Исследование предмета тгп предполагает характеристикугип как в статике, так и в динамике, т е. сущности г и п; общих закономерностей, присущихгип любого типа и любой системы;




НазваниеИсследование предмета тгп предполагает характеристикугип как в статике, так и в динамике, т е. сущности г и п; общих закономерностей, присущихгип любого типа и любой системы;
страница1/12
Дата публикации02.09.2013
Размер1.45 Mb.
ТипИсследование
zadocs.ru > Право > Исследование
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Вопрос 1. ТГП как наука и учебная дисциплина.

ТГП в правоведении рассматривается в двух аспектах: как наука и как учебная дисциплина в системе юридического образования. ТГП как юридическая наука представляет собой систему объективных, обобщенных знаний, представлений о государственно-политической и правовой действительности общества и государства. ТГП занимает важное место в системе правоведения, т.к. центральное место отводится обобщению знаний о г и п, их сущности, закономерностях и перспективах развития. Совместное изучение этих двух явлений обусловлено их тесной взаимосвязью и взаимообусловленностью. ТГП изучает г и п в целом, а не отдельные их части, исследует г и п в их единстве и неразрывной взаимосвязи. ТГП изучает общие закономерности возникновения, развития и функционирования г и п, всей гп действительности. Именно эти закономерности и составляют предмет науки ТГП.

Исследование предмета ТГП предполагает характеристику г и п как в статике, так и в динамике, т.е. сущности г и п; общих закономерностей, присущих г и п любого типа и любой системы; общих закономерностей происхождения г и п; типов и форм г и п; общих закономерностей развития и функционирования г и п, общих закономерностей связи г и п с другими социальными явлениями.

ТГП внутри себя имеет относительно автономные разделы, которые в единстве и взаимодействии характеризуют структуру ТГП как науки. Внутренняя структура ТГП включает в себя: общую теорию государства и общую теорию права. ТГП как наука имеет фундаментальный характер и образует научно-теоретическую базу всего правоведения.

ТГП как науку следует отличать от ТГП как учебной дисциплины, ибо учебная дисциплина базируется на науке ТГП и представляет собой систему определенных теоретических сведений, построенную в соответствии с учебной программой. ТГП как учебная дисциплина изучается студентами, имеет определенную специфику построения и методику изложения научных сведений.

ТГП как учебная дисциплина призвана:

  • Обеспечить усвоение студентами основ общетеоретических знаний, их методологических и политико-юридических начал, важнейших правовых понятий; ознакомить с особыми терминами и специфическим языком юридической науки; подготовить студента к усвоению им отраслевых и специальных дисциплин;

  • Сформировать у студентов научное юридическое мировоззрение, общеправовую ориентировку, правовую культуру, а также способность принимать компетентные решения в профессиональной деятельности.

Система курса ТГП — это внутреннее строение данной учебной дисциплины, которая включает в себя 4 раздела: общую часть, теорию государства, теорию права и действие п и г. В общей части рассматриваются: предмет, метод теории г и п, происхождение г и п. В разделе теории государства раскрывается понятие, сущность, признаки, типология государства, формы государства, механизм государства. В разделе теории права рассматриваются: сущность и признаки права, нормы права, источники права, правовые системы, правотворчество, система права, правовые отношения, толкования права, реализация права, правовая культура, законность и правопорядок, правонарушения и юридическая ответственность. В 4 разделе рассматривается механизм действия г и п. В ТГП как учебной дисциплине рассматривается только часть общетеоретического материала в отличие от теории государства как науки.

Вопрос 2. Предмет и структура теории государства и права.

Общая ТГП - это система обобщенных знаний о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и функционирования п и г вообще, их сущности, а также связанных с ними г-п явлений.
ТГП - наука общественная. Объектом изучения теории права (как и всех общественных наук) является общество в целом. Предмет науки изучает закономерности объекта. Предмет науки - это то, что она изучает. Когда мы говорим о предмете науки, мы ставим вопрос, что изучает данная наука. Когда мы говорим о методе, мы ставим вопрос, как, при помощи каких приемов и способов постигаются в рамках данной науки знания ее предмета.

Предметом общей ТГП являются основные закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений. Именно этим отличается ТГП от иных юридических наук. Любая юридическая наука изучает право и связанные с ним явления. А ТГП, в отличие от всех иных юридических наук, изучает именно основные закономерности возникновения, развития и функционирования г-п явлений. Общие закономерности - это такие необходимые, причинно обусловленные связи и отношения, которые определяют развитие г и п, одинаково свойственные всем типам государства и права.

Структуре ТГП (Алексеев С.С.):

  1. Философия права - состоит из методологических проблем правоведения.

  2. Социология права - вопросы эффективного действия законодательства, условия и причины правонарушений, социальная структура и уровни правового сознания населения.

  3. ^ Специально-юридическая теория - включает в себя: проблемы источников права, классификацию юридических норм, юридических фактов, коллизии норм, приёмов, толкования, применения юридических норм.

В любом учебники можно найти следующую структуру ТГП:

  1. Теория государства - вопросы касающиеся такого явления как государство: понятие, сущность, форма, функции, механизм, типология государства.

  2. ^ Теория права - вопросы затрагивающие такое явление как право: понятие, сущность, нормы, формы, система, толкование, реализация и применение права, правовое регулирование, правотворчество, правосознание и правовая культура, правонарушение, законность и правопорядок и т.д.

Также возможно выявление структуры ТГП по следующим основаниям:

  1. В зависимости от метода изучения.

  2. В зависимости от объекта изучения.

Вопрос 3. Методология ТГП.

Метод науки – это совокупность приемов и способов, с помощью которых постигается предмет. Методология включает в себя:

  1. Всеобщие методы - философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления. К ним относятся:

  • Метафизика, рассматривающая г и п как вечные и неизменные институты;

  • Диалектика:

  • Материалистическая диалектика связывает эти явления с социально-экономическими изменениями в обществе, в частности, с появлением частной собственности и разделением общества на классы, т.е. г и п рассматриваются в развитии, в конкретной исторической обстановке и во взаимосвязи друг с другом.

  • ^ Идеалистическая диалектика в свою очередь подразделяется на объективный и субъективный идеализм. Объективный идеализм связывает причины возникновения и сам факт существования г и п с божественной силой; субъективный идеализм - с сознанием человека.

  1. Общенаучные методы - это приемы, которые не охватывают всего научного познания, как всеобщие методы, а применяются лишь на отдельных его этапах. К ним относятся:

  • Анализ - условное разделение сложного государственно-правового явления на отдельные части;

  • Синтез - изучение явления путем условного объединения его составных частей;

  • Системный подход - ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем;

  • Функциональный подход - ориентирует на выяснение функций одних социальных явлений по отношению к другим,

  1. Частнонаучные методы - это приемы, которые выступают следствием усвоения ТГП, научных достижений технических, естественных и гуманитарных наук. К ним относятся:

  • Конкретно-социологический - позволяет с помощью анкетирования, интервьюирования, наблюдения и других приемов получить данные о фактическом поведении субъектов в государственно-правовой сфере.

  • Статистический - позволяет получить количественные показатели того или иного государственно-правового явления; имеет 3 стадии: сбор стат. материала, группировка по определённому критерию, обработка.

  • Кибернетический - позволяет с помощью системы понятий, законов и технических средств кибернетики познать государственно-правовые явления.

  • Математический – приёмы оперирования с количественными характеристиками (в криминалистике, судебной экспертизе, правотворчестве ит.д.).

  1. Частноправовые методы, являющиеся сугубо юридическими, к которым относятся:

  • Формально-юридический - позволяет определить юридические понятия, выявлять их признаки, проводить классификацию, толковать содержание правовых предписаний и т.п..

  • Сравнительно-правовой - позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы в целях выявления их общих и специфических свойств.

Вопрос 4. ТГП в системе юридических и других общественных наук.

Общественные науки изучают закономерности изменения социальных условий, теоретически обосновывают направления преобразования социальной действительности, дают научные прогнозы.

  1. Философия, которая научно объясняет общественное бытие в целом, изучает наиболее общие закономерности общественного развития, включая те, которые относятся к г и п. Исследуя г и п, философия не подменяет юридические науки, а выступает теоретической базой и методологической основой для них, ибо определяет место гп надстройки в развитии общества.

  2. Сущность, происхождение, развитие и функциональное назначение г и п является объектом социологии. Социология, рассматривая такие важные элементы социума как г и п, выделяет только их социологические стороны, оставляя в стороне юридические проблемы, например, правовые методы регулирования общественных отношений.

  3. Аналогичным образом складываются отношения между теорией г и п и политологией. Политология изучает политику, политические процессы, политические партии, политические движения и системы, оставляя за рамками юридические аспекты, например, правовое регулирование создания и деятельности политических партий.

  4. История исследует различные типы цивилизаций, этапы развития гражданского общества, изучает конкретные формы и опыт государственной жизни конкретных народов в конкретное время, но не делает обобщающих выводов, не ищет закономерностей.

  5. ^ Экономические науки, изучая экономические отношения людей, отношения производства, обмена, распределения, также касаются роли г и п. Таким образом, г и п изучается не одной наукой, а целым комплексом общественных наук.

Г и п изучаются и целым комплексом юридических наук. Юридические науки изучают различные стороны, элементы и черты гп действительности в определенном аспекте и на определенном уровне. В зависимости от этого и происходит выделение тех или иных юридических наук.

Комплекс юридических наук:

  1. Фундаментальные историко-теоретические науки (ТГП, история г ип, история политических и правовых учений).

  2. Отраслевые юридические науки (конституционное, адм, гражданское право ит.д.).

  3. Специальные юридические науки (криминалистика, криминология, судебная медицина, судебная психиатрия и другие).

В системе юридических наук ТГП обобщает данные и выводы общеисторических, отраслевых и специальных юридических наук с целью более глубоких общетеоретических изысканий, исследует основные закономерности развития г и п в целом и вырабатывает общие понятия, на которые вышеперечисленные науки и опираются. Таким образом, в системе юридических наук ТГП выступает как общетеоретическая и методологическая наука.



Вопрос 5. Понятие общества и социальной власти.

Cоциальная власть – это присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающимися на принуждение. Социальная власть неотъемлема от общности людей. Это важнейшее средство функционирования социальных структур и институтов, существенный элемент любой организации социальной жизни. Власть придает обществу целостность, служит важнейшим фактором организованности и порядка. Под воздействием власти общественные отношения становятся целенаправленными. Необходимость социальной власти в коллективе проистекает из совместной осознанной общественной деятельности, что предполагает разделение труда, установление определенной иерархии, порядка взаимоотношений людей в коллективе. Социальная власть всегда содержит элемент принуждения. Власть - одна из основных форм управления, которая отличается от других тем, что осуществляется путем подчинения одних людей другими.

В зависимости от уровня организованности можно выделить:

  1. Простые (естественные) формы власти, которые осуществляются непосредственно субъектом власти, без специального аппарата управления (власть родителей над детьми, старших над младшими).

  2. ^ Сложные (организованные) формы власти, которые реализуются через специально создаваемые для этого органы, наделенные атрибутами субъекта власти (власть общественных объединений).

Властное управление присуще обществу с момента его зарождения и используется им для организации совместной деятельности людей в наиболее важных сферах жизни. На определенном этапе развития общества в нем возникает и приобретает особую роль государственная власть.

Вопрос 6. Власть и социальные нормы в догосударственный период. Формы организации общества.

В первобытном обществе социальная организация строилась на кровнородственных связях. Люди объединялись в родовые общины. Человек не мыслил себя вне первобытного коллектива, поэтому об индивидуальной свободе, субъективных правах не могло идти речи.

Признаки социальной власти в первобытном обществе:

  1. Распространялась в рамках рода и основывалась на кровно-родственных связях.

  2. Являлась общественной, т.е. совпадала с населением (совпадали субъект власти и объект властного воздействия).

  3. Специфические органы власти: общие собрания взрослых членов рода, советы старейшин, племенные вожди.

Специфическим было в первобытном обществе и регулирование.

Особенности социальных норм первобытного общества:

  1. Жизнь регулировалась в первую очередь обычаями, т.е. исторически сложившимися правилами поведения, которые вошли в привычку. Правда, Першиц разработал концепцию мононорм (единство различных видов социальных норм), которые упорядочивали общественные отношения в первобытном обществе. Данная позиция получила поддержку в некоторых учебниках по ТГП.

  2. Носили неписаный характер, существовали лишь в сознании людей, передавались из поколения в поколение.

  3. Санкции за нарушение норм носили сакральный характер, т. е. предполагалась кара божья.

  4. Ведущим способом социального регулирования выступал запрет (табу).

Важным этапом в развитии первобытного общества и переходе от догосударственного состояния к государственности явилась неолитическая революция. Сущность состояла в переходе от присвающего (охота, рыболовство) хозяйства к производящему (земледелие, скотоводство, ремесло, торговля). Считается, что именно неолитическая революция явилась толчком к трем крупным разделениям труда – отделению скотоводства от земледелия, выделению ремесла и торговли, а также привела к резкому росту населения, появлению городов.

Вопрос 7. Понятие и признаки государства, отличающие его от других организаций общества.

Государство- это единая политическая организация, суверенная власть которой распространяется на все население страны, располагающая социальным аппаратом управления и принуждения и осуществляющая руководство обществом, а также обеспечивающая его интеграцию.

Признаки гос-ва:

  1. Публичная власть – состоит из аппарата управления, аппарата принуждения и представляет внешне и официально (формально) все общество.

  2. Наличие системы специальных государственных органов.^ Аппарат управлени – особый слой людей, основным занятием которых является выполнение властных, управленческих функций и занимающих свои должности путем избрания, назначения, наследования или замещения. Аппарат принуждения – особый слой вооруженных людей в виде армии, полиции, разведки, а также в виде принудительных учреждений (тюрем).

  3. ^ Деление населения на территории – означает, что у государства, выделившегося из общества и стоящего над ним, имеется точно обозначенная территория и разделение населения, проживающего на нем, по административно-территориальным единицам. Если первобытное общество было организовано по кровнородственному признаку, то общество, объединенное в государство — по территориальному.

  4. ^ Наличие системы взимания налогов, сборов и иных обязательных платежей – обеспечивает политическую и экономическую независимость государства.

  5. Государственный суверенитет, т. е. самостоятельность государственной власти внутри страны и ее независимость на международной арене.

  6. Связь с правом – гос-во обладает монополией на издание общеобязательных правил поведения и на применение принуждения по отношению к населению.

  7. Наличие вооруженных сил.

  8. Наличие единой денежной системы.

  9. Причастность к государству всего населения.

  10. Язык.

Вопрос 8. Теоретическое обоснование происхождения, сущности и социального значения гос-ва. Различные концептуальные подходы.

Теории происхождения государства:

  1. Теологическая – гос-во и гос. власть имеют божественное происхождение: «вся власть от Бога» (Фома Аквинский, Иоанн Златоуст, с совр. вр. – Маритен, Мерсье). Получила распространение в средневековье. Она умаляет влияние соц-эк и др отношений на гос-во и не позволяет определить, как совершенствовать форму гос-ва, улучшать гос. устройство. Она недоказуема, т.к. построена на вере.

  2. Патриархальная – гос-во возникло непосредственно из разросшейся семьи; власть монарха=власти отца над членами семейства (Платон, Аристотель, Фильмер, Михайловский). Она упрощает процесс происхождения гос-ва. Она необоснована, т.к. по мнению историков семья возникла одновременно с возникновением гос-ва в процессе разложения первобытнообщинного строя.

  3. ^ Естественно-правовая (договорная) – гос-во возникло в результате общественного дог-ра, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти гос-ву (Гроций, Гоббс, Локк, Руссо, Гольбах, Радищев). Получила распространение в XVII – XVIII вв. Она имеет глубокое демократическое содержание. Обосновывает естественное право народа на свержение власти. Она недооценивает объективные факторы (соц-эк, военно-полит и др) и переоценивает субъективные.

  4. Органическая – общество и гос-во представляют собой общественный организм, состоящий из людей, подобно тому, как организм состоит из клеток (Спенсер, Вормс, Прейс). Развивалась в XIX в. она необоснована, т.к. нельзя механически распространять все закономерности биологической эволюции на соц организмы.

  5. ^ Материалистическая (классовая) – гос-во есть продукт непримиримости классовых противоречий (Маркс, Энгельс, Ленин). Большое внимание соц-эк факторам, недооценка нац, религ, психологич, военно-полит и иных факторов.

  6. Психологическая – гос-во возникло в результате психологических потребностей людей жить в рамках организованного общ-ва, коллективного взаимодействия (Тард, Петражицкий, Фрейд). Недооценивает многие др факторы.

  7. Патримониальная – гос-во произошло из поземельной собственности. В первобытном общ-ве земля находилась в коллективной собственности. Затем происходит концентрация власти в руках вождей, которая постепенно переходит в гос. власть. Гос. власть – это преобразованная власть собственника над живущими на его земле (Галлер). Не до конца обоснована.

  8. ^ Ирригационная (гидравлическая) – гос-во возникло в связи с необходимостью строительства ирриг. сооружений (Виттфогель). Она хар-на только для некоторых регионов Востока.

  9. Теория насилия – гос-во возникает в результате насилия внутреннего – эк и полит – и внешнего – завоевание одного гос-ва другим (Дюринг, Гумплович, Каутский).

  10. Расовая – гос-во необходимо для обеспечения постоянного господства одних рас (высших) над другими (Гобино, Ницше).

  11. Инцестная (половая) – запрет инцеста является фактором выделения человека из мира природы (Леви-Стросс).

  12. Спортивная – гос-во возникает с возникновением игр и физ. упражнений, а также спорта в целом (Ортега-и-Гассет).

  13. Волюнтаристская – возникновение независимых гос-в в Африке связано с волевой деятельностью той или иной «сильной» личности (Мейтленд-Джонс).

  14. Экономическая – гос-во есть результат исторического прогресса, экономических преобразований (Платон, Сен-Симон).

  15. Диффузная – гос-во возникает в результате передачи опыта управления большим отрядам человеческого сообщества от одних народов другим или как результат распространения опыта гос-правовой жизни на те регионы, где он ещё не использовался (Гребнер). Возникает в XIX – XX вв.

  16. ^ Теория специализации – гос-во есть результат возникновения специальзации с управленческой сфере (Кашанина).

  17. Функциональная – переход к производящей экономике обеспечил «демографический взрыв», необходимый для существования и расцвета цивилизации. Для осуществления новых ф-ий появилось гос-во (Соколов).

  18. Теория элит – народные массы не способны управлять государством и это управление осуществляется элитой общества. Элиты формируются по происхождению, образованию, опыту, способностям (Парето, Моски).

  19. Технократическая – управлять обществом должны специалисты- управленцы, менеджеры. Именно они способны определить действительные потребности общества, оптимальные пути его развития, необходимые для этого средства. В результате управление становится научным и обеспечивает прогрессивное развитие общества. Возникает в 20-е гг.

  20. ^ Теория плюралистической демократии – в современном обществе перестают существовать классы. Существуют различные страты, и каждый человек входит во многие из них. Государство становится выразителем всеобщей воли, интересов всего общества (Ласк, Даредорф).

  21. ^ Теория государства всеобщего благоденствия – государство становится надклассовым и выражает интересы всех слоев населения. Возникает после 2 мировой войны. Теория подчеркивает ценность каждой человеческой личности, ставит ее интересы и основу деятельности государства (Кейнс, Мунд, Мюрдаль).

  22. ^ Теория конвергенции: взаимное влияние государств западных и социалистического лагеря, сближение, что должно привести к возникновению государства единого типа. Возникает в 50-60-е гг. XX в. (Гэлбрейт, Сорокин).

В понимание сущности государства существуют два основных подхода:

  1. ^ Классовый подход в понимании сущности государства выражен в основном в марксистско-ленинской теорией государства. Государство есть классовое явление. Возникает в результате раскола общества на классы, существует только в классовом обществе и с исчезновением классов должно отмереть. Государство выступает как орудие классового господства.

  2. ^ Надклассовый подход (теория правового государства, теория плюралистической демократии, теория государства благоденствия, теория элит, технократическая теория). Теории по-разному раскрывают сущность государства, но ни одна из этих теорий не рассматривает государство как орудие классового господства.

Вопрос о сущности гос-ва решается по-разному. Многие считают, что сущность государства не следует рассматривать только с классовых или только с надклассовых позиций. Сущность гос-ва имеет две стороны: классовую и общесоциальную (общечеловеческую) сущность государства – двуединая сущность. В те или иные периоды истории на первый план выходит либо классовая, либо общесоциальная сторона сущности государства. Согласно другой точке зрения государство носило классовый характер в прошлом. Современное государство классовый характер утратило и из орудия классового господства превратилось в орудие социальных компромиссов. Существуют и др. взгляды.



Вопрос 9. Понятие и признаки суверенитета. Суверенитет государства, народа, нации.

Государственный суверенитет – самостоятельность государственной власти внутри страны и ее независимость на международной арене. Суверенитет является специфической чертой гос. власти.

К понятию суверенитета подошел уже Макиавелли, автором термина считается Жан Боден. Постепенно теории абсолютного суверенитета в науке уступают место концепциям ограниченного суверенитета. В современном международном праве гон ограничен в отношении развязывания и ведения агрессивной войны, применения репрессий к гражданам, в экологической сфере. Суверенитет государства имеет свои символы (герб, флаг, гимн, столица, денежная единица). Суверенитет проявляется в верховенстве гос. власти, ее единстве и независимости.

Суверенитет включает:

  1. Единство и распространение гос. власти на все население и все общественные объединения страны.

  2. Право осуществлять внутреннюю и внешнюю политику от имени всего общества.

  3. Исключительное право государства на издание общеобязательных правил поведения и на применение принуждения с отношении населения.

  4. Общеобязательность решений гос. органов для всех, кого они касаются.

  5. Прерогатива, т. е. возможность отмены и признания ничтожным любого проявления другой общественной власти.

Суверенитет может быть формальным (провозглашается, но не осуществляется из-за к-л зависимости). Ограничение суверенитета может быть добровольным (при вступлении в федерацию) и принудительным (к побежденному в войне государству).

К-ия РФ провозглашает Россию суверенным государством. Статья 4 указывает, что «суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию» (территориальное верховенство). Важная роль в охране суверенитета отведена президенту. Так, ст. 80 гласит: «Президент РФ в установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и гос. целостности».

Гос. суверенитет следует отличать от суверенитета нации (право нации самостоятельно определять свою судьбу вплоть до образования независимого государства) Гос. суверенитет следует также отличать от народного суверенитета (единственным источником и верховным носителем власти является народ). Принцип народного суверенитета закреплен в законодательстве многих демократических государств, в т.ч. К-ия РФ 1993.

Вопрос 10. Типология и классификация государств: формационный и цивилизационный подходы.

Множество мнений ученых относительно типологии государств можно свести к 2 основным подходам:

  1. Формационный подход был разработан классиками марксизма и господствовал в советской юридической науке (соц-эк факторы). Исходит из идеи о том, что все государства в своем развитии проходят одни и те же стадии и в конечном счете их ожидает единое будущее безгосударственное коммунистическое самоуправление. Основным критерием является экономический. В рамках общественно- экономической формации выделяются производительные силы и отношения. Развитие производительных сил приводит к тому, что они приходят в противоречие с отставшими отношениями. В результате смены исторического типа государства противоречие преодолевается. Сторонники формационного подхода выделили 4 типа государства:

  • Рабовладельческое.

  • Феодальное.

  • Буржуазное.

  • Социалистическое.

Кроме того в истории человечества существуют два безгосударственных состояния общества — первобытный строй и коммунистическое самоуправление. Достоинством формационного подхода является то, что экономика действительно существенно влияет на государство. Но критикуется за игнорирование особенностей исторического развития азиатских государств.

  1. Цивилизационный подход исходит из идей полицентризма и асинхронности в развитии человечества (духовные факторы). Различные народы развиваются по своим собственным законам. Критериями выделения типов являются культурный, религиозный и бытовой. Существуют:

  • Египетская цив.

  • Китайская цив.

  • Западная цив.

  • Православная цив.

  • Иранская цив.

  • Мексиканская цив.

  • И др.

Данилевский разделял народы на культурно-исторические типы, каждый из которых обладает уникальностью. Этот тип существует лишь в течение определенного времени, его можно уничтожить, но нельзя дополнить чуждыми для него элементами. Гумилев развил учение о суперэтносе, т. е. группе народов, сходных по своим культурно-бытовым характеристикам. За рубежом: концепции Тойнби, Шпенглера, а также теория стадий экономического роста Ростоу, концепция постиндустриального общества Д. Белла. Недостаток: игнорирование экономического фактора в развитии государственности. Типология сторонников этого подхода — это скорее типология не государства, а общества.

В литературе имелись и другие классификации государств. Так Беден делил государства на северные, средние и южные. Распространен критерий деления государств на тоталитарные, авторитарные, либеральные и демократические, хотя такое деление относится к характеристике типа режима.

Вопрос 11. Понятие формы, структуры и функций государства. Их соотношение.

Форма государства – сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного режима.

Форма правления характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношение друг с другом и населением, т.е. эта категория показывает, кто и как правит в государстве. В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские.

Форма государственного устройства отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами. По форме устройства все государства подразделяются на простые (унитарные) и сложные (федеративные и конфедеративные).

Государственно-правовой режим представляет собой систему средств и способов осуществления государственной власти.

Важность четкого определения формы государства становится по­нятной после того, как разрешается вопрос о сущности государства. После определения того, чем же является государство, необходимо четкое, ясное представление о его разновидностях, классификации; о форме государства.

Форма государства - это реальное выражение его сущности, а также его функций. Форма государства - это фактически и есть государство, так как именно в форме проявляется существование государс­тва, которое в принципе существует лишь в умах людей. То есть го­сударство, будучи созданным человеческим умом, проявляется только в том, какую форму оно принимает, как оно "выглядит"; вместе с тем надо отметить, что государство обретает форму, строго отвечающую его сущности. Рассмотреть форму государства - это значит изучить его составные части, структуру, методы осуществления государственной власти. В процессе развития юридической науки произошла систематизация про­явления признаков государства и его форма стала рассматриваться как единство формы правления, формы государственного устройства, и политического режима. Это три составляющих, которые и образуют форму государства.

^ Функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение государственного управления обществом.

В функциях государства выражается его сущность, его предназначение, и структура государства, т.е. его внутреннее строение, которое определяется в первую очередь его назначением и направлением деятельности, которую оно осуществляет. Предназначение государства, проявляющееся в его функциях, есть объективная необходимость выполнения общественно полезной, социально обусловленной деятельности.

Функция государства - это рассматриваемые в комплексе предмет и содержание деятельности государства и обеспечивающие ее средства и способы. Функции государства обусловлены его задачами, зависят от его сущности и изменяются по мере его изменения, по мере перехода к сущности другого порядка.


Вопрос 12. Форма правления. Классификация.

Форма правления – это структура высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними.

По форме правления государства бывают:

  1. Монархия - это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется единолично и переходит по наследству.

Признаки:

  • Существование единоличного главы государства с пожизненной властью.

  • Наследственность верховной власти.

  • Представительство государства монарха по своему усмотрению.

  • Юридическая безответственность монарха.

Монархия бывает:

  1. Абсолютная - верховная власть по закону всецело принадлежит одному лицу (Ватикан, Саудовская Арабия).

2. Парламентская: 1) правительство формируется из представителей определенной партии (или партий) получивших большинство голосов на выборах в парламент; 2)лидер партии становится главой гос-ва; 3) власть монарха является символической; 4)законодат. акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом; 5) прав-во согласно конст-ции несет ответ-ность не перед монархом, а перед парламентом. (Англия, Швеция, Япония, Голландия).

3. Дуалистическая - власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. Исполнительная- монарх, законодательная- парламент, подчиненный монарху. (Эфиопия и Иран до революции).

  1. Республика - это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Признаки:

  • Существование единоличного и коллегиального главы государства.

  • Выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти.

  • Осуществление государственной власти по поручению народа

  • Юридическая ответ-ность главы государства в случаях, предусмотренных законом.

  • Обязательность решений верховной государственной власти.

Республика бывает:

1. Парламентская – глава государства избирается парламентом: правительство формируется парламентом и ему подчинено, президент после совещания ч главой правительства (министрами), представителями палат имеет право роспуска палат, слабая власть президента. Наличие поста премьер- министра. (ФРГ, Италия, Индия).

2. Президентская - глава государства избирается населением, правительство формируется президентом и ответственно перед ним. Президент не имеет права роспуска парламента, соединение в руках президента полномочий главы правительства и государства. Отсутствует пост премьер- министра. (Аргентина, Мексика, США, Бразилия).

3. Смешанная(суперпрезидентская) - глава государства избирается населением, правительство формируется президентом и ему подчинено, президент имеет право роспуска парламента. Наличие поста премьер- министра. (Франция).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследование предмета тгп предполагает характеристикугип как в статике, так и в динамике, т е. сущности г и п; общих закономерностей, присущихгип любого типа и любой системы; icon1. Понятие, предмет и функции теории государства и права
Тгп – это система знаний о наиболее общих закономерностях государства и права, о возникновении, сущности, функционировании и развитии...

Исследование предмета тгп предполагает характеристикугип как в статике, так и в динамике, т е. сущности г и п; общих закономерностей, присущихгип любого типа и любой системы; iconТгп- совокупность общих закономерностей возникновения, развития и...
Идеологическая- формирование системы взгядов о гос-ве и пр, их роли в обществе и жизни кажд человека

Исследование предмета тгп предполагает характеристикугип как в статике, так и в динамике, т е. сущности г и п; общих закономерностей, присущихгип любого типа и любой системы; iconОсобенности предмета тгп
Тгп являются основные закономерности возникновения и функционирования государства и права как взаимосвязанной системы. Предметом...

Исследование предмета тгп предполагает характеристикугип как в статике, так и в динамике, т е. сущности г и п; общих закономерностей, присущихгип любого типа и любой системы; icon2. Структура теории государства и права
Предмет тгп это динамичные категория, и в связи с этим, некоторые учёные предлагают разделить тгп (выделить из тгп), отдельные науки...

Исследование предмета тгп предполагает характеристикугип как в статике, так и в динамике, т е. сущности г и п; общих закономерностей, присущихгип любого типа и любой системы; iconОсновные термины по тгп на завтра
Теория государства и права – это социальная политико-юридическая наука, целью которой является создание теоретических моделей государственно-правовой...

Исследование предмета тгп предполагает характеристикугип как в статике, так и в динамике, т е. сущности г и п; общих закономерностей, присущихгип любого типа и любой системы; icon4. Исследование проблем терминологии и формирование системы экономических...
За определение закономерностей становления и эволюции экономической мысли отвечает

Исследование предмета тгп предполагает характеристикугип как в статике, так и в динамике, т е. сущности г и п; общих закономерностей, присущихгип любого типа и любой системы; iconСущность и явление
В мышлении категории С. и я выражают переход от многообразия наличных форм предмета к его внутреннему содержанию и единству — к понятию....

Исследование предмета тгп предполагает характеристикугип как в статике, так и в динамике, т е. сущности г и п; общих закономерностей, присущихгип любого типа и любой системы; iconЛекция 1 (07. 02. 01)
Тгп – наука о наиболее общих закономерностях возникновения и функционирования права

Исследование предмета тгп предполагает характеристикугип как в статике, так и в динамике, т е. сущности г и п; общих закономерностей, присущихгип любого типа и любой системы; iconТ ормоза важный элемент любого механического транспортного средства,...
Поэтому перед любой поездкой в первую очередь проверяется исправность тормозной системы, а затем прочих компонентов двухколесной...

Исследование предмета тгп предполагает характеристикугип как в статике, так и в динамике, т е. сущности г и п; общих закономерностей, присущихгип любого типа и любой системы; iconИсследование любого вопроса, касающегося Толкина и его мира, начинается...
Толкина и его мира, начинается с тщательного изучения текстов и сбора цитат. Так и исследование материальной культуры народов Средиземья....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов