Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Литература» для специальности 030912 (52) «Право и организация социального обеспечения» среднего профессионального образования. М.: Российская академия правосудия, 2012. 92 с. Авторы-составители




НазваниеУчебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Литература» для специальности 030912 (52) «Право и организация социального обеспечения» среднего профессионального образования. М.: Российская академия правосудия, 2012. 92 с. Авторы-составители
страница1/7
Дата публикации07.07.2013
Размер1.02 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
zadocs.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ
Кафедра общеобразовательных дисциплин


ЛИТЕРАТУРА


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

для студентов Факультета непрерывного образования по подготовке специалистов для судебной системы

(специальность 030912 (52) «Право и организация социального обеспечения» среднего профессионального образования)


Москва

2012
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Литература» для специальности 030912 (52) «Право и организация социального обеспечения» среднего профессионального образования. М.: Российская академия правосудия, 2012. – 92 с.
Авторы-составители: ^ Фысина У.Н. – кандидат филологических наук;

Архипова И.А.
Рецензент:


Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 030912 (52) «Право и организация социального обеспечения».

Одобрен на заседании кафедры общеобразовательных дисциплин Российской академии правосудия (протокол № 11 от 5 июня 2012 года).

Замечания, предложения и пожелания по программе направлять в ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия» по адресу: 117418, Москва, Новочерёмушкинская ул., д. 69-А

© Российская академия правосудия, 2012

© Фысина У.Н., Архипова И.А., 2012

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка 4

2. План изучения дисциплины и виды учебных занятий:

2.1. Тематический план дисциплины 10

2.2. Программа учебной дисциплины 14

2.3. Планы практических занятий 53

3. Методические рекомендации по организации

самостоятельной работы 66

4. Материалы для промежуточного и итогового контроля 70

4.1. Примерные темы сочинений 72

4.2. Варианты проверочных и контрольных работ 75

4.3.Примерные вопросы для подготовки к зачету 80

5. Рекомендуемая литература 84

6. Приложения.

6.1.Приложение 1. Словарь-минимум по теории литературы 86

6.2.Приложение 2. Рекомендации по выполнению

основных видов письменных и устных работ 90


^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Будущий юрист должен отличаться компетентностью в различных отраслях знания, и в первую очередь – в области гуманитарной. Эрудированность, начитанность, любовь к родной культуре, ее традициям – необходимые качества для успешной профессиональной деятельности в столь значимой для современного российского общества сфере. Важность изучения литературы в рамках средней профессиональной подготовки студентов заключается в формировании ключевых компетенций: коммуникативной и культурологической. В образовательном процессе по дисциплине «Литература» происходит приобщение студентов к богатствам русской классической литературы, что позволяет развивать у них эстетический вкус, воспитывать гражданскую, идейно-нравственную позицию, соответствующую столь высокому призванию. Кроме того, изучение литературы как нельзя лучше способствует развитию необходимых в работе с людьми коммуникативных навыков, поскольку предполагает форму свободного обмена мнениями, спора, коллективного размышления.

Дисциплина «Литература» вводится в соответствии с Федеральным компонентом примерных программ учебных дисциплин ГОС СПО в качестве основной дисциплины цикла «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины».

Предлагаемый курс опирается на уже имеющиеся у студентов знания о литературе, он призван систематизировать, углубить и расширить эти знания, привить студентам вкус к чтению, к расширению интеллектуального кругозора.

Курс ориентирован на достижение следующих целей:

  • освоение текстов литературных произведений в единстве формы и содержания; историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; создание общего представления об историко-литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно-художественных стилей;

  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявление взаимообусловленности элементов формы и содержания литературных произведений; написание сочинений различных типов; определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи;

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

^ Задачи курса:

  • чтение и изучение выдающихся произведений отечественной и зарубежной литературы;

  • формирование знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное освоение художественных ценностей;

  • развитие целостного отношения к миру и искусству;

  • развитие специальных художественно-творческих способностей, творческого и воссоздающего воображения, образного восприятия, эстетического чувства, навыков аналитического мышления, столь необходимых будущему юристу во всех сферах профессиональной и общественной жизни;

  • воспитание эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости и рефлексии при восприятии художественного произведения;

  • развитие навыков грамотного и свободного владения литературной речью.



В результате изучения литературы на профильном уровне студент должен знать:

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX веков, этапы их творческой эволюции;

  • историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;

  • основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;

  • раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и традицией, выявлять сквозные темы и ключевые проблемы русской литературы;

  • соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;

  • определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;

  • сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;

  • выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;

  • выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • составлять планы и тезисы статей на литературные темы, готовить учебно-исследовательские работы;

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы;

иметь представление о:

  • связи произведений со временем написания и нашей современностью;

  • сходстве и различии произведений разных писателей, близких по тематике;

  • соотношении изучаемого произведения с литературным направлением эпохи (классицизмом, романтизмом, реализмом, модернизмом); а также об основных чертах этих направлений;

  • правилах создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм литературного языка;

  • формах участия в диалоге или дискуссии;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (формировать ключевые компетенции) для:

  • определения собственной позиции по отношениям к явлению современной жизни, исходя из понимания проблем литературного произведения;

  • использования навыков анализа литературного произведения при критически воспринимаемой извне информации;

  • соотнесения своих действий и поступков окружающих с поступками героев изученных ранее произведений;

  • осознания себя как представителя интеллектуально развитого, исторически сложившегося общества, имеющего богатейшее культурное наследие.

Учебно-методический комплекс состоит из 6 тематических разделов. В комплексе приводятся примерные образцы практических заданий и контрольных работ, как текущих, так и рубежных. В разделе «Для самостоятельной работы» названы темы для рефератов и других видов научно–исследовательской работы студентов. Кроме того, приводится список произведений, рекомендованных к прочтению и изучению, а также список литературы учебно-методического и справочного характера. В конце издания есть приложения: список терминов, которые необходимо усвоить в процессе изучения дисциплины, и рекомендации по выполнению основных видов работ (характеристика героя литературного произведения, анализ поэтического текста и т.д.)

Изучение дисциплины рассчитано на 293 часа, из них – 195 часов аудиторных занятий и 98 отводится на самостоятельную работу в течение двух семестров. Минимально рекомендуемый объем занятий – 5 часов в неделю в течение двух семестров.

^ Формы отчетности: 3 промежуточные аттестации в течение первого и второго семестров, в конце второго семестра – письменный дифференцированный зачет.

Основным видом учебной работы является урок.

^ 2. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ


Вид учебной работы (по учебному плану)

Количество часов в соответствии

с учебным планом

Максимальная учебная нагрузка студента

293 часа

Аудиторные занятия, из них:




Уроки

195 часов

Самостоятельная работа

98 часов

Форма итогового контроля

зачет



^ 2.1.Тематический план.



№№

п/п


Разделы (темы) дисциплины

Виды учебных занятий (количество часов)

Лекционные занятия

Практические

занятия




Литература XIX века

Раздел I. Русская литература первой половины XIX века.



12 часов

1

1.1. Введение. Обзор русской литературы первой половины XIX века.

2




2-4

1.2.Творчество А. С. Пушкина: лирика, поэма «Медный всадник».

2

4

5

1.3. Лирика М. Ю. Лермонтова.

1

1

6

1.4. Повесть Н. В. Гоголя «Невский проспект».

1

1

7

1.5. Контрольная работа по разделу «Русская литература первой половины XIX века».

Промежуточный контроль

2 часа




Раздел II. Литература второй половины XIX века.

86

8

2.1. Обзор русской литературы второй половины XIX века.

2




9-11

2.2.Творчество А.Н.Островского: драма «Гроза», комедия «Лес».

2

4

12

^ АТТЕСТАЦИОННАЯ РУБЕЖНАЯ РАБОТА №1

2 часа

13-16

2.3. Творчество И. А. Гончарова: роман «Обломов».

2

6

17-19

2.4. Лирика поэтов 2-ой половины 19 века (Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, А.К.Толстой).

2

4

20-23

2.5. Творчество И. С. Тургенева: роман «Отцы и дети».

2

6

24

2.6.Творчество Н.С.Лескова: повесть «Очарованный странник».

1

1

25-27

2.7. Творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина: роман «История одного города».

2

4

28-29

2.8.Творчество Н. А. Некрасова: лирика, поэма «Кому на Руси жить хорошо».

2

2

30

2.9.Творчество Н. Г. Чернышевского. Русский тенденциозный роман. Роман «Что делать?».

2




31

^ АТТЕСТАЦИОННАЯ РУБЕЖНАЯ РАБОТА №2

2 часа

32-36

2.10. Творчество Ф. М. Достоевского: роман «Преступление и наказание».

2

8

37-42

2.11.Творчество Л. Н. Толстого: роман-эпопея «Война и мир».

2

10

43-47

2.12.Творчество А. П. Чехова: рассказы, драма «Три сестры», комедия «Вишневый сад».

2

8

48

^ АТТЕСТАЦИОННАЯ РУБЕЖНАЯ РАБОТА №3

2 часа

49

2.13.Обзор зарубежной литературы XIX века. *

2

2





Литература ХХ века

90 часов




^ Раздел III. Литература первой половины XX века.




50

3.1. Обзор русской литературы первой половины ХХ века. Особенности развития литературного процесса. Периодизация литературного процесса в ХХ веке.

2




51-53

3.2. Творчество И. А. Бунина: основные мотивы лирики; рассказы – тема истинного и ложного.

2

4

54-55

3.3. Творчество А. И. Куприна: повесть «Гранатовый браслет».

2

2

56

3.4. Творчество Л. Н. Андреева: повесть «Иуда Искариот».

1

1

57-59

3.5. Творчество М. Горького: неоромантические рассказы, драма «На дне».

2

4

60

3.6. Промежуточный контроль по теме «Проза начала ХХ века».

2 часа

61

3.7. Обзор зарубежной литературы первой половины ХХ века.*

2




62

3.8. Русская поэзия первой половины ХХ века (обзор). Социально-философские предпосылки возникновения модернизма. Модернизм и реализм.

2




63-64

3.8.1. Русский символизм: творчество А. А. Блока, В. Я. Брюсова, К.Д. Бальмонта, А. Белого.




4

65-666.6.

3.8.2. Русский акмеизм. Творчество Н. С. Гумилева, А. А. Ахматовой.




4

67-68

3.8.3. Русский футуризм. Творчество В.В. Маяковского, И. Северянина, В.В. Хлебникова.




4

69-70

3.8.4. Вне литературных течений: творчество С. А. Есенина, М. И. Цветаевой, Б. Л. Пастернака.




4

71

3.8.5. Промежуточный контроль по теме «Поэзия первой половины ХХ века».

2 часа

72-75

3.9. Творчество М. А. Булгакова: роман «Мастер и Маргарита».

2

6

76

3.10. Сатирическое обличение нового быта в литературе 30–40–х гг. Творчество А.Аверченко, М.Зощенко, И.Ильфа и Е. Петрова

2




77-79

3.11. «Человек в огне гражданской войны». Произведения И.Бабеля, Б. Пастернака, А Фадеева. М.А. Шолохов « Тихий Дон».*

2

4

80-81

3.12. Произведения-антиутопии. Е.Замятин «Мы», А.Платонов «Котлован».*

2

2

82-84

3.13.«Век мой – зверь мой…»: тема тоталитарного государства в русской литературе. О.Мандельштам, А. Ахматова «Реквием», В. Шаламов «Колымские рассказы», А.Солженицына «Один день из жизни Ивана Денисовича».*

2

4




Раздел IV. Литература второй половины ХХ века.







85

4.1. Обзор русской литературы второй половины ХХ века

2




86-87

4.2. Основные темы и проблемы прозаических произведений второй половины ХХ века. Творчество В.Астафьева, В.Быкова, Ч.Айтматова, В.Распутина, Ю.Трифонова, Ю.Нагибина, В.Шукшина, Б.Можаева, В.Проскурина и т.д.*

2

2

88

4.3. Русская поэзия второй половины ХХ века: творчество Н.Рубцова, Б.Окуджавы, Р. Гамзатова, В. Высоцкого, А. Твардовского, Р. Рождественского, Е.Евтушенко.*




2

89-91

4.4. Тема Великой Отечественной войны в произведениях русской литературы ХХ века.*




6

92-93

4.5. Особенности драматургии второй половины ХХ века. Произведения В. Вампилова, Ю.Розова, Арбузова и т.д.*

2

2

94-95

4.6. Обзор современной литературы.*

2

2

96-97

ИТОГОВАЯ РАБОТА (дифференцированный зачет).

2





^ 2.2. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

Раздел I. Русская литература первой половины XIX века

  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Литература» для специальности 030912 (52) «Право и организация социального обеспечения» среднего профессионального образования. М.: Российская академия правосудия, 2012. 92 с. Авторы-составители iconУчебно-методический комплекс для студентов Факультета непрерывного...
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «История» для специальности 030912. 52 «Право и организация социального обеспечения»...

Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Литература» для специальности 030912 (52) «Право и организация социального обеспечения» среднего профессионального образования. М.: Российская академия правосудия, 2012. 92 с. Авторы-составители iconУчебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Обществознание»...
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Обществознание» для специальности 030912. 52 «Право и организация социального...

Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Литература» для специальности 030912 (52) «Право и организация социального обеспечения» среднего профессионального образования. М.: Российская академия правосудия, 2012. 92 с. Авторы-составители iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности Право и...
«География» для студентов факультета непрерывного образования Российской академии правосудия по специальности Право и организация...

Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Литература» для специальности 030912 (52) «Право и организация социального обеспечения» среднего профессионального образования. М.: Российская академия правосудия, 2012. 92 с. Авторы-составители iconУчебно-методический комплекс по учебной дисциплине литература
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине литература для специальности 030503 (52) 0201 «Правоведение» среднего профессионального...

Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Литература» для специальности 030912 (52) «Право и организация социального обеспечения» среднего профессионального образования. М.: Российская академия правосудия, 2012. 92 с. Авторы-составители iconУчебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Мировая художественная...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Литература» для специальности 030912 (52) «Право и организация социального обеспечения» среднего профессионального образования. М.: Российская академия правосудия, 2012. 92 с. Авторы-составители iconАнглийский язык
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Английский язык» для специальности 030503 (52) – «Правоведение» среднего профессионального...

Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Литература» для специальности 030912 (52) «Право и организация социального обеспечения» среднего профессионального образования. М.: Российская академия правосудия, 2012. 92 с. Авторы-составители iconУчебно-методичекое пособие для студентов среднего профессионального...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов среднего профессионального образования по специальности 030504- право и организация...

Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Литература» для специальности 030912 (52) «Право и организация социального обеспечения» среднего профессионального образования. М.: Российская академия правосудия, 2012. 92 с. Авторы-составители iconУчебно-методический комплекс москва 2010 Государственное образовательное...
Учебно-методический комплекс (умк) по учебной дисциплине «Международное право» подготовлен на основе требований Государственного...

Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Литература» для специальности 030912 (52) «Право и организация социального обеспечения» среднего профессионального образования. М.: Российская академия правосудия, 2012. 92 с. Авторы-составители icon030912 «Право и организация социального обеспечения» Смоленск 2012 Рассмотрено на заседании
Негосударственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Литература» для специальности 030912 (52) «Право и организация социального обеспечения» среднего профессионального образования. М.: Российская академия правосудия, 2012. 92 с. Авторы-составители iconУчебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Русский язык» для специальности 030912 (52)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов