Проект концепции развития системы гражданско-патриотического образования и воспитания в Красноярском крае до 2018 года




Скачать 260.7 Kb.
НазваниеПроект концепции развития системы гражданско-патриотического образования и воспитания в Красноярском крае до 2018 года
страница1/3
Дата публикации25.11.2013
Размер260.7 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Право > Документы
  1   2   3
ПРОЕКТ

концепции развития системы гражданско-патриотического образования
и воспитания в Красноярском крае до 2018 года

1. Общие положения
Концепция развития системы гражданско-патриотического образования и воспитания в Красноярском крае до 2018 года (далее – Концепция) представляет собой систему современных взглядов, принципов
и приоритетов органов власти Красноярского края, территориальных органов Федеральных органов исполнительной власти края, общественных
и общественно-государственных организаций, органов местного самоуправления Красноярского края. Концепция учитывает необходимость обеспечения системного подхода в реализациигражданско-патриотического образования и воспитания Красноярского края, а также развитие его основных направлений.

Концепция призвана стать ориентиром для органов государственной власти и органов местного самоуправления края, территориальных органов Федеральных органов исполнительной власти края, общественных
и общественно-государственных организаций при решении задач в области гражданско-патриотического образования и воспитания в Красноярском крае.

Для целей настоящей концепции применяются следующие основные термины и определения:

Гражданско-патриотическое образование и воспитанием – это общественно-государственная, социально ориентированная система непрерывного обучения и воспитания, направленная на развитие личности гражданина, создание условий для его самоопределения и социализации
на основе ценностей культурно-исторического наследия России, уважительного отношения к национальным героям и культурным представлениям многонационального российского народа, повышение уровня компетентности гражданина в восприятии и интерпретации социально-экономических и политических процессов, и формирование на этой основе активной гражданской позиции и патриотической ответственности за судьбу страны;

Система гражданско-патриотического образования и воспитания – это совокупность субъектов патриотического воспитания, нормативно-правовая и духовно-нравственная база воспитательной, образовательной и массовой просветительской деятельности, а также комплекс мероприятий
по формированию патриотических чувств и сознания граждан Российской Федерации;

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть
до самопожертвования, к его защите. Это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества;

Государственная поддержка гражданско-патриотического образования и воспитания – это совокупность выработанных органами государственной власти мер экономического, организационного и правового характера, направленных на создание благоприятных условий для патриотической работы.

Актуальность разработки концепции обусловлена тем, что социально-экономическое развитие Красноярского края напрямую зависит
от деятельного участия в жизни и развитии Красноярского края всех его жителей. Формирование уважительного отношения к культуре и истории Красноярского края является фактором формирования человеческого капитала, направленного на развитие и обустройство Красноярского края.

В последнее время государством задан тренд на развитие патриотизма. Примеров тому множество: от появления патриотизма в качестве одной
из центральных тем президентского послания до создания управления
по общественным проектам в структуре администрации Президента Российской Федерации, одной из целей которого обозначается совершенствование государственной политики в сфере патриотического воспитания.

Первое послание Федеральному Собранию, в статусе вновь избранного Президента, Владимир Путин полностью построил вокруг темы патриотизма, затронув проблемы единства истории, единства традиций, верности стране, общеобъединяющих духовных ценностей, национального сознания и многое другое, что позволило ряду наблюдателей говорить о возведении патриотизма в ранг национальной идеи.

С 2001 года в России используется программно-целевой подход
в реализации патриотического направления работы. За этот период были приняты следующие документы:

государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» (Постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.2001 № 122);

концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей (протокол № 2(12)-П4 от 21.04.2003 года);

государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» (Постановление Правительства Российской Федерации от 11.07.2005 № 422);

«Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года» (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.02.2010
№ 134-р);

государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» (Постановление Правительства Российской Федерации от 05.10.2010 № 795);

указ Президента Российской Федерации «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания» (Указ Президента РФ от 20.10.2012 № 1416)

Данные программы предусматривают выработку и принятие в каждом из субъектов Российской Федерации собственных программ, ориентированных на внутреннюю специфику.

Основной целью государственных программ является совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России как свободного, демократического государства, формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.

Федеральные нормативные документы дали мощный толчок для развития системы патриотического воспитания в России, как в программном компоненте, так и в финансовом. Стоит отметить, что с каждым годом все большее внимание уделяется методическому аспекту патриотизма, чтобы нивелировать возможные споры с его терминологическим аппаратом. Так,
в 2010-2013 годах, в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов, целью образования определено формирование российской идентичности, а понятия «патриотизм» и «гражданское образование» объединены в «гражданско-патриотическое направление воспитательной деятельности», которое называется первым в перечне направлений.
2. Анализ состояния и основные проблемы развития гражданско-патриотического образования и воспитания в Красноярском крае
С 2001 года в субъектах РФ были приняты первые целевые программы патриотической направленности. В 2008 году в Красноярском крае была принята краевая целевая программа «Комплексные меры поддержки гражданско-патриотического самоопределения молодежи Красноярского края» на 2008-2010 годы (Закон Красноярского края от 20.12.2007 № 4-1120) (далее – Программа).

По итогам реализации Программы более 26000 молодых человек приняли участие в стартовых событиях, базовых проектах, 1880 человек прошли подготовку в военно-спортивных профильных лагерях, более 7000 человек в возрасте от 14 до 30 лет, регулярно участвующих в работе патриотических объединений, клубов, центров. В 90 % муниципальных образований края активно работают патриотические клубы и объединения. По данным отчетов муниципальных отделов по работе с молодежью,
на территории края патриотическим воспитанием занимается 200 молодежных клубов и центров, что подтверждает увеличение численности патриотических объединений, клубов, центров более чем на 300%
по сравнению с 2005-2008 годами.

Анализируя динамику развития системы патриотического воспитания
в крае в период 2008-2010 годов стоит отметить, что основной принцип
её развития носил индуктивный характер и был направлен в основном
на реализацию комплекса мероприятий, а не на создание инфраструктурного компонента. Таким образом, в 2011 году не было создано условий для подготовки новой Программы, поэтому следующая программа была принята только в 2012 году. Не было создано координационного Совета, а также структурного подразделения в виде патриотического Центра, координирующего деятельность патриотической направленности
на межведомственном уровне. Дефицит комплекса методических разработок привел к отсутствию общей краевой концепции патриотической направленности, а также качественного мониторинга и социологического анализа ситуации в области гражданско-патриотического воспитания
и образования в крае. Стоит отметить, что реализация базовых проектов Программы дало большой импульс по активизации деятельности патриотических клубов края сместив их локальную деятельность на краевую. Таким образом, Программа выступила базовым инструментом по интеграции локальной деятельности в краевую систему. Естественно, что полноценная система гражданско-патриотического образования и воспитания в Красноярском крае к 2010 году не была создана, но Программа позволила определить базовые направления и создать ресурс для дальнейшего развития.

В результате внесения изменений в Программу в 2009 году, исполнителями стали также (с 2010 года) министерство образования и науки края, министерство культуры края, министерство здравоохранения края, агентство печати и массовых коммуникаций края.

Таким образом, проведение комплекса мероприятий патриотической направленности в рамках реализации Программы отраслью «молодежная политика», а также остальными исполнителями, включившимися
в Программу в 2010 году способствовало укреплению направления работы патриотическое воспитание, однако не имело системного характера. Реализация Программы показало, что патриотическим воспитанием
на программном уровне не может заниматься одно ведомство – это комплексный межведомственный системообразующий процесс, направленный на создание условий для развития системы патриотического воспитания Красноярского края всеми заинтересованными ведомствами.

По итогам реализации Программы в 2011 году, по инициативе министерства спорта, туризма и молодежной политики края совместно
с министерством образования и науки края, министерством культуры края, мобилизационным управлениям Губернатора края, агентством печати
и массовых коммуникаций края, региональным отделением ДОСААФ России по Красноярскому краю, Военным Комиссариатом края, была разработана новая межведомственной программа «Патриотическое воспитание молодежи Красноярского края» на 2012-2014 годы (далее – Программа) с общим бюджетом 120 000,00 млн. рублей. Цель программы определялась как создание условий для дальнейшего развития и совершенствования системы патриотического воспитания, формирования социальной активности молодежи Красноярского края. Совершенствование системы предполагало реализацию тех принципов, которые отсутствовали в Программе 2008-2010 годов, а именно:

  1. Реализация эффективного межведомственного взаимодействия
    в процессе гражданско-патриотического образования и воспитания молодежи Красноярского края;

  2. Реализация годового цикла работы в области гражданско-патриотического образования и воспитания молодежи Красноярского края.

Проект Программы на 2012-2014 годы разрабатывался с учетом мнений всех заинтересованных структур, по принципу деятельности рабочей группы по составлению долгосрочной целевой программы и был подготовлен
в сентябре 2011 года. Однако в результате секвестрования, финансирование Программы было сокращено в 4,5 раза. Запрашиваемая сумма в 120 000,00 млн. рублей в итоговом варианте составила 27 680,00 млн. рублей. Принципы реализации патриотического воспитания в крае были значительно нарушены.

Существующая в настоящее время система гражданско-патриотического образования и воспитания Красноярского края представляет собой реализацию органами исполнительной власти Красноярского края, заинтересованными ведомствами, цикла текущих или программных мероприятий в рамках отраслевого бюджета. Основные мероприятия носят традиционный характер и не позволяют сформировать эффективные механизмы развития деятельности в области гражданско-патриотического воспитания и образования в Красноярском крае.

Сложившаяся в настоящее время ситуация в области гражданско-патриотического образования и воспитания в Красноярском крае характеризуется рядом негативных факторов. К основным из них можно отнести:

  1. отсутствие интереса в изучении истории Отечества и края, низкий уровень ценностных представлений населения об исторической памяти, а также уважительного отношения к национальным героям;

  2. отсутствие эффективной системы допризывной подготовки молодых граждан, охватывающей все категории граждан, начиная
    с дошкольного возраста;

  3. отсутствие оптимальных условий для формирования у жителей Красноярского края активной гражданской позиции, нравственных качеств, готовности к участию в общественно-полезной деятельности и защите государственных интересов страны;

  4. отсутствие эффективной системы информационной пропаганды деятельности в области патриотического воспитания молодежи Красноярского края;

  5. отсутствие эффективного механизма, обеспечивающего организационное и методическое сопровождение системы гражданско-патриотического образования и воспитания в Красноярском крае.

В условиях отсутствия интереса в изучении истории Отечества и края, низкого уровня ценностных представлений населения об исторической памяти, а также уважительного отношения к национальным героям, стоить отметить, что оперировать конкретными цифрами или социологическими данными очень трудно, так как компонент истории является идеологическим и всегда вызывает много спора у интеллектуального сообщества, общественности. Проблема лежит на много глубже, так как задает понимание отношения к понятию Отечество и Родина как ценностного фактора.

Патриотизм как социокультурная ценность, отражается в чувственно-эмоциональных и концептуальных аспектах взаимодействия субъекта – патриота и предмета – Отечества на разных уровнях организации социума.
С одной стороны, интегрирующая патриотическая идея – это образ Отечества как родовой среды, чувства сопричастности человека к родовой среде. Отсюда необходимость сохранения, развития и защиты Отечества как части самого себя. Поэтому проблематика отсутствия интереса в изучении истории Отечества и края рассматривается не в методологическом или социальном смысле, а аксиологическом (ценностном) – уровне формирования сознания, причастности и сопереживания за место и дело где родился и живешь.

В условиях отсутствия эффективной системы допризывной подготовки молодых граждан, охватывающей все категории граждан, начиная
с дошкольного возраста, стоит выделить ряд под проблем, отображающих объективные факторы развития системы допризывной подготовки.

Во-первых, армия перестала являться имиджевым социальным «проектом», являющимся показателем мужества, а также формированием «полезного» социального, психологического и физического опыта. С одной стороны в условиях социально-экономических и историко-культурных изменений, смены поколенческих установок на уровне государственного преобразования такой процесс является естественным, с другой – с позиции выполнения конституционного долга, защиты Отечества как фактора социальной ответственности, взросления отсутствие престижа службы
в Вооруженных Силах РФ является показателем непонимания или физической и психологической неготовности молодежи к службе
в Вооруженных Силах РФ. В современных условиях тенденция падения престижа военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, рост числа лиц, уклоняющихся от призыва на военную службу, обусловлены отсутствием выстроенной системы допризывной подготовки, когда молодой человек из условий социального и бытового комфорта резко, без возможных элементов адаптации, попадает в абсолютно незнакомые для него условия. До 18 лет подросток не получает соответствующую для военной службы
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Проект концепции развития системы гражданско-патриотического образования и воспитания в Красноярском крае до 2018 года iconНациональная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года
Доктрина определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые...

Проект концепции развития системы гражданско-патриотического образования и воспитания в Красноярском крае до 2018 года iconСтратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года
Стратегия разработана на основе положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период...

Проект концепции развития системы гражданско-патриотического образования и воспитания в Красноярском крае до 2018 года iconПоложение о конкурсе "Педагог дополнительного образования 2013 года"...
Конкурс проводится отделом Патриотического воспитания гбоу дод «Пермский Центр «Муравейник»

Проект концепции развития системы гражданско-патриотического образования и воспитания в Красноярском крае до 2018 года iconСтратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года
Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции...

Проект концепции развития системы гражданско-патриотического образования и воспитания в Красноярском крае до 2018 года iconСтратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года
Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции...

Проект концепции развития системы гражданско-патриотического образования и воспитания в Красноярском крае до 2018 года iconДоклад о состоянии и охране окружающей среды в Красноярском крае...
Государственный доклад «О состоянии и охране окружающей среды в Красноярском крае за 2011 год» Красноярск 2012

Проект концепции развития системы гражданско-патриотического образования и воспитания в Красноярском крае до 2018 года iconО проведении открытого районного
Районный Фестиваль патриотической песни «Славься, Отечество!» (далее Фестиваль) проводится в рамках реализации основных направлений...

Проект концепции развития системы гражданско-патриотического образования и воспитания в Красноярском крае до 2018 года iconКонкурс проводится в целях патриотического и духовно-нравственного...
Всероссийский конкурс творческих работ «Поиск, находки, открытия» (далее – Конкурс) направлен на выявление передовых проектов в области...

Проект концепции развития системы гражданско-патриотического образования и воспитания в Красноярском крае до 2018 года iconПроект «Команда 2018» Информация о проекте «Команда 2018»
Целью академии является подготовка волонтеров для городских, окружных, Всероссийских и Международных спортивных мероприятий

Проект концепции развития системы гражданско-патриотического образования и воспитания в Красноярском крае до 2018 года iconПлан лекции : Категория деятельности в воспитании. Основные принципы...
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов