Методические рекомендации курск 2013 юго-западный




Скачать 340.96 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации курск 2013 юго-западный
страница1/2
Дата публикации11.08.2013
Размер340.96 Kb.
ТипМетодические рекомендации
zadocs.ru > Право > Методические рекомендации
  1   2


А.М. Нехороших

И.Б. Лагутин

КУРСОВАЯ РАБОТА

НА ЮРИДИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

КУРСК 2013

ЮГО-ЗАПАДНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Юридический факультет

Кафедра трудового права, гражданского и арбитражного процесса


А.М. Нехороших

И.Б. Лагутин
КУРСОВАЯ РАБОТА

НА ЮРИДИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

КУРСК 2013


Нехороших А.М., Лагутин И.Б. Курсовая работа на юридическом факультете: Методические рекомендации. Курск: Изд-во Юго-Западного гос. ун-та, 2013. – 21 с.

В методических рекомендациях сформулированы основные правила (требования) к подготовке и защите курсовой работы. Они базируются в первую очередь на нормативных правовых актах Российской Федерации, а также на рекомендациях Минобразования России, а также стандарта ЮЗГУ от 07.02.2008 № 38 СТУ 04.02.030-2008.


Рецензент – к.ю.н., доцент Е.Н. Воронов

© Нехороших А.М., Лагутин И.Б.

© Юго-Западный государственный университет

^ ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
Процент оригинальности теста, установленный программной www.antiplagiat.ru должен быть не менее 50%. Процент оригинальности текста указывается на титуле рядом возле строки «Оценка» и подкрепляется распечаткой с сайта программы www.antiplagiat.ru. Все заимствования в работе должны быть законными и иметь ссылки на первоисточники.

Курсовая работа является основной формой научно-исследовательской работы студента. Через процедуру написания и защиты курсовых работ осуществляется выработка основных навыков подготовки и написания выпускниками дипломных работ, бакалаврских работ, магистерских диссертаций на завершающем этапе обучения в ВУЗе.

В этой связи к курсовой работе будущего юриста предъявляются следующие требования. Она должна:

• носить научно-исследовательский характер;

• тема работы должна быть актуальной, т.е. отражать исследуемую проблему в контексте значимости современного состояния и перспектив развития права.

• отражать умения выпускника самостоятельно пользоваться рациональными приемами поиска, отбора, обработки и систематизации информации, способности работать с нормативно-правовыми актами, справочными информационными системами и материалами правоприменительной практики;

тема работы, цели и ее задачи должны быть тесно связаны с решением проблем исследования;

• отражать добросовестное использование студентом-выпускником данных отчетности и опубликованных материалов других авторов как у нас в стране, так и за рубежом (программа «Антиплагиат); в случае использования чужого материала без ссылки на автора или источник заимствования работа к защите не допускается, а допущенная подлежит неудовлетворительной оценке);

• отвечать требованиям логичного, последовательного изложения материала, обоснованности сделанных выводов и предложений;

• содержать совокупность научных выводов и аргументированных положений, выносимых на защиту (т.е. опираться на новейшие статистические данные и действующие нормативные акты, достижения науки и результаты практики);

• быть правильно оформлена (четкая структура, завершенность, соответствующее оформление библиографического аппарата, аккуратность исполнения).

Общий алгоритм подготовки и защиты исследовательской работы:

1. Согласовать по e-mail или лично с научным руководителем план работы.

2. Самостоятельно выполнить работу.

3. Довести уникальность текста до 50 % и распечатать страницу, подтверждающую это с сайта программы «Антиплагиат».

4. Прислать на проверку на e-mail научного руководителя.

5. Получить «добро», распечатать и сдать на кафедру.

6. Прибыть на защиту работы.
Порядок выбора и утверждения темы работы

(подготовительный этап)

Тема выбирается из перечня работ, утверждаемых кафедрой.

Студент вправе предложить для работы свою инициативную тему с обоснованием целесообразности ее разработки. Критерий – научно-практический интерес студента (например, сбор и обработка материала по теме, участие в конференциях, круглых столах, семинарах, студенческих научных кружках, наличие публикаций по избранной теме исследования).
Порядок выполнения работы

(Основной этап)

^ Составление плана работы

План курсовой работы – это составленный в определенном порядке наряду с введением и заключением перечень глав и развернутый перечень вопросов (параграфов) к каждой главе. План должен быть сложным, т.е. глава обязательно должна делиться на параграфы.

^ Предварительный план работы студент составляет самостоятельно, а затем согласовывает и утверждает его с научным руководителем.

План работы имеет динамичный характер, т.е. он может уточняться: расширение по главам и параграфам, введение новых параграфов с учетом собранного материала; сокращение иных параграфов.

^ Все изменения в плане должны быть согласованы с научным руководителем, окончательный вариант плана работы утверждается научным руководителем.
Подбор, анализ и обобщение законов и иных нормативных

правовых актов, литературных источников

Работа должна содержать суждения автора, основанные на глубоком изучении источников, и выполняется студентом на основе анализа действующего законодательства, подзаконных и иных нормативных актов, научной и методической литературы, а также материалов юридической практики использованием СПС «Гарант», «КонсультантПлюс»).

Выдержки из нормативных правовых актов, авторские высказывания и др. цитируются дословно либо излагаются своими словами.

После каждого цитирования обязательна ссылка на автора и (или) источник – место издания, год издания, номер страницы.
^ Сбор и анализ практического материала

Эффективность сбора практического материала для курсовой работы в значительной степени зависит от того, насколько студент понимает предмет своего исследования. К числу основных материалов, которые необходимы для выполнения работы, относятся: уставы, положения, договоры органов государственной власти и местного самоуправления; учредительные документы организации (копии); сведения об организационной структуре; конкретные гражданские и арбитражные дела; обзоры судебной практики и статистические отчеты за последние 2-3 года; разъяснения высших судебных органов; другие данные, вытекающие из темы курсовой работы.

В процессе обработки полученных данных используются такие взаимосвязанные научные методы исследования, как анализ и синтез.

^ Для справки. Анализ – логический прием разделения целого на отдельные элементы и изучение каждого из них в отдельности во взаимосвязи с целым. Синтез – объединение результатов для формирования (проектирования) целого. Методы анализа и синтеза взаимосвязаны.

К числу традиционных методов правовой науки относится и сравнительно-правовой (компаративный) и историко-правовой методы.

Другие методы научных исследований: системный, комплексный, формально-логический, аналогии и т.д.

Результаты применения любого метода должны быть использованы для обоснования автором своей позиции.
^ Структура курсовой работы
Общая схема:

Введение (обоснование актуальности темы, объект, предмет, цель, задачи, методы исследования, краткая характеристика библиографии)

Глава 1. Наименование (теоретическое обоснование состояния проблемы исследования)

1.1. Наименование

1.2. Наименование

1.3. Наименование

^ Глава 2. Наименование (состояние проблемы в современной практике, тенденции)

2.1. Наименование

2.2. Наименование

2.3. Наименование

Глава 3. Наименование (предложения, рекомендации, основы методики) – при необходимости

3.1. Наименование

3.2. Наименование

3.3. Наименование

Заключение (основные выводы, дальнейшие перспективы разработки проблемы)

Список использованных источников и литературы

Приложения
Курсовая работа должна иметь не менее 2-х глав.
Для справки. Актуальность – это значимость, важность, приоритетность среди других тем и событий, злободневность.

Обоснование актуальности темы исследования представляет собой объяснение того, почему данная тема имеет теоретическое и практическое значение в настоящее время. Актуальность темы определяется, в первую очередь, современным состоянием её разработки.

Например: тема разработана недостаточно; трудов написано немало, но рассматриваемые в работе вопросы освещены в них слабо; есть много спорных вопросов; вследствие изменения закона целый ряд аспектов нуждается в новом рассмотрении, между тем вследствие роста числа споров проблема имеет тенденцию к обострению, а в правоприменительной практике нередко допускаются ошибки и т. д.

^ Для справки. Объект исследования есть философская категория, выражающая то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. Предмет в логике обозначает все то, что может находиться в отношении или обладать каким-либо свойством.

Нередко объект исследования определить достаточно сложно из-за множественности понятий, предметов, связей в различных видах деятельности. Объектом исследования может одновременно быть и сфера общественной жизни, и определенная область реальной действительности, например, природопользование. Определение же предмета исследования – это, прежде всего, в какой-то мере уточнение «места и времени» действия. Исследователь как бы заявляет – да, я знаю, что существуют другие свойства и другие отношения, другие связи и другие отношения, но мои «интересы – здесь», и я избрал именно эту сферу (этот предмет) и здесь будет проходить все действие.

Другими словами, предмет исследования – это определенный элемент общественной жизни (реальности), который обладает очевидными границами либо относительной автономностью существования. Объект отражает проблемную ситуацию, рассматривает предмет (аспект) исследования во всех его взаимосвязях. Объект исследования всегда шире, чем его предмет.

Если объект – это область деятельности, общественные отношения, то предмет – это изучаемый процесс в рамках объекта исследования, в частности, нормативно-правовое регулирование и его результаты в конкретной сфере.
Пример: Тема: Претензионное производство в сфере оказания услуг связи.

^ Объект исследования – общественные отношения, возникающие при реализации такой формы защиты права, как претензионный порядок.

Предмет исследования – нормативно-правовые акты, регулирующие претензионный порядок в сфере оказания услуг связи.
На предмет исследования направлено основное внимание студента, именно предмет определяет тему исследования. Для него формулируются цель и задачи.

Цель исследования – это мысленное предвосхищение (прогнозирование) результата, достижение неких новых состояний в каком-либо звене исследовательского процесса, определение оптимальных путей решения задач в условиях выбора методов и приемов исследования в процессе подготовки курсовой (дипломной) работы студентом. Главное – выявить проблемы в том или ином элементе «триады»: доктрине, законодательстве и правоприменительной практике.

При формулировке цели нельзя акцентировать внимание только на изучении или анализе того или иного правового института. Проанализировав, следует сделать выводы: выявить недостатки законодательства; предложить пути их устранения; предложить новую редакцию статьи или закона; сформулировать новое определение; указать на различия в правовых институтах, правовых системах. По некоторым темам, носящим преимущественно теоретический характер, можно в качестве цели определить изучение новейшего правового института. Но и при этом не должно быть простого описания: нужно более чётко сформулировать ключевые понятия исследуемого института

^ Задачи исследования определяются поставленной целью и представляют собой конкретные последовательные этапы (пути) решения проблемы исследования по достижению основной цели. Задачи отличаются от цели большей степенью конкретизации и детализации. Как правило, решению каждой задачи посвящается отдельная глава или параграф дипломной работы.

Пример:

^ Тема: Участие в гражданском процессе субъектов, защищающих в судопроизводстве чужие интересы от своего имени.

Цель исследования – анализ законодательства и правоприменительной практики участия в гражданском процессе прокурора, органов власти, местного самоуправления и организаций в защиту чужих интересов, а также выявление проблем института и предложение путей устранения недостатков.

^ Задачи исследования: а) характеристика правовой природы участия в гражданском судопроизводстве субъектов, защищающих в процессе права других лиц от своего имени; б) анализ оснований, процессуальных форм участия прокурора в гражданском процессе и его правового статуса; в) характеристика правового статуса органов власти, местного самоуправления и организаций, защищающих в гражданском процессе чужие интересы; г) предложения по совершенствованию законодательства в исследуемой сфере.
Метод исследования – это способ получения достоверных научных знаний, умений, практических навыков и данных в различных сферах жизнедеятельности. Метод – это совокупность приемов. Другими словами, прием – это часть метода. Основные методы исследования указаны выше.

Теоретическая база исследования дополняется общей характеристикой библиографии, т.е. кратким описанием основных первичных (нормативных) и вторичных (монографий, научных статей, учебных пособий и др.) источников, использовавшихся для написания работы.
^ Основной текст рекомендуется распределять по главам и параграфам. В них излагаются решения поставленных в работе задач. Содержание глав и параграфов должно отвечать их названиям, содержать сравнительный анализ, постановку научных проблем и обоснованные предложения по их решению. В конце каждого параграфа подводятся итоги и делаются выводы. Рекомендуется, чтобы главы и параграфы соответствовали друг другу по объему.

^ Примерное содержание глав работы:

Глава 1 Как правило, содержит описание проблемы, вводит в саму проблему, описывает состояние в теории исследования на эту тему, анализирует исторический опыт (исторические проблемы).

Глава 2 Традиционно в ней уже проводится подробный анализ предмета исследования, описываются его основные параметры и характеристики.

Глава 3 Обычно в ней приводятся доказательства ранее выдвинутых положений, и строится аргументация, приводятся примеры юридической практики, формулируются выводы и предложения.

Безусловно, представит определенный интерес сравнительное исследование зарубежного опыта по решению схожих проблем.

Однако возможен и другой подход. Например: в первой главе можно представить анализ доктринальных основ исследуемого института, существующих теоретических подходов к изучаемой проблеме и сформулировать четкую позицию автора по соответствующим вопросам. Рекомендуется один из параграфов первой главы посвятить анализу современного законодательства в исследуемой сфере. В последующих главах следует проанализировать отдельные виды правоотношений, регулируемых исследуемым институтом, либо особенности соответствующей правоприменительной практики при разбирательстве гражданских дел и т.д.
В заключении обобщаются результаты, выводы и предложения, сделанные в основной части работы. Количество выводов не может быть меньшим, чем количество параграфов работы. Важной задачей заключения является придание результатам, выводам и предложениям, сделанным в работе, логически связанного и последовательного характера. Заключение должно содержать конкретные предложения по практическому использованию результатов и выводов работы.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации курск 2013 юго-западный iconМетодические рекомендации по подготовке к итоговому государственному...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Методические рекомендации курск 2013 юго-западный iconЮго-западный государственный университет кафедра высшей математики
Методические указания и индивидуальные задания для студентов технических специальностей

Методические рекомендации курск 2013 юго-западный iconИ нтенсивная т ехнология м одульного о бучения приложения определённого...
Приложения определённого интеграла. Функции нескольких переменных: Методические указания и индивидуальные задания к модулю 9 системы...

Методические рекомендации курск 2013 юго-западный iconМетодические рекомендации по выполнению контрольных работ Самара 2013
Основы математического моделирования социально-экономических процессов. Методические рекомендации по выполнению контрольных работ...

Методические рекомендации курск 2013 юго-западный iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению Весенней Недели Добра (внд-2013)
«Далматовский Дом детского творчества» информирует Вас о том, что в связи с проведением Общероссийской добровольческой акции «Весенняя...

Методические рекомендации курск 2013 юго-западный iconЮго-западный государственный университет
«современные подходы к трансформации концепций государственного регулирования и управления в социально-экономических системах»

Методические рекомендации курск 2013 юго-западный iconМетодические рекомендации к изучению дисциплины
Мобильные системы связи : методические рекомендации к изучению дисциплины (спец. 201000) / В. В. Гринев. – Спб. Издательство Спбгут,...

Методические рекомендации курск 2013 юго-западный iconМетодические рекомендации Санкт-Петербург 2012 удк скорая медицинская...
И. И. Джанелидзе», гбоу впо «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И. И. Мечникова», гбоу впо «Санкт-Петербургский...

Методические рекомендации курск 2013 юго-западный iconМетодические рекомендации методические рекомендации по отбору проектов...
Мая 2013 года в г. Москве в вц «Гостиный двор» запланировано проведение Всероссийского конкурса в области событийного туризма

Методические рекомендации курск 2013 юго-западный iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы Для...
У89 Уход за больными терапевтического и хирургического профиля [Текст] : методические рекомендации по организации самостоятельной...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов