Интернет-конференции на портале: База данных докладов Конференция "Культура "своя" и "чужая"" Секция Границы "своей" и "чужой" культуры: возникновение и преодоления




Скачать 93.57 Kb.
НазваниеИнтернет-конференции на портале: База данных докладов Конференция "Культура "своя" и "чужая"" Секция Границы "своей" и "чужой" культуры: возникновение и преодоления
Дата публикации31.12.2013
Размер93.57 Kb.
ТипДоклад
zadocs.ru > Право > Доклад


Сценарии для России


«Площадка» для обсуждения возможных путей развития России на основании результатов проекта «Сценарии для России-2» и интервью с его участниками.

Re: Не совсем так, точнее совсем не так. - Вот здесь я с Вами совершенно согласен.,Сергей Лепшоков :

"Российская империя - веротерпимая страна, развивающая и поддерживающая всех верных и добрых подданых (любых конфессий и национальностей), но строго соблюдающая традиции и принципы."

Как ни грустно Вас разочаровывать - "Не совсем так, точнее совсем не так." - это Вы верно сказали. Хотя и по другому поводу.

[ссылка]

=================

Интернет-конференции на портале: База данных докладов 
Конференция "Культура "своя" и "чужая"" 
Секция 2. Границы "своей" и "чужой" культуры: возникновение и преодоления 

Л.Н. Толстой и русские сектанты 
Гриценко Е.П. 
Российский институт культурологии МК РФ , Москва 
Аннотация и ключевые слова 


В статье автор рассматривает проблему положения иноверцев в России в конце ХIX века. Духовный упадок в стране совпал с последними годами правления обер-прокурора Св. Синода К.П. Победоносцева. Желая укрепить влияние государственной власти, он, вместе со своими помощниками старался "водворить" ортодоксальное православие всеми доступными средствам, при чём, в выборе средств они не стеснялись. Одним из таких способ было - отнятие детей от родителей, замеченных в уклонении от православия.

В правительственных кругах господствовал взгляд на сектантов как на людей в высшей степени вредных и крайне опасных не только для церкви, но и для государства.

В 90-е годы в жизнь и деятельность писателя, а затем и отдельных представителей его семьи вошла забота, не покидавшая Толстых много лет, - судьба русских людей неповинующихся церкви и установлениям власти.
Л.Н. Толстой первый выступил за возвращение детей князя Д.А. Хилкова. Писатель и его дочь Татьяна помогли вернуть малолетних детей самарских молокан. Толстой и его сын Сергей участвовали в спасении духоборов.
Свой долг человека и гражданина он видел в том, чтобы защищать русских людей независимо от их религиозной принадлежности.

Ключевые понятия: конец ХIХ века, Россия, миссионерский съезд, кризис православия, гражданские права, свобода богослужения, борьба с расколом, раскольники, высылка в Сибирь, отнятия детей, ортодоксальное православие, сектанство, молокане, сектанты, иноверцы, толерантность к религиозным культурам.

Персоналии доклада: Толстой Л.Н., Толстая С.А., Толстой С.Л., Толстая А.А., Победоносцев К.П., Пругавин А.С.,.Кронштадский И., Милюков П.Н., Хилков Д. А., Токарев В.И., Чипилев В.Т., Дрожжин Е.Н., Попов Е.И., Самошкин Ф.И., Николай II, Александр III, Воронцов-Дашков И.И., Олсуфьев А.В., Хис К.О., Танеев А.С., Ухтомский Э.Э, Донсков А. 

Текст доклада 
Уходящий XIX век в России оставлял нерешёнными многие проблемы в духовной сфере. Стремясь хоть как-то удержать свои державные позиции, государственная власть использовала в церковной политике грубую силу и прямое давление, что, однако, лишь усиливало общий кризис православия в стране. 

Духовный упадок в России в это время совпал с последними годами правления обер-прокурора. Св. Синода К.П. Победоносцева. По словам П.Н. Милюкова, "из-за его политики указ Александра III 3 мая 1883 года, признававший гражданские права и свободы богослужения за раскольниками <...> остался без применения"(1). Желая укрепить влияние государственной власти, Победоносцев вместе со своими помощниками старался "водворить" ортодоксальное православие всеми доступными средствами, при чём, в выборе этих средств они не стеснялись. 

Одним из таких способов, практиковавшихся время от времени, - было отнятие детей от родителей, замеченных в уклонении от православия, и передача этих детей в "надёжные руки". Целесообразность подобных мер подтвердил проходивший в августе 1897 года в Казани очередной миссионерский съезд, который постановил, что для борьбы с расколом и сектанством необходима высылка в Сибирь, отобранных детей и конфискация имущества. В правительственных кругах господствовал взгляд на сектантов как на людей в высшей степени вредных и крайне опасных не только для церкви, но и для государства.

Преследования, чинимые царским правительством, по отношению к иноверцам не могли оставить равнодушным Л.Н. Толстого. Глубокое сочувствие к судьбам молокан, интерес к их мировоззрению и обычаям проявились у писателя ещё в 70-е годы, когда он находился в своём Самарском имении (Патровка) на борьбе с голодом. По утверждению Пругавина А.С., "после самарского голода 1873 - 1874 г.г., в период, когда Толстой так много сделал для самарского крестьянства, он стал пользоваться необыкновенной популярностью и доверием..."(2). 

Составляя группу русских христиан, молокане также как и множество других сект расходились во взглядах с официальной церковью и подвергались жестоким гонениям. "Духовные христиане" как они себя называли, являясь убежденными пацифистами, отказывались носить оружие и нести строевую службу в армии, отвергали доктрину Троицы. Их концепция церкви сводилась к понятию о сообществе верующих, в котором все равны; они отвергали рукоположение, оплачиваемое духовенство, осуждали иконы, не признавали таинства. "Их идеи отвечали во многом тем положениям, которые Толстой после своего так называемого религиозного обращения считал наиважнейшими"(3), - отмечал современный исследователь духоборческого движения А. Донсков. 

У Толстого сложилось положительное мнение о молоканах, он ценил их (как вообще всех сектантов) за свободомыслие, спор с официальной церковью, смелость в отношениях с властями, за душевную чистоту и простоту. В письме к С.А. Толстой от 19 июля 1881 года из своего имения, где он проходил курс лечения кумысом Лев Николаевич писал: "Нынче я : провёл целый день в Патровке, на молоканском собрании, обеде и волостном суде (где судили невинного молоканина)... <...> Есть люди умные и удивительные по своей смелости"(4). Между Толстым и самарскими молоканами за долгие годы установились хорошие и прочные отношения. Они не сделались последователями его учения, но признали, что он очень близок им по духу.

Духовная и светская власть в начале 80-х годов была особенно обеспокоена характером взаимоотношений Л.Н. Толстого с почитателями неправославной веры. По "совершенно секретному распоряжению" министра внутренних дел за Львом Николаевичем был учреждён специальный полицейский надзор. Поводом для такого распоряжения послужили встречи Толстого с молоканами, которые происходили летом 1881 года в Бузулукском уезде Самарской губернии. В циркуляре самарского губернатора от 25 октября 1882 года говорилось, что в результате "вредной деятельности графа Льва Толстого внушается обществу ложное понятие о расколе и возбуждается в самих сектантах понятие о сочувствии их учению со стороны высших и образованных классов и самого Правительства"(5). 

Л.Н. Толстой подозревал о подобном отношении правительства и в письме к С.А. Толстой из самарского имения 12 июня 1883 года сообщал: "Пускай доносят. Я избегаю сношений с ними, но, сойдясь, не могу говорить того, что думаю"(6). Позиция государственной власти ничуть не беспокоила Льва Николаевича, и он продолжал поддерживать знакомства с последователями различных сект. 

В 90-е годы XIX века в жизнь и деятельность Л.Н. Толстого, а затем и отдельных представителей его семьи, вошла забота, не покидавшая потом Толстых много лет, - судьба русских людей неповинующихся церкви и установлениям власти (отказ, в том числе, от воинской повинности).
Наглядным примером этого является судьба Д.А. Хилкова, князя и гвардейского офицера, который отказался от своих имений и привилегий и в 1890 году был сослан в Закавказье за свои религиозные убеждения. С ним произошла по-настоящему трагическая история, которая не могла оставить равнодушным Толстого. "По высочайшему повелению" дети князя Хилкова были насильственно против воли родителей окрещены в православную веру при содействии И. Кронштадского и увезены их бабушкой княгиней Ю.П. Хилковой матерью князя в Петербург, чтобы воспитать их как положено дворянам и сделать наследниками состояния. 

Л.Н. Толстой активно включается в дело спасения детей Хилкова. 5 ноября 1893 года он отправляет утешительное письмо Д.А. Хилкову, а затем пишет его матери и просит её одуматься и вернуть детей. Не получив положительного ответа на свою просьбу в январе 1894 года Толстой отправляет письмо императору Александру III и министру императорского двора И.И. Воронцову-Дашкову о детях Хилкова. Письмо от имени Льва Николаевича было передано министром царю. В послании Л.Н. Толстого, адресованном государю, в частности, говорилось: "...Всякие гонения за веру,: которые с особой жестокостью производят у нас в последнее время, не только не достигают своей цели, но, напротив, роняют в глазах людей ту церковь, для поддержания которой совершаются нехристианские дела" (7). 

С течением времени, иноверцы привыкли видеть в Толстом своего верного друга и защитника, к которому они свободно обращались в трудные минуты своей жизни, и всегда находили поддержку и помощь. 8 мая 1897 года к Толстому в Ясную Поляну приехали самарские молокане: В.И. Токарев и В.Т. Чипилев просили совета и помощи в деле возвращения, отнятых у них детей. Местная власть, выполняя предписания правительства, в том, что все люди обязаны воспитываться в православной вере, направили ночью в деревню урядника с полицейскими. В результате, в нескольких семьях были взяты дети, в том числе, и малолетние, чтобы поселить их в монастыре.

Толстой начал сразу действовать. 10 мая были написаны и отданы ходакам письма к Николаю II, А.В. Олсуфьеву (помощнику командующего императорской главной квартирой), К.О. Хису (воспитателю Николая II и его братьев, учителю английского языка), А.С. Танееву (главноуправляющему императорской канцелярией, дяде композитора), А.А. Толстой (родственнице Л.Н. Толстого, фрейлине императорского двора). Составлено было письмо к сыну Льву для Великого князя, у которого Токарев служил в полку. Лев Николаевич дважды обращался к Николаю II в 1897 году (10 мая и 19 сентября), прося принять меры к возвращению детей. Однако на его письма не было никакого ответа.

В первом письме Л.Н. Толстого в защиту молокан сообщалось: "Говорят, что всё это делается для поддержания православия, но величайший враг православия не мог бы придумать более верного средства для отвращения от него людей, как эти ссылки, тюрьмы, разлуки детей с родителями"(8). 

После вторичного обращения к царю в сентябре 1897 года Лев Николаевич отправляет письма в редакции газет "Гражданин" и "Русские ведомости". В октябре он направляет заметку на эту тему редактору "С. Петербургских ведомостей" Э.Э. Ухтомскому. 15 октября она была опубликована в газете.

Трагические события не могли оставить безучастной и Татьяну Толстую, старшую дочь писателя. Стремление "жить нравственно и небесполезно для других" (9), её фанатичная преданность к отцу, горячее желание совершать любое благое дело, одобряемое, им побудили её к участию в спасении молокан. В сентябре 1898 года старшая дочь писателя находилась в Петербурге в связи с подготовкой художественных изданий "Посредника". Получив телеграмму от отца, в которой сообщалось о трагических происшествиях с крестьянами-сектантами Бузулукского уезда, она откладывает свой отъезд из Петербурга и добивается встречи с Победоносцевым.

Во время своего визита к обер-прокурору Синода Татьяна Толстая напомнила ему о судьбах молокан и передала прошение на Высочайшее имя, написанное отцом от имени сектанта Ф.И. Самошкина, у которого был отнят пятилетний сын. По поводу отнятых у молокан детей Победоносцев в беседе с Т.Л. Толстой признался, что местный архиерей "переусердствовал"(10) и обещал написать самарскому губернатору, чтобы детей, наконец, вернули. Действительно, вопрос был решён положительно и, благодаря активному участию Толстых, все дети сектантов были возвращены в семьи в начале марта 1898 года.

Выступил Л.Н. Толстой и в защиту кавказских духоборов 28-29 июня 1895 года. Около двухсот "зачинщиков" были посажены в тюрьмы, семьи их расселены по глухим татарским и армянским деревням, где, лишённые земли люди бедствовали; отказавшиеся от военной службы попадали в дисциплинарный батальон. Писатель составил "Послесловие к статье П.И. Бирюкова", который был очевидцем тех событий. Статья была написана в форме открытого письма в иностранные газеты. В 1896 - 1897 г.г. Толстой редактировал воззвание "Помогите", составленное В.Г. Чертковым, П.И. Бирюковым и И.М. Трегубовым.

Желая помочь духоборам, писатель организовал сбор средств для их переезда и обратился к состоятельным людям России. Им было написано 20 писем. О личном вкладе писателя свидетельствует его решение передать духоборам авторский гонорар за роман "Воскресение", а также средства от иностранных переводов. В 1897 году Л.Н. Толстой отказался от присуждённой ему первой Нобелевской премии мира в связи с его вкладом в дело установления мира. По его мнению, истинными защитниками мира являлись духоборы, они "больше всех сделали для мира, отказавшиеся от военной службы, и потерпевшие так жестоко за это"(11). Писатель предлагал передать эту премию (в 100000 рублей) находящимся в нужде семьям духоборов.

Активное участие в судьбах русских духоборов принял и старший сын писателя Сергей. По поручению отца он помогал духоборам в их иммиграции. Доверие к Л.Н. Толстому сохранялось у духоборов и после их переселения в Канаду, по-прежнему он оставался для них главным заступником.

В отношении Л.Н. Толстого к сектантам мы видим пример уважения и толерантности к представителям родственных православию религиозных культур. Свой долг человека и гражданина он видел в том, чтобы защищать русских людей независимо от их религиозной принадлежности. 
Используемая литература 
1 - Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. Т. 2. Ч. 1. М. 1994. С. 147.
2 - Пругавин А.С. О Лев Толстой и самарские молокане. О Льве Толстом и о толстовцах. Материалы. М. 1911. С.35.
3 - Донсков А. Л. Н. Толстой и крестьянский писатель Ф.А. Желтов. В кн. Л.Н. Толстой и Ф.А. Желтов. М. ГМТ. Оттава. Славянская исследовательская группа при Оттавском университете. 1999. С. 8.
4 - Толстой Л.Н. П.С.С. Т. 83. М. 1938. С. 293 - 294.
5 - Пругавин А.С. О Льве Толстом и о толстовцах. Очерки. Воспоминания. Материалы. М. 1911. С. 75. 
6 - Бирюков П.И. Л.Н. Толстой. Биография. М. 1908. Т. II. С. 449.
7 - Толстой Л.Н. П.С.С. Т. 67. М. 1955. С. 9.
8 - Толстой Л.Н. П.С.С. Т. 70. М. 1954. С. 74-75.
9 - Сухотина-Толстая Т.Л. Дневник. М. 1987. С. 400.
10 - Сухотина-Толстая Т.Л. Воспоминания. М. 1981. 224.
11 - Толстая С.А. Дневники. Т. 1. 1978. С. 290.

Контактная информация 
Гриценко Евгения Петровна, аспирантка Российского института культурологии, старший научный сотрудник Научно-исследовательского отдела Музея-усадьба Л.Н. Толстого "Ясная Поляна", Россия, 3001214, Тульская обл., Щёкинский р-н, п/о Ясная Поляна. Тел.:(0872) 33-98-32, 33-91-18, тел./факс.:(0872) 38-67-10, e-mail: root@yaspol.tula.su 

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Интернет-конференции на портале: База данных докладов Конференция \"Культура \"своя\" и \"чужая\"\" Секция Границы \"своей\" и \"чужой\" культуры: возникновение и преодоления iconЛекция на тему «Что такое база данных. Реляционная база данных ms access»
...

Интернет-конференции на портале: База данных докладов Конференция \"Культура \"своя\" и \"чужая\"\" Секция Границы \"своей\" и \"чужой\" культуры: возникновение и преодоления iconБазы данных, системы управления базами данных База данных бд
База данных (БД) совокупность специальным образом организованных данных, хранимых в памяти вычислительной системы и отображающих...

Интернет-конференции на портале: База данных докладов Конференция \"Культура \"своя\" и \"чужая\"\" Секция Границы \"своей\" и \"чужой\" культуры: возникновение и преодоления iconБаза Данных Содержани е База Данных 1 Тема 1 5 Создание базы данных 5

Интернет-конференции на портале: База данных докладов Конференция \"Культура \"своя\" и \"чужая\"\" Секция Границы \"своей\" и \"чужой\" культуры: возникновение и преодоления iconТема: Общее понятие о базах данных. Основные понятия систем управления...
В таблицу базы данных «База канцтоваров», содержащую 4 столбца информации о товаре (наименование, поставщик, количество, цена), внесена...

Интернет-конференции на портале: База данных докладов Конференция \"Культура \"своя\" и \"чужая\"\" Секция Границы \"своей\" и \"чужой\" культуры: возникновение и преодоления iconВеб-конференции Онлайн-семинар веб-конференция, вебинар
Интернет посредством загружаемого приложения, установленного на компьютере каждого участника, или через веб-приложение. В последнем...

Интернет-конференции на портале: База данных докладов Конференция \"Культура \"своя\" и \"чужая\"\" Секция Границы \"своей\" и \"чужой\" культуры: возникновение и преодоления iconПлан Понятие «культура». Роль культуры в жизни общества и личности....
Исторические пути формирования украинской культуры. Культура древнейшего населения на территории украины

Интернет-конференции на портале: База данных докладов Конференция \"Культура \"своя\" и \"чужая\"\" Секция Границы \"своей\" и \"чужой\" культуры: возникновение и преодоления iconТемы лекций. Первобытная культура Культура Древнего Востока. Античная культура
Культурная картина мира. Межкультурные коммуникации. Этническая культура. Язык культуры

Интернет-конференции на портале: База данных докладов Конференция \"Культура \"своя\" и \"чужая\"\" Секция Границы \"своей\" и \"чужой\" культуры: возникновение и преодоления iconКультура как общественное явление Культурология как интегративная...
Культурологический метод. Культура как одно из ключевых понятий культурологии. Культура в аспекте деятельности человека и общества....

Интернет-конференции на портале: База данных докладов Конференция \"Культура \"своя\" и \"чужая\"\" Секция Границы \"своей\" и \"чужой\" культуры: возникновение и преодоления iconОтчеты для анализа и печати данных в определенном формате
Работа с базами данных и их объектами вначале может оказаться довольно сложной задачей. Содержащиеся ниже сведения помогут получить...

Интернет-конференции на портале: База данных докладов Конференция \"Культура \"своя\" и \"чужая\"\" Секция Границы \"своей\" и \"чужой\" культуры: возникновение и преодоления iconЛекция Введение в теорию баз данных Лекция посвящена рассмотрению...
Существуют различные определения понятия база данных (БД). Чаще всего под бд понимается поименованная совокупность структурированных...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов