39. Характеристики международных организаций в соответствии с характером членства




Название39. Характеристики международных организаций в соответствии с характером членства
страница1/7
Дата публикации26.07.2013
Размер0.78 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7
39. Характеристики международных организаций в соответствии с характером членства

Понятие «международная организация» часто отожде­ствляют с системой Организации Объединенных Наций (ООН). Одна­ко ООН является одной из тысяч международных организаций, суще­ственно различающихся между собой по ряду параметров. В силу разнообразия международных организаций трудно, практически не­возможно, дать единое определение этого явления международной жизни. Понятие «международная организация» может быть идентифи­цировано в процессе классификации международных организаций.

Выделяют три базовых критерия: характер членства, географиче­ское измерение, функциональное измерение. Существуют и другие критерии классификации международных организаций. Однако ис­пользование различных характеристик международных организаций в соответствии с теми или иными критериями классификации также не позволяет дать унифицированное определение понятия «междуна­родная организация», так как характеристики пересекаются по раз­ным параметрам, что показано ниже.

Наиболее фундаментальной основой классификации международ­ных организаций является характер членства. В соответствии с этим вы­деляют международные межправительственные организации (МПО), членами которых выступают национальные правительства и которые создаются посредством заключения договоров между государствами (ООН, Всемирный банк, НАТО), и международные неправительствен­ные (МНПО), которые состоят из отдельных лиц или общественных групп (Международный комитет Красного Креста, Всемирный союз баптистов, Международный олимпийский комитет и др.). Если в 1990-х гг. в мире насчитывалось около 300 МПО, то в первом десятиле­тии XXI в. их уже около 500. Наиболее полный и авторитетный источ­ник информации по международным организациям «Ежегодник между­народных организаций» насчитывает более 10 000 МНПО, т.е. их число на два порядка больше, чем МПО. При этом в Ежегодник не включены транснациональные корпорации и международные экстремистские группировки, которые иногда относят к особым видам МНПО. Приве­дем примеры наиболее значимых МПО и МНПО.

Международные межправительственные организации

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС),

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН),

Европейский Союз (ЕС),

Западноевропейский союз (ЗЕС),

Лига арабских государств (ЛАГ),

Организация африканского единства (ОАЕ), с 2001 г. Африкан­ский союз (АС),

Организация стран - экспортеров нефти (ОПЕК),

Организация Североатлантического договора (НАТО),

Совет Европы (СЕ),

Содружество Независимых Государств (СНГ).

Международные неправительственные организации Гринпис,

Международная амнистия,

Международный комитет Красного Креста (МККК), Международная ассоциация политических наук, Международная организация криминальной полиции (Интерпол),

Международный олимпийский комитет (МОК),

Международная конфедерация аккордеонистов,

Всемирный совет церквей,

Европейский союз телерадиовещания,

Международная конфедерация свободных профсоюзов.

Некоторые организации нельзя однозначно отнести к межправи­тельственным или неправительственным. Например, Международная ор­ганизация труда (МОТ), входящая в систему ООН, представляет собой МПО, но одновременно обеспечивает групповое представительство профсоюзов й предпринимателей из разных,стран; Международная ор­ганизация криминальной полиции, которая реально представляет собой ассоциацию спецслужб из более чем 100 стран и создана с целью между­народной кооперации в борьбе с преступностью, юридически рассмат­ривается как неправительственная организация, хотя ее членами явля­ются государственные структуры. В настоящее время МПО и МНПО еще более сложно различать, так как трудно провести четкий водораздел, между государственными и общественными структурами. Так, Евро­пейский союз телерадиовещания считается неправительственной орга­низацией, несмотря на то что его члены - и частные, и государственные теле- и радиокомпании. При классификации международных организа­ций по критерию членства следует главным образом обращать внимание на то, как возникла организация: если она была создана на основе меж­правительственного договора, речь идет об МПО.

^ 40. Характеристики международных организаций в соответствии с географическим измерением

По такому важному критерию классификации, как географическое измерение, косвенным образом отраженному в п. 39, международные организации разделяются на глобальные и региональ­ные. Хотя существует тенденция рассматривать МПО как глобаль­ные международные структуры, связывая их деятельность с основны­ми функциями ООН, лишь около четверти всех МПО могут по праву рассматриваться как глобальные, члены которых представляют все регионы мира. Подавляющее большинство МПО носят региональ­ный, а в некоторых случаях субрегиональный или даже двусторон­ний характер. Так, военно-политические и таможенные союзы чаще встречаются на региональном, чем на глобальном уровне. Стремле­ние государств устанавливать более интенсивные связи на региональ­ном, а не глобальном уровне объясняется, видимо, тем, что создание региональных соглашений юридически проще и требует меньших ма­териальных затрат.

В сети межправительственных организаций регионы представле­ны неравномерно. Членами наибольшего количества МПО одновре­менно являются западноевропейские государства, США, Канада, Ав­стралия и Япония. Преобладание западноевропейских государств в МПО связано с их участием в подавляющем большинстве глобаль­ных межправительственных организаций и, что более существенно, активным формированием региональных МПО в этой части света с 1950-х гг., начиная с создания Европейских сообществ. Наиболее сла­бо представлены в МПО африканские й азиатские государства, что связано в основном или с их «молодостью» (бывшие колонии и зави­симые территории), или с финансовыми затруднениями. Эти государ­ства чаще сотрудничают в системе МНПО, где их участие имеет тен­денцию к возрастанию.

Аналогичная ситуация отмечается и в сети неправительственных международных организаций. Только примерно четверть МНПО яв­ляются глобальными, остальные - региональными. Неправительст­венные организации в еще большей степени, чем Межправительствен­ные, рекрутируют своих членов в западных странах. Более полному участию развивающихся стран в МНПО препятствуют экономиче­ские факторы, но самые высокие темпы роста участия в МНПО в по­следнее время обнаруживают страны Африки и Азии. В прошлом страны с коммунистическими режимами воздвигали политические препятствия идеологического характера в отношении участия своих граждан и организаций в МНПО, не желая допускать их участие в «частных» организациях. Так, в конце 1980-х гг. граждане СССР яв­лялись членами всего примерно 200 МНПО.

Глобальные и региональные международные организации не все­гда просто различить. Многие международные организации, хотя и не являются глобальными, включают участников из разных регионов. На­пример, в Организацию стран - экспортеров нефти (ОПЕК) входят страны почти из всех регионов мира, исключая лишь Северную Амери­ку и Европу (хотя штаб-квартира ОПЕК находится в Вене); Организа­ция Североатлантического договора (НАТО) простирается от США и Канады до Турции. Приведенные примеры показывают, что членство во многих международных организациях может быть ограничено не столько их географией, сколько политическими или экономическими задачами или функциональным назначением организации.

^ 41. Характеристики международных организаций в соответствии с функциональным измерением

Международные организации создаются для дости­жения самых разнообразных целей - от достаточно тривиальных на первый взгляд до весьма значительных (см. п. 39). С точки зрения функционального измерения, международные организации подразде­ляются на организации с общей компетенцией - многофункциональ­ные и организации со специальной компетенцией - ограниченным целе­вым назначением. Среди МПО, как и МНПО, число организаций спе­циальной компетенции намного больше многоцелевых.

В сети межправительственных организаций немногие из них на­делены полномочиями решать широкий диапазон политических, эко­номических и социальных проблем своих членов. К таким организа­циям относятся, например, Организация Объединенных Наций (ООН), Организация африканского единства (ОАЕ), Организация амери­канских государств (ОАГ). Большинство МПО имеют более узкие, специализированные функции - военные (НАТО), экономические (Всемирный банк), социальные и культурные (Организация Объеди­ненных Наций по вопросам образования, науки и культуры - ЮНЕСКО), технические (Международное агентство по атомной энергии- МАГАТЭ). Экономические организации составляют самую многочисленную группу - более половины всех МПО.

Неправительственные организации - как правило, организации специальной компетенции, поскольку их члены объединяются в соот­ветствии с теми или иными конкретными интересами - экономиче­скими, религиозными, социальными, культурными, образовательны­ми или профессиональными. Наибольшее число МНПО действует в сферах торговли и промышленного производства, а также охраны здоровья.

Классификация международных организаций по их функциям также вызывает затруднения. Например, НАТО все больше вовлека­ется во многие виды экономической, научной, технологической дея­тельности, хотя она была создана как военно-политическая органи­зация и эта функция остается для нее основной. Всемирный банк уде­ляет внимание вопросам защиты окружающей среды посредством инвестирования в менее развитые страны, но едва ли можно считать эту организацию одноцелевой.

^ 42. Возникновение международных организаций и динамика их роста

Международные организации - наиболее развитые ц разнообразные механизмы упорядочения международной жизни. Заметное повышение активности международных организаций, рав­но как и значительное увеличение их общего количества, является од­ним из примечательных феноменов современного международного развития.

Прообразы современных международных организаций возникли уже в древности и видоизменялись с развитием общества. В Древней Греции в IV в. до н.э. появились первые постоянные международные объединения в виде союзов городов и общин или религиозно-полити­ческих союзов племен и городов (например, Дельфийско-Фермо- пильская амфиктиония), которые сближали греческие государства.

В Средние века создавались международные экономические и та­моженные объединения. Одним из первых был Ганзейский торговый союз, который вывел из состояния средневековой раздробленности всю Северную Германию. Этот союз окончательно оформился в XVI в.

В начале XIX в. был создан Германский таможенный союз. Все государства, вошедшие в него, подчинялись одним законам относительно ввоза, вывоза и транзита товара; все таможенные сборы признавались общими и распределялись между членами союза в со­ответствии с численностью населения.

Первой МПО в современном понимании считают Центральную ко­миссию по судоходству на Рейне (1815). Международные организации становятся заметными акторами международных отношений во вто­рой половине XIX в. В это время сотрудничество государств затрагива­ет многие сферы жизни общества: возникают Всемирный телеграфный союз (1865), Всемирный почтовый союз (1874), Международное бюро мер и весов (1875) и др.; все они имели постоянные коллективные орга­ны управления, штаб-квартиры, фиксированное членство; их компе­тенция ограничивалась обсуждением специальных проблем.

В первой половине XX в. количество МПО начинает расти замет­но более быстрыми темпами, прежде всего за счет возникновения та­ких глобальных организаций, как Лига Наций и ООН. В начале XX в. существовало примерно три десятка МПО, а к середине 1980-х гг. их стало около 400, затем их число сократилось примерно на треть и ос­тавалось примерно одинаковым на протяжении 1990-х гг., что, по-ви- димому, оптимально для современного состояния системы междуна­родных отношений.

В XX в. растет и количество МНПО. Их прообразы также появи­лись уже несколько столетий назад (масонские ложи), но как акторы международных отношений МНПО начали проявлять себя в XIX в., например Международный Красный Крест, появившийся в 1860-е гг. Бурный рост количества МНПО - в сотни раз - приходится на вторую половину XX в.

Согласно распространенной точке зрения, причиной бурного рос­та международных организаций с середины XX в. явилось качествен­ное изменение взаимозависимости суверенных государств, выразив­шееся прежде всего в интернационализации экономической жизни, опасности распространения оружия массового уничтожения. После окончания холодной войны и краха биполярной системы эти тенден­ции не только не утратили своей значимости, но и получили дополни­тельные импульсы.

^ 43. Основные подходы к определению роли межправительственных организаций в международных отношениях

Межправительственные структуры оказывают на­много большее влияние, чем неправительственные организации, на международную жизнь, выступая в качестве специфических дейст­вующих лиц на международной арене и, таким образом, оказывая са­мостоятельное влияние на динамику развития международных отно­шений. Впрочем, мера такой самостоятельности - вопрос достаточно спорный и традиционно являющийся предметом дебатов среди ана­литиков.

С точки зрения школы политического реализма международные организации полезны и влиятельны лишь в той мере, в какой это со­ответствует интересам государств - членов этих организаций. Так, известный американский политолог Ст. Хоффманн сравнивал между­народные организации с зеркалом, которое лишь отражает палитру государственных интересов. Иными словами, сторонники реалист- ской парадигмы полагают, что межправительственные организации «производят» лишь то, что «вкладывают» в них государства-члены, и не способны генерировать никакой импульс, выходящий за преде­лы внешней политики последних.

Сторонники школы транснационализма считают, что со време­нем МПО превзойдут государства по степени влияния на междуна­родную жизнь. Они подчеркивают, что в результате деятельности межправительственных организаций возникает новое качество, не сво­димое лишь к сумме внешнеполитических импульсов государств-чле- нов. Именно в этом направлении, считают они, будет происходить преобразование международных отношений, их трансформация из системы баланса сил в механизм выявления и решения глобальных проблем человечества. В отечественной политической науке существует мнение, что уже сейчас Организация экономического сотрудничест­ва и развития (ОЭСР), Всемирная торговая организация (ВТО), Все­мирный банк и Международный валютный фонд (МВФ), Лондон­ский и Парижский клубы кредиторов, НАТО и другие международ­ные организации нередко играют более важную роль, чем отдельные государства.

На наш взгляд, ближе к реальности сбалансированная точка зре­ния либерального институционализма, который видит в деятельно­сти МПО не столько отражение, сколько продолжение интересов го­сударств. Под влиянием глобальных изменений в международной жизни постепенно трансформируются сами национально-государст­венные интересы. У государств возникают потребности в координа­ции своей деятельности, в том или ином виде помощи со стороны кол­лективных структур международных отношений (кредитовании или миротворческом посредничестве), наконец, в получении технико-эко- номической, финансовой и иной информации, аккумулируемой в этих структурах. Правда, в разных сферах международной жизни роль МПО различна. Наиболее значима она в экономической и социальной сферах, наименее - в области безопасности.
^ 44. Бреттон-Вудская система

В 1944 г. в г. Бреттон-Вудс (США) состоялась ва­лютная и финансовая Конференция Объединенных Наций, на кото­рой было принято соглашение, предусматривающее создание двух валютно-финансовых международных организаций - Международ­ного валютного фонда (МВФ) и Международного банка реконструк­ции и развития (МБРР). 1 января 1946 г. соглашение вступило в силу. Бреттон-Вудская система организаций, центральную роль в которой играли США, преследовала цель регулирования послевоенного меж­дународного экономического порядка. Финансовой основой системы был доллар. После того как США в 1971 г. прекратили свободный об­мен доллара на золото, Бреттон-Вудская система формально прекра­тила свое существование.

Однако МВФ и МБРР продолжали функционировать и даже рас­ширяться как глобальные экономические организации. Были созданы Международная финансовая корпорация (МФК, 1956 г.), Междуна­родная ассоциация развития (МАР, 1960 г.) и Многостороннее агент­ство по инвестиционным гарантиям (МАГИ, 1988 г.) как филиалы МБРР. Все пять организаций тесно связаны друг с другом. Членами МБРР могут быть только члены МВФ, а членами трех филиалов - только члены МБРР. Формально данные организации имеют статус специализированных учреждений ООН. Однако они полностью неза­висимы в своих решениях (в том числе и от ООН). Местонахождение их штаб-квартиры - Вашингтон.

^ 45. Цели и принципы функционирования Международного валютного фонда

Международному валютному фонду принадлежит центральная роль в системе межгосударственного регулирования ва- лютно-финансовых связей, согласования политики стран-участниц в этой области. Согласно его Уставу, цель МВФ состоит в координации валютно-финансовой политики государств-членов и предоставлении им краткосрочных и среднесрочных кредитов для урегулирования платежных балансов и поддержания валютных курсов. Основной ка­питал фонда складывается из суммы квот (взносов) государств-чле- нов. Квота рассчитывается на основе таких показателей, как валовой национальный продукт, объем экспорта и импорта, золотовалютные резервы. Преобладающим влиянием в Фонде пользуются государст- ва-члены с наибольшими квотами. В настоящее время в МВФ входит 185 государств. Россия является членом МВФ с 1992 г.

Все страны, входящие в МВФ, имеют право получать займы в пределах примерно 25 % своей квоты в капитале Фонда. Если этой суммы недостаточно и требуется предоставление займов сверх нее, МВФ вырабатывает специальные рекомендации, которые базируют­ся на принципах монетаризма. Монетаризм рассматривает дефицит платежного баланса как результат неадекватной денежной эмиссии. Чтобы исправить положение, требуется прежде всего сократить объем государственного кредитования. При этом «первыми жертвами» ста­новятся государственные расходы, направляемые на выполнение социальных программ (социальное обеспечение, государственная ме­дицина, образование и т.д.). Такая ситуация дает основания критико­вать МВФ как организацию, осуществляющую вмешательство во внутриэкономическую деятельность национального правительства и ограничивающую его самостоятельность.

Перед предоставлением кредита в страну направляется эксперт­ная группа для переговоров об условиях предоставления кредита. В случае нарушения требований МВФ соглашение аннулируется и помощь МВФ автоматически прекращается. Так, обычное требова­ние МВФ - сбалансированность государственного бюджета, когда превышение расходов над доходами не должно быть более 5 % ВНП. При этом жесткость требований МВФ повышается по мере увеличе­ния суммы и сроков кредитов.

На рубеже ХХ-ХХ1 вв., особенно в связи с экономическим кризи­сом 1997 г. в Юго-Восточной Азии, остро встал вопрос о необходимо­сти реформировать деятельность МВФ, в частности о необходимости адаптации требований, предъявляемых Фондом к своим клиентам, к национальным особенностям последних. В первую очередь это каса­ется развивающихся стран, для многих из которых следование моне­таристским рекомендациям Фонда наряду с финансовой стабилиза­цией оборачивается ухудшением базовых социально-экономических показателей. Структура представительства в МВФ отражает баланс сил, сфор­мировавшийся после окончания Второй мировой войны, вследствие чего была подвергнута критике релевантность и легитимность Фон­да. Некоторыми государствами ставится под сомнение необходи­мость деятельности МВФ ввиду наличия у этих стран достаточных валютных резервов, благодаря которым они могут не полагаться на МВФ. Говоря о легитимности МВФ, основной проблемой считают недостаточное представительство отдельных стран и регионов мира в организации.

С 2005 г. МВФ проводит ряд реформ, направленных на модерни­зацию своей работы. В частности, это касается увеличения права го­лоса крупнейших стран с формирующимся рынком и стран с низкими доходами, а также пересмотра кредитных механизмов и внесения из­менений в основные принципы (реформа системы квот). В условиях мирового финансового кризиса страны Большой двадцатки выступи­ли с предложением о необходимости существенного увеличения ре­сурсов МВФ.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

39. Характеристики международных организаций в соответствии с характером членства iconФакультет международных отношений кафедра международных отношений и мировой экономики
Целью данного курса является изучение роли международных организаций в современном мире. Предмет курса региональные, субрегиональные...

39. Характеристики международных организаций в соответствии с характером членства iconРуководителям предприятий/организаций/ учреждений Представителям...
Института международных социально-гуманитарных связей «Профессия – карьера – успех»

39. Характеристики международных организаций в соответствии с характером членства iconЛекция 2 и 3 Методика расчета металлических конструкций по предельным состояниям
...

39. Характеристики международных организаций в соответствии с характером членства iconДальневосточный федеральный университет школа региональных и международных...
Нафта, структуру данного объединения, его деятельность в контексте других международных организаций и перспективы развития. В ходе...

39. Характеристики международных организаций в соответствии с характером членства iconУста в общероссийского общественного движения «Молодость России»...
Движение, является массовым, добровольным, самоуправляемым, межрегиональным, состоящим из участников и не имеющим членства, общественным...

39. Характеристики международных организаций в соответствии с характером членства iconМеждународное движение капитала
...

39. Характеристики международных организаций в соответствии с характером членства iconФормула жизни
Окружающий мир заботится о нас всегда, везде и во всём. И эта помощь приходит к нам разными способами. И всегда в соответствии с...

39. Характеристики международных организаций в соответствии с характером членства iconФормула жизни
Окружающий мир заботится о нас всегда, везде и во всём. И эта помощь приходит к нам разными способами. И всегда в соответствии с...

39. Характеристики международных организаций в соответствии с характером членства iconВалерий Владимирович Синельников: «Формула жизни. Как обрести личную силу»
Окружающий мир заботится о нас всегда, везде и во всём. И эта помощь приходит к нам разными способами. И всегда в соответствии с...

39. Характеристики международных организаций в соответствии с характером членства iconК Государственному экзамену для специальности 1-43 01 07 «Техническая...
Энергетическое топливо. Основные характеристики топлива (элементарный состав, влажность, зольность, выход летучих)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов