Арнаутов Ярослав Владимирович Воронежский Государственный Университет Конфликты в праве: неустранимое правовое явление




НазваниеАрнаутов Ярослав Владимирович Воронежский Государственный Университет Конфликты в праве: неустранимое правовое явление
страница1/55
Дата публикации18.06.2013
Размер8.2 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   55
СЕКЦИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Арнаутов Ярослав Владимирович

Воронежский Государственный Университет

Конфликты в праве: неустранимое правовое явление.

Тема возникновения, развития и способов разрешения конфликтов в социуме стала одним из важнейших направлений в цикле наук об обществе, в т.ч. и наук юридических. Появилась даже специальная отрасль знания – конфликтология, посвященная проблеме на закономерностей зарождения, возникновения, развития, завершения конфликтов любого уровня.

По определению, данному О.В. Степановым и П.С. Самыгиным, конфликт – это столкновение двух или более разнонаправленных сил с целью реализации их интересов в условиях противодействия.1 А.В, Дмитриев определяет социальный конфликт как «вид противостояния, при котором стороны стремятся захватить территорию, либо ресурсы, угрожают оппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или обороны »2 Данное определение позволяет в самых общих чертах представить специфику рассматриваемого явления. Феномен неустранимости социальных конфликтов издавна занимал человеческую мысль, заставляя настойчиво изучать их природу, принимать многочисленные попытки к выявлению их сущности. Право, содержащее «минимум справедливости» способно урегулировать конфликтные ситуации, предлагая механизм и решение потенциально эквивалентное для любых противоборствующих сторон. Существующая сложность и многообразность коммуникативной деятельности в социуме, как уже было упомянуто, предполагает неизбежность конфликтов ipso facto. Деятельность по упорядочиванию общественных отношений с помощью социальных регуляторов, в т.ч. и права, является как бы деятельностью второго порядка – способом, методом регуляции. Однако правовое регулирование также представляет собой человеческую деятельность, в которой участвуют члены социума. Это предполагает изначальное присутствие определенных противоречий и в праве. Праву присуща внутренняя конфликтность. В связи с этим фактом, категория «правовой конфликт» обладает некоторой специфичностью, позволяющей отграничивать ее от общего понятия конфликта.

Интересующий нас в рамках данного исследования тип сугубо юридического конфликта, а именно, конфликт внутри законодательства в виде коллизий правовых норм, принадлежит к выделенному авторами коллективного исследования, посвященного конфликтам в юриспруденции, типу противостояний, где наиболее полно выражается правовой аспект в связи с объективно существующими противоречиями между несколькими правовыми нормами, относящимися к одному и тому же предмету – юридическому конфликту в строгом смысле этого слова.3 Н.И. Матузов вслед за многими другими авторами в своей работе призывает разграничивать понятия «правовая коллизия» и «правовой конфликт», указывая на то, что конфликт – это противоречие между людьми, в отличие от коллизий, представляющих собой противоречия между нормами права, способные служить причиной, поводом для конфликта.4 Признавая справедливый характер сделанных замечаний, нельзя не отметить сложность взаимодействия этих понятий, а также возможные затруднения в определении причинно-следственных связей между ними. Как результат попыток урегулирования изначально потенциально конфликтной (курсив наш – А.Я.) деятельности субъектов социума, правоустановление и правоприменение также неизбежно противоречивы в силу производного характера их функционирования. Исходя из этого, причиной появления коллизий в праве будут являться конфликтные тенденции нескольких видов: между объектом и способом регулирования (общественные отношения – социальные регуляторы, в т.ч. право), между субъектами социального регулирования (политические силы - законодатель), между субъектами непосредственно правового регулирования (законодатель - правоприменитель). Безусловно, данное деление является примерным способом демонстрации высказанных положений, а затронутая тема требует более тщательного и методологически выверенного изучения.

Большое значение имеет аксиологическая оценка конфликта как социального явления. Кроме общефилософского значения категории «конфликт», употребляемого в контексте противоречия, борьбы, выделенного еще Гегелем в качестве некой движущей силы развития, конфликт в социуме несет некоторые специфические ценностные функции. Легализованный, разрешивший противоречие непротивоправными действиями конфликт в целом несет положительный заряд, тем более усиливающийся, чем более способы разрешения и предпринимаемые сторонами действия соответствуют нормам других общественных регуляторов – морали, этики, религии. Социопсихологическим аспектом ценности конфликта является его функция разрядки напряженности. Заявление своей позиции, отстаивание ее в противоборстве с противником дает возможность канализировать эмоции, взаимно адаптировать стороны конфликта. Тесно связанными с предыдущими являются коммуникативно-связующая и консолидирующая функции. Как особая разновидность конфликта, юридический конфликт отражает состояние правовой реальности социума, указывает на существующие в ней деформации, дефекты правовой системы, дисбаланс в организации и функционировании государственно-правовых институтов. Выявленные признаки возникновения и развертывания конфликта позволяют сформулировать некоторые общие положения, позволяющие предупредить конфликт, указать наиболее приемлемые методы его разрешения, а также сгладить отрицательные последствия его развертывания. Выделяют три основные способа разрешения конфликта: 1) односторонний, с подавлением одной стороны; 2) обоюдо-компромиссный и 3) интегративный, являющийся по нашему мнению наиболее перспективным и надежным. Направленность на поиск качественно новых, нетривиальных способов разрешения существующего спора, характерная для этого способа, при должном уровне анализа предложенных решений позволяет сформулировать комплекс инновационных мер, эффективно регулирующих спор. Безусловно, в этом случае успех возможен лишь при тесном взаимодействии множества наук о личности и обществе (психология, социология, конфликтология и т.д.). Важную роль в урегулировании социально-правовых конфликтов играют правоохранительные органы. Насколько работники этих органов владеют стратегией и тактикой цивилизованного конфликтного поведения, насколько высок их уровень коммуникативной и моральной культуры, настолько успешна и результативна будет их деятельность по охране социального порядка в государстве. То же можно сказать и о других субъектах правоприменительной и нормотворческой деятельности. Тщательное изучение потенциально конфликтных тенденций и состояний в различных группах общества, в том числе и с учетом правовых последствий подобных конфликтов по нашему мнению будет способствовать качественному улучшению ситуации в обществе и снижению числа противоречий в правовой сфере.

^ Бабчук Ирина Романовна

Законодательная техника как фактор обеспечения качества законодательства

Прикарпатский национальный университет имени Василия Стефаныка

Исследования по юридической технике, то есть искусству написания законов и иных правовых документов, восходят ещё к античным авторам, в частности, Платону и Аристотелю. Немалая заслуга в разработке понятия, позже названного юридической техникой, принадлежит Ф. Бэкону, Т. Гоббсу, Дж. Локку, Ш.-Л. Монтескье, а также другим мыслителям Нового времени и Просвещения. Большую роль сыграли и труды основоположника английского утилитаризма И. Бентама.

За последнее время активно предпринимаются меры по созданию действенной системы организации мониторинга законодательства и правоприменительной практики, постоянного анализа качества нормативных правовых актов и их применения. Важную роль в этой работе призвана сыграть юридическая техника. Научный и практический интерес к юридической технике не случаен и вызван целым рядом объективных и субъективных факторов.

Во-первых, радикальным обновлением всей системы законодательства, необходимостью повышения его эффективности, обеспечения внутренней согласованности правовой системы в рамках федеративного государства, создания правового государства.

Во-вторых, расширением границ регулирующего воздействия на общественные отношения с помощью закона как акта высшей юридической силы, потребностью нового подхода к качеству "отделки" законодательного материала, его структурирования, выработки механизмов реального воздействия на общественные процессы.

В-третьих, высокий технико-юридический уровень правовых документов - один из важнейших показателей общей и правовой культуры общества.

В-четвертых, массовым распространением информационных правовых систем, что требует строгой классификации и унификации законодательства, более четкой его рубрикации. Решить все эти вопросы без юридической техники практически невозможно.

И, наконец, в-пятых, растущей ролью законодательства в защите прав и свобод человека и гражданина.

Конечно, юридическая техника - не изобретение сегодняшнего дня. Она появилась еще во времена зарождения самого права.

В настоящее время наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой юридическая техника рассматривается как совокупность правил, приемов, способов и средств разработки, оформления, систематизации, толкования и применения наиболее совершенных по форме и содержанию нормативных правовых актов и других юридических документов и сводится главным образом к законодательной технике.
Вместе с тем есть авторы, рассматривающие юридическую технику как технику, с помощью которой создаются только тексты нормативных правовых актов. Другие же выходят за рамки таких представлений и рассматривают юридическую технику как технику, применяемую в юридической деятельности вообще. Ведутся споры и по поводу состава элементов юридической техники, составляющих ее содержание. Существуют определения юридической техники в широком и узком смыслах. В широком смысле юридическая техника - это наука законотворчества, законодательная политика и законодательная техника (А. Нашиц). В узком смысле - это технические средства и приемы построения правовых норм (В.К. Бабаев).
Ведется спор о том, имеет ли юридическая техника только прикладной характер или же она является более сложным явлением, объединяющим инструментальный и фундаментальный подходы. Интересные соображения по этому поводу высказаны Д.А. Керимовым, С.С. Алексеевым, Л.Д. Воеводиным, А.С. Пиголкиным, А.Ф. Черданцевым, Г.И. Муромцевым, В.М. Барановым, В.Н. Карташовым, Л.А. Морозовой, Н.А. Власенко и др. Так, Б.В. Чигидин считает, что в отечественной литературе сложились статический и динамический подходы к содержанию понятия юридической техники. Для статического подхода характерно раскрытие содержания понятия юридической техники через перечисление ее элементов - методов, способов, приемов, средств. Динамический же подход рассматривает юридическую технику не только как совокупность названных элементов, но и как деятельность, то есть совершение определенных действий.

В ряде стран требования юридической техники закреплены нормативно, а их использование является обязательным. Такие правила изложены, например, в уже упоминавшемся "Справочнике по нормотворческой технике" Германии, "Принципах законодательной техники" Польши, "Законотворческих конвенциях единообразного права Канады" и др. Элементы юридической техники — это её методы, правила, приёмы и средства.

Методы юридической техники — наиболее общие требования, предъявляемые юридической наукой и практикой к процессу создания законов и иных нормативных правовых актов. К их числу относятся, во-первых, методы-принципы, определяющие содержание правотворческой деятельности как таковой (объективность, гуманизм, научная обоснованность и т. д.), во-вторых, общенаучные методы познания (анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, аналогия, моделирование и др.), в-третьих, частнонаучные методы, к которым относятся как методы юридической науки, так и методы тех наук, которые изучают предмет регулирования создаваемого нормативного акта.

Правила юридической техники конкретные требования, предъявляемые к процессу выработки правового акта, основанные на методах юридической техники. Поскольку в ходе разработки законопроекта (или иного акта) решаются вопросы точности и адекватности его текстуальной формы подлежащим урегулированию общественным отношениям, внутренней и внешней непротиворечивости правового акта, соответствия понятий, использованных в акте, объективным явлениям окружающей действительности, то правила юридической техники подразделяются на 3 большие группы:

  • языковые (правила ясности, точности, нейтральности, экономичности юридических текстов, однозначности используемых в тексте терминов, совершенства синтаксических конструкций, устойчивости способов выражения норм и др.);

  • логические (правила тождества интерпретации тождественных объектов, структурирования текста правового акта, пересекаемости правовых нормативов и т. д.);

  • гносеологические (правила отражения социального явления адекватными лингвистическими средствами, точности определения предмета регулирования правового акта, познание контекста разрабатываемого акта).

Соблюдение правил юридической техники при подготовке законопроектов, проектов иных нормативных актов – залог их качества. Применение технически несовершенных законов крайне утруждено, а порой невозможно. Именно поэтому законодатель уделяет повышенное внимание технико-юридическому совершенствованию законов. На сегодня выработаны Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов (т.н. «законы о законах»).

Определяющая роль законотворческого процесса в жизни общества обусловливает необходимость высокого научного уровня правотворческих действий и решений на всех стадиях формирования конечного результата этого процесса - законопроекта. Особенно важно обеспечить глубину и правдивость познания объективных факторов, определяющих настоящую потребность в урегулирования, его задачи и цели.

^ Барашков Александр Григорьевич

Ликвидация пробелов в праве - путь выхода

из социально-экономического кризиса России

СГУ им. Н.Г. Чернышевского

В современной России в условиях трансформации политической и экономической жизни страны появление новых институтов хозяйствования и новых типов общественных отношений, не охваченных правовым регулированием, неизбежно. Мы живем в ситуации, когда законодатели, правотворческие органы не успевают за быстро меняющимися реалиями бытия.

Юридическая действительность такова, что в трудовом праве России не удается избежать пробелов. Вместе с тем, ликвидация пробелов в условиях кризиса является насущной и часто просто жизненно необходимой задачей. Для установления пробела недостаточно обнаружить отсутствие или неполноту норм. Следует доказать необходимость их существования в действующей системе права. Так с переходом к рыночным отношениям в России начало формироваться новое законодательство о занятости и трудоустройстве, и в настоящее время уже действует немало соответствующих нормативно - правовых актов разного уровня. Однако процесс обновления законодательства о трудоустройстве еще не завершился, более того, действующие нормативно - правовые акты и практика их применения также нуждается в корректировке.

В условиях социально-экономического кризиса особенно остро стоит вопрос в регулировании безработицы молодежи в современной России. Здесь наблюдается случай, когда причинами возникновения пробелов в праве является отставание законодательства от развития жизни, упущение при подготовке нормативно-правовых актов и другие.

Важно, чтобы в Российской Федерации государством были созданы необходимые условия, обеспечивающие реализацию права молодых граждан на труд. Молодежи труднее найти работу. Рост безработицы среди молодежи ведет не только к экономическим потерям для молодого поколения, для личности и семьи молодого гражданина. Снижается научно-технический и профессиональный потенциал предприятий, подрываются основы для будущего экономического роста.

Основным способом восполнения пробела в праве является в данной ситуации издание недостающего законодательства, необходимость которого обусловлена жизнью. В молодежной политике на уровне Федерации до сих пор не действует современная, гибкая нормативная база. Это касается, прежде всего, федерального закона о государственной молодежной политике, а также бюджетно-финансовых механизмов взаимодействия центра и регионов в рамках программно-целевого подхода к молодежной политике.

Главная проблема трудоустройства молодежи – отсутствие опыта работы по специальности, что зачастую и является причиной отказа работодателя при устройстве молодого специалиста на работу. Такое положение в молодежной политике не соответствует конституционному принципу справедливости. Конечно, нельзя отрицать и того, что помимо молодежи в сложных условиях оказываются все категории людей: на производстве идут значительные сокращения, многие предприятия останавливают производство или переходят на неполную рабочую неделю.

Этому принципу с нашей точки зрения будет соответствовать инициированный депутатами Саратовской областной думы от «Молодой Гвардии», членами Молодежного Федерального Собрания законопроект «О квотировании рабочих мест для трудоустройства молодежи в Саратовской области»5.

В Саратовской области реализуется закон о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов6, однако до сих пор законодательно не закреплены санкции при несоблюдении квоты работодателями, что влечет за собой многочисленные нарушения прав инвалидов, предусмотренных законом.

Таким образом, в условиях социально-экономического кризиса в Российской Федерации исключительно важно принятие федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации чрезвычайных мер по решению наиболее острых социальных проблем детей и молодежи. Поэтому необходимо защитить права молодежи в законодательном порядке.

Говоря о пробеле в праве в сфере молодежной безработицы необходимо отметить неполноту действующих актов, (речь идет о дефектах в оформлении государством своей воли, о неполном ее выражении посредством юридических норм).

Ликвидация пробелов в праве является одним из путей стабилизации общества и выхода из кризиса страны.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   55

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Арнаутов Ярослав Владимирович Воронежский Государственный Университет Конфликты в праве: неустранимое правовое явление iconЮ. М. Борисов Воронежский государственный архитектурно-строительный университет

Арнаутов Ярослав Владимирович Воронежский Государственный Университет Конфликты в праве: неустранимое правовое явление iconЮ. М. Борисов Воронежский государственный архитектурно-строительный университет

Арнаутов Ярослав Владимирович Воронежский Государственный Университет Конфликты в праве: неустранимое правовое явление iconВоронежский государственный университет
Утверждено научно-методическим советом факультета философии и психологии, протокол №1400-06 от 17. 06. 2010 г

Арнаутов Ярослав Владимирович Воронежский Государственный Университет Конфликты в праве: неустранимое правовое явление iconОзонотерапия и озонопрофилактика воспалительных заболеваний и функциональных...
«Воронежский государственный аграрный университет им. К. Д. Глинки» (394087, г. Воронеж, ул. Мичурина, 1)

Арнаутов Ярослав Владимирович Воронежский Государственный Университет Конфликты в праве: неустранимое правовое явление iconФгбоу впо воронежский государственный архитектурно-строительный университет
Научная конференция молодых ученых, посвященная 150- летнему юбилею в. И. Вернадского

Арнаутов Ярослав Владимирович Воронежский Государственный Университет Конфликты в праве: неустранимое правовое явление iconУчебное пособие Воронеж 2011 фгбоу впо ”Воронежский государственный технический университет ”
Утверждено Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного пособия

Арнаутов Ярослав Владимирович Воронежский Государственный Университет Конфликты в праве: неустранимое правовое явление iconОбразовательное учреждение высшего профессионального образования...
Печатается по рекомендации учебно-методического совета факультета журналистики вгу

Арнаутов Ярослав Владимирович Воронежский Государственный Университет Конфликты в праве: неустранимое правовое явление iconВоронежский государственный университет
Математический пакет Mathcad позволяет специалистам, не вдаваясь в тонкости программирования, реализовать математические модели....

Арнаутов Ярослав Владимирович Воронежский Государственный Университет Конфликты в праве: неустранимое правовое явление iconПланы семинарских занятий. Воронеж 2012 Социология. Планы семинарских...
Социология. Планы семинарских занятий для студентов вгпу. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2012...

Арнаутов Ярослав Владимирович Воронежский Государственный Университет Конфликты в праве: неустранимое правовое явление iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Утверждено научно-методическим советом фармацевтического факультета (протокол №1500-08-02 от 28. 02. 2011)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов