Государственная программа




Скачать 452.64 Kb.
НазваниеГосударственная программа
страница1/3
Дата публикации05.03.2016
Размер452.64 Kb.
ТипПрограмма
zadocs.ru > Право > Программа
  1   2   3


УТВЕРЖДЕНО

Постановление Совета Министров

Республики Беларусь

03.11. 2010 № 1626


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА

развития лесного хозяйства Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Государственная программа развития лесного хозяйства Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы (далее – Государственная программа) разработана в соответствии с комплексом мероприятий по совершенствованию работы лесного хозяйства, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 июля 2010 г. № 1090 ”О комплексе мероприятий по совершенствованию работы лесного хозяйства“ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 183, 5/3223), и в развитие Программы развития лесного хозяйства Республики Беларусь на 2007 – 2011 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 декабря 2006 г. № 1760 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 5, 5/24468).

Заказчиками Государственной программы являются Министерство лесного хозяйства (далее – Минлесхоз), Управление делами Президента Республики Беларусь, Министерство обороны, Министерство образования, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Национальная академия наук Беларуси, Белорусский производственно-торговый концерн лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности и Минский горисполком.
ГЛАВА 2

^ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
Лесное хозяйство республики функционирует в условиях исключительной государственной собственности на леса, централизованного лесоуправления и лесопользования.

Реализуя на практике принципы устойчивого лесоуправления и лесопользования, лесное хозяйство не только осуществляет постоянное лесопользование в пределах ежегодного прироста древесины, но и вносит вклад в устойчивое социально-экономическое развитие государства, обеспечение его экономической, энергетической, экологической и продовольственной безопасности.

Благодаря целенаправленной инновационной и инвестиционной деятельности в 2006 – 2010 годах в значительной мере осуществлен переход на современные технологии лесозаготовительного, деревообрабатывающего и лесохозяйственного производства, существенно укреплена материально-техническая база и кадровый потенциал лесохозяйственных учреждений, получили развитие новые направления многоцелевого лесопользования – охота и экотуризм, биоэнергетика. Посредством лесной сертификации осуществляется независимый контроль за соблюдением стандартов Республики Беларусь и международных стандартов устойчивого лесоуправления.

К традиционным сферам потребления древесины (строительство, мебельная, целлюлозно-бумажная и лесохимическая промышленность) прибавились биоэнергетика и производство биопластмасс, значение которых в мировой экономике стремительно растет.

По прогнозам к 2030 году в связи с ожидающимся в развивающихся странах экономическим ростом и увеличением доходов на душу населения потребление круглого леса возрастет на 40 процентов.

Изменение сфер и объемов потребления древесной продукции обусловливает необходимость интенсификации лесовыращивания, увеличения целевых промышленных плантаций (в том числе с использованием биотехнологий) в целях формирования стабильной сырьевой базы для отраслей лесопромышленного комплекса и биоэнергетики.

Необходимо дальнейшее укрепление производственного, инновационного и кадрового потенциала отрасли, совершенствование и повышение эффективности воспроизводства, охраны, защиты лесов, рациональное использование лесных ресурсов на основе достижений научно-технического прогресса с учетом тенденций развития мировой экономики.

Общая площадь земель лесного фонда на 1 января 2010 г. составляла 9,4 млн. гектаров, в том числе площадь покрытых лесом земель – 8 млн. гектаров. Лесистость территории республики – 38,5 процента.

По данным государственного учета лесов с 2006 по 2010 год произошли положительные изменения в структуре земель лесного фонда:

площадь лесных насаждений увеличилась на 167,1 тыс. гектаров;

лесистость территории республики возросла с 37,7 до 38,5 процента;

общий запас древесины на корню увеличился на 131 млн. куб. метров;

расчетная лесосека по рубкам главного пользования (научно обоснованная норма ежегодной заготовки древесины, определяемая наличием спелых лесов) увеличилась с 7,2 до 9,3 млн. куб. метров.

Общий запас древесины на корню в лесах на 1 января 2010 г. составил 1,57 млрд. куб. метров, в том числе спелых и перестойных насаждений – 196,7  млн. куб. метров, из них хвойных пород –
91,8 млн. куб. метров.

Возрастная структура лесов с точки зрения экономической оценки в настоящее время не совсем благоприятна. На лесопокрытых землях преобладают молодняки и средневозрастные насаждения (69,8 процента). Спелые насаждения древесных пород, от которых зависит размер расчетной лесосеки и лесной доход, составляют 10 процентов (при оптимальной норме 15 – 18 процентов), из них спелые насаждения хвойных пород занимают 4,4 процента, твердолиственных – 0,6 и мягколиственных – 5 процентов.

Выравнивание возрастной структуры лесов – сложный и длительный процесс, осуществляемый путем проведения комплекса лесохозяйственных мероприятий и регулирования объема рубок главного пользования.
В соответствии с прогнозной оценкой доля спелых насаждений оптимизируется не ранее 2018 – 2020 годов.

Значительная площадь лесов (2,9 млн. гектаров, или 36,4 процента) представлена мягколиственными древесными породами (ольха, береза, осина), произрастающими преимущественно в пониженных местах с избыточным увлажнением. Осушение занимаемых ими земель по природоохранным обоснованиям нецелесообразно. Замена этих пород на хвойные и твердолиственные в процессе лесоэксплуатации и лесовосстановления может проводиться в незначительных объемах, а быстрорастущие мягколиственные породы следует рассматривать как долгосрочный ресурс для хозяйственного использования.
ГЛАВА 3

^ ОСНОВНЫЕ ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
Основной целью Государственной программы является достижение устойчивого, экономически эффективного, экологически ответственного и социально ориентированного управления лесами и лесопользования.

Основные задачи Государственной программы:

модернизация лесохозяйственного производства путем его технического и технологического переоснащения (в том числе в питомническом и лесосеменном хозяйствах), внедрения современных информационных технологий и аэрокосмических методов, новых программных средств единой геоинформационной системы лесного хозяйства, электронных лесных измерительных инструментов;

вовлечение в хозяйственный оборот всех экономически доступных древесных ресурсов в пределах ежегодно утверждаемой расчетной лесосеки;

повышение эффективности использования лесных ресурсов за счет увеличения объемов производства продукции с более высокой добавленной стоимостью в целях более полного удовлетворения потребностей внутреннего рынка и увеличения экспортного потенциала лесного хозяйства;

совершенствование существующих и внедрение новых методов и способов рационального использования ресурсов охотничьих животных;

развитие побочного лесопользования, охотничьего и экологического туризма;

улучшение технической оснащенности государственной лесной охраны;

применение экономически и экологически эффективных технологий утилизации древесных отходов, образующихся в процессе лесосечных работ, лесопиления и деревообработки;

создание новых и развитие имеющихся производств по выпуску древесного топлива;

создание новых рабочих мест, обеспечение занятости и стабильной заработной платы населения, проживающего в малых городах и сельской местности;

улучшение обеспеченности жильем работников лесного хозяйства.

Для реализации указанных задач необходимо выполнение мероприятий согласно приложению 1.
ГЛАВА 4

^ ВЕДЕНИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
Совершенствование структуры управления
В целях совершенствования структуры управления лесным хозяйством в Минлесхозе в 2011 – 2012 годах в порядке эксперимента на базе шести лесхозов (по одному в каждой области) будут отработаны возможные варианты совершенствования действующей системы управления лесным хозяйством с учетом разделения деятельности на лесохозяйственное производство и производственную деятельность (лесозаготовка и деревообработка). На основании результатов эксперимента продолжится реформирование лесхозов. На базе части реформируемых лесхозов в 2013 – 2015 годах будут образованы обособленные структурные подразделения (юридические лица, филиалы). К 2015 году в составе лесхозов планируется создать 180 таких структурных подразделений (в настоящее время это мастерские лесозаготовительные участки).
^ Лесные стандарты и лесная сертификация
Лесная сертификация в Республике Беларусь осуществляется на основании ТКП 5.1.16-2008 ”Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Система лесной сертификации. Основные положения“.

Основой лесной сертификации и составной частью общегосударственной системы стандартизации являются технические нормативные правовые акты, в которых устанавливаются требования к проведению работ в лесу и качеству лесопродукции.

В 2011 – 2015 годах планируется дальнейшее развитие сертификации, включающее:

совершенствование нормативных правовых актов, организационной структуры Системы лесной сертификации Национальной системы подтверждения соответствия в целях соответствия требованиям Обще­европейского совета по лесной сертификации;

проведение сертификации лесоуправления и лесопользования не менее чем на 80 процентах площадей лесного фонда Минлесхоза по схеме Системы лесной сертификации Национальной системы подтверждения соответствия и Лесного попечительского совета (FSC);

осуществление инспекционного контроля за сертифицированными системами лесоуправления и лесопользования, лесной продукцией по признаку происхождения;

приведение стандартов Республики Беларусь на лесопродукцию в соответствие с европейскими требованиями (термины и определения, методы определения размеров и объема, классификация по качеству).
Лесоустройство
Лесоустройство обеспечивает периодическую (через каждые 10 лет) инвентаризацию лесов, определение норм лесопользования и воспроизводства лесов, ведение государственного учета лесного фонда и государственного лесного кадастра, осуществление мониторинга лесов и подготовку информации о состоянии лесов. Лесоустроительные проекты являются документами, определяющими цели и долгосрочную стратегию, а также план лесохозяйственной деятельности каждого юридического лица, ведущего лесное хозяйство, на очередной ревизионный период.

Основу лесоустроительной деятельности составляют современные технологии и технические средства, базирующиеся на аэрокосмических методах, геоинформационных системах, цифровом картографировании, современных программных комплексах и компьютерной технике.

В общей системе управления лесным хозяйством через лесоустройство будут интенсивно внедряться информационные технологии, научно-технические разработки в области лесоводства, новые стандарты в лесоуправлении и лесопользовании, осуществляться контроль за динамикой происходящих изменений в лесном фонде.

Дальнейшее развитие лесоустройства предусматривается осуществлять по следующим основным направлениям:

проведение базового лесоустройства лесного фонда каждого юридического лица, ведущего лесное хозяйство, в срок не более 10 лет;

обеспечение авторского надзора за осуществлением лесоустроительных проектов;

разработка и внедрение программных и технических средств для функционирования единой многоуровневой геоинформационной системы лесного хозяйства;

повышение точности определения запасов древесных ресурсов за счет увеличения объектов выборочно-измерительной таксации насаждений и внедрения современных электронно-измерительных лесотаксационных приборов;

применение цифровых (сканерных) аэрокосмических снимков высокого разрешения;

внедрение новых технических средств для сбора и передачи данных полевой лесоустроительной информации;

внедрение более совершенных нормативов для товаризации и сортиментации древесных ресурсов с учетом новых стандартов и рыночного спроса;

составление к 2013 году цифровых лесных карт всех земель лесного фонда в единой географической системе координат;

разработка технологии комплексной обработки данных дистанционного зондирования земли для инвентаризации и оценки состояния лесов, формирования тематических лесных карт;

совершенствование системы ведения государственного учета лесного фонда, государственного лесного кадастра и мониторинга лесов с использованием материалов аэрокосмической съемки.
^ Повышение продуктивности лесов
В целях повышения продуктивности лесов предусматривается:

увеличение возраста рубки леса в эксплуатационных лесах для хвойных пород до 90 лет с учетом улучшения возрастной структуры насаждений и потребности рынка в крупной древесине;

более широкое внедрение системы несплошных рубок (постепенных и выборочных) и доведение доли заготавливаемой при таких рубках древесины в общем объеме заготовок по рубкам главного пользования до 17 процентов;

повышение товарности лесосечного фонда (ежегодное увеличение выхода деловой древесины и достижение к 2015 году уровня 77 процентов от ликвидной древесины);

расширение мер ухода за лесом в части выращивания бессучковой древесины, реконструкции малоценных и низкополнотных древостоев;

оптимизация площади лесов первой группы и особо защитных участков леса на основе уточнения критериев отнесения к этим группам защитности;

обеспечение ежегодного проведения рубок ухода в молодняках (осветление и прочистка);

внедрение технологий интенсивного лесоводства (на основе много­операционных машин и экологичных механизмов).
^ Воспроизводство лесов
Основными целями воспроизводства лесов являются рациональное использование лесных земель, оптимизация формационной и возрастной структуры лесов, повышение их продуктивности, устойчивости и качества, сохранение и восстановление биоразнообразия, улучшение экологической обстановки.

Для достижения данных целей планируется:

продолжить развитие лесного семеноводства на генетико-селекционной основе за счет создания постоянных лесосеменных плантаций на площади 114,9 гектара и проведения мероприятий по повышению качества и эффективности использования имеющихся объектов постоянной лесосеменной базы;

обеспечить проведение в семенные годы 100-процентной обработки лесосеменных плантаций ели европейской от болезней и вредителей лесосеменного сырья и семян;

внедрить в Республиканском лесном селекционно-семеноводческом центре новейшие технологии микроклонального размножения древесных растений;

разработать и внедрить современные интенсивные агротехнологии выращивания посадочного материала в открытом и закрытом грунте с применением новейших регуляторов роста, пестицидов, микроудобрений и систем полива растений;

обеспечить выращивание посадочного материала в закрытом грунте в объеме не менее 25 млн. штук;

провести техническое переоснащение питомнического хозяйства за счет приобретения современных машин и механизмов и к 2015 году достичь полной окупаемости выращивания лесного посадочного материала за счет оказания услуг в выращивании декоративного посадочного материала и реализации растений потребителям;

завершить обустройство существующих постоянных лесных питомников (строительство необходимых хозяйственно-бытовых помещений, компостников,
оросительных систем). Построить 15 новых постоянных лесных питомников и отказаться к 2015 году от выращивания лесного посадочного материала во временных питомниках;

ежегодно увеличивать объемы производства и реализации декоративного посадочного материала на базе постоянных лесных питомников в целях максимального сокращения его импорта с доведением объемов реализации посадочного материала к 2015 году до 6,6 млрд. рублей;

увеличить не менее чем до 40 процентов площади создаваемых лесных культур, на которых почвы под посев и посадку обрабатываются безотвальным способом;

увеличить долю механизированной посадки лесных культур с применением современной техники;

осуществить лесовосстановление и лесоразведение на площади не менее 119,9 тыс. гектаров, в том числе посев и посадку леса – 94,8 тыс. гектаров, из них лесоразведение на площади не менее 4 тыс. гектаров;

довести к 2015 году удельный вес лесных культур, создаваемых с использованием селекционного репродуктивного материала, не менее чем до 37 процентов от общей площади всех создаваемых лесных культур;

ввести в категорию ценных древесных насаждений 243,2 тыс. гектаров молодняков;

создать не менее 1,5 тыс. гектаров лесных плантаций для ускоренного выращивания востребованной на рынке крупномерной и балансовой древесины хвойных пород;

в целях обеспечения сырьем потребителей местных видов топлива заложить не менее 1 тыс. гектаров плантаций быстрорастущих древесно-кустарниковых пород;

расширить сеть имеющихся в лесохозяйственных организациях дендропарков в целях экологического просвещения населения путем создания 50 таких объектов общей площадью не менее 135 гектаров;

оптимизировать структуру лесов путем увеличения к 2015 году:

доли хвойных и твердолиственных пород на 1,5 процента
(100 тыс. гектаров) с доведением ее до 71,8 процента;

доли спелых насаждений на 2 процента (150 тыс. гектаров) с доведением ее до 11,8 процента;

среднего запаса спелых древостоев на 11 куб. метров на гектар
с доведением его до 254 куб. метров на гектар.

В результате реализации мероприятий по лесовосстановлению и лесоразведению лесистость республики увеличится с 38,5 до 39 процентов, а к возрасту спелости насаждений дополнительно будет получено
10 млн. куб. метров ликвидной древесины хвойных пород.
^ Охрана и защита лесов, сохранение биоразнообразия
В целях сохранения и повышения экологической устойчивости лесов, предупреждения или минимизации негативного воздействия на них природных и антропогенных факторов, обеспечения пожарной безопасности лесного фонда планируется:

создать автоматизированную систему слежения и раннего обнаружения лесных пожаров;

укомплектовать средствами пожаротушения лесные пожарно-химические станции и пункты противопожарного инвентаря по системе противопожарного нормирования и стандартизации, обеспечить пожарную готовность сил и средств;

расширить сеть лесных пожарно-химических станций и пунктов противопожарного инвентаря;

обеспечить правовое регулирование охраны лесов, актуализировать нормативные правовые акты, в том числе технические нормативные правовые акты, по мере изменения лесного и природоохранного законодательства;

разработать и внедрить новый унифицированный огнетушащий состав на основе местного сырья для ликвидации лесных и торфяных пожаров;

проводить противопожарное устройство лесного фонда в соответствии с разработанными генеральными планами противопожарного устройства лесов республики;

обеспечить устройство не менее 25 процентов от общего объема минерализованных полос в лесном фонде по существующей квартальной сети с использованием их в качестве дорог;

реализовать комплекс мероприятий по наведению порядка в лесах, обеспечив выполнение работ по поддержанию порядка в полосах отвода автомобильных и железных дорог (7 тыс. километров), в лесном фонде, на территории 824 лесничеств;

обеспечить очистку от древесно-кустарниковой растительности мелиоративных каналов на осушенных землях лесного фонда в соответствии с утвержденными райисполкомами картами-планами работ по наведению порядка в мелиоративных системах в объеме 3830 километров, в том числе в 2011 году – 1872 километров, в 2012 году – 1958 километров;

разработать и внедрить методы и технологии формирования пожароустойчивых насаждений в зонах с различной степенью антропогенной нагрузки и радиоактивного загрязнения;

модернизировать радиосвязь для оперативного взаимодействия при тушении лесных и торфяных пожаров в лесном фонде, контроля за пожарной обстановкой в лесах, состоянием насаждений, чрезвычайными и кризисными ситуациями в лесах;

обеспечить обучение и информационное сопровождение деятельности государственной лесной охраны;

разработать и внедрить технологии защиты лесных культур от инфекционных болезней и вредных насекомых;

обеспечить реализацию системы наземного лесопатологического мониторинга;

реализовать комплекс мероприятий по сохранению и восстановлению дубрав;

оценить динамику размножения и интенсивность повреждения насекомыми-ксилофагами лесоматериалов на лесосеках, разработать и внедрить эффективные меры профилактики и борьбы с вредителями;

проводить работы по поддержанию надлежащего санитарного и лесопатологического состояния лесного фонда;

расширить перечень пестицидов для защиты растений в лесном хозяйстве с учетом требований международных стандартов;

внедрить технологию контроля численности пяти видов вредных насекомых (зимняя пяденица, зеленая дубовая листовертка, зимующий и летний побеговьюны, сосновая совка) с использованием феромонных препаратов отечественного производства.

Реализация мероприятий по охране и защите лесов позволит предотвратить ущерб от негативного воздействия природных и антропогенных факторов в сумме свыше 12,3 млрд. рублей.

В целях сохранения и поддержания биоразнообразия планируется:

вести лесное хозяйство на основе принципов рационального, устойчивого и неистощительного использования лесов;

увеличить площади лесов естественной регенерации за счет повышения доли несплошных рубок главного пользования;

создавать смешанные лесные культуры, увеличить долю лесных культур, создаваемых селекционным посевным и посадочным материалом;

оптимизировать лесистость в малолесных районах путем создания лесных культур на малопродуктивных землях, переданных сельско­хозяйственными организациями;

применять современную технику и технологии при выполнении лесохозяйственных мероприятий, обеспечивающие минимальное воздействие на окружающую среду.

^ Ведение лесного хозяйства в зонах радиоактивного загрязнения
Ведение лесного хозяйства в зонах радиоактивного загрязнения направлено на решение следующих основных задач:

усиление экологической роли леса как биогеохимического барьера, препятствующего выносу радионуклидов за пределы загрязненной территории;

охрана лесов от пожаров в целях предотвращения их гибели и возможного вторичного радиоактивного загрязнения сопредельных территорий;

экономически эффективное проведение лесохозяйственных мероприятий и непрерывное использование лесных ресурсов при условии получения нормативно чистой продукции и соблюдения установленного предела годовой дозы облучения.

В соответствии с действующим законодательством требуется применение системы защитных мероприятий на территориях, где средние годовые эффективные дозы облучения превышают 0,1 мЗв. В 12 лесхозах отрасли у работников лесного хозяйства возможно формирование средних годовых эффективных доз облучения, превышающих 0,1 мЗв.

В настоящее время остаются загрязненными 1,6 млн. гектаров земель лесного фонда, на которых применяются повышенные меры профилактики и предупреждения лесных пожаров, введены ограничения на проведение рубок, заготовку пищевой продукции леса.

Радиационная обстановка в лесах изменяется крайне медленно, ”очищение“ загрязненных лесов происходит лишь за счет радиоактивного распада. Не имеет тенденции к снижению загрязнение лесной продукции, отмечены аномально высокие уровни загрязнения пищевой продукции леса (грибы, ягоды, дичь).

В соответствии с требованиями законодательства в республике должно быть обеспечено производство нормативно чистой продукции, что потребует эффективной работы службы радиационного контроля отрасли.

При ведении лесного хозяйства в зонах радиоактивного загрязнения предусматривается:

осуществление комплекса мер, направленных на лесовосстановление и лесоразведение в зонах отселения, охрану и защиту лесов от пожаров, внедрение мобильных и дистанционных систем для обнаружения очагов возгорания в зонах радиоактивного загрязнения;

поддержание надлежащего санитарного состояния лесов в зонах отселения, рациональное и эффективное использование лесных ресурсов;

обеспечение соблюдения норм радиационной безопасности – радиационного контроля на объектах лесного хозяйства и рабочих местах, контроля доз внешнего облучения;

контроль радиоактивного загрязнения в лесах – уточнение радиационной обстановки, радиационный контроль лесной продукции, радиационный мониторинг;

совершенствование информирования о радиационной обстановке в лесах работников лесного хозяйства и населения.

Средства на проведение защитных мероприятий выделяются в рамках реализации государственных программ по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Государственная программа iconПрограмма города Москвы
...

Государственная программа iconПрограмма конференции пленарное заседание
«Государственная политика и законодательство в сфере обеспечения транспортной безопасности, пути совершенствования»

Государственная программа iconФедеральная целевая программа «государственная поддержка интеграции...
Печатается по решению Федеральной целевой программы «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки...

Государственная программа icon«Курская государственная сельскохозяйственная академия имени профессора И. И. Иванова» программа
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Государственная программа iconПрограмма 22-28 апреля
Место проведения: Государственная универсальная научная библиотека (г. Красноярск, ул. К. Маркса, д. 114) (контактное лицо: Порохова...

Государственная программа iconПрограмма 22-28 апреля
Место проведения: Государственная универсальная научная библиотека (г. Красноярск, ул. К. Маркса, д. 114) (контактное лицо: Порохова...

Государственная программа iconПрограмма IХ международного форума «задонские свято-тихоновские образовательные чтения»
Липецкий филиал фгбоу впо «Российская государственная академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте рф»

Государственная программа iconРабочая программа учебной дисциплины «Экономика здравоохранения»
Ю. А. Тюков – заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения гоу впо «Челябинская государственная медицинская академия...

Государственная программа iconГосударственная программа по форсированному индустриально-инновационному...
Развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивающих ее диверсификацию и рост конкурентоспособности 13

Государственная программа iconПрограмма ежегодной международной студенческой научной конференции...
Кандидат химических наук, доцент фгбоу впо "Уральская государственная сельскохозяйственная академия"

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов