Учебно-методическое пособие по самостоятельному изучению дисциплины и подготовки к семинарским занятиям Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом




НазваниеУчебно-методическое пособие по самостоятельному изучению дисциплины и подготовки к семинарским занятиям Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом
страница1/9
Дата публикации22.06.2013
Размер1.44 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
zadocs.ru > Право > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Бузулукский гуманитарно-технологический институт

(филиал) государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования -

«Оренбургский государственный университет»


Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин

Л.Ю. Чуркина
СОЦИОЛОГИЯ
Учебно-методическое пособие по самостоятельному изучению дисциплины и подготовки к семинарским занятиям


Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом Бузулукского гуманитарно-технологического института (филиала) Государственного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет»


Бузулук 2012
УДК 66.0

ББК 32.001

Ч – 93
Рецензенты:

доцент кафедры гуманитарных и социальных дисциплин БГТИ (филиала) ОГУ, кандидат исторических наук Хомякова Н.В.

заведующая кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Бузулукского финансово-экономического колледжа, кандидат исторических наук Ю.В. Мельникова

Чуркина Л. Ю.,

Социология: учебно-методическое пособие / Л. Ю. Чуркина;

Ч-93 Бузулукский гуманитарно- технолог. ин-т (филиал) ОГУ. -

Бузулук: БГТИ (филиал) ОГУ, 2012. – 129 с.
Учебно-методическое пособие включают в себя указания и рекомендации по самостоятельному изучению дисциплины, планы семинарских занятий, темы реферативно-исследовательских работ, вопросы итогового контроля по дисциплине, словарь терминов.

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов очной и заочной форм обучения специальностей 030501.62 «Юриспруденция», 080105.62 «Финансы и кредит», 270102.62 «Промышленное и гражданское строительство», 080109.62 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 190601.62 «Автомобили и автомобильное хозяйство», 190603.62 «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования», 051000.62 «Профессиональное обучение»

УДК 66.0 ББК 32.001

© Чуркина Л. Ю., 2012
^
© БГТИ (филиал) ОГУ, 2012

СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………….4

1 Методические указания и рекомендации по самостоятельному

изучению дисциплины ……………………………………………………………..7
2 Материалы для организации самостоятельной работы студентов ...................10
3 Задания и тесты для самопроверки……………………………………………...81
4 Примерная тематика реферативно-исследовательских работ………………...84

5 Примерный перечень вопросов зачёта для студентов очной формы

обучения…………………………………………………………………………….86

6 Примерный перечень вопросов зачёта для студентов заочной формы

обучения…………………………………………………………………………….89

7 Рекомендуемая литература………………………………………………………92

8 Словарь терминов………………………………………………………………...95

9 Персоналии……………………………………………………………………...114

Приложение А…………………………………………………………………….

Приложение Б……………………………………………………………………..

Введение
Социология занимает особое место в структуре современного обществознания. Сочетая широкий теоретический охват с максимальной приближенностью к конкретным прикладным исследованиям, социология относится к разряду гуманистически ориентированных обществоведческих дисциплин. В наше время, эпоху радикальной трансформации общественного сознания и социального уклада, не только академический мир, но и самые широкие круги общества связывают с прогрессом социологии надежду на создание подлинно научной картины трансформирующегося российского общества, способной стать основой для выработки прогностических концепций развития нашей страны в ХХI веке.

Основной целью данного учебно-методическое пособия по социологии является: активизация самостоятельной работы студентов и повышение академической мобильности в области социологии.

В результате изучения дисциплины «Социология» студент должен:

Знать:

- закономерности функционирования современного общества на макро- и макро-уровнях;

- основные понятия, категории и инструменты социологической теории и прикладных социально-экономических дисциплин;

- основные особенности ведущих школ и направлений социологической науки;

- основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на макроуровне;

- основные особенности российской социума, его социальную структуру, основные направления социальной политики государства;

Уметь:

- анализировать социальные процессы и явления,

- процессы трансформации общества, его институтов и организаций на микро и макроуровне;

- выявлять проблемы социального характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом социально-экономических последствий;

- проектировать и проводить социологические исследования, анализировать и интерпретировать полученных данные и использовать социальные и законодательные базы данных, действующую нормативно-правовую базу социально-экономических показателей;

- применять источники социальной и управленческой информации;

- анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики и опросов общественного мнения о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социальных показателей;

- осуществлять поиск информации по полученному заданию, их сбор, анализ и обобщение для решения поставленных социальных, экономических и информационных задач;

- строить на основе описания ситуаций стандартные теоретические и практические модели поведения в экономическом пространстве, содержательно интерпретировать полученные результаты;

- прогнозировать на основе стандартных теоретических моделей поведение социальных и экономических групп населения, хозяйствующих субъектов, возможное развитие социальных процессов и явлений в сфере экономики и финансов;

- представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде доклада, информационного или аналитического отчета или статьи;

- организовать выполнение конкретных поручений с учетом особенностей коллектива; создавать малые рабочие группы, способные выполнить с поставленные задачи.

Владеть:

- методологией и техникой социологических исследований в сфере профессиональной и управленческой деятельности;

- современными методами сбора, обработки и анализа социологических и социальных данных;

- методами анализа социально-экономических явлений и процессов;

- современными техниками и методиками расчета и анализа социальных показателей, характеризующих развитие социальных процессов и изменений в обществе;

- навыками самостоятельной работы, самоорганизации и самоменеджмента.

^ Структура учебно-практического пособия.

Учебно-методическое пособие включает:

- краткое содержание основных разделов дисциплины;

- задания к семинарским занятиям;

- темы реферативно-исследовательских работ;

- методические указания к их написанию;

- глоссарий;

- персоналии;

- список рекомендованной литературы;

- интернет – ресурсы.


^ 1 Методические указания и рекомендации по самостоятельному изучению дисциплины
Для успешного усвоения учебной дисциплины «Социология» студент должен знать:

- историю, особенно этапы развития общества, историю становления государственности, реформы прошлого;

- основы политологии как науки политическом устройстве общества, его структуре и политических отношениях;

- основы философии как науки о фундаментальных принципах и основах

человеческого бытия;

- основы экономических отношений, экономический строй страны и значение экономики в жизни общества.

Обучение социологии осуществляется в форме лекций и семинарских занятий, а также в процессе самостоятельного изучения учебного материала.

Формой контроля качества усвоения учебного материала являются зачет.
^ 1.1 Содержание основных разделов дисциплины
Раздел 1. Предпосылки развития социологии, её предмет, объект, законы и функции

Социология как наука о закономерностях функционирования и развитая социальных отношении, развивающихся в процессе социального взаимодействия социальных групп, личности и общностей. Эволюция предмета социологии в российской и зарубежной социологии. Отличие предмета социологии от предмета экономической, философской, исторической, политологической, статистической и психологической наук. Современные российские и зарубежные социологические школы и теории. Общесоциологические законы и частные социологические теории в познании жизни российского общества. Функции социологии: теоретическая, гносеологическая, мировоззренческая, управленческая, информационная, прогностическая, критическая, прикладная. Социологическое понимание культуры. Общество как система. Концепции социального прогресса и место России в мировом сообществе. Общество и его социальные институты, социальные организации, группы, общности. Этнические общности. Этногенез. Межнациональные отношения.Личность как социальный тип. Структура личности. Теории личности: Р. Мертон, Т. Парсонс, Э. Дюркгейм. Формирование личности в процессе социализации.

^ Раздел 2. Отраслевая социология в структуре социологического знания, ее направления в сфере профессиональной деятельности

Развития отраслевой социологии в России и за рубежом. Предмет и объекты отраслевой социологии. Структура отраслевой социологии и частные социологические теории в познании социальных процессов и социальных отношений (социология труда, социология занятости, социология города (социальная инфраструктура), социология села, социология предпринимательства, социология безработицы, социология управления, социология семьи, социология религии, социология образования).

^ Раздел 3. Социальная структура и стратификация современного российского общества как основа изучения социальных отношений

Определение понятия социальной структуры. Теория социальной структуры, ее сущность и функции. Социальная структура общества и ее подструктуры: социально-демографическая, социально-классовая, социально-профессиональная, социально-территориальная, национальная. Факторы, обуславливающие стратификацию российского общества. Социальная, профессиональная, экономическая стратификация общества. Социальное неравенство и социальная поляризация в российском обществе, их влияние на социальный статус личности. Новые классы, социальные группы и слои российского общества. Средний класс. Социальная и профессиональная мобильность личности как форма социальной адаптации к новым экономическим условиям. Особенности социальной и профессиональной мобильности. Социальные изменения и прогресс Реформы и социальные революции. Социальная организация и структура управления. Управление как социальный процесс. Социальное прогнозирование. Социальное предвидение. Социальное проектирование. Производственные организации. Общественное мнение как институт социального контроля и субъект социального управления. Структура и функции общественного мнения.

^ Раздел 4. Методика и методология прикладных социологических исследований

Социологическое исследование: определение, предмет, объект. Виды социологических исследований, применяемых для изучения социальных отношений. Характеристика этапов организации и проведения прикладного социологического исследования. Программа социологического исследования - методологический и методический документ, раскрывающий стратегию, тактику и концептуальную основу исследования. Общая структура программы: методологический, методический, организационно-технический разделы. Цель и задачи исследования. Его предмет и объект.Гипотеза как структурный элемент методологического раздела программы прикладного социологического исследования. Генеральная и выборочная совокупности. Репрезентативность выборки.Интерпретация и операционализация - методологические процедуры логического анализа ключевых понятий исследования.Классификация методов сбора первичной социологической информации. Обработка и систематизация результатов социологического исследования.

^ 2 Материалы для организации самостоятельной работы студентов

Тема 1-2 Основы и основание социологии

План лекционного занятия

1 Предмет социологического знания.

2 Основные направления европейской социологии XIX в

3 Парадигмы современной западной социологии.

4 Современные российские социологические школы и теории

^ Основные положения

1 Социология изучает человеческое общество и поведение людей в социальных обстоятельствах. Она позволяет более отчетливо видеть и объяснять те социальные силы, которые влияют на нашу жизнь. Понятие «социальное» (социальность), подчеркивающее фактор взаимодействия людей, его влияние на их мысли и поведение в качестве базовой характеристики социальной жизни, является ключевым в определении социологами предмета своей науки.

Социология тесно связана со здравым смыслом, т.е. с представлениями людей о мире и о себе, складывающимися на основе повседневного опыта, некритически сочетающими наивный реализм и господствующие в данном обществе стереотипы. Социолог изучает человеческие действия, которые уже были названы и обдуманы, пусть недостаточно связно и внятно, самими действующими лицами еще до того, как он приступил к их изучению. Но в отличие от обыденного разума поле исследования социологии не ограничено жизненным миром социолога, его индивидуальными целями, людьми, с которыми он общается. Социология сопоставляет друг с другом множество жизненных миров, что имеет не только количественное (больше фактов и статистических данных вместо отдельных случаев), но и качественное значение при использовании ее знаний. Тем самым социология не столько сообщает нам радикально новые знания, сколько дает более адекватные формулировки относительно социальных обстоятельств, стремится к повторному описанию объекта так, чтобы выявить его сложность.

Необходимо различать социальные и социологические проблемы. Первые ориентированы на решение практических задач прежде всего теми, кто наделен властью; вторые носят теоретический, методологический характер, нацелены на осмысление того, что происходит в рамках социального взаимодействия, как действует система в целом, каковы исходные предпосылки ее существования и за счет каких средств поддерживается ее единство. Даже если социолог занимается решением конкретной социальной проблемы, он стремится понять ситуацию в целом, ценности и способы действия всех участвующих в ней сторон. Умение видеть любую ситуацию как со стороны, отстраненно, беспристрастно является отличительной чертой социологического сознания.

2 Интерес к изучению проблем общества связан с разными именами и традициями в истории науки: с именами Платона и Аристотеля в античной философии, Н. Макиавелли и Т. Мора в эпоху Возрождения, с идеями европейского Просвещения. Сам термин "социология" впервые был использован в 1824 г. О. Контом. Подход Конта и Г. Спенсера к обществу был основан на убежденности в том, что принципы позитивизма могут стать фундаментом научного исследования общества. Социология, полагали они, должна открывать общие законы социального изменения, используя методы, подобные естественнонаучным. Основной интерес для позитивистской социологии представляли прежде всего структура общества, фазы, этапы в его развитии – то есть макросоциологические институты и процессы. В зависимости от того, какой фактор объявлялся определяющим для общественного развития, в социологии складывались направления: органическое, географическое, психологическое, расово-антропологическое.

В Х1Хв уже складываются направления, получившие распространение в нашем столетии, - функционализм и конфликтная социология.

Функционализм в том или ином виде присутствовал во всех социальных теориях, которые использовали принципы системного исследования общества. При этом возникла аналогия между обществом и организмом. Элементы общества выделялись по принципу органов, функционирование которых обеспечивает жизнеспособность целого. Многие черты функционального подхода можно найти у Конта, Спенсера и Дюркгейма, которому принадлежит одна из первых в социологии формулировок определения функции. Важным этапом истории функционалистских представлений в социологии стал американский структурный функционализм в лице Т.Парсонса и Р.Мертона.

3 Фундаментальные социологические вопросы можно сформулировать следующим образом: 1) как возможно общество в форме устойчивой целостности; 2) как взаимосвязаны индивид и общество.

В зависимости от ответа на них различают теоретические направления в социологии. При ответе на первый вопрос выделяются функциональный и конфликтный подходы (макросоциологические парадигмы); при ответе на второй – структурный и поведенческий (или деятельностный) подходы (микросоциологические парадигмы).

Представители функционального подхода полагают, что общество складывается в устойчивую целостность автоматически благодаря процессу саморегуляции (подобно биологическим организмам), когда различные его части (экономика, государство, семья, школа и т.д.) выполняют взаимодополняющие функции и тем самым способствуют социальной интеграции.

Сторонники конфликтного подхода полагают, что состоянием общества является конфликт между разными людьми, группами и организациями, каждая из ко­торых стремится к власти. В этой борьбе привилегированное меньшинство, которое контролирует важнейшие ресурсы об­щества, вероятнее всего, и будет организовывать и обустраивать общество в соответствии со своими интересами.

В структурном (или структуралистском) подходе пове­дение индивида и группы объясняется социальными обстоя­тельствами и социальной структурой, в которой они нахо­дятся, рассматривается как продукт и производное социаль­ной системы.

Сторонники деятельностного подхода полагают, что общество возникает из осмысленных и целенаправленных действий индивидов. И хотя эти действия социально обусловлены, они не становятся от этого жестко запрограммированными, человеческое поведение – творческий процесс, оно основано на том, как люди интерпретируют и направляют наличные социальные обстоятельства.

Социология – полипарадигмальная наука, т.е. она должна давать многообразные объяснения одних и тех же со­циальных процессов, сохраняя при этом не только терпи­мость к взглядам и выводам различных исследовательских
школ и направлений, Что и поддерживая стремление соци­ологов к соединению, поиску гармоничного сочетания раз­ных подходов, выводов, интерпретаций относительно отдельных явлений или событий.

Социологическое воображение, согласно Ч. Райту Миллсу, дает возможность увидеть наш личный опыт в контек­сте того, что происходит в мире вокруг нас. Оно включает структурный, исторический, личностный аспекты, т.е. умение по­нимать окружающую социальную среду — структуру общества, его элементы, как они связаны между собой, как функционируют умение понимать отличительные особенности наше­го современного мира в сравнении его с прошлым; способ­ность понять, какие типы людей играют особую роль в совре­менном обществе на данном этапе и какие идут им на смену.

На основе критики структурного функционализма Парсонса создавались современные конфликтные парадигмы (основоположниками считаются К.Маркс и М.Вебер). Если функционализм подчеркивает сотрудничество и стабильность, то конфликтные парадигмы акцентируют неоднородность в обществе (Р.Дарендорф, Ч.Миллс). Являясь, как и функцио­нализм, макросоциологическими парадигмами, все конфлик­тологические направления рассматривают общество как еди­ное целое, но исходят из того, что в обществе есть группы лю­дей с разными интересами. Из-за существования различных интересов в обществе всегда присутствует потенциал конф­ликта, приводящий к определенной степени нестабильности.

Конфликтные парадигмы и функционализм анализируют общество в целом, полагают социальную структуру как дан­ность, как нечто объективное, присущее социальному миру. Эти макротеории акцентируют внимание на том, как структура общества влияет на поведение людей. Наоборот, микросоциологические парадигмы сосредоточиваются на том, как люди в своей деятельности и в процессе общения создают и изменяют общество. Эти вопросы рассматриваются в символическом интеракционизме, теории обмена, феноменологической социоло­гии, этнометодологии.

4 Российская социология возникает в конце 60-х годов XIX века, на начальном этапе развиваясь в традиции постконтовского позитивизма (П. Лилиенфельд, А. Стронин, П.Лавров, Н. Михайловский, Н. Кареев, Е. Де Роберти и др.)

В конце XIX в. складывается антипозитивизм, критикуются натуралистические установки (Б. Кистяковский, П. Новгородцев, Л. Петражицкий и др.).

В начале XX в. появляется неопозитивизм. Наиболее пол­но идеи неопозитивистской социологии выразил Питирим Александрович Сорокин, один из крупнейших русских, а затем американских социологов первой половины XX в.

После 1917 г. и до конца 80-х гг. история российской соци­ологии складывалась очень противоречиво. В настоящее время новое поколение российских социологов заново приобретает ис­следовательский опыт. Перед ними открывается возможность развивать социологию как самостоятельную науку на уровне мировых стандартов.

^ Вопросы семинара

  1. Теоретические подходы в социологии:

- функционализм;

- теория конфликта;

- символический интеракционизм.

  1. Социально-философские аспекты представлений об обществе.

  2. Теория среднего уровня Р. Мертона.

  3. Социологическое воображение.

  4. Фундаментальные вопросы социологии.


Основная литература:

  1. Социология: Учебник / А.А. Горелов . - М. : Эксмо, 2008. - 496 с. - (Образовательный стандарт ХХI) - ISBN 5-699-13220-1.

2 Предыстория социологии: учебно-методическое пособие / А.Н. Елсуков,

А.Н. Данилов. – Минск: ТетраСистем, 2011. – 192с. – ISBN 978-985-536-136-8.

3 История западной социологии: этапы, идеи, школы: Учебное пособие для

вузов. – М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2010. – 863с. (Gaudeamus). ISBN 978-5-8291-1187-8 (Академический Проект ) ISBN 978-5-98426- 088-6 (Гаудеамус).

Дополнительная литература:

1 Социология: Учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, О.А Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2008. – 407с. ISBN 5-238-00130-4

2 Социологическое воображение = Пер. с англ / Ч. Р. Миллс . - М. : NOTA BENE, 2009. - 264с - ISBN 5-8188-0033-4. Общество. М., 1992.

3 Абовский, Н. П. Из истории эволюции идей: от древности до наших дней / Н. П. Абовский // Alma mater: Вестник высшей школы, 2010. - N 10. - С. 36-38. - Библиогр.: с. 38.
Задания к теме
1 Какие два вида знаний об обществе, которые существовали ранее независимо друг от друга, объединила социология как специализированная область научного знания?

    1. _____________________________________________________________

    2. ______________________________________________________________


2 Назовите два ключевых слова, характерных для рабочего определения предмета социологии:

  1. _____________________________________________________________

  2. _____________________________________________________________


3 «Предмет социологии есть общество как объективная совокупность институтов, определяющих тип солидарности, изучать который следует на основе социальных фактов, выявляемых с помощью объективных методов». Отметьте, кому принадлежит это определение:

  1. Ф. Тённис

  2. Г. Зиммель

  3. Э. Дюркгейм

  4. М. Вебер

4 Какую из функций социологии реализуют следующие формы: социологическая экспертиза, социологическое консультирование, стратегический социологический анализ?

___________________________________________________________________

5 Объективность в социологии прежде всего означает, что реально существуют ____________________________, а их параметры можно определить с помощью ___________________________________________.

6 Впишите пропущенные слова: __________ в узком, специальном, ____________ смысле – это взаимоотношения между субъектами, возникающие в процессах их действий и взаимодействий по поводу статусов в социальной среде – малых и больших группах, общностях и организациях, обществе в целом.

7 Назовите любые четыре из шести компонентов социологии как науки, которые обеспечивают функцию познания социальной реальности:

  1. ____________________________________________________________

  2. ____________________________________________________________

  3. ____________________________________________________________

  4. ____________________________________________________________


8 Каким функциям социологического знания отвечает его дисциплинарная организация?

  1. ____________________________________________________________

  2. ____________________________________________________________

9 Напротив каждой из указанных в таблице дисциплин впишите соответствующее название уровня знания и характера дисциплины.

^ Название дисциплины

Уровень знания

Характер дисциплины

Социальная информатика







Социология семьи







Социология личности







История социологии







Социальное проектирование и прогнозирование







Социология маркетинга и рекламы








10 Назовите ранних теоретиков – классиков, основателей социологии.

  1. _____________________________________________________________

  2. ______________________________________________________________

  3. _____________________________________________________________

11 Впишите в таблицу имена одного – двух представителей напротив каждого из названий школ (традиций), характерных для ранней теоретической классики в российской социологии:

^ Школа (традиция)

Имена представителей

Академическая марксистская социология




«Субъективная школа»




Пролетарски-революционная марксистская социология




Географический детерминизм




Сциентистски («чисто научно») ориентированное понимание социологии как учения об обществе и его законах (т.е. позитивное)




Сциентистски-либеральная социология




Социал-демократическая интерпретация марксистской социологии




Эмпирические исследования, ориентированные на разработку фундаментальных проблем социального развития советского общества





12 Какой из теоретико-методологических подходов использовал Т. Парсонс при определении предмета социологии?

  1. Теория и методология измерения социальной мобильности.

  2. Методология структурно-функционального анализа.

  3. Теории среднего уровня.

13 Э. Дюркгейм определяет понятие «социальный факт» как «… всякий способ действия, устоявшийся или нет, способный оказывать на индивида внешнее принуждение». Перечислите конкретизированные характеристики социальных фактов:

  1. ____________________________________________________________

  2. ____________________________________________________________

  3. ____________________________________________________________

  4. ____________________________________________________________

  5. ____________________________________________________________

14 Наиболее детально вопрос о функциях социального действия разработал:

  1. М. Вебером

  2. П. Сорокиным

  3. Т. Парсонс

15 Назовите любых трех авторов, упомянутых в лекции, которые занимались изучением массового общества:

  1. _________________________________________________________________

  2. _________________________________________________________________

  3. _________________________________________________________________

16 Термин «этнометодология» ввел:

  1. Т.Хагерстранд

  2. Г. Гарфинкель

  3. М. Мэлбин


17 Автором идеи символического интеракционизма является:

  1. 3. Фрейд

  2. Дж. Мид

  3. Ж. Пиаже

18 Составить мнемокарты по вопросам «Социально-философские аспекты представлений об обществе» и «Социологическое воображение», пользуясь алгоритмом из приложения А.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методическое пособие по самостоятельному изучению дисциплины и подготовки к семинарским занятиям Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом  iconУчебно-методическое пособие /Т. П. Синютина, Л. Ю. Миколишина, Т....
Работа одобрена редакционно-издательским советом академии в качестве учебно-методического пособия

Учебно-методическое пособие по самостоятельному изучению дисциплины и подготовки к семинарским занятиям Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом  iconД. А. Белухин педагогическая этика: желаемое и действительное
...

Учебно-методическое пособие по самостоятельному изучению дисциплины и подготовки к семинарским занятиям Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом  iconВ. И. Кочетков политология планы-задания к семинарским занятиям
Рекомендовано к изданию научно-методическим советом Учреждения образования «Гомельский государственный университет имени Франциска...

Учебно-методическое пособие по самостоятельному изучению дисциплины и подготовки к семинарским занятиям Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом  iconПриродных ресурсов
Рассмотрены и рекомендованы к изданию редакционно-издательским советом университета

Учебно-методическое пособие по самостоятельному изучению дисциплины и подготовки к семинарским занятиям Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом  iconМетодические указания для студентов специальности 1-75 01 01 «Лесное хозяйство»
Рассмотрены и рекомендованы к изданию редакционно-издательским советом университета

Учебно-методическое пособие по самостоятельному изучению дисциплины и подготовки к семинарским занятиям Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом  iconУчебное пособие представляет собой курс макроэкономики вводного уровня....
Рекомендовано Редакционно-издательским советом Государственного университета — Высшей школы экономики

Учебно-методическое пособие по самостоятельному изучению дисциплины и подготовки к семинарским занятиям Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом  iconУчебно-методическое пособие подготовлено в соответствии с программой...
Утверждено редакционно-издательским советом академии в качестве учебного пособия для студентов 3-го курса факультета заочного обучения...

Учебно-методическое пособие по самостоятельному изучению дисциплины и подготовки к семинарским занятиям Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом  iconНовосибирский государственный технический университет
Рекомендовано Редакционно–издательским советом университета для студентов I курса фго (направление “Филология”)

Учебно-методическое пособие по самостоятельному изучению дисциплины и подготовки к семинарским занятиям Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом  iconУчебный курс «Отечественная история»
Артюх Е. А., Бондаренко С. И. Отечественная история, ix–xxi вв.: учебно-методическое пособие для подготовки к семинарским занятиям...

Учебно-методическое пособие по самостоятельному изучению дисциплины и подготовки к семинарским занятиям Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом  iconУчебный курс «Отечественная история»
Артюх Е. А., Бондаренко С. И. Отечественная история, ix–xxi вв.: учебно-методическое пособие для подготовки к семинарским занятиям...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов