1 Психология как наука. Предмет, задачи и структура современной психологии. Методы психологии. Психология




Название1 Психология как наука. Предмет, задачи и структура современной психологии. Методы психологии. Психология
страница1/6
Дата публикации20.07.2013
Размер0.67 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6
1) Психология как наука. Предмет, задачи и структура современной психологии. Методы психологии.

Психология – это учение о душе; это область знаний о внутреннем мире человека и животных, т.е. наука о психике человека и животных.

Объектом изучения психологии является человек.

Предметом изучения психологии является закономерность формирования функционирования и развития психики людей и животных.

В своем развитии психология прошла 4 этапа:

1. Психология как наука о душе (5 век до нашей эры). Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

2. ^ Психология как наука о сознании (начало в 17 веке, в связи с развитием естественных наук). Способность думать, чувствовать, желать называли сознанием. Основным методом изучения сознания считалось наблюдение человека за самим собой.

3. ^ Психология как наука о поведении. (Начинается во второй половине 19 века). К задачам психологии относились наблюдения за поведением, поступками, реакциями человека.

4. Современный. Психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики. В настоящее время психология превратилась в многоотраслевую прикладную науку.

Структура психологии:

1. Общая психология – теоретическая и экспериментальная наука, изучающая психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии.

2. Социальная психология – ряд отраслей, исследующих психологические аспекты отношений личности и общества.

3. Ряд отраслей психологии, которые исследуют психологические аспекты развития (возрастная, детская, подростковая, пожилых людей), психология аномального развития (больные дети и др. патологии).

4. Специальная психология, исследует психику деятельности (психология труда, педагогическая, медицинская, военная, психология спорта, торговли и т.д.).

Можно выделить следующие группы методов:

1. Организационные. К организационным методам относятся следующие:

1.1. Сравнительный (сопоставление различных групп людей по возрасту, образованию, деятельности и общению);

1.2. Лонгитюдный (многократное обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного времени);

1.3. Комплексный (в исследовании участвуют представители различных наук, что позволяет устанавливать связи и зависимости между физиологическим, психическим и социальным развитием).

2. Эмпирические – наблюдение за отдельными фактами, их классификация и установление закономерных фактов между ними (наблюдение, самонаблюдение, эксперимент).

3. Психодиагностические методы (тесты, опросы, анкетирование, беседа).

Задачи психологии: научиться понимать сущность психических явлений; научиться управлять ими; уметь использовать полученные знаний с целью повышения эффективности различных отраслей практики.
^ 8)Представление и его специфика.

Представление – это психически-познавательный процесс отражения в сознании человека объектов действительности, образы которых сохранились у человека благодаря его предшествующему опыту. Представление играет существенную роль в познавательном процессе, так как позволяет обходиться без многократного опыта и обеспечивает накопления информации о мире.

^ О роли представления говорят его функции:

1. Сигнальная функция нам сообщает с каким предметом мы можем столкнуться (пример, условный рефлекс на слово лимон).

2. Регулирующая функция – настраивание организма на определенные действия.

3. Настроичная функция - формирует программу действий на основе предыдущего опыта.

Виды представлений:

1. По модальности раздражителя – зрительные, слуховые, двигательные, обонятельные.

2. По степени обобщенности – общие и единичные (общие – обобщенно отражающие ряд сходных предметов; единичные – представления, основанные на восприятии одного определенного предмета).

3. По степени волевого усилия – произвольные и непроизвольные (непроизвольные - представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека).

^ Представления лежат в основе воображения, тесно связаны с мышлением, речью.

2)Понятие о психике. Происхождение психики

Психика–это свойство живой высокоорганизованной материи. Это свойство заключается в способности отражать своими состояниями окружающий объективный мир. Психику нельзя свести к деятельности мозга. Нервная система является органом психики, но содержание психики отражает внешний мир.

В истории психологии существует несколько подходов, объясняющих кому присуща психика:

Панпсихизм – психика присуща всей природе живой и неживой;

Биопсихизм – психика присуща живым организмам (в том числе и растениям); Антропопсихизм – психика присуща только человеку;

Нейропсихизм – психика присуща живым существам, имеющим нервную систему.

Психика возникает у живых существ для того, чтобы они могли ориентироваться в этом мире и существовать.

^ Выделяют следующие этапы психики:

1. Этап элементарной чувствительности. Животное реагирует только на отдельное свойство предмета внешнего мира. Поведение определяется врожденными инстинктами.

2. Стадия предметного восприятия. Отражение действительности осуществляется в виде целостных органов. Животное способно обучаться и приобретать индивидуальные формы поведения.

3. Этап интеллектуальной психики. Животное способно отражать межпредметные связи и ситуацию в целом (обходить препятствие и решать двухфазовые задачи).

4. Проявление сознания – свойство, которым обладает только человек.

Структура психики человека

- Психические процессы:

1. Познавательные психические процессы (ощущение, восприятие, представление, воображение, речь, мышление, память, внимание);

2. Эмоционально-волевые (чувства, эмоции, воля);

3. Психические состояния (страсть, бодрствование, сон, агрессия).

- ^ Психические свойства (характер, темперамент, задатки и способности).

3)Строение нервной системы. Мозг и психика.

Нервная система человека является носителем психики человека.

^ Основными функциями нервной системы являются: обеспечение контактов с внешним миром, объединение внутренних органов в системы, организация целостного функционирования организма.

^ Основной элемент нервной системы – нервные клетки, или нейроны: Сенсорные – передают информацию от органов тела к мозговым центрам; Моторные – передают информацию от мозговых центров к органам тела; Локальные сети – передают информацию от одного участка нервной системы к другому участку нервной системы.

Нервная система человека состоит из Центральной (включает в себя спинной и головной мозг).

^ Спинной мозг регулирует работу отдельных органов и мышечных групп. Для выполнения сложных психических процессов существует головной мозг.

Головной мозг работает как единое целое. Он принимает и перерабатывает информацию, создает программу действий и осуществляет контроль за их выполнением;

Периферической (соединяет центральную нервную систему с сенсорными рецепторами тела и мышц);

Вегетативной (регулирует работу сердца, кровеносных сосудов, желез и других органов).

Чем выше расположена та или иная часть мозга, тем сложнее ее функции. Вес мозга взрослого человека ≈ 1400гр. Головной мозг – ассиметричный орган. Состоит из левого и правого полушария. Левое полушарие отвечает за логическое рациональное мышление, чувство времени. Правое полушарие отвечает за эмоции и образное мышление.

4)Сознание как высшая форма отражения внешних и внутренних явлений. Сознательное и бессознательное.

Сознание выступает в качестве высшей формы отражения внешних и внутренних явлений. Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. Изготовление, употребление орудий труда способствовали развитию абстрактного мышления, речи, языка, развитию общественно-исторических отношений между людьми.

Свойства сознания:

1. Активность, что связано с наличием цели у человека.

2. Интенциональность – направленность на какой-либо предмет.

3. Способность к рефлексии – способность к самопониманию, самопознанию.

4. Сознание носит мотивационно-ценностный характер – оно всегда мотивировано, преследует какие-то жизненные ценности, что внутренне обусловлено потребностями организма или личности.

5. Сознание носит общественный характер, т.е. является необходимым элементом общественной деятельности человека.

Многие отношения, переживания, составляющие внутренний мир каждого человека, не осознаются им. Непременной составляющей частью психики человека выступает бессознательное.

Все современные концепции, касающиеся бессознательного, можно подразделить на 2 теории:

1) Теория психоанализа. Впервые взаимоотношения сознательного и бессознательного детально исследовал известный австрийский ученый Зигмунд Фрейд. По Фрейду психика человека состоит из трех уровней: Бессознательная - принцип, который регулируется принципом удовольствия и включает в себя врожденные и вытесненные импульсы желания, влечения, стремления.

Сознание – явление, поддающееся волевой регуляции – это наша реальность.

Предсознание – этот уровень включает в себя нормы, правила, принципы культуры, которые созданы определенным обществом. Теория психоанализа рассматривает сознание и бессознательное как взаимоисключающие элементы психики.

2) Теория неосознаваемой психологической установки – в основе этой теории лежит идея целостности психики.

5)Понятие «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность» в психологии. Соотношение биологического, социального и психологического в человеке.

Человек – существо, обладающее биологическим и социальным началом (социальное, поскольку общественные отношения изменили как его телесную организацию, так и сам характер существования).

Индивид – единичный представитель человеческого рода со всеми присущими ему особенностями.

Индивидуальность - это набор качеств разного рода, которые позволяют человеку быть самим собой и отличают его от других людей.

Личность – качества человека, которые формируются благодаря жизни человека в обществе. В процессе жизнедеятельности человек вступает в отношения с другими людьми (общественные отношения) и эти отношения формируют его личность.

В истории психологии существует 3 подхода, объясняющих соотношение биологического и социального начала:

1 подход – биологизаторский, сторонники которого говорили о преобладании биологического начала в формировании личности. Представители – Фрейд, Чизаро Ламбразотто;

2 подход – социологизаторский, сторонники которого утверждали, что не биологическое, а социальное начало является доминирующим в формировании личности. Они указывали на необходимость благоприятных социальных условий, когда положительные качества будут развиваться, а негативные будут подавляться;

3 современный подход. Указывает, что на формирование личности влияет как биологическое так и социальное начало.

^ 6)Понятие об ощущении. Свойства ощущений. Основные виды ощущений, их характеристика.

Ощущение – это психически-познавательный процесс отражения отдельных свойств действительности, которые непосредственно воздействуют на человека в данный момент. Физиологическая основа ощущения связана с работой анализаторов.

Анализаторы – это каналы, по которым человек получает сведения о действительности.

Анализаторы состоят из трех частей:

1. Рецепторов (нервные окончания) - орган чувств (глаза, рот, кожа).

2. Проводящих нервных путей, по которым нервные сигналы передаются в мозг.

3. Центральных корковых отделов анализаторов, где происходит «обработка» нервных сигналов, поступающих от рецепторов.

Свойства ощущений:

1. Интенсивность ощущения – это степень испытываемого ощущения.

2. Длительность ощущений – это отрезок времени от момента начала действия раздражителя до момента возникновения ощущения.

3. Латентный период ощущения – это отрезок времени от момента начала действия раздражителя до момента возникновения ощущения.

4. Последствие ощущений – это отрезок времени от момента окончания действия раздражителя до полного исчезновения ощущения.

Виды ощущений:

1. По форме раздражителя выделяют следующие виды ощущений: зрительные, слуховые, обонятельные, кожные, вкусовые.

2. По уровню осознания: осознанные, неосознанные.

3. По месту расположения рецепторов: экстерорецептивные – отражают свойства предметов и явлений внешней среды (зрительные, обонятельные, вкусовые и др.); интерорецептивные – отражают состояние внутренних органов (болевые ощущения, ощущения равновесия, ускорения); пропреоцептивные – отражают движение нашего тела (например, мышечно-двигательные ощущения дают информацию о положении тела в пространстве, движении тела и его частей, сокращении или растяжении мышц).

Нарушение ощущений: дальтонизм, глухота и т.д.
7)Восприятие, его свойства и виды. Индивидуальные различия восприятия

Восприятие – это психически-познавательный процесс отражения в сознании человека, предметов и явлений реального мира в их целостности при непосредственном воздействии на органы чувств. На основе ощущения возникает восприятие.

^ Свойства восприятия:

1. Избирательность восприятия – способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют для него интерес.

2. Предметность восприятия – восприятие направлено на предмет реальности.

3. Целостность восприятия – восприятие дает целостный образ объекта. 4. Константность – это способность сохранять постоянство некоторых свойств объектов при изменении условий.

Виды восприятия:

1. Зависимость от модальности раздражителя (зрительное восприятие, вкусовое, слуховое);

2. В зависимости от формы отражения: восприятие пространства (форма, величина), восприятие времени, восприятие движения.

3. В зависимости от волевых усилий: произвольное, непроизвольное.

4. Нарушение восприятия: автологические – связаны с нарушением коры головного мозга (агнозия – трудность узнавания объектов), дереализация – человек теряет ориентацию; ситуативные нарушения – иллюзии, галлюцинации.


^ 9) Память. Процессы памяти. Виды памяти. Законы

Память – процесс запоминания, сохранения и воспроизведения человеком образов, мыслей, эмоций, движений, т.е. всего, что составляет индивидуальный опыт каждого.

Память является необходимым условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков, способностей человека. Без нее невозможно поведение, мышление, сознание и подсознание. Память обеспечивает единство и целостность человеческой личности.

^ Существует три главных процесса памяти:

1. Запоминание – процесс памяти, в результате которого происходит запечатление нового путем связывания его с приобретенным ранее.

2. Сохранение, т.е. организация и удержание информации. Может быть динамическим (материал изменяется мало) и статистическим (материал обязательно трансформируется, подвергается переработке). Исчезновение из памяти – забывание. Хранение и забывание представляют собой разные характеристики одного процесса.

3. Воспроизведение – процесс извлечения из памяти сохраненного материала;

3.1. Воспроизведение – это процесс появления в сознании ранее воспроизводимых мыслей. Оно осуществляется в следующих формах: узнавание (возникает при повторном восприятии объекта) и воспоминание (осуществляется при отсутствии восприятия объекта).
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1 Психология как наука. Предмет, задачи и структура современной психологии. Методы психологии. Психология iconВопросы по социальной психологии для итоговой государственной аттестации...
Социальная психология как наука. Предмет, задачи социальной психологии. Сопоставление социальной психологии с родственными

1 Психология как наука. Предмет, задачи и структура современной психологии. Методы психологии. Психология iconВопрос Определение психологии как науки. Предмет и задачи психологии
Аристотель в трактате «О душе» заложил основы психологии как самостоятельной области знаний. Так первоначально психология выступала...

1 Психология как наука. Предмет, задачи и структура современной психологии. Методы психологии. Психология iconВ опрос Предмет и задачи психологии. Психология —
Психология — это наука, изучающая психику в ее развитии и проявлении в различных видах деятельности

1 Психология как наука. Предмет, задачи и структура современной психологии. Методы психологии. Психология iconПреподаватель: к пс н., доцент Каданкова Н. Н. Вопросы к экзамену:...
...

1 Психология как наука. Предмет, задачи и структура современной психологии. Методы психологии. Психология iconЗакономерности возрастного развития: ведущая деятельность, обучение и развитие
Психология как наука о внутреннем мире человека. Структура современной психологии

1 Психология как наука. Предмет, задачи и структура современной психологии. Методы психологии. Психология icon4. Методы психологии Понятие о методе науки. Методология как учение...
Общая характеристика психологии как науки. Понятие предмета и объекта науки. Своеобразие явлений действительности, обозначаемых термином...

1 Психология как наука. Предмет, задачи и структура современной психологии. Методы психологии. Психология iconЭкзаменационные вопросы к курсу «Психология развития и возрастная психология»
Предмет и задачи психологии развития. Теоретическое и практическое значение психологии развития

1 Психология как наука. Предмет, задачи и структура современной психологии. Методы психологии. Психология iconВопросы для итогового контроля по дисциплине
Психология семейных отношений как отрасль психологии. Предмет и задачи семейной психологии

1 Психология как наука. Предмет, задачи и структура современной психологии. Методы психологии. Психология iconУчебное пособие оглавление глава предмет, история и основные направления...
Предмет, история и основные направления дифференциальной психологии. Дифференциальная психология как наука

1 Психология как наука. Предмет, задачи и структура современной психологии. Методы психологии. Психология icon1. Если сформулировать обобщенно предмет психологии, то можно сказать,...
Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно – поведение, поступки, реакции...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов