Общее и специфическое в содержании родственных наук (дефектология, коррекционная педагогика, специальная педагогика, лечебная педагогика, эрготерапия и др.)




НазваниеОбщее и специфическое в содержании родственных наук (дефектология, коррекционная педагогика, специальная педагогика, лечебная педагогика, эрготерапия и др.)
страница1/5
Дата публикации02.07.2013
Размер0.65 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5

  1. Динамика развития предмета и объекта коррекционной педагогики.


Кор. пед. можно рассм-ть как преемницу дефектологии в связи с заменой терминов, так и в кач-ве самостоятельной науки.

Словарь-справочник «Дефеклология» (м,2005):

Дефектология – наука о психофизич. особ-тях разв-я аномальных детей, закономерностях их обуч-я и воспит-я.

Предмет: психофизич. особ-ти и закономерности обуч-я и воспит-я.

Объект: «аномальн дети» - дети, им-е значит отклон-я от норм физич или психич разв-я, вызывнные серьёзн врожд или приобр девектами, и => нужд-ся в специальных усл-ях обуч-я и воспит-я.

^ Сейчас 2 тенденции:

- расшир-е предмета и объекта

Расшир-е объекта деф-гии им место за счёт ув-я возрастного диапазона охват контингента:рожд-стар

^ Расшир-е предмета – из-за измен-я условий их жизнедеят-ти и ув-ем кол-ва исп-мых ср-в коррекции по сравн-ю с обуч-ем и воспит-ем в стенах спец шкы-интерната.

Предмет кор. пед-ки– виды, средства и способы кор-ного воздействия на отклон-е в разв-и (на дефект).

^ Объект изучения кор. пед. – психич. и физич. нар-я, а не их носители.

Кор пед-ка, которая выросла из соврем. соц. психологии и общ. пед-ки:

Предмет – процесс дифференциации обуч-я, воспит-я и разв-я детей с недостатками в разв-и и отклон-ями в повед-и, определение наиболее результативных путей, способов и ср-в, направ на своеврем выяв-е, предупрежд-е и преод-е отклон-й в разв-и и повед-и у данных детей и подростков.

Объект: реб-к с 4 Д: наличие дефекта, перенесенная в детстве депривация, наличие школьн. дезадаптации, проявление девиации в поведениии (Гонеев А Д и др, 1999).



  1. Общее и специфическое в содержании родственных наук (дефектология, коррекционная педагогика, специальная педагогика, лечебная педагогика, эрготерапия и др.).


Вначале – только дефектология (шк. возр.)

От неё:

- кор пед-ка (теория и практика обуч. и воспит. детей с ОПФР)

- ^ Специальную педагогику (альтернативное название дефектологии, коррекционной педаг.) Н. М. Назарова и др.

Отдельно были:

- Да возникновения педагогики специальной школы воспитание и обучение аномальных детей было предметом лечебной педагогики. «Педагогика лечебная» иногда используется как синоним валеологии и обозначает интегрированную медико-педагогическую науку, которая занимается проблемой разработки щадящих педагогических технологий, системы здоровьесохраняющего обучения.

- реабилитацион пед-ка (Польша)

- эрготерапия или оккупациональная терапия-разв. Психофиз. ф-ций чел. посредством вовлечения в активн. дея-ть с целью восстановления и макс. использования его способностей и возм. Сущность-специф выполн отобранных видов деятельности и соответствующих техник для того, чтобы анализировать и лечить последствия болезни и недееспос.(кач-во жизни, деят-ти)

- пед-кая кор-я: незначит нар-я.

^ Общее: 1-о проблемное поле (улучш-е жизни людей с ОПФР)

Специфич: свои способы реш-я проблемы, разн возр Ты.



  1. Понятийно-категориальный аппарат коррекционной педагогики.


Термины:

- из мед-ны (здор-е, болезнь, дизонтогенез, патология)

- общ пед-ки (обуч-е, воспит-е, дидактич. принципы)

- спец. термины

- психология (разв-е, ВПФ, пам, вн-е).

Мышление-это соц. обусл,неразрывно связь с речью псих проц поисков и открытия существенно нового,проц опосред и обобщ отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза.Память-это запоминание,сохранение,узнавание и воспроизвед. Индивидом его опыта,те способность отражать прошлое.Речь-это историческая сложившаяся форма общения людей посредством языка.Внимание-это направл и сосредот созн-я,предпологает повыш уровня сенсорных,интелектуальных или двигательной активности индивида.Разв-происход в чел последов и законом изменения в психике и в биалог природе.Обуч-спец орган процесса взаимод пед-га и реб,направлена на овладение оперд. суммой ЗУН,действий,привычек повед.Воспит-специальные организатии и управления процессом,содействующее развитию личности.Здоровье-состояние орган,хар-ся его уравновеш с окруж средой и отсутствие каких-либо болезненых отклонений.Дизонтогенез-общее назв разл вариантов наруш в псих. разв.



  1. Понятия нормы, аномалии и сходных с ними явлений и состояний.


Аномальные (аном-й-неправильны)дети – дети, имеющие значительные отклонеия от нормального физического и психического развития, вызванные серьёзными врожденными и приобретенными дефектами и => нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания.

Дети-инвалиды – дети, которые вследствие заб-я или увечья ограничены в проявлениях жизнедеятельности.

Дефект – физич. или психич. недостаток, вызывающий нарушение нормального разв-я реб-ка; const или врем утрата псизич, физиологич или анатомич структы или функции, или отклонение от неё.

Нарушение – любая потеря или аномалия психической, физиологической или анатомической функции, структы.

Недостаток – неблагоприятное состояние, вызванное инвалидностью, что рассм-ся в учебно-воспитательном процессе как переменная величина трудности педагогического воздействия, а не как неотъемлемая личностная хар-ка такого чела.

Инвалидность – любое ограничение или отсутствие (в результе дефекта) способ-ти выполнять какую-либо деят-ть в соответствии с нормой.

Нетрудоспособность – ограничительные обстоятельства или недостатки, проявляющиеся на уровне социальных и экономических функций.

Норма – установленная мера, средняя величина чего-либо; (по Павлову)--физиологич мера Здоровья, при которой структура и функция соответствуют усилиям существования организма.

Патология – биологический процесс появления нового кач-ва; патологич. сост-е дерминирует перестройку личности, её социальные подструкты, вплоть до полного распада.

^ Нормальное разв-е – относительно гармоничное равновесие между многими возможными разнообразными отклонениями и неправ. формированием, что свойственно любому развитию.



  1. Общая характеристика предметных областей коррекционной педагогики


Предметн. области (Малофеев): сурдопедагогика (слух), тифло- (зрение), логопедия, олигофренопедагогика (дефектологич. квадр) + только нач склад-ся (ДЦП, эмоцно-волевой). Дефект. квадрат стал многоугольником



  1. Ведущие социокультурные идеи, определяющие развитие специального образования на современном этапе.


Согласно соврем. подходу, о недостатке, отклонения в разв-и, где и когда возник несоотвие возможностей чела. общепринятым соц. ожиданиям, школьно-образовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормами поведения и общения, т е когда налицо ограничиване соц. возм-тей.

^ В межународной практике постеп-но форм-ся убежд-е, что чел имеет право на индивидуальность, самобытность, признание и учёт общ-вом его особенностей, в том числе и огранич. возм-тей жизнедеят-ти. Общ-во обяз предложить такому человеку мед, соц, психологич и пед-кую помощь, а не корекционную.

^ Ведущие социокультурные идеи спец. образ-я:

- един общ-во для всех

- безбарьерный мир

- соц-я полез-ть и челское достоинство

- жизненная компетентность

- соц-я мобиль-ть (образ-е, брак, приобр-е проф-ии перемещ из олного класса в др)

- независимый образ жизни

- приближение корекц. помощи ближе к дому.



  1. Цель и основные задачи специального образования.


В законе РБ «Об образ лиц с ОПФР» цели:

-реализация прав лиц с ОПФР на получ спец образ. И кор. Помощи путем обеспеч их доступности и созд для этого спец. условий;

-соц. Адапт. и интегр указ лиц в общ,в том числе приобр навыков самообслуж,подготовка к труду и проф. деятельности, семейной жизни.

Осн цель – недопущение инвалидизации лич-ти вследствие наличия у чела. дефекта, повышение уровня его функционирования.

^ Цель по А Д Гонееву и др: выяв-е и преод-е недостатков в разв-и лич-ти реб-ка, помочь ему в успеш усвоении картины мира и адекват. интеграции в социум.

Важнейш задачи: созд-е оптимальных условий для обуч-я, воспит-я, успеш. интеграции и компенсации нарушенных функций, соц. реабилитации и интеграции в общ-во.



  1. Основные современные подходы к специальному образованию.


Спец образ-е - область, где необх междисциплинарный подход, профилактика отклонений в разв-и, широкий обмен информаций на м-ународном уровне.

^ Междисциплинар подх опред-ся всё расширающимся разрывом между наукой и практикой, слабым взаимодействием специалистов разных областей и профилей (у Даунов може быть ещё нарушение зрения).

Вариант междисц подхода - сопровождение - метод, обеспечиваемый единством усилий педагогической, психологической, социальной и медицинской работы. Вкл. диагностический, проблемный и субъектный компоненты. Специалисты разных профилей совместно ищут возможные пути решения проблемы, конструирования плана действий и первичной помощи в его осуществлении, составления образовательного маршрута реб-ка.

Оправдывают себя органзатия работы командами и создание общественных объед-й и ассоциаций по отдельн. заболеваниям(ООО инвал-коляс), где основное внимание уделяется практическому использованию полученных научных данных для благополучия лиц с ОПФР, повышению и использованию потенциала их человеских возможностей.

Сущ-ть профилактич подха - предотвращ-е инвалид-ти у детей и в раннем вмешательстве специалистов. ^ Профилактич мероприятия вкл в себя: статьи конституции, спец законы, генетич обслед-я, прививки в предществующий оплодотворению период, массовый скрининга новорожд.

Необх-ть м-ународ подхода диктуется рядом общих проблем, но разным опытом их решения.



  1. Актуальные проблемы коррекционной педагогики и специального образования.


Актуальные проблемы кор пед-ки и спец образ-я:

+ социологич. анализ и опред-е перспектив разв-я спец образ-я:

- раньше статистика либо не велась, либо была сугубо закрытой.

- соврем этап хар-ся тщательным сбором информации, форм-ем, пополн-ем и уточ-ем базы данных, которые исп-ся для планир-я постр-я и разв-я разветвлённой, дифференцированной сети медицинских, психолого-пед-ких, соц и др учрежд-й, а также подг-ки специалистов, работающих в них.

+ ранняя абилитация детей с дизонтогенезом:

- чем > буд влож усилий и ср-в в ран кор пом новорожд реб-ку, тем < прид-ся трат-ся в буд на его реабилитацию.

- раньше осн кор А нач в лучш случ в дошк Т

+ созд-е широкого и разнообразного спектра специальных образовательных услуг:

- спец обр претерпевает за последние годы значительные изменения - от безвариантности к широкой разнообразности как по форме, так и по содерж-ю.

+ поиск новых организационных форм обучения:

- связоно с введ-ем интегрированного обуч-я, которые направ на консолидацию, созд-е единого общ-ва людей с разн типами разв-я, особ-тями и потреб-тями.

+ индивидуализация программ кор-го возд-я (обуч-я, воспит-я, разв-я):

- реш-е осуществлятся под девизом «Каждому реб-ку - своя програма разв-я»

- возм только в усл-ях гуманизации сис-мы образ-я.

- в прош инд-е проги рассм-сь как исключ-е.

+ разраб-ка и внедрение новых инф-ных технологий:

- новые информатионные технологии могут успешно компенсировать утраченное зрение, слух, двигат и др ф-ии.

+ совершенствование сис-мы профессионально-трудовой подг-ки:

- акцент делается на интеллектуализацию рабочих профессийй, уход от подготовки кадров для крупных предприятий и переориентацию на обучение ремёслам, народным промыслам, изуч-е рынка труда и сбыта.

+ обуч детей с тяж и множеств нарушен:

- раньше 2/3 детей вх-ло в «необучаемую игру».

- сейчас отказ, но реш-е этой проблемы необходимо нач. практич с 0: разраб содерж-е, формы, методы и приёмы обуч-я и воспит-я

- в ряде случаев этот процент огранич-ся модификацией повед-я с примен-ем условно рефлекторного метода.

+ лингвосемантическая:

- свод-ся к прав исправлению терминологии.

- аспекты: науч, практич, межнац-ный, межведомственный, нравств.

- различ толк-е 1-х и тех же пон-й и терминов

- мн термины из науч лексики переш в быт и исп-ся как оскорбления

+ созд-е сис-мы непрерывного образования для кадров

- осущ-ся в рамках проги ЮНЕСКО «Образ-е для жизни, а не на всю жизнь»,


  1. Основные положения Л.С. Выготского, используемые в коррекционной педагогике.


Осн. полож-я Л С Выготского, используемые в кор. пед-ке:

- единство знаков разв-я норм и аномальн реб-ка => позв обосновать общ идею разв-я лич-ти аномальн реб-ка; при этом ученый показал, что развиваются не только отдельные стороны личности и сознания, но и сами отнош-я между ними, которые у аномальн. реб-ка своеобразны (разв-ся с иными сроками, темпом и кач-вом; расхожд-е биологич. и культ-ного разв-я).

- процесс разв-я лич-ти обуслов ед-ством биологич и соц факторов; разв-е представ собой слож, динамич и изменч общность как по отнош-ю к отдельным психич ф-ям, так и возру чела; стан-е слож психич процессов > зав-т от окруж среды, чем от наслед-ти; среда – усл-е и источ разв-я.

- уч-е о ВПФ

- взаимосвязь обуч-я и разв-я: обуч-е д вести за собой разв-е

- актуальный уровень развития и зона ближайшего разв-я

- слож структура дефекта:с одной стороны происходит недоразвитие функций, непосредственно связанных с болезнью,с другой –возникают приспособительные компенсаторные механизмы.

- единство интеллекта и аффекта

- дефектология – отрасль З о кач-ном многообразии разв-я аномальн детей.

- рассм дефект как соц вывих, вызванный измен-ем отнош-й реб-ка со средой, что привод к нар-ю повед-я.

- соц обуслов-ть разв-я

- рассм знак сис-мы как ср-ва культурного развития психики.

- созд-е обходных путей разв-я.

- принцип кор-но-воспитат А, при кот исправл-е нед-в позноват деят-ти раствор бы во всём проц обуч и воспит, осущ-сь в ходе игр-й, учеб и труд деят-ти (возм-ть компенс умств и сенс дефекта за счёт разв-я и совершенствования в 1 очередь ВПФ, а не прост тренировк эл-ных)



  1. Общая характеристика нарушений развития в детском возрасте.


В настоящее время более широкое признание получает совместно медицинские и психолого-педагогические обследования,позволяющий объктивно оценить уровень актуального развития и состояние нервно-психической сферы реб.

^ Нар-я в зав-ти от времени возник-я:

- врожденные (причины--различные патогенные факторы,вызывающие заболевания матери в период беременности: токсикации,интоксикации,нарушение обмена веществ,травмы,наследственные генетические поражения организма.)

- приобретенные (родовые и послеродовые поражения орг-ма реб:асфиксии,черепно-мозговые травмы,нейроифекции.)
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Общее и специфическое в содержании родственных наук (дефектология, коррекционная педагогика, специальная педагогика, лечебная педагогика, эрготерапия и др.) iconН. В. Новоторцева коррекционная педагогика и специальная психология словарь
Коррекционная педагогика и специальная психология: Словарь: Учебное пособие/ Сост. Н. В. Новоторцева. — 4-е изд., перераб и доп....

Общее и специфическое в содержании родственных наук (дефектология, коррекционная педагогика, специальная педагогика, лечебная педагогика, эрготерапия и др.) iconУчебно-методическое пособие Барнаул 2011 удк колмогорова Н. С., Сивцова...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневного и заочного отделений агау, изучающих курсы «Психология и педагогика»,...

Общее и специфическое в содержании родственных наук (дефектология, коррекционная педагогика, специальная педагогика, лечебная педагогика, эрготерапия и др.) iconПедагогика
Педагогика: методич рекомендации по подготовке к семинарским занятиям / В. Л. Лозицкий. – Пинск: ПолесГУ, 2010

Общее и специфическое в содержании родственных наук (дефектология, коррекционная педагогика, специальная педагогика, лечебная педагогика, эрготерапия и др.) iconРабочая программа дисциплины «Педагогика»
Педагогика (модуль «Введение в педагогическую деятельность. История образования и педагогической мысли»)

Общее и специфическое в содержании родственных наук (дефектология, коррекционная педагогика, специальная педагогика, лечебная педагогика, эрготерапия и др.) iconУчебно-методическое пособие Барнаул 2009 удк психология и педагогика. Раздел «Педагогика»
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Общее и специфическое в содержании родственных наук (дефектология, коррекционная педагогика, специальная педагогика, лечебная педагогика, эрготерапия и др.) iconПедагогика
Социальная педагогика: Учеб для студ пед вузов / Под ред. В. А. Сластенина. 3-е изд., испр и доп. М.: Издательский центр «Академия»,...

Общее и специфическое в содержании родственных наук (дефектология, коррекционная педагогика, специальная педагогика, лечебная педагогика, эрготерапия и др.) iconПедагогика
Социальная педагогика: Учеб для студ пед вузов / Под ред. В. А. Сластенина. 3-е изд., испр и доп. М.: Издательский центр «Академия»,...

Общее и специфическое в содержании родственных наук (дефектология, коррекционная педагогика, специальная педагогика, лечебная педагогика, эрготерапия и др.) iconПедагогика детства
М 77 Дети другие /Пер с нем./ Вступ и закл статьи, коммент. К. Е. Сумнительный. М.: Карапуз, 2004. 336 с.(Педагогика детства)

Общее и специфическое в содержании родственных наук (дефектология, коррекционная педагогика, специальная педагогика, лечебная педагогика, эрготерапия и др.) iconПедагогика детства
М 77 Дети другие /Пер с нем./ Вступ и закл статьи, коммент. К. Е. Сумнительный. М.: Карапуз, 2004. 336 с.(Педагогика детства)

Общее и специфическое в содержании родственных наук (дефектология, коррекционная педагогика, специальная педагогика, лечебная педагогика, эрготерапия и др.) iconМетодические рекомендации по организации учебно-исследовательской...
«Социальная педагогика» с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов