Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине литература




НазваниеУчебно-методический комплекс по учебной дисциплине литература
страница1/6
Дата публикации19.06.2013
Размер0.84 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
zadocs.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6


государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ

ЛИТЕРАТУРА

учебно-методический комплекс
для студентов Юридического колледжа

(специальность 030503 (52) Правоведение

среднего профессионального образования)

Москва

2008

Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине литература для специальности 030503 (52) - 0201 «Правоведение» среднего профессионального образования. – М.: Российская академия правосудия. – 80 c.



ОДОБРЕНА

Предметно-цикловой комис-

сией по бщеобразовательным дисциплинам

ГОУ ВПО «Российская академия правосудия»


Соответствует Государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0201 «Правоведение» (повышенный уровень) среднего профессионального образования

Кафедра общеобразовательных дисциплин

ГОУ ВПО «Российская академия правосудия»

протокол от 4 сентября 2007 года № 2


Автор:

Абуталиева Э.И.

профессор кафедры общеобразовательных дисциплин РАП, кандидат филологических наук

Рецензент:

Ощепков А. Р.

кандидат филологических наук, доцент



Замечания, предложения и пожелания по программе направлять в ГОУ ВПО «Российская академия правосудия» по адресу: 117418, Москва, Новочеремушкинская ул., д.69-А.

© Абуталиева Э.И., 2008

© Российская академия правосудия, 2008
СОДЕРЖАНИЕ


5

11

16

16

20

66

68

70

72

78
Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины

Пояснительная записка

Объем дисциплины и виды учебных занятий

Тематический план

Программа учебной дисциплины

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

Рекомендуемая литература

Примерные темы сочинений

Примеры контрольных работ и тестовых заданий

Примерные вопросы для подготовки к экзамену

Требования к обязательному минимуму

содержания дисциплины

^ ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО - ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ

- Художественная литература как искусство слова.

- Художественный образ. Художественное время и пространство.

- Содержание и форма. Поэтика.

- Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика.

- Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм. Модернизм и постмодернизм.

- Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей XIX-XX веков.

- Литературные роды: эпос, лирика, драма.

- Жанры литературы: роман-эпопея, роман, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада, басня; элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.

- Авторская позиция, автор-повествователь, образ автора. Пафос, тема, идея, проблематика. Стиль.

- Сюжет, фабула, композиция. Элементы сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия, перипетии, кульминация, развязка, эпилог. Конфликт.

- Персонаж, характер, тип, лирический герой. Система персонажей.

- Речевая характеристика героя, формы повествования, диалог, монолог, сказ.

- Деталь, символ, подтекст.

- Психологизм. Народность. Историзм.

- Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм, гротеск.

- Эстетическая функция языка художественной литературы, идейно-стилевое единство литературного произведения. Изобразительно-выразительные средства художественной речи: сравнение, эпитет, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха. Гипербола, аллегория. Звукопись: аллитерация, ассонанс.

- Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры6 хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Дольник, акцентный стих, белый стих, верлибр. Ритм, рифма, строфа.

- Литературная критика.
^ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЕ ДЛЯ ЧТЕНИЯ И ИЗУЧЕНИЯ

Произведения русской литературы

А. С. Пушкин. Стихотворения: «Погасло дневное светило», «Свободы сеятель пустынный», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Подражания Корану», «Элегия», «Вновь я посетил», «Поэт», «Пора, мой друг, пора!», «Осень», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Отцы-пустынники и жены непорочны...», «Из Пиндемонти».

Поэма «Медный всадник», трагедия «Борис Годунов».

^ М. Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Поэт», «Я не унижусь пред тобою...», «Как часто пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…», «Выхожу один я на дорогу», «Пророк», «Нет, я не Байрон, я другой», «Есть речи – значенье…», «Журналист, читатель и писатель».

^ Н. В. Гоголь. Повесть «Невский проспект».

А. Н. Островский. Драма «Гроза», комедия «Лес».

Ф. И. Тютчев. Стихотворения: «Silentium», «Не то, что мните вы, природа...», «О, как убийственно мы любим», «Умом Россию не понять», «Нам не дано предугадать...», «Природа – сфинкс. И тем она верней..», «К. Б.», «Наш век», «Эти бедные селенья...», «Фонтан», «Есть в осени первоначальной…», «День и ночь».

А. А. Фет. Стихотворения: «Это утро, радость эта...», «Шепот, робкое дыхание...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Еще майская ночь...», «На заре ты ее не буди…», «Облаком волнистым...», «Еще весны душистой нега...», «Заря прощается с землею...».

^ И. А. Гончаров. Роман «Обломов».

И. С. Тургенев. Роман «Отцы и дети».

А. К. Толстой. Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения», «Коль любить, так без рассудку...», «Край ты мой, родимый край...».

^ Н. С. Лесков. Повесть «Очарованный странник».

М. Е. Салтыков-Щедрин. Роман «История одного города».

Н. А. Некрасов. «В дороге», «Вчерашний день часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Поэт и гражданин», «Элегия» (1874 г.), «О Муза! Я у двери гроба!», «Забытая деревня», «Я не люблю иронии твоей…», «Внимая ужасам войны…», «Тройка», «Сеятелям».

Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

^ К. Хетагуров. Стихотворения из сборника «Осетинская лира»

Н. Г. Чернышевский. Роман «Что делать?»

Ф. М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание».

Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир».

^ А. П. Чехов. Рассказы: «Попрыгунья», «Палата № 6», «Студент», «Дом с мезонином», «Ионыч», «Крыжовник», «Человек в футляре», «О любви», «Дама с собачкой», «Черный монах», «Случай из практики».

Драма «Три сестры», пьеса «Вишневый сад».

^ И. А. Бунин. Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!», «Последний шмель», «Седое небо надо мной…», «Слово».

Рассказы: «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Легкое дыхание», «Солнечный удар», «Чистый понедельник», «Темные аллеи».

^ А. И. Куприн. Повесть «Гранатовый браслет».

Л. Н. Андреев. Повесть «Иуда Искариот».

А. М. Горький. Рассказы «Старуха Изергиль», «Страсти-мордасти».

Пьеса «На дне».

^ В. Я. Брюсов. Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны».

К. Д. Бальмонт. Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце».

^ А. Белый. Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине».

Н.С. Гумилев. Стихотворения: «Жираф», «Шестое чувство», «Заблудившийся трамвай».

И. Северянин. Стихотворения: «Ананасы в шампанском…», «Это было у моря…», «Эпилог» («Я гений, Игорь Северянин…»).

^ В. В. Хлебников Стихотворения: «Заклятие смехом», «Птичка в клетке», «Еще раз, еще раз…»

Н. А. Клюев. Стихотворения: «В просинь вод загляделися ивы…», «Мне сказали, что ты умерла…», «Я люблю цыганские кочевья…».

А. А. Блок. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Ямбы», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…», «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы...», «Девушка пела в церковном хоре…», «О, я хочу безумно жить…», «О доблестях, о подвигах, о славе…».

Поэма «Двенадцать».

^ В. В. Маяковский. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви».

Поэма «Облако в штанах».

^ С. А. Есенин. Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная…», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «Пушкину», «Собаке Качалова», «Я обманывать себя не стану…», «Письмо к женщине», «Я покинул родимый дом…».

^ М. И. Цветаева. Стихотворения: «Моим стихом, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по Родине», «Мне нравится…», «Вот опять окно…», «Стихи к Чехии».

^ О. Э. Мандельштам. «Notre Dame», «Бессонница. Гомер, тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…», «Я должен жить, хотя я дважды умер...», «Это какая улица…», «Мы живем, под собою не чуя страны…».

^ А. А. Ахматова. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля», «Не с теми я, кто бросил землю...», «Мужество», «Под крышей промерзшей пустого жилья…».

Поэма «Реквием».

^ Б. Л. Пастернак. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать...», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Быть знаменитым некрасиво...», «Гефсиманский сад», «Рождественская звезда».

Роман «Доктор Живаго».

^ М. А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита».

И. Э. Бабель. Рассказы: «Мой первый гусь», «Соль».

Е. И. Замятин. Роман «Мы».

А. П. Платонов. Повесть «Котлован».

^ М. А. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон».

В. В. Набоков. Роман «Машенька».

Н. А. Заболоцкий. Стихотворения: «Завещание», «Читая стихи», «О красоте человеческих лиц».

^ А. Т. Твардовский. Стихотворения: «Вся суть в одном единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…», «Дробится рваный цоколь монумента…», «О сущем», «В чем хочешь человечество вини…».

^ В. Т. Шаламов. «Колымские рассказы»: «Последний замер», «Шоковая терапия» и другие (по выбору).

А. И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича», документально-художественное исследование «Архипелаг ГУЛАГ».

^ Ю. Трифонов. Повесть «Дом на Набережной»

В. В. Быков. Повесть «Сотников».

В. Г. Распутин. Повести «Прощание с Матерой».

Н. М. Рубцов. Стихотворения: «Звезда полей», «В горнице моей светло…», «Видения на холме», «Листья осенние».

^ Р. Гамзатов. Стихотворения: «Журавли», «Мой Дагестан», «В горах джигиты ссорились, бывало…».

В. C. Высоцкий. Стихотворения: «Песня о друге», «Баллада о любви», «Утренняя гимнастика», «Корабли постоят – и ложатся на курс…».

^ Б. Ш. Окуджава. Стихотворения: «Давайте восклицать!», «Живописцы», «До свидания, мальчики!», «Песенка об Арбате».

А. В. Вампилов. Пьеса «Утиная охота».

Произведения зарубежной литературы

Г. Де Мопассан. Новелла «Ожерелье».

Г. Ибсен. Драма «Кукольный дом».

А. Рембо. Стихотворение «Пьяный корабль».

Б. Шоу. Пьеса «Пигмалион».

Г. Аполлинер. Стихотворение «Мост Мирабо».

Э. Хемингуэй. Повесть «Старик и море».
^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Будущий юрист должен отличаться компетентностью в различных отраслях знания, и в первую очередь – в области гуманитарной. Эрудированность, начитанность, любовь к родной культуре, ее традициям – необходимые качества для успешной профессиональной деятельности в столь значимой для современного российского общества сфере. В этом заключается важность изучения литературы в рамках подготовки студентов в юридическом колледже. В его процессе происходит приобщение студентов к богатствам русской классической литературы, что позволяет развивать у них эстетический вкус, воспитывать гражданскую, идейно-нравственную позицию, соответствующую столь высокому призванию. Кроме того, изучение литературы как нельзя лучше способствует развитию необходимых в работе с людьми коммуникативных навыков, поскольку предполагает форму свободного обмена мнениями, спора, коллективного размышления.

Дисциплина «Литература» вводится в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования в средних специальных учебных заведениях в качестве основной дисциплины цикла «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины».

Предлагаемый комплекс опирается на уже имеющиеся у студентов знания о литературе, он призван систематизировать, углубить и расширить эти знания, привить студентам вкус к чтению, к расширению интеллектуального кругозора.

^ Цели курса

- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи;

- освоение текстов литературных произведений в единстве формы и содержания; историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; создание общего представления об историко-литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно-художественных стилей;

- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявление взаимообусловленности элементов формы и содержания литературных произведений; написание сочинений различных типов; определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.

^ Задачи курса:

- чтение и изучение выдающихся произведений отечественной и зарубежной литературы;

- формирование знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное освоение художественных ценностей;

- развитие целостного отношения к миру и искусству;

- развитие специальных художественно-творческих способностей, творческого и воссоздающего воображения, образного восприятия, эстетического чувства, навыков аналитического мышления, столь необходимых будущему юристу во всех сферах профессиональной и общественной жизни;

- воспитание эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости и рефлексии при восприятии художественного произведения;

- развитие навыков грамотного и свободного владения литературной речью.

В результате изучения литературы на профильном уровне

студент должен

Знать:

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX веков, этапы их творческой эволюции;

  • историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;

  • основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;

  • основные теоретико-литературные понятия.

Уметь:

- воспроизводить содержание литературного произведения;

- анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

- соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;

- раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и традицией, выявлять сквозные темы и ключевые проблемы русской литературы;

- соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;

- определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;

- сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;

- выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;

- выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

- составлять планы и тезисы статей на литературные темы, готовить учебно-исследовательские работы;

- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.

иметь представление о:

- связи произведений со временем написания и нашей современностью;

- сходстве и различии произведений разных писателей, близких по тематике;

- соотношении изучаемого произведения с литературным направлением эпохи, (классицизмом, романтизмом, реализмом, модернизмом); а также об основных чертах этих направлений;

- правилах создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм литературного языка;

- формах участия в диалоге или дискуссии.
Учебно-методический комплекс состоит из 4 тематических разделов. В комплексе приводятся примерные образцы заданий и контрольных работ, которые предлагаются во время рубежных аттестаций. Кроме того, приводится список произведений, рекомендованных к прочтению и изучению, а также список литературы учебно-методического и справочного характера.

Комплекс рассчитан на 192 часа учебных занятий. Минимально рекомендуемый объем занятий – 5 часов в неделю в течение двух семестров. На самостоятельную работу отводится 50 часов в течение двух семестров.

^ Формы отчетности: 2 промежуточные аттестации в течение первого и второго семестров, в конце первого семестра письменный зачет, в конце второго – устный экзамен.

Основным видом учебной работы является урок.

^ Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы (по учебному плану)

Количество часов в соответствии

с учебным планом

Максимальная учебная нагрузка студента

258 часов

Аудиторные занятия, из них:




Уроки

198 часов

Самостоятельная работа

60 часов

Форма итогового контроля

Экзамен


  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине литература iconУчебно-методический комплекс иркутск 2010 Автор: И. Б. Рябцева, старший...
Учебно-методический комплекс (умк) по учебной дисциплине «Наследственное право» подготовлен на основе Государственного образовательного...

Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине литература iconУчебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Основы антропологии» Специальность
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Биология размножения и развития» составлен в соответствии с требованиями Государственного...

Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине литература iconУчебно-методический комплекс по учебной дисциплине «земельное право»
Земельное право: Учебно-методический комплекс по специальности 030501. 65 – юриспруденция, / Составитель Горбачев А. Н., доцент кафедры...

Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине литература iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Восток в мировой политике»
Учебно-методический комплекс предназначен для преподавания учебной дисциплины вариативной части профессионального цикла магистрантам...

Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине литература iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины психология делового общения 100200. 62 «Туризм»
Учебно-методический комплекс одобрен методической комиссией факультета социального управления

Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине литература iconУчебно-методический комплекс москва 2010 Государственное образовательное...
Учебно-методический комплекс (умк) по учебной дисциплине «Международное право» подготовлен на основе требований Государственного...

Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине литература iconУчебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Административное право». Краснодар, 2012. ©
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов (квалификация (степень) «бакалавр») и преподавателей юридического факультета...

Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине литература iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Философия»
Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден и утвержден на заседании общеуниверситетской кафедры философии июня 2009 года, протокол...

Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине литература iconУчебно-методический комплекс дисциплины по дисциплине «История государства...
Учебно-методический комплекс дисциплины разработан на основании государственного образовательного стандарта и типовой учебной программы...

Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине литература iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Экономическая теория»
Учебно-методический комплекс предназначен для самостоятельной работы студентов экономического факультета дневной формы обучения

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов