Педагогика: технология и теория обучения




НазваниеПедагогика: технология и теория обучения
страница1/11
Дата публикации20.06.2013
Размер1.74 Mb.
ТипУчебное пособие
zadocs.ru > Право > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    Федеральное агентство по образованию

    «ГОУ ВПО «Уральский государственный технический университет – УПИ»

    О.Л. Жукова, Л.В. Быкова

    Педагогика: технология и теория обучения

    Учебное пособие

    Научный редактор – доц., канд. пед. наук И.В. Еркомайшвили

    Екатеринбург

    2007

    УДК

    ББК

    Ж

    Рецензенты:

    Канд. пед наук, доцент – Российский государственный профессионально-педагогический университет;

    Канд. пед наук, доцент – Уральский государственный педагогический университет.

    ^ Жукова О.Л., Быкова Л.В.

    Ж Педагогика: технология и теория обучения. Учеб. пособие

    /О.Л. Жукова, Л.В. Быкова. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ УПИ, 2007. 143 с.

    ISBN

    Пособие раскрывает основы технологии и теории обучения.

    Содержит практический раздел, выполнение которого способствует закреплению знаний студентов, качественной подготовке к семинарским занятиям и к семестровому экзамену. Учебное пособие предназначено для изучения студентами дисциплины «Технология обучения», по специальности – «Физическая культуры и спорт». Так же полезно для слушателей ФПК и профессиональной переподготовки, студентам и аспирантам педагогических вузов, изучающих дисциплину «Теория обучения».

    Библиогр.: прил. 1.

    УДК

    ББК

ISBN © ГОУ ВПО «Уральский государственный

технический университет – УПИ», 2007

© О.Л. Жукова, Л.В. Быкова, 2007
СОДЕРЖАНИЕ


ПРЕДИСЛОВИЕ ………………………………………………………........

4

^ РАЗДЕЛ I. Теоретические основы технологии обучения …………...

6

Тема 1. Сущность понятия «технология обучения»………………………..

6

Тема 2. Виды технологизированного обучения на современном этапе…...

13

Тема 3. Теоретические основы образовательных технологий ……….

18

Тема 4. Теория целеполагания в образовательном процессе…………

45

Тема 5. Закономерности и принципы технологизированного обучения….

49

Тема 6. Содержание образования как фундамент обучения……………….

65

Тема 7. Методы, средства и формы обучения………………………………

76

Тема 8. Урок как основная форма организации обучения…………………

93

Тема 9. Инновационные образовательные процессы………………………

101

^ РАЗДЕЛ II. Практические занятия по дисциплине ……………..

107

Занятие 1-2. Возникновение и развитие технологизированного обучения……………………………………………………………………….……


108

Занятие 3. Виды технологизированного обучения………………………..

111

Занятие 4. Теоретические основы технологизированного обучения…..

115

Занятие 5. Теория целеполагания в технологизированном обучении…….

117

Занятие 6-7. Дидактические принципы, правила реализации в учебном процессе……………………………………………………………………….


119

Занятие 8. Содержание образования ………………………………………..

124

    Занятие 9. Дидактические методы…………………………………………..

    Занятие 10. Средства и формы обучения……………………………………

126

133

    Занятие 11. Оценка знаний, виды контроля в обучении…………………..

135

^ Библиографический список ……………………………………………….

139

Приложение. Темы докладов ……………………………………………...

141




    ПРЕДИСЛОВИЕ

    Поиск путей совершенствования качества подготовки специалистов позволяет преподавателю пересматривать содержание обучения и выходить на свой уровень технологии образовательного процесса.

    Данное учебное пособие позволит студентам, будущим педагогам изучить основы технологизированного обучения на теоретическом уровне, что, несомненно, послужит дальнейшим стимулом в поиске своей собственной технологии обучения тем или иным дисциплинам.

    Следует заметить, что термин «технология обучения» означает способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, включающий в себя систему форм, методов и средств обучения, благодаря которым обеспечивается наиболее эффективное достижение тех или иных поставленных целей. Вот поэтому, авторы убеждены, что любой процесс технологизированного бучения основан на фундаментальных знаниях, заложенных в дидактике – науке, изучающей организацию обучения на теоретическом уровне. Именно основам дидактики уделяется значительное внимание в пособие, что раскрывается через изучение основных категорий – цель, принципы, содержание, методы, средства и формы обучения. Усвоение знаний студентов осуществляется вопросами для самопроверки в конце каждой темы.

    Практический раздел пособия содержит творческие задания, тестовые и контрольные вопросы, задания для самостоятельной работы студентов с дополнительной литературой. Раздел представлен в форме рабочей тетради, что повышает интерес к изучению нового материала, закреплению знаний, развитию познавательных способностей студентов. С другой стороны облегчает преподавателю контроль и коррекцию образовательного процесса.

    «Технология обучения», «Теория обучения» как учебные дисциплины изучаются студентами в единстве базовых дисциплин психолого-педагогического цикла.

    Цели дисциплины:

  • знакомить студентов с основными понятиями технологизированного обучения;

  • способствовать усвоению и закреплению теоретических знаний в области дидактики;

  • формировать умения и навыки самостоятельного умственного труда;

  • формировать умения и навыки практического применения знаний в будущей профессиональной деятельности.

    В конце учебного пособия представленные темы докладов, что позволит организовать диспуты, «круглые столы» по изучаемому материалу.

    Учебное пособие предназначено для изучения студентами дисциплины «Технология обучения», по специальности – «Физическая культуры и спорт». Так же полезно для слушателей ФПК и профессиональной переподготовки, студентам и аспирантам педагогических вузов, изучающих дисциплину «Теория обучения».


^ РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Тема 1. Сущность понятия «технология обучения»



  1. Возникновение и развитие обучающих систем.

  2. Сущность понятия «технология обучения». Преимущество технологизированного обучения.

  3. Особенности и структура технологизированного обучения.

  4. Уровни освоения учебного материала. Требования к технологизированному обучению.




  1. Возникновение и развитие обучающих систем


Процесс обучения это социальный процесс, который возник с возникновением общества и совершенствуется в соответствии с развитием общества. Кроме того, процесс обучения – это своеобразная система, характеризующая жизнедеятельность человеческого общества. Уровень и характер общественного развития предъявляет новые требования к совершенствованию образовательного процесса, что стимулирует педагогов к поиску новых способов и приемов обучения, созданию новых форм организации учебного процесса, применение новых средств обучения. Все чаще процесс обучения рассматривается как технологизированный процесс, позволяющий реализовать содержание обучения, предусмотренное учебными программами, включающий в себя систему методов, средств и форм обучения, благодаря которому обеспечивается наиболее эффективное достижение тех или иных поставленных целей.

Развитие общества позволяет выделить стадии эволюции процесса обучения от традиционного (репродуктивного, воспроизводящего) до развивающего познавательною активность учеников, требующего применения определенной технологии обучения.

^ I стадия. Обучение, как подражательная деятельность

Накапливаемый опыт передавался обществом и воспринимался подрастающим поколением в процессе непосредственной практической деятельности (подражательной, в действие по образцу). Первоначальная ступень образования готовит учащихся ко всем важнейшим видам практической деятельности независимо от будущей профессии. По этому процесс обучения начинается, прежде всего, с формирования умений и навыков: общения, счета, чтения, письма и др.

^ II стадия. Догматическое обучение

Суть заключалась в механическом запоминании передаваемой информации (зазубривание материала) и механическом же ее воспроизведении (без понимания изученного). Основой процесса обучения стал схоластический способ познания, поскольку для многих явлений в мире еще не было объяснений (широко используется в религиозном образовании, при заучивании молитв). С возникновением догматического обучения ведущую роль стало играть слово как важнейшее средство передачи информации. Но в это же время наряду с индивидуальными формами обучения стали возникать и развиваться групповые.

^ III стадия Объяснительно-иллюстративное обучение

На ряду со словом и практическими упражнениями стали более эффективно использоваться различные средства доказательности, наглядные средства, позже и технические средства обучения. Педагоги стали стремиться к тому, чтобы учащиеся не механически, а осознанно усваивали и воспроизводили информацию. Особенности объяснительно-иллюстративной технологии были обобщены Я.М. Каменским в «Великой дидактике» в 1632 г. Объяснительно-иллюстративный характер обучения долгое время оставался ведущим, не отрицая элементов догматического обучения. Данная технология, основанная на репродуктивном характере обучения, не гарантировала развитие творческих способностей, хотя и не отрицала такой возможности у отдельных учеников.

^ IV стадия Проблемное обучение

Быстрый темп развития производственных технологий, совершенствование техники предъявляет новые требования к организации обучения. Меняется характер обучения. Все большее количество людей, совершенствуя свою трудовую деятельность, вынуждено было прибегать к самостоятельному поиску новых знаний. На этом фоне стало эффективно развиваться и внедряться в процесс обучения, специально организованная, творческая, поисково-познавательная деятельность учащихся. Так в недрах объяснительно-иллюстративного обучения зародилась новая технология – проблемное обучение, суть которого заключалась в организации самостоятельной, познавательной деятельности учащихся.

Проблемное обучение – это систематическое включение учащихся в процесс решения творческих задач практического и познавательного характера, при изучении узловых положений учебной дисциплины.

Особенностью проблемного обучения является то, что учащимся знания не сообщаются в готовом виде (например, лекция), а знания приобретаются ими в процессе разрешения проблемных ситуаций (самостоятельная работа с дополнительной литературой).

Проблемная ситуация – это начальный момент мыслительного процесса обучающихся, когда у них появляется потребность, что-то понять, осмыслить. Это осознанное обучающимися затруднение, пути преодоления которого занимающимся не известны и самостоятельно следует их найти.

Но проблемная ситуация возникает и находится из нее выход только тогда, когда у учащихся есть желание самостоятельно выйти из затруднения.

Проблемное задание (проблемная задача, поисковая задача) – такое, способ выполнения и результат, которого учащимся заранее не известен, но уровень их подготовки позволяет самостоятельно найти способ выполнения этого задания.

^ V стадия Программированное обучение

Внедряется в современную дидактику с 50-х годов XX века. По форме программированное обучение представляет собой особый вид самостоятельной работы учащихся над специально переработанным учебным материалом.

Программированное обучение делится на два вида: линейное и разветвленное обучение.

Линейное – это такое программированное обучение, когда при неправильном выполнении задания ученик должен повторить весь соответствующий материал и выполнить вновь это задание.

Разветвленное – при этом обучении ученику указывают на его ошибки и дают задание повторить именно те страницы и параграфы, которые приведут его к правильному ответу.

Преимущество программированного обучения состоит в наличие постоянной обратной связи. Программированное обучение также предполагает использование новых средств обучения, соответствующих учебных пособий, компьютеров.

Главной особенностью программированного обучения является то, что ученик не может при изучении учебного материала сделать следующего шага, если он не усвоил предыдущего материала. В условиях программированного обучения программируется весь путь познавательной деятельности учащегося, когда на каждом этапе обучения учащийся располагает средствами постоянного контроля над знаниями и своим развитием. Примером программированного обучения может служить любая обучающая программа, реализуемая с помощью компьютера.

Поиск новых технологий обучения – это объективное явление в эволюции образования. Однако выбор определенной технологии всегда определяется самим педагогом, в зависимости от его профессиональных, творческих способностей. Следует лишь заметить, что новые технологии обучения направлены на развитие самой позновательной деятельности учащихся.


  1. Сущность понятия «технология обучения». Преимущество

технологизированного обучения

Термин «технология» имеет технократическое значение и широко применяется в производстве. Буквально технология – это совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов позволяющих получить продукцию с заданными параметрами. Ключевым звеном в любой технологии является детальное определение конечного результата и точное достижение его.

Термин «технология» в образовании стал использоваться в конце 60-х годов ХХ столетия с появлением компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В настоящее время «технология» встречается в педагогической и психологической литературе в разных словосочетаниях: «педагогическая технология», «образовательная технология», «технология воспитания», «технология обучения». Сторонниками внедрения этого термина стали ведущие педагоги: Ф. Янушкевич (1986), В.П. Беспалько (1989), М.В. Кларин (1989) и др. Позже – И.П. Подласый (1996), С.А. Смирнов (1999), Л.Г. Семушина, Н.Г. Ярошенко (2001), Е.С. Полат (2003), В.С. Кукушин (2004).

Существует несколько трактовок этого понятия.

^ Технология обучения – (с греч. techne –искусство, logos – учение) определяется как совокупность научных методов, способов, приемов, форм и средств, реализуемая определенным образом и в определенной последовательности в интересах повышения эффективности дидактического процесса.

^ Технология обучения – это совокупность методов и средств обработки, представления учебной информации с одной стороны. С другой стороны – это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических и информационных средств.

^ Технология обучения – это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, включающий в себя систему форм, методов и средств обучения, благодаря которым обеспечивается наиболее эффективное достижение тех или иных поставленных целей.

Следует знать, что технология обучения – системная категория, структурными составляющими которой являются: цели обучения, содержание обучения, средства педагогического взаимодействия, организация учебного процесса, ученик, учитель, результат деятельности.

Основное назначение технолгизированного обучения – формировать активную позицию учащихся в процессе учения, побуждающую к самостоятельному интеллектуальному труду, к осознанному самостоятельному выбору содержания обучения.

Технологию обучения следует отличать от общепринятого понятия в обучении – методики обучения.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Педагогика: технология и теория обучения iconРостовцев Н. Н. История методов обучения рисованию
Теория и технология художественно-эстетического образования в начальной школе (изобразительное искусство)

Педагогика: технология и теория обучения iconКонтрольная работа по дисциплине «Психология и педагогика», выполняемая...
Методические рекомендации к написанию контрольной работы для студентов заочной формы обучения фармацевтического факультета по учебной...

Педагогика: технология и теория обучения iconВопросы для экзамена по дисциплине «Технологии обучения»
Определение понятий «технология», «методика», «технология учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура»

Педагогика: технология и теория обучения iconТехнология конструкционных материалов раздел «Сварочное производство» О
Методические указания предназначены для студентов первого, второго и третьего курсов очной и заочной форм обучения, изучающих дисциплины...

Педагогика: технология и теория обучения iconОбъявление для аспирантов 2-го года обучения Зачет
Зачет по дисциплине «Педагогика и психология высшей школы» с аспирантами 2-го года обучения состоится 18. 04. 13 в 16. 20 в аудитории...

Педагогика: технология и теория обучения iconОбщее и специфическое в содержании родственных наук (дефектология,...
Кор пед можно рассм-ть как преемницу дефектологии в связи с заменой терминов, так и в кач-ве самостоятельной науки

Педагогика: технология и теория обучения iconКонтрольная работа по курсу «Экономика» предназначена для студентов...
Программа и методические указания к выполнению контрольной работы для студентов направления 190700 «Технология транспортных процессов»...

Педагогика: технология и теория обучения iconЗакономерности, принципы, содержание, методы, формы образования, воспитания, обучения
Педагогика Наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием,...

Педагогика: технология и теория обучения iconУчебно-методическое пособие Барнаул 2011 удк колмогорова Н. С., Сивцова...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневного и заочного отделений агау, изучающих курсы «Психология и педагогика»,...

Педагогика: технология и теория обучения iconВ. М. Бронников "технология сновидения"
Виртуальные сны. Технология пробуждения без будильника. Технология вхождения в сон

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов