Методические рекомендации изучение личности школьника киров 1998 Составитель




НазваниеМетодические рекомендации изучение личности школьника киров 1998 Составитель
страница1/12
Дата публикации22.06.2013
Размер1.45 Mb.
ТипМетодические рекомендации
zadocs.ru > Психология > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Вятский государственный педагогический университет

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА



Киров – 1998
Составитель: И.В. Лавровская, старший преподаватель КГПИ им. В.И. Ленина

Ответственный редактор: Л.И. Белозерова – кандидат психологических наук, зав. кафедрой психологии КГПИ им. В.И. Ленина

Рецензенты: В.Н. Гоголев – кандидат психологических наук КГПИ им. В.И. Ленина

Н.М. Капустина – кандидат педагогических наук, КГПИ им. В.И. Ленина, зав. кафедрой педагогики

^ ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА
Введение

Настоящие рекомендации предназначены для школьных психологов и студентов пединститута, проходящих педагогическую практику в школе и выполняющих задание по изучению личности школьника.

Школьному психологу, а также студенту – практиканту следует начать свою работу с установления контакта с классным руководителем.

Объектом изучения обычно становятся учащиеся, которые требуют к себе особого педагогического внимания и индивидуального подхода.

Изучение личности школьника следует проводить в естественных условиях. Основным методом при этом является психологическое наблюдение за поведением, конкретной деятельностью и поступками ученика в учебной работе, в коллективе и вне школы, Школьный психолог — практикант ведет дневник наблюдения за учеником, в который вносит все факты, заслуживающие внимания, и дает им психологическую интерпретацию. На основе накопленного материала составляется характеристика учащегося;

Для того, чтобы осуществить глубокое и всестороннее изучение личности, необходимо использовать разнообразные методы изучения. Кроме наблюдения к ним относятся:

  1. Беседы с учеником о каких-то проблемах, прочитанных книгах, просмотренных спектаклях и т. д. Беседы с его товарищами и друзьями по классу, спортивной секции, кружку. Беседы с классным руководителем и другими учителями об ученике. Беседы с его родителями.

  2. Метод обобщенных характеристик.

  3. Психолого-педагогический эксперимент.

  4. Метод изучения объективных результатов деятельности учащегося.

  5. Анкетирование.

  6. Социометрия.

Характеристика должна носить не описательный, а аргументированный характер. В характеристике не должно быть «голых» обобщений, неизвестно каким путем добытых, Обобщения должны опираться на факты, зафиксированные в дневнике наблюдений. Совершенно недостаточно составить простой перечень тех или иных особенностей ученика. Написать характеристику — это значит:

а) установить внутреннюю связь и зависимость этих особенностей от условий жизни и воспитания ребенка;

б) показать, как они проявляются в поведении школьника;

в), выделить ведущие, т. е. главные и наиболее устойчивые особенности;

г) показать перспективы воспитательной работы с данным учеником.

Психолого-педагогическая характеристика школьника оформляется в Отдельной тетради и обязательно содержит, помимо текста характеристики, приложения (к приложениям относятся протоколы всех методик и дневник наблюдения за учеником). (Приложение № 7).

Текст характеристики включает 13 разделов, подробное описание которых дано в следующем параграфе. Здесь же мы дадим только перечень методов, на основе которых может быть написан каждый раздел.

^ 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ УЧЕНИКЕ

Методы: 1. Изучение личного дела учащегося.

2. Наблюдение за особенностями внешнего вида учащегося.

II.ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Методы: 1. Беседа со школьным фельдшером или медсестрой.

2. Оценка соответствия физического развития возрастным нормам по таблице

(См. Фридман Л. М., Пушкина Т. А., Каплуновнч И. Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов М„ 1988.С. 134—136).
^ III. ХАРАКТЕРИСТИКА УСЛОВИИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКА.

Методы: 1. Посещение семьи, беседа с родителями.

2. Беседа с классным руководителем.

3. Методика «Мои близкие».

^ IV. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА, ЧЛЕНОМ КОТОРОГО ЯВЛЯЕТСЯ УЧЕНИК

Методы: 1. Анализ текущей и итоговой успеваемости класса пo школьному журналу.

2. Наблюдение за классом в различных учебных и внеучебных ситуациях,

3. Беседа с классным руководителем, учителями – предметниками.

^ V. ПОЛОЖЕНИЕ УЧЕНИКА В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ. ХАРАКТЕРИСТИКА ЕГО ОТНОШЕНИЙ С УЧИТЕЛЯМИ

Методы: 1. Анализ общей успеваемости по журналу.

2. Наблюдение за выполнением общественного поручения, за стилем общения, за реакциями на оценки, за соблюдением дисциплины.

3. Беседа с официальными лидерами класса, с друзьями школьника, с учителями.

4. Социометрия.

5. Методика изучения коммуникативных и организаторских склонностей старшеклассников.

^ VI. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

Методы: 1. Анализ активности ученика при проведении политинформации, на уроках.

2. Сравнительный анализ динамики оценок по различным предметам.

3. Беседа с учеником на политические и нравственные темы, о прочитанных книгах, об увлечениях, будущей профессии и т. д.

4. Определение уровня нравственной воспитанности школьника по шкале.

5. Оценка степени развития нравственного самосознания по предлагаемой шкале.

6. Наблюдение за проявлением коллективистической или индивидуалистической направленности по приведенной программе.

7. Оценка уровня развития трудолюбия по предлагаемой шкале.

8. Методика изучения, мотивов учебной деятельности.

9. Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?».

10. Методика «Как поступить?»

11. Изучение направленности школьника в экспериментальной ситуации.

12. Анкета интересов.

13. Опросник «ДДО-М»

^ VII. УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ И САМООЦЕНКА

Методы: 1. Наблюдение за проявлением скромности (высокомерия) но приведенной программе.

2. Методика изучения уровня притязаний в учебной деятельности.

3. Методика изучения самооценки.

^ VIII. УРОВЕНЬ ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗТИТИЯ ШКОЛЬНИКА

Методы: 1. Анализ устных ответов и письменных работ ученика.

2. Наблюдение за способами самоорганизации учебной деятельности.

3. Беседа с учеником о затруднениях в учебе, о рациональных приемах организации учебы.

4. Методики изучения внимания, памяти, восприятия, мышления, воображения, речи.

^ IX. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ШКОЛЬНИКА

Методы: 1. Наблюдение за учеником в ситуациях, вызвавших эмоциональную реакцию;

2. Беседа с учителями, родителями, друзьями ученика.

^ X. ОСОБЕННОСТИ ВОЛЕВЫХ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА

Методы: 1, Наблюдение за особенностями поведения ученика, в том числе по приведенной для некоторых черт программе (выдержка, настойчивость);

^ XI. ТЕМПЕРАМЕНТ

Методы: 1. Наблюдение за жизненными проявлениями свойств темперамента по приведенной программе.

2. Самооценка темперамента.

XII. АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА

Методы: 1. Наблюдение; сопоставление результатов наблюдения с приведенным описанием возможных акцентуаций характера.

^ XIII. ВЫВОДЫ

Заключительная часть характеристики пишется на основе материалов, характеризующих историю развития школьника, полученных из бесед с родителями и классным руководителем. Заключительная часть должна быть краткой, хороша аргументированной и показывать динамику развития личности ученика. Она должна «проектировать личность» и указывать, что следует развивать, что сглаживать, а что искоренять в структуре личности школьника. В тех случаях, когда ученик требует к себе особого внимания, заклю­чительная часть может быть более подробной.
^ 2. СХЕМА СОСТАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ШКОЛЬНИКА ХАРАКТЕРИСТИКА

на____________________________________________ ученика (цу)________________ класса

школы №______________г. (района)№________________ за период с_________ по ________

^ I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ УЧЕНИКЕ:

Возраст, пионер или комсомолец, был ли в детском саду, сколько лет? Менял ли класс? Если да, то почему?

Внешний вид (словесный портрет).

^ II. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

  1. Общее состояние здоровья, наличие хронических заболеваний. состояние органов зрения.

  2. Рост, вес. Соответствие физического развития возрастным нормам.

^ III. ХАРАКТЕРИСТИКА УСЛОВИЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКА

  1. Состав семьи: возраст каждого члена семьи, профессия, об­разование, место работы и должность взрослых членов семьи.

  2. Жилищные условия. Какие условия имеет ученик в квартире (отдельная комната, угол, отдельный стол, нет постоянного места занятий и т. д.).

  3. Материальная обеспеченность семьи.

  4. Общая атмосфера взаимоотношений в семье (наличие конфликтности, антипатий, дружелюбия, согласия и т. д.).

  5. Отношение членов семьи к школьнику (слепое обожание, заботливость, дружба, доверие, равноправие, отчужденность, мелочная опека, полная самостоятельность, независимость, бесконтрольность, оказание помощи в учебной деятельности, проявление внимания к духовному развитию ребенка и т. п.)

  6. Отношение школьника к членам семьи (уважение, желание поддержать, заботливость, вежливость, послушание, эгоизм, капризность, упрямство, негативизм, деспотизм, пренебрежение и т. д.).

^ IV. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА, ЧЛЕНОМ КО­ТОРОГО ЯВЛЯЕТСЯ УЧЕНИК.

  1. Количественный и половой состав.

  1. Общая характеристика успеваемости, дисциплинированности, общественной активности, психологического климата в классе.

^ V. ПОЛОЖЕНИЕ УЧЕНИКА В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ, ХАРАКТЕРИСТИКА ЕГО ОТНОШЕНИИ С УЧИТЕЛЯМИ

  1. Официальный статус ученика (успеваемость, дисциплинированность, какие общественные поручения выполняют?).

  2. Как выполняет общественные поручения (хорошо, удовлетворительно, плохо, с энтузиазмом, с удовольствием, не выполняет.?).

  3. Какое положение занимает в классе (лидер, популярный, принятый, изолированный, отверженный).

  4. Какую роль играет в общественной работе, играх со сверстниками (инициатор, организатор, исполнитель, созерцатель?).

  5. Как относится к мнению коллектива, к требованиям и критическим замечаниям товарищей (благожелательно, серьезно, равнодушно, враждебно?).

  6. Общительность, широта и постоянство контактов с одноклассниками, наличие или отсутствие близких друзей среди одноклассников, причины дружбы, проявление товарищеских качеств (взаимопомощь, взаимовыручка, надежность или способность к предательству и т. д.). Если ученик одинок в классе, то где, с кем и на основе каких интересов он общается?

  7. Характер взаимоотношений со сверстниками противоположного пола (активные дружеские связи или неспособность установить контакт, сдержанность или развязность и т. д.).

  8. Характер взаимоотношений с учителями (наличие или отсутствие конфликтов, проявление грубости, реакция на оценки и замечания и т. д.).

^ VI. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

  1. Степень сформированности идейно-политической направленности личности (проявляет ли интерес к политическим событиям в стране, к периодической печати, к остро дискуссионным молодежным телепередачам? Глубина и широта информированности по политическим вопросам. Сформированность личностной позиции),

  2. Преобладает индивидуалистическая или коллективистическая направленность?

  3. Нравственные убеждения ученика (например, его представление честности, справедливости, принципиальности, порядочности, доброте и т. д.). Содержание, степень сформированности и устойчивости нравственных убеждений. Единство знания и поведения. Идеалы ученика (их содержание, степень влияния на поведе­ние и самовоспитание).

  4. Отношение к труду (общественно-полезный труд и школе и дома, уроки труда). Уважает ли труд или относится к нему с пренебрежением? Проявляет добросовестность, трудолюбие, аккуратность в труде или противоположные качества? Какие трудовые навыки (в том числе и навыки по самообслуживанию) сформированы? Есть ли привычка к длительным трудовым усилиям?

  5. Преобладающие мотивы учебной деятельности (ради чего, почему учится?). Какое отношение проявляет к различным учебным предметам (увлеченное, заинтересованное, добросовестное, безразличное, отрицательное). Укажите причины сформировавшихся отношении. Какую активность проявляет на уроках (высокую, среднюю, низкую, не проявляет?). Как выполняет свои учебные обязанности (аккуратно, небрежно, регулярно, не регулярно, испытывает затруднения в работе, не выполняет) ?

  6. Проявляет ли интерес к искусству, спорту, технике и т. д.? Устойчивость, глубина, широта, действенность интересов. Культурный кругозор; Участвует ли в работе (если да, то в какой и где) кружка, секции, факультатива? Каковы читательские интересы школьника (их содержание, устойчивость) ? Положительно или от­рицательно влияют не учебные интересы на учебные и наоборот? Приведите примеры.

  7. Имеет ли устойчивое профессиональное намерение (если да, то кем хочет быть)? К какому типу профессий имеет склонность (человек – человек, человек – природа, человек – техника, человек – знаковая система, человек – художественный образ)? Имеет ли достаточно полное представление о будущей профессии (да, частично, нет)? Осуществляет ли самостоятельную подготовку к будущей профессии? Соответствуют ли способности ученика его профессиональным намерениям? (Наличие той или иной способности проявляется в успешном выполнении соответствующей деятельности, в сравнительно быстром и прочном усвоении знаний).

^ VII. УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ И САМООЦЕНКА

  1. Оценка уровня притязаний (высокий, средний, низкий). Он проявляется в тех целях, которые ученик хочет достичь в учебе и будущей работе, в том положении, которого он добивается в классном коллективе.

  2. Характеристика самооценки (адекватная или неадекватная, последняя может быть завышенной и заниженной). Приведите примеры ситуаций, в которых проявился характер самооценки ученика. Адекватная самооценка проявляется в способности ученика объективно оценить свои успехи и неудачи в учебе или другом виде деятельности, в умении видеть и признавать свои ошибки, в критическом отношении к недостаткам своего характера и т, д. Завышенная самооценка порождает такие особенности поведения, как эгоизм, самовлюбленность, зазнайство, высокомерие, стремление к лидерству, пренебрежение мнением окружающих, некритическое отношение к себе и очень высокие требования к окружающим. Заниженная самооценка у школьника проявляется в неуверенности в своих силах, пассивности, отчужденности, высокой тревожности, подавленности, болезненной чувствительности и ранимости, ощущении своей неполноценности по сравнению с окружающими.

^ VIII. УРОВЕНЬ ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКА-

  1. Степень сформированности общеучебных умений и навыков (умение выделять главное, планировать учебную работу, читать и писать в нужном темпе, самостоятельно работать с книгой, осуществлять самоконтроль).

  2. Особенности внимания. Оцените, насколько развита способность ученика управлять своим вниманием (иными словами, сформирование ли произвольное внимание и соответствует ли его развитие возрастным закономерностям?). Проявляются ли у ученика недостатки внимания, в какой форме («хлестаковская» или «профессорская» рассеянность)? Опишите особенности развития отдельных свойств внимания (устойчивость, концентрация, распределение, переключение).

а) Характеризуя устойчивость, следует, во-первых, отметить, является ли внимание ученика устойчивым, как правило, на протяжении всего урока или же ученик может быть сосредоточенным лишь какой-то промежуток времени (указать, какой: 5, 10, 15 мин. ... В начале, в середине, в конце урока). Во-вторых, указать, проявляется ли неустойчивость внимания примерно одинаково на всех уроках или существенно зависит от интересов школьника.

б) О степени концентрации внимания ученика свидетельствует его реакция на отвлекающие раздражители. Чем более сильный раздражитель требуется для отвлечения внимания школьника, тем концентрированнее его внимание. И, наоборот, если школьник легко отвлекается па незначительные посторонние раздражители, то концентрация внимания низкая.

в) О высоком развитии распределения внимания свидетельствует способность ученика одновременно успешно выполнять несколько видов деятельности, Приведите примеры проявления этого качества.

г) О высокой скорости переключения внимания свидетельствует легкость включения в работу в начале урока; легкость перехода от одного вида учебной деятельности к другому (например, от усвоения нового материала к ответам по домашнему заданию); Учтите, что переключаемость внимания тесно связана с типом темперамента. У подвижных типов темперамента (сангвиники, холерики) это качество, как правило, развито сильнее, чем у малоподвижных типов темперамента (флегматики, меланхолики).

  1. Особенности восприятия (тип восприятия, степень развития наблюдательности).

  2. Особенности памяти (Скорость заучивания, длительность сохранения, точность воспроизведения. Тип памяти по оптимальному способу заучивания. Сравнительное развитие смысловой и механической памяти. Сравнительное развитие образной и словесно-логической памяти. Владение рациональными приемами заучивания).

а) Разным школьникам требуется разное количество повторений для того, чтобы запомнить одно и то же стихотворение, формулу, правило и т. д. Память школьников в этом случае различается по скорости заучивания.

б) Существование индивидуальных различий в длительности сохранения материала иллюстрирует следующий пример: один ученик легко вспоминает материал, заученный несколько месяцев (лет) назад, а другой не может вспомнить материал, усвоенный несколько дней назад.

в) характеризуя индивидуальные особенности памяти школьника по точности воспроизведения, нужно отметить, насколько полно ученик обычно воспроизводит учебный материал, допускает ли фактические ошибки и т. д.

г) При определении типа памяти следует помнить, что различают зрительный, слуховой, моторный и комбинированный типы Памяти. Тип памяти определяется по наиболее оптимальному для данного человека способу запоминания информации любого содержания. Он может быть установлен на основе наблюдений, самоотчета школьника, а также экспериментальных исследований.

д) О высоком развитии механической памяти свидетельствует например, легкость заучивания цифрового материала, стихотворений, а также дословная передача учебных текстов О высоком развитии смыслового запоминания свидетельствует передача учебных текстов своими словами, легкость использования запомненной информации для решения различных задач.

е) О высоком развитии образной памяти свидетельствует, например, хорошая память на лица, голоса друзей, картины природы, музыкальные мелодии, запахи и т. д. О высоком развитии словесно-логической памяти свидетельствует легкость запоминания текстов различного содержания, математических формул и т. д.

ж) К рациональным приемам заучивания можно отнести: смысловую группировку текста, распределенное во времени повторение, использование мнемотехнических приемов и т. д.

  1. Особенности мышления

а) Какой тип мышления является преобладающим у данного школьника? (предметно-действенное, наглядно-образное, абстрактное). Если ученик проявляет склонность к решению технических, конструкторских, организаторских задач, то у него развит предметно-действенный вид мышления.

Если при изучении математики ученик легче решает геометрические задачи, чем алгебраические; если при изучении истории, например, легче усваивает факты, характеристики отдельных исторических деятелей, детали событий, склонен к эмоциональному изложению, то у ученика преобладает образное мышление.

Если ученик легче решает задачи, требующие отвлеченных рассуждении, легко делает обобщения, при изложении материала де­лает акцент на основных закономерностях и связях событий, то у него преобладает абстрактное мышление.

б) Оцените, в какой степени у ученика развиты следующие качества ума:

  • гибкость (умение находить новые способы решения задач, умение понять мнение другого человека и стать на его точку зрения и т. д.) Противоположное качество называется инертностью;

  • умение логично, доказательно, обоснованно излагать своп мысли;

  • глубина (умение проникнуть в сущность сложных вопросов, видеть причины и следствия явлении и т. д.);

  • находчивость, сообразительность (умение в короткий срок разобраться в сложных ситуациях). Противоположное качество называется замедленностью мышления;

  • самостоятельность в рассуждениях (умение выработать свое мнение, аргументировать свою точку зрения);

  • критичность (способность объективно оценивать свои и чужие мысли).

в) Оцените уровень сформированности у данного ученика (в сравнении с одноклассниками и со взрослыми) следующих умений:

  • проводить анализ учебного текста, условия задачи, художественного произведения и т. д.;

  • проводить сравнение понятий;

  • давать определение понятий;

  • приводить примеры и факты, иллюстрирующие и подтверждающие какие-либо правила и законы;

  • проводить классификацию понятий, явлений.

  1. Особенности речи (словарный запас, правильность, выразительность, образность, эмоциональность речи, умение выражать свои мысли в устной и письменной речи).


^ IX. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ШКОЛЬНИКА

  1. Преобладающий эмоциональный тонус: какое настроение наиболее типично для школьника (жизнерадостное, оптимистичное, веселое, бодрое, спокойное, серьезное, легкомысленное, вялое, подавленное, грустное, раздражительное, возбужденное, встревоженное, пессимистичное и т. д.)?

  2. Устойчивость эмоциональных состояний. Она может быть большой (проявляется в редкой смене настроений, такого человека трудно взволновать, он не скоро успокаивается и т. д.) или малой (противоположные проявления).

  3. Степень эмоциональной возбудимости. Возбудимость может быть повышенной (такого человека легко удивить, обрадовать, обидеть, разгневать; он по малейшим поводам приходит в волнение, впечатлителен и т. д.) или пониженной (противоположные проявления).

  4. Характер протекания эмоций (бурное, яркое выражение, горячность, вспыльчивость, склонность к аффектам или сдержанность, владение собой).

  5. Типичная для ученика форма реакции на стрессовую ситуацию: агрессивная или депрессивная? Например, когда ученика оскорбляют или обижают, как он реагирует: грубит, озлобляется, дерется или плачет, впадает в отчаяние, испытывает неуверенность в себе? Как ведет себя в ответственной ситуации (на экзамене, соревновании, публичном выступлении): мобилизуется и показывает более высокие результаты, чем обычно или наоборот?

^ X. ОСОБЕННОСТИ ВОЛЕВЫХ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА

Оцените, насколько развиты у ученика такие качества, как целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержка, самообладание, смелость, самостоятельность, дисциплинированность, организованность внушаемость, упрямство.

^ XI. ТЕМПЕРАМЕНТ

Какой тип высшей нервной деятельности (по силе — слабости,уравновешенности, подвижности нервных процессов) характерен для ученика? Черты какого типа темперамента преобладают (холерического, сангвинического, флегматического, меланхолического)?

Какой тип высшей нервной деятельности (по преобладанию левого или правого полушария) проявляется у учащегося (мыслительный или художественный тип)?

^ XII. АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА

В этом разделе следует указать, является характер школьника по степени выраженности «средним» или у него наблюдается акцентуация характера, т. е. некоторые черты характера резко усилены. В последнем случае можно предположительно определить тип акцентуации на основе приведенных описаний различных акцентуаций характера. Для каждого типа акцентуации характерно наличие «слабого звена» или «места наименьшего сопротивления». Это те строго определенные ситуации, в которых тип характера проявляет свою слабость.

^ XIII. ВЫВОДЫ

  1. Правильно ли развивается личность школьника? Какие ка­чества личности (интересы, черты характера, способности) надо бы воспитать у ученика для его всестороннего развития? Какие недостатки личности необходимо исправить?

  2. Какие условия жизни, воспитания в семье и школе способствовали развитию положительных черт личности и какие привели к отрицательным?

  3. Каким должен быть индивидуальный подход к данному учащемуся со стороны отдельных учителей, классного руководителя, пионерской и комсомольской организации для улучшения их воспитательного воздействия?


3. Методики изучения личности школьника

^ ШКАЛЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ НЕКОТОРЫХ СВОЙСТВ

ШКАЛА ОЦЕНКИ УРОВНЯ НРАВСТВЕННОЙ ВОСПИТАННОСТИ ШКОЛЬНИКА

При определении уровня нравственной воспитанности школьника используется три критерия:

а) наличие у человека нравственных знаний, т. е. понимание того, что значит быть нравственным;

б) отношение к нравственным нормам: положительное или отрицательное, устойчивое или неустойчивое, активное или пассивное;

в) особенности нравственного поведения: как отношение к нравственным нормам реализуется в конкретных поступках и действиях.

В соответствии с этими критериями выделяются 4 уровня нравственной воспитанности школьников:

1 уровень. Неясное, расплывчатое представление о нравственных нормах.

2 уровень. Знание нравственных норм, составляющих суть нравственных качеств. Но эти нормы не стали мотивами поведения личности, отношение к ним либо отрицательное, либо неопределенное (неустойчивое).

3 уровень Четкое и правильное представление о нравственных нормах, активно-положительное отношение к ним со стороны личности, но недостаточно устойчивое проявление нравственного качества в поведении.

4 уровень. Устойчивое проявление в поведении хорошо осознаваемых нравственных норм.

^ ШКАЛА ОЦЕНКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННОГО САМОСОЗНАНИЯ

В развитии нравственного самосознания выделяют 5 уровней. Они характеризуются следующими показателями:

1 уровень. Не задумывается над своими поступками.

2 уровень. Задумывается лишь после критики..

3 уровень. Иногда анализирует свои поступки по собственной инициативе.

4 уровень. Почти всегда анализирует свое поведение.

5 уровень. Постоянно анализирует свое поведение.

^ ШКАЛА ОЦЕНКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ТРУДОЛЮБИЯ

1 уровень. Избегает участия в трудовых делах.

2 уровень. Иногда участвует, но работу выполняет плохо.

3 уровень. Участвует, но при отсутствии контроля работу не выполняет.

4 уровень. Одинаково хорошо выполняет любую работу.

5 уровень. Работает увлеченно, не допускает небрежности.

^ ПРОГРАММЫ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ОСОБЕННОСТЯМИ НАПРАВЛЕННОСТИ, ХАРАКТЕРА, ТЕМПЕРАМЕНТА ШКОЛЬНИКА

ПРОГРАММА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПРОЯВЛЕНИЕМ КОЛЛЕКТИВИСТИЧЕСКОЙ (ИНДИВИДАЛИСТИЧЕСКОЙ) НАПРАВЛЕННОСТИ

  1. Активен ли школьник в решении задач группы?

  2. Охотно ли он откликается на предложение участвовать в об­щественной работе?

  3. Когда он проявляет большую активность:

а) при личной заинтересованности;

б) когда заинтересован не он лично, а коллектив?

  1. Помогает ли школьник товарищам в классе?

  2. Замечает ли сам, когда нужна его помощь?

  3. Может ли поступиться своими интересами ради интересов коллектива?

  4. Умеет ли подчиняться требованиям товарищей?

  5. Радуют ли его успехи коллектива?

  6. Огорчают ли его неуспехи коллектива?

  7. Как он относится к тем, кто не помогает решению общих за­дач и к тем, кто остается в стороне, когда товарищу нужно помочь?

  8. Терпим ли к критике в свой адрес и способен ли высказать товарищам неодобрение, если те поступают плохо?

  9. Чуток или безразличен к людям?

^ ПРОГРАММА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПРОЯВЛЕНИЕМ СКРОМНОСТИ (ВЫСОКОМЕРИЯ)

Скромность как отношение человека к самому себе проявляется в следующих особенностях поведения:

  1. Человек не стремится к превосходству над другими.

  2. Не рекламирует себя, не рассказывает о своих успехах, не рисуется.

  3. Не стремится быть в центре внимания.

  4. Стремится не обидеть другого.

  5. Испытывает неприязнь к людям, афиширующим свои успехи и достоинства.

  6. Требователен к себе, стремится к самоусовершенствованию.

  7. Адекватно оценивает свои недостатки.

  8. В ситуации неуспеха винит себя, а не других.

  9. Умеет видеть в своих успехах заслуги других.

  10. Способен в присутствии других людей дать себе низкую оценку, если она заслужена.

  11. В поведении прост, естествен.

  12. Обладает чувством собственного достоинства.

  13. Неприхотлив, умерен в запросах.

  14. Не стремится к яркому, броскому оформлению своей внешности.

Противоположные проявления в поведении свидетельствуют о высокомерии

^ ПРОГРАММА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПРОЯВЛЕНИЕМ ВЫДЕРЖКИ

  1. Как школьник реагирует на критику, особенно На резкие я некорректные замечания в его адрес?

  2. Как реагирует на ситуации успеха и неуспеха в деятельности, значимой для него?

  3. Умеет ли в споре спокойно, разумно, настойчиво отстаивать свое мнение?

  4. Умеет ли до конца выслушать собеседника?

  5. Всегда ли контролирует внешнее выражение своих эмоциональных переживаний?

^ ПРОГРАММА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПРОЯВЛЕНИЕМ НАСТОЙЧИВОСТИ

  1. Всегда ли доводит начатое дело до конца, особенно если оно неинтересно, монотонно?

  2. Может ли выложиться полностью для достижения поставленной цели, мобилизовать внутренние резервы?

  3. Может ли в процессе борьбы за достижение цели перебороть чувство боли, усталости, общую слабость?

^ ПРОГРАММА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ЖИЗНЕННЫМИ ПРОЯВЛЕНИЯМИ СВОЙСТВ ТЕМПЕРАМЕНТА

ЦЕЛЬ: 1. Выявление степени выраженности свойств темперамента.

2. Определение типа темперамента, представляющего собой различные сочетания закономерно связанных между собой отдельных свойств темперамента.


Изучаемое св-во темперамента

Жизненные (внешние) проявления свойств темперамента

1

2

Эмоциональная возбудимость


Об эмоциональной возбудимости судят по тому, насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции (положит. или отриц.) и с какой скоростью она возникает.

Эмоциональная возбудимость тем выше, чем:

а) быстрее и выразительнее (изменение выражения лица, жестикуляции и пр.) реагирует на поддержку теплым словом, дисциплинарное воздействие; б) легче вызвать улыбку, смех, оживление какой-либо шуткой;

в) быстрее и ярче выражает чувство радости и удовлетворения, когда удается овладеть каким-либо учебным навыком.
^

Темп реакции





Под темпом реакции понимается скорость протекания различных психических процессов и реакций (движение, речь, находчивость, быстрота ума и т; п.).

Темп реакции тем выше, чем:

а) быстрее и энергичнее движение;

б) быстрее, оживленнее говорит;

в) быстрее отвечает на вопросы, вспоминает что-то

Активность


Активность — свойство темперамента, о котором, мы судим по тому, с какой степенью активности (энергичности) человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия при осуществлении целей. Сюда относятся целенаправленность и настойчивость в достижении целей, сосредоточенность внимания в длительной работе и т.д.

Активность тем выше, чем:

а) наиболее энергичен при преодолении трудностей и препятствий на пути к достижению цели;

б) дольше сохраняет бодрость и не «опускает руки» в трудных условиях;

в) больше склонность доводить начатое дело до конца.

Реактивность


Реактивность как. свойство темперамента проявляется в степени непроизвольной реакции на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (критические замечания, угрозы, резкий и неожиданный звук и т. п.). О человеке с высокой реактивностью говорят: «Вначале сделает, а потом подумает», а с низкой: «Семь раз отмерит и только потом отрежет».

Реактивность тем выше, чем:

а) больше готов отвечать, не подумав, на любой вопрос и потому часто отвечает невпопад

б) легче и чаще в досаде и раздражении «выходит из себя», проявляет вспыльчивость, вступает в конфликт;

в) быстрее, увлекшись чьим-либо рассказом, приходит в состояние крайнего возбуждения и прерывает рассказ различными восклицаниями, проявляет нетерпеливость.



1

2

Экстравертирован-ность – интровер

тированность


Экстраверсия — направленность личностивовне: к деятельности побуждают впечатления, имеющие место в данный момент, Интроверсия — направленность личности во внутрь: к деятельности побуждают впечатления, имеющие место в прошлом или мысли о будущем. Другими словами, воздействие окружающей в данный момент обстановки, внешние впечатления, все то, что происходит в данный момент и в данном месте в большей степени определяют поведение экстраверта. Поведение же интроверта в большей степени зависит от его внутреннего мира: чувств, мыслей, образов о том, что с ним было и что 6у дет; человек как бы погружен в себя, в прошлое и будущее.

Экстравертированность тем выше, чем:

а) с большим интересом следит за тем, что происходит вокруг него в данную минуту; меньше склонен погружаться в воспоминания, «уходить» вовнутрь себя;

б) больше любит выполнять работу «живую» (с кем-то о чем-то договориться, кому-то что-то показать, объяснить и т. п.);

в) легче запоминает лица людей, детали и подробности чьей-либо биографии, различные дела, случаи, происходящие в коллективе; хуже – смысл чего-либо (теории, формул и т.д.)

Ригидность — пластичность

Ригидность — пластичность — свойство темперамента, проявляющееся в том, насколько легко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичность) или, наоборот, насколько инертны и косны его поведение, привычки, суждения (ригидность).

Ригидность проявляется тем больше, чем:

а) с большим трудом привыкает к новым людям (например, после того, как впервые пришел в класс, в новый для него коллектив) я с большим трудом отвыкает от прежних друзей, товарищей по учебе (долго вспоминает, рассказывает о них);

б) медленнее отвыкает от прежних жизненных условий, окружающих предметов; с большим трудом расстается со своими вещами (письмами, фотографиями, привычной одеждой), не любит менять расположение мебели в квартире, предметов на своем рабочем месте и т. п.;

в) труднее и медленнее происходит переключение с одних действий на другие, труднее «сдвинуть» с места; но после того, как привык к новому действию, новой работе, способен к длительному ее выполнению, даже если эта работа абсолютно ему не интересна (люди — «паровозики»);

г) труднее вырабатываются двигательные навыки;

д) медленнее и труднее происходит переключение с одних эмоций и чувств на другие.

Тревожность

Тревожность как свойство темперамента — это склонность человека переживать самые различные ситуации, как чем-то ему угрожающие, и испытывать при этом неопределен­ный страх и беспокойство, не направленные на какой-либо определенный предмет или явление. Тревожность тем выше, чем:

а) больше думает о возможной личной неудаче в ответственных делах, чем о самом деле;

б) выше стремление избегать различных жизненных ошибок, даже незначительных; отсюда, например, склонность неоднократно перепроверять результаты своих действии (может вернуться домой с половины дороги, проверить, выключены ли свет и газ, закрыта ли дверь и т. п.);

в) хуже переносит различные ожидания: в очередях, транспорте и т. п.;

г) больше неуверен в себе и в своих действиях, легче впадает в уныние, более мнителен; отсюда, например, склонность заблаговременно выполнять учебные задания, повышенная ответственность и даже известное «занудство» при общественных поручениях и т. п.

Общительность


Общительность как свойство темперамента — это относительно независимое от содержания и ситуации общения психическое свойство, которое определяет в нем (в общении) динамическую сторону активности человека: частоту установления контактов с людьми, легкость их протекания, широту круга знакомств и т. д. Человек тем общительнее по темпераменту, чем:

а) легче и быстрее знакомится с новыми людьми;

б) больше предпочитает говорить сам, чем слушать других;

в) больше друзей и приятелей, с которыми он регулярно общается.

Резистентность


Под резистентностыо психической деятельности понимается степень сопротивления утомлению, тем или иным неблагоприятным условиям труда (например, стрессу), работоспособность.

Резистентность тем выше, чем:

а) выше степень сопротивляемости утомлению, выше работоспособность в течение учебного дня;

б) меньше поддается отвлекающим от занятий факторам;

в) меньше сказываются на деятельности колебания настроения;

г) больше сопротивляемость стрессу (психическому напряжению).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации изучение личности школьника киров 1998 Составитель iconМетодические рекомендации по написанию и оформлению курсовых работ 56
К82 Криминалистика : методические рекомендации для студентов очной и заочной форм обучения специальности 030501 «Юриспруденция» /...

Методические рекомендации изучение личности школьника киров 1998 Составитель iconМетодические рекомендации по подготовке и написанию реферата Вопросы для самоконтроля по курсу
История отечественного государства и права: Программа курса и методические рекомендации для студентов очно-заочного, заочного отделений...

Методические рекомендации изучение личности школьника киров 1998 Составитель iconМетодические рекомендации по выполнению контрольных работ Самара 2013
Основы математического моделирования социально-экономических процессов. Методические рекомендации по выполнению контрольных работ...

Методические рекомендации изучение личности школьника киров 1998 Составитель iconМетодические рекомендации для студентов педагогических вузов Самара 2002
Курсовые работы по педагогике: Методические рекомендации для студентов педагогических вузов / Составитель О. К. Позднякова. Самара:...

Методические рекомендации изучение личности школьника киров 1998 Составитель iconМетодические рекомендации и варианты контрольных работ для высших учебных заведений Минск
Составитель: Ю. В. Александренков – доцент кафедры «Информационные технологии в управлении», кандидат социологических наук

Методические рекомендации изучение личности школьника киров 1998 Составитель iconМетодические рекомендации по организации воспитательной работы в
Утверждено решением ученого совета Южно-Украинского государственного педагогического университета имени К. Д. Ушинского (Протокол...

Методические рекомендации изучение личности школьника киров 1998 Составитель iconМетодические рекомендации по написанию и оформлению курсовой работы...
Составитель: кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных наук Баскакова Марина Васильевна

Методические рекомендации изучение личности школьника киров 1998 Составитель iconМетодические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине...
Составитель Андрусенко О. В., к ю н., доцент, зав кафедрой теории и истории государства и права

Методические рекомендации изучение личности школьника киров 1998 Составитель iconМетодические рекомендации и контрольные задания для самостоятельной...
Методические рекомендации содержат пояснительную записку (цели, задачи курса и т д.), тематический план, содержание курса, методические...

Методические рекомендации изучение личности школьника киров 1998 Составитель iconМетодические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине...
Составитель Андрусенко О. В., к ю н., доцент, зав кафедрой теории и истории государства и права Урфюи

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов