Учебное пособие красноярск 2006 удк ббк д рецензенты




НазваниеУчебное пособие красноярск 2006 удк ббк д рецензенты
страница1/34
Дата публикации04.08.2013
Размер5.8 Mb.
ТипУчебное пособие
zadocs.ru > Право > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

А.В. ДЕМИН

НАЛОГОВОЕ ПРАВО РОССИИ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Красноярск 2006

УДК ББК Д

Рецензенты: Н.Н. Цуканов, канд. юрид. наук, начальник кафедры адми-нистративного права и управления в органах внутренних дел Сибирского юридического института МВД России; А.А. Ермоленко, канд. юрид. наук, начальник юридическо-го отдела Управления ФНС по Красноярскому краю.

Демин А.В. Д Налоговое право России: Учеб. пособие / А.В.Демин; Федер. агентство по образованию; Краснояр. гос. ун-т; Юрид. ин-т. – Красноярск: РУМЦ ЮО, 2006. – 329 с.

Рассматриваются основные институты налогового права России. Боль-шое внимание уделено теоретическому анализу основных налогово-правовых категорий, таких как налоги и сборы, нормы и источники налогового права, принципы и элементы налогообложения, налоговое правоотношение, налого-вый контроль и ответственность. Приводится общая характеристика федераль-ных, региональных и местных налогов, а также специальных налоговых режи-мов. При изложении материала учтены последние изменения в налоговом за-конодательстве.

Предназначается преподавателям, аспирантам и студентам юридических и экономических факультетов, а также всем, кто интересуется актуальными во-просами налогового права.

© А.В. Дёмин, 2006

© Красноярский государственный университет, 2006

ISBN 5-9604-0022-7

2

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 6

О Б Щ А Я Ч А С Т Ь 8

Глава 1. ВВЕДЕНИЕ В НАЛОГОВОЕ ПРАВО 8

§ 1. Генезис налогообложения 8

§ 2. Предмет налогового права 13

§ 3. Метод налогового права 18

§ 4. Место налогового права в правовой системе России 28

Глава 2. НОРМЫ И ИСТОЧНИКИ НАЛОГОВОГО ПРАВА 36

§ 1. Налогово-правовые нормы 36

§ 2. Источники налогового права 41

§ 3. Действие актов налогового законодательства 48

Глава 3. ПОНЯТИЕ НАЛОГА И СБОРА 56

§ 1. Налог как правовая категория: понятие, сущность, признаки 56

§ 2. Сборы: понятие и специфические особенности 65

§ 3. Виды налогов 75

Глава 4. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 79

§ 1. Налогообложение и справедливость 79

§ 2. Общая характеристика принципов налогообложения 86

§ 3. Принцип законности налогообложения 92

§ 4. Принцип всеобщности и равенства налогообложения 97

§ 5. Принцип соразмерности налогообложения 102

§ 6. Принцип единства налоговой системы России 107

§ 7. Принцип определенности налогообложения 113

Глава 5. УЧАСТНИКИ НАЛОГОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ 120

§ 1. Субъекты налогового права: общие положения 120

§ 2. Налогоплательщики: понятие и виды 122

§ 3. Налогоплательщики: основы правового статуса 127

§ 4. Налоговые агенты 133

§ 5. Представительство в налоговых правоотношениях 136

§ 6. Банки: основы налогово-правового статуса 138

§ 7. Налоговые органы 142

§ 8. Иные субъекты налогового права 146

Глава 6. ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 151

§ 1. Понятие и состав элементов налогообложения 151

§ 2. Налоговые льготы 161

§ 3. Изменение срока уплаты налога и сбора, а также пени 164

§ 4. Цена товаров (работ, услуг) для целей налогообложения 168

Глава 7. ИСПОЛНЕНИЕ НАЛОГОВОЙ ОБЯЗАННОСТИ 177

§ 1. Общие вопросы исполнения налоговой обязанности 177

§ 2. Добровольное исполнение налоговой обязанности 179

§ 3. Принудительное исполнение налоговой обязанности 185

§ 4. Способы обеспечения исполнения налоговой обязанности 190

§ 5. Зачет и возврат излишне уплаченных или взысканных налогов 198

Глава 8. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ 202

§ 1. Налоговый контроль: общие положения 202

§ 2. Учет организаций и физических лиц 206

§ 3. Налоговые проверки: понятие и виды 209

§ 4. Камеральные налоговые проверки 212

§ 5. Выездные налоговые проверки 216

§ 6. Полномочия налоговых органов при проведении мероприятий налогового
контроля
221

Глава 9. НАЛОГОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 228

§ 1. Налоговая ответственность: общие положения 228

§ 2. Принцип законности налоговой ответственности 233

§ 3. Принцип однократности налоговой ответственности 237

§ 4. Принцип ответственности за вину 240

§ 5. Презумпция невиновности 246

§ 6. Принцип справедливости наказания 250

3

§ 7. Налоговый процесс 258

§ 8. Налоговое правонарушение: понятие и признаки 267

§ 9. Составы налоговых правонарушений 272

О С О Б Е Н Н А Я Ч А С Т Ь 279

Глава 10. СИСТЕМА НАЛОГОВ И СБОРОВ В РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 279

§ 1. Налог на добавленную стоимость 279

§ 2. Акцизы 284

§ 3. Налог на доходы физических лиц 286

§ 4. Единый социальный налог 290

§ 5. Налог на прибыль организаций 292

§ 6. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами

водных биологических ресурсов 295

§ 7. Водный налог 296

§ 8. Государственная пошлина 298

§ 9. Налог на добычу полезных ископаемых 299

§ 10. Транспортный налог 300

§ 11. Налог на игорный бизнес 302

§ 12. Налог на имущество организаций 304

§ 13. Земельный налог 305

§ 14. Налог на имущество физических лиц 310

Глава 11. СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ 312

§ 1. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей

(единый сельскохозяйственный налог) 312

§ 2. Упрощенная система налогообложения 314

§ 3. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для

отдельных видов деятельности 317

§ 4. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. 319

ЛИТЕРАТУРА 322

^ Учебники, монографии, учебная литература 322

Комментарии и судебная практика 324

Авторефераты диссертаций 324

4

УКАЗАТЕЛЬ СОКРАЩЕНИЙ Нормативные акты

АПК РФ – Арбитражный процессуальный кодекс

БК РФ – Бюджетный кодекс РФ

ГК РФ – Гражданский кодекс РФ

ГПК РФ – Гражданский процессуальный кодекс РФ

НК РФ – Налоговый кодекс РФ

СК РФ – Семейный кодекс РФ

ТК РФ – Таможенный кодекс РФ

ТрК РФ – Трудовой кодекс РФ

УК РФ – Уголовный кодекс РФ

УПК РФ – Уголовно-процессуальный кодекс РФ

^ Государственные органы

ВАС РФ – Высший Арбитражный Суд РФ

ВС РФ – Верховный Суд РФ

ГНС РФ – Государственная налоговая служба РФ

ГТК РФ – Государственный таможенный комитет РФ

КС РФ – Конституционный Суд РФ

МНС РФ – Министерство РФ по налогам и сборам

Минфин РФ – Министерство финансов РФ

ПФР РФ – Пенсионный фонд РФ

ФАС – Федеральный Арбитражный Суд

ФНС – Федеральная налоговая служба

ФОМС – Фонд обязательного медицинского страхования

ФСС – Фонд социального страхования

ЦБ РФ – Центральный банк РФ

5

ВВЕДЕНИЕ

Российская наука налогового права стремительно развивается после длительного периода застоя и стагнации. К сожалению, период планово-распределительной экономики, безраздельно господствовавшей в СССР, серьезно затормозил эволюцию отечественного налоговедения. Государст-во-собственник не нуждалось в рационально организованной налоговой системе, поскольку формировало свои доходы совершенно иным образом, напрямую изымая доходы хозяйствующих субъектов в централизованные денежные фонды.

Появление массы частных собственников, независимых от государ-ства и выступающих движущей силой экономики, потребовало выстраива-ния совершенно новых отношений по изъятию денежных ресурсов для ак-кумулирования публичных финансов. Именно частная собственность как основополагающий механизм функционирования рыночной экономики со-ставляет главную объективную предпосылку становления налоговой сис-темы России.

В настоящее время наблюдается всплеск научного интереса к вопро-сам налогообложения. Трудно найти другую сферу гуманитарных знаний, которая бы привлекала столь пристальное внимание ученых самых раз-личных направлений (юристов, экономистов, философов, политологов и др.). Большую роль здесь играет активность законодателя при проведении налоговой реформы, а также новизна, сложность и практическая значи-мость для экономики большинства проблем налогового законодательства.

Повышение роли и значения налогового права обусловлено особым местом налогов и сборов в формировании доходов государства в условиях постоянного роста государственных расходов. Налоговые поступления со-ставляют сегодня более 90 % бюджетных доходов всех уровней. Таким образом, активная налоговая политика становится важнейшей составляю-щей социально-экономического, политического, гуманитарного реформи-рования общественных отношений. Именно налоги выступают в качестве одного из основных факторов экономического роста. От эффективности налогообложения во многом зависит успех государственных реформ, их социальная направленность, уровень жизни и благосостояния населения страны.

С другой стороны, налогообложение носит всеобъемлющий харак-тер, охватывая своим воздействием всех субъектов права – государство, юридические и физические лица. Будучи сферой острого конфликта пуб-личных и частных интересов, налоговое право является индикатором того, насколько законодатель умеет найти необходимый баланс, «золотую сере-дину» между интересами государства и налогоплательщика, и, в конечном счете, насколько правовым является данное государство.

Налоговое право является одной из самых молодых отраслей в пра-вовой системе России. С момента ее возникновения прошло не более пят-

6

надцати лет. Однако за столь короткое время уже сформировались доктри-нальные основы современного налогового законодательства, завершается его кодификация, активно формируется судебная практика по налоговым спорам, практически с нуля создана и функционирует разветвленная сис-тема налоговых органов.

Налоговое право России – наиболее «живая», нестабильная, дина-мично развивающаяся отрасль законодательства. Вместе с тем налоговому законодательству до сих пор присущи повышенная сложность, противоре-чивость, наличие многочисленных пробелов, неопределенностей, нечетких и неясных формулировок. Процесс его реформирования, связанный, преж-де всего, с кодификацией, продолжается и набирает обороты.

Безусловно, налоговая реформа разворачивается не на пустом месте. Ее доктринальной основой выступают труды классиков экономической мысли – А. Смита, В. Петти, Д. Рикардо, а также других известных фило-софов и экономистов прошлого – Ш. Монтескье, Ж. Симонда, Дж. Кейнса, Э. Сакса, Ф. Кенэ, А. Вагнера, А. Лэффера и др. При этом нельзя забывать выдающихся отечественных ученых - П. Гензеля, И. Горлова, А. Исаева, В. Лебедева, Д. Львова, И. Озерова, Н. Тургенева, И. Янжула, и др. – рабо-ты которых заложили основы отечественной науки налогового права.

С начала 1990-х годов наблюдается устойчивый рост научных иссле-дований в сфере налогообложения. Появились и выдержали повторные из-дания первые учебники и монографии. Ежегодно защищаются кандидат-ские и докторские диссертации. Налоговая проблематика занимает не по-следнее место на научно-практических семинарах и конференциях. Расши-ряется перечень издаваемых газет и журналов, специализирующихся на вопросах налогообложения.

В качестве учебного курса налоговое право введено и прошло ус-пешную апробацию практически во всех юридических вузах страны. Од-нако формирование целостной науки налогового права в современной Рос-сии далеко от завершения. Автор будет рад внести свой посильный вклад в процесс аккумулирования научных знаний и практических обобщений по вопросам налогообложения. Предлагаемое читателям учебное пособие рассчитано на широкую юридическую аудиторию и может использоваться в учебном процессе для освоения таких дисциплин, как финансовое и на-логовое право. Кроме того, оно может быть интересно практическим ра-ботникам как пособие для правильного толкования и применения налого-во-правовых норм, расширения кругозора по актуальным вопросам нало-гообложения.

А.В. Демин

7

О Б Щ А Я Ч А С Т Ь

Глава 1. ВВЕДЕНИЕ В НАЛОГОВОЕ ПРАВО § 1. Генезис налогообложения

Налоги – древнейший институт человеческой цивилизации, необхо-димый атрибут государства. Поэтому история налогообложения неразрыв-но связана с зарождением и развитием государственности. Отдельные на-логовые нормы можно найти уже в Законах Ману, Законнике Хаммурапи, Законах XII таблиц, Салической Правде и других древнейших источниках права. В литературе традиционно выделяют несколько этапов в истории налогообложения.

Древний мир. Около двух с половиной миллионов лет назад наши предки выделились из животного мира и начали использовать примитив-ные орудия труда. Примерно 40 тысяч лет назад сформировался человек современного типа – homo sapiens sapiens (человек разумный). Это было социальное существо, ведущее стадное существование. Хозяйственный уклад первобытных людей носит присваивающий характер, основанный на коллективно организованном, совместном труде и общественной соб-ственности всех членов рода. Все продукты питания обобществлялись и далее уравнительно перераспределялись, чтобы каждый член сообщества получил свою долю.

Первобытный человек имел «диффузное», групповое сознание. Он не осознавал себя как самодостаточную личность с собственными интереса-ми, отличными от общих интересов группы. В условиях всеобщего перво-бытного обобществления потребность в налоговых изъятиях для формиро-вания общественных фондов объективно отсутствовала, поскольку все ин-дивидуальные доходы изначально (и добровольно) составляли коллектив-ную собственность всего рода.

Появление налогообложения связано с переходом от присваивающей к производящей экономике, разложением родоплеменных сообществ пер-вобытного мира, переходом к соседской общине, зарождением протогосу-дарств и, главное, постепенной индивидуализацией труда и потребления, приводящей к становлению частной собственности.

При обособлении частных интересов внутри сообщества сохраняют-ся общие для всех индивидов нужды и потребности, которые возможно удовлетворить лишь совместными усилиями, сообща. Прежде всего, речь идет об охране территории, собственности, доходов, жизни и здоровья от внешних посягательств, а также о подержании упорядоченности и ста-бильности социальных взаимодействий внутри и вне общины. Эти затраты носят публичный характер, то есть в них выражены всеобщие интересы (общее благо). Для их финансирования требуется, чтобы собственники от-давали часть своих доходов в общий, централизованный фонд.

8

Отделение функций публичного управления от материального про-изводства обусловливает необходимость изъятия части собственности от-дельных семей для содержания появившейся бюрократии, прежде всего, военных дружин. Затраты на государственный аппарат, отсутствовавший в первобытном мире, - главная причина появления налогообложения. Та-ким образом, «общий котел» с упадком первобытного общества не исчеза-ет бесследно, а трансформируется в бюджет и в таком виде существует вплоть до настоящего времени.

Средние века (V-XV вв.). В этот период налоговая система представ-ляет собой совокупность случайных и бессистемных платежей и повинно-стей, нередко уплачиваемых на основе обычаев, религиозно-этических и договорных норм. Господство натурального хозяйства обусловливало уп-лату налогов в натуральной форме и в виде личных повинностей (военных, служебных, строительных, барщинных).

Налоги не были преобладающим источником государственных до-ходов. Общепринятой была точка зрения, что государственная власть должна осуществлять публичные функции за счет своих собственных ис-точников, прежде всего, за счет эксплуатации государственной собствен-ности. Заметную роль в формировании публичных доходов играли военная добыча, данничество, регалии (государственные монополии на отдельные виды производств), домены (доходы от государственной собственности). В средневековой Европе «налоговые платежи повсеместно имели характер разовых изъятий, причем периодически парламенты государств предостав-ляли правителям полномочия, в основном чрезвычайные, по взиманию тех или иных налогов»1.

В период позднего Средневековья на смену разрозненным, времен-ным, подчас необоснованным платежам и повинностям приходят рацио-нально сформированные налоговые системы. Резко усилившиеся потреб-ности государств в финансовых ресурсах привели к появлению массы но-вых налогов, где преобладали косвенные платежи. Налоги превращаются в основной источник доходов государства. Вытеснение натуральных отно-шений товарно-денежными привело к переходу на денежную форму упла-ты налогов.

Постепенно начинает формироваться научная теория налоговедения, связанная, прежде всего, с именем шотландского ученого А. Смита (1723-1790 гг.), который в знаменитом труде «Исследование о природе и причи-нах богатства народов» впервые обосновал ряд принципов налогообложе-ния, актуальных и сегодня.

Новое и новейшее время (с XVI в. по настоящее время). Этот пери-од отличается меньшим количеством налогов и их большим однообразием: формы налогов становятся более определенными, правила налогового ад-министрирования – более выработанными и при выборе оказывается пред-почтение таким податным источникам, которые обещают более крупный

1 Налоги и налоговое право: Учеб. пособие / под ред. А.В. Брызгалина. М., 1997. С. 20.

9

доход1. Продолжается снижение общих масштабов косвенного налогооб-ложения, включая, прежде всего, отмену налогов на товары первой необ-ходимости. Усиливается регулятивная функция налогообложения. Скла-дываются правовые конструкции большинства современных налогов и сборов. Постепенно формируются налоговедение как комплексная эконо-мико-правовая наука и развернутая система налогового законодательства.

После Первой мировой войны большинство европейских государств переходит к организации налоговых систем на научной основе. В настоя-щее время в Европе начинает складываться международное налоговое пра-во Европейского сообщества.

История налогообложения в России насчитывает немногим более тысячелетия и начинается с объединения славянских племен в Древнерус-ское государство (примерно к концу IX в.). История России наглядно пока-зывает, что любые серьезные политические или экономические преобразо-вания неизбежно сопровождаются налоговыми реформами.

Исторически первой формой налогообложения на Древней Руси бы-ло полюдье - прямое взимание дани княжеской дружиной с зависимых об-щин. Впоследствии стал практиковаться повоз самостоятельный сбор и доставка дани подвластными племенами в Киев. Единицей обложения вы-ступали количество печных труб в хозяйстве (т.н. «дым»). Вплоть до XVIII в. налоги именовались податями. В силу неразвитости товарно-денежных отношений налоговые обязанности исполнялись, как правило, в натуральной форме – медом, мехами, сельскохозяйственными продуктами. Повсеместно практиковались государственные повинности в форме гуже-вых, строительных, военных и иных обязательных работ. Постепенно вво-дятся торговые пошлины («мыт»), взимаемые за провоз товаров через за-ставы. Этот исторически первый этап налогообложения на Руси характери-зуется множественностью разнообразных повинностей, регулируемых в большинстве своем нормами обычного права.

Старославянский правовой источник Русская Правда (IX-XII вв.) со-держит целый ряд положений о княжеских поборах с населения. «Вот урочные пошлины в пользу строителя города: при закладке стены брать куницу (гривну), а по окончании ногату (0,05 гривен); на пищу и на питьё, на мясо и рыбу полагается 7 кун на неделю, 7 хлебов, 7 мер пшеницы, 7 четвериков овса на 4 лошади что и получать городнику (княжескому чи-новнику, ведавшему строительством), пока не будет город срублен», от-мечается в ст. 96 Русской Правды. Целый ряд статей регулируют уплату судебных и административных пошлин. Например, ст. 107 устанавливает: «Вот урочные судебные пошлины: от присуждения к платежу штрафа су-дье 9 куниц, метельнику (помощнику судьи) 9 белок; с дела о бортной земле 30 куниц, а во всех прочих тяжбах с того, кому присудят, судье брать по 4 куницы, а метельнику (помощнику) по 6 белок»2.

1 Пушкарева В. История финансовой мысли и политики налогов: Учеб. пособие. М., 2001. С. 198.

2 Русская Правда. Материалы к изучению истории государства и права СССР. М, 1962. С. 23-55.

10

В период монголо-татарского завоевания (XIII-XV вв.) большое зна-чение приобретает дань (выход) в пользу монголо-татарских ханов, нося-щая характер контрибуции. Освобождение от монголо-татарского ига, ста-новление централизованного Московского государства (с середины XV в.) и, как следствие, отказ от уплаты дани монгольским ханам знаменуют важную веху в развитии налогообложения. Большое значение имела пере-пись платежеспособного населения, проведенная при Великом князе Ива-не III (1440-1505 гг.). Появляются целевые налоги для финансирования от-дельных публичных функций: ямской налог, ямчужный (на изготовление пороха), стрелецкий (на содержание армии), полоняничный (на выкуп пле-ненных россиян) и др.

Начиная с XVII в. формируется государственная система фискаль-ных органов (приказов). При царе Алексее Михайловиче (1629-1676 гг.) создается Счетная палата – прообраз современного Министерства финан-сов, отвечавшая за поступление доходов в бюджет страны. Главным объ-ектом налогообложения становится земельный надел. Становление нацио-нальной денежной системы на основе серебряных денег обусловливает по-степенный переход от натуральных повинностей к денежной форме упла-ты налогов. В 1679 г. была проведена налоговая реформа, в результате ко-торой основной единицей прямого налогообложения был признан двор, определяемый по числу ворот.

Преобразования Петра I (1672-1725 гг.) напрямую затронули и сферу налогообложения. Военные расходы и проведение радикальных реформ внутри страны потребовали резкого усиления налогового бремени. Были увеличены ставки действующих налогов, введены новые налоги, прежде всего, косвенные. К этому времени обнаружились все изъяны подворного налогообложения: «Крестьяне начали сгущать дворы, скучивая в них воз-можно больше людей, ли сгораживали по три, по пяти, даже по десяти кре-стьянских дворов в один, оставляя для прохода одни ворота, а прочие за-бирали воротами. Сельское хозяйство не улучшалось, а казенные доходы убавлялись»1. Поэтому важным этапом преобразований стала замена под-ворного налогообложения на подушную подать, взимаемую с каждого трудоспособного мужчины податных сословий – всех разрядов крестьян, ремесленников, купцов. Размер подати был оставлен одинаковым по всей стране, что не соответствовало идее соразмерности налогообложения.

Дальнейшее развитие отечественная система налогообложения по-лучает при Екатерине II (1729-1796 гг.); в частности, была введена гиль-дейская подать для купеческого сословия, взимаемая с объявленного «по совести» (то есть самим купцом) капитала.

К началу XIX в. подушная подать как основной налог исчерпала свой финансовый ресурс: объект обложения и налоговая база все менее со-ответствовали хозяйственным реалиям. Вводятся акцизы на предметы мас-сового потребления – соль, табак, керосин, сахар и др. В целом на протя-

1 Ключевский В.О. Курс русской истории: Соч. в 9 т. М., 1989. Т.4. С. 97.

11

жении столетий косвенное налогообложение доминирует над прямым, по-ступления от косвенных налогов более чем в два раза превышают поступ-ления от прямых налогов. Наибольшая часть косвенных налогов в это вре-мя собирается за счет питейного и соляного сборов1.

Реформы 1861 г. в налоговой сфере ознаменовались заменой подуш-ной подати на обложение строений (недвижимости), приносящих доход. При этом была сохранена ведущая роль косвенного налогообложения с упором на винную монополию государства. Ставки земельного налога дифференцируются в зависимости от качественных характеристик земли и лесных угодий, развивается система местных (земских) налогов.

С конца XIX в. начинается налогообложение наследуемого и пода-ренного имущества, а также доходов с денежных капиталов (доходы от оборота фондовых ценностей, банковских вкладов, аукционных продаж, выигрышей по государственным займам). В 1863 г. вводится патентная система взимания пошлин за право торговли и выдачу разрешений на за-нятие различными видами предпринимательской деятельности. В 1802 г. учреждено Министерство финансов, ставшее ведущим фискальным орга-ном государства. Весной 1916 г. сделана попытка ввести подоходное нало-гообложение, но революционные потрясения не позволили реализовать ее на практике.

Придя к власти в 1917 г., большевики провозгласили курс на безна-логовое государство. В первые годы советской власти и, особенно в пери-од «военного коммунизма», основным доходным источником выступают эмиссия и прямые изъятия классового характера – конфискации, контри-буции, продразверстка. «В эпоху диктатуры пролетариата и государствен-ной собственности на важнейшие средства производства, - утверждал В.И. Ленин, – финансы государства должны строиться на непосредственном обращении известной части доходов от различных государственных моно-полий на нужды государства»2. Таким образом, история сделала замысло-ватый «виток», вернувшись к уже давно забытым регалиям, доменам, трудовым повинностям, натуральной форме уплаты налогов.

Крах военного коммунизма заставил большевиков перейти к НЭПу, в основе которого была замена продразверстки продовольственным нало-гом. Как отмечается в литературе, на развитие советского налогообложе-ния времен НЭПа большое влияние оказала налоговая система дореволю-ционной России. Среди прямых налоговых изъятий основными являлись промысловый налог, которым облагались торговые и промышленные пред-приятия, а также подоходно-поимущественный налог прогрессивного ха-рактера и сельскохозяйственный налог3.

Упразднение НЭПа в начале 30-х гг. XX в. сопровождалось крупно-масштабной налоговой реформой, в результате которой основными нало-гами в Советском Союзе становятся налог с оборота, консолидировавший

1 См.: Налоговое право России: Учебник для вузов / отв. ред. проф. Ю.А. Крохина. М., 2003. С. 8.

2 Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 138. С. 122.

3 Налоги и налоговое право: Учеб. пособие / под ред. А.В. Брызгалина. М., 1997. С. 28.

12

несколько десятков взимаемых ранее платежей, и отчисления от прибыли государственных предприятий. В условиях тоталитарного социалистиче-ского режима и планово-распределительной экономики роль налогов в системе доходных источников государства была крайне принижена. Пря-мые налоги с населения не играли существенной роли в формировании бюджета. Монополия государственной собственности в экономике обу-словливала возможность прямого административного изъятия прибыли го-сударственных предприятий. Последним оставалась лишь нормативно фиксированная часть прибыли, направлявшаяся на формирование различ-ных фондов производственного и социального назначения. Причем размер этих фондов определялся объемом затрат, плановыми показателями, пуб-личной значимостью продукции и другими критериями, а не рентабельно-стью предприятия.

В конце концов, декларируемый в Советском Союзе курс на безна-логовое общество через прямое изъятие прибыли социалистических пред-приятий потерпел экономический крах, поскольку не предполагал заинте-ресованности хозяйствующих субъектов в результатах своей деятельности.

Начиная с середины 80-х гг. XX в. в России начинается переход от планово-распределительной экономики к рыночной, основанной на сво-бодной конкуренции частных собственников. С 1991 г. в стране развора-чивается широкомасштабная налоговая реформа, в результате которой по-степенно создается современная налоговая система России. Важное значе-ние здесь имело принятие Закона РСФСР от 27.12.91 № 2118-1 «Об осно-вах налоговой системы в Российской Федерации», а также последующая кодификация налогового законодательства.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебное пособие красноярск 2006 удк ббк д рецензенты iconУчебное пособие Красноярск 2004 ббк 65. 050. 9(2)2
Менеджмент: Вопросы и ответы: Учеб пособие / А. Н. Чаплина, С. В. Здрестова; Т. В. Купчигина; кгтэи. – Красноярск, 2004. 2-е изд

Учебное пособие красноярск 2006 удк ббк д рецензенты iconУчебное пособие Издание второе расширенное москва 2006 ббк 81 06 39846 В23 29. 06. 2006 г
Симия. Прояснение смысла слов, поступков, явлений. Учебное пособие. Изд. 2-е расширенное. Серия «Системные языки мозга». М. Белые...

Учебное пособие красноярск 2006 удк ббк д рецензенты iconУчебное пособие Омск 2012 удк 616. 8(075) ббк 56. 12я73
Учебное пособие предназначено для студентов старших курсов медицинских вузов

Учебное пособие красноярск 2006 удк ббк д рецензенты iconУчебное пособие удк 159. 9(075) Печатается ббк 88. 2я73 по решению Ученого Совета
Зоопсихология и сравнительная психология: Учебное пособие. Ставрополь: скси, 2005. 272 с

Учебное пособие красноярск 2006 удк ббк д рецензенты iconУчебное пособие санкт-Петербург 2011 удк 330. 01 (075. 8) Ббк
Экономика: учебное пособие / Е. Г. Гужва, М. И. Лесная; под ред. М. И. Лесной; спбгасу. – спб. 2011. – 203 с

Учебное пособие красноярск 2006 удк ббк д рецензенты iconУчебное пособие Москва, 2008 удк 621. 395. 34 Ббк 32. 881 Баскаков...
...

Учебное пособие красноярск 2006 удк ббк д рецензенты iconУчебное пособие Тверь, 2003 удк 621. 318 001. 41 Рецензенты: кафедра...
Учебное пособие предназначено для студентов, специализирующихся в области магнетизма и физики твердого тела, а также радиофизики...

Учебное пособие красноярск 2006 удк ббк д рецензенты iconУчебное пособие для аудиторной работы студентов медицинского вуза...
Составители: д м н., профессор Климацкая Л. Г., д м н., профессор Куркатов С. В., к м н., доц. Шибанова Н. С

Учебное пособие красноярск 2006 удк ббк д рецензенты iconУчебное пособие Тамбов 2008 удк 371 (075. 32) Ббк 74. 00я73 Печатается по решению
П 86 Психология и педагогика: учебное пособие / под ред. Л. Н. Макаровой, И. А. Шаршова; Федеральное агентство по образованию; Тамб...

Учебное пособие красноярск 2006 удк ббк д рецензенты iconУчебное пособие Москва Издательство Российского университета дружбы народов удк 811. 161. 1 Ббк
Методика преподавания русского языка как неродного (нового): Учебное пособие для преподавателей и студентов. М.: Издательство Российского...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов