Безопасность жизнедеятельности




НазваниеБезопасность жизнедеятельности
страница1/5
Дата публикации13.02.2014
Размер0.49 Mb.
ТипПояснительная записка
zadocs.ru > Право > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5


ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

АКАДЕМИЯ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра организации режима и надзора в УИС

А.А. Чабыкин, Д.В. Горбач
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Методические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению

контрольной работы для студентов института ПГ и МС

по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция


Профиль подготовки – Гражданское право

Профиль подготовки – Уголовное право
Квалификация (степень) выпускника «бакалавр»

Институт ПГ и МС

Категория обучающихся: студенты

Курс: 1-й (заочная форма обучения)
Рязань 2013

ББК 68.903р30

Б 40

Рецензенты:

А.М. Киселев, доктор педагогических наук, доцент (Академия ФСИН России);

^ В.И. Ашихмин(Академия ФСИН России)
Чабыкин А.А., Горбач Д.В.


Б40

Безопасность жизнедеятельности: методические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению контрольной работы. – Рязань : Академия ФСИН России, 2013. – 32 с.
Методические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению контрольной работы составлены на основе рабочей программы учебной дисциплины.

Обсуждены и одобрены на заседании кафедры организации режима и надзора в УИС 28 мая 2013 г., протокол № 14.

.


Начальник обеспечивающей кафедры

кандидат юридических наук И.А. Иваньков



Учебно-методическое издание
ЧАБЫКИН Андрей Анатольевич,

ГОРБАЧ Денис Владиславович
^ БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Методические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению контрольной работы


Технический редактор Л.И. Семочкина

Подписано в печать 12.07.13.

Формат 60х84 1/16.

Бумага офсетная. Гарнитура Times.

Печ. л. 2,0.

Тираж 30 экз. Заказ № _____.

Редакционно-издательский отдел

Академии ФСИН России

390000, г. Рязань, ул. Сенная, 1

Отпечатано: Отделение полиграфии РИО Академии ФСИН России

390000, г. Рязань, ул. Сенная, 1







ББК 68.903р30

© Чабыкин А.А., Горбач Д.В., 2013

© Академия ФСИН России, 2013

^ Пояснительная записка
Изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» предусмотрено рабочим учебным планом подготовки бакалавров с высшим профессиональным образованием у студентов института ПГ и МС заочной формы обучения по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция.

«Безопасность жизнедеятельности» относится к дисциплинам базовой части профессионального цикла и изучается в процессе подготовки студентов заочной формы обучения на 1-м курсе.

Специальных требований к знаниям, умениям и навыкам, необходимых для успешного изучения дисциплины, нет.

Целью освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» являются развитие профессиональных и формирование специальных профессиональных компетенций, определяющих базовые качества специалиста с учетом требований к безопасности и защищенности человека, а также профессионального поля деятельности сотрудника.

Основные задачи освоения учебной дисциплины:

1. Формирование у обучающихся знаний, умений и навыков, необходимых им для выполнения профессиональных задач в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, умения ориентироваться в сложной оперативной обстановке.

2. Обучение студентов приемам и способам защиты населения, основ организации поисково-спасательных и аварийно-восстановительных работ при ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий

3. Формирование у обучающихся умений и навыков в оценке устойчивости функционирования объектов народного хозяйства и способам повышения устойчивости при ЧС.

4. Ознакомление обучающихся с системой мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности на объектах народного хозяйства в ЧС применительно к содержанию работы невоенизированных формирований и служб, а также в соответствии со специальностью, получаемой в вузе, организационно-правовых основ обеспечения готовности органов ГО к действиям в экстремальных ситуациях, изучение передового опыта организации, их деятельности, овладение основными методами управления и тактическими приемами при действиях в чрезвычайных ситуациях.

5. Обучение правилам оформления и ведения служебных и графических документов как при заблаговременной подготовке к действиям при чрезвычайных обстоятельствах, стихийных бедствиях, введении чрезвычайного, военного положения, также при непосредственном выполнении задач в экстремальных условиях.

Достижение поставленной цели предусматривает решение ряда конкретных задач, а именно:

1. Формирование у обучающихся знаний, умений и навыков, необходимых им для выполнения профессиональных задач в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, умения ориентироваться в сложной оперативной обстановке.

2. Обучение студентов приемам и способам защиты населения, основ организации поисково-спасательных и аварийно-восстановительных работ при ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий

3. Формирование у обучающихся умений и навыков в оценке устойчивости функционирования органов и учреждений ФСИН России и способам повышения устойчивости при ЧС.

4. Ознакомление обучающихся с системой мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности на объектах ФСИН в условиях ЧС применительно к содержанию работы внештатных формирований и служб.

Требования к уровню освоения программы.

Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (Б.3.1.6) относится к дисциплинам базовой части (Б.3.1) профессионального цикла (Б.3 и изучается на 1-м курсе обучения.

По итогам курса обучающийся должен:

Знать:

− роль и задачи Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС);

– организационно-правовые нормы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (ЧС);

– боевые свойства оружия массового поражения и способы защиты от него;

– положение о классификации ЧС природного и техногенного характера;

– характеристику аварийных химически опасных веществ (АХОВ); предельно допустимые концентрации и меры защиты;

– способы и средства защиты населения и территорий от ЧС;

− методику оценки радиационной и химической обстановки, порядок подготовки и пользования приборами радиационной и химической разведки и радиационного контроля при организации службы в зонах ЧС и очагах поражения;

– основные дозовые пределы и критерии для принятия неотложных решений;

– основные требования по эксплуатации опасных производственных объектов;

– условные обозначения наносимые на топографические карты и правила ведения графических документов.

Уметь:

− прогнозировать радиационную и химическую обстановку на обслуживаемой территории, планировать мероприятия гражданской обороны на объектах народного хозяйства, работать с приборами радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля, пользоваться средствами индивидуальной защиты;

– оценивать оперативную обстановку, принимать адекватные решения в роли руководящего состава объекта народного хозяйства при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСиДНР) в зонах ЧС и очагах поражения, грамотно ставить задачи подчиненным, организовывать взаимодействие и управлять подчиненными в ходе проведения эвакуации и рассредоточения;

– организовывать и проводить мероприятия по повышению устойчивости производственных систем и объектов;

– проводить контроль параметров и уровня негативных воздействий на их соответствие нормативным требованиям;

– эффективно применять средства защиты от негативных воздействий; разрабатывать мероприятия по повышению безопасности и экологичности производственной деятельности;

– планировать мероприятия по защите производственного персонала и населения в чрезвычайных ситуациях и при необходимости принимать участие в проведении спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

– грамотно составлять служебные графические документы.

Владеть:

− основами планирования действий на объектах народного хозяйства при чрезвычайных ситуациях;

– основами организации ГО на объектах экономики;

− основами подготовки персонала и населения к действиям при ЧС.

В качестве формы контроля по итогам обучения для заочной формы обучения предусмотрено выполнение контрольной работы и сдача зачета.

Методические указания должны помочь обучающимся овладеть необходимым минимумом знаний по основным проблемным вопросам в области безопасности жизнедеятельности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также совершенствовать умения и навыки в прогнозировании и защите от всех негативных биогенных и техногенных факторов и расширить возможности для выработки и принятия самостоятельных управленческих решений.

В качестве основной литературы для подготовки к занятиям кафедра рекомендует действующие законодательные и нормативные акты, а также учебники, учебно-методические пособия по тематике курса. Кроме этого, слушатели могут использовать любые монографии, сборники, общественно-политические журналы, учебные и учебно-методические пособия, рекомендованные в качестве учебных пособий для учебных заведений по вопросам ГО и ЧС, БЖД. Для успешного изучения предмета слушателям не следует ограничиваться перечнем основной и дополнительной литературы, приведенным в рабочей программе, а прорабатывать материалы, публикуемые в периодических изданиях «Государство и право», «Собрание законодательства РФ», «Закон», «Российская юстиция» и других периодических изданиях.

В конце методического пособия предлагаются контрольные вопросы для подготовки к зачету. Вопросы для зачета составлены в соответствии с проблематикой всех изученных тем.

Формами контроля для студентов являются:

- текущий контроль - контрольная работа (перед ее выполнением необходимо ознакомиться с методическими рекомендациями и указаниями по выполнению контрольной работы);

- итоговый контроль - зачет без оценки. Зачет проводится по билетам или без них (путем собеседования). Порядок проведения зачета, форма проверки знаний и навыков слушателей определяются кафедрой в соответствии с требованиями инструкции по организации образовательного процесса в Академии.

При выполнении контрольной работы необходимо предварительно ознакомиться с вопросами, затем подобрать и изучить соответствующие нормативные акты, учебную и научную литературу.

Контрольная работа должна иметь свой план, который состоит из введения, в котором автор отражает ее актуальность, роль и значение рассматриваемых вопросов, краткий теоретический материал по двум выносимым на рассмотрение вопросам, решение практической задачи (по указанной методике) и заключения с краткими выводами и возможными собственными предложениями автора, направленными на совершенствование законодательства, а также списка используемой литературы.

После списка используемой литературы студент-заочник ставит свою подпись и дату выполнения контрольной работы.

Общий объем контрольной работы (задание 1-2) должен составлять не менее 15 страниц машинописного текста в 1,0 интервала, задания 3 выполняется по приведенным примерам в методических указаниях.

^ Учебно-тематический план

Заочная форма обучения




п/п

Наименование тем

Всего часов

Из них аудиторных:

Самостоятельная

работа

Всего часов

Лекции

Семинарские

занятия

Практические

занятия

Др. виды

занятий (КР)




1 семестр




1

Т.1. Основы безопасности жизнедеятельности, основные понятия, термины и определения. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и роль ФСИН России в её функционировании

8

2

2










6

2

Т.2. Правовые, нормативно-технические и организационные основы обеспечения БЖД

8
















8

3

Т.3. Негативные факторы в системе «человек - среда обитания» и их влияние на условия жизнедеятельности

6
















6

4

Т.4. Техногенные опасности и защита от них. Опасные производственные объекты и их характеристика

6
















6

5

Т.5. Характеристика поражающих воздействий, влияющих на работу исправительных учреждений (ИУ)

8
















8

6

Т.6. Управление природной, техногенной и социальной безопасностью населения

10

2

2










8

7

Т.7. Методика оценки химической обстановки

12

2







2




10

8

Т.8. Методика оценки радиационной обстановки

8
















8

9

Т.9. Способы и средства защиты личного состава и объектов ИУ при чрезвычайных ситуациях (ЧС).

10

2




2







8

10

Т.10. Инженерная защита населения и территорий в ЧС. Повышение устойчивости функционирования ИУ

12

2







2




10

11

Т.11. Организация и проведение эвакуации и рассредоточения

12

2







2




10

12

Т.12. Организация и ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ

8
















8

^ Всего по курсу:

108

12

4

2

6




96

Содержание дисциплины

Тема 1. Основы безопасности жизнедеятельности, основные понятия, термины и определения. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и роль ФСИН России в её функционировании

Цели и задачи дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

Характерные системы "человек - среда обитания". Производственная, городская, бытовая, природная среда. Взаимодействие человека со средой обитания. Закон сохранения жизни Куражковского Ю.Н. Основы оптимального взаимодействия: комфортность, минимизация негативных воздействий, устойчивое развитие систем.

Развитие теории и практики защиты населения и территорий страны при чрезвычайных ситуациях. Периоды возникновения и развития спасательных сил. Роль общественных объединений в создании государственной структуры в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Понятие, классификация и основные причины возникновения чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера. Роль и задачи Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Понятие, классификация чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера.

Организационная структура РСЧС. Территориальная и функциональная подсистема РСЧС и пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый.

Координирующие органы РСЧС. Основные задачи комиссий по чрезвычайным ситуациям региональных центров. Органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС) как основной орган управления по делам ГО и ЧС на федеральном уровне.

Органы повседневного управления РСЧС. Основные мероприятия, осуществляемые в режиме повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации.

Функции ФСИН России в РСЧС. Задачи ФСИН в области защиты населения и территории от ЧС. Руководство органами управления, силами и средствами из состава структурных подразделений, органов и учреждений ФСИН, которые выполняют задачи при действиях в ЧС.

Используемая литература: [1, 2, 3, 4, 6, 8, 20, 21, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29]
^ Тема 2. Правовые, нормативно-технические и организационные основы обеспечения БЖД
Вопросы безопасности жизнедеятельности в законах и подзаконных актах.

Охрана окружающей среды. Нормативно-техническая документация по охране окружающей среды. Система стандартов “Охрана природы”. Управление охраной окружающей среды в РФ, регионах, селитебных зонах, на промышленных объектах. Международное сотрудничество по охране окружающей среды. Мониторинг окружающей среды в РФ и за рубежом. Правила контроля состояния окружающей среды. Организация контроля состояния окружающей среды в регионах и селитебных зонах. Контроль выбросов промышленных предприятий и транспортных средств, его метрологическое обеспечение.

Законодательство о труде. Законодательные акты директивных органов. Подзаконные акты по охране труда. Санитарные нормы и правила. Инструкции по охране труда. Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Стандарты предприятий по безопасности труда. Система управления охраной труда (СУ ОТ) на предприятии. Интегральные показатели системы безопасности и условий труда, безопасности оборудования и технологических процессов. Планирование мероприятий по охране труда. Их стимулирование. Виды контроля условий труда: текущий контроль, целевые и комплексные проверки, сертификация рабочих мест. Контроль тяжелых, особо тяжелых, вредных и особо вредных условий труда. Технико-экономический анализ результатов сертификации рабочих мест. Страхование техногенных рисков.

Чрезвычайные ситуации в законах и подзаконных актах. Закон Российской Федерации “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”. Государственное управление в чрезвычайных ситуациях. Аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования постоянной готовности. Координация планов и мероприятий гражданской обороны с экономическими планами. Паспортизация состояний инженерных сооружений ГО. Целевые и комплексные проверки готовности к действиям в ЧС.

Используемая литература: [1, 2, 3, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29]
^ Тема 3. Негативные факторы в системе «человек - среда обитания» и их влияние на условия жизнедеятельности

Источники и уровни различных видов опасностей естественного, антропогенного и техногенного происхождения, их эволюция. Отходы и неконтролируемый выход энергии как основные причины негативного воздействия на человека и среду обитания. Закон о неустранимости отходов и побочных воздействий производства.

Понятие, классификация и основные причины возникновения чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного, техногенного и биолого-социального характера. Фазы развития чрезвычайных ситуаций и основные направления минимизации вероятности возникновения и последствий ЧС.

Классификация негативных факторов: естественные, антропогенные и техногенные, физические, химические, биологические, психофизические; травмирующие и вредные зоны. Вероятность (риск) и уровни воздействия негативных факторов. Критерии безопасности. Аксиома о зонах и времени действия опасностей.

Техносфера как зона действия опасностей повышенных и высоких уровней. Демографический взрыв, урбанизация, научно-техническая революция - причины формирования техносферы. Виды техносферных зон и регионов: производственная сфера, промышленная зона, регион, городская, селитебная, транспортная и бытовая среда. Тенденции к росту энергетических уровней в современных регионах и зонах техносферы.

Виды, источники и уровни негативных факторов производственной среды: запыленность и загазованность воздуха, вибрации, акустические колебания; электромагнитные поля и излучения; ионизирующие излучения; движущиеся машины и механизмы; высота, падающие предметы, производственные яды, смазочно-охлаждающие жидкости; повышенная или пониженная температура воздуха, повышенная влажность и скорость воздуха; неправильная организация освещения, недостаток кислорода в зоне деятельности; физические и нервно-психические перегрузки; умственное перенапряжение; эмоциональные перегрузки.

Виды и масштабы негативного воздействия объектов экономики на промышленные и селитебные зоны, на природную среду: выбросы и сбросы, твердые и жидкие отходы, энергетические поля и излучения, выбросы теплоты. Уровни первичных загрязнений атмосферного воздуха, гидросферы, почвы и литосферы объектами энергетики, промышленности, транспорта, сельского хозяйства. Взаимодействие и трансформация загрязнений в среде обитания. Образование смога, кислотных дождей, разрушение озонового слоя, снижение плодородия почвы и качества продуктов питания, разрушение технических сооружений и т.п. Аксиома об одновременности воздействия техногенных опасностей на человека, природную среду и техносферу.

Источники и уровни негативных факторов бытовой среды. Взаимосвязь состояния бытовой среды с комплексом негативных факторов производственной и городской среды.

Используемая литература: [5, 7, 10, 11, 14, 15, 16, 18]
^ Тема 4. Техногенные опасности и защита от них. Опасные производственные объекты и их характеристика
Аксиома о потенциальной опасности производственных процессов и технических средств. Причины отказов, критерии и методы оценки опасных ситуаций. Понятие и величина риска. Остаточный риск - объективная предпосылка производственных аварий и катастроф. Вероятность возникновения аварий на производстве. Допустимый риск и методы его определения.

Прогнозирование и моделирование условий возникновения опасных ситуаций. Выбор вероятностей воздействия травмирующих и вредных факторов для типовой продукции и технологий. Аналоги, экспериментальные исследования, экспертные оценки. Порядок оценки и подтверждения требований безопасности при проектировании технических средств. Примеры альтернативных решений вопросов безопасности.

Классификация объектов экономики по потенциальной опасности. Химически опасные объекты, их классификация, характер аварий и критерии потенциальной опасности. Основное содержание Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Категории опасных производственных объектов и предельные количества опасных веществ, наличие которых на объекте является основанием для обязательной разработки декларации промышленной безопасности. Критерии для классификации химически опасных объектов (ХОО). Подразделение ХОО по степени опасности в зависимости от количества запасов аварийных химически опасных веществ (АХОВ). Локальные, местные, региональные и глобальные аварии на ХОО.

Радиационные опасные объекты и их классификация. Зоны контроля, ограниченного проживания населения, добровольного отселения, отселения, устанавливаемые в условиях радиационной аварии и критерии вмешательства на зараженных территориях. Источники ионизирующего излучения и их физическая природа. Источники радиоактивного загрязнения окружающей среды. Основные требования по эксплуатации радиационно опасных объектов (РОО) и мероприятия по защите персонала и населения, проводимые на объекте. Государственное нормирование в области обеспечения радиационной безопасности. Нормы радиационной безопасности. Основные понятия, установленные НРБ-99. Основные дозовые пределы и критерии для принятия неотложных решений.

Идентификация аварий при проектировании объектов, технологий, технических систем, машин. Снижение аварийной опасности за счет повышения надежности цепочки “проектирование - строительство - эксплуатация”. Размеры и структура зон поражения, характеристика очагов поражения, первичные и вторичные поражающие факторы при производственных авариях.

Используемая литература: [5, 7, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 18]
^ Тема 5. Характеристика поражающих воздействий, влияющих на работу исправительных учреждений (ИУ)
Понятие о ядерном оружии. Принцип устройства и действия ядерных зарядов. Ядерные боеприпасы, классификация по мощности и средства доставки их к цели. Поражающие факторы ядерного взрыва (воздушная ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, радиоактивное заражение местности, электромагнитный импульс) и способы защиты от них, характеристика очага ядерного поражения.

Понятие о химическом оружии. Классификация отравляющих веществ, их боевые свойства, средства и способы применения. Средства доставки и применения отравляющих веществ (ОВ). Способы и средства защиты от химического оружия. Характеристика очага химического поражения.

Понятие о бактериологическом (биологическом) оружии. Виды боевых биологических средств. Средства и способы применения бактериологического оружия. Характеристика очага бактериологического (биологического) поражения и способы защиты. Понятие о карантине и обсервации.

Понятие о зажигательном оружии. Поражающее действие зажигательного оружия и защита от него.

Очаг комбинированного поражения. Условия возникновения и его характеристика.

Краткая характеристика новых видов оружия массового поражения.

Краткая характеристика стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф.

Физические и химические свойства аварийных химически опасных веществ (АХОВ). Краткая характеристика, хранение и транспортировка MOB. Предельно допустимые поражающие концентрации.

Очаг химического поражения. Зоны химического заражения по первичному и вторичному облаку. Зависимость глубины зоны заражения от скорости переноса переднего фронта облака зараженного воздуха. Классификация аварий, связанных с выбросом АХОВ.

Особенности прогнозирования химического заражения в городе. Организация химической разведки и химического контроля в районе аварии. Приборы и устройства, применяемые для их осуществления. Способы и средства ликвидации последствий химически опасных аварий.

Защита населения, сельскохозяйственных животных, территорий и медицинская помощь пораженным АХОВ.

Используемая литература: [8, 21, 23]
^ Тема 6. Управление природной, техногенной и социальной безопасностью населения
Понятие безопасности и управление безопасностью в условиях ЧС. Задачи, стоящие перед органами и учреждения в области защиты от ЧС.

Методы управления, основанные на анализе и оценке риска как количественной характеристики опасности для населения и окружающей среды. Управление рисками чрезвычайных ситуаций. Природный, техногенный и социальный риск. Система управления рисками в чрезвычайных ситуациях. Анализ риска. Техническая, экономическая и психологическая концепция анализа риска. Исследование риска для населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Основные задачи анализа и прогнозирования рисков чрезвычайных ситуаций. Меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций, уменьшению их масштабов в случае возникновения.

Осуществление зонирования территории страны, регионов, городов и населенных пунктов по критериям природного и техногенного рисков. Зоны возможного опасного землетрясения, вероятного затопления, возможных опасных геологических явлений, возможного радиоактивного загрязнения, химического заражения, возможных разрушений, возможного образования завалов, световой маскировки.

Инженерно-технические мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Противосейсмические, противооползневые и противообвальные мероприятия. Предупредительные меры по смягчению последствий сезонных погодных явлений. Порядок разработки инженерно-технических мероприятий в градостроительной документации для территорий. Этапы управления безопасностью от ЧС природного и техногенного характера. Организационная структура управления органов и учреждений в условиях ЧС. Штабы ГОиЧС , их структура задачи и функции.

Государственное управление в чрезвычайных ситуациях. Режимы функционирования органов управления в повседневной деятельности и в условиях ЧС. Пункты управления, разворачиваемые на объекте. Управление силами ГОи ЧС в конкретных режимах функционирования РСЧС. Организация системы управления ГО на объектах экономики. Организация процесса управления ГО в повседневной деятельности и при переводе в степени готовности по ГО. Координация планов и мероприятий гражданской обороны с экономическими планами.

Используемая литература: [4, 5, 9, 13, 17]

^ Тема 7. Методика оценки химической обстановки
Задачи, сущность, исходные данные и методы оценки химической обстановки. Методика прогнозирования масштабов заражения химически опасными веществами (АХОВ) при авариях на химически опасных объектах и транспорте. Прогнозирование глубин зон заражения от первичного и вторичного облака АХОВ. Определение площади зоны поражения, времени подхода зараженного воздуха к объекту и продолжительности поражающего действия АХОВ. Порядок нанесения зон заражения на топографические карты и схемы. Решение типовых задач при оценке химической обстановки.

Определение вероятности поражения личного состава при нахождении в зонах химического заражения и времени пребывания людей в этих зонах.

Определение режимов защиты личного состава и производственной деятельности объектов в условиях химического заражения. Использование ЭВМ при оценке химической обстановки и организации служебной деятельности в зонах ЧС.

Практическое занятие проводится в форме деловой игры. Слушатели в роли инспектора группы военно-мобилизационной работы и гражданской обороны проводят оценку химической обстановки и наносят зоны заражения местности на карту (схему).

Используемая литература: [8, 21, 23]
^ Тема 8. Методика оценки радиационной обстановки

Задачи, сущность, исходные данные и методы оценки радиационной обстановки.

Понятие наземной радиационной обстановки. Критерии ионизирующего излучения. Определение масштабов и характера загрязнения. Анализ влияния заражения местности на деятельность объектов народного хозяйства, сил ГО и населения. Выбор наиболее целесообразных вариантов действий. Прогнозирование и оценка радиационной обстановки. Методика оценки радиационной обстановки. Решение типовых задач при оценке радиационной обстановки. Определение и нанесение зон радиоактивного заражения на карту (схему). Общие сведения о контроле радиационной обстановки.

Определение вероятности поражения личного состава при нахождении в зонах радиационного заражения и времени пребывания людей в этих зонах.

Определение режимов защиты личного состава и производственной деятельности объектов в условиях радиационного заражения. Использование ЭВМ при оценке радиационной обстановки и организации служебной деятельности в зонах ЧС.

Используемая литература: [8, 21, 23]
^ Тема 9. Способы и средства защиты личного состава и объектов исправительных учреждений при чрезвычайных ситуациях
Правовые основы и роль государства в защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Основные задачи подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Основные принципы защиты в мирное и военное время. Система комплексной защиты населения от современных средств поражения. Состав мероприятий по комплексной защите населения. Оповещение населения об опасности, его информировании о порядке действий в сложившихся чрезвычайных условиях. Эвакуационные мероприятия, меры по инженерной защите населения, меры радиационной и химической защиты. медицинские мероприятия. Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Подготовка руководящего состава РСЧС, путем участия в учебно-методических сборах, штабных и объектовых тренировках, командно-штабных и комплексных учениях по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций, в других оперативных мероприятиях, а также самостоятельной подготовки.

Основные мероприятия по защите населения при производственных авариях, катастрофах и стихийных бедствиях. Основные положения по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий

Краткая характеристика основных способов защиты: укрытие рабочих, служащих и населения в защитных сооружениях; организация и проведение эвакуации и рассредоточения; использование средства индивидуальной защиты. Особенности радиационной, химической и медико-биологической защиты населения. Особенности защиты населения в районах атомных электростанций. Защита населения в районах химически опасных объектов. Защита населения в зонах катастрофического затопления и наводнения. Защита населения от спонтанного взрыва на газопроводах и вблизи складов хранения взрывчатых веществ. Особенности защиты населения от терроризма в современных условиях.

Используемая литература: [4, 8, 9, 21, 23]
^ Тема 10. Инженерная защита населения и территорий в ЧС. Повышение устойчивости функционирования объектов
Основные принципы инженерной защиты населения. Основные положения по защите населения от чрезвычайных ситуаций. Общие принципы инженерной защиты населения. Основы разработки схем размещения защитных сооружений на территории города, населенного пункта. Основное содержание схемы размещения защитных сооружений. Особенности наращивания инженерной защиты населения в военное время.

Виды защитных сооружений и основные требования по их эксплуатации. Назначение, классификация, устройство, оборудование и правила пользования убежищами, противорадиационными и простейшими укрытиями. Нормы площади основных помещений на одного укрываемого. Сроки и порядок осуществления контроля за состоянием защитных сооружений, исправности инженерных систем. Задачи объектовых служб, отвечающих за эксплуатацию защитных сооружений. Укрытие в приспособленных и специальных сооружениях.

Организация укрытия населения в чрезвычайных ситуациях. Паспортизация состояний инженерных сооружений ГО. Целевые и комплексные проверки готовности к действиям в ЧС.

Основы устойчивости функционирования ИУ. Содержание и методика оценки устойчивости функционирования объектов. Проведение исследования устойчивости функционирования объекта и планирование мероприятий по ее повышению. Исходные положения для оценки устойчивости. Методика оценки защищенности производственного персонала. Методика оценки физической устойчивости производственных зданий. Методика оценки физической устойчивости материально-технического снабжения и системы управления. Оценка готовности объекта к быстрому восстановлению производства. Принципы и способы повышения устойчивости функционирования объектов в ЧС. Способы повышения защищенности персонала. Мероприятия по повышению устойчивости инженерно-технического комплекса и системы управления объектом. Требования норм проектирования инженерно-технических мероприятий ГО (Нормы ИТМ ГО) к гражданским и промышленным объектам.

Практическое занятие проводится в форме деловой игры. Слушатели в роли инспектора группы военно-мобилизационной работы и гражданской обороны выполняют необходимые расчеты по укрытию персонала и спецконтингента в защитных сооружениях.

Используемая литература: [4, 8, 9, 21, 23]

^ Тема 11. Организация и проведение эвакуации и рассредоточения
Сущность эвакуационных мероприятий. Понятие эвакуации, рассредоточения и загородной зоны. Классификация вариантов проведения эвакуации в зависимости от характера чрезвычайных ситуаций, масштабов ее реализации и численности вывозимого (выводимого) населения, охвата населения, времени и срочности проведения (заблаговременная, экстренная, локальная, местная, зональная, общая и частичная эвакуация). Критерии принятия решения об эвакуации в случаях поражения систем и объектов жизнеобеспечения населения при ЧС.

Планирование и организация проведения эвакуационных мероприятий. Исходные данные и группы населения, установленные при планировании эвакомероприятий. Сущность проведения эвакуации и рассредоточения комбинированным способом. Порядок выбора и расчета маршрутов эвакуации. Требования по разработке основных руководящих документов (план эвакуации, схема маршрутов эвакуации). Порядок назначения основных должностных лиц по проведению эвакомероприятий и их обязанности. Особые случаи проведения эвакуации.

Практическое занятие проводится в форме деловой игры. Слушатели в роли инспектора группы военно-мобилизационной работы и гражданской обороны выполняют предварительные расчеты по подготовке эвакомероприятий и оформляют на карте (схеме местности) решение на их проведение.

Используемая литература: [4, 8, 9, 21, 23]
^ Тема 12. Организация и ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ
Общие положения по организации и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ (АС и ДНР) при ЧС. Цели, задачи и характеристика АС и НДР, силы и средства, привлекаемые для их применения. Организация и ведение АС и НДР в очагах поражения. Группировка сил и средств, порядок выдвижения к очагу поражения. Организация взаимодействия. Особенности проведения АС и НДР в очаге комбинированного поражения, при разрушении объектов с ядерной технологией, в очагах химического и биологического заражения. Экипировка спасательных формирований. Средства и способы специальной обработки.

Санитарно-эпидемиологический надзор в чрезвычайных ситуациях. Организация жизнеобеспечения населения в условиях чрезвычайных ситуаций и исходные данные для планирования мероприятий для их проведения. Гуманитарная помощь в чрезвычайных ситуациях. Реабилитация участников ликвидации чрезвычайных ситуаций и пострадавшего населения.

Используемая литература: [4, 8, 9, 21, 23]

^ Рекомендуемые образовательные технологии

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по специальности 030300 Психология реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерные симуляции, практикумы, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) основной образовательной программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20% аудиторных занятий. Занятия лекционного типа не могут составлять более 40% аудиторных занятий.

В ходе изучения дисциплины рекомендуется проводить в активных и интерактивных формах обучения следующие занятия:

Заочная форма обучения

Номер

раздела, темы

Вид занятия

(Л, ПР, ЛР)

Используемая интерактивная образовательная технология

Кол-во

часов

1

2

3

4

Т.7

Практическое занятие

Деловая игра

2

1

2

3

4

Т.10

Практическое занятие

Деловая игра

2

Т.11

Практическое занятие

Деловая игра

2

Итого:

6


^ 2. Методические рекомендации и указания по выполнению

контрольной работы
Слушатели знакомятся с основными темами курса в период проведения установочной сессии. В дальнейшем программа изучается самостоятельно.

По всему курсу выполняется одна контрольная работа. Задание для контрольной работы включает три задачи и охватывает основные разделы курса «Безопасность жизнедеятельности». Распределение вариантов осуществляется в зависимости от начальной буквы фамилии студента в соответствии с предлагаемой таблицей.


Наименование букв фамилий слушателей

Номер варианта

А, Ф,

М, У,

Г, И, Н

К, Щ, Я

Т, Ш, Ц

Б, З, Ю

Ж, Д, Л

В, Э, Р

Х, П, О

Е, Ч, С

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


При выполнении контрольной работы необходимо соблюдать следующие требования:

- на 1 и 2 задание необходимо письменно дать полные, развернутые ответы;

- задание 3 выполняется по вариантам, указанным в представленной ниже методике с развернутым ответом решения задачи. Схема прогнозируемой обстановки составляется на отдельном листе графически четко, в условных знаках, принятых для простейших чертежей местности. Схема должна иметь соответствующее оформление: заголовок, стрелку север-юг, масштаб (численный и линейный), дату составления и подпись составителя.

Контрольную работу следует представлять для проверки на кафедру в срок, установленный факультетом, но не менее чем за один месяц до начала сессии.

При проверке работы учитываются все ее элементы, а именно: полнота и точность ответов на теоретические вопросы; правильность решения задач, наличие необходимых пояснений хода их решения; четкость исполнения графических документов; аккуратность выполнения задания по вычерчиванию схемы прогнозируемой обстановки, условных тактических знаков, а также своевременность представления работы на проверку.

В тех случаях, когда контрольная работа не зачтена, направляя новую, следует приложить к ней незачтенную контрольную работу.

^ ВАРИАНТ № 1
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Безопасность жизнедеятельности iconВопросы по курсу «Безопасность жизнедеятельности»
Факторы, формирующие условия жизнедеятельности. Основное содержание общественно-политических, социальных, экологических, техногенных...

Безопасность жизнедеятельности iconБезопасность жизнедеятельности как категория. Общие понятия и определения...
Безопасность жизнедеятельности (бжд) – это область научных знаний, изучающих общие опасности, угрожающие каждому человеку и разрабатывающая...

Безопасность жизнедеятельности iconБезопасность жизнедеятельности
Безопасность жизнедеятельности: практикум / Составитель: доцент Устименко В. Н. – Симферополь, кэи, 2012. – 64 с

Безопасность жизнедеятельности iconКонспект является основным учебным пособием по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
К у р б а т о в Б. Е. Безопасность жизнедеятельности. Конспект лекций. М.: изд. Маи. 2006. 92 с с ил

Безопасность жизнедеятельности iconПлан лекции: Введение Задачи и порядок изучения курса Основные положения...
Кукин П. П., Лапин В. Л., Пономарев Н. Л. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств. Учебное...

Безопасность жизнедеятельности iconВопросы к экзамену по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
Безопасность как одна из основных потребностей человека в современном мире. Понятие «безопасность». Системы безопасности (экологическая,...

Безопасность жизнедеятельности iconМетодические указания по выполнению домашних заданий по курсу «Безопасность...
Учебной программой курса «Безопасность жизнедеятельности» предусмотрено выполнение двух домашних заданий, по три вопроса в каждом,...

Безопасность жизнедеятельности iconМетодические рекомендации по выполнению лабораторных работ по дисциплине...
Методические рекомендации разработаны старшим преподавателем кафедры судовождения и энергетики судов иф онма мазур Т. Н. в соответствии...

Безопасность жизнедеятельности iconМетодические указания к лабораторной работе по курсу «Безопасность жизнедеятельности»
Метод указания к выполнению лабораторной работы по курсу «Безопасность жизнедеятельности»/ Воронеж гос технол акад.; Сост. А. М....

Безопасность жизнедеятельности iconКурс «бжд» рабочая программа Курса «Безопасность жизнедеятельности»...
Рабочая программа разработана в соответствии с программой подготовки студентов учебных заведений по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»Министерства...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов