Учебно-методическое пособие Краснодар 2008 удк 340 (075) ббк 67. Оя73




НазваниеУчебно-методическое пособие Краснодар 2008 удк 340 (075) ббк 67. Оя73
страница1/8
Дата публикации03.12.2013
Размер1.1 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
zadocs.ru > Право > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8


А.А. Зуев

Основы государства и права

Учебно-методическое пособие

Краснодар

2008

УДК 340 (075)

ББК 67.Оя73

З 93

Р е ц е н з е н т ы:
доктор юридических наук, профессор,

зав. кафедрой конституционного права и управления

Н.В. Мотыжева (Южный институт менеджмента);
кандидат политических наук, доцент,

зав. кафедрой связей с общественностью

и социальных коммуникаций

Р.З. Близняк (Кубанский государственный университет).





З
З 93
уев А.А.

Основы государства и права: Учебно-методическое пособие. – Краснодар: КубГУ, 2008. – 108 с.
Учебно-методическое пособие подготовлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего образования по дисциплине «Основы государства и права».

В пособии в краткой и доступной форме излагаются основополагающие принципы, понятия, институты и нормы права, основы государственного права. Большое внимание уделено практическому освоению правовых знаний. Предлагаются разнообразные приемы и методы, повышающие результативность приобретения и применения юридических знаний, умений и навыков. Материал пособия подготовлен на основе действующих нормативных актов с учетом научных трудов и правоприменительной практики.

Пособие рассчитано на учащихся школ, гимназий, лицеев в процессе подготовки к ЕГЭ по обществознанию, а также для учащихся средних специальных образовательных учреждений. Будет полезно обучающимся на элективных курсах по дисциплине «Основы государства и права».


УДК 340 (075)

ББК 67.Оя73

З 93
©


Зуев А.А., 2008

Введение
Сегодня, в связи с взятым руководством страны курсом на укрепление государства и права, правовое воспитание и обучение основам права подрастающего поколения становится необходимой задачей, как никогда нужным и важным делом.

Страна, народ которой долгое время предпочитал жить не по закону, а по правде, нуждается не только в честных и добропорядочных, но и законопослушных гражданах. Без правовой культуры граждан невозможно формирование цивилизованного гражданского общества и полноценная защита своих прав и свобод.

Позитивная результативность социально-экономических и политических реформ также невозможна без правовой культуры граждан. Динамичное развитие нашей страны в последние годы во многом и было обусловлено теми мероприятиями по укреплению государственности и законности, которые проводила власть в предшествующее десятилетие.

Теория и практика российского либерализма по устранению государства из сферы регулирования рыночной экономики себя не оправдала, более того, полностью дискредитировала себя, что еще раз показали прошедшие в декабре 2007 выборы в Государственную Думу РФ, а также мартовские президентские выборы 2008 года. Без дальнейшего укрепления государства и права у России нет будущего. Осознание этого факта делает правовое образование еще более необходимым и актуальным.

Происходящий в стране процесс неуклонной демократизации общества, реализация правовых основ государственного строительства, укрепления правопорядка и законности, более полного обеспечения прав и свобод человека все быстрее приближают общество к формированию фундаментальных основ правового государства.

Право и закон сопровождают всю жизнь человека от рождения до смерти, и научиться понимать процессы и реалии, происходящие на правовом поле, защищать свои права и свободы, знание важнейших институтов государства и права – это настоятельная необходимость каждого сознательного и законопослушного гражданина.

В соответствии с Государственным образовательным стандартом Министерства образования РФ в результате обучения права выпускник основной и средней школы должен знать и понимать:

1) роль права в жизни общества, его особую роль в системе социальных норм;

2) из каких элементов складывается система права и их содержание;

3) какие отношения регулируют основные отрасли российского права;

4) источники права;

5) Конституцию РФ и основы конституционного права;

6) юридическую ответственность и её виды;

7) основы гражданского, трудового, семейного, административного, уголовного права;

8) правоохранительные органы и их функции.

Выпускник должен уметь использовать приобретенные знания и навыки в сфере государства и права в практической деятельности и повседневной жизни.

Главная цель данного пособия – способствовать подготовке будущих законопослушных граждан, знающих специалистов, которые будут в состоянии найти нужную норму права, разобраться в ней, а при нарушении прав и свобод защитить себя, близких, других людей, интересы общества и государства.

Данное учебно-методическое пособие ориентировано на использование активных форм обучения, на активные методы по практическому применению норм права, на самостоятельный научно-исследовательский поиск с применением современных компьютерных технологий.

Данное пособие носит пропедевтический характер, оно лишь знакомит учащихся с основами государства и права, с их проблематикой, основными институтами, источниками, теоретическими положениями.

В поле зрения данного пособия попали лишь главные отрасли права, знакомство с которыми предполагает программа общего и среднего образования, но в ходе активного исследовательского поиска учащийся неизбежно столкнется с содержанием институтов и норм других отраслей права и тем самым сможет выйти за пределы школьной программы и расширить свой правовой кругозор, сделать дополнительный шаг на пути формирования своей правовой культуры и преодоления правового нигилизма в обществе.

Жить по закону так же необходимо, как и жить по правде, если мы действительно хотим жить в цивилизованном правовом государстве, занимать достойное место среди развитых стран мира. Как говорили древние римляне: «Благо Отечества – высшее благо».

Раздел I. Государство


Тема 1. Предпосылки и причины возникновения государства. Сущность и функции государства

Теоретическая часть
Государство – это политическая организация общества, обладающая публичной властью для управления и регулирования общественными отношениями.
Основные признаки государства:

  1. наличие публичной власти;

  2. наличие общей территории;

  3. суверенитет, т.е. верховенство государственной власти внутри страны и независимость ее на международной арене.


Возникновение государства. Теории происхождения государства и права:

а) теократическая;

б) патриархальная – государство вырастает из большой семьи;

в) органическая – государство рождается и развивается подобно человеческому организму;

г) теория насилия – государство возникает в результате завоевания;

д) договорная – государство утверждают договором люди;

е) материалистическая – государство возникает в силу социально-экономических причин;

ж) расовая теория – государство появляется для поддержания господства высшей расы над низшей.
^ Типы государств:

а) рабовладельческое;

б) феодальное;

в) капиталистическое;

г) социалистическое.
Предпосылки возникновения государства:

  1. три крупных разделения труда;

  2. возникновение частной собственности;

  3. появление классов;

  4. выделение из общества аппарата управления;

  5. закрепление сообщества за конкретной территорией.


Сущность государства – в обеспечении баланса интересов различных социальных групп, смягчении и разрешении классовых, социальных противоречий, поиске консенсуса между гражданским обществом и государством.
^ Функции государства – это основные направления его деятельности.

Внутренние функции государства:

а) организация общества;

б) обеспечение общественной безопасности;

в) принятие и реализация законов;

г) поддержание общественного порядка;

д) регулирование политических и социально-экономических отношений;

е) культурно-идеологическая;

ж) создание нормативно-ценностной основы общества.

^ Внешние функции государства:

а) оборонная;

б) защита национальных интересов на международной арене;

в) сотрудничество в решении глобальных проблем;

г) развитие взаимовыгодных экономических, культурных и иных связей с мировым сообществом.
Практическая часть


  1. Семинарское занятие. Вопросы для обсуждения:

  1. Предпосылки и причины возникновения государства.

  2. Признаки и сущность государства.

  3. Функции государства.




  1. Задание № 1. Провести исследование по изменению содержания понятия «государство» в советской и российской юридической науке.




  1. Тест. Признаками государства являются:

1. Завоевание и удержание власти.

2. Поддержание правопорядка.

3. Наличие публичной власти.

4. Наличие рыночных отношений.


  1. Задание № 2. Провести сравнительное исследование различных теорий происхождения государства, выявить достоинства и недостатки.




  1. Задание № 3. Проанализировать взгляды любого ученого из приведенного дальше ряда на предмет происхождения государства и права. Персоналии: Аристотель, Платон, Г. Гроцкий, Дж. Локк, А. Радищев, К. Маркс, Л. Гумплович, Е. Дюринг, Л. Петражицкий, Г. Спенсер.




  1. Дискуссия. Известно, что государство – это политический институт общества. Почему ученые не выработали до сих пор единого общепринятого понятия этого политического феномена?


^ Тема 2. Механизм государства и форма государства

Теоретическая часть
Механизм государства – это законодательно закрепленная система, располагающая необходимыми материальными придатками государственных органов, посредством которых осуществляются задачи и функции государства.
^ Структуру механизма государства составляют государственные органы и учреждения, создаваемые государством и действующие в общегосударственных интересах.

Соотношение понятий «государственный механизм»; «механизм государства»; «государственный аппарат».
^ Государственный аппарат – совокупность органов государственной власти и должностных лиц, которые осуществляют государственные функции.



Принципы функционирования государственного аппарата:

  1. открытость;

  2. гласность;

  3. народовластие;

  4. гуманизм;

  5. федерализм;

  6. разделение властей;

  7. законность;

  8. политическая лояльность госслужащих;

  9. оптимальность построения и функционирования;

  10. приоритет прав и свобод человека и гражданина;

  11. равный доступ граждан к государственной службе;

  12. профессионализм и компетентность госслужащих;

  13. ответственность госслужащих за принимаемые решения.


Форма государства – это совокупность политических институтов идей и отношений, включающих формы правления, формы территориального устройства и политический режим.
^ Форма правления – порядок формирования и организации высших органов государственной власти. По форме правления государства разделяются на монархии и республики.

^ Монархия отличается следующими признаками:

а) существование единоличного главы государства с пожизненной властью;

б) наследственная передача власти;

в) монарх не несет юридической ответственности за свои решения;

г) монарх представляет государство по собственному или божественному праву.

^ Республика характеризуется следующими основными признаками:

а) формирование высших органов власти выборным путем с реализацией ими властных полномочий в течение определенных законом сроков;

б) представительный характер высших государственных органов власти;

в) юридическая ответственность госслужащих за принятые решения;

г) возможность досрочного отзыва представителей государственной власти.
^ Форма государственного устройства:

  1. характеризует национальное и административно-территориальное строение государства;

  2. раскрывает характер взаимоотношений между территориями, а также между центральными и региональными органами власти.


^ Государства делятся на унитарные и федеративные.
Политический режим обозначает динамическую систему взаимосвязанных приемов, методов, форм, способов осуществления властеотношений, в роли субъектов которых выступают государство, гражданское общество, граждане или подданные. Типы политических режимов: авторитарный, тоталитарный, демократический.
Практическая часть


  1. Семинарское занятие. Вопросы для обсуждения:

  1. Государственный механизм и госаппарат.

  2. Форма государства.




  1. Задание № 1. Проведите исследование по изменению содержания понятий: «механизм государства», «государственный механизм», «госаппарат» в советской, зарубежной и российской юридической науке.




  1. Задание № 2. Подготовить проект «Движение России от тоталитаризма к демократии».




  1. Задание № 3. Найдите в Интернете информацию о государствах с монархической формой правления. Чем эти государства отличаются от республиканских?



Тема 3. Политическая система общества

Теоретическая часть
Политическая система представляет собой совокупность государственных и общественных организаций, юридических норм, принципов организации и осуществления политической власти в обществе.
Политическая система общества включает в себя следующие компоненты:

  1. институциональный;

  2. функциональный;

  3. регулятивный;

  4. коммуникативный;

  5. идеологический.


Функции политической системы:

а) обеспечение политической власти класса или социальной группы;

б) управление делами общества;

в) мобилизация необходимых ресурсов для реализации общественно значимых целей и задач;

г) выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений;

д) регулирование режима социально-политической деятельности;

е) властно-политическая интеграция общества;

ж) легитимация политической власти;

з) контролирующая функция.
^ Государство – ядро политической системы.
Легальность и легитимность государственной власти.
Легальность – это законность, конституционность государственной власти.

Легитимность – это положительное отношение населения к институтам государственной власти, поддержка и одобрение населением деятельности государственной власти.

Различают:

а) традиционную легитимность, основанную на неписаных традициях и обычаях;

б) харизматическую легитимность, основанную на авторитете личности;

в) рациональную легитимность, основанную на соответствии представлений о социально-политической природе государственной власти каким-то рациональным началам.
^ Легитимность тесно связана с легальностью. В противоречие с легитимностью может вступать конституционная законность, если государственные власти продолжают действовать не находя поддержки у населения.
^ Факторы, определяющие особое место и роль государства в политической системе:

  1. государство в любой стране выступает как самая массовая, самая широкая политическая организация;

  2. государство является собственником основных ресурсов общества;

  3. государство располагает специальным аппаратом, связанным едиными принципами образования и функционирования для выполнения стоящих перед страной задач;

  4. государство располагает мощной разветвленной системой юридических средств, дающих ему право и возможность эффективно воздействовать на все общественные отношения и управлять народным хозяйством;

  5. государство – единственная политическая организация, располагающая внутренним и внешним суверенитетом;

  6. государство обладает силовыми структурами и определяет главные стратегические направления развития общества.


Практическая часть


  1. Семинарское занятие. Вопросы для обсуждения:

  1. Раскройте основные компоненты в политической системы. Почему существует так много определений политической системы?

  2. Дайте характеристику функций политической системы.

  3. В чем заключается особая роль государства в политической системе?




  1. Задание № 1. Используя Интернет, научную литературу, периодику провести исследования динамики государственных функций на различных этапах развития общества.




  1. Тест № 1. Какое из нижеследующих определений соответствует понятию «легитимность государственной власти»?

  1. Признание чего-либо существующим на законных основаниях.

  2. Положительное отношение населения страны к действующим в стране институтам государственной власти.

  3. Правовая форма организации общества.

  4. Разрешение деятельности какой-либо организации.




  1. Задание № 2. Произведите сравнительное исследование понятий «легитимность» и «легальность». Покажите, как они соотносятся друг с другом.




  1. Дискуссия. В СССР ядром политической системы являлась КПСС, а в современной России – государство. Почему?




  1. Тест № 2. Понятие «политическая система общества» введено в политическую науку:

    1. В. И. Лениным.

    2. О. Контом.

    3. М. Вебером.

    4. Д. Истоном.




  1. Задание № 3. Подготовьте реферат на тему «Как изменилась политическая система в постперестроечной России».

  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методическое пособие Краснодар 2008 удк 340 (075) ббк 67. Оя73 iconУчебное пособие Тамбов 2008 удк 371 (075. 32) Ббк 74. 00я73 Печатается по решению
П 86 Психология и педагогика: учебное пособие / под ред. Л. Н. Макаровой, И. А. Шаршова; Федеральное агентство по образованию; Тамб...

Учебно-методическое пособие Краснодар 2008 удк 340 (075) ббк 67. Оя73 iconУчебно-методическое пособие Минск гиуст бгу 2011 удк 334. 012. 32(075. 8) Ббк 65. 290-2я73 В54
Для студентов, аспирантов и преподавателей экономических вузов. Также книга будет полезна начинающим предпринимате- лям, менеджерам...

Учебно-методическое пособие Краснодар 2008 удк 340 (075) ббк 67. Оя73 iconУчебное пособие Омск 2012 удк 616. 8(075) ббк 56. 12я73
Учебное пособие предназначено для студентов старших курсов медицинских вузов

Учебно-методическое пособие Краснодар 2008 удк 340 (075) ббк 67. Оя73 iconУчебное пособие удк 159. 9(075) Печатается ббк 88. 2я73 по решению Ученого Совета
Зоопсихология и сравнительная психология: Учебное пособие. Ставрополь: скси, 2005. 272 с

Учебно-методическое пособие Краснодар 2008 удк 340 (075) ббк 67. Оя73 iconУчебное пособие санкт-Петербург 2011 удк 330. 01 (075. 8) Ббк
Экономика: учебное пособие / Е. Г. Гужва, М. И. Лесная; под ред. М. И. Лесной; спбгасу. – спб. 2011. – 203 с

Учебно-методическое пособие Краснодар 2008 удк 340 (075) ббк 67. Оя73 iconУчебно-методический комплекс (специальность 032700. 62 филология)...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Учебно-методическое пособие Краснодар 2008 удк 340 (075) ббк 67. Оя73 iconУчебно-методическое пособие Рекомендовано учебно-методическим советом...
Мигранов Н. Г., проф., д-р физ мат наук кафедра «Общая и теоретическая физика» Башкирского государственного педагогического университета...

Учебно-методическое пособие Краснодар 2008 удк 340 (075) ббк 67. Оя73 iconНурсубин М. С., Валиев А. А. Программирование и офисные приложения...
Методическое пособие предназначено для студентов заочников всех специальностей, изучающих предметы «Информатика», «Информатика и...

Учебно-методическое пособие Краснодар 2008 удк 340 (075) ббк 67. Оя73 iconУчебное пособие Москва, 2008 удк 621. 395. 34 Ббк 32. 881 Баскаков...
...

Учебно-методическое пособие Краснодар 2008 удк 340 (075) ббк 67. Оя73 iconУчебно-методическое пособие по выполнению курсовых работ краснодар 2012
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов