С. С. Захарова, О. В. Конкина, С. Ю. Оловенцова уголовное право




НазваниеС. С. Захарова, О. В. Конкина, С. Ю. Оловенцова уголовное право
страница1/6
Дата публикации16.07.2013
Размер0.77 Mb.
ТипМетодические рекомендации
zadocs.ru > Право > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

АКАДЕМИЯ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра уголовного права


С.С. Захарова, О.В. Конкина, С.Ю. Оловенцова
УГОЛОВНОЕ ПРАВО

Методические рекомендации по подготовке курсовых работ

по специальности 031001.65 - Правоохранительная деятельность
Специализация - обеспечение безопасности в уголовно-исполнительной системе; оперативно-розыскная деятельность
Узкая специализация – организация режима и надзора в УИС; оперативно-розыскная деятельность в УИС
^ Квалификация (степень) выпускника «специалист»

Факультет:

юридический

Категория обучающихся:

курсанты, слушатели

Курс:

2-й, 3-й (очная форма обучения)

3-й (заочная форма обучения)



Рязань

2013

ББК 67.404.р30

У78

Рецензенты:

М.Г. Мельников, кандидат юридических наук, доцент, (Советский районный суд г. Рязани);

К.А. Сыч, доктор юридических наук, профессор (Академия ФСИН России).
Авторы-составители: С.С. Захарова, кандидат юридических наук, доцент; О.В. Конкина, кандидат юридических наук, доцент; С.Ю. Оловенцова, кандидат юридических наук.

^ Уголовное право: методические рекомендации по подготовке курсовых работ / авт.-сост. С.С. Захарова, О.В. Конкина, С.Ю. Оловенцова. – Рязань: Академия ФСИН России, 2013. – __ с.

Методические рекомендации по подготовке курсовых работ для курсантов и слушателей юридического факультета очной и заочной формы обучения: / авт.-сост. С.С. Захарова, О.В. Конкина, С.Ю. Оловенцова. – Рязань: Академия ФСИН России, 2013. – __ с.

Обсуждены и одобрены на заседании кафедры 5 февраля 2013 г., протокол № 11.
Начальник обеспечивающей кафедры

кандидат юридических наук, доцент А.И. Кочкарев


^ Учебно-методическое издание

Методические рекомендации по подготовке курсовых работ

Технический редактор Л.И. Семочкина

Подписано в печать __.__.2013.

Формат 60х84 1/16.

Бумага офсетная. Гарнитура Times.

П.л.__.

Тираж 50 экз. Заказ № _____.

Редакционно-издательский отдел

Академии ФСИН России

390036, г. Рязань, ул. Сенная, 1

Отпечатано: Отделение полиграфии РИО Академии ФСИН России

390036, г. Рязань, ул. Сенная, 1







ББК 67.404.5р30

© Захарова С.С., Конкина О.В., Оловенцова С.Ю., 2013

© Академия ФСИН России, 2013

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящие методические рекомендации по подготовке курсовых работ по уголовному праву разработаны на основе Положения о курсовой работе (проекте) в Академии ФСИН России, утвержденного приказом Академии ФСИН России от 19 июня 2012 г. № 326, и рабочей программы по уголовному праву по специальности 031001.65 – Правоохранительная деятельность.

Процесс изучения курса уголовного права предусматривает подготовку курсантами и слушателями курсовой работы, что является, по существу, первым опытом научного исследования отдельных уголовно-правовых проблем, институтов, категорий. Данная форма обучения поможет курсантам и слушателям овладеть навыками самостоятельной работы с законодательной базой, различными нормативными актами, учебной и научной литературой, позволит оценить эффективность правоприменительной деятельности и высказать собственное мнение по рассматриваемым вопросам.

Курсовая работа является важной формой обучения и контроля знаний, умений и навыков курсантов и слушателей академии. Она является основным элементом научно-исследовательской работы курсантов и слушателей в период обучения, выполняемой самостоятельно под руководством научного руководителя. Выполнение курсовой работы сопряжено с развитием способности научного мышления и умения ясно излагать собственное мнение, что способствует:

систематизации, закреплению и углублению теоретических знаний и умений применять их для решения конкретных задач;

развитию навыков самостоятельной научной работы (планирование и проведение исследований, интерпретация полученных результатов, их правильное изложение и оформление).

Для руководства работой курсантов и слушателей назначается руководитель из числа профессорско-преподавательского состава в соответствии с планируемой нагрузкой. Научный руководитель несет ответственность за качество представленной к защите работы.

По решению кафедры за курсовую работу могут быть зачтены конкурсные работы, доклады курсантов и слушателей на заседании научного кружка, семинаре, конференции.

Курсовая работа выполняется и защищается обучаемыми в часы, отведенные рабочей программой, а также в часы самостоятельной подготовки.
^ ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ,

ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К КУРСОВЫМ РАБОТАМ
Успешное выполнение курсовой работы и ее защита во многом связаны с тем, насколько четко курсант и слушатель представляет основные требования, предъявляемые к ней:

самостоятельность исследования;

анализ литературы по теме исследования;

связь предмета исследования с актуальными проблемами современной науки, практической деятельностью в рассматриваемой предметной области;

наличие у автора собственных суждений по проблемным вопросам темы;

логичность изложения, убедительность представленного фактического материала, аргументированность выводов и обобщений;

научно-практическая значимость работы.

Работа должна содержать сочетать теоретическое освещение вопросов темы с анализом практики, показывать общую и правовую культуру обучающегося.
^ ОСНОВНЫЕ НЕДОСТАТКИ КУРСОВЫХ РАБОТ
В ходе работы над избранной темой курсанты и слушатели нередко допускают неточности, существенно снижающие качество курсовой работы.

Опыт работы кафедры с курсантами и слушателями по подготовке курсовых работ позволяет выделить следующие основные недостатки:

1) организационного характера:

а) несвоевременное начало работы, что, в конечном счете, из-за дефицита времени не позволяет глубоко проникнуть в содержание рассматриваемых вопросов;

б) игнорирование обучающимися помощи со стороны научного руководителя, преподавателей кафедры;

в) мнение о возможности форсированной (в течение короткого срока) подготовки курсовой работы, о необязательности систематической компоновки исследуемого материала;

2) в планировании исследования:

а) отсутствие логики и последовательности структуры плана;

б) включение в план вопросов, не позволявших раскрыть сущность темы;

в) излишняя детализация плана, сковывающая творческое мышление.

Недостаточное внимание, уделяемое курсантом и слушателем при составлении плана, существенно затрудняет работу над сбором, изложением материала;

3) содержательного характера:

а) недостаточное обоснование актуальности, значимости рассматриваемой темы в современных условиях;

б) сведение работы к механическому изложению теории вопроса, близкому к описанию в используемых источниках;

в) изложение вопроса в статике, «застывшем» состоянии без учета его истории и перспективы развития;

г) уклонение от рассмотрения проблемных ситуаций;

д) боязнь выдвижения собственных предложений по совершенствованию норм уголовного права, практики их применения;

е) недостаточное прослеживание связи теории и практики рассматриваемого вопроса;

ж) нечеткая структура излагаемого материала, делающая работу аморфной, обтекаемой, абстрактной;

з) отсутствие выводов при рассмотрении вопроса, что не позволяет выявить степень усвоения автором основных, принципиальных позиций исследуемой темы;

и) отведение вводной и заключительной частям работы не свойственной им роли;

к) поверхностная обработка содержания используемых источников.

4) в оформлении курсовой работы:

Нарушение правил оформления курсовой работы хотя и не влияет на ее содержание, но существенно затрудняет чтение, свидетельствует об уровне культуры письма автора и способно повысить степень критического восприятия материала у преподавателя, проверяющего курсовую работу. В связи с этим слушателю, курсанту и студенту следует обратить внимание:

а) на полноту раскрытия содержания текста и соответствие его плану;

б) правильное оперирование точками зрения других авторов, положениями закона и иных нормативных актов;

в) оформление подстрочных текстов.
^ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Выбор темы и составление плана работы

Обучаемым предоставляется право выбора темы курсовой работы. Выбранная тема обсуждается с научным руководителем.

Примерный перечень тем (заданий) для написания курсовых работ составляется кафедрами и утверждается их начальниками. Тема курсовой работы может быть избрана курсантом или слушателем индивидуально по согласованию с научным руководителем, если тематикой не охватывается интересующее направление исследования либо требуется его сужение или расширение.

Если курсант или слушатель затрудняются в самостоятельном выборе темы, то тему курсовой работы предлагает научный руководитель.

Закрепление темы курсовой работы за обучаемым производится в начале учебного семестра, в котором учебным планом планируется ее выполнение или в начале изучения дисциплины и проведения научных исследований в форме написания рефератов, подготовки докладов и статей. Наименование темы курсовой работы регистрируется в журнале кафедры, после чего, в случае необходимости, название может быть изменено только по согласованию с научным руководителем.

После выбора и регистрации темы курсант и слушатель, исходя из законодательного и другого нормативного материала, учебной программы, планов семинарских и практических занятий, учебной и научной литературы, должны составить примерный план курсовой работы. План может быть простым или сложным. Простой план предусматривает перечень основных разделов. Сложный план предполагает наличие разделов, каждый из которых включает несколько подразделов параграфов. План согласуется с научным руководителем.

В помощь курсантам и слушателям в настоящих Методических указаниях предлагается по каждой теме примерный план работы, а также примерный список рекомендуемой литературы.

План курсовой работы должен отражать основное содержание избранной темы и иметь следующую структуру:

1) титульный лист;

2) оглавление;

3) введение, отражающее актуальность темы, степень ее разработанности в литературе, в том числе определяются существующие в науке и практике подходы к проблеме, формулируются цель и задачи работы, характеризуются использованные автором практические материалы и структура работы;

4) основная часть, состоящая обычно из нескольких глав или параграфов и раскрывающая основное содержание темы. В них излагаются теоретические аспекты темы на основе анализа опубликованной литературы, рассматриваются дискуссионные вопросы, формулируются позиция, точка зрения автора, полученные результаты;

5) заключение, в котором подводится обобщающий итог исследования, формулируются основные выводы;

6) библиографический список, который должен реально отражать объем информации, использованной автором в ходе исследования. Библиографический список включает в себя: нормативно-правовые акты, научную литературу и материалы периодической печати, практические материалы (материалы судебной, следственной практики). В библиографический список включаются источники, изученные обучающимися в процессе подготовки работы. Список литературы составляется с учетом общепринятых правил оформления;

7) приложения, представленные в виде иллюстраций, графиков, таблиц, схем, анкет, рисунков, аналитических справок и т.д.
^ Подбор и изучение литературы

Сбор научной информации осуществляется в два этапа. На первом формируется законодательная, нормативная и теоретическая база исследования, после чего производится анализ, отбор материала, отражающего содержание темы. Нередко, как правило, при изучении работ небольшого объема, это может делаться одновременно.

Формирование базы исследования лучше всего начинать с изучения учебной литературы (лекций, учебных пособий, учебников), в которой дается обобщающая характеристика содержания рассматриваемой темы, отражается спектр основных теоретических дискуссий.

После этого следует переходить к изучению законодательной и нормативной базы, научной литературы и материалов судебной практики. При этом недостаточно оперировать только источниками, включенными в учебные, учебно-методические пособия. Необходима проработка основных периодических изданий (юридических журналов как теоретической, так и практической ориентации), где публикуются концептуальные идеи реформ законодательства, передовые научные взгляды и достижения, отражаются проблемы применения уголовно-правовых норм. Если есть сомнения в полноте информационной базы, курсанту и слушателю следует обратиться к научному руководителю, который поможет увеличить ее, а также скорректировать направление дальнейшего исследования.

На втором этапе, когда информационная база сформирована, начинается творческий процесс ее первоначальной переработки, позволяющий курсанту, слушателю проникнуть в содержание рассматриваемой темы. Для того, чтобы не упустить из поля зрения наиболее важные моменты, целесообразно их фиксировать (в основном путем конспектирования) и систематизировать в соответствии со структурой плана курсовой работы. Чтобы не обращаться дважды к изучаемым источникам, в конспектах, выписках следует отражать полное название работы с указанием номеров используемых страниц, что в последующем облегчит работу по составлению подстрочного текста, оформлению списка использованной литературы.
^ Написание курсовой работы

После завершения сбора материала перед курсантом и слушателем возникает задача тщательной обработки материала и изложения текста курсовой работы в последовательности, предусмотренной планом. Для этого необходимы творческая проработка систематизированного материала по рассматриваемому вопросу с уточнением понятий, признаков, характеризующих содержание, уяснение проблемы и степени эффективности предлагаемых путей ее решения и т.д. После того как у курсанта, слушателя появляется цельное видение содержания рассматриваемого вопроса, можно переходить к составлению текста. Для того, чтобы не нарушалась логика и последовательность изложения материала, целесообразно в качестве ориентира составить план написания отдельного параграфа. Текст должен формулироваться таким образом, чтобы позиция автора не затерялась среди точек зрения других ученых, существующих в теории понятий, определений. В связи с этим следует избегать привязанности к идеям отдельных авторов или отдельным работам, чрезмерного увлечения цитированием.

При использовании литературы или иных источников курсанты и слушатели обязаны делать ссылки на них в соответствии с установленными правилами. Заимствование текста из чужих литературных произведений без ссылки на них (плагиат) не допускается.

Примечание. Перечень статей, учебных пособий и монографий, посвященных любой из указанных тем, находится в общей библиотеке академии под соответствующей рубрикой.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

С. С. Захарова, О. В. Конкина, С. Ю. Оловенцова уголовное право iconУголовное право – это совокупность юридических норм
Уголовное право – это отрасль законодательства (одна из отраслей – уголовное законодательство). Следовательно, уголовным правом именуют...

С. С. Захарова, О. В. Конкина, С. Ю. Оловенцова уголовное право iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Уголовное право»
Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата. Дисциплина «Уголовное право» входит в базовую часть профессионального цикла дисциплин...

С. С. Захарова, О. В. Конкина, С. Ю. Оловенцова уголовное право icon1. Российское уголовное право (предмет, метод, функции, задачи и принципы)
Уголовное право тесно связанно с уголовный процессом, уголовно-исполнительным правом, криминологией, криминалистикой, суд медициной,...

С. С. Захарова, О. В. Конкина, С. Ю. Оловенцова уголовное право icon1: Уголовное право, как основной инструмент уголовно-правового регулирования
Этап традиции, обычай, закреплялась форма поведения. 2) Этап сочетание писанных и не писанных норм. 3) Этап исключительно писанное...

С. С. Захарова, О. В. Конкина, С. Ю. Оловенцова уголовное право iconРоссийское уголовное право: предмет, метод, функции, задачи и принципы
Уголовное право – как отрасль права представляет собой совокупность правовых норм, которые определяют преступность и наказуемость...

С. С. Захарова, О. В. Конкина, С. Ю. Оловенцова уголовное право iconУголовное
Рекомендовано Учебно-методическим Советом Института правоведения и предпринимательства в качестве учебно-методического пособия по...

С. С. Захарова, О. В. Конкина, С. Ю. Оловенцова уголовное право iconВопросы для сдачи экзамена Уголовное право: особенная часть. Вопросы...
Общая характеристика преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности

С. С. Захарова, О. В. Конкина, С. Ю. Оловенцова уголовное право iconРабочая программа дисциплины «Уголовная политика»
Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право юридическим наукам, утвержденной приказом Министерства образования...

С. С. Захарова, О. В. Конкина, С. Ю. Оловенцова уголовное право icon«Уголовное право»
Разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования

С. С. Захарова, О. В. Конкина, С. Ю. Оловенцова уголовное право iconВ уголовное право §
Преступления, совершенные с двумя формами вины. Невиновное причинение вреда (казус)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов