Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной форм обучения (специальность 030501(65) Юриспруденция)




НазваниеУчебно-методический комплекс для студентов очной и заочной форм обучения (специальность 030501(65) Юриспруденция)
страница1/3
Дата публикации24.12.2013
Размер0.63 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
zadocs.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2   3

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ


Уральский филиал

Кафедра уголовного права

Должностные преступления
Учебно-методический комплекс

для студентов очной и заочной форм обучения

(специальность 030501(65) Юриспруденция)

Челябинск

2011

Авторы:

Бриллиантов Александр Владимирович, заведующий кафедрой уголовного права РАП, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ

Федик Елена Николаевна, доцент кафедры уголовного права РАП, кандидат юридических наук

^ Иваненко Александр Викторович, преподаватель кафедры уголовного права УФ РАП
Рецензент:

Яни Павел Сергеевич, заведующий кафедрой прокурорского надзора за исполнением законов в ОРД и участия прокурора уголовном судопроизводстве Института повышения квалификации руководящих кадров Академии Генеральной Прокуратуры РФ, доктор юридических наук, профессор

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030501(65) Юриспруденция.

Комплекс включает цель и задачи курса, требования к уровню освоения его студентами, объем дисциплины и виды учебной работы, краткое содержание разделов и тем курса, методические указания по изучению курса, тематику лекций, методические указания по самостоятельной работе студентов, список рекомендуемой основной и дополнительной литературы, перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы, тематику рефератов, курсовых работ, а также вопросы для зачета.

Предназначен для студентов очной, и заочной форм обучения.

Комплекс составлен в соответствии с учебным планом Российской академии правосудия.

Одобрен кафедрой уголовного права Уральского филиала Российской академии правосудия (протокол № 2 от 13 сентября 2011 г.).

Утвержден учебно-методическим советом Российской академии правосудия (Протокол №7 от 07.02.2008 г.).
© Российская академия правосудия, 2008

© А. В. Бриллиантов,

© Е.Н. Федик

© А.В.Иваненко

СОДЕРЖАНИЕ
Государственные требования к минимуму содержания дисциплины…..4

Введение……………………………………………………………………...5

Объем дисциплины и виды учебной работы……………………………...8

Тематический план…….……….…………………………………………....9

Программа…………………………………………………………………..10

Тематический план семинарских занятий………..……….………………11

Планы семинарских занятий ……………………………..………………..12

Методические рекомендации по изучению дисциплины …………………21

Методические рекомендации по организации самостоятельной

работы студентов …………………………………………………………..24

Примерная тематика рефератов (научных докладов)……………………25

Примеры контрольных заданий для проведения

рубежного контроля ………………………………………………..………25

Литература………………………………………………………..................27

Вопросы для подготовки к зачету……………………………..……….....31

^ Государственные требования

к минимуму содержания дисциплины
ОПД. Ф. 11 Должностные преступления
Понятие государственной власти, государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Понятие, общая характеристика преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Проблемы отграничения должностных преступлений от преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях.

Субъект преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Понятие должностного лица. Понятие представителя власти и должностного лица, выполняющего организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. Отличие этих функций от работ, связанных с материальной ответственностью. Понятие государственных должностей Российской Федерации. Понятие государственных должностей субъектов Российской Федерации. Главы органов местного самоуправления. Иные субъекты преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Злоупотребление должностными полномочиями. Служебные полномочия. Понятие корыстной или иной личной заинтересованности. Их отличие. Определение наличия существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций. Существенное нарушение интересов общества или государства. Квалифицированные виды состава злоупотребления должностными полномочиями. Понятие тяжких последствий. Отличие злоупотребления должностными полномочиями от смежных составов.

Нецелевое расходование бюджетных средств. Понятие бюджетных средств и порядок их расходования. Субъект преступления. Квалифицированные виды состава преступления.

Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов. Понятие государственных внебюджетных фондов. Порядок расходования их средств. Субъект преступления. Квалифицированные виды состава преступления.

Превышение должностных полномочий и его виды. Квалифицированные виды состава. Понятие насилия и угрозы его применения. Понятие применения оружия и специальных средств. Тяжкие последствия. Отличие превышения должностных полномочий от злоупотребления ими.

Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации. Предмет преступления. Виды уклонения от предоставления информации. Субъект преступления. Квалифицированные виды состава. Тяжкие последствия.

Присвоение полномочий должностного лица. Его виды. Субъект присвоения полномочий должностного лица.

Незаконное участие в предпринимательской деятельности. Понятие и содержание предпринимательской деятельности (предпринимательства). Виды незаконного участия в предпринимательской деятельности.

Получение взятки. Предмет получения взятки. Выгода имущественного характера. Понятие покровительства и попустительства по службе. Квалифицированные виды состава. Отличие получения взятки от злоупотребления полномочиями и от коммерческого подкупа.

Дача взятки. Квалифицированный состав преступления. Основания и условия освобождения от уголовной ответственности лица, давшего взятку.

Служебный подлог. Виды служебного подлога. Предмет преступления. Субъект преступления. Служебный подлог как способ совершения иных преступлений.

Халатность. Понятие ненадлежащего исполнения обязанностей. Недобросовестное или небрежное отношение к службе. Последствия халатности. Квалифицированный состав преступления. Отличие халатности от неисполнения или ненадлежащего исполнения профессиональных обязанностей.
Введение
Государственная власть и местное самоуправление – это органы, посредством которых народ осуществляет свою власть в государстве. Данное положение нашло свое прямое закрепление в части 2 статьи 3 Конституции РФ. В этой связи посягательства на интересы нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления одновременно являются и посягательствами на реализацию власти народом. Поэтому общественная опасность преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (далее – преступления против государственной власти) весьма велика.

Опасность преступлений, включенных в главу 30 УК РФ проявляется в нескольких направлениях. Прежде всего, необходимо отметить, что субъектами большинства преступлений против государственной власти являются должностные лица, т.е. лица, занимающие нередко весьма высокие должности в государственном аппарате или в органах местного самоуправления. Они являются представителями указанных органов, по их деятельности народ судит и о деятельности государства, местного самоуправления. Поэтому совершение преступлений данными лицами, в первую очередь, дискредитирует именно государственную власть, органы местного самоуправления. Доверие народа к ним подрывается, авторитет власти падает, а без поддержки народа не может быть эффективной, сильной и действенной власти.

Ущерб от преступлений должностных и иных лиц против государственной власти проявляется и в том, что в ряде случаев имеет место коррумпированность представителей государственных органов с преступными организациями. Покровительство преступным организациям со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления ведет к усилению позиций преступности, криминализации государства, экономики, способствует проникновению криминалитета во власть. Недаром фактор преступности отнесен к числу факторов, угрожающих национальной безопасности государства.

Еще одним проявлением ущерба от преступлений против государственной власти является причинение существенного вреда законным интересам граждан и организаций, интересам общества и государства: нарушаются важнейшие права граждан и иных субъектов, причиняется значительный материальный вред, а в ряде случаев последствия преступлений выражаются и в причинении вреда здоровью и жизни человека. Таким образом, опасность и вредоносность преступлений рассматриваемой группы трудно переоценить.

Говоря о преступлениях против государственной власти, государственной службы и службы в органах местного самоуправления, необходимо отметить их следующую особенность. Должность нередко дает субъекту широкие полномочия и возможности. Они могут быть использованы не только для совершения преступлений, но и для их сокрытия. Выявление преступлений должностных лиц весьма затруднено, поскольку они обладают существенными полномочиями и связями. Поэтому латентность преступности среди преступлений рассматриваемой группы очень велика.

Конституцией Российской Федерации устанавливается, что государственную власть осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации (ст. 11). Таким образом, в Конституции РФ указывается на три ветви власти: исполнительную, законодательную, судебную. Деятельность всех этих ветвей власти жизненно важна для общества и государства. Поэтому защита их нормальной деятельности в силу ее значимости и является предметом уголовного закона, как наиболее острого орудия государственного принуждения.

Органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти (ст. 12 Конституции РФ), но поскольку эти органы также являются средством народовластия, то и защита их нормальной деятельности должна осуществляться на том же уровне, что и защита нормальной деятельности органов государственной власти.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления каждый в пределах своей компетенции обеспечивают функционирование подавляющего большинства сфер государственной и общественной жизнедеятельности. Они реализуют свои функции во исполнение и на основании требований закона. Отступление от них при наличии условий, установленных законом, является преступлением и может влечь за собой уголовную ответственность.

Значимость общественных отношений, возникающих в сфере государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, как уже отмечалось, обусловливает необходимость их охраны уголовно-правовыми средствами. В связи с этим в Уголовном кодексе РФ имеется специальная глава, в которую включены нормы, устанавливающие ответственность за посягательства против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (Гл. 30 УК РФ).

Субъектами рассматриваемой группы преступлений в основном являются должностные лица. Но ими могут быть и другие лица, причиняющие своими действиями вред охраняемым общественным отношениям в области государственной власти и власти органов местного самоуправления.

Закон не дает определения группе преступлений против государственной власти. В теории уголовного права под этими преступлениями понимаются преступные деяния, посягающие на нормальную работу органов государственной власти и органов самоуправления, совершаемые должностными лицами указанных органов, их служащими или иными лицами.

Таким образом, группа преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах самоуправления включает в себя достаточно широкий круг деяний, тем или иным образом препятствующих нормальному осуществлению указанными органами своих функций.

Всего в главу 30 УК РФ включено 11 статей, устанавливающих преступность и наказуемость рассматриваемых деяний.

Специфика преподавания и изучения курса «Квалификация преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» в Академии обусловлена тем, что студенты кроме него изучают и иные дисциплины так называемого криминального цикла: «Уголовное право (Общая и Особенная части)», «Криминология», «Уголовно-исполнительное право», «Уголовно-процессуальное право», «Криминалистика», «Судебная статистика», «Криминальная психология» и др.

В этой связи, формирование знаний и умений в ходе преподавания данного курса направлено на совершенствование методологической основы изучения указанных дисциплин, приобретение углубленных теоретических познаний и навыков их применения в практической деятельности. Эта задача разрешается с помощью системного и комплексного подходов к изучению дисциплины, исследованию социально-правовых объектов. В последнем случае используются частные методы научного познания: социологический, статистический, историко-правовой и другие; анализ правовых актов, регулирующих деятельность правоохранительных органов по предупреждению данного вида преступности.

В связи со сложностью предлагаемых к рассмотрению составов преступлений, изучение курса «Квалификация преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» предполагает использование не только учебников и пособий, но и постоянные отслеживание и анализ таких важнейших источников как: законы Российской Федерации, указы Президента РФ, постановления и решения Правительства РФ, документы министерств и ведомств, в которых решаются вопросы деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

При изучении курса студентам следует также пользоваться статистическими данными о состоянии преступности в стране и регионах, материалами судебной практики, публикуемыми в сборниках постановлений Пленума Верховного Суда РФ, в журнале «Бюллетень Верховного Суда РФ». Кроме того, студентам необходимо использовать практические и теоретические материалы, публикуемые в журналах «Российский судья», «Мировой судья», «Судья», «Уголовное право», «Законность», «Российская юстиция», «Государство и право», «Правоведение», «Следственная практика», «Российский следователь» и др.

Указанный подход позволит быть не только в курсе изменений законодательства, другой нормативной правовой базы, но и будет способствовать расширению кругозора, выявлению теоретических и практических проблем уголовно-правовой защиты интересов государственной власти и органов местного самоуправления.

^ Цели курса:

  • совершенствование теоретической подготовки студентов, обучающихся по специальности 021100 «Юриспруденция» (уголовно-правовая специализация), обеспечивающей возможность глубокого усвоения необходимого материала и квалифицированного применения норм уголовного законодательства на уровне, предусмотренном Государственным образовательным стандартом по данной специализации.

  • подготовка квалифицированных специалистов, способных самостоятельно решать задачи высокого уровня сложности в области знания и применения законодательства об ответственности за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.


^ Задачи курса:

  • изучение теоретических основ и специфики уголовно-правовой квалификации преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления;

  • формирование у студентов с помощью практических занятий устойчивых навыков и умения анализа и применения норм главы 30 Особенной части УК РФ;

  • углубление, систематизация и закрепление знаний уголовного права.


В результате изучения данного специального курса студент должен иметь представление:

  • о содержании процесса квалификации преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления;

  • о его этапах;

  • о специфике квалификации отдельных видов преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления;

знать:

  • общие положения теории уголовного права и теоретические разработки в области квалификации преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления;

  • основные правила и особенности квалификации преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления;

  • положения законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих компетенцию и порядок деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

  • судебную практику по уголовным делам о преступлениях против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления;

уметь:

● пользоваться приемами толкования уголовного закона;

  • применять нормы уголовного права для решения конкретных ситуаций при квалификации преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, разграничивать смежные составы преступлений, решать вопросы назначения наказания;

● грамотно анализировать конкретную ситуацию с позиции правильности квалификации преступления, законности назначенного наказания, освобождения от уголовной ответственности;

● вести самостоятельную работу по систематизации и повышению правовой квалификации по вопросам курса, а также использовать полученные знания в совокупности с другими институтами уголовного права.

Работа по изучению дисциплины права должна носить систематический характер. Только такой подход может обеспечить прочное и самостоятельное усвоение материала, успешную подготовку к практическим занятиям, своевременную сдачу зачета. Работу целесообразно осуществлять в следующем порядке: ознакомление с программой, изучение материалов лекций, законодательного и иного нормативного правового материала, изучение учебного материала (учебники, учебные пособия), изучение дополнительной научной литературы по проблемам назначения наказания. Целесообразно, чтобы изучение материалов сопровождалось их конспектированием, что может способствовать их эффективному усвоению.

При изучении дисциплины необходимо следить за изменениями действующего уголовного законодательства и учитывать их при подготовке к занятиям.

Знание всех перечисленных вопросов, приобретение указанных навыков особенно необходимо для выпускников Академии, которые будут работать в судебных, в правоохранительных органах, в адвокатуре.

О должном усвоении курса будет свидетельствовать уверенная ориентация студента в основах правового регулирования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, знание содержания и требований уголовного закона в сфере регулирования ответственности за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, знание судебной практики в данной области и умение применять уголовный закон для решения практических вопросов ( установление наличия состава преступления, квалификация, решение вопросов назначения наказания).
^ Объем дисциплины и виды учебной работы




Вид учебной работы

(по учебному плану)


^ Количество часов по формам обучения

очная

заочная


Общая трудоемкость


108

108


Аудиторные занятия


54

12


Лекции


36

4


Семинарские (практические) занятия


18

4


Самостоятельная работа


40

88


НИРС


14

8


Форма итогового контроля



Зачет


^ Тематический план

(разделы дисциплины, темы занятий, количество часов)

для студентов очной формы обучения


п/п

Темы курса

^ Количество часов по формам обучения

Лекции

Семинары

1.

Понятие, общая характеристика и виды преступлений против государственной власти

2

2

2.

Субъект преступлений против государственной власти. Понятие и виды субъектов.

6

4

3.

Ответственность за злоупотребление должностными полномочиями и за превышение должностных полномочий.

6

2

4.

Ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов.

2

2

5.

Ответственность за отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ.

2

-

6.

Ответственность за присвоение полномочий должностного лица.

4

2

7.

Ответственность за незаконное участие в предпринимательской деятельности.

2

-

8.

Ответственность за получение взятки.

6

4

9.

Ответственность за дачу взятки.

2

-

10.

Ответственность за служебный подлог.

2

-

11.

Ответственность за халатность.

2

2


^ Тематический план дисциплины

(разделы дисциплины, темы занятий, количество часов)

для студентов заочной формы обучения


п/п

Темы курса

^ Количество часов по формам обучения

Лекции


Семинары


1.

Понятие, общая характеристика и виды преступлений против государственной власти

2

-

2.

Субъект преступлений против государственной власти. Понятие и виды субъектов.

2

2

3.

Ответственность за злоупотребление должностными полномочиями и за превышение должностных полномочий.

2

2

4.

Ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов.

2

2

5.

Ответственность за отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ.

-

-

6.

Ответственность за присвоение полномочий должностного лица.

2

2

7.

Ответственность за незаконное участие в предпринимательской деятельности.

-

-

8.

Ответственность за получение взятки.

4

4

9.

Ответственность за дачу взятки.

-

2

10.

Ответственность за служебный подлог.

2

2

11.

Ответственность за халатность.

2

2


^ Программа курса
Тема 1. Понятие, общая характеристика и виды преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления

Понятие преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Их общие черты и характеристика. Виды преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
^ Тема 2. Субъект преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления

Понятие должностного лица. Его признаки, виды. Отличие должностного лица от лица, выполняющего управленческие функции в коммерческих и иных организациях. Понятие и признаки служащего. Его отличие от должностного лица. Иные субъекты преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
^ Тема 3. История развития законодательства об ответственности за

преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления

Правовые акты дореволюционной России. Советское законодательство о преступлениях против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Закрепление норм о преступлениях против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления в Уголовном кодексе Российской Федерации. Общие тенденции и различия уголовно-правовой защиты интересов государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления в различные периоды развития государства.
Тема 4. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, субъектом которых является только должностное лицо

Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ). Нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ). Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (ст. 285.2 УК РФ). Превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ). Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации (ст. 287 УК РФ). Незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ). Получение взятки (ст. 290 УК РФ). Халатность (ст. 293 УК РФ).
Тема 5. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, субъектами которых являются должностные лица, служащие, не являющиеся должностными лицами, иные субъекты

Присвоение полномочий должностного лица (ст. 288 УК РФ). Дача взятки (ст. 291 УК РФ). Служебный подлог (ст. 292 УК РФ).
^ Тематический план семинарских занятий




п/п



Разделы курса

^ Количество часов по формам обучения

очная



заочная


1.

Понятие, общая характеристика и виды преступлений против государственной власти

2




2.

Субъект преступлений против государственной власти. Понятие и виды субъектов.

4

2

3.

Ответственность за злоупотребление должностными полномочиями и за превышение должностных полномочий.

2

2

4.

Ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов.

2

2

5.

Ответственность за отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ.







6.

Ответственность за присвоение полномочий должностного лица.

2

2

7.

Ответственность за незаконное участие в предпринимательской деятельности.







8.

Ответственность за получение взятки.

4

4

9.

Ответственность за дачу взятки.




2

10.

Ответственность за служебный подлог.




2

11.

Ответственность за халатность.

2

2

Итого:

18

18


Планы семинарских занятий
Тема 1. Понятие, общая характеристика и виды преступлений против государственной власти

1. Общественная опасность преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

2. Понятие государственной власти, государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

3. Общая характеристика составов преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

4. Проблемы отграничения должностных преступлений от преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях.
Литература
Нормативные правовые акты:

Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.). (Главы 3-8).

Уголовный кодекс РФ (ст. 285- 293 УК РФ)

Федеральный закон “О счетной палате РФ” // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 167

Закон РФ “О милиции” от 18.04.1991 N 1026-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР”. 1991. № 16. Ст. 503.

Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 “О прокуратуре Российской Федерации” // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.

Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 “О статусе судей Российской Федерации” // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР”. 1992. № 30. Ст. 1792.

Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // СЗ РФ", 2003, N 22, ст. 2063.

Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» // СЗ РФ, 2004, N 31, ст. 3215.

Федеральный закон 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ, 2003, N 40, ст. 3822.

Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» //СЗ РФ от 18 октября 1999 г. № 42
^ Официальные акты высших судебных органов и судебная практика

Постановление Пленума Верховного Суда СССР № 4 от 30 марта 1990 г. “О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышением власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге” (Бюллетень Верховного Суда СССР. 1990. № 3).

Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 6 от 10 февраля 2000 г. «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» (Бюллетень Верховного Суда РФ. 2000. № 4).

Основная литература

  1. Бриллиантов А.В., Побрызгаева Е.В. Уголовный кодекс Российской Федерации в материалах действующих постановлений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации (СССР) с комментариями.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.

  2. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В.М. Лебедев. М.: Юрайт-Издат, 2004;

  3. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. А.И. Рарог. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007;

  4. Российское уголовное право. Учебник. Т.1. Общая часть / Под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай, В.С. Комисарова, А.И. Рарога. –М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007;

  5. Уголовное право России. Части Общая и Особенная: учебник / Ред. Рарог А.И..- М.: ТК Велби, Проспект, 2007.*

  6. Уголовное право. Особенная часть. Учебник / Под ред. Л.Д. Гаухмана, С.В. Максимова. М.: Изд-во «Эксмо», 2005.

  7. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть: Учебник / под ред. О.Н. Ведерниковой и С.И. Никулина. – СПб: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2005

  8. Уголовное право России: Учеб. для вузов: В 2 т. / Ред. Игнатов А.Н., Красиков Ю.А. - М.: Норма, 2005.*

  9. Уголовное право России: практ. курс: учеб.: / Общ. ред. Р. А. Адельханян. -М.: Волтерс Клувер, 2004.*

  10. Уголовное право Российской Федерации: Особенная часть: Учеб. для вузов/ Ред. Рарог А.И. - М.: Юристъ, 2004.*

Дополнительная

  1. Аснис А. Квалификация служебных преступлений при конкуренции норм // Законность. 2005. №1.*

  2. Аснис А.Я. Служебное преступление: понятие и субъект. М., 2003.

  3. Аснис А.Я. Проблемы совершенствования действующего уголовного законодательства об ответственности за служебные преступления // Российский судья. 2005. №5.*

  4. Аснис А.Я.Разграничение служебных преступлений со смежными составами // Российский судья. 2005. №3.*

  5. Астанин В.В. К вопросу о присоединения России к Европейской конвенции об уголовной ответственности за коррупцию / Астанин В.В. // Lex Russica: Научные труды Московской Государственной Юридической Академии. 2005. №4.*

  6. Астанин В.В.Практика реагирования судебных органов на организованную коррупцию в сфере их деятельности // Уголовное судопроизводство. 2006. №2.*

  7. Басова Т.Уголовно-правовая дефиниция "представитель власти" // Уголовное право. 2005. №3.*

  8. Волженкин Б.В. Служебные преступления. СПб., 2000.

  9. Волженкин Б.В.Служебные преступления: комментарий законодательства и судебной практики СПб.: Изд-во Юр. центр Пресс, 2005.*

  10. Галахова А.В. Должностные преступления: Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. М., 1998.

  11. Егорова Н.А. Преступления против интересов службы. Волгоград, 1999.

  12. Касаткин Ю.П. Должностные преступления: вопросы квалификации. М., 1979.

  13. Шнитенков А.В. Ответственность за преступления против интересов государственной службы и службы в коммерческих и иных организациях. СПб., 2006;

  14. Яни П.С. Экономические и служебные преступления. М., 1997.


Тема 2: Субъект преступлений против государственной власти. Понятие и виды субъектов

1. Понятие должностного лица. Понятие представителя власти и должностного лица, выполняющего организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. Отличие этих функций от работ, связанных с материальной ответственностью.

2. Виды должностных лиц. Понятие государственных должностей Российской Федерации. Понятие государственных должностей субъектов Российской Федерации. Главы органов местного самоуправления. Иные субъекты преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Литература
Нормативные правовые акты

Уголовный кодекс РФ (Примечания к ст. 285 УК РФ)

Федеральный закон “О счетной палате РФ” // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 167.

Закон РФ “О милиции” от 18.04.1991 N 1026-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР”. 1991. № 16. Ст. 503.

Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 “О прокуратуре Российской Федерации” // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.

Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 “О статусе судей Российской Федерации” // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР”. 1992. № 30. Ст. 1792.

Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // СЗ РФ", 2003, N 22, ст. 2063.

Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» // СЗ РФ, 2004, N 31, ст. 3215.

Федеральный закон 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ, 2003, N 40, ст. 3822.

Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» //СЗ РФ от 18 октября 1999 г. № 42.
Официальные акты высших судебных органов и судебная практика

Постановление Пленума Верховного Суда СССР № 4 от 30 марта 1990 г. “О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышением власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге” (Бюллетень Верховного Суда СССР. 1990. № 3).

Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 6 от 10 февраля 2000 г. «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» (Бюллетень Верховного Суда РФ. 2000. № 4).
Дополнительная

  1. Алтухов С.А. Преступления сотрудников милиции. СПб., 2001.

  2. Басова Т.Уголовно-правовая дефиниция "представитель власти" // Уголовное право. 2005. №3.*

  3. Басова Т.Б.Определение должностного лица в Уголовном кодексе Российской Федерации: некоторые проблемы оптимизации // Вестник Российской правовой академии. 2005. №1.*

  4. Волженкин Б.В. Служебные преступления. СПб., 2000.

  5. Волженкин Б.В.Служебные преступления: комментарий законодательства и судебной практики СПб.: Изд-во Юр. центр Пресс, 2005.*

  6. Галахова А.В. Должностные преступления: Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. М., 1998.

  7. Егорова Н. Управленческие функции специального субъекта преступления (уголовный закон, теория, судебная практика) // Уголовное право. 2007. №2.*

  8. Егорова Н. Юридические основания осуществления управленческих функций специальным субъектом преступления // Уголовное право. 2005. №5.*

  9. Изосимов В.С. К вопросу о субъекте преступления, предусмотренного ст.289 УК РФ // Следователь. 2007. № 7.*

  10. Карпович О.Г. Субъективные признаки коррупционных преступлений // Юридический мир. 2007. № 10.*

  11. Кузнецов П. Субъекты должностных преступлений // Законность, N 10, 1999 *.

  12. Макаров С. Субъекты должностных и "служебных" преступлений".//Российская юстиция. 1999. №5.*

  13. Минкина Н. Характеристика личности взяткополучателя.// Российская юстиция. 2002. № 8.

  14. Павлинов А. Круг субъектов должностных преступлений требует уточнения.// Российская юстиция. 2001. №9.

  15. Фазылов Р. К вопросу о понятии должностного лица // Закон и право. 2007. № 11. *

  16. Шнитенков А. Глава органа местного самоуправления как субъект должностного преступления // Законность. 2005. №8.*

  17. Шнитенков А. Уголовно-правовое положение представителя интересов государства в акционерных обществах // Уголовное право. 2004. №4.*

  18. Шнитенков А.В. Выполнение преподавателем профессиональных и должностных функций // Уголовное право. 2001. № 4.

  19. Шнитенков А.В. Внештатный сотрудник милиции – должностное лицо // Уголовное право. 2003. № 3.


Тема 3: Ответственность за злоупотребление должностными полномочиями и за превышение должностных полномочий

1. Понятие злоупотребления должностными полномочиями. Служебные полномочия.

2. Понятие корыстной или иной личной заинтересованности. Их отличие.

3. Определение наличия существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций. Существенное нарушение интересов общества или государства. Роль судебной практики в определении признака существенности.

4. Основной состав злоупотребления должностными полномочиями.

5. Квалифицированные виды состава. Понятие тяжких последствий.

6. Отличие злоупотребления должностными полномочиями от смежных составов.

7. Понятие превышения должностных полномочий и его виды.

8. Основной состав превышения должностных полномочий.

9. Квалифицированные виды состава. Понятие насилия и угрозы его применения. Понятие применения оружия и специальных средств. Тяжкие последствия.

10. Отличие превышения должностных полномочий от злоупотребления ими.


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной форм обучения (специальность 030501(65) Юриспруденция) iconБизнес-планирование Учебно-методический комплекс
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов Северо-Кавказской академии государственной службы, обучающихся по специальности...

Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной форм обучения (специальность 030501(65) Юриспруденция) iconУчебно-методический комплекс по специальности 030501. 65 «Юриспруденция» Тольятти
Учебно-методический комплекс предназначен для преподавателей и студентов юридического факультета, обучающихся по специальности 030501....

Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной форм обучения (специальность 030501(65) Юриспруденция) iconУчебно-методический комплекс Специальность: 030500 «Юриспруденция»...
Учебно-методический комплекс предназначен для широкого круга пользователей: студентов, преподавателей, др

Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной форм обучения (специальность 030501(65) Юриспруденция) iconОдобрено учебно-методическим советом юридического факультета финансовое...
Учебно-методический комплекс по финансовому праву составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...

Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной форм обучения (специальность 030501(65) Юриспруденция) iconЛогика учебно-методический комплекс для студентов заочной и дистанционной форм обучения
Логика : учебно-метод комплекс для студ заочн и дист форм обуч. / Г. И. Малыхина, В. А. Иноземцев, М. Р. Дисько. – Минск : бгуир,...

Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной форм обучения (специальность 030501(65) Юриспруденция) iconУчебно-методическое пособие по самостоятельному изучению дисциплины...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов очной и заочной форм обучения специальностей 030501. 62 «Юриспруденция»,...

Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной форм обучения (специальность 030501(65) Юриспруденция) iconУчебно-методический комплекс «Экономика» Для студентов вечерней формы...
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями фгос впо по специальности 030900 – Юриспруденция (квалификация...

Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной форм обучения (специальность 030501(65) Юриспруденция) iconУчебно-методический комплекс Минск Изд-во миу 2011
Учебно-методический комплекс предназначен для оказания методической помощи в изучении дисциплины «Основы экологии и энергосбережения»...

Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной форм обучения (специальность 030501(65) Юриспруденция) iconМетодические рекомендации по написанию и оформлению курсовых работ 56
К82 Криминалистика : методические рекомендации для студентов очной и заочной форм обучения специальности 030501 «Юриспруденция» /...

Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной форм обучения (специальность 030501(65) Юриспруденция) iconРасписание учебных занятий студентов 5 курса юридического факультета...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов