П. Л. Денисов фгбоу впо «миигаиК», Благотворительный фонд «Надежда на завтра», г. Москва




Скачать 128.29 Kb.
НазваниеП. Л. Денисов фгбоу впо «миигаиК», Благотворительный фонд «Надежда на завтра», г. Москва
Дата публикации15.08.2013
Размер128.29 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Право > Документы
РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ДЕТЕЙ-СИРОТ НА ПОЛУЧЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
П. Л. Денисов

ФГБОУ ВПО «МИИГАиК», Благотворительный фонд «Надежда на завтра», г. Москва
Аннотация: статья посвящена нормативному правовому регулированию и реализации на практике конституционного права детей-сирот и приравненных к ним категорий на получение высшего профессионального образования. Кроме непосредственно самого права на образование рассматриваются и сопутствующие права, связанные с получением дополнительных социальных гарантий во время получения высшего профессионального образования.

Ч. 1 ст. 39 Конституции РФ [1] гарантирует каждому право на социальное обеспечение в случае потери кормильца и в иных случаях, установленных законом. Вместе с тем, ч. 1 ст. 43 Конституции РФ предоставляет каждому право на образование. Право на образование относится к числу социальных гарантий и мер социального обеспечения, что подтверждается, например, включением соответствующей статьи (ст. 6 Дополнительные гарантии на образование) в Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон № 159-ФЗ) [4]. Вместе с тем, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет (далее – дети-сироты и приравненные к ним категории или дети-сироты) относятся к категории лиц, обладающих в соответствии с действующим законодательством правом на дополнительные меры социальной поддержки. В связи с отмеченным, а также в виду принятия ряда новых нормативных правовых актов, регулирующих правовой статус детей-сирот, а равно и образовательные правоотношения, считаем крайне важным определить, какими правами обладают дети-сироты в части получения высшего профессионального образования.

«С 1987 года дети-сироты получили право внеконкурсного приема в высшие и средние специальные заведения, им в обязательном порядке предоставлялось общежитие, дети данной категории получили право проводить каникулы в детских интернатных учреждениях, где они воспитывались, с предоставлением бесплатного проживания и питания, при этом проезд от места учебы до места проведения каникул и обратно оплачивался из средств учебного заведения» [15]. Под внеконкурсным приемом в высшие и средние образовательные учреждения в данном случае понимается социальная гарантия детям-сиротам на поступление в любое высшее или среднее образовательное учреждение в случае положительного прохождения вступительных испытаний. Другими словами, детям-сиротам было достаточно сдать все вступительные экзамены на оценку «удовлетворительно» и после этого они зачислялись в образовательное учреждение.

Данное право было закреплено в российском законодательстве, в частности в основном отраслевом федеральном законе, регулирующем образовательную сферу Законе РФ «Об образовании» [2], ч. 3 ст. 16. Однако именно это, основополагающее право, дававшее некоторым детям-сиротам возможность в облегченном порядке получить высшее профессиональное образование в новом образовательном законодательстве отсутствует. Так, принятый в декабре 2012 года Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» подобного положения не содержит. Данная ситуация выглядит достаточно неожиданно, учитывая целый ряд факторов. Во-первых, одновременно с законом «Об образовании в Российской Федерации» был принят ряд федеральных законов (в частности так называемый «закон Димы Яковлева»), по идее законодателя направленных на усиление правовой защиты детей-сирот и приравненных к ним категорий, а лишение данной категории лиц права на внеконкурсное поступление в вузы является мерой, направленной в абсолютно противоположную сторону. Во-вторых, лишение детей-сирот и приравненных к ним категорий права внеконкурсного поступления – по сути лишение многих из них возможности воспользоваться социальным лифтом. В-третьих, более чем семилетний опыт работы с детскими домами автора настоящей статьи показывает, что из общего числа выпускников детских сиротских учреждений, а равно из общего числа детей-сирот, находящихся под опекой или попечительством, в вузы поступает не более 5%, а подавляющее большинство ограничивается получением среднего специального образования, то есть нововведение не позволит государству сэкономить существенные денежные средства и не восстановит справедливость, дав всем равные права поступления по конкурсу. Многие дети-сироты и приравненные к ним категории, обучаясь в обычных общеобразовательных школах, имеют куда меньше возможности готовить уроки, заниматься вне школы и в большинстве своем никто не помогает им тянуться к знаниям. Таким образом, лишение детей-сирот и приравненных к ним категорий права внеконкурсного поступления в вузы является весьма странным и регрессивным явлением в правовой жизни страны. В этом отношении абсолютно верно звучит позиция, согласно которой «Задача государства состоит не только в том, чтобы продекларировать эти права, но, самое главное, обеспечить их реализацию» [13]. Реализацию задачи социализации детей-сирот подобные нововведения навряд ли смогут обеспечить. Кроме того, следует отметить, что новый образовательный закон вступает в силу с 01 сентября 2013 года и по идее поступление и зачисление (оформляется приказом ректора вуза, подписываемым до 01 сентября) в высшие учебные заведения летом
2013 года для детей-сирот и приравненных к ним категорий будет осуществляться на основании еще Закона РФ «Об образовании».

Отраслевое законодательство о детях-сиротах гарантирует им право на бесплатное поступление и обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования (ч. 1 ст. 6 Закона № 159-ФЗ). Законодательством не определен статус соответствующих учебных заведений, таким образом, данное право распространяется на курсы, организуемые как государственными, так и негосударственными образовательными учреждениями. При этом государство берет на себя обязательство по компенсации образовательным учреждениям их затрат, связанных с приемом и обучением детей-сирот на подготовительных курсах. Соответствующие положения о порядке возмещения расходов содержатся также в региональном законодательстве, например, в постановлении Правительства Московской области от
14 января 2009 г. № 19/52 «О размере и порядке возмещения расходов курсов по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования на обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет»
[12], постановлении Правительства Кировской области от 03 мая 2005 г. № 33/88 «Об утверждении Положения о размере и порядке возмещения расходов, связанных с обучением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на курсах по подготовке к поступлению в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования» [9], постановлении Правительства Свердловской области от 20 ноября 2006 г. № 979-ПП «Об утверждении Положения о размере и порядке возмещения расходов образовательных учреждений по подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к поступлению на обучение в учреждения среднего и высшего профессионального образования на территории Свердловской области» [11]. Размер возмещения определяется ежегодно до 01 июня и представляется до формирования регионального бюджета на календарный год. Региональный орган управления образованием перечисляет денежные суммы в порядке возмещения расходов непосредственно в образовательные организации. Основанием для перечисления является договоры о приеме и обучении на подготовительных курсах, заключаемые между ребенком-сиротой и соответствующим образовательным учреждением. Копию договора вместе с заявлением о возмещении расходов в региональные органы управления образованием подает сирота. Так в Кировской области размер возмещения на одного ребенка-сироту составляет до 3 500 руб. [14. С. 49]. При этом законодательно не урегулирована ситуация, при которой стоимость подготовительных курсов будет выше, нежели установленный в соответствующем регионе размер компенсации. Полагаем, что в таком случае недостающая сумма не подлежит компенсации и фактически часть затрат на обучение сироты на курсах берет на себя образовательное учреждение. Право на бесплатное поступление и обучение на подготовительных курсах гарантировано также п. 1 ч. 7 ст. 71 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

^

К числу образовательных прав детей-сирот и приравненных к ним категорий традиционно относят также и права, связанные с материальным обеспечением в период обучения.

Так для детей-сирот устанавливаются социальные стипендии, рассматриваемые в качестве дополнительной меры их материальной поддержки, независимо от тех оценок, которые получают соответствующие лица. Данное право гарантируется ч. 5 ст. 6 Закона
№ 159-ФЗ. Размер социальной стипендии должен составлять при этом не менее 50% от размера стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении [
17]. Ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [3] устанавливала, что сироты, обучающиеся на очной форме обучения федеральных вузов обеспечивались социальной стипендией в размере 1 650 руб. в месяц. Право на государственную социальную стипендию гарантируется детям-сиротам и новым законом «Об образовании в Российской Федерации» (ч. 5 с. 36), однако размер стипендии в тексте закона не определен. Право на государственную социальную стипендию гарантируется детям-сиротам также п. 24 постановления Правительства РФ от 27 июня 2001 г. № 487 «Об утверждении типового положения о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки учащихся федеральных государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, студентов федеральных государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов» [6]. При этом верхний предел государственной социальной стипендии может быть изменен самим образовательным учреждением в порядке его повышения [14. С. 52]. Следует отметить также, что право на государственную социальную стипендию возникает только у детей-сирот, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Выплата подобной стипендии приостанавливается при наличии академической задолженности и возобновляется с момента ее устранения, а в случае устранения в установленные сроки – с момента приостановки (п. 28 постановления Правительства РФ от 27 июня 2001 г. № 487). Полностью прекратить выплату государственной социальной стипендии сироте до его фактического отчисления из образовательного учреждения нельзя [16].

Также согласно абз. 2 ч. 5 ст. 6 Закона № 159-ФЗ студентам из числа детей-сирот и приравненных к ним категорий гарантируется ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии. Кроме того, им гарантируется получение 100% заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики. Необходимо отметить, что размер платы по данной категории обеспечения зависит от конкретного образовательного учреждения, а равно от законодательства соответствующего субъекта Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 6 Закона № 159-ФЗ в период обучения по очной форме в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования (аналогичное право существует и в отношении обучения в учреждениях начального и среднего образования) за детьми-сиротами и приравненными к ним категориями лиц сохраняется право на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии. Данное право повторяет ранее установленное в ч. 9 ст. 50 Закона РФ «Об образовании», однако в новый образовательный закон не перешло и осталось исключительно в законодательстве, регулирующем правовой статус детей-сирот. Соответствующим правом обладают, в том числе, сироты, получившие академический отпуск по медицинским показателям (ч. 9 ст. 6 Закона
№ 159-ФЗ). «Студенты-"очники", потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, являются особой категорией, которая теперь приравнена в правах с категорией лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на весь период обучения» [Шашкова О. В. Указанное сочинение].

Содержание понятие «государственное обеспечение» в федеральном законодательстве не раскрывается, но может быть дополнительно уточнено на уровне регионального законодательства. Так, например, данное понятие конкретизируется в ст. 2.1. Областного закона Ленинградской области от 28 июля 2005 г. № 65-оз «О дополнительных гарантиях социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ленинградской области» 10] и включает в себя «бесплатное питание, бесплатный комплект одежды и обуви, бесплатное общежитие и бесплатное медицинское обслуживание или возмещение их полной стоимости до окончания профессионального обучения в очных образовательных учреждениях».

Ч. 7 ст. 6 Закона № 159-ФЗ, а также отдельные нормы регионального законодательства (например, ч. 6 ст. 3 Закона Рязанской области от
03 апреля 2006 г. № 47-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот»
[8] представляет детям-сиротам, обучающимся в высшем учебном заведении, право в случае приезда в это учебное заведение во время каникул, праздников или в выходные дни зачисляться на бесплатное проживание и обеспечение питанием. Зачисление производится на основании заявления сироты в порядке утверждения Советом образовательного учреждения.

Согласно ч. 10 ст. 6 Закона № 159-ФЗ дети-сироты и приравненные к ним категории обладают правом бесплатного проезда на городском, пригородном и внутрирайонном (для сельской местности) транспорте за исключением такси, а также на однократный бесплатный проезд в течение года от места учебы до места жительства и обратно. Порядок реализации данного права регулируется региональным законодательством. Так, согласно ч. 9 ст. 3 Областного закона Ленинградской области от 28 июля 2005 г. № 65-оз порядок компенсации устанавливается Правительством Ленинградской области. Так в областном бюджете на 2009 год сумма компенсации на одного ребенка-сироту устанавливался в размере 160 рублей в месяц [17]. Порядок предоставления льготы может также регулироваться законодательством субъекта Федерации и может предполагать выделение специальных проездных документов, обеспечение бесплатного проезда по выдаваемым справкам и т.д. При реализации права на проезд до места жительства и обратно по общему правилу компенсации подлежит уплаченная стоимость билета, при этом для реализации права ребенок-сирота должен обратиться с соответствующим заявлением в администрацию учебного заведения, приложив проездной документ. Аналогичный порядок определен Приложением № 2 к постановлению Правительства Пензенской области от 02 ноября 2007 г. № 734-пП «О порядке реализации мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [7], предполагающий обращение сирот с заявлением о предоставлении льготы в администрацию образовательного учреждения и последующую компенсацию стоимости проездного документа, выдачу бесплатного проездного документа или справки, дающей право на бесплатный проезд. Как отмечается в научной литературе, до вступления в силу Закона № 159-ФЗ в некоторых регионах дети-сироты не обладали правом на бесплатный проезд [17].

Таким образом, список социальных льгот и гарантий, связанных с поступлением детей-сирот и приравненных категорий в высшие учебные заведения и учебой в них, весьма обширен. Вместе с тем, устранение права на внеконкурсное поступление выступает в этой связи сдерживающим фактором. Полагаем, что без возврата к прежней схеме внеконкурсного поступления детей-сирот в вузы реализация их конституционного права на получение высшего профессионального образования является недостаточной.

^

Список литературы:

  1. Конституция РФ // Российская газета. 25 декабря 1993 г.
    № 237.

  2. Закон РФ «Об образовании» // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 150.

  3. ^

    Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4135.

  4. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // СЗ РФ. 1996. № 52. Ст. 5880.

  5. ^

    Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»/

  6. Постановление Правительства РФ от 27 июня 2001 г. № 487 «Об утверждении типового положения о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки учащихся федеральных государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, студентов федеральных государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов» // СЗ РФ. 2001. № 28. Ст. 2888.

  7. Постановление Правительства Пензенской области от 02 ноября 2007 г. № 734-пП «О порядке реализации мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

  8. ^

    Закон Рязанской области от 03 апреля 2006 г. № 47-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот»

  9. Постановление Правительства Кировской области от 03 мая 2005 г. № 33/88 «Об утверждении Положения о размере и порядке возмещения расходов, связанных с обучением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на курсах по подготовке к поступлению в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования» // Вести. Киров. 2005. № 34 (798). 17 мая.

  10. Областной закон Ленинградской области от 28 июля 2005 г. № 65-оз «О дополнительных гарантиях социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ленинградской области» // «Вестник Правительства Ленинградской области», № 39, 22.08.2005.

  11. Постановление Правительства Свердловской области от 20 ноября 2006 г. № 979-ПП «Об утверждении Положения о размере и порядке возмещения расходов образовательных учреждений по подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к поступлению на обучение в учреждения среднего и высшего профессионального образования на территории Свердловской области»

  12. Постановление Правительства Московской области от
    14 января 2009 г. № 19/52 «О размере и порядке возмещения расходов курсов по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования на обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет»

  13. ^

    Еремченко В., Королева С., Гармаш А., Косихин Д. Гарантия на образование детям сиротам – «эж-ЮРИСТ», № 6, февраль 2012 г.

  14. Кирилловых А. А. Комментарий к Федеральному закону «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (постатейный). – М.:"Деловой двор", 2010. 83 с.

  15. Рагойша П. В. Комментарий к Закону Республики Беларусь «О гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» http://www.center.gov.by/article19.html

  16. Симонова Л. Ю. Правомерно ли приостановление выплаты социальной стипендии студентам из числа детей-сирот в связи с академической неуспеваемостью // Бюджетный учет. 2012. № 5

  17. Шашкова О.В. Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (под ред. Т.С. Гусевой) - Система ГАРАНТ, 2011 г.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

П. Л. Денисов фгбоу впо «миигаиК», Благотворительный фонд «Надежда на завтра», г. Москва iconСвященник Даниил Сысоев Пять огласительных бесед Благотворительный...
С 95 Пять огласительных бесед. М.: Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева», 2011. — с

П. Л. Денисов фгбоу впо «миигаиК», Благотворительный фонд «Надежда на завтра», г. Москва iconСвященник Даниил Сысоев Пять огласительных бесед Благотворительный...
С 95 Пять огласительных бесед. М.: Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева», 2011. — с

П. Л. Денисов фгбоу впо «миигаиК», Благотворительный фонд «Надежда на завтра», г. Москва iconФгбоу впо «Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики»
Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте рф» Новгородский филиал

П. Л. Денисов фгбоу впо «миигаиК», Благотворительный фонд «Надежда на завтра», г. Москва icon«Итоговая государственная аттестация студентов» : Учебно-методическое...
Фгбоу впо «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В. Р. Филиппова»

П. Л. Денисов фгбоу впо «миигаиК», Благотворительный фонд «Надежда на завтра», г. Москва iconИнформационное письмо уважаемые коллеги! Фгбоу впо «Ульяновский государственный университет»
Фгбоу впо «Ульяновский государственный университет» проводит 18-19 октября 2012 года Всероссийскую студенческую Олимпиаду по управлению...

П. Л. Денисов фгбоу впо «миигаиК», Благотворительный фонд «Надежда на завтра», г. Москва iconКурский региональный Общественный Благотворительный Фонд социальной реабилитации граждан

П. Л. Денисов фгбоу впо «миигаиК», Благотворительный фонд «Надежда на завтра», г. Москва iconИнформационное письмо уважаемые коллеги! Фгбоу впо «Ульяновский государственный университет»
Фгбоу впо «Ульяновский государственный университет» приглашает Вас принять участие в работе

П. Л. Денисов фгбоу впо «миигаиК», Благотворительный фонд «Надежда на завтра», г. Москва iconФгбоу впо российский химико-технологический университет им. Д. И....
Ш 176 «Баланс либеральных концептов и консервативных констант в программных документах «партии власти» в 1993-1998 гг.: исторический...

П. Л. Денисов фгбоу впо «миигаиК», Благотворительный фонд «Надежда на завтра», г. Москва iconПоложение об областном конкурсе научных работ и перспективных проектов...
Конкурс выступают комитет по делам молодежи и туризму Курской области, Совет молодых ученых и специалистов Курской области, фгбоу...

П. Л. Денисов фгбоу впо «миигаиК», Благотворительный фонд «Надежда на завтра», г. Москва iconБлаготворительный фонд социальной помощи
Целью настоящего Договора является определение взаимодействия Сторон Договора по осуществлению благотворительной деятельности

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов