Учебно-методический комплекс (специальность 032700. 62 филология) Новосибирск 2012 удк 811. 161. 1 (075) ббк ш13 (Рус) 923. 4 Учебно-методический комплекс «Современный русский язык: Лексикология. Фразеология»




НазваниеУчебно-методический комплекс (специальность 032700. 62 филология) Новосибирск 2012 удк 811. 161. 1 (075) ббк ш13 (Рус) 923. 4 Учебно-методический комплекс «Современный русский язык: Лексикология. Фразеология»
страница1/14
Дата публикации27.02.2016
Размер1.7 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
zadocs.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Новосибирский национальный исследовательский государственный университет» (Новосибирский государственный университет, НГУ)
Гуманитарный факультет

Кафедра общего и русского языкознания

СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛЕКСИКОЛОГИЯ

Учебно-методический комплекс
(специальность 032700.62 – филология)

Новосибирск

2012

УДК 811.161.1 (075)

ББК Ш13 (Рус) – 923.4
Учебно-методический комплекс «Современный русский язык: Лексикология. Фразеология» разработан в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Он содержит тематику лекций, вопросы и задания к семинарским занятиям, варианты вопросов и заданий к контрольной работе и коллоквиуму, примерные вопросы к экзаменам, материалы и методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, а также основную и дополнительную литературу по курсу.

Комплекс предназначен для студентов первого курса обучения по специальности «Филология» гуманитарного факультета Новосибирского государственного университета.
Составитель:

канд. филол. наук, доцент Т. И. Белица

Рецензент
д–р филол. наук, проф. Н.А. Лукьянова
Документ подготовлен в рамках реализации Программы развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Новосибирский государственный университет» на 2009−2018 гг.


©Новосибирский государственный университет

^ I.  ВВЕДЕНИЕ

Лекционный курс «Современный русский язык: Лексикология» предназначен студентам первого года обучения по специальности 032700 – Филология гуманитарного факультета Новосибирского государственного университета и рассчитан на один учебный семестр. Он является частью базового курса «Современный русский язык» в цикле лингвистических дисциплин, которые изучают студенты, обучающиеся по филологическим специальностям. В нем излагаются лингвистические представления о лексической системе как о сложной, иерархически организованной структуре и о функциональных особенностях ее единиц. Таким образом курс реализуется в рамках специальности «Филология» и относится к разделу общепрофессионального стандарта вузовского компонента.

В данном учебно-методическом комплексе представлена Программа по лексикологии, фразеологии и лексикографии, материалы к лекционным и семинарским занятиям. В учебно-методическом пособии представлены методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, контрольные задания для текущей и итоговой проверки знаний, а также списки основной и дополнительной учебной и научной литературы по названным дисциплинам.

^ II. Организационно-методический раздел

  1. Цель и задачи курса лексикологии

Цель курса «Современный русский язык: Лексикология» – освещение общих представлений о структуре и закономерностях лексического уровня языка, а также функционировании слова как основной единицы языка в семасиологическом, ономасиологическом и социолингвистическом аспектах. Особое внимание при этом уделяется усвоению лингвистической терминологии.

Задачи, решение которых обеспечивает достижение цели:

  • формирование знаний о лексической системе современного русского языка;

  • формирование знаний о предмете лексикологии и фразеологии, их основных единицах;

  • развитие умений соотносить полученные знания со знаниями по другим разделам учебной дисциплины;

  • развитие умений лексико-семантического и лексико-стилистического анализов;

  • развитие навыков работы со словарями и справочниками разного типа.

^ 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Современный русский язык. Лексикология» является частью цикла ООП по специальности 032700.62 – филология. Дисциплина «Современный русский язык. Лексикология» опирается на другую дисциплину данной ООП «Введение в языкознание» и является частью профилирующего курса «Современный русский язык».
^ 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Современный русский язык. Лексикология»:
а) универсальные:

общенаучные (ОНК):

– способность использовать знания в области гуманитарных, экспертных и аналитических работ (ОНК–1);

– способность использовать углубленные знания в области лексикологии русского языка для решения теоретических и практических задач в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности (ОНК–2);

инструментальные (ИК):

– умение находить, анализировать и контекстно обрабатывать информацию из различных источников: лексикографических, печатных различного типа, виртуальных (ИК– 2);

общекультурные (ОК):

– владение нормами русского литературного языка, навыками практического использования системы функциональных стилей речи; умение создавать и редактировать тексты профессионального назначения на русском языке (ОК–2);

б) профессиональные(ПК)

общепрофессиональные:

– способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области лексикологии и фразеологии русского языка, филологического анализа и интерпретации текста (ПК–1);

– владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов (ПК–2);

– свободное владение русским языком в его литературной форме (ПК–3);

– владение основными методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на русском языке (ПК–4);

в научно-исследовательской деятельности:

– способность применять полученные знания в области теории русского языка, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК–5);

– способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в области лексикологии и фразеологии с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов (ПК–6);

– владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем (ПК–7);

– владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного представления материалов собственных исследований (ПК–8);

в прикладной деятельности:

– владение базовыми навыками создания на основе стандартных методик и действующих нормативов различных типов текстов (ПК–12);

– владение базовыми навыками доработки и обработки (корректура, редактирование, комментирование, реферирование и т. п.) различных типов текстов (ПК–13);

^ В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать следующими профильными компетенциями:

– иметь представление о современном состоянии и тенденциях развития лексического состава русского языка;

– уметь анализировать единицы и отношения лексического уровня, пользуясь системой основных понятий и терминов лексикологии, фразеологии и лексикографии; ориентироваться в дискуссионных вопросах современной лексикологии.

  1. ^ Формы контроля

Текущий контроль:

терминологические диктанты;

две контрольные работы: одна из них по тематике раздела IV «Словарный состав современного русского литературного языка в функциональном, социолингвистическом аспектах и с точки зрения его происхождения»; вторая, итоговая, включающая задания анализ текста по тематике всех разделов курса;

коллоквиум по теме «Динамические процессы в лексике современного русского языка».

Отдельные темы программы студенты изучают самостоятельно, в частности готовят реферативные сообщения и конспекты работ известных лингвистов. Итоговый контроль – экзамен.

^ 5. Объем дисциплины и виды учебной работы.

Курс лексикологии рассчитан на один семестр: 64 аудиторных часов по 4 часа в неделю, из них – лекции 32 часа, семинарские занятия 32 часа. Кроме того, подразумевается не менее 80 часов самостоятельной работы студента по подготовке конспектов работ известных лексикологов, сообщений по выбранной тематике, а также письменных домашних работ, включающих различные виды лексико-семантического анализа.

Объем дисциплины в зачетных единицах – 8 зачетных единиц (144 часа).
^ II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1.Тематический план лекций

Курс

Семестр

Дидактическая единица

Всего

Ауди–торные занятия

Самостоятельная работа студента (конспекты)

Формы контроля (промежуточного, текущего, итогового)

Лекции

Семинары

1

2

3

4

5

6

7

8

1

2




144

32

32

80

экзамен







1. Объект и предмет лексикологии как науки. Аспекты изучения слова и лексики. Разделы лексикологии.

4

2




2










2. Слово как единица языка.

4

2




2

контр.

работа

(2 часа)







3–4. Лексическое значение слова. Определения и аспекты изучения лексического значения. Лексическое значение и актуальный смысл.

12

4

2

6







5. Типология лексических значений слова.

8

2

2

4







6. Структура лексического значения слова (семная структура лексического значения слова).

8

2

2

4







7. Семантическая (смысловая) структура лексемы (слова).

10

2

2

6







8. Лексика как уровень в структуре языка. Лексика как система.

4

2




2







9. Внутрисловные отношения в лексико-семантической системе русского языка (варьирование слова).

14

2

4

8







10. Междусловные отношения в лексико-семантической системе русского языка.

22

2

8

12







11. Словарный состав современного русского литературного языка в функциональном, социолингвистическом аспектах и с точки зрения его происхождения.

28

2

12

14

контр.

работа
коллок–виум







12. Русская фразеология как наука. Объем и границы фразеологии русского языка. Фразеологическая единица (фразеологизм) как объект фразеологии.

6

2




4

реферат









13. Семантика фразеологической единицы. Классификации фразеологизмов.

8

2

2

4







14. Фразеология как система. Источники фразеологии русского языка. Фразеологическая лексикография.

4

2




4







15. Язык и культура. Понятие языковой картины мира (ЯКМ). ЯКМ в зеркале русской лексики и фразеологии. Концепты русской культуры.

6

2




4










16. Русская лексикография как научная дисциплина. Типология современных словарей, реализующая принципы многоуровневого, многокорпусного и многоаспектного описания языка. Краткая история русской лексикографии.

6

2




4

cообще–ние

^ 2. Тематический план семинарских занятий




Наименование и содержание

семинарских занятий

^ Кол–во часов

Семинар

1

Лексический уровень языка и его единицы. Слово и специфика его значения, признаки слова.

2

Семинар 2

Лексика современного русского литературного языка с точки зрения ее активного и пассивного запаса. Критерии выделения активной и пассивной лексики. Архаизация лексики.

2

Семинар 3

Пополнение и обновление словарного состава русского языка как одна из тенденций его развития. Новообразования в русском языке. Окказиональные слова (авторские неологизмы) в русском языке.

2

Семинар 4

Лексика современного русского языка с точки зрения социальной сферы ее употребления.

2

Семинар 5

Специальная лексика: термины и профессионализмы. Жаргонизмы, арготизмы, лексика молодежного сленга.

2

Семинар 6

Лексика современного русского языка с точки зрения ее происхождения.

2

Семинар 7

Лексика современного русского литературного языка с точки зрения ее стилевой дифференциации.

2

Семинар 8

Лексическое значение. Типология лексических значений слова.

2

Семинар 9

Структура лексического значения слова (семная структура лексического значения слова).

Лексическое значение и актуальный смысл.

2

Семинар 10

Однозначные и многозначные слова. Явление полисемии. Семантическая структура слова.

2

Семинар 11

Метафоризация. Метафора. Метонимия.

2

Семинар 12

Лексическое варьирование. Типология лексических вариантов.

2

Семинар 13

Омонимия. Типы омонимов.

2

Семинар 14

Синонимия. Типы синонимов. Классификация синонимов.

2

Семинар 15

Антонимия и антонимы. Паронимы и парономазы.

2

Семинар 16

Фразеологизм. Семантические и структурные типы фразеологизмов. Системные отношения во фразеологии.

2




Всего:

32

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс (специальность 032700. 62 филология) Новосибирск 2012 удк 811. 161. 1 (075) ббк ш13 (Рус) 923. 4 Учебно-методический комплекс «Современный русский язык: Лексикология. Фразеология» iconУчебно-методический комплекс удк 342 ббк
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов государственно-правовой специализации

Учебно-методический комплекс (специальность 032700. 62 филология) Новосибирск 2012 удк 811. 161. 1 (075) ббк ш13 (Рус) 923. 4 Учебно-методический комплекс «Современный русский язык: Лексикология. Фразеология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Основы филологии»
Филология профилям Отечественная филология (Русский язык и литература), Зарубежная филология (Английский язык) фгбоу впо «ЧелГУ»

Учебно-методический комплекс (специальность 032700. 62 филология) Новосибирск 2012 удк 811. 161. 1 (075) ббк ш13 (Рус) 923. 4 Учебно-методический комплекс «Современный русский язык: Лексикология. Фразеология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Русский язык и культура речи»
Настоящий учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта...

Учебно-методический комплекс (специальность 032700. 62 филология) Новосибирск 2012 удк 811. 161. 1 (075) ббк ш13 (Рус) 923. 4 Учебно-методический комплекс «Современный русский язык: Лексикология. Фразеология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Русский язык и культура речи»
Настоящий учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта...

Учебно-методический комплекс (специальность 032700. 62 филология) Новосибирск 2012 удк 811. 161. 1 (075) ббк ш13 (Рус) 923. 4 Учебно-методический комплекс «Современный русский язык: Лексикология. Фразеология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Введение в языкознание»
Филология профилю Отечественная филология (Русский язык и культура речи) фгбоу впо «ЧелГУ»

Учебно-методический комплекс (специальность 032700. 62 филология) Новосибирск 2012 удк 811. 161. 1 (075) ббк ш13 (Рус) 923. 4 Учебно-методический комплекс «Современный русский язык: Лексикология. Фразеология» iconПрограмма лекционного курса, семинаров, коллоквиумов и самостоятельной...
Учебно-методический комплекс «Основные главы элементарной физики» предназначен для студентов 1-го курса химического отделения факультета...

Учебно-методический комплекс (специальность 032700. 62 филология) Новосибирск 2012 удк 811. 161. 1 (075) ббк ш13 (Рус) 923. 4 Учебно-методический комплекс «Современный русский язык: Лексикология. Фразеология» iconУчебно-методический комплекс Специальность: 030500 «Юриспруденция»...
Учебно-методический комплекс предназначен для широкого круга пользователей: студентов, преподавателей, др

Учебно-методический комплекс (специальность 032700. 62 филология) Новосибирск 2012 удк 811. 161. 1 (075) ббк ш13 (Рус) 923. 4 Учебно-методический комплекс «Современный русский язык: Лексикология. Фразеология» iconУчебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Основы антропологии» Специальность
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Биология размножения и развития» составлен в соответствии с требованиями Государственного...

Учебно-методический комплекс (специальность 032700. 62 филология) Новосибирск 2012 удк 811. 161. 1 (075) ббк ш13 (Рус) 923. 4 Учебно-методический комплекс «Современный русский язык: Лексикология. Фразеология» iconУчебно-методический комплекс Ростов-на-Дону 2012 федеральное государственное...
Управление качеством: Учебно-методический комплекс. Ростов н/Д.: Юриф ранхиГС, 2012. 44 с

Учебно-методический комплекс (специальность 032700. 62 филология) Новосибирск 2012 удк 811. 161. 1 (075) ббк ш13 (Рус) 923. 4 Учебно-методический комплекс «Современный русский язык: Лексикология. Фразеология» iconУчебно-методический комплекс «История экономических учений и управленческой мысли»
Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры экономики и финансов. Протокол № от

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов