Актуальность темы исследования. Исполнительная власть является важным элементом в политической системе современных государств и во многом именно она определяет




Скачать 268.62 Kb.
НазваниеАктуальность темы исследования. Исполнительная власть является важным элементом в политической системе современных государств и во многом именно она определяет
страница1/2
Дата публикации16.07.2013
Размер268.62 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Право > Документы
  1   2


Введение

Актуальность темы исследования. Исполнительная власть является важным элементом в политической системе современных государств и во многом именно она определяет характер политического взаимодействия государственной власти, элит и общества внутри страны и модель поведения государства на внешнеполитической арене. Еще более важное место исполнительная власть занимает в трансформирующихся обществах, где происходит деконструкция старых политических институтов, установок и ценностей и создание новых. К таким государствам, безусловно, относится и Российская Федерация. Достижение ключевых целей государственного управления напрямую зависит от эффективной деятельности системы исполнительной власти и, прежде всего, федеральных органов исполнительной власти.

Объектом исследования является общественные отношения, направленные на регулирование деятельности системы федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.

Предмет исследования - конкретные нормы действующего законодательства, отражающего основные тенденции развития современной системы федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации в контексте осуществления административной реформы исполнительной власти.

Цель настоящей работы - провести комплексное исследование системы федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации как одного из ключевых институтов политико-административного управления в механизме российского государства, проанализировать основные этапы совершенствования данного института.

Для достижения этой цели в работе поставлены следующие задачи:

проанализировать нормативное регулирование деятельности федеральных органов исполнительной власти;

правовое положение федеральных органов исполнительной власти;

правовое положение федеральных министерств;

правовое положение федеральных служб;

правовое положение федеральных агентств;

изучить проблемы совершенствования законодательства по рассматриваемой теме.

Методологической основой исследования послужили различные методы научного познания, в частности, системно-структурный, структурно-функциональный, нормативный, дедуктивный и другие. Системно-структурный и структурно-функциональный методы стали базовыми в ходе проведения диссертационного исследования и использовались при анализе системы федеральных органов исполнительной власти. Метод политической компаративистики оказался эффективным для выявления закономерностей функционирования и развития систем исполнительной власти в различных современных государствах. Нормативный метод использовался при анализе правовых документов РФ.

Вопросами теории, проблемы правового регулирование федеральных органов исполнительной власти занимались Алёхин А.П., Адушкин А.С, Багишаев А.А., Бахрах Д.Н., Габричидзе Б.Н., Корнеев А.П., Кармолицкий А.А., Малько А.В., Пронина А.В., Овсянка Д.Н., Чернявский А.Г..

Структура курсовой работы состоит из: введения, трех глав, разбитых на параграфы , заключение , приложение , списка литературы.


^ Глава 1. Нормативное регулирование деятельности федеральных

органов исполнительной власти

1.1 История развития системы федеральных органов исполнительной власти

В начале 90-х гг. получили свое нормативное установление понятия "система" федеральных органов исполнительной власти. В то же время были приняты важнейшие законодательные и иные нормативные правовые акты, определяющие современную систему, структуру, виды и компетенцию федеральных органов исполнительной власти.

В советские годы система органов государственного управления России устанавливалась законодательными и иными нормативными актами как бывшего СССР, так и РСФСР.

Органы исполнительной власти в нашей стране находились в стадии организации и реорганизации: создавались новые структуры, ликвидировались старые, изменялись названия, предлагались новые организационно-правовые формы органов исполнительной власти, вновь создавались прежние структурные подразделения. Как правило, соответствующие нормативные акты, изменявшие структуру органов федеральной исполнительной власти, принимались с целью "улучшения" и "совершенствования" системы государственного управления.

Современная система органов исполнительной власти в России берет свое начало в постановлении Верховного Совета РСФСР,1 которое определяло, что Президенту РСФСР предоставляется право впредь до принятия закона об управлении краем, областью, законов об автономных областях, автономных округах отстранять от должности председателей краевых, областных Советов народных депутатов.

Появление новых властных структур в России характеризуется тем, что, во-первых, стала актуальной задача практического осуществления идеи российского губернаторства, во-вторых, утвердилось мнение, что властные структуры, органы государственного управления не отвечают новым задачам и целям, в-третьих, в те годы преобладала официальная установка на необходимость принятия и применения указов Президента РСФСР на всей территории России, несмотря на отсутствие законодательного регулирования соответствующих управленческих и иных отношений. Таким образом, сама политическая ситуация создавала условия для издания соответствующих указов Президента РСФСР.

В начале 90-х гг. были созданы новые или преобразованы ранее действовавшие республиканские министерства и ведомства. Процесс создания новой системы и структуры федеральных органов исполнительной власти протекал стихийно, без какого-либо плана и без законодательной основы. Главная цель таких мероприятий сводилась к одному: переделать или переименовать все заново, не вникая в суть проблемы и не основываясь на реальных запросах управленческой практики.

В рассматриваемый период под системой федеральных органов государственного управления понимался перечень органов государственного управления, входящих в систему центральных органов государственного управления.2

В силу того, что в начале 90-х гг. государство ослабило свое влияние на экономические процессы, возникла критическая ситуация с общей управляемостью экономикой.

Федеральная исполнительная власть заботилась об усилении отраслевых, функциональных структур в ущерб региональным или местным.

^ 1.2 Система органов исполнительной власти

Система органов исполнительной власти - это вертикальная власть между соподчиненными органами на основе разделения компетенции между ними. Она обусловлена федеративным устройством государства и состоит из Президента, Правительства, федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации.

Правовое положение органов исполнительной власти как субъектов административных правоотношений определено соответствующими нормативными актами.

Глава 4 Конституции посвящена определению правового положения Президента Российской Федерации, согласно ей Президент является главой государства, он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействия органов всех ветвей государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной, принимает меры по охране суверенитета страны, ее независимости и государственной целостности, выступает гарантом прав и свобод человека и гражданин, активно влияет на деятельность исполнительно - распорядительных органов, что выражается в различных формах.

Совет Безопасности Российской Федерации действует в соответствии с Положением о нем, утвержденным Указом Президента от 10 июля 1996 года.3 Это конституционный орган, осуществляющий подготовку решений Президента по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведение единой государственной политики в области обеспечения безопасности.

Совет Безопасности является органом, обеспечивающим условия для реализации Президентом его конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета Федерации, ее независимости и государственной целостности. Он рассматривает на своих заседаниях важнейшие вопросы безопасности, подготавливает решения и проекты указов Президента, рассматривает законопроекты в этой области, осуществляет контроль за реализацией федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации стратегии в области внутренней, внешней и военной политике, военно-технического сотрудничества и информационной безопасности страны. Члены Совета Безопасности назначаются Президентом.

Государственным органом, обеспечивающим деятельность Президента, является его Администрация, она создает условия для реализации Президентом функции гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина, принятие мер по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности, определение основных направлений внутренней и внешней политике, решение кадровых вопросов и обеспечение реализации Президентом иных возложенных на него полномочий.4

Правительство РФ – высший исполнительный орган государственной власти в масштабе всей страны.

Правительство является коллегиальным органов, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Оно состоит из Председателя, заместителей Председателя Правительства и федеральных министров.

Федеральная исполнительная власть стала двухступенчатой: Правительство России и Федеральные органы – министерства и иные органы.

Председатель Правительства назначается Президентом в порядке и освобождается им от должности. На членов Правительства распространяются требования о представлении в налоговые органы сведений о полученных и являющихся объектами налогообложения доходах, ценных бумагах, а также о являющимся объектом налогообложения имуществе, принадлежащим им на праве собственности.5 Правительство разрабатывает и представляет Государственной Думе Федеральный бюджет, обеспечивает его исполнение и отчитывается об этом перед Государственной Думой, обеспечивает проведение в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики, обеспечивает проведение в стране единой государственной политики в социальной сфере. Для обеспечения деятельности Правительства и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти принятых Правительством решений образуется Аппарат Правительства. Он взаимодействует с Администрацией Президента и аппаратами палат Федерального Собрания.

Федеральные министерства и иные Федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству и ответственны перед ним за выполнение порученных задач. Министерство РФ – Федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий деятельность в этой сфере иных Федеральных органов исполнительной власти. Министерство возглавляет входящий в состав Правительства министр.

Государственный комитет РФ, Федеральная комиссия России – Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Государственный комитет, Федеральную комиссию возглавляют соответственно председатель государственного комитета РФ, председатель федеральной комиссии России.

Федеральная служба России, Российское агентство, федеральный надзор России – Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции в установленных сферах ведения. Федеральную службу России возглавляет руководитель (директор), Российское агентство – генеральный директор, федеральный надзор России – начальник.

Создание Федеральных органов исполнительной власти, их реорганизация и ликвидация осуществляются Президентом по предложению Председателя Правительства.6

Для осуществления своих полномочий Правительство может создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.
Глава 2 Федеральные органы исполнительной власти

^ 2.1 Федеральные министерства

Министерство Российской Федерации – как и другие федеральные органы исполнительной власти – это самостоятельный орган системы. Он имеет центральный аппарат, реализующий функции данного органа в пределах определенной компетенции по предметной области государственного управления, которая входит в его ведение.

Министерство Российской Федерации - это федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента РФ, деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.7 Хотя традиционно министерство является органом отраслевого управления, по сути многие министерства являются межотраслевыми и распространяют свои полномочия на все другие орган, объекты управления по определенной сфере функционального характера.

Правительство назначает и освобождает от должности заместителей федеральных министров, кроме того, оно вправе отменять и приостанавливать действие актов министерств.

Министр утверждает ежегодный план и показатели деятельности служб и агентств, а также отчет об их исполнении; вносит в Правительство РФ по представлению руководителя федеральные службы, федеральные агентства проект положения о федеральной службе, федеральном агентстве, предложения о предельной штатной численности службы, агентства и фонде оплаты труда их работников; вносит в Министерство финансов предложения по формированию федерального бюджета и финансированию служб и агентств; вносит в Правительство проекты нормативных правовых актов, относящихся к определенной ему сфере деятельности и к сферам деятельности служб и агентств, находящихся в его ведении, если принятие таких актов относится в соответствии с Конституцией, ФКЗ, ФЗ к компетенции Правительства; во исполнение поручений Президента, Председателя Правительства дает поручения службам и агентствам и контролирует их исполнение; имеет право отменить противоречащее федеральному законодательству решение агентства, службы, если иной порядок отмены решения не установлен ФЗ; назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководителей служб, агентств заместителей руководителей служб, агентств, а также руководителей территориальных органов за исключением заместителей руководителей, руководство деятельностью которых осуществляет Президент. В этих целях министр вносит в Правительство предложение о назначении на должность (освобождении от должности) руководителя государственного внебюджетного фонда; принимает нормативные правовые акты по сферам деятельности государственных внебюджетных фондов; вносит в Правительство проекты нормативных правовых актов, регулирующих деятельность государственных внебюджетных фондов; вносит в Правительство РФ по представлению руководителя государственного внебюджетного фонда проекты ФЗ о бюджете государственного внебюджетного фонда и об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда; назначает проверки деятельности внебюджетных фондов в случаях, устанавливаемых ФЗ.8

Министерство – центральный орган для выработки стратегии подведомственной ему сферы.9 Оно ставит цели, определяет способы их достижения. На практике:

готовит законодательную инициативу, основные и наиболее важные проекты Указов Президента, Постановления Правительства;

определяет организационно-управленческий механизм реализации государственной власти в подведомственной сфере.

Существует внутренняя структура министерства (Приложение 1). Руководитель министерства назначается Президентом по предложению Председателя Правительства. Основным структурным подразделением Министерства является Департамент.

Численность Департамента – от 30 до 50 человек. Внутри Департаменты делятся на более мелкие – отделы. 

Министры в Министерствах, руководство деятельностью которыми осуществляет Президент, назначаются Президентом самостоятельно. 

Министры, руководство деятельностью которыми осуществляет Правительство, назначаются Председателем Правительства по представлению Президента. 

Полномочия министра:

распределяет обязанности между заместителями;

утверждает положение о структурных подразделениях;

выполняет функции представителя нанимателя при найме на службу государственных служащих или передает эти полномочия одному из своих заместителей;

утверждает структуру и штатную численность в пределах, установленных Правительством или Президентом, утверждает план работы министерства, дает поручения федеральным службам и агентствам, принимает от имени Министерства нормативные индивидуальные акты;

является главным распорядителем бюджетных средств

Общий принцип назначения в системе исполнительной власти строится следующим образом: на должность всегда назначает не непосредственный руководитель, а вышестоящий над ним орган или должностное лицо. Руководителю никогда не дают полностью укомплектовать заместителей.10
^ 2.2 Федеральные службы

Федеральная служба – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ, общественной безопасности. Службу возглавляет руководитель (директор) службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа; в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту или находиться в ведении Правительства. Не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента, а федеральная служба по надзору - также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

 Под функциями по контролю и надзору понимаются:

осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения;

выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам.

Федеральные службы с точки зрения подведомственности делятся на 

подведомственные Президенту (например: ФСБ, Федеральное агентство специального строительства, ФСИН, и др.);

подведомственные Правительству (например: ФАС России, ФТС, ФСТ и др.);

подведомственные Министерству (например: Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения подведомственна Министерству здравоохранения).

Руководители служб назначаются президентом или правительством в зависимости от подведомственности, заместители – тем органом, которым подведомственна служба.11 В системе органов, подведомственных президенту, заместители назначаются президентом вне зависимости от того, к какому органу относится служба.

Службы (Приложение 2), которые напрямую подведомственны правительству или президенту, как правило, наделяются полномочиями по нормативно-правовому регулированию.12

С точки зрения структуры в службах, как правило, нет департаментов. Наиболее крупные структурные подразделения по основным направлениям деятельности именуются управлениями, которые делятся на отделы. 

В систему ведомства, возглавляемого федеральную службой, входят территориальные органы. На уровне субъектов – главные управления или управления. 

Полномочия руководителя федеральной службы – примерно равны полномочиям федерального министра.
^ 2.3 Федеральные агентства

В соответствии с Указом N 314 в систему федеральных органов исполнительной власти наряду с федеральными министерствами, федеральными службами входят федеральные агентства.13 Такая организационно-правовая форма федерального органа исполнительной власти является новой для Российской Федерации, в связи с чем определить его правовой статус достаточно трудно.

Среди задач Указа были: упорядочение системы федеральных органов исполнительной власти, унификация и систематизация их функций применительно к конкретным видам органов исполнительной власти. Но в отношении федеральных агентств реализовать в полной мере эту задачу не удалось.Указ допускает три варианта подчиненности федеральных агентств, что обусловливает особенности статуса каждой из групп: основная группа федеральных агентств подчинена федеральным министерствам, другая группа находится в подчинении Президента РФ и третья - в подчинении Правительства РФ. Однако и правовой статус каждой из указанных групп не вполне единообразен.

Так, в ведении Президента РФ наряду с федеральными министерствами и службами находятся федеральные агентства (Управление делами Президента России, Главное управление специальных программ Президента РФ), руководители которых назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ. Кроме того, Президент РФ руководит деятельностью Федерального агентства специального строительства, которое подведомственно Министерству обороны РФ, осуществляющему только координацию и контроль его деятельности. Такое положение Спецстроя России создает промежуточный статус, ограничивая возможности Министерства обороны РФ в отношении агентства и сближая статус последнего со статусом федеральных агентств, непосредственно подчиненных Президенту РФ.

Правительство РФ руководит рядом министерств с находящимися в их ведении федеральными службами и федеральными агентствами. Кроме того, ему непосредственно подчинены Федеральное агентство по атомной энергии, Федеральное космическое агентство. Непосредственное подчинение Правительству РФ также создает особенности правового статуса указанных федеральных агентств, что выражается и в выполняемых ими функциях.14

В отношении находящихся в ведении федерального министерства федеральных агентств министерству предоставлены достаточно широкие полномочия для осуществления координации и контроля деятельности этих органов. Так, федеральный министр утверждает ежегодный план и показатели деятельности федеральных агентств, а также отчет об их исполнении; вносит в Правительство РФ по представлению руководителя федерального агентства проекты положений об этих органах, предложения о предельной штатной численности и фонде оплаты труда их работников; вносит в Минфин России предложения по финансированию федеральных агентств, дает подведомственным агентствам поручения и контролирует их исполнение.

Федеральные агентства (Приложение 3) по общему правилу наделены такими государственными функциями, как управление государственным имуществом и оказание государственных услуг, за исключением функций по контролю и надзору.15 Только в случаях, установленных Президентом РФ или Правительством РФ, федеральные агентства вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование и иные функции, в том числе контрольные. Эта норма, как уже упоминалось, приводит к смешению правового статуса федеральных агентств и федеральных служб.

Характерным примером такого смешения могут служить преобразования в сфере технического регулирования. Первоначально Госстандарт России был преобразован в Федеральную службу по техническому регулированию и метрологии, т.е. являлся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере технического регулирования и метрологии, в том числе осуществлял лицензирование, а также функции по государственному метрологическому контролю и надзору за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов. Однако вскоре эта Служба была преобразована в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии с теми же функциями по лицензированию, контролю и надзору. По сути, данный орган объединяет в себе статус и федерального агентства, и федеральной службы.

По другим направлениям также происходит смешение функций. По общему правилу федеральные агентства не могут осуществлять установленное нормативно-правовое регулирование. В соответствии с положениями Указа N 649 федеральные агентства, которыми руководит Правительство РФ, вправе принимать нормативные правовые акты (наряду с другими функциями, предусмотренными Указом N 314). Например, установлено, что Федеральное космическое агентство самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности. Иными словами, некоторые федеральные агентства получили также функции федеральных министерств.

Таким образом, некоторые федеральные агентства по своему правовому статусу таковыми не являются, а представляют собой органы с набором функций федеральных служб и федеральных министерств.

Неодинаковым может оказаться и правовой статус федеральных агентств, подчиненных федеральным министерствам. Поскольку организация их взаимоотношений не определена, степень свободы, жесткость связей с министерством зависит от последнего.16 При определенных условиях федеральное агентство фактически может стать не федеральным органом исполнительной власти, а структурным подразделением министерства, что сведет на нет саму идею четкого разграничения функций между министерствами, службами и агентствами.

Федеральное агентство действует на основе единоначалия. Возглавляет его руководитель (например, Федеральное космическое агентство), директор (например, Спецстрой России), начальник (например, ГУСП). Но независимо от названия должности возглавляющие федеральные агентства лица не входят в состав Правительства РФ.

В соответствии с принятыми положениями федеральные агентства осуществляют свои функции непосредственно или через свои территориальные структуры во взаимодействии с иными органами государственной власти. Однако ни одно положение не содержит ни специального раздела, ни специальных норм, посвященных этим вопросам - порядку взаимодействия и его формам с органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.


  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Актуальность темы исследования. Исполнительная власть является важным элементом в политической системе современных государств и во многом именно она определяет icon1. Власть, ее происхождение и виды Стержневым, ведущим понятием политической...
Стержневым, ведущим понятием политической науки является понятие власть. Власть выступает главной целью политической деятельности,...

Актуальность темы исследования. Исполнительная власть является важным элементом в политической системе современных государств и во многом именно она определяет iconРазработка рекламной компании ОАО «трансаэро»
Сегодня Россия нуждается в анализе зарубежного опыта. Именно анализ стадий и путей развития рекламы, а не слепое копирование позволит...

Актуальность темы исследования. Исполнительная власть является важным элементом в политической системе современных государств и во многом именно она определяет iconЗаконодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная
В настоящее время в мире насчитывается более 200 государств. Указать точное количество стран сложно

Актуальность темы исследования. Исполнительная власть является важным элементом в политической системе современных государств и во многом именно она определяет iconИнн 2466084803 кпп 246601001
Правильно построенная и надежно функционирующая информационная система компании является важным элементом ее конкурентоспособности....

Актуальность темы исследования. Исполнительная власть является важным элементом в политической системе современных государств и во многом именно она определяет iconТематический тест №1 Политика и власть. Государство в политической...
Что из перечисленного можно отнести к непосредственным проявлениям политической жизни общества?

Актуальность темы исследования. Исполнительная власть является важным элементом в политической системе современных государств и во многом именно она определяет iconАктуальность темы исследования. В процессе реформирования экономики...
России на рубеже веков; негативная динамика инвестиционной активности в реальном секторе; непрекращающийся кризис неплатежей в национальной...

Актуальность темы исследования. Исполнительная власть является важным элементом в политической системе современных государств и во многом именно она определяет iconДекларация самоуважения. Работа с самооценкой
Самооценка, т е оценка личностью себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, безусловно, относится к базисным качествам...

Актуальность темы исследования. Исполнительная власть является важным элементом в политической системе современных государств и во многом именно она определяет iconАктуальность исследования
Актуальность исследования. Становление и развитие современной государственной службы происходило параллельно со становлением и развитием...

Актуальность темы исследования. Исполнительная власть является важным элементом в политической системе современных государств и во многом именно она определяет iconВведение актуальность темы исследования
Человеческое общество постоянно находится в процессе развития, эволюционирует, изменяется

Актуальность темы исследования. Исполнительная власть является важным элементом в политической системе современных государств и во многом именно она определяет icon3. Политическая власть
Политология в системе современного социогуманитарного знания. Тенденции развития современной политической науки

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов