Книга рассчитана на студентов, аспирантов и преподавателей психологических факультетов и вузов, на всех, интересующихся проблемами философии и психологии. © Ананьева Н. Б., 2000 © Серия, оформление. Издательский дом «Питер»




НазваниеКнига рассчитана на студентов, аспирантов и преподавателей психологических факультетов и вузов, на всех, интересующихся проблемами философии и психологии. © Ананьева Н. Б., 2000 © Серия, оформление. Издательский дом «Питер»
страница1/33
Дата публикации22.06.2013
Размер5.88 Mb.
ТипКнига
zadocs.ru > Психология > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33

Оригинальные тренинги и управление человеческими ресурсами X-Animal.ru





•. 6-

мкшяш

i I

tu

МАСТЕРА

психологии

ПОЗНАНИЯ


МАСТЕРА

психологии

Борис Герасимович Ананьев

Человек

как предмет

познания

3-е издание

Санкт-Петербург

Москва Харьков • Минск 2001

Ананьев Борис Герасимович

^ ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ПОЗНАНИЯ

3-е издание

Серия «Мастера психологии»

Главный редактор В. Усманов

Зав. психологической редакцией А. Зайцев

Ведущий редактор Л. Панич

Корректор С. Иванов

Художник обложки В. Шимкевич

Иллюстрации А. Борин

Оригинал-макет подготовила Л. Панич

ББК 88.37 УДК 159.923 Ананьев Б. Г.

А64 Человек как предмет познания — СПб.: Питер, 2001. — 288 с. — (Серия «Мастера психологии»)

ISBN 5-272-00315-2

Книга выдающегося отечественного психолога, основателя Санкт-Петербургской школы психологии Бориса Герасимовича Ананьева (1907-1972 гг.) посвящена психологическим проблемам, имеющим принципиальное значение для развития всей системы наук о человеке. Автор уделяет внимание изучению основных характеристик человека как индивида, личности и индивидуальности в связи с филогенезом и'историей человечества. В особый раздел выделены вопросы психофизиологии, эволюции человека и генетических методов познания человека.

Книга рассчитана на студентов, аспирантов и преподавателей психологических факультетов и вузов, на всех, интересующихся проблемами философии и психологии.

© Ананьева Н. Б., 2000

© Серия, оформление. Издательский дом «Питер», 2001

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

ISBN 5-272-00315-2

З А О «Питер Бук». 196105, Санкт-Петербург, ул. Благодатная, 67. Лицензия ИД № 01940 от 05.06.00. Налоговая льгота — общероссийский классификатор п р о д у к ц и и ОК005-93, т о м 2; 95 300 — к н и г и и б р о ш ю р ы .

Подписано к печати с готовых диапозитивов 23.10.00. Формат 70х 100 /16. Усл. п. л. 23,22. Тираж 7 000 экз. Заказ № 145.

ОАО «Санкт-Петербургская типография № 6».

193144, Санкт-Петербург, ул. Моисеенко, д. 10.

Телефон отдела маркетинга 271-35-42.

Глава 1

Проблема

человека

в современной

науке

1. Многообразие подходов

к изучению человека

и дифференциация научных

дисциплин

Современная наука все более полно охватывает многообразные отношения и связи человека с ми­ром (абиотические и биотические факторы при­роды → человек; общество и его историческое развитие ↔ человек; человек ↔ техника; человек ↔ культура; человек и общество Земля и кос­мос).

В системе тех или иных связей человек изу­чается то как продукт биологической эволю­ции — вид Homo sapiens, то как субъект и объект исторического процесса — личность, то как есте­ственный индивид с присущей ему генетиче­ской программой развития и определенным диа­пазоном изменчивости. Исключительно важное значение имеет исследование человека как ос­новной производительной силы общества, субъ­екта труда и ведущего звена в системе «человек-машина», как субъекта познания, коммуникации и управления, как предмета воспитания и т. д.

Подобного многообразия подходов к изу­чению человека еще никогда не знала история науки. Все возрастающее многообразие аспек­тов человекознания — специфическое явление

^ Человек как предмет познания

современности, связанное со всем прогрессом научного познания и его приложения­ми к различным областям общественной практики.

Эти приложения связаны с так называемыми человеческими факторами в про­мышленном и сельскохозяйственном производствах, в системах управления народ­ным хозяйством, транспортом, строительством и т. д. На основе учета такого рода фак­торов достигаются научная организация труда, оптимизация управления и массового обслуживания населения, повышение эффективности воспитания и образования, ле­чения и профилактики заболеваний, особенно нервно-психических и сердечно-сосу­дистых, в наибольшей мере зависящих от человеческих взаимоотношений.

В настоящее время складывается сложно разветвленная система теоретического и практического человекознания, значение которого для будущности человечества не менее велико, чем значение фундаментальных наук о природе, с которыми связа­но овладение силами природы, ее энергетическими и пищевыми ресурсами, освоение космоса и т. д.

Для социального прогнозирования необходимы научные знания о резервах и ре­сурсах самого человеческого развития, об истинных потенциалах этого развития, еще крайне недостаточно использующихся обществом.

Благодаря крупным достижениям в научном познании человека и ускорению про­гресса в этой области уже в настоящее время жизнь обогащается более эффективными средствами организации производства, градостроительства, массовых коммуникаций и обучения на всех уровнях образования, здравоохранения, социального обеспечения и т. д. Не меньшее значение имеет оптимальное сочетание такого их взаимодействия в образе жизни людей, которое в наибольшей мере соответствует структуре человеческого развития.

В ближайшее десятилетие теоретическое и практическое человекознание станет одним из главнейших центров научного развития. Об этом можно судить по трем важ­ным особенностям развития современной науки, связанным именно с проблемой че­ловека. Первой из них является превращение проблемы человека в общую проблему всей науки в целом, всех ее разделов, включая точные и технические науки. Вторая особенность заключается во все возрастающей дифференциации научного изучения человека, углубленной специализации отдельных дисциплин и их дроблении на ряд все более частных учений. Наконец, третья особенность современного научного раз­вития характеризуется тенденцией к объединению различных наук, аспектов и мето­дов исследования человека в различные комплексные системы, к построению синтети­ческих характеристик человеческого развития.

Эти особенности связаны с возникновением новых пограничных дисциплин и со­единением посредством их многих, ранее далеких одна от другой областей естество­знания и истории, гуманитарных наук и техники, медицины и педагогики.)

Во второй половине XX в. значительно изменяются взаимосвязи между разными науками, изучающими человека как организм и личность, явление природы и исто­рии, предмет воспитания и т. д. Непосредственно соприкасаются естествознание и общественные науки, медицина и педагогика, экономические и технические науки. С возникновением кибернетики к изучению человека приближаются и науки физико-математические. Успехи биохимии делают все ощутимее общий вклад естествознания в изучение саморегулирующихся систем человеческого организма. На границах меж-

^ Глава 1. Проблема человека в современной науке

ду биохимией, эндокринологией, физиологией высшей нервной деятельности и пси­хологией возникает психофармакология. Подобным же образом на стыках между ки­бернетикой, биологией, физиологией и психологией возникает бионика с ее главным отделом — моделированием мозговых систем, особенно анализаторов внешней среды. На границах между кибернетикой, физиологией, психологией и педагогикой начина­ет развиваться теория программированного обучения.

Взаимные переходы между разными науками, которые отнюдь не всегда были смежными, означают глубокие изменения в общей структуре науки. «Смежность» наук — явление историческое. Чем больше научное познание проникает в общие зако-, ны бытия, тем явственнее вырисовывается картина единства материального мира и умножается число смежных наук. Относительность обособления наук сказывается в непрерывном преобразовании их границ и взаимосвязей, которое следует учитывать в целях правильного прогноза и управления движением науки.

«Смежность» представляет собой своего рода преобразование прикладных функ­ций одной науки по отношению к другой. Такое преобразование, сохраняя и совер­шенствуя в определенной мере эти функции, вместе с тем открывает для науки новую область познания. Так было, например, с биофизикой и биохимией, которые начали свое существование с приложения физических и химических методов к изучению живой природы, а затем стали важными самостоятельными отраслями, не только пограничными, но и объединяющими биологию с науками о более общих законах при­роды.

Принципиально новые возможности научного изучения человека открылись с воз­никновением биофизики (включая молекулярную биофизику), биохимии и совре­менного моделирования в биологии.

Кибернетический подход к изучению человека как сложнейшей саморегулирую­щейся и самонастраивающейся системы проложил пути математизации антрополо­гии. Теперь уже невозможно представить себе эту область без физического, химиче­ского и математического изучения природы человека и его связей с окружающим ми­ром.

Тот факт, что математика, физика, химия, а вслед за ними и технические науки непосредственно занялись изучением человека, имел важное значение и для их соб­ственного развития.

Дело в том, что фронтальное внедрение физики и химии в естествознание челове­ка и математизация антропологических наук повлекли за собой участие фундамен­тальных областей естествознания в исследовании различных параметров человече­ского развития — своеобразную антропологизацию точных и технических наук.

Примечательно, что технические науки «антропологизировались» прежде всего в двух направлениях. Одно из них, первоначально связанное с техникой связи (особен­но радио и телевидением), сосредоточилось на исследовании и техническом воспро­изведении процесов коммуникации, в том числе оптимальных условий приема и пере­дачи информации по определенным каналам. Ряд современных понятий кибернетики и теории информации (например, понятий и терминов «шумы», «помехи», «каналы связи», «надежность») непосредственно связан с техникой связи. Именно передача и прием по каналам с в я з и человеческой речи поставили ф у н д а м е н т а л ь н ы е проблемы

^ Человек как предмет познания

современности, связанное со всем прогрессом научного познания и его приложения­ми к различным областям общественной практики.

Эти приложения связаны с так называемыми человеческими факторами в про­мышленном и сельскохозяйственном производствах, в системах управления народ­ным хозяйством, транспортом, строительством и т. д. На основе учета такого рода фак­торов достигаются научная организация труда, оптимизация управления и массового обслуживания населения, повышение эффективности воспитания и образования, ле­чения и профилактики заболеваний, особенно нервно-психических и сердечно-сосу­дистых, в наибольшей мере зависящих от человеческих взаимоотношений.

В настоящее время складывается сложно разветвленная система теоретического и практического человекознания, значение которого для будущности человечества не менее велико, чем значение фундаментальных наук о природе, с которыми связа­но овладение силами природы, ее энергетическими и пищевыми ресурсами, освоение космоса и т. д.

Для социального прогнозирования необходимы научные знания о резервах и ре­сурсах самого человеческого развития, об истинных потенциалах этого развития, еще крайне недостаточно использующихся обществом.

Благодаря крупным достижениям в научном познании человека и ускорению про­гресса в этой области уже в настоящее время жизнь обогащается более эффективными средствами организации производства, градостроительства, массовых коммуникаций и обучения на всех уровнях образования, здравоохранения, социального обеспечения и т. д. Не меньшее значение имеет оптимальное сочетание такого их взаимодействия в образе жизни людей, которое в наибольшей мере соответствует структуре человеческого развития.

В ближайшее десятилетие теоретическое и практическое человекознание станет одним из главнейших центров научного развития. Об этом можно судить по трем важ­ным особенностям развития современной науки, связанным именно с проблемой че­ловека. Первой из них является превращение проблемы человека в общую проблему всей науки в целом, всех ее разделов, включая точные и технические науки. Вторая особенность заключается во все возрастающей дифференциации научного изучения человека, углубленной специализации отдельных дисциплин и их дроблении на ряд все более частных учений. Наконец, третья особенность современного научного раз­вития характеризуется тенденцией к объединению различных наук, аспектов и мето­дов исследования человека в различные комплексные системы, к построению синтети­ческих характеристик человеческого развития.

Эти особенности связаны с возникновением новых пограничных дисциплин и со­единением посредством их многих, ранее далеких одна от другой областей естество­знания и истории, гуманитарных наук и техники, медицины и педагогики.)

Во второй половине XX в. значительно изменяются взаимосвязи между разными науками, изучающими человека как организм и личность, явление природы и исто­рии, предмет воспитания и т. д. Непосредственно соприкасаются естествознание и общественные науки, медицина и педагогика, экономические и технические науки. С возникновением кибернетики к изучению человека приближаются и науки физико-математические. Успехи биохимии делают все ощутимее общий вклад естествознания в изучение саморегулирующихся систем человеческого организма. На границах меж-

^ Глава 1. Проблема человека в современной науке

ду биохимией, эндокринологией, физиологией высшей нервной деятельности и пси­хологией возникает психофармакология. Подобным же образом на стыках между ки­бернетикой, биологией, физиологией и психологией возникает бионика с ее главным отделом — моделированием мозговых систем, особенно анализаторов внешней среды. На границах между кибернетикой, физиологией, психологией и педагогикой начина­ет развиваться теория программированного обучения.

Взаимные переходы между разными науками, которые отнюдь не всегда были смежными, означают глубокие изменения в общей структуре науки. «Смежность» наук — явление историческое. Чем больше научное познание проникает в общие зако­ны бытия, тем явственнее вырисовывается картина единства материального мира и умножается число смежных наук. Относительность обособления наук сказывается в непрерывном преобразовании их границ и взаимосвязей, которое следует учитывать в целях правильного прогноза и управления движением науки.

«Смежность» представляет собой своего рода преобразование прикладных функ­ций одной науки по отношению к другой. Такое преобразование, сохраняя и совер­шенствуя в определенной мере эти функции, вместе с тем открывает для науки новую область познания. Так было, например, с биофизикой и биохимией, которые начали свое существование с приложения физических и химических методов к изучению живой природы, а затем стали важными самостоятельными отраслями, не только пограничными, но и объединяющими биологию с науками о более общих законах при­роды.

Принципиально новые возможности научного изучения человека открылись с воз­никновением биофизики (включая молекулярную биофизику), биохимии и совре­менного моделирования в биологии.

Кибернетический подход к изучению человека как сложнейшей саморегулирую­щейся и самонастраивающейся системы проложил пути математизации антрополо­гии. Теперь уже невозможно представить себе эту область без физического, химиче­ского и математического изучения природы человека и его связей с окружающим ми­ром.

Тот факт, что математика, физика, химия, а вслед за ними и технические науки непосредственно занялись изучением человека, имел важное значение и для их соб­ственного развития.

Дело в том, что фронтальное внедрение физики и химии в естествознание челове­ка и математизация антропологических наук повлекли за собой участие фундамен­тальных областей естествознания в исследовании различных параметров человече­ского развития — своеобразную антропологизацию точных и технических наук.

Примечательно, что технические науки «антропологизировались» прежде всего в двух направлениях. Одно из них, первоначально связанное с техникой связи (особен­но радио и телевидением), сосредоточилось на исследовании и техническом воспро­изведении процесов коммуникации, в том числе оптимальных условий приема и пере­дачи информации по определенным каналам. Ряд современных понятий кибернетики и теории информации (например, понятий и терминов «шумы», «помехи», «каналы связи», «надежность») непосредственно связан с техникой связи. Именно передача и прием по каналам связи человеческой речи поставили фундаментальные проблемы

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Книга рассчитана на студентов, аспирантов и преподавателей психологических факультетов и вузов, на всех, интересующихся проблемами философии и психологии. © Ананьева Н. Б., 2000 © Серия, оформление. Издательский дом «Питер» iconА. Я. Черенков валютный дилинг и финансовые рынки
...

Книга рассчитана на студентов, аспирантов и преподавателей психологических факультетов и вузов, на всех, интересующихся проблемами философии и психологии. © Ананьева Н. Б., 2000 © Серия, оформление. Издательский дом «Питер» iconУчебник для вузов. Спб.: Питер, 2008. 583 с: ил. Серия «Учебник для вузов»
...

Книга рассчитана на студентов, аспирантов и преподавателей психологических факультетов и вузов, на всех, интересующихся проблемами философии и психологии. © Ананьева Н. Б., 2000 © Серия, оформление. Издательский дом «Питер» iconУчебник / Под ред. А. В. Торкунова. М.: «Российская политическая энциклопедия»
Книга предназначена для студентов профильных вузов и факультетов, а также всех интересующихся проблемами международных отношений

Книга рассчитана на студентов, аспирантов и преподавателей психологических факультетов и вузов, на всех, интересующихся проблемами философии и психологии. © Ананьева Н. Б., 2000 © Серия, оформление. Издательский дом «Питер» iconУчебное пособие содержит материалы стандартного курса «Экспериментальная психоло­гия»
Книга предназначена для студентов и преподавателей психологических факультетов, а также для всех интересующихся методами психологического...

Книга рассчитана на студентов, аспирантов и преподавателей психологических факультетов и вузов, на всех, интересующихся проблемами философии и психологии. © Ананьева Н. Б., 2000 © Серия, оформление. Издательский дом «Питер» iconУчебное пособие содержит материалы стандартного курса «Экспериментальная психоло­гия»
Книга предназначена для студентов и преподавателей психологических факультетов, а также для всех интересующихся методами психологического...

Книга рассчитана на студентов, аспирантов и преподавателей психологических факультетов и вузов, на всех, интересующихся проблемами философии и психологии. © Ананьева Н. Б., 2000 © Серия, оформление. Издательский дом «Питер» iconУчебник / Под ред. А. В. Торкунова.(Мгимо) Рекомендовано Учебно-методическим...
Книга предназначена для студентов профильных вузов и факультетов, а также всех интересующихся проблемами международных отношений

Книга рассчитана на студентов, аспирантов и преподавателей психологических факультетов и вузов, на всех, интересующихся проблемами философии и психологии. © Ананьева Н. Б., 2000 © Серия, оформление. Издательский дом «Питер» iconВ книгу включены произведения крупнейших западных мыслителей которые...
Рассчитана на пропагандистов, преподавателей и студентов вузов, на всех интересующихся атеистической проблематикой

Книга рассчитана на студентов, аспирантов и преподавателей психологических факультетов и вузов, на всех, интересующихся проблемами философии и психологии. © Ананьева Н. Б., 2000 © Серия, оформление. Издательский дом «Питер» iconКурс лекций
Книга предназначена для студентов старших курсов социологических и экономических факультетов вузов, для аспирантов, преподавателей...

Книга рассчитана на студентов, аспирантов и преподавателей психологических факультетов и вузов, на всех, интересующихся проблемами философии и психологии. © Ананьева Н. Б., 2000 © Серия, оформление. Издательский дом «Питер» icon1. Финансовая деятельность государства Понятие финансов
Учебник предназначен для студентов, преподавателей, аспирантов юридических, экономических и финансовых вузов, а также для всех читателей,...

Книга рассчитана на студентов, аспирантов и преподавателей психологических факультетов и вузов, на всех, интересующихся проблемами философии и психологии. © Ананьева Н. Б., 2000 © Серия, оформление. Издательский дом «Питер» iconУчебное пособие Курск, 2012
Книга предназначена для бухгалтеров, студентов экономических специальностей, преподавателей. Также будет полезна широкому кругу читателей,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов