Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «башкирский государственный аграрный университет»




НазваниеФедеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «башкирский государственный аграрный университет»
страница1/14
Дата публикации07.04.2014
Размер2.01 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ




ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ»





Кафедра государственного и

муниципального управления

^ Дипломное проектирование
Методические указания


Специальность 080504 Государственное и муниципальное управление

Уфа 2008

УДК

ББК

Рекомендовано к изданию методической комиссией факультета информационных технологий и управления (протокол № 1 от «26» сентября 2008 г.)


Составитель: к.ю.н., проф. Ханнанова Т.Р., к.э.н., доц. Шутько Г.Н.
Рецензент: д.э.н., проф., зав. кафедрой «Управление и организация предпринимательства» УГАЭС Маликов Р.И.
Ответственный за выпуск: зав. кафедрой к.ю.н., профессор Ханнанова Т.Р.

Оглавление



1 Цель, задачи и организация дипломного проектирования……

4

2 Этапы и содержание научного исследования………………….

2.1 Выбор темы и составление плана исследования………..

2.2 Изучение научной литературы и изложение теоретических аспектов темы………………………………....

2.3 Анализ объекта и предмета исследования……………..

2.4 Разработка и обоснование конструктивных предложений по исследуемой теме………………………......

2.5 Оформление дипломного проекта……………………….

3 Типовая структура дипломного проекта……………………….

7

7
8

13
28

50

63

4 Порядок защиты дипломного проекта…………………………

64

5 Примерный перечень тем дипломных проектов………………

Список литературы..........................................................................

72

117

Приложение А. Пример оформления титульного листа дипломного проекта……………………………………………….

Приложение Б. Пример оформления задания на дипломный проект……………………………………………………………..


118
119

Приложение В. Пример оформления реферата дипломного проекта……………………………………………………………...


120

Приложение Г. Пример оформления содержания дипломного проекта……………………………………………………………

Приложение Д. Пример оформления списка использованных источников…………………………………………………………

Приложение Е. Образец отзыва на дипломный проект………….

Приложение И. Образец рецензии на дипломный проект………


121
122

126

129








^ 1 ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДИПЛОМНОГО

ПРОЕКТИРОВАНИЯ
В соответствии с государственным образовательным стандартом подготовка и защита дипломного проекта являются непре­менными условиями итоговой государственной аттестации студен­та, завершающего обучение по специальности 080504 «Государ­ственное и муниципальное управление». При выполнении дипломного проекта студент должен показать глубокие теорети­ческие знания при разработке конкретных вопросов, умение ис­пользовать современные методы экономических и правовых исследований, при проведении различных расчетов, применять достижения науки и техники, четко и логично излагать свои мысли, обобщать и фор­мулировать выводы и предложения.

Цель этого:

• систематизация, закрепление, расширение теоретических и практических знаний по специальности, применение этих знаний при решении конкретных научных, управленческих и экономических задач;

• развитие навыков самостоятельной работы, овладение методикой научного исследования при решении разрабатываемых в дипломной работе проблем и вопросов;

• выяснение подготовленности студента к самостоятельной работе в условиях быстро меняющихся экономических, управленческих и законотворческих процессов.

Дипломный проект выполняется на материалах изучения деятельности конкретного объекта, которым может быть организация (учреждение) государственного или муниципального управления. В нем должны быть разработаны вопросы совершенствования структуры и методов управления процессами или объектами.

Выполнение дипломного проекта предполагает решить следующие задачи:

1) вооружить студента глубокими теоретическими знаниями, что достигается путем изучения специальной литературы по избранной теме. В процессе изучения приобретаются навыки выявления не­решенных проблем и предложений отдельных авторов по их реше­нию, а также формируется собственное мнение студента по реше­нию проблемы;

2) научить студента использовать современные методы экономических и правовых исследований, в том числе при проведении различных расчетов. Сту­дент должен уметь проанализировать конкретные данные органи­зации (учреждения) или процесса, дать экономическую и правовую оценку происходящим явлениям, сделать правильные выводы по анализируемым данным;

3) выявить способности студента правильно применять теоретические знания при решении конкретных задач, его умение предложить пути решения проблем, экономически обосновать рекомендации;

4) научить будущего специалиста излагать свои мысли четко, грамотно и в строгой логической последовательности, уметь отста­ивать свои взгляды, аргументировать предложения.

Содержание дипломного проекта должно соответствовать следующим основным требованиям:

• отражение актуальной проблемы управления с систематизацией причин ее возникновения, факторов и направлений, а также механизмов и методов решения;

• обоснованность выводов и предложений с помощью результатов анализа деятельности объекта исследования в сравнении с аналогами, среднероссийскими показателями, зарубежным опытом;

• практическая значимость рекомендаций, подтвержденная расчетами социально-экономической эффективности;

• оформление в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к структуре и правилам оформления отчета о научно-исследовательской работе (в соответствии с ГОСТ 7.32-2001 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно - исследовательской работе. Структура и правила оформления).

Дипломный проект независимо от избранной темы должен

иметь следующие структуру и объемы (табл. 1).

Таблица 1 Структура и объем дипломного проекта

Наименование разделов

Объем, количество страниц

Введение

3-5

Глава 1 — теоретическая часть

20-25

Глава 2 — аналитическая часть

20-25

Глава 3 — проектно-конструкторская часть

20-25

Заключение

3-5

Список использованной литературы (не менее 50 наименований)

3-5

Приложения (по усмотрению автора)




ИТОГО

70-80


В соответствии с традиционной структурой дипломного проек­та в каждой главе должно быть, как правило, по 2—3 параграфа. План проекта следует согласовывать с научным руководителем в процессе работы он мо­жет уточняться.

Научный руководитель дипломного проекта:

1) оказывает дипломнику помощь в выборе и формулировании темы дипломного проекта, определении объекта исследования и соответствия его базе преддипломной практики;

2) выдает студенту задание на дипломный проект с указанием сроков его окончания и представления к защите;

3) помогает дипломнику в составлении плана и календарного графика работы, в выборе направления и методики проведения исследований;

4) рекомендует студенту необходимую научную литературу или разъясняет технологию поиска теоретических источников и фак­тических материалов;

5) проводит регулярные консультации и контролирует ход вы­полнения дипломного проекта;

6) дает оценку окончательному варианту работы в виде отзыва руководителя (см. приложение Е).

Успешное выполнение дипломного проекта зависит от четкого соблюдения установленных сроков и последовательного выполне­ния отдельных этапов. Можно выделить следующие этапы:

1. Выбор темы дипломного проекта и ее утверждение на кафедре не позднее чем за два месяца до начала преддипломной практики у студентов очной формы обучения или зимней экзаменационной сес­сии у студентов заочной формы обучения.

2. Изучение теоретических основ темы дипломного проекта, заключающееся в подборе научной литературы, составлении библиографического списка и плана исследования не позднее, чем к началу преддипломной практики.

3. Написание и представление научному руководителю главы 1 дипломного проекта не позднее, чем за 10 дней до окончания преддипломной практики.

4. Подготовка главы 2 дипломного проекта и отчета о прохождении преддипломной практики не позднее, чем через 10 дней пос­ле окончания преддипломной практики.

5. Доработка глав 1 и 2, а также разработка главы 3 не позднее, чем за полтора месяца до ориентировочной даты защиты диплом­ного проекта.

6. Доработка и оформление дипломного проекта в окончательном варианте и представление его научному руководителю не позд­нее чем за три недели до ориентировочной даты защиты диплом­ного проекта.
^ 2 ЭТАПЫ И СОДЕРЖАНИЕ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Выбор темы составление плана исследования
Темы дипломных проектов выбираются из списка, рекомендованного кафедрой.

Выбрав тему, студент должен уяснить, в чем заключаются цель, конкретные задачи и аспект ее разработки. Для этого надо опреде­лить, в чем заключаются сущность предлагаемой для разработки проблемы, ее новизна и актуальность, теоретическая и практичес­кая ценность.

Рабочий план составляется при непосредственном участии научного руководителя студента и начинается с разработки темы, т.е. замысла предполагаемого научного исследования. Возможно, что в основу такого замысла будет положена гипотеза, т.е. предположение, изложенное на основе, как интуиции (предчувствия), так и предварительно разработанной версии (т.е. сообщения чего-либо и целях предварительного объяснения).

Рабочий план имеет произвольную форму. Обычно он состоит из перечня расположенных в столбик рубрик, связанных внутрен­ней логикой исследования данной темы и позволяющих по месту их положения в плане судить об уместности и значимости этих час­тей.

План должен быть гиб­ким, чтобы можно было включать в него новые возможные аспек­ты, возникающие в процессе разработки темы.
^ 2.2. Изучение научной литературы и изложение теоретических

аспектов темы

Изучение литературы целесообразнее всего начинать с различного рода монографий, научных сборников, учебников и учебных по­собий, с тем чтобы получить наиболее общее представление об ос­новных вопросах, к которым примыкает избранная тема, а затем уже перейти к поиску дополнительного материала. Примерный перечень таких публикаций приведен в списке литературы данного пособия.

Самостоятельное, не менее важное значение имеют научные статьи периодической печати — центральных газет и журналов. Отличительной особенностью статей является их оперативность и актуальность, поскольку для их издания требуется меньше времени, чем для монографий или научных сборников. С учетом предлагаемой тематики дипломных проектов наибольший интерес представляют следующие цен­тральные периодические издания: газеты - «Экономическая газета» «Новая экономическая газета», «Российская газета», журналы - «Проблемы теории и практики управления», «Федеративные отношения и региональная социаль­но-экономическая политика», «Менеджмент в России и за рубе­жом», «Проблемы прогнозирования», «Российский экономический журнал», «Вопросы экономики», «Экономист», «Антикризисное и внешнее управление», «Вопросы государственного и муниципального управления», «Вопросы местного самоуправления: стратегия и практика муниципального развития», «Глава местной администрации», «Городское управление», «Государственная власть и местное самоуправление», «Государственная служба», «Государство и право», «Журнал Российского права», «Закон», «Законодательство и экономика», «Конституционное и муниципальное право», «Местное самоуправление в РФ», «Миграционное право», «Мировая экономика и международные отношения», «Муниципальная власть», «Муниципальная служба», «Муниципальное право», «Общество и экономика», «Практика муниципального управления», «Проблемы местного самоуправления», «Российский внешнеэкономический вестник», «Собрание законодательства РФ», «Финансовый менеджмент», «Хозяйство и право», «Экономика и управление», «Экономика и учет труда», «Экономика сельского хозяйства перерабатывающих предприятий», «Экономика сельского хозяйства России», «Экономическая наука современной России», «Экономический анализ: теория и практика», «Экономический журнал высшей школы экономики» и др.

Оперативную информацию о публикациях и наиболее существенных сторонах их содержания можно найти в так называемых информационных изданиях. Информационные издания подразделяется на три вида: библи­ографические, реферативные и обзорные. Библиографические издания содержат упорядоченную совокупность библиографичес­ких описаний, которые извещают о появлении печатных произве­дений и сообщают необходимые сведения для их отыскания. Из библиографических описаний составляют библиографические указатели и библиографические списки.

Для подбора необходимого материала следует также знакомить­ся с изданиями центральных отраслевых органов информации, Всероссийской книжной палаты, выпускающей библиографичес­кие указатели «Книжная летопись», «Летопись периодических и продолжающихся изданий», «Летопись газетных статей» и другие, изданиями Российской государственной библиотеки и других биб­лиотек, включая диссертационные работы.

В плане текущего контроля за выходящими изданиями представляют интерес тематические планы издательств, специализирующихся на выпуске научной литературы по проблемам управления: «Дело», «Деловая литература», «Гардарики», «ИНФРА-М», «ЮНИТИ» и др.

Для информационного поиска могут быть привлечены автоматизированные информационно-поисковые системы, базы и банки данных. Результаты поиска могут быть использованы непосред­ственно, однако чаще всего они служат ступенью (ключом) к об­наружению первичных источников информации, каковыми явля­ются научные труды (монографии, сборники) и другие издания.

Для нахождения материалов, не попавших в печать, можно воспользоваться информационными изданиями Всероссийского на­учно -технического информационного центра, осуществляющего сбор, накопление и обработку информации по всем видам непубликуемых исследовательских работ, проводимых в стране, и вы­пускающего по ним информационные издания.

Для привлечения статистических данных общероссийского и республиканского характера можно воспользоваться систематическими и тематическими бюллетенями и сборниками, которые готовят и выпускают Государственный и республиканские органы по статистике, например: двухтомный статистический сборник «Регионы России», ежегодный статистический сборник «Республика Башкортостан», «Промышленность Башкортостана» и др.

Таким образом, рекомендуется следующая последовательность изучения публикаций:

  • общее ознакомление с произведением в целом по его оглавлению;

  • беглый просмотр всего содержания;

  • чтение в порядке последовательности расположения материала;

  • выборочное чтение какой-либо части произведения;

  • выписка представляющих интерес материалов;

  • критическая оценка записанного, его редактирование и «чистовая» запись как фрагмент текста будущего проекта.

После того как изучены и систематизированы литературные источники, требуется определиться с логической последователь­ностью изложения всего подготовленного материала. Следует ре­шить, с чего начать и в какой последовательности лучше располо­жить материал по параграфам теоретической главы.

Дипломник может воспользоваться одним из имеющихся методических приемов изложения научных материалов: 1) строго последовательный; 2) целостный; 3) выборочный (параграфы пи­шутся отдельно в любой последовательности).

Строго последовательное изложение материала требует сравнительно много времени, так как, пока не будет закончен полно­стью один параграф, нельзя переходить к следующему. Но для обработки одного вопроса иногда надо перепробовать несколько вариантов, пока вы не найдете лучший из них. В это время материал, почти не нуждающийся в обработке, останется невостребованным.

Целостный прием требует почти вдвое меньше времени на подготовку чистового варианта теоретической главы, так как сначала пишется вся глава в черновом варианте, затем производится ее об­работка в частях и деталях, при этом постоянно вносятся дополне­ния и исправления.

Также часто применяется выборочное изложение материалов. По мере готовности фактических данных автор обрабатывает ма­териалы в удобном для него порядке.

Исходя из логики выполнения исследования и структурного построения дипломного проекта главу 1 составляет теоретическая часть. В ней представляются методология и методика исследова­ния, раскрываются современные взгляды и подходы к решению исследуемой проблемы в контексте конкретной ситуации управ­ленческой деятельности в определенном субъекте РФ или муни­ципальном образовании.

Эта глава должна носить проблемно-теоретический характер, содержать различные методологические позиции по рассматрива­емым вопросам. В рамках данной главы обосновывается выбор конкретных методов решения поставленных задач, разрабатыва­ются основные модели такого решения, проводится анализ суще­ствующих подходов и методов решения проблемных ситуаций в конкретной сфере государственного (муниципального) управле­ния, определение и обоснование соответствующей модели совер­шенствования государственно-управленческой и государственно-служебной деятельности. Модель решения исследовательских за­дач — это формализованное выявление и анализ причин наличия недостатков, их проявлений и негативных последствий.

Изложение положений данной главы должно быть обязательно аргументировано. Аргументация достигает цели только тогда, когда соблюдаются определенные правила доказательства.

Во-первых, тезис доказательства нужно сформулировать ясно и четко. При этом нельзя допускать двусмысленности (например, формулировка тезиса «Законы надо выполнять» – двусмысленна, ибо неясно, о каких законах идет речь: о законах природы, или о законах общественной жизни, которые не зависят от воли людей, или о законах юридических, которые зависят только от воли граж­дан). Требование в формулировке тезиса не допускать двусмыс­ленности — очень важное, ибо любая ошибка в выборе слова, воз­можность двоякого истолкования фразы, нечеткая форма изложе­ния мысли — все это может быть истолковано против вас, когда вы хотите что-либо доказать.

Во-вторых, в ходе доказательства тезис должен оставаться неизменным, т.е. надо доказывать одно и то же положение. Если это правило не будет выполняться, то вы не сможете доказать свою мысль. Значит, в течение всего доказательства нельзя отступать от первоначальной формулировки тезиса. Поэтому на протяжении всего дока­зательства формулировку тезиса надо держать под контролем.

Чтобы аргументы были убедительными, к ним предъявляются следующие требования:

1) в качестве аргументов могут выступать лишь такие положения, истинность которых была доказана или они вообще ни у кого не вызывают сомнения, т.е. аргументы должны быть истинными;

2) аргументы должны быть доказаны независимо от тезиса, т.е. должно соблюдаться правило их автономного обоснования; аргументы должны быть непротиворечивыми; они должны быть достаточными.

Особой формой изложения материала являются цитаты. Они используются для того, чтобы без искажений передать мысль ав­тора первоисточника, а также для идентификации взглядов при сопоставлении различных точек зрения и т.д. Цитаты служат необходимой опорой в процессе анализа и синтеза информации. От­талкиваясь от их содержания, можно создать систему убедительных доказательств, необходимых для объективной характеристики обозреваемого явления. Цитаты могут использоваться и для под­тверждения отдельных положений, которые приводит автор в про­екте. Во всех случаях число используемых цитат должно быть оп­тимальным, т.е. определяться потребностями разработки темы. Наряду с прямым цитированием часто прибегают к пересказу текста первоисточника. В этом случае следует исключать возможность искажения смысла, с этой целью текст пересказа надо тщательно сверять с первоисточником.

Дипломное проектирование должно базироваться на основных закономерностях и принципах теории и организации государст­венного (муниципального) управления, на общих теоретических положениях науки управления, достижениях научной мысли, обо­снованных и общепринятых утверждениях, представляя собой их конкретизацию (а чаще — следствие из них) по отношению к ис­следуемому объекту с необходимой аргументацией, на анализе правовых источников. В теоретичес­кой главе работы необходимо продемонстрировать грамотное уме­ние оперировать правовой, экономической и управленческой терминологией, понятиями и методами научных дисциплин, а также по назначению употреблять узкоспециальные термины.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «башкирский государственный аграрный университет» iconФедеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «башкирский государственный аграрный университет» iconФедеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «башкирский государственный аграрный университет» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «башкирский государственный аграрный университет» iconФедеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «алтайский государственный аграрный...

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «башкирский государственный аграрный университет» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Рекомендовано к изданию методической комиссией факультета землеустройства и лесного хозяйства протокол №4 от 26 декабря 2011 г

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «башкирский государственный аграрный университет» iconФедеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального...
...

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «башкирский государственный аграрный университет» iconФедеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального...
...

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «башкирский государственный аграрный университет» iconФедеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Методические указания, решение типовых задач и контрольные задания для студентов заочного обучения зооинженерного факультета

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «башкирский государственный аграрный университет» iconКрасноярский государственный аграрный университет ачинский филиал
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «башкирский государственный аграрный университет» iconКубанский государственный аграрный университет кафедра финансов курсовая работа
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов