Билет 1 Предмет, объект и закономерности политологии




НазваниеБилет 1 Предмет, объект и закономерности политологии
страница1/8
Дата публикации27.04.2015
Размер0.88 Mb.
ТипЗакон
zadocs.ru > Право > Закон
  1   2   3   4   5   6   7   8
Билет 1

Предмет, объект и закономерности политологии.

Объектом политологии выступает политическая действительность, или политическая сфера общества. В самом широком смысле слова политическая сфера есть область общественных отношений, связанная со взаимодействием различных общностей людей — социальных групп, слоев, классов, наций, народов. Она включает в себя ряд социальных институтов и организаций, которыми опосредуется это взаимодействие. Предметом политологии является феномен политической власти. Данная наука призвана заниматься исследованием сущности политической власти, ее институтов, закономерностей их возникновения, функционирования, развития и изменения. она призвана также исследовать те стороны политических явлений, деятельности институтов и учреждений, которые остаются вне поля зрения соответствующих научных дисциплин. Характерные закономерности можно разделить на три основные группы в зависимости от сферы их проявления. Первую группу составляют политико-экономические закономерности, отражающие соотношение между экономическим базисом общества и политической властью как элементом надстройки. Ко второй группе закономерностей относятся политико-социальные. Они характеризуют развитие политической власти как особой социальной системы со своей внутренней логикой и структурой. Здесь основной закономерностью является укрепление стабильности политической власти. Третью группу образуют политико-психологические закономерности. Они отражают комплекс существующих связей и отношений между личностью и властью.
^ Билет 2

Методы политологии

Диалектически метод позволяет рассматривать процессы и явления политической сферы в их становлении и развитии, во взаимосвязи как друг с другом, так и с процессами и явлениями других сфер общества.Эмпирико-социологический метод - совокупность приемов и методов конкретных социологических исследований, направленных на сбор и анализ фактов реальной политической жизни. Сравнительный метод состоит в сопоставлении двух и более политических объектов, имеющих черты подобия. Системный метод рассматривает политическую сферу общества как определенную целостность, состоящую из совокупности элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и внешней средой. Бихевиоральный метод состоит в анализе политического поведения отдельных людей и групп. Количественный метод - статистический анализ политической активности, анкетные обследования и интервью участников политических действий. Метод принятия решений заключается в принятии и реализации политических решений, посредством которых предполагается не только достичь определенных политических целей, но и одновременно проверить правильность выводов, полученных с помощью других методов анализа.

^ Билет 3

Функции политологии

Две основные функции: 1) познавательную, служащую решению узкопознавательных задач; 2) прикладную, помогающую реализации результатов научных исследований в политической практике. Методологическая функция политологии заключается в выработке способов и приёмов анализа политических явлений и процессов. Теоретическая функция — это объяснение, пополнение и обогащение имеющегося политологического знания, разработка законов. Описательная функция — изучение, накопление, описание явлений политической жизни. Объяснительная функция — это поиск ответов на возникающие вопросы политической жизни. Прогностическая функция — выработка прогнозов относительно развития процессов в политической сфере. Инструментальная функция — нахождение ответов на вопросы практической политики типа: какие следует предпринять действия, решения, чтобы достигнуть желаемого политического результата? Мировоззренческая функция выражается в поиске ответа на вопросы о том, какое место занимают политические явления в системе представлений человека об обществе, мире в целом, о своей роли в политических процессах. Идеологическая функция — выработка, обоснование и защита определенного политического идеала, способствующего устойчивости той или иной политической системы.
^ Билет 4

Политология в системе общественных наук

Политология как наука имеет свой в система специфический предмет исследования, который не может быть исчерпан другими общественными науками. Благодаря этому она конституировалась в самостоятельную дисциплину. Однако политология взаимосвязана с рядом других общественных наук, объектом которых также является политическая сфера общественной жизни. Философия. Философия рассматривает наиболее общие вопросы политики. В рамках социальной философии издавна развивается особое направление — философия политики, которая занимается мировоззренческим осмысливанием политики как социального феномена. Философское обоснование политики используется политологией для определения методологии и мировоззренческой направленности анализа политических явлений и процессов. Политическая экономия, экономически обосновывая политические процессы, позволяет видеть в последних борьбу за реализацию экономических интересов. Теория государства имеет своим предметом основные и общие закономерности государства, его сущность, назначение и развитие. Правовая наука руководствуется выводами политологии в разработке правовых норм. Политическая история исследует процесс развития политической жизни общества, государственных институтов, партий и движений. Социологию интересует, как политика влияет на развитие людей и их общностей. Социальная психология изучает закономерности развития общественно-психологических явлений, процессов и состояний, субъектами которых являются социальные группы, личности. Предмет География. Географическая среда, природно-климатические условия существенно влияют на развертывание политических процессов, исторических событий.


Билет 10

Общественно-политическая мысль Беларуси

На развитии политической мысли и всей отечественной культуры в период Великого княжества Литовского благотворно сказывался общий духовный подъем, охвативший европейские страны в эпоху Возрождения. Это время дало нам Франциска Скорину; Миколу Гусовского. Скорина явился первым мыслителем Беларуси, который поставил и рассмотрел проблему соотношения права и закона. Он делил их на «неписаные» и «писаные». Андрей Волан, Сымон Будный, Михаил Литвин , Л. И. Сапега , Мартин Чеховиц и др. В их произведениях анализируются актуальные для эпохи Возрождения проблемы: происхождение и сущность государственной власти, идеалы справедливого правления, соотношение права и закона, естественные права человека, соотношение прав и свобод подданных. Политическая мысль Беларуси в период Российской империи приобретает преимущественно революционно-демократическую направленность. Это идейно-политическое течение возникло на общей почве российской действительности, где вопросы о крепостном праве и охраняющем его царском самодержавии с самого начала XIX в. встали как важнейшие общественные проблемы. Особенно явственно революционно-демократическое содержание политических идей белорусских мыслителей начинает обозначаться со второй половины XIX в.. Среди обсуждавшихся в это время теоретических и практических проблем общественной жизни главное место занял крестьянский вопрос. Важнейшие положения политической программы Калиновского – освобождение от власти Московского царя и создание демократического государства. Заключение: Политическая мысль соответствует основным этапам истории развития белорусского этноса и его государственности.
^ Билет 8

Эволюция общественно-политической мысли в России в 19 – начале 20 века.

XIX век занимает особое место в истории общественной мысли России. Шел процесс осознания необходимости конкретных преобразований, поиск путей их осуществления. В России сформировались три основных течения в развитии общественной мысли и общественных движений: консервативное, либеральное и радикальное (революционное). Российские консерваторы стремились сохранить в неизменном виде основы существующего строя. Либералы оказывали давление на правительство с целью заставить его пойти на проведение реформ, революционеры добивались глубоких перемен путем изменения политического строя страны.
^ Билет 5

Политические учения Древнего Востока, Греции и Рима.

Возникновение политических идей на Древнем Востоке (Египет, Вавилония, Индия, Китай, Персия) и на Древнем Западе (Греция, Рим) связано с развитием общественного способа производства, возникновением и функционированием государства. На политические представления продолжает оказывать внимание религиозно-мифологическое мировоззрение. Общей особенностью политической мысли античности является обоснование божественной, сверхъестественной природы политической власти. Политические взгляды мыслителей античности тесно переплетаются также с философскими и моральными представлениями. Основными политологическими произведениями Платона являются трактаты «Государство», «Законы», а также диалоги «Политики››. Согласно тракту <Государство>, свободные эллины должны быть разделены на три сословия: правителей, воинов и трудящихся. Тем людям, у которых преобладает аффективное, мужественное начало, суждено быть воинами, военачальниками, стратегами. У стражей, полагал Платон, не должно быть ни собственных домов, ни земли и вообще никакого имущества. Для них также вводилась общность жен. Функция воспитания детей полностью отводилась государству. Платоновский проект идеального государства справедливо расценивается как утопия. Прежде всего в ней нашли отражение ряд реальных черт уже существовавших в прошлом общественных и государственных форм. Платон пытался осуществить свои проекты реформ. Платону не удалось увидеть во главе государств мудрецов-философов, не был он и сам допущен к власти. Дальнейшее развитие политическая мысль античности получает в сочинениях Аристотеля, взгляды которого выражали интересы среднего слоя класса рабовладельцев. Его политическое учение изложено главным образом в работе «Политика». Он выдвигает на первое место не «абсолютно наилучшую» форму государства, а предпочитает говорить о таком политическом устройстве, которое могут иметь у себя большинство государств. Аристотель выступил убежденным защитником прав индивида, частной собственности и моногамной семьи. Методом политики как науки у Аристотеля является анализ.Аристотель различает в политическом устройстве три части: законодательную, административную и судебную. Но главное в государстве — это гражданин, которого Аристотель определяет как того, кто участвует в суде и управлении. Аристотель различает правильные и неправильные государственные устройства. Правильным он считал такой государственный строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие. Неправильным — такой, при котором преследуются частные цели правителей. К правильным :1)монархию (правление одного); 2) аристократию (правление немногих); 3) политию (правление многих). Неправильных государственных форм: 1) тирания; 2)олигархия; 3) демократия (полит. строй, основанный на признании принципов свободы и равноправия граждан) . Таким образом, если Платон искал «идеальное» государство, то Аристотель был более реалистичен.


^ Билет 6

Политическая мысль в эпоху Возрождения.

Систему разрабатываемых мыслителями Возрождения идей относительно государства, общества и личности можно определить как гражданскую концепцию политики. Центральное место в социально-политических теориях эпохи Возрождения занимает идеология централизованного государства. Наиболее ярким представителем политической науки в эпоху Возрождения по праву считается Флорентиец Никколо Макиавелли. Политика, по его мнению, есть лишь автономная сторона человеческой деятельности, она является воплощением свободной человеческой воли в рамках необходимости. Политику определяют практика, естественные законы жизни и человеческая психология. В основе политической деятельности лежат реальные интересы, корысть, стремление к обогащению. Главным в политических воззрениях Макиавелли является выдвинутый им принцип политического реализма, который предполагает учет в политике подлинных условий действительности, подчинение политических действий практическим интересам и оставление без внимания того, что должно быть согласно априорным схемам или предписаниям религиозной морали. Лучшей формой государственного устройства считал республику. В главном труде «Государь» он доказывает, что только при сильном правителе возможно создать независимое итальянское государство, освободиться от чужеземного ига. Жан Боден (1530—1596). Свои политические воззрения он изложил в работе «Шесть книг о государстве». В ней он выразил потребность в сильной государственной власти, которая могла бы вывести Францию из хаоса религиозных войн. Монарх — единственный, абсолютный источник права. Выдвинутая Боденом одна из самых значительных политических идей того времени — идея государственного суверенитета. По его мнению, самым существенным признаком государства является суверенитет, под которым он понимал высшую, абсолютную и постоянную власть над подданными в политическом сообществе. Бодену принадлежит также идея географической типологизации государств: тип государства зависит от климатических условий.
Билет 42

Политическая коммуникация.

Функция политической коммуникации обеспечивает связь между элементами политической системы, а также между политической системой и средой. Политическая коммуникация несет в себе огромный информационный потенциал. Циркулируя по всему контуру "вход" - "выход" - "обратная связь", информация дает возможность властным институтам обеспечить правильное принятие решений и поддержку системы ее членами. Коммуникативная функция тесно связана с деятельностью средств массовой информации, которые существенно влияют на утверждение духовных ценностей, оказывают воздействие на оценки и поведение людей, во многое формируют общественное мнение, интересы и общие цели. Процесс осуществления информационной связи между политической системой и средой, а также между элементами политической системы называется политической коммуникацией В современной политике роль универсального посредника в коммуникации играют СМИ. СМИ - это структуры (учреждения, предприятия, организации), создаваемые с целью открытой публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам. Их отличительные черты: публичность, т. е. неограниченный, надперсональный круг потребителей; наличие специальных технических средств; непрямое, разделенное в пространстве и во времени взаимодействие коммуникационных партнеров; однонаправленность воздействия от коммуникатора к получателю (реципиенту); невозможность перемены ролей; непостоянный характер аудитории, который образуется от случая к случаю в результате общего внимания, проявленного к той или иной передаче. В современном обществе СМИ выполняют разнообразные функции: - информационную, которая состоит в получении и распространении сведений о наиболее важных событиях в стране и в мире; - образовательную - проявляется в сообщении знаний, дополняющих имеющиеся •представления о политике и политических процессах;-функцию социализации, которая предполагает усвоение человеком политических норм, ценностей и образцов поведения, что позволяет личности адаптироваться к социальной действительности и приобщиться к политической жизни; - функцию критики и контроля за деятельностью власти, которая основывается на авторитете общественного мнения; - функцию артикуляции интересов, поскольку СМИ обеспечивают представителям различных общественных групп возможность публично выражать свое мнение, формулировать и представлять общественному мнению свои интересы, и на этой основе находить и объединять единомышленников, сплачивать их общностью интересов и целей; - функцию мобилизации, которая выражается в побуждении людей к определенным политическим действиям либо сознательному бездействию; - развлекательную функцию. СМИ могут выполнять и негативные функции: провоцировать массовый протест, вселять в людей чувство страха, неуверенности, подрывать общественную мораль.
Билет 22

Институты государственной власти Республики Беларусь.

Законодательная власть-президент. Парламент—национальное собрание Республики Беларусь. Исполнительная власть: Правительство—Совет Министров Республики Беларусь. Местные исполнительные и распорядительные органы. Судебная власть: Конституционный Суд Республики Беларусь. Общие суды Хозяйственные суды Контрольно-надзорные органы власти, Органы прокуратуры, Комитет государственного контроля Государственные органы в преде­лах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга. Ключевые функции Президента: принятие мер по охране суверенитета, национальной безопас­ности и территориальной целостности Республики Беларусь; обеспечение стабильности государства; представительство государ­ственных интересов в системе международных отношений. Законодательная власть — это система органов государственной власти, которые разра­батывают и принимают законы. Парламент состоит из двух палат — Пала­ты представителей и Совета Республики. Состав Палаты пред­ставителей — 110 депутатов. Совет Республики является палатой территориальном представительства. От каждой области и города Минска изби­раются выборщиками (Советами депутатов) по 8 членов Совета Республики. 8 членов Совета Республики назначаются Прези­дентом Республики Беларусь. Исполнительная властью. Высший орган исполнительной власти — правительство; Судебная власть — система полномочий и государственных органов по осуществлению правосудия на основе Конституции страны и принятых в соответствии с ней иных нормативных пра­вовых актов. Местное управление и самоуправление в Республике Беларусь осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, местные референ­думы.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Билет 1 Предмет, объект и закономерности политологии icon1. Объект, предмет и функции политологии. Авторы: Дягтерев, Пугачев, Соловьев
Объект: политика (политика как объект научного знания — это борьба субъектов по поводу власти)

Билет 1 Предмет, объект и закономерности политологии iconПрограмма подготовки к зачёту по учебной дисциплине «Политология»
Политология как наука и учебная дисциплина. Объект и предмет политологии. Методы политической науки. Теоретический и эмпирический...

Билет 1 Предмет, объект и закономерности политологии iconТеория государства и права как наука и учебная
Объект науки те явления, которые она изучает. Предмет то, что интересует данную науку в конкретном объекте. Объект тгп государство...

Билет 1 Предмет, объект и закономерности политологии icon1. Объект, предмет и функции политологии
...

Билет 1 Предмет, объект и закономерности политологии iconПлан семинарского занятия Понятие, объект, предмет и функции политологии
Самая губительная ошибка, которая когда-либо была сделана в мире, – это отделение политической науки от нравственной

Билет 1 Предмет, объект и закономерности политологии iconУчебные пособия Основные: ир ж первый учебник «История русской журналистики XVIII-XIX веков»
Предмет и объект: объектом являются тексты русских периодических изданий 18 нач. 20 веков, биографические материалы; предметом изучения...

Билет 1 Предмет, объект и закономерности политологии iconБилет №1. Предмет, функции и структура теории государства и права
Предметом теории государства и права выступают наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства...

Билет 1 Предмет, объект и закономерности политологии iconЗакономерности развитие, модели развития, прогнозирование
Математизация истории и политологии: понятие, этапы, формы, возможности, ограничения, трудности

Билет 1 Предмет, объект и закономерности политологии iconОбъект то на тчо направленно действие науки
Предмет часть материального мира человек выделяет какой-то предмет или процесс и делает на него "упор"

Билет 1 Предмет, объект и закономерности политологии iconПредмет и объект социологии, основные понятия
Социология — наука о закономерностях развития, становления, функционирования общества, а также форм его организации: социальных систем,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов