Учебное пособие для театральных вузов М., «Искусство»




НазваниеУчебное пособие для театральных вузов М., «Искусство»
страница1/14
Дата публикации02.02.2014
Размер2.21 Mb.
ТипУчебное пособие
zadocs.ru > Право > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14




Н.П. ВЕРБОВАЯ, О.М.ГОЛОВИНА, В.В.УРНОВА. «ИСКУССТВО РЕЧИ» (Учебное пособие для театральных ВУЗов) - М., «ИСКУССТВО», 1977 Г.
Глава I

РЕЧЕВОЙ АППАРАТ И ЗНАЧЕНИЕ

ЕГО ТРЕНИРОВКИ В РАБОТЕ УЧАЩЕГОСЯ

ПО СЦЕНИЧЕСКОЙ РЕЧИ

Речевой аппарат состоит из подвижных и неподвижных частей. К подвижным частям речевого аппарата относятся: губы, язык, нижняя челюсть, нёбная занавеска с маленьким язычком; к неподвижным — зубы, верхняя челюсть, альвеолы — углубле­ния челюстных костей, ячейки, в которых сидят своими корнями зубы (см. рис. 1 а, 16).

Когда мы говорим, то воздушная струя (выдох) из легких по дыхательному горлу попадает в гортань и, коснувшись сом­кнутых голосовых связок, заставляет их вибрировать, в результате чего возникает звук голоса. Далее звук попадает в полость рта. В зависимости от того, какое положение примут подвижные части речевого аппарата, образуется тот или иной звук — глас­ный или согласный. Гласный звук или сочетание гласного с од­ним или несколькими согласными образует слог, а из слогов образуются различные слова. Например: труд (один слог), весна (два слога), работа (три слога), объявление (пять слогов) и т. д.

При произнесении того или другого слова части речевого аппарата изменяют своё положение. Например, в слове «труд» — четыре звука. Какую же работу должен проделать речевой аппарат и какие его части будут действовать, чтобы это слово приобрело своё верное звучание? Прежде всего кончик языка поднимется и сомкнется с верхними передними зубами, от прео­доления выдыхаемой струей этого препятствия образуется звук Т. Затем, под действием выдыхаемой струи кончик языка будет вибрировать у верхних альвеол и образует звук Р; при пе­реходе к следующему звуку У губы, которые оставались нейтральными при образовании звуков Т и Р, вытянутся вперед, нижняя челюсть несколько опустится, спинка языка поднимется к верхнему нёбу, а кончик языка оттянется назад; и, наконец, чтобы слово «труд» не прозвучало, как «тру», язык должен вер­нуться к тому же положению, что и вначале, при звуке Т. Само собой разумеется, для того чтобы получилось слово или чтобы слова не потерялись в слиянии их во фразе, смена положений подвижных частей речевого аппарата должна происходить очень быстро и легко. Поэтому будущему актеру необходимо разви­вать подвижность и приобретать легкость в работе речевого аппарата, бороться со свойственной многим вялостью губ, ле­ностью языка и плохой работой нижней челюсти (челюстной зажатостью).


Рис. 1. Речевой аппарат:

а — полость рта (вид спереди)1;

1 — язык; 2 — зубы; 3 — мягкое нёбо; 4 — маленький язычок; 5 — передняя дужка; 6 —задняя дужка; 7 — миндалина; 8 — верхняя губа; 9 — нижняя губа; 10 — полость глотки (видна

ее задняя стенка)

б—полость рта и носа (разрез сбоку);

1 — полость носа; 2 — твердое нёбо; 3 — мягкое нёбо; 4 — язы­чок; 5 — кончик языка; 6 — передняя часть спинки языка; 7 – средняя часть языка; 8 — задняя часть языка; 9 — корень языка; 10 — носоглотка; 11—зев; 12 — глотка; 13 — надгортан­ник; 14 — пищевод; 15 — гортань.
Развитию подвижных частей речевого аппарата помогают специальные упражнения, тренирующие целесообразные движе­ния, необходимые для образования гласных и согласных звуков русского языка. Особенно полезны они тем, у кого речевой аппа­рат от природы страдает вялостью и малоподвижностью.

Каждое упражнение требует первоначальной установки ре­чевого аппарата, которую мы будем называть и с х о д н ы м п о ­л о ж е н и е м в тренировке. Чтобы обучающийся мог точно за­фиксировать исходное положение и следить за правильной рабо­той речевого аппарата, при тренировке рекомендуется пользо­ваться зеркалом, особенно при самостоятельной работе без контроля педагога.
^ ТРЕНИРОВКА НИЖНЕЙ ЧЕЛЮСТИ

У п р а ж н е н и е 1.

Необходимым условием четкой, хорошей речи является умение правильно открывать рот. Это связано с работой нижней челюсти.

Исходное положение: голова держится прямо, подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты.

На счет «один» челюсть опускается на расстояние ширины двух пальцев (среднего и указательного), язык лежит свободно, кончик – у нижних резцов; губы сохраняют округлую форму, зубы не обнажаются. При тренировке нужно следить за тем, чтобы голова не наклонялась, все внимание должно быть сосредоточено па опускании челюсти. На счет «два» фиксируем открытое положение рта; на счет «три» рот закрыт (счет ведётся про себя). Упражнение повторяется раз шесть подряд.
У п р а ж н е н и е 2.

Исходное положение: см. упражнение 1.

На счёт «один» челюсть опускается; на счет «два» челюсть двигается вправо (рот раскрыт); на счет «три» челюсть снова опускается; на счет «четыре» челюсть двигается влево; на счет «пять» челюсть снова опускается; на счет «шесть» челюсть выдвигается вперёд; на счет «семь» челюсть возвращается в исходное положение.

Упражнение повторяется два-три раза. Делать его нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.

^ ТРЕНИРОВКА ГУБНЫХ МЫШЦ
У п р а ж н е н и е 1.

Походное положение: зубы сомкнуты, губы в обычном спокойном состоянии.

На счет «один» губы вытягиваются вперед, как бы принимая форму «пятачка»; на счет «два» губы растягиваются в стороны, не обнажая зубов (растягивать губы особенно сильно в стороны не следует, нужно больше тренировать их в движении вперед).

Упражнение повторяется три-четыре раза без перерыва.
У п р а ж н е н и е 2.

Исходное положение: см. упражнение 1.

На счет «один» губы собираются в «пятачок»; на счет «два» «пятачок» двигается вправо; на счет «три» собранные губы снова выдвигаются вперед; на счет «четыре» «пятачок» двига­ется влево, а затем все движения в той же последовательности повторяются три-четыре раза.

У п р а ж н е н и е 3.

Исходное положение: см. упражнение 1.

На счет «один» губы собрать в «пятачок», а затем, стараясь не разжимать «пятачка», делать круговые движения: вправо, вниз, влево, вверх; повторить этот круг три-четыре раза, после чего столько же раз сделать это упражнение слева направо.
У п р а ж н е н и е 4.

Исходное положение: см. упражнение 1.

На счет «один» нижняя губа опускается и обнажает зубы, верхняя губа спокойна; на счет «два» губа возвращается в ис­ходное положение.
У п р а ж н е н и е 5.

Нижние зубы касаются верхней губы и легко почесывают ее, затем то же движение делают верхние зубы, касаясь ниж­ней губы. Упражнение повторяется три-четыре раза.
У п р а ж н е н и е 6.

Исходное положение: см. упражнение 1.

На счет «один» верхняя губа поднимается так, что обнажа­ются зубы; на счет «два» губа опускается. Упражнение повто­рить три-четыре раза.
У п р а ж н е н и е 7.

Исходное положение: губы плотно сомкнуты, нижняя че­люсть слегка опущена. Под сильной струей выдыхаемого воз­духа губы размыкаются и рот широко раскрывается. Упражне­ние повторяется три-четыре раза.

^ ТРЕНИРОВКА МЫШЦ ЯЗЫКА
Подвижность и точность работы языка является одним из главных условий правильного звучания гласных и согласных звуков. В образовании их большее или меньшее участие прини­мают различные части языка: кончик языка, передняя его часть, спинка языка, корень языка.
У п р а ж н е н и е 1.

Исходное положение: рот открыт, язык лежит плоско, кон­чик языка у нижних передних резцов.

На счет «один» кончик языка поднимается к верхним перед­ним зубам; на счет «два» язык опускается в исходное положе­ние (кончик языка у нижних резцов); на счет «три» кончик языка поднимается к альвеолам; на счет «четыре» язык в ис­ходном положении; на счет «пять» кончик языка за альвеолами; на счет «шесть» исходное положение. Упражнение повторяется три-четыре раза.

У п р а ж н е н и е 2.

Исходное положение: см.. упражнение 1.

Ни счет «один» острым кончиком языка коснуться внутренней стороны левой щеки; на счет «два» — внутренней стороны правой щеки. Эти движения повторяются три-четыре раза без перерыва; при этом необходимо следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась.
У п р а ж н е н и е 3.

Исходное положение: см. упражнение 1.

Положить язык плоско, чтобы была видна задняя стенка глотки (этому помогает глубокий вдох через рот). Упражнение тренирует и нёбную занавеску, которая поднимается кверху при глубоком вдохе через рот.
У п р а ж н е н и е 4.

Исходное положение: см. упражнение 1.

На счет «один» высунуть язык так, чтобы почувствовать напряжение в уздечке, затем вернуть его к исходному положению. Упражнение повторить три-четыре раза.
У п р а ж н е н и е 5.

Исходное положение: см. упражнение 1.

Кончик языка плотно прижимается к нижним зубам, спинка языка выгибается и направляется вперед толчком от корня.
У п р а ж н е н и е 6.

Исходное положение: рот открыт, кончик языка прижат к внутренней стороне нижних зубов.

При толчке от корня язык своей передней частью должен сомкнуться с альвеолами верхних зубов, отчего образуется щелчок. Следить за тем, чтобы кончик языка был плотно прижат к нижним зубам.
У п р а ж н е н и е 7.

Исходное положение: кончик языка плотно прижат к ниж­ним передним зубам, между верхними и нижними зубами должно быть небольшое расстояние (в несколько миллиметров).

Одновременно с выдохом через рот язык прогибается в передней своей части, приближаясь к верхним резцам, но не прикасаясь к ним, оставляя небольшую щель. По середине языка образуется небольшая видимая ложбинка. Выдыхаемая струя проходит по ложбинке языка в щель между языком и верхними резцами. Упражнение повторяется три-четыре раза. Необходимо следить за тем, чтобы язык не выходил за черту зубов.
У п р а ж н е н и е 8.

Кончик языка высовывается наружу и двигается между гу­бами сначала по вертикали, а затем по горизонтали, при этом чувствуется напряжение в уздечке языка. При включении го­лоса получается звук, подобный детскому «поддразниванию».
У п р а ж н е н и е 9.

Это упражнение дается для тренировки нёбной занавески и корня языка. Губы сомкнуты, язык лежит плоско, кончик – у нижних передних зубов. Не разжимая губ и беря дыхание через нос, опускать нижнюю челюсть до возможно глубокого положения при сомкнутых губах. Ощущается напряженное со­стояние мышц нёбной занавески и корня языка. На некоторое время задержать это состояние, а затем снять напряжение.

Чтобы зрительно зафиксировать результат работы мышц, раскройте губы и посмотрите в рабочее зеркальце. Вы увидите, что маленький язычок и нёбная занавеска поднялись вверх (как бы сократились), корень языка опущен и хорошо видна задняя стенка глотки.

Проделайте упражнение четыре-пять раз, стараясь увели­чить время, при котором нёбная занавеска находится в подня­том состоянии, мысленно считая до четырех, пяти, шести, десяти — сколько сможете. Следует тренировать небную занавеску и корень языка как при сомкнутых, так и при открытых губах.

Глава II.

ДИКЦИЯ.
^ I. ЗВУКИ РЕЧИ: ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ.
Мельчайшим элементом речи является звук. Все звуки делятся на две основные группы: гласные и согласные. Отличие этих групп друг от друга заключается в том, что при образова­нии гласных звуков голосовыдыхаемая струя воздуха, попадая в полость рта, не встречает препятствий и формируется в опре­деленный звук в зависимости от того, во-первых, какое поло­жение примут губы – вытянутся вперед или образуют овал, то есть на какое расстояние они приблизятся друг к другу; во-вторых, насколько поднимется или опустится к твердому нёбу язык; в-третьих, какое расстояние между зубами образуется при опускании нижней челюсти. Смычки языка ни с твердым нёбом, ни с верхними и нижними зубами не происходит, так же как и смычки верхней губы с нижней или нижней губы с верх­ними .чубами. При образовании гласных звуков выдыхаемая струя голоса свободно проходит между языком и нёбом и в за­висимости от определенного положения языка и губ оформ­ляется в гласные звуки: А, О, У, Э, Ы, И. Голосовые связки при образовании этих звуков вибрируют, то есть издают звук.

При образовании группы звуков, которые мы называем со­гласными, на пути голосовыдыхаемой струи непременно возни­кают преграды: сомкнутые губы, смычка языка с зубами и т. д. Попробуйте произнести звуки: Б-П, В-Ф, Д-Т, Г-К, и тогда вы почувствуете, как выдыхаемая струя преодолевает преграды, возникшие в разных местах речевого аппарата. Причем при произнесении таких звуков, как К, Т, П, Ф, С, Ш, вы слышите только шумы. При образовании этих согласных голосовые связки не вибрируют. Эти звуки называются глухими соглас­ными. Согласные же, при образовании которых участвуют го­лосовые связки, называются звонкими. По способу образования согласные звуки можно разделить на следующие пары звонких и глухих согласных: Б-П, В-Ф, Д-Т, 3-С, Г-К, Ж-Ш. Согласные звуки Ц, Ч называются составными звуками, так как они образуются из двух звуков: Ц=ТС, Ч = ТЬ-ШЬ.

Каждому гласному и согласному звуку свойственно опре­деленное звучание, которое вызывается точной работой речевого аппарата. Отклонение в установке частей речевого аппарата при произнесении того или другого звука ведет к искажению звука, а это в свою очередь — к искажению слова, к изменению его смысла.

Например, неточная работа губ приводит к искажению глас­ных звуков, а следовательно, и слов. Вместо «Соня» слово мо­жет прозвучать как «Суня», вместо «стол» — «стул», если губы будут вытянуты больше, чем требуется для образования звука О. Если не будут, например, вибрировать голосовые связки при произнесении звуков Ж, Д, то вместо слова «жалость» может прозвучать «шалость», вместо «дело» — «тело».

Поэтому необходимо знать правильный способ образования каждого звука родного языка. Особенно это важно для тех сту­дентов, речевые недостатки и дурные привычки которых яв­ляются серьезным препятствием для овладения сценической речью.
^ II. ПОЛОЖЕНИЕ РЕЧЕВОГО АППАРАТА

ПРИ ОБРАЗОВАНИИ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ2
Звук А. Нижняя челюсть опущена, расстояние между зуба­ми равно двум пальцам, язык лежит плоско, кончик языка у нижних передних зубов, губы образуют ровный овал, нёбная занавеска поднята, голосовые связки вибрируют.

Звук О. Челюсть опущена на расстояние меньшее, чем при А (на полтора пальца), губы несколько вытянуты вперед и округлены, кончик языка опущен вниз и оттянут от нижних передних зубов, задняя часть языка несколько приподнята к мягкому нёбу.

Звук У. Челюсть опущена на расстояние, равное одному мизинцу, губы сильно выдвинуты вперед и округлены больше, чем при звуке О; кончик языка отодвинут от нижних передних зу­бов на расстояние большее, чем при звуке О, задняя его часть высоко поднята к нёбу, нёбная занавеска поднята, голосовые связки вибрируют.





Рис. 2. Артикуляция А: а - снаружи; б – внутри.










Рис. 3. Артикуляция О: а - снаружи; б – внутри.










Рис. 4. Артикуляция У: а - снаружи; б – внутри.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебное пособие для театральных вузов М., «Искусство» iconКонспект лекций по дисциплине: «методика преподавания театральных дисциплин»
Учебное пособие предназначено для студентов Театрального отделения локкиИ. Это учебное пособие представляет собой очень очень краткое...

Учебное пособие для театральных вузов М., «Искусство» iconКаверин Б. И., Демидов И. В. К12 Ораторское искусство: Учеб пособие для вузов
Учебное пособие предназначено для изучения основ риторики и совершенствования ораторского мастерства. Особое внимание уделено вопросам...

Учебное пособие для театральных вузов М., «Искусство» iconУчебное пособие Омск 2012 удк 616. 8(075) ббк 56. 12я73
Учебное пособие предназначено для студентов старших курсов медицинских вузов

Учебное пособие для театральных вузов М., «Искусство» iconУчебное пособие для вузов Магнитогорск 2012
Учебное пособие предназначено для студентов очного и заочного обучения, начинающих изучать электропривод, и специалистов смежных...

Учебное пособие для театральных вузов М., «Искусство» iconШендрик А. И. Теория культуры: Учебное пособие для вузов
Шендрик А. И. Теория культуры: Учебное пособие для вузов. М.: Юнити-дана, Единство, 2002. 519с

Учебное пособие для театральных вузов М., «Искусство» iconУчебное пособие составлено на основании рабочей программы для специальностей:...
Военная гигиена: учебное пособие для аудиторной работы студентов медицинских вузов / сост.: Л. Г. Климацкая, Н. С. Шибанова, О. Ю....

Учебное пособие для театральных вузов М., «Искусство» iconУчебное пособие для студентов педагогических учебных заведений
Педагогика. Учебное пособие для студентов педаго гических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М: Педагогическое...

Учебное пособие для театральных вузов М., «Искусство» iconУчебное пособие для педагогических учебных заведений
Рекомендовано умо вузов РФ в качестве учебного пособия для студентов педагогических вузов

Учебное пособие для театральных вузов М., «Искусство» iconУчебное пособие для вузов / А. И. Богатырев. Екатеринбург: угк им. М. П. Мусоргского, 2013. с
Политология. Коммуникативный практикум: Учебное пособие для вузов / А. И. Богатырев. Екатеринбург: угк им. М. П. Мусоргского, 2013....

Учебное пособие для театральных вузов М., «Искусство» iconН. Н. Рощина педагогика
Учебное пособие предназначено для студентов педагогических вузов, педагогических отделений вузов и магистрантов

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов