Литература: История политических и правовых учений




Скачать 287.99 Kb.
НазваниеЛитература: История политических и правовых учений
страница1/3
Дата публикации18.06.2013
Размер287.99 Kb.
ТипЛитература
zadocs.ru > Право > Литература
  1   2   3
ТЕМА 2
Основные этапы развития политической мысли
Обзорная литература:


  1. История политических и правовых учений. Под ред. О. Э. Лейста. М.; 1997

  2. История политических и правовых учений: учебник для вузов. Под общ. ред. В. С. Нерсесянца. М.; 1996

  3. История политических и правовых учений: хрестоматия. Сост. Е. А. Воротилин, И. Ф. Мачин. М.; 1996

  4. Краткая философская энциклопедия. М.; 1994


Первоисточники:


  1. Антология мировой политической мысли: в 5 т. М; 1997

  2. Аристотель. Политика. Афинская полития. М.; 1997

  3. Вебер М. Избранные произведения. М.; 1990

  4. Гоббс Т. Левиафан // Соч. в 2-х т. М.; 1986. Т. 2

  5. Ленин В. И. Государство и революция (любое издание)

  6. Локк Д. Два трактата о государственном правлении // Соч. в 3-х т. М.; 1988. Т. 3

  7. Макиавелли Н. Государь. М., 1990 (или любое другое издание)

  8. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии (любое издание)

  9. Монтескье Ш.-Л. Избранные произведения. М.; 1955

  10. Платон. Государство // Собр. соч.: в 4-х т. М.; 1994. Т. 3

  11. Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М.; 1969



^

Раздел: Учебно-методические материалы




Методические указания



Ответьте на следующие вопросы:

  1. Когда, где и при каких обстоятельствах зарождается политическая философия?

  2. Чем политическая философия отличается от религиозно-мифологического взгляда на политику?

  3. Почему, по Вашему мнению, политическая философия возникает почти одновременно у нескольких народов Древности?

  4. Какова была роль политики в поддержании мирового порядка по представлениям философов Древней Индии?

  5. Каковы были взгляды на природу государства философов Древнего Китая?

  6. Как было устроено «идеальное государство» Платона?

  7. Назовите основные типы государств по Аристотелю? Как Вы думаете, применима ли эта классификация в наши дни?

  8. В чем состояли основные отличия христианской политической мысли от античной?

  9. По какому принципиальному вопросу расходились мнения Августина и Аквината? Как Вы думаете, с какими историческими обстоятельствами это было связано?

  10. В чем заключалось принципиальное расхождение Н. Макиавелли с предшествовавшей традицией политической мысли?

  11. Что являлось, по Н. Макиавелли, основной целью политической деятельности?

  12. Как Т. Гоббс характеризовал «естественное» состояние»?

  13. Чем отличались формулировки принципа разделения властей Д. Локка и Ш.-Л. Монтескье?

  14. Как характеризовал «естественное состояние» Ж.-Ж. Руссо и почему, как Вы думаете, его взгляды на этот вопрос расходились со взглядами Т. Гоббса?

  15. В чем К. Маркс и Ф. Энгельс видели главную движущую силу истории?

  16. Как марксисты характеризовали конечную цель исторического развития?

  17. Сформулируйте понятие власти по М. Веберу

  18. Назовите и охарактеризуйте основные типы легитимности по М. Веберу

  19. Почему, по мнению М. Вебера, бюрократия и демократия неизбежно вступают в конфликт?

  20. Назовите базовые функции системы по Т. Парсонсу. Какие подсистемы в рамках социальной системы выполняют каждую из этих функций?

  21. Опишите модель политической системы по Д. Истону

  22. В чем видел сущность политического процесса К. Дойч?

Вспомогательные материалы
2.1. Политические учения Древнего Востока
Политическая наука, впрочем, как и другие обществоведческие дисциплины, является относительно молодым явлением. В более или менее современной форме она возникает только в первой половине ХХ века. Тем не менее, история мировой политической мысли, хотя и несоответствующей современным критериям научности, насчитывает несколько тысячелетий.

Уже в трактатах первых философов и историков, а также в религиозных и литературных памятниках Древнего Мира очевиден интерес к некоторым проблемам политики.

На самой ранней стадии развития политической мысли она формировалась в рамках религиозно-мифологического подхода. Человек в этом случае воспринимался как существо, занимающее промежуточное положение между богами и животными, а происхождение власти и ее предписания прямо связывались с божественным вмешательством в человеческие дела. Подобные представления зафиксированы в классических памятниках литературы Древней Греции, Палестины, Месопотамии, Индии и Китая. Различные версии отражали возможные варианты упорядочения социально-политических отношений в разных обществах и государствах.

В VIII – VI в.в. до н. э. многие общества Древнего Мира вступили в полосу глубокого социального кризиса и это стимулировало постепенный отход от традиционных религиозно-мифологических представлений в сторону более рационалистического взгляда на мир вообще, и на государство и власть в частности. Поворотное значение этого периода во всемирной истории подчеркивал немецкий философ Карл Ясперс, называвший его «осевым временем». Именно тогда политические взгляды приобретают определенную философско-этическую направленность.

Мыслители Востока и Запада не разделяли понятия «общество» и «государство», считали общество неотъемлемой частью мирового космического порядка. В связи с этим основное внимание они уделяли вопросу о том, как воспроизвести на земле порядок и истину Вселенной, т. е. искусству правления во имя достижения всеобщего блага. Философский поиск мудрого и справедливого правления – оригинальные политические идеи мыслителей той эпохи.

Например, основными понятиями политической философии Древней Индии стали «дхарма» и «данда». Дхарма означает праведное исполнение людьми своих обязанностей. Однако люди несовершенны, эгоистичны, они не склонны следовать дхарме просто потому, что она предписана свыше. Чтобы побудить их подчиняться высшему закону и необходимо принуждение, наказание – данда. Таким образом, управление обществом заключается в том, чтобы с помощью данды сохранять и поддерживать дхарму. Наиболее полно эти идеи были представлены в знаменитом трактате «Артхашастра», написанном философом Каутильей (IV в. до н. э.).

В тот же период с подобными идеями в Китае выступали Конфуций, Лао-цзы, Мо-ди, Шан Ян и другие мыслители. Их политическая концепция, при всем различии позиций по отельным вопросам, сводится к нескольким главным позициям, составившим фундамент политической культуры Китая на многие века и даже тысячелетия: 1) власть имеет божественное происхождение («князь получает мандат на управление страной от Неба»); 2) управлять Поднебесной должны мудрецы («совершенномудрые»); 3) правитель обязан быть справедливым и заботиться о благе подданных («государство подобно большой семье»).
2.2. Политические учения Античности
Для политической философии Древней Греции, сыгравшей значительную роль в формировании всей культуры человечества, временем расцвета стали VI – IV в.в. до н. э. Общественно-политическая проблематика находилась в центре внимания таких знаменитых философов, как Гераклит, Пифагор, Демокрит, Сократ, Платон и Аристотель. Например, для Сократа идеалом было правление знающих, компетентность в государственном управлении. Именно в этом состоит разумная основа и сущность государства. Сократ последовательно отстаивал идею обязательного следования властей закону. С господством разумных и справедливых законов он связывал саму возможность политической свободы.

Высшим достижением философской мысли того периода, на два тысячелетия определившим направление развития политической мысли Европы, стали учения Платона (427 – 347 г.г. до н. э.) и Аристотеля (384 – 322 г.г. до н. э.).

Платоновским идеалом общественного устройства было «правление философов», описанное им в знаменитом диалоге «Государство». С точки зрения Платона, все люди от рождения существенно отличаются по своим способностям и склонностям. Поэтому тот, кто, подражая Творцу Космоса, хочет создать гармоничное общество, должен суметь разделить людей на соответствующие категории. Основная масса населения («производители») должна заниматься только сельским трудом, ремеслами и торговлей. Меньшая и лучшая часть (воины или «стражи») должна поддерживать в обществе порядок и защищать его от посягательств иноземцев. По мере взросления и появления заслуг из числа «стражей» выделяются «философы», то есть подлинные руководители государства. Любопытная особенность платоновского проекта состояла в том, что представителям двух высших слоев населения запрещалось иметь частную собственность и семьи, чтобы не отвлекать их от государственного служения. Поэтому иногда этот проект «идеального государства» называют «платоновским коммунизмом».

Если Платона можно считать первым политическим философом Европы, то Аристотеля можно с полным основанием назвать первым ученым-политологом не только Европы, но и мира. Аристотель полагал, что человек, будучи «политическим животным», несет в себе инстинктивное стремление к совместному сожительству: развитие общества идет от семьи к общине (селению), а от него к государству (городу-полису). Но – в логическом смысле, – идея государства, выступающая как цель общественного развития, предшествует идеям и личности, и семьи и общины. «Необходимо, чтобы целое предшествовало части», – утверждал Аристотель.

Далее, Аристотель, в отличие от своих предшественников, не только умозрительно рассуждал о политике и обществе, но и провел ряд конкретных (мы бы сказали – эмпирических) исследований политико-правового устройства современных ему греческих государств. Учениками под его руководством были собраны и обобщены данные об истории и политике нескольких десятков древнегреческих полисов. На основе этой информации была разработана оригинальная классификацию форм государственного устройства, не утратившая свой актуальности и в наши дни.

Эти формы Аристотель делит по двум основаниям: количество правящих и цель (моральная значимость) правления. В результате получаются три «правильные» формы правления (монархия, аристократия и полития), при которых правители имеют в виду общую пользу, и три «неправильных» (тиранния, олигархия и демократия), преследующие лишь личное благо правителей. См. Рис. 1.


Цель правления

Общее благо («правильная власть»)

Благо правителей («неправильная власть»)

Количество правящих

Один человек

Монархия

Тиранния

Немногие

Аристократия

Олигархия

Большинство

Полития

Демократия


^ Рис. 1. Классификация форм правления по Аристотелю
Форму государственного устройства Аристотель связывал с соответствующими принципами: «Принципом аристократии служит добродетель, олигархии – богатство, демократии – свобода» (трактат «Политика»). Политию, которая включает в себя и уравновешивает эти три принципа, Аристотель считал наилучшей формой правления, ибо она объединяет интересы зажиточных и неимущих.

Вплоть до конца эпохи Античности авторитет Платона и Аристотеля был непоколебим, а их теории служили интеллектуальным ориентиром для поколений философов, историков и практических политиков.
2.3. Политические учения Средних веков
Следующий шаг в становлении политической мысли Европы был связан с деятельностью христианского философа Августина Аврелия (354 – 430 г.г.), причисленного после смерти к лику святых. В сочинении «О Граде Божьем» Августин изложил свою политическую доктрину, взгляд на историческое развитие человечества и христианское учение. Вплоть до начала XIV в. учение Августина рассматривалось в качестве официальной доктрины Римско-Католической Церкви.

Вся история человечества, согласно Августину, представляет собой развитие двух противоположных «государств»: греховного Града Земного и Града Божьего, состоящего из избранников Бога. Истинное государство – это истинная Церковь, но оно будет реализовано только после завершения человеческой истории, т. е. только со вторым пришествием Иисуса Христа, когда произойдет окончательное отделение праведников от грешников и оба Града завершат свое развитие.

Однако, такое видение всемирной истории не означает для христианина полный отказ от участия в делах Града Земного. Согласно словам Иисуса о том, что следует отдавать «Богу – Божье, а кесарю – кесарево», христиане имеют обязанности перед обществом и поэтому должны платит государственные подати, служить в учреждениях или, например, участвовать в справедливой войне.

Более того, называя тогдашних правителей преступниками и «разбойниками» (а это было время заката Римской Империи), Августин, тем не менее, считал их существование меньшим злом, по сравнению с неизбежными без них беспорядками и общественными потрясениями. Наконец, следует отметить, что, в отличие от подавляющего большинства языческих философов (включая Платона и Аристотеля), Августин полагал, что рабство противоречит разумной природе человека и было установлено Богом только за грехи людей.

Значительный вклад в развитие христианской политической мысли внес Фома Аквинский (1224 – 1274 г.г.). Он стремился создать законченную систему, синтезирующую католическую веру, мораль, разум и практику. Вплоть до наших дней томизм (от имени Фома/Томас) является официальной социально-философской доктриной Римско-Католической Церкви.

Аквинат перетолковал созданную Августином и господствовавшую с тех пор интерпретацию общественно-политических проблем. Он пришел к выводу, что государство (руководимое, разумеется, христианскими государями) само по себе имеет позитивную ценность: оно не только сохраняет мир, но и является выражением Божественного Провидения и воли Всевышнего. Политика означает моральную ответственность, обдуманное разумом направление воли человека во всех социальных действиях. Политическое благоразумие состоит в правильном выборе средств к моральной цели, всеобщему благу общества или государства. Человек должен видеть себя одновременно в ипостаси хорошего гражданина и доброго христианина, ищущего спасения.

В трактате «Сумма теологии» Фома Аквинский рассматривает право нескольких типов: вечное, божественное, естественное и позитивное. Вечное право – это мудрость Творца как создателя Вселенной и правителя всех действий и движений, происходящих в ней. Оно направляет все развитие мироздания и, соответственно, из него выводятся все другие, более ограниченные, формы права. Божественное право, такое, как заповеди, служит руководящим дополнением к тем предписаниям естественного права, которые известны всем разумным людям. Аквинат считал, что разумение естественного права присуще людям, как сознательным, моральным и социальным созданиям. Существует один стандарт истины и справедливости для всех людей, он естественен, и все одинаково знают его. Наконец, позитивное право необходимо, чтобы помешать людям творить зло и обеспечить мир. Позитивный закон вводится согласно разуму и при этом монарх должен подчиняться разуму и естественному праву так же, как и любой другой человек.

Идеальной формой правления Фома Аквинский, вслед за Аристотелем, считал смешанную из чистых форм, когда монарх олицетворяет собой единство, аристократия – преобладание надлежащих заслуг, а народ служит гарантией мира и согласия.

В то же время Аквинат утверждал, что мирская сфера власти, в конечном счете, должна быть подчинена духовной, поскольку высшее духовное бытие людей относится к компетенции Церкви. Именно Церковь, воспитывая в людях добродетель, направляет земную жизнь таким образом, чтобы она завершилась счастьем на небесах. Так Фома Аквинский доказывал гармонию двух ключевых институтов средневекового общества: Церкви и государства.

Доктрины Аврелия Августина и Фомы Аквинского представляют собой высшее достижение политической мысли Средневековья. В них религиозный догматизм и искренняя вера сочетаются с политическим реализмом и умеренностью. Следует отметить, что именно в трудах христианских мыслителей были заложены основы для появления теории общественного договора (см. ниже).

Однако, несмотря на то, что христианство оказало радикальное преобразующее воздействие на Европу в интеллектуальном и социальном смысле, ему не удалось удержать политику в подчиненном положении как светский придаток религии. В эпоху Ренессанса (XIV – XVI в.в.) начинается быстрое освобождение общественной и политической жизни Запада от влияния Церкви.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература: История политических и правовых учений icon1. Предмет и метод истории политических и правовых учений > Предмет...
Это обусловлено тем, что в рамках данной юридической дисциплины исследуется и освещается специфический предмет – история возникновения...

Литература: История политических и правовых учений iconТема Предмет и методология «Истории правовых учений»
Предмет истории правовых учений. История правовых учений и история политических учений

Литература: История политических и правовых учений iconРабочая программа учебного курса «история политических и правовых...
Данная рабочая программа дисциплины «История политических и правовых учений» предназначена для студентов факультета юриспруденции...

Литература: История политических и правовых учений iconВ каком аспекте выступает история политических и правовых учений...
Охватывает история древнеримской политической и правовой мысли?

Литература: История политических и правовых учений iconВопросы к экзамену по дисциплине «История политических и правовых учений»
Политико-правовые идеи в летописном наследии и юридических памятниках Киевской Руси

Литература: История политических и правовых учений iconГрафский В. Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов
Федерализм в развивающихся странах" (1968, в соавтор­стве), "Государство и технократия, историко-критическое исследование" (1981),...

Литература: История политических и правовых учений iconАзаркин Н. Н. История политических и правовых учений: Вып. 1
Воспитывать у курсантов и слушателей правовую культуру, уважение к историческому опыту развития государства и права, к политико-правовым...

Литература: История политических и правовых учений iconВ. С. Нерсесянц История политических и правовых учений
Рекомендован Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных...

Литература: История политических и правовых учений iconУчебника по дисциплине «История политических и правовых учений»
Марченко Михаил Николаевич д-р юрид наук, проф., заведу­ющий кафедрой теории государства и права и политологии юриди­ческого факультета...

Литература: История политических и правовых учений icon1. Роль теории государства и права в системе юридических дисциплин...
К историко- и теоретико-правовым дисциплинам относятся история отечественного государства и права, история государства и права зарубежных...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов