Юридическая этика




НазваниеЮридическая этика
страница1/12
Дата публикации29.06.2013
Размер1.47 Mb.
ТипРеферат
zadocs.ru > Право > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
на правах рукописи
Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ "
Кафедра уголовного процесса и криминалистики

А.С. ТАРАН

ЮРИДИЧЕСКАЯ ЭТИКА


ПРАКТИКУМ.

Издательство «Самарский университет»

2008


ОГЛАВЛЕНИЕ


Предисловие..............................................................................................

Введение....................................................................................................

Раздел 1. Этика как учение о морали....................................................

  1. Этика и мораль: общие положения (основные понятия, моральные нормы, нравственные ценности).

  2. Основные этические категории..........................................................

а). добро и зло.

б). справедливость

в). честность.

г). честь, достоинство, долг.

д). счастье, смысл жизни.

е). совесть.
Раздел 2. Юридическая этика как вид профессиональной этики.....

  1. Профессиональная мораль юриста: общие положения.

  2. Требования, предъявляемые к нравственным качествам юриста.


Раздел 3. Нравственное содержание правового регулирования уголовно-процессуальной деятельности. .............................................

3.1. Право и мораль.

  1. Нравственное содержание принципов уголовного процесса.


Раздел 4. Нравственные основы правосудия.......................................

  1. Этические требования, предъявляемые к судьям и правосудию.

  2. Состав суда: нравственные основы сочетания единоличного и коллегиального начала в отправлении правосудия.

  3. Нравственная характеристика обстоятельств, исключающих участие судьи в деле.

  4. Этические основы взаимоотношения суда с участниками судебного разбирательства.

4.5. Справедливость как нравственное требование к приговору.
Раздел 5. Нравственные начала производства предварительного расследования. .........................................................................................

5.1. Этические основы производства отдельных следственных действий.

а) нравственные основы производства осмотра и следственного эксперимента.

б) нравственные основы производства освидетельствования.

в) нравственные основы производства допроса и очной ставки.

г) нравственные основы производства предъявления для опознания, назначения и производства экспертизы.

5.2 Этические основы тактических приемов расследования.
Раздел 6. Нравственные начала деятельности адвоката в уголовном судопроизводстве...................................................................

  1. Нравственное значение оказания адвокатом юридической помощи. Реклама адвокатской деятельности.

  2. Нравственные начала взаимоотношений адвоката с коллегами. Адвокат как представитель адвокатской корпорации.

  3. Нравственные аспекты принятия адвокатом поручения. Гонорар.

  4. Адвокатская тайна.

  5. Нравственные основы взаимоотношений адвоката с доверителем. Этические аспекты выработки позиции по делу.

  6. Этические критерии допустимости средств и тактических приемов защиты.

  7. Нравственные основы участия в уголовном процессе адвоката-представителя потерпевшего.


Раздел 7. Культура процессуальной деятельности..............................

  1. 1. Понятие и значение культуры профессиональной деятельности участников уголовного процесса. Процессуальный этикет.

  1. Культура речи юриста.

  2. Культура юридический документов.

  3. Культура полемики, спора, дискуссии.

  4. Нравственная характеристика судебной речи.


Раздел 8. Итоговые индивидуальные задания.....................................

8.1. Тестовые задания.

а). тестовое задание "отгадай слово"

б). тестовое задание "заверши мысль"

в). контрольный тест.

  1. Письменные контрольные задания.

а) подготовка контрольной работы.

б) подготовка мини-эссе.

в) подготовка реферата.

8.3 Участие в мини-дебатах.

8.4. Эмпирическое исследование этической проблемы.
ПРИЛОЖЕНИЯ

I. Рабочие материалы к задачам............................................................

Приложение 1.1. В Маяковский "Что такое хорошо и что такое плохо".

Приложение 1.2. Основные направления этического исследования.

Приложение 1.3. Модели смысла жизни, сформулированные

основными историческими концепциями.

Приложение 1.4. Категории и концепции справедливости

Приложение 1.5. Тесты.

Приложение 1.6. Ключ-ответ к задачам.


  1. Использованная и рекомендуемая к ознакомлению литература..............................................................

Приложение 2.1. Список использованной учебной и учебно-методической литературы.

Приложение 2.2. Список использованной библиографической литературы.

Приложение 2.3. Список рекомендуемой литературы.

III. Нормативные источники..................................................................

Приложение 3.1. Конституция РФ (извлечение).

Приложение 3.2. Кодекс поведения для юристов в Европейском сообществе

Приложение 3.3. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка

Приложение 3.4. Генеральные принципы этики адвокатов Международной ассоциации юристов

Приложение 3.5. ФЗ "О прокуратуре" (Извлечение)

Приложение 3.6. ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ" (Извлечение).

Приложение 3.7. Кодекс судейской этики.

Приложение 3.8. Некоторые рекомендации американской ассоциации юристов для судей США. (см.: Халдеев Л.С. стр. 449-453).

Приложение 3.9. Кодекс чести рядового и начальствующего состава органов МВД.

Приложение 3.10. Кодекс профессиональной этики адвоката (раздел I).

IV. Материалы для организации и выполнения итоговых практических заданий. Тематика отчетных работ..............................

Приложение 4.1. Механизм принятия этического решения.

Приложение 4.2. Темы для рефератов и самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы студентов.

Приложение 4.3. Примерные тезисы для дебатов.

Приложение 4.4. Программа изучения сообщений о совершении адвокатами дисциплинарных проступков, поступающих в адвокатские палаты субъекта РФ (фрагмент).

Приложение 4.5. Анкета опроса адвокатов об участии в производстве по уголовным делам в качестве защитника.

Приложение 4.6. Сводные таблицы результатов изучения практики. Приложение 4.7. Вопросы для самоконтроля и подготовки к итоговому зачету.














ПРЕДИСЛОВИЕ.
Настоящее пособие предназначено для проведения практических занятий и организации самостоятельной работы студентов, изучающих нравственные основы профессиональной деятельности юриста. Оно призвано оказать помощь как педагогам в преподавании данной отрасли знаний, так и студентам в ее освоении.

Пособие предназначено для студентов, изучающих спецкурсы, посвященные профессиональной этике юриста. Специальные разделы пособия могут быть полезны также при изучении соответствующих разделов курсов "Уголовный процесс РФ", "Криминалистика", "Прокурорский надзор", "Адвокатура", а также спецкурсов "Судебная речь", "Судебная власть и правосудие" и прочее.

Практикум может также оказать помощь преподавателям соответствующих учебных дисциплин в организации учебного процесса.

^ Практикум состоит из 8 разделов.

Первый раздел "Этика как учение о морали" вводит в общие вопросы курса: основные понятия, моральные нормы, принципы, нравственные ценности, особо освещая основные нравственные категории, наиболее актуальные для юриста: свободу, справедливость, долг, честь и т.д.

Второй раздел "Юридическая этика как вид профессиональной этики" посвящен общей характеристике профессиональной этики юриста как виду профессиональной этики, и нравственным требованиям, предъявляемым к представителям юридической профессии.

^ Третий раздел "Нравственное содержание правового регулирования уголовно-процессуальной деятельности" затрагивает проблему соотношения права и морали вообще и реализацию моральных предписаний в отраслевом уголовно-процессуальном законодательстве в частности.

^ Четвертый раздел "Нравственные основы правосудия" акцентирует внимание на этическую сторону отдельных аспектов деятельности судьи в уголовном процессе: определения состава суда, взаимоотношениях с участниками судебного разбирательства и т.д.

^ Пятый разде " Нравственные начала производства предварительного расследования" посвящен реализации требований профессиональной этики в деятельности следователя. Он затрагивает этические основы производства отдельных следственных действий, а также проблему допустимости тактических приемов расследования.

^ Шестой раздел: "Нравственные начала деятельности адвоката в уголовном судопроизводстве" раскрывает как общие вопросы адвокатской этики (предназначение адвокатуры, взаимоотношения с коллегами, реклама и т.д.), так и сугубо специфичные для уголовного судопроизводства вопросы: выработка позиции, нравственная допустимость средств и способов защиты, нравственное предназначение адвоката-представителя потерпевшего и т.д.

^ Седьмой раздел "Культура процессуальной деятельности" затрагивает как общие положения, так и отдельные аспекты правовой культуры юриста: письменной и устной речи, публичного вступления, судебной полемики, и т.д.

^ Восьмой раздел "Итоговые индивидуальные задания" содержит предназначенные для итогового контроля знаний и отчетности задания: тесты, письменные работы, выступления в дебатах, проведение самостоятельного эмпирического исследования.

^ Для удобства работы с практикумом настоящее пособие содержит три группы приложений.

Первая группа "Рабочие материалы к задачам" включает шесть приложений, содержащих справочную информацию по проблематике курса. В подавляющем большинстве заданий, выполнение которых требует обращения к специальной информации, делается ссылка на соответствующее приложение.

^ Вторая группа "Использованная при написании практикума и рекомендуемая к ознакомлению литература" содержит список научных, учебных, и т.д. источников, обращение к которым позволит максимально эффективно работать с над поставленными задачами. Указанный список будет полезен также всем тем, кто заинтересуется проблематикой курса и пожелает расширить круг своих познаний в данной области.

^ Третья группа "Нормативные источники" представляет выдержки (извлечения) из необходимых для работы над практикумом нормативно-правовых актов, международно-правовые источники, корпоративные кодексы этики: "Кодекс судейской этики", "Кодекс чести рядового и начальствующего состава органов МВД", "Кодекс профессиональной этики адвоката", а также некоторые аналоги кодексов этики юриста зарубежных стран.

Включение данного приложения в настоящее пособие обусловлено тем, что это, во-первых, облегчает работу над практикумом, во-вторых, отчасти систематизирует необходимый материал и, в третьих, освобождает студентов от поисков, как показывает практика, не совсем доступной литературы.

^ Четвертая группа "Материалы для организации и выполнения итоговых практических заданий. Тематика отчетных работ" представляет собой материалы, необходимые для осуществления итоговых практических заданий и подготовки к итоговому контролю знаний.

^ Практикум включает в себя три группы задач (заданий).

Первые представляют собой проблемные вопросы, предполагающие осмысление поставленной проблемы, ее обсуждение и, если возможно, принятия наиболее приемлемого решения. Они предваряются материалом, который является лейтмотивом поставленного вопроса, может демонстрировать существующую проблему, показывать парадоксальный взгляд на нее и прочее. В любом случае, его необходимо проанализировать при ответе на поставленный вопрос и обыграть.

^ Вторая группа представляет собой практические казусы, предполагающие либо разрешение ситуации, требующей принятия этического решения, либо ее оценку с использованием специального нормативного материала.

^ Третья группа - это практические задания, которые требуют проведения студентом сбора определенного материала, его анализа, представления отчета о результатах проделанной работы и т.д.

Решая поставленные задачи не следует давать лишь общую оценку проблемы и при решении ограничиваться такими категориями, как "справедливо", "несправедливо", "хорошо", "плохо", "правильно", "не правильно" и т.д. Необходимо помнить о многоаспектности этих понятий и стараться в каждом случае давать мотивированный ответ, представляя развернутую характеристику принятого решения.

В силу специфики предмета многие задачи не имеют однозначного ответа - они требуют обоснования выбранного решения путем правильного применения механизма принятия этического решения.

Вместе с тем, если ситуация, изложенная в фабуле задачи, подпадает под нормативное регулирование, следует при принятии решения обязательно учитывать данное обстоятельство. При этом необходимо, чтобы была дана не только правовая, но и нравственная оценка выбранного варианта решения.

Для работы над особенной частью практикума необходимо будет обращаться к положениям Конституции РФ, нормам международного права, решениям Конституционного Суда РФ, УПК РФ и специальным нормативно-правовым актам, существующим кодексам профессиональной этики представителей юридической профессии, опубликованным научным исследованиям в данной области.
ВВЕДЕНИЕ

Думайте о юристах что хотите, но только хорошее.
Переход России к новой системе социально-экономических отношений закономерно привел к тому, что профессия "юрист" из категории престижных переместилась в разряд самых престижных. Наряду с положительными аспектами данного явления, очевиден его минус. Ажиотаж, возникший вокруг этой специальности, стал очередным доказательством перехода количественных изменений в качественные, но только в сторону потери качества. На первом занятии со студентами 5 курса по дисциплине "Этические основы процессуальной деятельности" проводя "мозговой штурм", выясняя цели, которые они преследовали, поступая на юридический факультет, традиционно выясняется, что, как правило, на юриста идут учиться не по призванию, не из интереса к профессии и т.д., а по совершенно другим соображениям - материальной выгоды, желания сделать карьеру, получить доступ к власти, по воле родителей и т.д. Стоит ли удивляться, что выявляется очевидная недооценка гражданской значимости своей профессии у лиц, которые уже менее чем через год получат диплом и будут заниматься правоприменительной деятельностью.

Это приводит к тому, что в профессиональную среду юристов попадают "случайные люди", которые по различным параметрам, в том числе по морально - этическим качествам, не соответствуют предъявляемым к ним обществом требованиям. В народе давно бытует выражение:
"Юристы - это дипломированные негодяи".
Указанная проблема очевидна и самим юристам. Так, Первый Всероссийский конгресс адвокатов, состоявшийся в 1999г., в одной из своих резолюции признал: "на волне эволюции российской адвокатуры в среду адвокатов проникает много случайных, недостойных по своим профессиональным и нравственным качествам людей...".1 Сами юристы шутят на эту тему, утверждая, что

"99 процентов непорядочных юристов создают остальным

дурную репутацию".

Как следствие осознания указанной проблемы были приняты корпоративные этические кодексы: Кодекс лиц рядового и начальствующего состава органов МВД (утв. Приказом Министра внутренних дел России № 501 от 19.11.93), Кодекс чести судьи (21.10. 1993г.), а затем и Кодекс судейской этики, Кодекс профессиональной этики адвоката (31.01.2003г.).

В последнее время наблюдается очевидный, и вполне закономерный всплеск научных и ученых работ, посвященных этой проблематике.

Вместе с тем, трудно назвать работу, посвященную именно проведению практических занятий со студентами по данной отрасли знаний.

Вместе с тем, учебное пособие такого рода в настоящее время особенно актуально, ибо преподавание именно этой дисциплины имеет свою специфику, обусловленную особенностями предмета, предопределяющими ее особое положение в системе дисциплин юридического цикла.

Среди особенностей предмета хотелось бы выделить следующие:

"Мораль - не перечень поступков и не сборник правил, которыми можно пользоваться, как аптекарскими или кулинарными рецептами"

Джон Дьюи.
В отличие от большинства дисциплин, изучаемых студентами юридического факультета, здесь нет такой базы, как система нормативных актов, и, тем более, единого кодифицированного источника. Здесь не системы "готовых" знаний. Задача педагога - помочь студентам научиться распознавать нравственные проблемы, видеть различные варианты разрешения нравственных коллизий в будущей профессиональной деятельности и выбирать наиболее оптимальные из них.



"Проповедовать мораль легко, обосновать ее трудно" А. Шопенгауэр.
Задача преподавателя - не поддаться искушению идти по более легкому пути- пути морализаторства. Нужно помнить: научить морали нельзя. Бессмысленна задача осуществить нравственное воспитание взрослой аудитории за то немногое количество аудиторных часов, которые отведены данному спецкурсу. Морали можно только научиться. До тех пор, пока студент сам не переживет хотя бы искусственно смоделированные ситуации, для него полученные знания останутся чужими, пустой, ненужной информацией, теряющейся после сдачи зачета, экзамена. Вот почему основная задача педагога, преподающего данную учебную дисциплину - заставить аудиторию думать, пропускать через себя проблемные ситуации, осуществлять самостоятельную работу. Преподавание судебной этики, скорее всего, предполагает формирование нравственного сознания личности.




"Мораль была бы пустой наукой, если бы она не могла показать, что его

величайший интерес заключается в том, чтобы быть добродетельным."

П. Гольбах.
Задача педагога - замотивировать студенческую аудиторию, показать значимость норм профессиональной этики в профессиональной деятельности юриста, которые, как показывает опыт автора, изначально воспринимаются студентами как второстепенные и необязательные.

Учитывая специфику предмета, автор постарался сделать настоящее пособие максимально доступным, познавательным и увлекательным.

В практикуме читатель найдет много поучительных афоризмов, остроумные народные притчи, легенды, поговорки и пословицы разных времен и народов, современные шутки о юристах, интересные высказывания политических деятелей, ученых и практиков, выдержки из художественных произведений, которые позволяют задуматься над проблематикой курса.

При этом автор не стремился к тому, чтобы в пособии доминировало какое-то одно представление, а, наоборот, старался продемонстрировать разные, порой даже диаметрально противоположные взгляды, предлагал к обсуждению иногда, на первый взгляд, абсолютно абсурдные идеи, соглашаясь с тем, что




"Чем бесспорнее изречение, тем больше опасность, что оно

станет общим местом".

Л. Вовенарг.
Используя существующие известные шутки о юристах для постановки проблемных вопросов, предлагая их к обсуждению, автор исходил из известного постулата, согласно которому




"Главная проблема шуток про юристов состоит в том, что юристам они

кажутся не смешными, а все остальные не считают их шутками."
При написании работы автор опирался на свой опыт преподавания данной дисциплины, использовал публикации художественного и публицистического характера, а также данные, полученные в результате проведенного им исследования дисциплинарной практики Палаты адвокатов Самарской области, в ходе которого программированному исследованию было подвергнуто около 800 дисциплинарных производств в отношении адвокатов.

Значительную роль в формировании проблематики учебного пособия сыграл анализ научных трудов С.Ария, О.Я. Баева, М.О. Баева, А.В. Воробьева, М.С. Строговича, А.Д. Бойкова, М.Ю. Барщевского, Я.С. Киселева, Е.А. Красниковой, А.С. Кобликова А.Л. Цыпкина и других.

При выработке сюжетов к некоторым задачам были использованы материалы из ранее опубликованной учебной и учебно-методической литературы, о чем по тексту делается соответствующее указание. Список использованной при написании учебной и учебно-методической литературы представлен в Приложении 2.1

Автор надеется, что настоящее пособие будет полезно не только для студентов и преподавателей вузов, но и для практикующих юристов, а также всем тем, кому не безразличны правоприменительные реалии.

Надеемся, что в данном пособии каждый сможет найти для себя то, что даст пищу для ума и работу для души.

^ РАЗДЕЛ 1: ЭТИКА КАК УЧЕНИЕ О МОРАЛИ.
Тема 1. Этика и мораль: общие положения (основные понятия, моральные нормы, нравственные ценности).
Истинное красноречие пренебрегает красноречием, истинная нравственность пренебрегает нравственностью.

Б. Паскаль.
Проблемные вопросы:
№1 ***

^ Среди определений этики есть следующие:

"Этика - это эстетика души" (Тьер Риверди);

"Этика есть философия убеждения" (И. Кант).

Как Вы их понимаете? Какое из них, на Ваш взгляд, более удачное?

Как Бы Вы сами определили, что такое этика?
№2***

"Этика - это попытка придать всеобщую значимость некоторым нашим желаниям" (Б. Рассел);

"Моральные нормы вырабатываются (изобретаются) людьми как средство ограничения законов рационального расчета (экзистенциального эгоизма) (А.А. Зиновьев);

^ Проанализируйте приведенные высказывания. В чем их авторы видят причину возникновения этики и морали? Нет ли между ними противоречий?

Назовите причины возникновения этики и морали.



№3***

Проиллюстрируйте на основе стихотворения В.В. Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" (см. Приложение 1) основные функции морали. Какие из предложенных поэтом правил поведения не имеют отношения к морали?
№4***

Согласно готтентонской морали (готтентоты - древние жители Южной Африки) истинным (верным) считается все то, что соответствует собственным желаниям, взглядам, а все противоречащее им считается ложным и неверным.

^ Как Вы думаете, может ли в этой системе морали в существовать в качестве принципа "золотое правило нравственности"?
№5***

Согласно учению К. Маркса "... всякой общественной форме собственности соответствует своя мораль".

^ Согласны ли Вы с этим мнением? Существуют ли, на Ваш взгляд, "вечные" ценности?.

№6***

"Женщина совершает преступлений в десять раз меньше, чем мужчина, следовательно, в моральном отношении она в десять раз лучше, говорит статистика". (Ф. Ницше).

^ Согласны ли вы с этим утверждением? Если нет, докажите, что предложенная логика рассуждений не верна.

Каково, на ваш взгляд, реальное соотношение по указанному параметру между мужчинами и женщинами?
№7***

Какой из библейских принципов отношений между людьми в большей степени отвечает девизу, предложенному Н. Козловым "Что бы я ни делал, количество добра в мире должно увеличиваться" (Н. И. Козлов "Истинная правда или учебник для психолога по жизни"):

а) Ветхий завет: "Люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего" или Новый завет: "Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас"?

б) Ветхий завет "Око за око, зуб за зуб" или Новый Завет: "Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую"?

Какой из принципов Вам ближе?
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Юридическая этика iconВопросы к дисциплине: «Этика права и юридическая этика»
Особенности предмета профессиональной этики юристов, сотрудников правоохранительных органов

Юридическая этика iconКобликов А. С. Юридическая этика. Учебник для вузов
Закомлистов А. Ф. Судебная этика. Спб.: Изд. «Юридический центр Пресс», 2002. 258 с

Юридическая этика iconЭтика курс лекций (на основе книги: Этика (конспект лекций)
Этика (конспект лекций). – М.: «Приор-издат», 2002. Автор-составитель Аристотель. Никомахова этика. Сочинения: в 4-х т. Т. М.: Мысль,...

Юридическая этика iconПрофессиональная этика Профессиональная этика: понятие, предмет, функции
«этика» от греч. «этос» «место пребывания» человеческое жилище, логово, гнездо; позднее приобретает нормативный оттенок – начинает...

Юридическая этика iconТематика кср по курсу «Педагогическая этика»
Ознакомиться с текстом лекции 1 «Профессиональная этика в системе этического знания» и лекции 2 «Сущностные характеристики профессиональной...

Юридическая этика iconКонстантин Станиславский Этика Этика
А вы – человек робкий, теряетесь, но это-то им и нужно, это-то и забавляет их. Они любят от скуки и ради потехи придумывать смешные...

Юридическая этика iconПрикладная этика код
Прикладная этика сегодня – это целый комплекс исследовательских направлений на грани этики, права и экономики, изучающий сложившиеся...

Юридическая этика iconРежиссёрская этика от редакции
Функции режиссера в современном театре необычай­но широки и разнообразны. Вопросы творческие тесно соприкасаются в работе режиссера...

Юридическая этика iconОп.: Брюссель: Жизнь с Богом, 1995
Предисловие автора. Происхождение и предки Иисуса. Предтеча и выход на проповедь. Весть и обетование (Евангельская этика). Выбор...

Юридическая этика iconПояснительная записка Настоящая программа составлена в соответствии...
«Этика» для направления подготовки Юриспруденция Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина; в программе учтены...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов