Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «башкирский государственный аграрный университет»




НазваниеФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «башкирский государственный аграрный университет»
страница1/8
Дата публикации26.06.2013
Размер1.3 Mb.
ТипПрограмма
zadocs.ru > Право > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8


МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ»





Кафедра государственного и

муниципального управления

Программа и методические указания

по прохождению преддипломной практики

Специальность 080504 Государственное и муниципальное управление


Уфа 2011
УДК 351

ББК 67.401

П 78

Рекомендовано к изданию методической комиссией факультета информационных технологий и управления (протокол № 1 от «26» сентября 2008 г.)

Составитель: к.ю.н., профессор Ханнанова Т.Р.


Рецензент: д.э.н., профессор Дулясова М.В.

Ответственный за выпуск: зав. кафедрой к.ю.н., профессор Ханнанова Т.Р.


  1. ^ Цели и задачи практики

Преддипломная практика является составной частью учебного процесса подготовки специалистов в области государственного и муниципального управления. Во время практики происходит закрепление и конкретизация результатов теоретического обучения и приобретение практических навыков в управлении.

Преддипломная практика является завершающим этапом в закреплении студентами тех теоретических знаний, которые получены ими в процессе изучения дисциплин учебного плана и выполнения НИРС.

Основная цель практики - закрепление полученных знаний в области государственного и муниципального управления и приобретение студентами умений и навы­ков практического применения методов управления в системе государственного и муниципального управления, апробация промежуточных результатов дипломного проектирования, сбор материалов для выпускной квалификационной работы.

Преддипломная практика позволяет также в лучшей мере подготовить студента к разработке на V курсе дипломных проектов. Исполнение дипломных проектов осуществляется на основе реальных материалов, собранных во время практики.

Основными задачами практики являются:

  • закрепление теоретических знаний, полученных в процессе изучения спе­циальных дисциплин;

  • получение практических навыков управления в системе государственного и муниципального управления;

  • изучение на практике построения и структуры системы государственного и муниципального управления, взаимодействие ее составляющих, содержания управляющего воздействия субъекта управления на объект управления и их обратных связей, методов, форм и средств управления;

  • изучение менеджмента в системе государственного и муниципального управления;

  • изучение методики разработки программ и планов социально-экономического развития муниципального образования (региона);

  • изучение финансово-экономического состояния и правового статуса субъекта и объекта управления;

  • изучение кадрового, правового, информационного и технического обеспечения иссле­дуемой системы управления;

  • знакомство с используемыми методами подготовки, обоснования управлен­ческих решений и организации контроля за их выполнением;

  • изучение и применение на практике нормативных актов, анализ их исполнения и практики применения;

  • подготовка аналитической и проектной части дипломного проекта.

^ 2 Сроки и продолжительность практики

В соответствии с утвержденным учебным планом специальности 080504 "Государственное и муниципальное управление" студенты V курса очной формы обучения проходят преддипломную практику с 25 по 32 учебную неделю. Ее продолжительность - 8 недель. Практика проводится в соответствии с графиком проведения учебного процесса в университете после завершения теоретического курса в 9 семестре, сдачи экзаменационной сессии и комплексного государственного экзамена по специальности. Преддипломная практика студентов заочного отделения проводится в соответствии с рабочим учебным планами по специальности для студентов заочного обучения.

^ 3 Базы практики и рабочие места студентов

В соответствии с профилем специальности 080504 основными базами практи­ки студентов являются:

  • Органы государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ (законодательные (представительные) и исполнительные);

  • Судебные органы и органы прокуратуры, иные правоохранительные органы;

  • Органы местного самоуправления (учитывая специализацию «Муниципальное управление», органам местного самоуправления отдается предпочтение при прохождении практики);

  • Структурные подразделения органов государственной власти и органов местного самоуправления, построенные как по отраслевому, функциональному, так и по территориальному принципам;

  • Государственные и муниципальные предприятия, учреждения, организации.

Желательно, чтобы студенты избирали в качестве баз практик органы, входящие в систему государственного и муниципального управления, расположенные на сельских территориях. Это позволяет соблюсти специфику специализации и университета.

Поскольку в силу ряда объективных причин ряд студентов проходят организационно-экономическую практику в г.Уфе и Уфимском районе, основными базами практики являются:

1. Законодательное Собрание РБ;

2. Министерства, государственные службы, агентства федерального и местного значения;

3. Администрация ГО г. Уфа;

4. Отраслевые и функциональные органы Администрация ГО г. Уфа;

5. Администрации муниципальных образований;

6. Государственные и муниципальные унитарные предприятия, бюджетные учреждения.

Базами практики могут быть и другие учреждения, организации и предприятия. Их состав устанавливается кафедрой государственного и муниципального управле­ния. Студент обязан согласовать место прохождения практики с кафедрой.

При прохождении практики студенты могут работать в качестве дублера младшей должности государственной и муниципальной службы, а также занимать штатное место и самостоятельно выполнять порученную работу.

Выбор структурных подразделений, с работой которых в первую очередь необходимо ознакомить практиканта, определяет руководитель практики от организа­ции с учетом рекомендаций преподавателя-руководителя практики от университета (в соответствии с программой и методическими указаниями по прохождению преддипломной практики)

Прохождение практики осуществляется на основе договора, заключенного между университетом и базой практики. Договор заполняется в двух экземплярах. Один экземпляр договора, оформленный в обязательном порядке, студент представляет на кафедру.

^ 4 Содержание практики, методические рекомендации по ее проведению

Содержание практики излагается в дневнике по практике.

Работа студентов на практике состоит из четырех основных этапов:

I. 1. Ознакомление и характеристика базы практики.

    1. Название.

    2. Цели создания.

    3. Краткая историческая справка.

    4. Основное со­держание устава (законодательная основа, функции, права, ответственность).

    5. Место и роль органа (организации, учреждения, предприятия, подразделения) в структуре органов государственного и (или) муниципального управления (в системе более вы­сокого порядка).

    6. Экономическая и социальная значимость, полезность деятельно­сти.

    7. Функциональное назначение, направление и виды деятельности.

    8. Составить схему внешних взаимосвязей базы практики.

    9. При изложении целей, необходимость реализации которых обусловила созда­ние данного органа, следует помнить, что главные цели управле­ния сформулированы в Конституции России, федеральных законах, законах соот­ветствующего субъекта Федерации, уставе. При этом главные цели представля­ются в виде иерархически взаимосвязанной системы – «древа целей». Поэтому при формировании системы целей необходимо соблюдать требование их соподчиненности. Составить схему «древа целей» базы практики.

^ 2. Общая характеристика объекта управления. Особенности управляемого объекта.

Если база практики студента - орган территориального управления, то озна­комление предполагает изучение особенностей соответствующего территориально­го образования (района, округа, города и т.д.) как социально -экономической системы:

  • природно-климатические,

  • ресурсно-сырьевые

  • другие экономико-географические характеристики; промышленный, энергетический, налоговый, научно-технический потенциал,

  • население территории,

  • финансово- экономическая база,

  • состав муниципального хозяйства,

  • социальная сфера и др.

Если база практики студента – государственное или муниципальное унитарное предприятие, то необходимо изучить:

  • их правовой статус и особенности деятельности;

  • организация производства продукции и (или) выполнения работ, услуг;

  • номенклатура и объем производства (оказываемых услуг);

  • динамика финансовых потоков;

  • производственная структура;

  • функциональ­ные взаимосвязи подразделений и др.


Необходимо провести SWOT– анализ базы практики по нижеприведенной схеме, описать каждый составляющий компонент (не менее пяти компонентов в каждом блоке).


^ Внутренняя среда

Внешняя среда

Сильные стороны:


Возможности:

Слабые стороны:


Угрозы:


Рисунок 1 Схема SWOT– анализ базы практики
В период прохождения преддипломной практики студенты собирают аналитические материалы по тематике дипломного проекта. Сбор аналитического материала может быть облегчен при использовании перечня показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования (приложение Г).

^ 3. Организация управления. Организационная структура управления. Функциональные взаимосвязи подразделений и служб.

Как известно, цели выступают исходным пунктом процесса управления, со­держание которого выражается в его форме, то есть организационной структуре управления. Поэтому после выяснения целей и особенностей управляемого (ых) объекта (ов) приступают к изучению организационной структуры управления, опре­деляют роль (задачи) каждого ее элемента в достижении поставленных целей. Для этого используют

  • схему организационной структуры управления (составить),

  • положения о струк­турных подразделениях (приложить),

  • должностные инструкции (приложить),

  • штатное расписание (приложить).

Изучение функциональных взаимосвязей подразделений и распределение полномочий в системе управления следует проводить с использованием функциональной матрицы (см. табл.1).
Таблица 1 Анализ Положений о структурных подразделениях

№ п/п

Наименование структур­ного под­разделе­ния

Наличие положе­ния (да/нет)

Номер, дата

Срок дей­ствия с __ по_

Соответ­ствие норма­тивным актам














Таблица 2 Анализ должностных инструкций

№ п/п

Наименование должности по штатному расписанию

Наличие должностной инструкции (да/нет)

Номер, дата

Срок действия

с __ по_

Наличие ознакомления

с должностной инструкцией

Соответствие нормативным актам

1

2

3

4

5

6

7


4. Анализ основных показателей деятельности.

  • Анализ финансового положения (с указанием необходимой бухгалтерской и статистической отчетности).

  • Взаимоотношения с другими предприятиями (организациями),

  • бюджетом,

  • внебюджетными фондами,

  • кредитно-банковскими учреждениями,

  • предпринимательскими структурами,

  • общественными организациями,

  • страховыми организация­ми и др.

Приложить образцы договоров.

5. Организация планирования деятельности государственных и муниципальных органов управления (предприятий).

  • Виды планов.

  • Формы планов.

  • Показатели.

  • Методы планирования.

  • Правовой статус, функции, права и обязанности структурных подразделений и должностных лиц, осуществляющих функции планирования.

  • Выписать формы планов с показателями по каждому подразделению.

  • Отчет о выполнении планов.

  • Сроки представления и периодичность отчетов.

  • Куда представляются.

  • Составить аналитическую таблицу (см. табл. 3)


Таблица 3 Анализ плановых актов

№ п/п

Вид плана

Ответственное подразделение

Сроки представления

Периодичность представления

Орган, контролирующий представление и исполнение плана

Наличие отчета о выполнении плана

1

2

3

4

5

6

7


^ 6. Индикаторы для мониторинга социально-экономического развития территорий.
Таблица 4 Перечень используемых индикаторов и их значение (за последние три года)

№ п/п

Наименование индикатора

Единица измерения

Значение за первый год

Значение за второй год

Значение за третий

год

ед.

% от значе­ния первого года


ед.

% от значе­ния вто­рого года

1

2

3

4

5

6

7

8


^ В помощь для составления таблицы приводим список индикаторов (см. табл. 5).

Таблица 5 Список индикаторов




Код

Наименование

Еди­ницы измере­ния




1

Уровень жизни







1.1.

Демографические показатели




1

1.1.1.*

Прирост населения

%

2

1.1.2.

Рождаемость

на 1000 жит.

3

1.1.3.

Смертность

на 1000 жит.

4

1.1.4.

Число прибывших

на 1000 жит.

5

1.1.5.

Число убывших

на 1000 жит.

6

1.1.6.

Доля жителей младше ТСВ

%

7

1.1.7.

Доля жителей в ТСВ

%

8

1.1.8.

Доля жителей старше ТСВ

%

9

1.1.9.

Доля мужчин в населении

%

10

1.1.10.

Доля людей с высшим образованием

%




1.2.

Доходы населения




11

1.2.1.

Соотношение среднего душевого дохода и прожиточного минимума

Число

12

1.2.2.*

Соотношение средней заработной платы и прожиточного минимума

Число

13

1.2.3.

Доля населения, имеющего средние душевые доходы ниже прожиточного уровня

%

14

1.2.4.

Количество автомобилей в личной собственности граждан

на 1000 жит.




2.

Экономическая база муниципального образования







2.1.

Производственный сектор




15

2.1.1.*

Прирост объема продукции в сельском хозяйстве

%

16

2.1.2.

Доля крупнейшей отрасли в общем объеме производства

%

17

2.1.3.

Доля крупнейшего предприятия в общем объеме производства

%




2.2.

Занятость




18

2.2.1. *

Прирост численности занятых

%

19

2.2.2.

Доля занятых в ТСВ в экономике муниципального образования

%

20

2.2.3.

Доля занятых в крупнейшей отрасли

%

21

2.2.4.

Доля занятых на крупнейшем предприятии

%

Продолжение таблицы 5

22

2.2.5.

Уровень безработицы

%




2.3.

Малое предпринимательство




23

2.3.1.

Доля занятых в малом предпринимательстве в общей численности занятых

%

24

2.3.2.

Прирост численности занятых в малом предпринимательстве

%

25

2.3.3.*

Прирост числа малых предприятий

%




2.4.

Инвестиционная деятельность




26

2.4.1.

Инвестиции в основной капитал из всех источников финансирования на 1-го жителя


Тыс.руб.

27

2.4.2.

Прирост объема инвестиций в основной капитал из всех источников финансирования

%

28

2.4.3. *

Доля инвестиций из собственных средств

%

29

2.4.4.

Доля инвестиций производственного назначения

%




3.

Муниципальные финансы, нежилая недвижимость и землепользование







3.1.

Бюджет




30

3.1.1.

Доля налог. поступлений от самого крупного налогоплательщика в собственных доходах

%

31

3.1.2.

Доля собственных доходов в доходах муниципального бюджета

%

32

3.1.3. *

Доля налоговых доходов в собственных доходах муниципального бюджета

%

33

3.1.4*.

Доля расходов на ЖКХ

%

34

3.1.5

Доля расходов на образование

%

35

3.1.6

Доля расходов на здравоохранение

%

36

3.1.7.

Дефицит бюджета

%

37

3.1.8.

Прирост кредиторской задолженности бюджета

%




3.2.

Муниципальная нежилая недвижимость и землепользование




38

3.2.1.

Наличие реестра муниципальной нежилой недвижимости

Да/нет

39

3.2.2.

Наличие концепции управления муниципальной недвижимостью

Да/нет

40

3.2.3.

Доля доходов от нежилой муниципальной недвижимости в собственных доходах

%

Продолжение таблицы 5

41

3.2.4

Доля доходов от нежилой муниципальной недвижимости в собственных доходах

%

42

3.2.5.

Доля доходов от продажи нежилой недвижимости, находящейся в муниципальной собственности в собственных доходах

%

43

3.2.6.

Доля земли находящейся в государственной собственности (с разбивкой на федеральные земли и земли субъекта федерации)

%

44

3.2.7. *

Доля земли находящейся в муниципальной собственности

%

45

3.2.8.

Доля земли находящейся в частной собственности

%

46

3.2.9.

Доля земли находящейся в муниципальной собственности и сданной в долгосрочную аренду

%

47

3.2.10.

Доля доходов от налоговых платежей за землю в собственных доходах местного бюджета

%

48

3.2.11.

Доля доходов от арендных платежей за землю в собственных доходах местного бюджета

%

49

3.2.12.

Доля доходов от продажи земли или продажи прав аренды земли в собственных доходах местного бюджета

%

50

3.2.13.

Доля земельных участков (объектов недвижимости) с зарегистрированными правами на них

%

51

3.2.14.

Доля земельных участков (объектов недвижимости), с которыми совершались гражданско-правовые сделки, в том числе продажа в рамках приватизации, от всех земельных участков в границах муниципального образования

%

52

3.2.15.

Доля площади земельных участков (объектов недвижимости) с зарегистрированными правами на них

%

53

3.2.16.

Доля площади земельных участков (объектов недвижимости), с которыми совершались гражданско-правовые сделки, в том числе продажа в рамках приватизации, от всех земельных участков в границах муниципального образования

%




4.

Сфера услуг и хозяйство







4.1.

Жильё и его доступность




54

4.1.1. *

Обеспеченность жильем

кв.м./ 1 жит.

55

4.1.2.

Доступность жилья для населения

Число

Продолжение таблицы 5

56

4.1.3.

Доступность приобретения жилья

Кв.м.




4.2.

Жилищно-коммунальное хозяйство




57

4.2.1.

Установленный уровень оплаты населением жилищно-коммунальных услуг

%

58

4.2.2.

Доля семей, получающих жилищные субсидии

%




4.5.

Услуги связи




59

4.5.1.

Число зарегистрированных домашних телефонов на 1000 жителей

Число

60

4.5.2.

Число проданных и доставленных газет и журналов на 1000 жителей

Число

61

4.5.3.

Количество принимаемых ТV-программ

Число




4.6.

Услуги бытового обслуживания




62

4.6.1. *

Объем бытовых услуг на человека

тыс.руб.




4.7.

Культурно-просветительное обслуживание




63

4.7.1.

Число работающих объектов культурно-просветительного обслуживания на 1000 жителей

Число

64

4.7.2.

Доля учащихся в музыкальных и художественных школах, спортивных секциях от всех детей до 18 лет

%




4.8.

Социальная защита




65

4.8.1. *

Бюджетная обеспеченность по разделу "социальная политика" на душу населения

Руб.

66

4.8.2.

Обеспеченность нуждающихся граждан услугами учреждений социальной защиты

%

67

4.8.3.

Доля малоимущих граждан, зарегистрированных в органах социальной защиты населения, от всех жителей

Чел.




4.9.

Здравоохранение




68

4.9.1.

Обеспеченность населения местами в больницах для стационарного лечения

Коек на 10 тысяч жителей

69

4.9.2. *

Обеспеченность населения услугами амбулаторно-клинических учреждений

Посе­щений в смену на 10 тыс. жителей

70

4.9.3.

Численность врачей на 10 тысяч человек

Число

71

4.9.4.

Численность среднего медицинского персонала на 10 тысяч человек

Число

72

4.9.5.

Детская смертность

Про­милле

Продолжение таблицы 5

73

4.9.6.

Уровень первичной инвалидности на 10 тысяч населения старше 18 лет

Число

74

4.9.7.

Уровень детской инвалидности на 10 тысяч населения младше 18 лет

Число




4.10.

Образование





75

4.10.1. *

Обеспеченность детей дошкольного возраста местами в детских садах

Мест на 100 детей

76

4.10.2.

Нагрузка на одного преподавателя в дневных общеобразовательных школах

Уча­щихся на од­ного препо­дава­теля




4.11.

Благоустройство




77

4.11.1. *

Площадь, благоустроенная за год от общей площади муниципального образования требовавшей благоустройства и озеленения

%

78

4.11.2.

Протяженность освещенных дорог от общей длины дорог

%




4.12.

Охрана порядка




79

4.12.1.

Число служащих в муницип. органах по охране общественного порядка на 1000 жит.

Число

80

4.12.2.

Доля тяжких и особо тяжких преступлений от всех зарегистрированных преступлений

%

81

4.12.3. *

Уровень преступности

Число престу­плений на 1000 жителей




4.13.

Рекреационная сфера




82

4.13.1.

Площадь садово-парковых территорий на 1000 жителей

Кв.км.

83

4.13.2.

Количество спортивно-оздоровительных учреждений на 10000 жителей

Число




4.14.

Торговля




84

4.14.1. *

Розничный товарооборот на 1-го жителя

Тыс.руб

85

4.14.2.

Количество организаций розничной торговли (магазины, палатки) на 1000 жителей

Число



Необходимо описать причины отсутствия расчетов по индикаторам, если таковое имеется; провести оценку статистической базы для расчета индикаторов. Обязательным пунктом является построение графиков динамики показателей индикаторов, отмеченных знаком *. При их отсутствии заменить схожим показателем.

Особое внимание следует обратить на изучение планов, программ, прогнозов социально-экономического развития муниципальных образований, субъектов Российской Федерации.

7. Характеристика функциональных обязанностей менеджеров по обеспечению эколого-экономического состояния.

  • Экологический паспорт.

  • Соответствие экологическим стандартам.

  • Обязанности по планированию мероприятий по охра­не окружающей среды и финансирование их осуществления.

  • Обеспечение условий охраны труда работающих и безопасной жизнедеятельности.

  • Соблюдение СНИП.

  • Должностные инструкции в этой области.

На этом (ознакомительном) этапе изучаются основные законодательные и нормативные акты; регламентирующие и справочные, плановые и отчетные документы о деятельности; материалы, характеризующие техническую, социальную, экономическую и организационную стороны объекта практики.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «башкирский государственный аграрный университет» iconФедеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «башкирский государственный аграрный университет» iconФедеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «башкирский государственный аграрный университет» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Рекомендовано к изданию методической комиссией факультета землеустройства и лесного хозяйства протокол №4 от 26 декабря 2011 г

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «башкирский государственный аграрный университет» iconФедеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «башкирский государственный аграрный университет» iconФедеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «алтайский государственный аграрный...

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «башкирский государственный аграрный университет» iconКрасноярский государственный аграрный университет ачинский филиал
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «башкирский государственный аграрный университет» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «башкирский государственный аграрный университет» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «башкирский государственный аграрный университет» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «башкирский государственный аграрный университет» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов