Программа итогового государственного экзамена по направлению 050400. 68 Психолого-педагогическое образование специализированная программа




Скачать 242.67 Kb.
НазваниеПрограмма итогового государственного экзамена по направлению 050400. 68 Психолого-педагогическое образование специализированная программа
Дата публикации27.06.2013
Размер242.67 Kb.
ТипПрограмма
zadocs.ru > Право > Программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тверской государственный университет»

Педагогический факультет

Кафедра дошкольной педагогики и психологии


ПРОГРАММА

ИТОГОВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

по направлению 050400.68 Психолого-педагогическое образование (специализированная программа

Психология и педагогика развития дошкольников)

для студентов магистратуры очной формы обучения

Утверждено на заседании

Ученого совета протокол № 2

от 27.09.2012г.


Председатель Ученого совета ф-та Бабушкина Т.В.


Тверь, 2012г.

Составители:

д-р пед. наук, проф. Лобзаров В.М.

канд.пед.наук, проф. Анисимов В.П.

канд. филол.наук, проф. Бабушкина Т.В.

^ Пояснительная записка
Программа государственного экзамена разработана преподавателями педагогического факультета под руководством профессора В.М. Лобзарова, возглавляющего данную специализированную программу. Для объективной оценки компетенций выпускника тематика экзаменационных вопросов и заданий носит комплексный характер и соответствует избранным разделам из различных учебных циклов, формирующих конкретные компетенции.

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению «Психолого-педагогическое образование», утвержденного приказом Министерства образования и науки 16.04.2010 № 376, государственный экзамен ориентирован на проверку сформированности следующих компетенций:

способность изучать объекты и процессы с точки зрения анализа социоэкономических и культурно-исторических условий их происхождения (ОК-1);

способность принимать участие в профессиональных дискуссиях и обсуждениях, логически аргументируя свою точку зрения, создавать научные тексты по заданной логической структуре (ОК-4);

способность использовать инновационные технологии в практической деятельности (ОК-8);

способность выделять существенные связи и отношения, проводить сравнительный анализ данных (ОК-11);

умение организовывать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность детей и взрослых (ОПК-3);

умение организовывать междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении (ОПК-4);

способность проектировать и осуществлять диагностическую работу, необходимую в его профессиональной деятельности (ОПК-5);

способность анализировать и прогнозировать риски образовательной среды, планировать комплексные мероприятия по их предупреждению и преодолению (ОПК-7);

способность применять психолого-педагогические и нормативно-правовые знания в процессе решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса (ОПК-8).

способность использовать инновационные обучающие технологии с учетом типа нарушенного развития ребенка и задач каждого возрастного этапа (ПКСПП-5);

способность проводить теоретический анализ психолого-педагогической литературы (ПКНИ-1);

способность выделять актуальные проблемы развития современной системы образования, обучения и развития детей (ПКНИ-2);

готовность использовать современные научные методы для решения исследовательских проблем (ПКНИ-4);
способность определить направления и способы оснащения образовательной работы методическими средствами (ПКНМ-2);

способность ориентироваться в современных технологиях и программах с учетом потребностей образовательной среды (ПКНМ-5).
В программу экзамена включены вопросы и задания по следующим базовым дисциплинам:

^ ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Раздел 1. История зарубежной педагогики и научной мысли
Тема 1. Введение. Предмет и задачи истории педагогики. Предмет и задачи науковедения.

Науковедение, его предмет и задачи. Связь науки, философии и образования.

Воспитание и обучение в условиях древних цивилизаций. Педаго­гика античной древности (VII-V в. до Р.Х.). Педагогические идеи в ре­лигиозных учениях и письменных памятниках. Воспитание и школа в Древней Индии, Древнем Китае. Спартанская и афинская системы вос­питания. Воспитание в Древнем Риме.

Влияние христианства на развитие педагогической мысли. Обра­зование и просвещение в Византии. Просвещение в Западной Европе. Содержание и методы воспитания детей дошкольного возраста в семье. Идеи гуманистов в педагогике эпохи Возрождения. Педагогические идеи в социалистических и коммунистических утопиях Т.Тора и Т.Кампанеллы. Проблемы нравственного воспитания в дошкольном дет­стве. Научная мысль в эпоху Возрождения
^ Тема 2. Теория и практика науки (XVIII - XIX вв.). Историко-педагогическая мысль (XVIII - XIX вв.)

Развитие научной мысли (XVIII - XIX вв.) , связь науки и образования.

Эмпирико-сенсуалистическая концепция воспитания Дж.Локка. Педагогические взгляды французских просветителей. Естественное воспитание Ж.Ж.Руссо. Педагогическая теория и практическая дея­тельность И.Г.Песталоцци. Педагогическая концепция Т.Ф.Гербарта.

Педагогика Ш.Фурье. Педагогические взгляды и практическая деятельность Р.Оуэна. Вопросы физического, нравственного, умствен­ного воспитания.
Тема 3. Научная мысль ХХ века. Связь науки и образования в прошедшем столетииПедагогика XX века. Характерные черты организации, содержания, форм и методов школьного воспитания и обучения

Общая характеристика периода. Особенности развития систем в разных странах и тенденции развития педагогики. Идеи свободного воспитания Э.Кей. Педагогическая система М.Монтессори. Возникно­вение и развитие педологии (Э.Торндайк, С.Холл, А.Бине).

Педагогическая деятельность педагогов-реформаторов (О.Декро-ли, Я.Корчак). Психоанализ 3.Фрейда и педагогика Запада (А.Фрейд, К.Юнг, Э.Эриксон).

Вальдорофская педагогика (Р. Штейнер).

Экспериментальные учреждения США и Западной Европы для маленьких детей. Характерные черты организации, содержание, форм и методов дошкольного воспитания и обучения.

Раздел 2
Тема 1. Педагогика православия (XI -XVII вв.). Западная концепция развития науки (XI -XVII вв.) , античная наука и Киевская Русь.

Свидетельства о воспитании у славян до принятия христианства.

Крещение Руси и преобразование воспитания. Педагогическая деятельность церкви, первые школы, училища.

Развитие просвещения и школы в Московской Руси. Мастера гра­моты. Московская Славяно-греко-латинская академия.
^ Тема 2. Дворянско-государственная педагогика (XVIII - XIX вв.) Общественная педагогика (вторая половина XIX в. - 1917 г.). Дворянская культура и наука.

Развитие науки (XVIII - XIX вв.). научная мысль второй половины XIX века

Школа, дошкольное воспитание и педагогика первой половины XVIII в. Педагогика второй половины XVIII в.

Народное образование и педагогическая мысль первой половины XIX века. Методы умственного воспитания и обучения детей.

В.Д.Одоевский о концепции раннего обучения детей. Роль воспи­тания в формировании личности.

Развитие дошкольного воспитания и обучения в середине XIX в. Состояние начального образования, семейного и общественного до­школьного воспитания. Деятельность общественных организаций в об­ласти дошкольного воспитания и обучения. Народность как основа пе­дагогической системы К.Д.Ушинского. Педагогические взгляды и дея­тельность Л.Н.Толстого. Обучение детей дошкольного возраста. Се­мейные школы и детские сады.
Тема 3. Партийно-государственная (советская) педагогика (1917 -^ 1990 гг.). Развитие советской науки, культуры и образования.

Исторический опыт развития советской науки. Влияние советской науки на развитие мировой научной мысли.

Декреты Советского правительства о целях, задачах и характере системы народного образования. Система подготовки дошкольных ра­ботников. Всероссийские съезды и конференции по дошкольному вос­питанию.

Проблемы преемственности в работе яслей, детского сада и шко­лы.
Тема 4.Развитие сети разных типов дошкольных учреждений в России. Развитие частных методик воспитания и обучения детей. Современная психолого-педагогическая наука о дошкольном образовании.

Характеристика состояния работы в детских садах. Научно-практические конференции по дошкольному воспитанию. Роль Н.К. Крупской в определении задач и методов воспитания. Педагогическая концепция и практика А.С.Макаренко. Передовой педагогический опыт дошкольных работников.

Исследование проблем всестороннего развития дошкольников, преемственности детского сада и школы. Изучение психологических аспектов воспитания и обучения дошкольников. Исследования в облас­ти педагогики раннего возраста.
Тема 5. Создание единой программы воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста. Принципы организации и деятельности учреждений системы народного образования современности. Развитие современной науки в условиях информационного общества.

Информационное общество и развитие современной науки. Информационное общество и культура.

Развитие сети и содержания работы дошкольных учреждений. Педагогические взгляды и деятельность В.А. Сухомлинского. Деятель­ность НИИ дошкольного воспитания АПН СССР.

Введение всеобщего среднего образования. Содержание работы с шестилетними детьми. Развитие творческих способностей ребенка. Система дошкольного воспитания и образования.

Исторический опыт развития отечественной дошкольной педаго­гики в его отношении к мировой педагогической практике.

Современные инновационные программы дошкольного образования. Основные тенденции развития ДОУ в современной России.


^ ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМФОРТНОСТИ И БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Раздел 1. Типология и моделирование образовательной среды
Тема 1. Представление о понятии «образовательная среда».

Среда человека. Человек как существенный элемент окружающей среды. Образование и среда образования. Типология воспитывающей среды: догматическая среда, идейная среда, среда «безмятежного потребления», среда внешнего лоска и карьеры. Характерологические особенности личности как фактор образовательной среды.

^ Тема 2. Метод моделирования образовательной среды.

Модель и научное моделирование. Моделирование образовательной среды в историко-педагогическом аспекте: догматическая, безмятежная, карьерная и творческая образовательная среда. Методика векторного моделирования образовательной среды.
^ Тема 3. Экспертиза образовательной среды.

Эксперты и экспертиза. Параметры экспертизы образовательной среды. Модальность образовательной среды. Количественные параметры экспертизы, широта, интенсивность, осознаваемость, обобщенность образовательной среды. Эмоциональность, доминантность, когерентность, и социальная активность образовательной среды. Мобильность и устойчивость образовательной среды. Комплексная оценка показателей.
Раздел 2. Проектирование развивающей образовательной среды
Тема 4. Психолого-педагогические основы проектирования комфортной образовательной среды.

Структура среды. Психологические закономерности восприятия образовательной среды. Интегративный критерий качества комфортной образовательной среды.
^ Тема 5. Уровни проектирования образовательной среды.

Педагогическое проектирование. Федеральный уровень. Региональный уровень. Локальный уровень. Микроуровень – как итоговый критерий комфортности образовательной среды в успешно деятельности субъектов образовательного процесса. Проектирование комфортно-развивающей образовательной среды: технологический компонент, социальный компонент, пространственно-предметный компонент. Алгоритм проектирования.
Раздел 3. Тренинг педагогического взаимосодействия в творческой образовательной среде
Тема 6. Методические основы тренинга педагогов

Социально-психологический тренинг. Участники тренинга и их запросы. Цель и задачи тренинга. Компетентность ведущего. Взаимодействие субъектов образовательного процесса в тренинговой среде. Территория тренинга: помещение, его оборудование, методическое обеспечение. Основные принципы проведения тренинга. Режим проведения тренинга. Стратегия использования упражнений (техник). Тактика выбора упражнений. Экстремальные ситуации.
^ Тема 7. Методический опыт проведения и организации психологически комфортной и безопасной образовательной среды.

Знакомство: определение запроса. Контакты и техники их организации. Итоги встречи как соборная рефлексия взаимного обогащения.

^ Социальная психология образования
Раздел 1. Введение в социальную психологию
Тема 1. Место и роль социальной психологии в системе образования. Предмет социальной психологии.

Социальная психология как наука о закономерностях поведения и деятельности людей, обусловленных их включением в социальные группы, а также психологических характеристик самих групп. Отсутствие единого понимания предмета социальной психологии. Дискуссия о предмете социальной психологии. Взаимоотношения социальной психологии с другими науками. Теоретическая и прикладная социальная психология. Структура социальной психологии. Социально-психологические проблемы в сфере образования.
^ Тема 2. История формирования социально-психологических идей. Основные проблемы и направления современной социальной психологии.

Социально-исторические и конкретно-научные предпосылки становления социальной психологии как самостоятельной науки. Первые попытки разработки социально-психологических теорий во второй половине 19 – начале 20 вв. Теоретические основы и задачи «психологии народов» М. Лацаруса и Г. Штейнталя, развитие идей «психологии народов» В. Вундтом. Концепция подражания Г. Тарда, «Психология масс» Г. Лебона. Теория «инстинктов социального поведения» Мак-Дауголла.

Особенности исторического развития социальной психологии в России (В.М.Бехтерев, М.М.Ковалевский и др.).

Период экспериментального развития социальной психологии в 20 в. Программы построения экспериментальной социальной психологии Ф. Олпорта и В. Меде. «Коллективная рефлексология» В.М. Бехтерева. Теория «поля» К. Левина и школа «групповой динамики». Общая характеристика современной американской социальной психологии. Европейская критика американской социальной психологии и возрождение интереса к анализу психологии больших групп, межгрупповых отношений и массовых социальных процессов (А. Тэшфел, С. Московиси, Р. Харре и др.).

Основные теоретические направления современной социальной психологии.

Теория когнитивного диссонанса Д. Фестингера. Концепция социальной категоризации А. Тешфела. Теория социальных представлений С. Московиси. Системно-деятельностная трактовка природы социально-психологических явлений. Теория деятельности А.Н. Леонтьева и возможности ее использования в социальной психологии. Концепция совместной деятельности и теории коллектива А.С. Макаренко, А.В. Петровского, Л.И. Уманского и др. Принцип деятельности в исследовании межличностных отношений, общения, социальной перцепции, групповой динамики, межгрупповых отношений и др.
^ Тема 3. Методология и методы социально-психологического исследования

Понятие методологии научного исследования. Основные требования к научному исследованию в социальной психологии. Теория и эмпирика в социально-психологическом исследовании. Типы исследований. Специфика решения вопроса о надежности и обоснованности данных. Проблема репрезентативности. Виды выборки. Понятие программы социально-психологического исследования. Проблема измерения в социальной психологии. Понятие и типы шкал как способов измерения социально-психологических характеристик. Условия применения тестов в социальной психологии. Общая характеристика опроса, наблюдения, анализа документов как методов социально-психологического исследования. Специфика и основные типы экспериментов в социальной психологии. Активные методы социально-психологического воздействия: содержание, направленность, типы, возможности и ограничения. Социально-психологический тренинг и его разновидности. Групповая дискуссия. Метод игры и его модификация. Специфика социально-психологического консультирования. Социально-психологическая диагностика и психотехника воздействия. Соотношение теоретического и прикладного звания в социальной психологии. Специфика прикладных исследований. Профессионально-этнические проблемы сбора и использования информации в прикладном исследовании. Критерии эффективности прикладных исследований.
^ Тема 4. Характеристика социально-психологических явлений в сфере образования

Организационная культура образовательных учреждений. Социально-психологическая компетентность педагогического персонала. Особенности педагогического общения в образовательных учреждениях. Безопасность образовательных учреждений: социально-психологический аспект. Введение в проблему изучения психологии безопасности. Психологическая безопасность личности. Структура психологической безопасности личности, механизмы ее формирования. Повышение уровня самосознания как условие развития психологической безопасности личности.
Раздел 2. Закономерности общения и взаимодействия людей.
Тема 5. Общая социально-психологическая характеристика общения. Межличностные отношения и общение

Специфика изучения общения в социальной психологии. Общение как реализация общественных и межличностных отношений. Общая характеристика межличностных отношений как формы проявления общественных отношений; их эмоциональная основа. Значение общения для развития индивида и развития общества. Эмоционально-оценочная природа отношений. Специфика межличностных отношений в группе. Межличностные отношения и взаимодействие. Особенности содержания понятия «общения» в отечественной психологии. Совпадение взглядов исследователей в понимании единства общения и деятельности и расхождение в трактовках их связи. Различные точки зрения на структуру общения. Основные стороны общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная. Связь каждой из них с характером совместной деятельности и взаимоотношением партнеров. Проблема влияния в общении. Общение и познание.
^ Тема 6. Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения. Вербальная и невербальная коммуникация

Специфика обмена информацией между людьми: активная позиция партнеров по коммуникации, проблема смысла, способы воздействия в этом процессе. Коммуникативная: структура речевого поведения. Языковые характеристики говорящего и слушающего как факторы эффективности коммуникативного процесса. Социально-психологические закономерности понимания речевого сообщения. Типы коммуникативных барьеров. Проблема языкового сознания и самосознания личности и общности. Психосемантика обыденного сознания. Понятие невербальной коммуникации. Основные средства невербальной коммуникации и ее функции. Общая характеристика основных структур (видов) невербального поведения. Оптико-кинетическая система знаков (жесты, мимика, пантомима) и ее культурная обусловленность. Пара- и экстралингвистическая система (интонации и невербальные включения) и ее значение для придания выразительности речи. Пространственно-временная система (организация пространства и времени коммуникативного процесса); хронотопы.

Проблема кода и декодификации информации партнерами как общая методологическая проблема невербальной коммуникации. Понятие коммуникативной компетентности и возможности ее развития. Проблема толерантности в диалоге субъектов образовательного процесса.
^ Тема 7. Общение как взаимодействие.

Проблема взаимодействия (интеракции) в социальной психологии; неоднозначное решение вопроса о соотношении интеракции и коммуникации. «Обмен действиями» как важнейшее условие совместной деятельности. Психологическое содержание взаимного обмена действиями. Проблема самоподачи и обратной связи. Интерактивная сторона общения. Отличительные признаки межличностного взаимодействия как формы общения. Различные способы описания структуры взаимодействия (Т.Парсонс, Я. Щепаньский, В.И. Панферов). Основные понятия транзактного анализа: позиция, ситуация, стиль. Их адекватная комбинация как условие эффективного взаимодействия. Типы взаимодействия: Сотрудничество (кооперация) и соперничество (конкуренция). Взаимодействие в структуре совместной деятельности. Функционально-ролевая дифференциация и формы организации совместной деятельности.

Проблема конфликта в социальной психологии. Продуктивные и деструктивные конфликты. Структура конфликта. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов. Психологическое содержание переговорного процесса и достижения компромисса.

Экспериментальные методы регистрации взаимодействия. Схема Р. Бейлса и возможности ее практического использования. Теория «диадического взаимодействия» (Р. Тибо, Г. Келли) и попытки применения математического аппарата теории игр для анализа стратегии партнеров («дилемма узника»). Проблемы взаимодействия в символическом интеракционизме (концепция Дж. Мида).
^ Тема 8. Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения).

Специфика анализа перцептивных процессов в социальной психологии. Роль межличностного восприятия и взаимопонимания в процессе общения. Основные направления экспериментальных исследований межличностного восприятия. Свойства субъекта, объекта восприятия, характер и контекст межличностных взаимосвязей как факторы перцептивных процессов. Механизмы межличностного восприятия (идентификация, рефлексия) роль эмпатии в этих процессах. Эффекты межличностного восприятия: «ореола», «первичности и новизны». Содержание и значение явления стереотипизации. Роль социальной установки при формировании первого впечатления о человеке. Интерпретация причин поведения - феномен "каузальной атрибуции». Структура атрибутивного процесса. Виды и формы атрибуции. Проблема точности межличностного восприятия.

Эмоциональная сторона межличностного восприятия – феномен аттракции. Симпатия, дружба, любовь как различные уровни аттракции. Практическое значение исследований аттракции в сфере образования.
Раздел 3. Социальная психология групп.

Тема 9. Теория малой группы в социальной психологии.

Дефиниции малой группы. Классификация малых групп. Концепция «внешней» (формальной) и «внутренней» (неформальной) внутригрупповых структур и ее роль в трактовке социально-психологической феноменологии группы. Основные теоретические ориентации исследования психологии малых групп (теория подкрепления, интеракционизм, теория поля, психоаналитическая ориентация, социометрический подход, деятельностный подход, теория систем). Идеологические аспекты теоретических моделей группы. Общая характеристика методов исследования групповых феноменов в сфере образования.
^ Тема 10. Личность и группа. Феномены и механизмы социального влияния

Проблема нормообразования в группе (М. Шериф, Т. Ньюком и др.). Значение нормативной структуры группы в детерминации индивидуального поведения. Способы и механизмы группового воздействия. Поведение личности в ситуации группового давления: исследования конформности (С. Аш, Р. Крачфилд и др.). Исследования условий и механизмов социального влияния меньшинства (С. Московиси и др.) Феномен подчинения авторитету (Ст. Милгрэм).

^ Тема 11. Генезис и развитие малой группы

Стадии развития малой группы в работах зарубежных психологов (Л. Беннис и Г. Шеппард, Б. Такмен). Различные методологические основания для рассмотрения стадиальности в групповом развитии. Психологическая теория коллектива в отечественной психологии (А.С. Макаренко, А.В. Петровский). Уровни развития группы и типологии групп по Л.И. Уманскому. Проблема эффективности групповой деятельности. Социометрия как метод изучения малых групп.
Тема 12. Динамические процессы в малой группе

Лидерство и руководство как феномен управления процессом жизнедеятельности группы. Основные теоретические подходы к изучению социально-психологической природы лидерства. Стиль лидерства и руководства как предмет экспериментального изучения в школе «групповой динамики» К. Левина и в современной социальной психологии. Механизмы групповой динамики: идиосинкразический кредит» (Е. Холландер и др.); «психологический обмен» (И. Олтмен, Д.Тейлор, Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская). Процессы интеграции и дифференциации в группе. Закономерности и формы групповой интеграции как процесса психологической стабилизации группы. Соотношение понятия «интеграция», «сплоченность», «совместимость», организованность, «ценностно-ориентационное единство». Формы внутригрупповой дифференциации.
^ Тема 13. Психология межгрупповых отношений

Общая характеристика мотивационного (З. Фрейд, Д. Доллард, Н. Миллер, Т. Адорно), ситуативного (М. Шериф и др.), когнитивного (А. Тэшфел, Дж. Тэрнер, В. Дуаз) и деятельностного (В. С. Агеев) подходов к исследованию психологии межгрупповых отношений. «Межгрупповая дискриминация», «внутригрупповой фаворитизм» как социально-психологические феномены Интегративные тенденции в межгрупповом взаимодействии как альтернатива фаворитизму. Влияние межгруппового взаимодействия на динамику внутригрупповых процессов. Межгрупповые отношения и проблема социальной справедливости. Межгрупповые аспекты формирования половой идентичности.

Раздел 4. Социальная психология личности.
Тема 14. Социально-психологические аспекты социализации личности.

Взаимосвязь личности и общества как ключевая проблема социальной психологии. Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности, его отличие от понимания личности в общей психологии и социологии. Традиции и современное состояние исследований личности в социальной психологии.

Понятие социализации. Общая характеристика институтов и механизмов социализации. Процесс социализации. Подходы к определению основных этапов социализации. Трактовка закономерностей социализации в транзактном анализе Э. Берна и К. Стейнера. Модель развития личности и понятие идентичности в концепции Э.Эриксона. Процесс социализации в отрочестве: особенности детско-родительских отношений, половых ролей, дружеских привязанностей в группах сверстников. Проблема подросткового кризиса. Общая характеристика методов психодиагностики и коррекции личности на различных этапах социализации.
^ Тема 15. Понятие и функции социальной установки.

Понятие аттитюда. История изучения аттитюда, основные этапы исследования аттитюдов. Значение исследований установки в школе Д.Узнадзе для изучения социальных установок. Подходы к исследованию социальных установок в других школах отечественной психологии (категория «отношение», «направленность личности», «личностный смысл»). Традиция исследования социальных установок в западной социальной психологии. Прямые и косвенные методы изучения аттитюдов. Определение социальной установки и ее структура. Теоретические подходы к трактовкам аттитюда. Аттитюд и поведение. Исследования связи аттитюда и поведения. Парадокс Лапьера, его интерпретации. Условия детерминации поведения аттитюдом. Пути и возможности изменения аттитюдов. Влияние поведения на аттитюды. Когнитивный диссонанс, определение, основные направления его изучения.

Концепция В.А. Ядова об иерархической структуре диспозиции личности. Связь диспозиций с содержательной стороной деятельности (концепция В.А. Ядова). А.Н. Леонтьев о мотивационно-смысловой регуляции деятельности. Соотношение понятий социальная установка, потребность, мотив, личностный смысл.
^ Тема 16. Социально-психологические свойства личности

Методологические трудности обозначения круга социально-психологических свойств и качеств личности. Понятие социально-психологической компетентности личности. Когнитивный стиль и когнитивная сложность личности. Атрибуция ответственности и локус контроля. Методы и процедуры диагностики социально-психологических особенностей личности.

^ Тема 17. Прикладная Социальная психология образования

Фундаментальная и прикладная наука в современном мире. Специфика прикладного исследования в социальной психологии в сфере образования. Этические требования к проведению практической социально-психологической работы. Проблема обеспечения эффективности прикладной работы в практике. Общая схема деятельности социального психолога-практика. Основные роли практика: эксперт, консультант, преподаватель.

Основные направления прикладных исследований в сфере образования. Социальные нормы и нормативное поведение. Девиантное поведение. Причины девиантного поведения. Социальный контроль и психокоррекция детей и подростков с нарушениями поведения.

Групповые методы обучения, управление педагогическим процессом, взаимодействие субъектов педагогического процесса, воспитание личности в коллективе.

^ МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Тема 1. Специфика научного познания.

Соотношение понятий «методология», «наука», «философия» и «мировоззрение». Соотношение понятий «методология», «метод», «методика».

Методологические, теоретические и методические проблемы психологии и педагогики.

Понятие методологии: плюрализм толкований. Основные направления в современной методологии психолого-педагогических исследований. Проблема научного метода как привилегированного способа познания действительности / реальности. Понятие научной парадигмы. Проблема смены научных парадигм. Научная и наивная картина мира.
^ Тема 2. Типология методов научного исследования

Классификация методов психологических исследований. С.Л. Рубинштейн о методах психологического исследования.

Понятие научного наблюдения и его виды; ошибки наблюдения.

Эмпирические методы исследования. Методы и способы обработки данных.

Качественные методы в психологии. Количественные методы в психологии.

Методика анкетирования.

Метод контент-анализа в психологии. Кластерный анализ. Метод семантического шкалирования. Методики построения семантических пространств (В.Ф. Петренко).

Сущность, достоинства и недостатки использования сравнительного метода в психологических исследованиях. Сущность, достоинства и недостатки использования лонгитюдного метода. Особенности использования комплексного подхода в психологических исследованиях.

Характеристика интерпретационных методов в психологии и педагогике.

Характерология экспериментальных методик психологического и педагогического исследования. Сопоставительный анализ метода наблюдения и эксперимента.
^ Тема 3. Методология современного психолого-педагогического исследования.

Методологические положения и понятийный аппарат когнитивной психологии.

Комплексный подход в психолого-педагогических исследованиях.

Системный подход в психолого-педагогических исследованиях.

Психоаналитическая традиция в зарубежной психологии. Бихевиоризм как исследовательская парадигма. Экзистенционально-феноменологическая традиция в психологии. Интеракционистская традиция в психологии.

Гендерный подход в психологии.

Этические вопросы научного исследования. Правовая база педагогического исследования.
^ Тема 4. Организационные и методические основы исследования

Психологическое и педагогическое исследование. Общее представление, виды.

Категория деятельности в психологии и педагогике. Конкретно-научный уровень методологии психолого-педагогических исследований.

Понятие деятельности в философии, психологии, методологии. Понятие научной деятельности. Методологические основания теоретико-познавательной и предметно-практической деятельности.

Специфика предмета, объекта, эмпирического материала, средств, целей и задач научного исследования.

Основные этапы педагогического эксперимента.
^ Тема 5. Подготовка научной публикации

Основные этапы научного исследования. Стандартная структура научной статьи. Базовые требования к научному определению, научно-терминологическому аппарату, метаязыку и языку научного исследования. Категория и понятие.

Категория личности в современной психологии и педагогике. Категория сознания в психологии. Категория общения в психологии. Специфика письменной научной коммуникации. Основные жанры письменной научной коммуникации. Основные правила подготовки и оформления научной публикации. Культура цитирования. Экспертиза качества научной публикации.
^ Тема 6. Подготовка устного выступления с научным сообщением/ докладом / презентацией.

Базовая модель устной коммуникации. Жанры, язык, метаязык и стиль устного научного выступления. Максимы П. Грайса. Структура научного выступления и регламент. Ответы на вопросы.

Обсуждение, диалог, диалог-спор, дискуссия, полемика, диспут. Распределение коммуникативных ролей в организации устной научной коммуникации. Типичные ошибки начинающих ораторов. Этическая компонента научного общения. Современные требования к подготовке презентаций.
Список литературы

  1. Ждан А.Н. История психологии от античности к современности. М, 2007

  2. Марцинковская Т.Д. История психологии. М., 2008

  3. Иванов Д.А. Экспертиза в образовании :учеб. Пособие для студ.высших учеб. Заведений/ Д.А.Иванов – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 336с.

  4. Современные образовательные технологии : учебное пособие/ кол. авторов; под ред. Н.В. Бордовской .- М.: КНОРУС, 2010. – 432с.

  5. Анисимов В.П. Психолого-педагогические механизмы и условия становления элитной личности. – В кн.: Элитное образование в России: исторический опыт и современность: монография / Анисимов В.П., Богуславский М.В., Лобзаров В.М., Корзин А.Б. – Тверь: ТК им. А.Н. Коняева. – 2008. – С. 188-257 (272 с.)

  6. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. - 365 с.

  7. Кондратьев М.Ю. Социальная психология в образовании М.: ПЭР СЭ, 2008

  8. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. М., Аспект Пресс, 2009.-318с. Гриф УМО.

  9. Социальная психология: учебник для студентов вузов/Под ред. А.М. Столяренко –М.: ЮНИТИ –ДАНА,2009. Гриф Минобразования РФ.

  10. Социальная психология: Практикум: Учебное пособие для студентов вузов/ Под ред. Т.В. Фоломеевой. – М.: Аспект Пресс, 2009. - 480с. Гриф УМО.

  11. Волынкин В.И., Методология и методы психолого-педагогических исследований., СПб, 2007.

  12. Краевский В. В. Методология педагогики: Новый этап [текст]: учебное пособие для студентов вузов / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова. – М.: Академия ИЦ, 2006. – 394 с.

  13. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. – М.: Либроком, 2010. – 280 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа итогового государственного экзамена по направлению 050400. 68 Психолого-педагогическое образование специализированная программа iconМинобрнауки России Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование...

Программа итогового государственного экзамена по направлению 050400. 68 Психолого-педагогическое образование специализированная программа iconРабочая программа дисциплины «Практика в школе»
Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы...

Программа итогового государственного экзамена по направлению 050400. 68 Психолого-педагогическое образование специализированная программа iconПрограмма вступительного испытания в магистратуру «педагогика и психология»
Вступительные экзамены проводятся с целью выявления готовности абитуриентов к обучению в магистратуре по направлению «050400 – Психолого-педагогическое...

Программа итогового государственного экзамена по направлению 050400. 68 Психолого-педагогическое образование специализированная программа iconПрограмма практики студентов 3 курса, обучающихся по направлению...
Ознакомление с общеобразовательным учреждением, с системой учебно-воспитательной работы школы и особенностями организации обучения...

Программа итогового государственного экзамена по направлению 050400. 68 Психолого-педагогическое образование специализированная программа iconРабочая программа учебной дисциплины общая и экспериментальная психология...
«22» марта 2010 г и учебным планом сф пгу имени М. В. Ломоносова для очной формы обучения от «28» декабря 2010 г

Программа итогового государственного экзамена по направлению 050400. 68 Психолого-педагогическое образование специализированная программа iconПрограмма собеседования с абитуриентами, поступающие на сокращенный...
Программа собеседования с абитуриентами, поступающие на сокращенный срок обучения по направлению: 050100. 62 «Педагогическое образование»...

Программа итогового государственного экзамена по направлению 050400. 68 Психолого-педагогическое образование специализированная программа iconПрограмма учебной дисциплины по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование»
Программа учебной дисциплины по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» профили «История» «Обществознание»

Программа итогового государственного экзамена по направлению 050400. 68 Психолого-педагогическое образование специализированная программа iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 44....
Общеинститутская кафедра математики и информатики дошкольного и начального образования

Программа итогового государственного экзамена по направлению 050400. 68 Психолого-педагогическое образование специализированная программа iconУчебно-методический комплекс по дисциплине педагогическая психология...
Целью дисциплины является формирование представлений о теоретико-методологических основах педагогической психологии, современном...

Программа итогового государственного экзамена по направлению 050400. 68 Психолого-педагогическое образование специализированная программа iconРабочая программа учебной практики в доу направление подготовки 050700...
Программа «Учебная практика» разработана с учетом требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов