основании типовой программы для высших учебных заведений...

Учебно-методическое пособие для студентов лечебного факультета название дисциплины: биология шифр дисциплины б5 Рекомендуется для направления подготовки( специальности) 060101- лечебное дело Квалификация выпускника: «специалист» iconУчебно-методическое пособие по фтизиопульмонологии/ для студентов...
«тесты для контроля уровня знаний студентов 4 курса лечебного факультета к зачету с оценкой по фтизиопульмонологии»

Учебно-методическое пособие для студентов лечебного факультета название дисциплины: биология шифр дисциплины б5 Рекомендуется для направления подготовки( специальности) 060101- лечебное дело Квалификация выпускника: «специалист» iconУчебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности «Лечебное дело»
Калоева З. Д. – зав кафедрой детской поликлинической педиатрии с детскими болезнями, профессор, докт мед наук

Учебно-методическое пособие для студентов лечебного факультета название дисциплины: биология шифр дисциплины б5 Рекомендуется для направления подготовки( специальности) 060101- лечебное дело Квалификация выпускника: «специалист» iconУчебно-методическое пособие по самостоятельному изучению дисциплины...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов очной и заочной форм обучения специальностей 030501. 62 «Юриспруденция»,...

Учебно-методическое пособие для студентов лечебного факультета название дисциплины: биология шифр дисциплины б5 Рекомендуется для направления подготовки( специальности) 060101- лечебное дело Квалификация выпускника: «специалист» iconРасписание экзаменов с студентов 1 курса лечебного факультета по специальности «Лечебное дело»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов