21. Государство в рыночной экономике




Скачать 112.17 Kb.
Название21. Государство в рыночной экономике
Дата публикации28.06.2013
Размер112.17 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Право > Документы




Тема 21. Государство в рыночной экономике.


  1. Объективная необходимость государственного регулирования.

  2. Общественный сектор: понятие и масштабы.

  3. Цели и виды государственной экономической политики.

  4. Государственная экономическая политика в основных макроэкономических моделях.

1.Рыночный механизм имеет много достоинств, его возможности велики, но все же не безграничны. Существуют области, где механизм свободной конкуренции не срабатывает и требуется вмешательство государства. Во-первых, это правильная организация денежного обращения. Во-вторых, предоставление государством общественных товаров. В-третьих, устранение государством последствий внешних эффектов. Вышеперечисленные функции составляют минимально необходимые границы регулирования реального рынка. Реальный конкурентный рынок обнаруживает значительно большее количество областей, где требуется более широкое участие государства в хозяйственных процессах. Совокупность таких областей определяет максимально допустимые границы вмешательства государства в экономику. Обозначим эти сферы:

  • перераспределение доходов;

  • занятость;

  • монополизм и инфляция;

  • развитие фундаментальных научных исследований;

  • эффективная региональная политика;

  • реализация национальных интересов в мировой экономике.

Основными направлениями экономической деятельности государства являются следующие:

^ Обеспечение нормальных условий работы рыночного механизма, что предполагает регулярную демонополизацию экономики, ее антиинфляционную профилактику с помощью стабильной денежной политики.

^ Выполнение функций, очерченных минимально необходимыми и максимально допустимыми границами вмешательства государства в экономику. В решении этих экономических проблем рыночный механизм обнаруживает свою несостоятельность или неэффективность.

^ Разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства, т. е. правовой основы предпринимательства, налогообложения, банковской системы и др.

Государство выполняет свои функции, применяя различные методы, к которым рыночная система предъявляет определенные требования.

Во-первых, исключаются любые действия государства, разрывающие рыночные связи.

Во-вторых, влиять на рынок как самонастраивающуюся систему можно в основном экономическими методами. Если государство полагается только на административные методы, то оно способно разрушить рыночный механизм.

В-третьих, экономические регуляторы не должны ослаблять или заменять рыночные стимулы.

В-четвертых, государство, применяя экономические регуляторы, должно постоянно контролировать приносимые ими положительные и отрицательные эффекты, нести ответственность за долгосрочные последствия своих решений.

В-пятых, необходимо учитывать национальную специфику, которая ощутимо сказывается на экономической деятельности.

Экономические методы предполагают воздействие на характер рыночных связей и расширение рыночного поля в рамках национального образования через влияние на совокупный спрос, совокупное предложение, степень концентрации капитала, структуризацию экономики и социальных условий, использование факторов экономического роста. С этой целью используются:

Бюджетная и фискальная политика;

Денежно-кредитная политика;

Программирование;

Прогнозирование и планирование.

Финансовая политика предполагает использование бюджетно-налогового и фискального механизма для достижения национально-экономических и социальных целей.

Денежно-кредитная политика предполагает использование метода косвенного воздействия Центрального банка на элементы рыночного механизма и, прежде всего оптимальности денежного обращения.

Высшей формой государственного регулирования являются программирование, прогнозирование и планирование. Их применение связано с усложнением хозяйственных связей и необходимостью применения комплексных методов в достижении кратко-, средне- и долгосрочных целей. Объектами таких целевых программ являются отрасли, регионы, социальные условия, направления научных исследований и т.д.

Прямые методы регулирования базируются на властнораспорядительных отношениях и сводятся к административному воздействия на функционирование и результативность хозяйствования субъектов. Среди методов прямого ГРЭ преобладают различные формы безвозвратного целевого финансирования секторов экономики, регионов, фирм в виде субвенций или субсидий, включающих дотации, пособия доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов общенационального и регионального уровней, а также льготных кредитов. Целью таких методов являются достижение приоритетов развития, защита общественно-необходимых секторов экономики и групп населения.

Экономические и административные методы взаимосвязаны. Так, любой экономический регулятор несет в себе элементы администрирования, поскольку контролируется той или иной государственной службой. В свою очередь, в каждом административном регуляторе есть нечто экономическое в том смысле, что он косвенно сказывается на поведении субъектов хозяйствований системы. В то же время экономические и административные методы противоположны. Экономические методы не сужают свободу выбора для субъектов, которые сохраняют за собой право на свободное принятие рыночного решения. Напротив, административные приемы существенно ограничивают свободу экономического выбора, а порой сводят ее к нулю. Вместе с тем административные меры, подавляя индивидуальную экономическую свободу, вполне оправданны, если они используются в тех случаях, когда максимальная свобода одних субъектов оборачивается тяжелыми потерями для других субъектов рыночного хозяйства в целом. Существуют области, где применение административных методов эффективно и не противоречит рыночному механизму.

Во-первых, жесткий государственный контроль монопольных рынков.

Во-вторых, регулирование внешних эффектов и их последствий для окружающей среды.

В-третьих, разработка экологических стандартов, гарантирующих населению экологически безопасную жизнь, национальных стандартов и других, а также контроль за их соблюдением.

В-четвертых, определение и поддержание минимально допустимых параметров благосостояния населения- гарантированного минимума заработной платы, пособий по безработицы.

В-пятых, защита национальных интересов в системе мирового хозяйства, например лицензирование экспорта или государственный контроль над импортом капитала.

Мировая практика знает немало комбинаций различных методов регулирования, однако их внутренняя структура, как правило, остается неизменной. Одни методы выполняют в экономике роль несущей конструкции, направлены на достижение поставленных целей, а другие выступают в качестве амортизаторов, предназначены для гашения негативных эффектов, неизбежно сопровождающих государственное регулирование рыночной экономики. Среди методов государственного регулирования не существует совершенно непригодных и абсолютно неэффективных. Комплексное использование методов и инструментов государственного и правительственного регулирования образует макромаркетинг национальной экономики. В отличие от прямого и косвенного подхода он является комплексным методом, охватывающим одновременно все фазы воспроизводства и экономического роста, территории и региональные подсистемы.

2. Государственное вмешательство в ход экономической жизни, направляемой рынком, предполагает наличие некоторых ресурсов. В конечном счете главный инструмент, находящийся в распоряжении государства - это узаконенная власть, способность устанавливать, охранять и изменять права собственности. Однако действия государства не сводятся к непосредственному применению властных полномочий, хотя на нем не основываются. Если государство берет на себя оказание услуг, которые связаны с естественной монополией или информационной асимметрией, оно должно располагать трудовыми, материальными и денежными ресурсами, необходимыми для производства и распределения услуг, и организовывать эффективное использование этих ресурсов. Во многих случаях ресурсы могут быть получены за счет прямого участия государства в рыночных сделках. Так, осуществляя производство в условиях естественной монополии, государство обычно реализует продукцию (услуги) на рынке. Вместе с тем в отличие от частных предпринимателей государственные организации в ряде случаев намеренно используют цены, не покрывающие издержек. Это обусловлено стремлением стимулировать потребление благ, обладающих особыми достоинствами (например, посещение музеев).

В еще большей степени потребность в средствах определяется тем, что многие виды экономической активности государства вообще не направлены на производство продукции, которую можно было бы реализовать на рынке. Это касается пенсионных программ, а также создания чистых общественных благ. В силу непригодности результатов для рыночной реализации подобные виды деятельности непривлекательны для частного сектора. Основным источником денежных средств для государства служит налогообложение. Государство обязывает лиц, на которых распространяется его юрисдикция, участвовать в финансировании его расходов. По сути оно ограничивает права граждан и организаций на получаемые ими доходы, присваивая себе их некоторую устанавливаемую законом часть. Мобилизуя ресурсы, государство затем целенаправленно их использует. Это означает, что оно выступает в качестве субъекта экономической деятельности, который сопоставляет расходы с доходами, стремится к эффективной аллокации своих ресурсов и т.д.

Когда государство рассматривается в этом качестве, в поле зрения находится не столько система политической организации общества, сколько специфический сектор экономики. Он характеризуется определенным ресурсным потенциалом, разнообразными технологиями, взаимосвязями между людьми и организациями, механизмами подготовки, принятия и реализации решений. Экономический подход к явлениям социальной действительности выделяет аспект, связанный с рациональным применением ограниченных средств достижения тех или иных целей. Экономический взгляд на функционирование государства предполагает, что внимание концентрируется на ресурсах, которыми оно распоряжается с целью выполнения возложенных на него функций.

Совокупность ресурсов, находящихся в непосредственном распоряжении государства, образует общественный сектор экономики. Общественный сектор - это не только предприятия и учреждения, находящиеся в собственности государства. Важнейшим видом ресурсов в рыночной экономике являются денежные средства. Поэтому ключевую роль среди компонентов общественного сектора играют государственные финансы, прежде всего государственный бюджет, его доходы и расходы.

Достижение целей, стоящих перед государством, в рыночной экономике чаще всего опосредуется общественными (государственными) расходами. Они требуются для решения перераспределительных задач, а также неизбежны при производстве общественных благ.

Существует два основных признака блага - это исключительность и объект соперничества. Исключительность - качество блага, состоящее в том, что индивиду можно помешать использовать его. Объект соперничества - качество блага, состоящее в том, что при использовании его одним человеком возможность потребления его другим индивидом уменьшается. Используя эти характеристики благ все товары можно классифицировать следующим образом:

  1. Исключительные частные блага, являющиеся объектом соперничества (например, стаканчик мороженого).

  2. Общественные блага не исключительны и не являются объектом соперничества. Нельзя помешать людям использовать общественные блага, а их потребление одним человеком не уменьшает возможность их применения другим.

  3. Общие ресурсы - объект соперничества, но не исключительный. Например, рыба в океане.

  4. Когда благо исключительно, но не является объектом соперничества, говорят о естественной монополии на благо. Рассмотрим к примеру организацию пожарной охраны в небольшом городке. Лишить людей возможности пользоваться благом легко: пожарные просто позволят сгореть первому загоревшемуся дому. Но пожарная охрана не является объектом соперничества. Основную часть рабочего времени пожарные проводят в ожидании возгорания, поэтому охрана дополнительного домашнего хозяйства едва ли сказывается на качестве предоставляемых услуг.

Д
да
а нет

Частные блага.

Стаканчик мороженого.

Одежда

Популярные платные дороги

Естественные монополии

Пожарная охрана

Кабельное телевидение

Непопулярные платные дороги


нет
Общие ресурсы

Рыба в океане

Окружающая среда

Перегруженные бесплатные дороги

Общественные блага

Национальная оборона

Знания

Бесплатные дороги с нормальным движением.



Предоставляемые государством общественные товары призваны удовлетворять коллективные потребности, которые невозможно измерить в денежной форме и которые в связи с этим не может дать рынок. Общественные блага не исключительны и не являются объектом соперничества. Нельзя помешать людям использовать общественные блага, а их потребление одним человеком не уменьшает возможность их применения другим. Если государство обеспечивает защиту от иностранной агрессии, никто не может помешать любому гражданину страны воспользоваться преимуществами национальной безопасности. Предложение общественных благ, как правило, осуществляет государство, кроме того, ему неизвестны индивидуальные потребности в общественных товарах. В ряде случаев довольно трудно четко отделить общественные товары от частных. Есть немало услуг, имеющих признаки и тех, и других, например, образование.

3. К целям экономической политики предъявляются определенные требования. Во-первых, должны ставится только те цели, реализацию которых не может обеспечить рынок. Во-вторых, цель должна быть количественно измерима, что даст возможность контролировать ее выполнение. Для достижения определенных целей необходимо располагать набором действенных политических инструментов, который состоит из бюджетной, налоговой, кредитной, денежной и валютной политики, а также иметь представление об эффективности воздействия инструментов на цель. Ни один из известных политических инструментов не имеет прямого контакта с целями, между ними находится экономическая система, функционирующая по рыночным законам. Государства, располагая определенными методами регулирования, может лишь воздействовать на цели тем или иным инструментом. Для этого должны быть выяснены экономические механизмы, объединяющие цели и инструменты политики. Подобные механизмы мы определяли при рассмотрении денежного, товарного рынков, политики в области занятости и т.д. наличие разнообразных целей экономической политики требует определение целевой функции (упорядоточенного множества целей). Это сложный процесс, связанный с формированием государством стратегического экономического курса, принятием соответствующих политических решений. Эффективность воздействия политического инструмента на цель выражает мультипликатор. Целесообразность использования того или иного инструмента экономической политики зависит от реально складывающейся экономической ситуации, степени отклонения текущих уровней целей от желаемых. Если по ценам таких отклонений не зафиксировано, то предпочтение должно отдаваться бюджетной политике, направленной на регулирование экономического роста. Если же экономика развивается, как ожидалось, а темп инфляции неприемлемо высок, то на первый план выходит денежная политика. Таким образом, достижение поставленных политиками значений целей требует поочередного включения денежных и бюджетных регуляторов. Рыночная экономика, являющаяся объектом регулирования, обладает определенной инерционностью. Экономические процессы не совершаются мгновенно и требуют затраты как ресурсов, так и времени. Поэтому в ходе реализации экономической политики неизбежно возникает эффект запаздывания (лаг), отделяющий изменения цели от изменений инструмента.

Многочисленные исследования показали, что лаги различных инструментов экономической политики неодинаковы не только по величине, но и по способу действия. Так, мультипликатор может полностью сработать за сравнительно короткое время, и желаемое значение цели достигается довольно быстро. Нередко происходит по-другому, когда цель постепенно выходит на запланированный уровень. Таким образом существуют различные варианты распределения во времени мощности мультипликатора.

4. Все известные инструменты государственного регулирования относятся к той или иной макроэкономической модели. Для определения наиболее действенных макроэкономических рычагов следует ответить на два вопроса. Во-первых, на что должна воздействовать государственная экономическая политика для достижения своих целей: на совокупный спрос или совокупное предложение? Во-вторых, через какой сектор экономики должно осуществляться это воздействие - реальный или через денежный. Существуют значительные расхождения в концепциях различных экономических школ относительно объекта воздействия и результатов макроэкономической политики.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

21. Государство в рыночной экономике iconПлан-конспект урока по обществознанию в 8 классе
Цель урока: объяснить учащимся, какую роль играет государство в рыночной экономике

21. Государство в рыночной экономике iconТема Роль конкуренции в рыночной экономике. Конкурентоспособность
Конкуренция как системообразующий элемент рыночной экономики. Роль конкуренции в реализации принципа «невидимой руки». Предпринимательство...

21. Государство в рыночной экономике iconПримерные вопросы для экзамена
Экономическое содержание собственности. Формы собственности в современной рыночной экономике и их преобразование

21. Государство в рыночной экономике icon2: Основы использования финансов в рыночной экономике 13
Тема 3: Принципы организации финансов экономических субъектов в различных сферах деятельности 17

21. Государство в рыночной экономике iconТема 14. Формирование таможенной политики Российской Федерации в...
Тема 13. Создание таможенной службы Российской Федерации (1991-2000 гг.). Тема 14. Формирование таможенной политики Российской Федерации...

21. Государство в рыночной экономике iconУчебно-методический комплекс дисциплины (умкд) По дисциплине «fu 3301 Финансовый учет 1»
Чайковской Л. П. – к э н., профессор, зав кафедрой «Учет и аудит в рыночной экономике»

21. Государство в рыночной экономике iconПредложения ресурсов настолько ограничено, что их хватает только...
Причины, закономерности и последствия функционирования отдельных субъектов в рыночной экономике изучает…

21. Государство в рыночной экономике iconНеобходимость, эволюция и сущность денег в рыночной экономике
...

21. Государство в рыночной экономике iconТема Роль кредита в рыночной экономике
...

21. Государство в рыночной экономике iconЗаконы спроса и предложения в рыночной экономике
Экономическое учение А. Смита: предмет и метод изучения; трактовка теоретических проблем «стоимости», «производительного» и «непроизводительного»...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов